Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как исповедоваться и причащаться на Страстной седмице? Отвечают священники. Беседы с батюшкой

Как исповедоваться и причащаться на Страстной седмице? Отвечают священники. Беседы с батюшкой

В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос.

Действительно, Страстная седмица — неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году.

Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу — единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни — высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?»

Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее - в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых.

В Пасхальную ночь празднуется исключительное событие — Христово Воскресение. Это праздник праздников и торжество торжеств. Но таинство Причастия в эту ночь не меняется так, что приобщаться Господней Трапезе могут только «достойные». Таинство Евхаристии абсолютно одинаково, где бы и когда бы оно ни совершалось. В будний день в отдаленном сельском приходе или в великий праздник в многолюдном кафедральном соборе причастники причащаются истинного Тела и Крови Христовых и соединяются с Ним.

С другой стороны, само причащение не должно быть для нас самоцелью. Мы причащаемся, чтобы пребывать в единстве с Господом, чтобы Он мог войти в нас и попалить тернии всех наших прегрешений, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь в Его Царстве. Поэтому мы готовим себя к этому таинству, а не просто, проходя мимо, заходим в храм, причащаемся и спешим дальше по своим делам. Для христианина Причастие — это значимое событие, мы за него благодарим Бога и стараемся этот день провести достойно.

Желая причаститься на Пасху, надо учесть, будет ли у нас возможность соответствующим образом подготовиться. Если мы Великую Субботу проведем в покое, в молитве, в размышлении об Искупительной Жертве, думаю, ничто не воспрепятствует исполнению нашего благочестивого желания. Однако многие в Великую Субботу полностью погружены в предпраздничные хлопоты: наводят дома чистоту, запасаются провизией на много дней вперед, готовят пасхальный стол. Им некогда вспомнить, что в это самое время «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Церковь напоминает: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Если же «плоть человеча» весь день снует по магазинам, перебирая в уме, что еще надо докупить для праздничного стола, если человек только тем и занят, что жарит, парит и печет, разжигая свой аппетит, пробует, какой получилась пасха (творожное блюдо), то вполне может прийти в такое состояние, когда приобщение Таин Христовых не принесет ему пользы.

Но есть ситуации, когда человек погружен в хлопоты постоянно. Например, многодетная мать не может позволить себе даже в Великую Субботу побыть в тишине и молитвенном созерцании. Малые дети у нее на руках не только в преддверии Пасхи, но и каждый день. Это обстоятельство не должно служить препятствием к причащению Святых Таин, если она имеет желание причаститься на Пасху.

Наши постоянные обязанности (по работе, уходу за детьми, за больными и т. п.) у нас есть всегда. В Великую Субботу мы ограничиваем себя в такой деятельности, которой вполне можно избежать в этот день, или перенести на другое время, или сократить до минимума, или вообще от нее отказаться. Если, например, мы духовное празднование Пасхи ставим на первое место, то приготовление разнообразных блюд лучше отложить на последующие дни. Это поможет нам сохранить не только правильный внутренний настрой, но и физические силы.

Насыщаться после длительного поста вредно для здоровья. Тем более это не пойдет на пользу душе. В магазин можно сходить и раньше, не обязательно в субботу. Да и после ночной пасхальной службы устраивать пышное разговение неверно, так как можно утратить радость духовную, да и все домочадцы смысл Пасхи сведут к вкусным блюдам.

Когда говорят о достойном причащении на Пасху, речь идет не о том, что по праздникам причащаются более достойные, а в будние дни — менее достойные. Никогда и никого из людей, даже святых, нельзя назвать достойными соединиться с Богом, Который «есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Все мы причащаемся по милости Божией и по заповеди Христовой (см. Лк. 22, 19). Многое зависит от обстоятельств жизни человека, но важнее всего его стремление принять Христа в свое сердце, соединиться с Ним в таинстве. При этом все должно быть по совести, а не в осуждение.

