Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Краткое рассказ по картине три богатыря начальная. Самые известные картины васнецова виктора михайловича

Краткое рассказ по картине три богатыря начальная. Самые известные картины васнецова виктора михайловича

Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»
Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".

Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.
Картина три богатыря Васнецов написал в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич.
Илья Муромец наш былинный герой он самый сильный и мудрый на черном коне вглядывается в даль из под мускулистой руки, с которой свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье наизготове. Слева от Ильи Муромца На белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне сидит Алеша Попович держит в его руках меткий лук, от стрелы которого ни один враг не увернется, его сила кроется в его хитрости и смекалке. Этой велико-русской троице с ним никогда не будет скучно, в часы отдыха он может и на гуслях поиграть. Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.
Картина три богатыря самая значительная в творчестве Васнецова, в русской живописи ни один художник не уходил так глубоко. как Васнецов отдавая себя полностью былинно эпическим сюжетам. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.
На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

Очень часто художники используют в своих картинах мотивы русского народного творчества. Особую популярность этот прием набирает в девятнадцатом веке, когда жил и художник Виктор Васнецов. Он яркий представитель художественной живописи, в основе которой лежали фольклорные мотивы. Они и стали основной темой творчества Виктора Михайловича.
Известно, что Виктор Васнецов написал много картин, которые не только сохранились до нашего времени, но и стали настоящими шедеврами. Чаще всего в его полотнах находили отражение русские народные сказки и былины Руси. Такие необычные картины, имеющие определенный сказочный или былинный сюжет и сделали из художника Васнецова признанного мастера не только в нашей стране, но и на мировом уровне.

Интересна история его великолепной картины «Богатыри». Известно, что он ее писал на протяжении тридцати лет. А началась она с того, что неожиданно для самого себя художник, находясь под впечатлениями от былин, подошел к полотну и сделал небольшой набросок карандашом, даже не представляя еще в тот момент, что из этого может получиться. Но позднее он опять вернулся к этому наброску карандашом, внимательно его рассмотрел и, обдумав все тщательно, решил дополнить его некоторыми деталями. Но они совсем не испортили то, что уже было на полотне, а лишь сделали ее настоящим целостным монолитом художества, в которой так ярко проявилась любовь к родной русской земле. В картине отчетливо читается, как восхищен ее автор русским духом вольности, единства и тех могучих сил, которые таятся в русском человеке.

На картине Виктора Васнецова изображены три богатыря, которые стали настоящими былинными героями, прославили свою родную землю. Художник изобразил их тогда, когда они едут дозором по своему родному краю, осматривая все ли тихо и спокойно на их родной земле. Молодые люди остановились, они не только отдыхают, но и внимательно осматривают местность, чтобы понять, нет ли врага на русской земле, не пытается ли кто-нибудь нарушить покой русских людей, которым живется вольно и хорошо. Эти три богатыря смотрят внимательно и в любую минуту они готовы вступить в бой, чтобы защитить свой народ и свою землю, ведь русская земля должна жить спокойно и свободно. И ответственность за это они взяли на себя.

Три сильных богатыря долго скакали по полю и вот они остановились, зорко всматриваясь вперед, они внимательно вслушиваются в звуки природы, пытаясь увидеть или услышать любую опасность. Их оружие всегда готово к бою. Самый старший из них - это Илья Муромец. Художник его на своей картине поместил в центр. Он грузно сидит на своем вороном и смелом жеребце. Его приятная борода уже понемногу становится седой, а это значит, что с каждой такой серебряной прядью он становится умнее и мудрее. Левой рукой он держит булаву, которая хоть и тяжелая, но совершенно не мешает богатырю. Он легко поднимает руку с булавой, приставляет ко лбу и внимательно всматривается вдаль. Он смотрит в ту сторону, где совсем недавно слышался какой-то шум, но теперь почему-то там опять все спокойно. Другой рукой Илья придерживает своего резвого коня и копье. Его нога вытянута из стремени, чтобы в любой момент быть готовым к отражению атаки и для вступления в сражение.

Даже конь у Ильи Муромца изображен художником по-особенному. Ухо лошади тоже внимательно прислушивается к тому, что происходит вокруг, он слышит лучше, чем его хозяин. Но лошадь еще и смотрит в ту сторону, где раздавался недавно шум. А сколько сил ему нужно, чтобы скакать с богатырем, который всегда находится в полном боевом снаряжении!

Слева от могучей лошади светло-серого окраса с белой гривой, которая принадлежит Илье Муромцу, стоит прекрасный и белогрудый конь. На нем уверенно сидит Добрыня Никитич. Видимо, он тоже услышал шум, а, может быть, даже первым, так как уже успел вытащить свою саблю и даже снял щит, переместив из постоянного места ношения на плече к груди. У его лошади густая и прекрасная грива, которая даже, несмотря на то, что заплетена в косу, все-таки развивается на ветру. Окрас лошади второго богатыря светло-серый. И эта лошадь тоже слышит неприятный шум.

