Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Когда появилась русская баня первое. История бани: разновидности и самые интересные факты их происхождения

Когда появилась русская баня первое. История бани: разновидности и самые интересные факты их происхождения

Русская баня имеет длинную историю. Возникла она, как говорят ученые, вместе с зарождением славянского рода-племени. Из устного народного творчества, из глубины веков, дошло до нас упоминания о целебной силе бани.

В банной процедуре воедино сливаются самые сильные стихии природы – вода и огонь. Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, но самыми уважаемыми были боги Солнца, огня и воды. В бане люди соединяли эти силы и как бы принимали их покровительство и получали частицу их могущества.

Существует много праздников, связанных с огнем и водой. Например, на Ивана Купалу наши предки прыгали через огонь, очищаясь от зла и болезней, а ночные купание в реке или озере позволяли слиться с природой и приобщится к ее жизненным сокам.

Вспомните сказки, где фигурирует живая и мертвая вода. Это – отголоски древних верований в очистительную и целебную силу воды. Люди издавна знали, что здоровье напрямую связано с чистотой. Баню славяне считали хранительницей той самой «живой» воды, направляющей жизненную энергию в нужное русло.

Значение бани

Сначала баня была символом преодоления злых сил, а со временем ее значение поменялось – она стала олицетворять домашний очаг и дружеские намерения. Опять же, в русских народных сказках, Иванушка говорит Бабе-Яге, что сначала гостя нужно в баньке попарить, накормить, напоить, а уже потом расспрашивать. Такое представление о гостеприимстве долго сохранялось в деревнях на Руси.

В жизни русского человека баня имела такое большое значение, что в древних летописях, где подробно рассказывается о нравах людей, можно обнаружить многочисленные упоминания о мыльнях. Именно так называли тогда бани, а еще у них были такие прозвища, как «влазни», «мовницы», «мовьи». Например, в договоре с Византией, датированным 907 годом, даже специально был пункт, в котором оговаривалось, что прибывшие в Константинополь русские послы будут, когда захотят, «творить мовь». О банях есть заметки в «Повести временных лет» и уставе Киево-Печерского монастыря. Монахи тогда были весьма начитанными и знали толк в вопросах медицины, так как имели возможность изучать труды древнегреческих врачевателей, а именно они первые обратили внимание, сколько пользы может дать человеческому организму парная. Собирая такие полезные сведения, при монастырях стали устраивать бани и наблюдать их действие, какой целебный эффект они оказывали на больных. Когда лечебные свойства жара и пара подтвердились, при банях стали организовывать своеобразные больницы, которые назвали «заведения для немогущих». Скорее всего, их можно назвать первыми лечебницами на Руси.

Иностранцы и русская баня

Русскую баню невозможно сравнить с азиатскими, а уж тем более, с европейскими, ведь в ней воздействие пара намного сильнее. И все потому, что главным атрибутом является веник, который хлещет разгоряченные тела, и со стороны видится, что это просто пытка. Так это было на взгляд иностранцев, которые впервые попадали в парную. Под ударами березового веника им казалось, что наступил их последний час, но, только выйдя из бани, они чувствовали прилив сил и бодрости. Так чужеземцы на всю жизнь запоминали острые, удивительно необычные ощущения, связанные с парной. Именно они разнесли по всему миру славу о ней, как о целительнице от многих недугов. Существует множество иностранных книг, в которых путешественники делятся своими яркими впечатлениями о путешествиях по русской земле и непременно там есть упоминание о бане.

Например, в древней арабской рукописи описывается, как наши предки строили бани. Там говорится, что это был небольшой деревянный дом с одним небольшим окошком, располагающимся почти возле самого потолка. Щели между бревнами забивали древесной смолой и лесным мхом. В углу бани ставили огненный очаг, который был обложен булыжниками, непременно здесь же находилась бочка с водой. Когда камни накалялись от огня, на них брызгали водой, предварительно закупорив дверь и окно.

Иностранцев поражало, что местные жители после жаркой парной, с разбегу ныряли в ледяную прорубь или снежный сугроб. Поэтому они казались невиданными богатырями.

Баня по-белому и по-черному

Люди парятся, взбираясь на полки, которые похожи на лестницы из нескольких ступеней. Чем выше – тем жарче и гуще пар. На самой верхней полке в состоянии находится только самые опытные и самые выдержанные парильщики, ведь там температура очень высокая.