Таким образом, если человек может себе позволить всю Страстную седмицу прожить сосредоточенно, в молитве, в благоговении, стараясь быть на всех службах, то почему же ему нельзя приобщаться за каждой Божественной литургией? Если человек испытывает сильную жажду быть со Христом в эти особые святые дни и имеет для этого время и силы, ему надо готовиться и со страхом Божиим, благоговением и радостью приобщаться Распявшемуся ради нас и Воскресшему Спасителю.

Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».

Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».

Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.

Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.

Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.

Люди глубоко церковные, которые сроднились духом с Евангелием и стараются всегда пребывать в молитве ко Господу, стремятся и на Страстной, и на Светлой седмице причащаться Святых Христовых Тайн, к чему призывает их Мать-Церковь. Батюшкам совсем не нужно дуться, делать хмурое лицо и отгонять от Святой Чаши чад Церкви, которые для того-то и пришли в храм, чтобы сокрыть святыню в своём сердце.

Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?

Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.

Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.

И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.

Поэтому, дорогие друзья, оставим в стороне ханжество и фарисейство, иногда имеющее место в среде священнослужителей, не будем препятствовать чадам Церкви освящаться Божественной благодатью в Таинстве Причащения, как к этому призывает нас Мать-Церковь в течение всей Светлой Седмицы.

Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».

Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.

И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».

Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.

Иерей Димитрий Туркин: Нужно сохранить себя от исповеди до причастия

Самое главное для христианина – это, конечно, встреча с Господом. И эта встреча самым лучшим образом происходит тогда, когда человек причащается Святых Христовых Тайн. Что бы он в этом ни понимал, что бы он в этом ни ожидал, всё-таки это – встреча с Богом, которую Сам Господь создаёт, предлагает нам и Сам идёт к нам навстречу.

Нам остаётся только решить: «А мы хотим с Ним встречаться?» Мы обязательно должны задать себе этот вопрос, и

тогда начнём это делать осознанно, творчески и с пользой для себя.

В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.

С Великого Четверга начинается такое время, когда человек особенно чувствует близость Неба, особенно стремится к Богу. Очень много причастников бывает в Страстной Четверг.

Кто-то из них успел исповедаться накануне, а кто-то – перед литургией. Но впереди ещё Великая Суббота и сама ночь Пасхи. И не всем удастся подойти к священнику в эти трудные для всех часы.

Даже если есть время для внутренней подготовки, у самих служителей существуют обязанности по подготовке храма к празднику. Все заняты, все очень торжественно настроены и напряжены.

Как можно причаститься в субботу или воскресение, если ты понимаешь, что на исповедь попасть трудно? Нужно взять у своего духовника – священника, которому ты постоянно исповедуешься, – благословение причаститься в четверг и субботу или в четверг и в ночь Пасхи.

Для такой просьбы нужно, во-первых, внутренне быть готовым к тому, что священник такого благословения не даст. Он может сам решить, как вам будет полезнее и удобнее это делать.

Но, если он даст такое разрешение, как нужно настроиться на внутренний духовный мир, чтобы те часы и дни, которые проходят от исповеди до причастия, не смутили вашего внутреннего духа, чтобы к Чаше вы подошли в душевном расположении к ближним, к Богу и внутреннем спокойствии?

Как этого достичь? Конечно, только практикой. Нужно научиться ещё заранее, а, если такой практики нет, то прямо сейчас кого бы то ни было не осуждать.

Возникает такая проблема: нужно сохранить себя от времени исповеди, которая иногда и в другие дни бывает с вечера до утра, когда мы причащаемся. Ведь, по меньшей мере, глупо исповедоваться вечером, потом натворить каких-то дел с тем, чтобы с утра снова идти исповедоваться. И эта проблема не единична – подобная ситуация повторяется из года в год.

Поэтому надо уже сегодня перестать осуждать кого бы то ни было. Ко всем относиться так, как будто это – самые лучшие люди, которых мы когда-либо встречали в жизни.

