Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как и когда появилась балалайка. Теория Когда изобрели балалайку

Как и когда появилась балалайка. Теория Когда изобрели балалайку


История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.

Заболотский П.Е.. Мальчик с балалайкой. 1835.

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.



Лашин Андрей Кириллович
Мальчик с балалайкой

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент.


Василий Васильевич Андреев

Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически.


Виртуоз.Николай Петрович Богданов-Бельский

Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.


.Талант и поклонник 1910-е

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.


Богданов-Бельский Николай Петрович.Праздник на крылечке 1931

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.


Матецкая Е. Натюрморт с балалайкой

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах.


Elisabeth Jerichau Baumann Polsk balalajkaspiller.

Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.


Федоскинская шкатулка Миниатюра.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

БАЛАЛАЙКА

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.


Маленький концерт с балалайкой. 1937 (Дети.Игра на балалайке) Х., м. 110x135
Богданов-Бельский Николай Петрович

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков


Балалаечник. 1930.Богданов-Бельский Николай Петрович

Разновидности

Контрабас-балалайка

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.



Юный менестрель.Богданов-Бельский Николай Петрович

Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучение на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.


Мальчик с балалайкой 1930 холст, масло 90.5x70.5
Богданов-Бельский Николай Петрович

История
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю В. Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600-700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.


Богданов-Бельский Николай Петрович.Деревенские друзья.

Этимология
Форма корпуса балалайки была изначально округлой.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатапею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Добавление к вышесказанному! Слово "балабайка" происходит от турецкого "балаба" - музыкальный народный инструмент, сродный домбре, с округлой формой (см. выше) Этимология слова "балаба"-"балабайка"-"балалайка", так же, как и большинства славянских слов с повторяющейся гласной в слоге происходят из тюркских языков. Возможно, что и "болтать" и "болоболить" имеють сродную историю.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

« в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили »

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки...»

В конце XVIII века слово начало проникать и высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Балалайка – самый известный и распространенный русский народный инструмент, который относят к щипковым; имеет 3 струны (в редких случаях 4, для басовых вариаций), при этом используются различные способы настройки. Корпус треугольный или округлый, реже другой формы. Изготавливается из деревянных массивов или из отдельных фрагментов.
Балалайка считается символом русского народного творчества, сейчас присутствует даже в иностранных музыкальных магазинах. В музыкальных школах, училищах, консерваториях есть класс балалайки, инструмент применяется в народных ансамблях. Есть возможность установки звукоснимателей, так можно превратить инструмент в электронный, что весьма востребовано.

История происхождения

Существует несколько версий возникновения балалайки. Однозначно можно сказать, что впервые инструмент стал упоминаться с конца XVII века. Наиболее популярной гипотезой является происхождение от домбры, которая пришла в европейские страны из Азии; имела всего лишь две струны и до сих пор используется в небольших восточных ансамблях национальной музыки. В конце XIX века ряд известных музыкантов и конструкторов решили переработать балалайку и усовершенствовать её. Первым предложением (его сделал В. Андреев ) было применить в изготовлении композитные древесные породы, то есть сделать переднюю деку из ели, а заднюю часть корпуса из бука, он же предложил изготовить укороченный вариант, который должен был выглядеть более компактно и практично.

Позже Ф. Пасербский занялся конструированием целого семейства балалаек с разными диапазонами и спецификой звучания, в итоге все эти модели вошли в русский оркестр и стали его основой. Конструктор получил патент на изобретение в Германии и занялся производством балалаек, которые стали называть народными или андреевскими. По другим сведениями балалайка в различных видах и модификациях встречалась ещё со времен «шутовства», когда ряженые заходили в избы и устраивали небольшие представление на потеху зрителям. Интересно, что в Украине и Белоруссии балалайка также считается народным инструментом и в разной степени распространена.

Виды балалаек

Семейство балалаек в полном составе входит в оркестр русских народных инструментов , при этом прима выполняет солирующую функцию, а остальные разновидности – аккомпанирующую, секунда и альт играют созвучиями, а бас и «отрабатывают» басы. Балалайки бас и контрабас звучат ниже на октаву, чем записано в нотах. Можно увидеть эти балалайки в различном сочетании – друг с другом, а также с другими инструментами, например популярны такие дуэты, как баян-балалайка, фортепиано-балалайка и др.