«Белая» баня и «черная» строились совершенно одинаково. Это был маленький сруб с двумя комнатками и низким потолком, но баня по-черному отличалась тем, что в ней не устраивали дымохода. И не нужно заблуждаться, что парится в такой бане – это задыхаться от копоти и дыма. Сейчас они — большая редкость, но в Западной Сибири и на Среднем Урале еще остались таковые и некоторые предпочитают именно их.

Черной такая баня называется потому, что уже после первом топлении, потолок и стены сразу же становились черными, ведь из-за отсутствия дымохода дым поступал от очага в парилку. Когда баня прогревалась, открывали окна и двери, дым выходил прочь. Естественно, что париться никто не начинал до того, как все не выветрится. Потом баню опаривали: стены окатывали горячей водой и проводили скребком, снимая копоть, а далее поддавали пару, плеснув на каменку воду. Такой способ считается самым древним.

История русской бани. Что было до бани

За много времени до того, как появились бани, славяне парились очень остроумно — в… печках. Они использовали ее замечательное свойство сохранять жар после, например, выпечки хлеба. Из жерла печи удаляли копоть и золу, на поддон настилали солому, ставили кадку с водой и веник. Дальше кто парился первым, садился на обычную доску, а помощник вдвигал его в жерло. Потом заслонку печи плотно закрывали, и человек внутри парился, предварительно побрызгав воду на стенки печи, получая душистый пар с запахом свежего хлеба.

Когда парильщик заканчивал, он стучал по заслонке, и его вынимали так же, как и помещали. Он обливался холодной водой или бежал окунуться в реку.


Первые бани на Руси

На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо - парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков:

«...Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали».

Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а - мучение».

Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.

Но некоторые исследователи утверждают и обратное - что первая баня проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне, у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после погребения покойника очищали себя парной баней.

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти.

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

На Руси в баню ходили все

В летописях X-XII веков часто упоминается о банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.

Из летописи 966 г. мы узнаем:

В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе - «Красное солнышко», бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани - «истобька». Наверное, образовано от слова - истопить?

Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде «История государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:

...«Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется... Презирает непогоду, свойственную климату северному... Закаляется своей огненной баней».

В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

"Почему урусуты здоровые и сильные?"

Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, иные же - валялись в сугробах снега.

Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий Ян в романе «Батый»:

«Бату хан метнул плетью на срубы:

Что делают эти безумцы?

Эти домики называют мыльни, - объяснил толмач. - Там жители Мушкары (Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем - окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того урусуты (русичи) такие сильные».

Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха - Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро делала», - говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.

В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых: Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть здорову». Евпраксия уже тогда говорила об "особенности" русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет тело».

22.01.2016

Я думаю, что каждому живущему человеку на территории России очень интересно будет послушать историю русской бани. Ведь мы ходим в неё, но не знаем, откуда эта традиция пришла, кто к нам её принёс. В данной статье мы попытаемся вам об этом рассказать.

Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком. Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.

У всех народов баня считалась местом особенным, священным. Поговорка о том, что после мытья в бане словно заново родился, берет начало с давних – давних времен. Ниже рассмотрим, какие народы и страны начинали вводить в свою культуру баню.

Отдельные племена Америки пользуются «древней» баней и по сей день. То есть, строился конусообразный шалаш, посредине которого выкапывалось небольшое углубление. В эту ямку клали раскаленные на костре камни и брызгали на них водой. Сейчас этим способом пользуются туристы, экспедиторы, геологи и прочие.

Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет, и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то веху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар. Таким образом, люди очищали свое тело и душу. Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет. В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.

В России парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней. Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.

Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека монаха Нестора Летописца . Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя». Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла…о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно. Есть интересный факт, произошедший в 945 году. После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.

Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.

В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих русских. Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы. Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно. Они утверждали, что мозговые и мышечные такни от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был субботний день, в который было принято парится.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. Они дочиста выметали пол, устилали его соломой, и как говорили по этому поводу иностранцы – «парились так, что из них дух вон вылетал». Но тем не менее, эти способом пользуются и по сей день хоть и редко.

В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей. В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали Владимира) имелись бани для «немогущих». Это были первые на Руси, своего рода лечебницы. Вначале 12 века, проживала на Руси внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.

История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.

Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай «блуждавший» в то время соблюдать должны были все. После проведенной ночи вдвоем люди обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведенной совместно ночи. Такие люди поддавались легким насмешкам и шуточкам (ведь довольно странно, когда несколько человек стоит перед церковью, а не заходит во внутрь). До начала 18 века исключительно все проходили следующий обряд. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе. Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.

Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.

Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не додерживаться. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. использовали в основном березовые.

После того, как русская баня стала присуща фактически в любой стране, разные народы вносили в нее свои коррективы. Вот к примеру, ислам сопоставлял очищение в бане к религиозным помыслам, исключительно так.

Сейчас достоверно никто не может сказать откуда русская баня взяла свое начало. Одни говорят спартанцами завезена, другие думают что арабами, но ведь вполне вероятно, что русская баня была придумана славянами. Почему бы и нет? Это предположение подтверждает несколько интересных моментов. Так как мылись в банях русские, не мылся еще никто, то есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя. Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.

В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности. В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины. И лишь с 1734 года поступил запрет на вхождения мужчин в женскую, а женщин в мужскую бани.

В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками. Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем установления места под строительство церкви. В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавами, то есть чем выше, тем жарче.

Во времена Петра I в Петербурге проживал камер-юнкер Берхольц, который в своих записках о России описывал всю прелесть русской бани и степень обслуживания в них. Русские женщины знали, как правильно сделать нужную температуру, насколько сильно «отбыть» веником, и в какой момент окатить холодной водой.

Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Русская баня – история ее довольно таки интересна, и она начинает немного меняться с приходом ко власти Петра I. В то время начинается «мода» и склонения к античной культуре. Начали возводить строения по типу римских домов. Копию римских терн соорудили в помещении Большого Дворца в Царском Селе.

Как можно узнать из источников русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна. Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани». Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.

На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные». Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый. В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей. Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.

Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом и подходом к лечению болезней.

Видео об истроии русской бани:



Первые письменные упоминания о банях на русских землях были найдены в записях Геродота. Этот эллин достаточно много путешествовал и побывал даже в Северном Причерноморье, посетил устье Днепро-Бугского лимана. Здесь он услышал легенду, которую запомнил и впоследствии записал.

Согласно легенде у греческого героя Геракла было три сына. Однажды отец предложил Агафирсу, Гелону и Скифу испытать свою силу, натянув лук, с которым мог справиться только он. Два старших отпрыска потерпели неудачу и только младшему - Скифу удалось совладать с луком отца. За это тот отдал ему во владение причерноморские степи. Конечно, это только легенда, но на найденной в скифском кургане возле Никополя серебряной вазе изображены люди могучего, богатырского вида, объезжающих диких степных жеребцов.

Скифские бани

Далее в своих записях Геродот переходит от легенд к описанию жизни потомков Скифа. Так он детально рассказывает о сооружениях, которые степные кочевники использовали для очищения. Они устанавливали три длинные палки, наклоняя их верхними концами друг к другу. Далее жерди обтягивали войлоком, а в центр ставили чан с раскаленными камнями. Это, конечно, очень отдаленно напоминает современное строительство бань под ключ , но принцип использования раскаленных камней сохранился и до наших дней.

Далее историк описывает, что скифы рассаживались вокруг чана и бросали на камни семена конопли. Согласно Геродоту от камней поднимался очень сильный пар, а кочевники наслаждались и при этом издавали громкие звуки от удовольствия. По заверениям историка, с эффектом скифской бани не может сравниться ни одна из тех, что ему довелось посетить в Элладе.

Геродот оставил упоминания о некоторых банных ритуалах скифов. Так они обязательно очищали себя паром после погребения усопших. А вот скифские женщины использовали для очищения состав, приготовленный путем растиранием на камне с углублением кусочков кипариса, ладана, кедра с небольшим количеством воды. Полученным «тестом» они обмазывались с ног до головы, смывая его только на следующий день. От этого кожа становилась чистой и приобретала приятный аромат.

Бани в славянских летописях

Русская баня достаточно часто упоминается в летописях X-XIII веков. Правда, называли ее тогда мовня, мовница, мовь, мыльня, влазня. О ее популярности в Древней Руси говорит тот факт, что побежденные племена нередко выплачивали дань … березовыми вениками.