Конечно, такое настроение нельзя продлить на неделю или месяц – это будет сверхусилие. Но на несколько дней удержать его возможно – постоянным напоминанием себе о том, что «Не судите да не судимы будете» и кто ты такой, что судишь своего ближнего – «чужого раба», как говорит Господь.

Конечно, мы не можем перестать грешить. Нужно только перестать осуждать, сконцентрироваться на этом своём недостатке, но быть не напряжённым, а просто внимательным к себе, к своим чувствам и переживаниям. Не в том смысле, что переживать их изо всех сил, а просто не обращать на них внимание. Внимательным к своим помыслам. А на недостатки ближних никакого внимания не обращать.

Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема.

В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься.

По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день.

Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать.

Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная.

Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься?

Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию.

Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный.

Протоиерей Алексий Уминский: Дать возможность исповедоваться тем, кто не сделал этого в пост

Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.

Поэтому бывает такое время, когда во время Страстной недели таким людям, может быть, стоит уступить место в очереди на исповеди тем, кто пришел к концу поста, как «работники одиннадцатого часа», которые по каким-то причинам, нам мало видным, – может быть, потому что они только-только очнулись к концу поста, может быть, что-то в них родилось к концу поста настоящее, – и вдруг решили подойти к Пасхе по-настоящему, по-христиански.

А служб очень много, священники часто перегружены. Поэтому перед службой особенно Великого Четверга вся церковь стремится приобщиться Святых Христовых Тайн.

Поэтому, мне кажется, христиане, которые действительно весь пост достаточно серьезно относились к своей душе, могут сейчас смиренно немножечко отойти в сторону и дать возможность на Страстной неделе исповедоваться тем, кто за время поста этого не сделал, чтобы у священника была возможность по-настоящему, глубоко каждого выслушать.

В этом мой совет для практикующих христиан.

Записали: Дарья Менделеева, Тамара Амелина

Видео: Виктор Аромштам

Уважаемый Владыка, Церковь говорит о том, что надо проживать все события Страстной седмицы так, как будто они происходят вот сейчас и впервые. То есть, с одной стороны, мы уже знаем, что Христос воскрес заранее, что все будет хорошо, вроде как переживать не о чем. А с другой стороны, когда Церковь находится в этом состоянии скорби, страха, неопределенности, и мы, верующие христиане, должны находиться в том же состоянии. А как, если уже и куличи дома, и уборка произведена, яйца красятся, уже предвкушение праздника. Можно ли как-то эти состояния совместить?

Думаю, да. Это тоже, до некоторой степени, аскетическое упражнение, потому что праздник, безусловно, надо встречать и к нему надо готовиться: и куличи печь, и яйца красить, и дома убраться. Но все же главное не в этом.

Главное — в тех переживаниях Страстной седмицы, к которым призывает человека Церковь. Ведь удивительные богослужения Страстной недели действительно как бы поставляют человека в сердцевину евангельских событий, внутрь Священной истории. Мы вместе со Христом присутствуем в Гефсиманском саду, видим ту толпу, которая идет взять Его под стражу, следуем на суд Пилата и на Голгофу, вместе с учениками снимаем Его со Креста… Это совершенно удивительное время, которое не имеет аналогов в течение всего богослужебного года и которое нужно обязательно не просто пробыть в храме, а прожить вместе с Церковью, оставив все-таки куличи и крашенные яйца на второй и третий план. К этому надо себя приучить. Для этого нужно почувствовать и смысл, и красоту, назидательность богослужебных переживаний, почувствовать, если угодно, вкус к ним. Это гораздо важнее хорошо пропеченных куличей.

Впереди светлый праздник Пасхи. Как встретить его правильно?