Перечислим все разновидности балалаек:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Контрабас

Конструкция

Длина современной балалайки (примы) колеблется в пределах 55-75 см, но существуют и модели с пониженным строем, которые могут иметь размер до 2 метров. При этом конструкция их схожа: корпус с закрепленным на нём грифом. Задняя часть корпуса составная, состоит из сегментов, а передняя, дека, плоская, делается из хвойных сортов дерева и служит в качестве резонатора, в ней проделано отверстие, куда попадает звук. К корпусу крепится гриф, который имеет 16 и более ладов – это набитые полоски из стали или другого крепкого материала (например из кости), в верхней части грифа размещаются колки для натяжения струн, применяется червячная передача – как и для многих струнных инструментов.

Головка грифа отогнута назад, эта специфика пришла к нам из древних времен. Струны бывают металлические, а могут быть из пластика, нейлона, жильные и др. В каждом случае существенно меняется звучание инструмента. Некоторые исследователи сообщают, что форма балалайки раньше была округлой, то есть в целом инструмент напоминал домру, но сейчас такие разновидности встречаются крайне редко. Высота струн регулируется специальной подставкой, которая может быть передвинута при надобности.

Звучание

Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием : звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать : верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло. Вот почему ансамбли балалаек так востребованы и популярны.

Возможны следующие варианты строя:

  • академический (ля-ми-ми);
  • народный (соль-ми-до);
  • квартовый (ре-ля-ми).
  • Вы можете

    Видео

    Слушать балалайку : Михаил Рожков : Евгений Блинов : Алексей Архиповский : Балалайка Контрабас : Осетинская балалайка : Чеченская балалайка : Балалайка Лезгинка :

Всем привет! А вот и статья нежданчик для всех моих читателей блога. Отвлечемся от гитар и поговорим о нашем родном русском народном инструменте, благодаря которому строилась вся славянская культура. История возникновения балалайки – тема моей сегодняшней статьи.

Сложно сказать, когда балалайка в своей современной форме стала традиционным русским инструментом. Однако известно, что в XVII веке она уже занимала центральное место в музыкальной жизни средней полосы и севера России. Этот щипковый струнный инструмент, относящийся к семейству лютневых, имеет характерную треугольную форму и считается типичным русским представителем данной категории инструментов.

Существует множество доказательств того, что балалайка происходит от домры, которая изначально использовалась в пасторальной культуре. Известно, что домру – лютневый инструмент, принадлежащий к семейству танбур, в XIII веке привезли в Россию монголы.

Округлые формы домры со временем превратились в треугольные формы балалайки, что значительно упростило производство последней. Изменение формы привело к появлению новых техник исполнения: если для игры на домре необходимо было использовать деревянные палочки или твердый конец пера, то на оснащенной новыми струнами балалайке можно было играть пальцами.

Музыкальные исследователи сомневаются в прямой связи между этими инструментами, так как в момент появления балалайки домра практически исчезла с музыкальной сцены. Тем не менее, поставив под сомнение теорию эволюции одного инструмента в другой, невозможно не признать, что балалайка заняла место домры в музыке.

По утверждению некоторых специалистов, балалайка имеет украинские корни. Инструмент, напоминающий балалайку, встречался в разных регионах Украины задолго до ее появления в России. Первое упоминание балалайки встречается в документе 1688 года, в котором говорится о двух исполнителях из Арзамаса, игравших на ней. Также известно, что в 1648 году царь Алексей Михайлович приказал конфисковать и уничтожить все народные музыкальные инструменты, запрещенные православной церковью и государством.

Несмотря на репрессии, в конце XVII века все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Неудивительно, что православная церковь, старавшаяся искоренить языческие традиции, была обеспокоена влиянием шутов и музыкантов.

Скоморохи пользовались большой популярностью и авторитетом в народе, и поэтому духовенство и власть, которые всеми силами старались сохранить контроль над населением, видели в них реальную угрозу. Большинство скоморохов преследовались законом. В 1649 году их массово обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Это обвинение было вызвано распространением свободолюбивых песен, которые несли в себе идеи народного восстания. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. В результате чего упростилась ее конструкция, и появились новые менее замысловатые модели.