Много интересного о банных традициях славян можно узнать из «Повести временных лет», созданной летописцем Нестором, жившим в XI - нач. XII века. Он упоминает об апостоле Андрее, который во время своих странствий посетил Великий Новгород. Здесь он лицезрел деревянные бани, в которых обнаженные люди хлестали себя вениками, а после окатывали холодной водой.

Достойно также внимания упоминание деяний внучки князя Владимира Мономаха - Евпраксии, жившей в первой половине XII века. Она с детства увлекалась народной медициной. Современники описывают, что княжна с помощью целебных трав и бани лечила не только знать, но и простых людей. Ее прозвали Добродеей, поскольку она «леками людям добро делала».

В пятнадцатилетнем возрасте Евпраксия была просватана за царевича из Византии. Переехав в Царьград, она выучила греческий язык и увлеклась чтением трудов знаменитых Гиппократа, Галена, Асклепиада. Со временем она стала выдающимся врачевателем, умело объединив знания греческих ученых и славянские традиции. Она всегда радела за чистоту тела, утверждая, что хорошая баня предохраняет от болезней, укрепляя тело.

Бани при Петре I

Русский царь Петр I был большим поклонником русских банных традиций. Даже пребывая в Париже (1718 г.), он приказал обустроить в одном из домов на берегу Сены баню для гренадер. Парижане были весьма удивлены, видя как разгоряченные солдаты бросались в реку, где плавали и ныряли. По мнению французов это было смертельно опасно для здоровья. Однако Петр I на опасения королевского гофмейстра Вертона ответил: «Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней».

А вот как описывает некто Берхольц банные традиции при дворе Петра I:

  • на полку укладывают сено, а поверх - чистую простыню;
  • на раскаленные камни льют воду необходимой «теплоты»;
  • затем парят тело березовыми вениками, которые раскрывают поры, усиливают испарину;
  • далее энергично скребут по коже пальцами, отделяя «нечистоты»;
  • после натирают все тело мылом, чтобы не осталось и следа грязи;
  • окатывают теплой либо холодной водой.

По утверждению оставившего это описание Берхольца мытье в бане очень приятно. После него «чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что царь не только чтил традиции русской бани, но стал родоначальником водолечебных курортов в России. Петр I распорядился разыскивать по всей стране «лечительные воды». Так в Карелии «молотовый работник» Иван Рябоев обнаружил источник возле Олонца. Оказалось, что его вода содержит большое количество железистых соединений, поэтому получила название «марциальной» в честь бога войны (а значит и железа) Марса.

Так как в петровские времена почиталась античная культура, то наряду с русскими банями царь приказал соорудить термы. По его указу в Большом дворце, что находился в Царском селе (ныне Пушкино) построили Холодную баню. Она являлась копией римских терм и была выполнена «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

На Руси бани использовались не только для очищения тела, но и в лечебных, оздоровительных целях. Так в архивах сохранилась запись от 11 мая 1733 года о том, что медицинская канцелярия выдала разрешение «завести в Москве лечебную баню». Ее владельцу предписывалось брать умеренную плату, а также запрещалось торговать вином, водкой и прочими горячительными напитками.

Мировое признание

После разгрома Наполеона и победного шествия русской армии по Европе, бани по нашему образцу начали строить в Швейцарии, Франции, Германии. Также оценить русские парилки в XVIII веке смогли жители Лондона и Нового Света.

Популярность русских бань постепенно растет благодаря особой организации в них пространства. Так у нас в одном помещении возможно сделать то, что турки и другие жители Востока делают в четырех и даже пяти комнатах. Также кардинально отличается способ подачи пара. В римских и турецких банях он образуется от поливания водой пола, под которым проходят горячие трубы. Это значительно усложняет регулировку влажности и температуры. Русские же бани лишены этого недостатка. Здесь пар образуется в результате испарения жидкости с раскаленных камней. Так что парильщик может легко и быстро создать себе нужные условия, просто плеснув воды или приоткрыв дверь.

Примечательно, что все методические пособия по физиотерапии признают русскую баню классическим методом теплолечения. А если добавить к теплу массаж березовым или дубовым веником, целебный пар из отваров лекарственных растений, обливание холодной водой, то получается идеальная процедура для оздоровления. Именно поэтому миллионы людей во всем мире используют самобытную русскую баню как средство для достижения бодрости, здоровья и отличного самочувствия.

Чайников Григорий Леонтьевич. В бане


И стория бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене. Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать.

Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.

В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём.

Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле.

Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население.

Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т. д.

В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.