Встретить его необходимо в Церкви. В первую очередь, Пасха должна быть праздником духовным, а не просто поводом для застолья. Я всегда призываю людей меньше времени, сил и внимания уделять внешним вещам. Знаете, есть целый ряд благочестивых суеверий: мол, в Чистый четверг надо обязательно искупаться, окна помыть, шторы постирать, все вычистить. На самом деле этот четверг называется Чистым и еще Великим из-за величия тех событий, который в этот день вспоминаются Церковью. Всякие кулинарные изыски, куличи, пасхи - все это очень хорошо, но должно занимать совсем небольшое место в жизни христианина. Плохо, когда ради этого оставляется все остальное, и человек не идет на службу, потому что он еле живой от всех этих уборочно-кулинарных подвигов. Надо постараться провести по-христиански не только сам день Пасхи, но и в последующие дни Светлой недели сходить в храм, помолиться. И тогда Пасхальная радость надолго сохранится в сердце верующего человека, чего я от души всем желаю.

Уважаемый Владыка! Прошу пояснения, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд. Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? И как часто и правильно можно приступать ко Причащению в Страстную и Светлую седмицы? Однозначного ответа не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого. Прошу Вашего благословения и молитв, Наталия

Уважаемая Наталия! Вопросы подготовки ко Святому Причащению очень подробно рассмотрены в документе «Об участии верных в Евхаристии» . Этот документ прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться.

Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью. Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».

Что касается частого причащения - думаю, оно может быть правильным в исключительных случаях. Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно.

Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением.

В дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно.

Думаю, что критерием частоты причащения для человека, живущего в миру, может быть следующее: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь,— пожалуйста, причащайтесь каждый день.

В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос.

Действительно, Страстная седмица - неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году.

Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу - единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни - высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?»

Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее – в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых.

В Пасхальную ночь празднуется исключительное событие - Христово Воскресение. Это праздник праздников и торжество торжеств. Но таинство Причастия в эту ночь не меняется так, что приобщаться Господней Трапезе могут только «достойные». Таинство Евхаристии абсолютно одинаково, где бы и когда бы оно ни совершалось. В будний день в отдаленном сельском приходе или в великий праздник в многолюдном кафедральном соборе причастники причащаются истинного Тела и Крови Христовых и соединяются с Ним.

С другой стороны, само причащение не должно быть для нас самоцелью. Мы причащаемся, чтобы пребывать в единстве с Господом, чтобы Он мог войти в нас и попалить тернии всех наших прегрешений, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь в Его Царстве. Поэтому мы готовим себя к этому таинству, а не просто, проходя мимо, заходим в храм, причащаемся и спешим дальше по своим делам. Для христианина Причастие - это значимое событие, мы за него благодарим Бога и стараемся этот день провести достойно.

Желая причаститься на Пасху, надо учесть, будет ли у нас возможность соответствующим образом подготовиться. Если мы Великую Субботу проведем в покое, в молитве, в размышлении об Искупительной Жертве, думаю, ничто не воспрепятствует исполнению нашего благочестивого желания. Однако многие в Великую Субботу полностью погружены в предпраздничные хлопоты: наводят дома чистоту, запасаются провизией на много дней вперед, готовят пасхальный стол. Им некогда вспомнить, что в это самое время «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Церковь напоминает: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Если же «плоть человеча» весь день снует по магазинам, перебирая в уме, что еще надо докупить для праздничного стола, если человек только тем и занят, что жарит, парит и печет, разжигая свой аппетит, пробует, какой получилась пасха (творожное блюдо), то вполне может прийти в такое состояние, когда приобщение Таин Христовых не принесет ему пользы.

Но есть ситуации, когда человек погружен в хлопоты постоянно. Например, многодетная мать не может позволить себе даже в Великую Субботу побыть в тишине и молитвенном созерцании. Малые дети у нее на руках не только в преддверии Пасхи, но и каждый день. Это обстоятельство не должно служить препятствием к причащению Святых Таин, если она имеет желание причаститься на Пасху.

Наши постоянные обязанности (по работе, уходу за детьми, за больными и т. п.) у нас есть всегда. В Великую Субботу мы ограничиваем себя в такой деятельности, которой вполне можно избежать в этот день, или перенести на другое время, или сократить до минимума, или вообще от нее отказаться. Если, например, мы духовное празднование Пасхи ставим на первое место, то приготовление разнообразных блюд лучше отложить на последующие дни. Это поможет нам сохранить не только правильный внутренний настрой, но и физические силы.