Многие историки все же соглашаются с теорией происхождения балалайки от домры. Следует заметить, что социальные и исторические условия России XVII века не были благоприятными для развития народных инструментов: на протяжении многих лет исполнители и музыкальные инструменты преследовались властями. Однако в конце XVIII века балалайке удалось завоевать свое место – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов.

Тогда балалайка представляла собой инструмент с треугольным корпусом (также существовали и круглые модели), основа которого составляла 33 см, две или три струны располагались над резонаторным отверстием. Наиболее распространённые в XVIII веке модели имели пять или семь ладов.

В середине XIX века балалайку сменила семиструнная гитара, которая пользовалась большой популярностью. На треугольной балалайке (круглые модели практически исчезли) играли лишь те, кто не мог себе позволить гитару. Некоторые историки утверждают, что балалайка была популярна уже на начальном этапе своего существования, а в последней трети XIX века появились первые виртуозы балалайки.

Выход на сцену российского дворянина Василия Васильевича Андреева коренным образом изменил судьбу этого инструмента. Популярность балалайки в России и в Украине была очень велика. На ней играли многие бродячие поэты и певцы. В середине XVII в. обеспокоенный народными волнениями царь Алексей Михайлович приказал собрать все имевшиеся экземпляры инструмента и сжечь их.

Доподлинно неизвестно, почему Василий Андреев впервые обратился к балалайке. Музыкальные историки утверждают, что он создал свой первый инструмент в 1883 году, вдохновившись образцом неаполитанской мандолины, которую увидел в Италии. Несмотря на то, что Андрееву было трудно найти людей, поддержавших его идею, он не переставал предпринимать новые попытки создания инструмента. В результате экспериментов в 1886 году он произвел на свет настоящий шедевр. Воодушевлённый этим успехом музыкант продолжил работу над совершенствованием инструмента и создал шесть различных по настройке типов балалайки.

Василий Андреев был богатым землевладельцем, однако он не забывал о простых людях. Его главной целью было помочь возрождению любимого инструмента и вернуть его народу, чего он в результате и добился. Андреев давал уроки игры на балалайке солдатам, которые могли забирать инструмент с собой, чтобы заниматься дома. Таким образом, музыкант повлиял на распространение балалайки на всей территории России.

Василию Андрееву с помощью мастеров, входивших в его кружок, также удалось вывести в народ другие народные инструменты — домбру, гусли и жалейку, что привело в 1897 году к созданию Великорусского Оркестра. Успех этого оркестра и других музыкальных групп, игравших на народных инструментах, вызвал большой интерес композиторов. Они стали писать произведения, в которых раскрывались многогранные возможности этих инструментов. После гастролей российских оркестров в начале XX века подобные музыкальные коллективы начали активно появляться заграницей. Так, в Лейпциге, Париже, Нью-Йорке, Лондоне и других культурных столицах, были основаны многочисленные ансамбли, исполнявшие русский репертуар. В XIX в. Василий Андреев сыграл ключевую роль в возрождении балалайки. С конца XIX — начала XX в. балалайка стала популярной на всей территории России.

В 1930-е годы талантливый музыкант Сергей Никифорович Василенко написал «Сюиту для балалайки и аккордеона» и «Концерт для балалайки с оркестром». Виртуоз Михаил Ипполитов-Иванов также использовал сочетание балалайки и симфонического оркестра в своей симфонии-фантазии «Юбилейный марш». Во второй половине XX века для балалайки писали такие композиторы, как Юрий Шишаков («Концерт для балалайки», 1955), а также Николай Римский-Корсаков, Арам Хачатурян и Рейнгольд Глиэр.

Музыкальные критики считают появление богатого репертуара признаком зрелости балалайки, которая заняла, наконец, достойное место в музыкальной культуре. Так она перестала быть инструментом только для народных развлечений, перейдя в оркестровый ранг. Ее уникальные тембровые возможности позволяют исполнять не только русские народные мелодии, но и классическую музыку.