Третий богатырь - это Алеша Попович. Он изображен художником как красивый и мужественный молодой человек с большими прекрасными глазами и черными роскошными бровями. У молодого богатыря по хитрому выражению можно увидеть, что он расслаблен и пока еще не чувствует никакой опасности, так как его щит находится все еще за плечами, хотя рука уже и лежит на тетиве. И конь его отличается от остальных, так как имеет рыжий окрас. Лошадь молодого богатыря тоже чувствует какой-то шум, поэтому наклонила голову и, прислушиваясь, готовиться к сражению.

Три смелых и отважных богатыря остановились в поле, которое уютно раскинулось среди холмов. Где-то на горизонте это поле встречается с седым горизонтом. А по хмурому небу плывут огромные облака. Видно, что богатыри уже давно и много скакали и теперь аз их плечами остались овраги, холмы, большие и маленькие, и перелески. Можно увидеть на полотне, что самые опасные места, где мог пробраться неприятель, смелые люди уже проехали. И вот теперь, выехав из темного и густого леса, они остановились на поле, где очень много камней, степной травы, желтой и редкой, и елочек, которые пока совсем еще маленькие.

Но природа вокруг богатырей суровая, пасмурная, хмурая, словно она желает о чем-то предупредить своих защитников. Совсем неожиданно начинает дуть и ветер, небо с каждой минутой становится все мрачнее, словно оно готовится к дождю. Васнецов использует темные и тусклые краски для описания природы, словно она ожидает чего-то нехорошего и недоброго. Да и богатыри уже ждут, перестали беседовать и прислушиваются к каждому шороху. Эти три мужественных человека охраняют русскую землю, будут делать все, чтобы отразит натиск любого врага.

Картина Виктора Васнецова всегда всем нравиться, так как она вселяет в человека уверенность о безопасности и защите. Такое полотно говорит о том, что у нашей страны есть прекрасное будущее, так как земля русская рождает таких богатырей. А вот стойкость и мужество русского человека, его непобедимость, лишь только становиться сильнее.

Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.

Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать - синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора - Апполинарий Васнецов.

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.

Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы". Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собаченка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле.

Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.

Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.

У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
"Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:

"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."

Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...

Герой этой картины - Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды...

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером "горючем" камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.

Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал - не нашел. Средний искал - не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.

Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.

Еще одна "сказочная" картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.

"Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества". - Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.

Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Барышня! Живая ли? - Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!

Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.

Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна Русь.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...

"Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг", - так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.

О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших...

Вот он, "вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

"Аленушка" сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.

История создания картины В.М.Васнецова "Богатыри"

Над картиной "Богатыри" В.М.Васнецов работал в течение двадцати с лишним лет, с карандашного наброска 1871 года до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. Первый маленький карандашный набросок "Богатырей" (размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной "Богатыри" считается 1881 год (Абрамцево), но все основные черты композиции уже были созданы ранее.

Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.

В некоторых былинах говорится о заставах, состоявших из многих богатырей, например в былине "Бой Ильи Муромца с сыном", помещённой в "Альбоме русских народных сказок и былин" (1875). (В этом альбоме Васнецов участвовал как иллюстратор, - он дал рисунки на тему о Жар-птице.) Столь же многочисленная и такая же значительная богатырская застава воспета в одном из вариантов былины "Илья и Сокольник". Рассказывается о двенадцати богатырях также и в былине "Илья Муромец и его", относимой к поздним вариантам былин московского периода. В другой, тоже поздней по происхождению былине, "Илья Муромец и Калин Царь", в заставе, состоявшей из двенадцати богатырей, стояли: Илья, Алёша, Добрыня и Ермак.

В числе всех этих богатырей выделены сказителями как самые дорогие и любимые Илья, Добрыня и Алёша. Это олицетворение выдающихся качеств русского народа, духовных и физических. Народное творчество во всём возвеличивает своих богатырей, и поэтому в обычном, будничном виде они, конечно, не могли быть представлены. И на картине Васнецова богатыри изображены в богатых доспехах, на празднично убранных конях. Сказители былин одевали таким образом своих любимцев.

Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно - преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую цитату былинного текста:

Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая - ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была художником в письме к П.П.Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве: "Картина моя - Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".

"Не обижают ли кого" - вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. 23 апреля 1898 года в Москве картина была подписана и вскоре приобретена П.М.Третьяковым для галереи.

(по книге: Н.Моргунов, Н.Моргунова-Рудницкая. Русские художники. Васнецов. - М.: Искусство, 1962)