Насыщаться после длительного поста вредно для здоровья. Тем более это не пойдет на пользу душе. В магазин можно сходить и раньше, не обязательно в субботу. Да и после ночной пасхальной службы устраивать пышное разговение неверно, так как можно утратить радость духовную, да и все домочадцы смысл Пасхи сведут к вкусным блюдам.

Когда говорят о достойном причащении на Пасху, речь идет не о том, что по праздникам причащаются более достойные, а в будние дни - менее достойные. Никогда и никого из людей, даже святых, нельзя назвать достойными соединиться с Богом, Который «есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Все мы причащаемся по милости Божией и по заповеди Христовой (см. Лк. 22, 19). Многое зависит от обстоятельств жизни человека, но важнее всего его стремление принять Христа в свое сердце, соединиться с Ним в таинстве. При этом все должно быть по совести, а не в осуждение.

Таким образом, если человек может себе позволить всю Страстную седмицу прожить сосредоточенно, в молитве, в благоговении, стараясь быть на всех службах, то почему же ему нельзя приобщаться за каждой Божественной литургией? Если человек испытывает сильную жажду быть со Христом в эти особые святые дни и имеет для этого время и силы, ему надо готовиться и со страхом Божиим, благоговением и радостью приобщаться Распявшемуся ради нас и Воскресшему Спасителю.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

В последнюю неделю перед Пасхой, которую в народе именуют Страстной, многие верующие люди задаются вопросами, а можно ли причащаться в церкви в это время, как правильно это сделать и в какие дни. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.

Особый период для православных христиан, время духовного созерцания, размышлений о жизни Спасителя - это последняя неделя перед Пасхой. В память о последних земных днях Христа, когда он был предан и распят, неделя называется Страстной. Вместе с тем это время осмысления необходимости чистоты духовной и телесной, поэтому неделя имеет другие названия - Великая, Чистая, Белая. Каждый день Великой седмицы имеет особый смысл: он посвящён определённому событию, и эти традиции хранятся веками.

Об особенностях причащения в Светлую Седмицу

протоиерей Димитрий Смирнов

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора. К сожалению, мало кто может это выполнять. Еще меньше тех людей, которые вообще об этом знают, потому что практика так нашу жизнь исковеркала, что все часто совершается совсем по-другому.

У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.

Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.

Какие особенности подготовки к Причастию в это время?

Читается Пасхальный канон и Пасхальные часы.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы. Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 19 февраля по 7 апреля в 2018 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

Смысл и значение Страстной седмицы

Страстная неделя фактически начинается уже с Вербного воскресенья и заканчивается днём Воскресения Христова. Следующий за ним Пасхальный понедельник знаменует начало Светлой седмицы. Но Воскресение ещё предстоит, и эти несколько дней до него - Голгофа для мирян.

Страстная неделя перед Пасхой показывает, что путь к вершинам духовности - это раскаяние и смирение ради великой цели, Воскресения, и нет иной дороги к жизни вечной, как через крест и страдания. В эти семь дней в храмах проходят самые продолжительные службы, призывающие человека к сопереживанию и состраданию Спасителю, совершившему подвиг самоотречения. Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа. Каждый из этих дней был святым и потому получил сегодня то же название, что и неделя, - Великий.

Евангельские чтения словно ведут по пути Христа:

понедельник посвящен воспоминанию притчи об иссушении смоковницы, а также о ветхозаветном патриархе Иосифе;

вторнику отведены чтение о десяти девах и воспоминания, как Христос обличал фарисеев;

в среду сопоставляют жизненные пути раскаявшейся Марии Магдалины и предателя Иуды;

в четверг говорят о том, как Христос омыл ноги апостолам, вспоминают Тайную вечерю, молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды;

пятница посвящается воспоминаниям о Страстях Господа;

в субботу вспоминают о погребении Христа, схождении Его в ад для освобождения душ верующих.