Сегодня в профессиональных музыкальных кругах с сожалением говорят об исчезновении оркестров народных инструментов в Украине. Этот факт связывают с тем, что преподавание игры на балалайке в консерваториях стало большой редкостью. Напротив, обучение игре на народных инструментах в российских консерваториях считается очень престижным. Интерес к народным инструментам, возникший на Западе во второй половине XX века, впоследствии способствовал созданию большого числа фольклорных групп во всем мире. В XX в. балалайка стала признанным музыкальным инструментом и заняла достойную роль в оркестре.

Балалайка, благодаря своим неограниченным возможностям, может быть как сольным, так и оркестровым инструментом. Начиная с 1880 года появление целого семейства балалаек, способствовало созданию многочисленных нюансов звучания. В традиционном балалаечном оркестре также могут участвовать домра, гармонь (русский вариант аккордеона) и гусли.

Первый балалаечный оркестр был создан в 1888 году Василием Андреевым, который представил его публике в Петербурге. В процессе введения народных инструментов в оркестр их конструкция, так же как техника исполнения на них, претерпели множество изменений, благодаря которым народные инструменты вошли в симфоническую музыку. В настоящее время интерес к балалаечным оркестрам значительно вырос как в России, так и в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки.

Выход на большой экран легендарного фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго» значительно способствовал популярности балалайки во всем мире. Самая известная тема фильма – тема Лары, исполнена на этом инструменте. Вдохновленный балалаечными оркестрами, композитор Морис Жарр создал эту великолепную музыкальную композицию всего за шесть недель. Критики считают это произведение одним из лучших когда-либо написанных для кино. По их мнению, такой успех вызван тем, что в своей работе Жарру удалось одновременно передать агонию, охватившую Россию во время революции, а также историю любви главных героев.

Балалайка является поистине народным музыкальным инструментом, и свое название она получила также в народе. Изредка правда встречается и другое – балабайка, более характерное для юга России, Белоруссии, Украины. Считается, что название «балалайка» произошло от слов «балакать», «балагурить», что означает «пустозвонить», «болтать», разговаривать о чем-то неважном. Звуки балалайки ассоциировались именно с бренчанием струн.

По другой версии название «балалайка» произошло от татарского слова «бала», что означает «дитя». Но ведь вполне возможно, что слова «балабонить» и «балакать» также произошли от этого слова, поскольку ассоциировались с детским лепетом и болтовней.

Как ни странно, но история создания балалайки сохранила совсем немного упоминаний об этом музыкальном инструменте. Сведения о ней неясны, а зачастую и противоречивы. А вот упоминаний о домре намного больше. Этот музыкальный инструмент считается прообразом балалайки. Однако есть версия, что балалайка и домра существовали одновременно.

Некоторые историки полагают, что на домре играли скоморохи, а балалайка всегда была исключительно народным инструментом. С исчезновением скоморохов пропал и их музыкальный инструмент, а вот балалайка осталась. Кроме того, есть еще одно предположение, что домру просто со временем переименовали в балалайку. Возможно, это связано с тем, что в определенные периоды в истории отношение к домре было разным: один царь наслаждался звуками этого инструмента, другой, наоборот, не признавал и подвергал гонениям музыкантов, играющих на нем.

Более четкие упоминания в истории создания балалайки встречаются в документах времен правления Петра I, например, в «Реестре» 1714 года. Начиная с 18-го столетия, балалайка постепенно начала завоевывать любовь славянских народов и со временем была признана национальным инструментом, став символом русского народа. Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и, одновременно, мягкости. Со временем балалайку преобразовали из округлой в треугольную, добавили еще одну струну и сократили длину грифа.

Ошибочно считать, что в наши дни о балалайке забыли. Конечно, она уже не так распространена, как была раньше. Однако балалайка до сих пор востребована среди современных профессиональных музыкантов. В настоящее время балалайка значительно усовершенствована как музыкальный инструмент. Это позволяет извлекать из нее новые звуки. Музыкантов, профессионально играющих на балалайке, называют мастерами-балалаечниками или виртуозами-балалаечниками. Благодаря их умениям, звучат не только привычные нашему слуху русские народные мелодии, но и разнообразные вариации на тему произведений зарубежных классиков и современных музыкантов. На сегодняшний день написано немало музыкальных произведений самого различного характера, предназначенных для исполнения на балалайке – концерты, сонаты, сюиты и так далее.

Более того, программы по обучению мастеров-балалаечников поддерживаются на государственном уровне. Практически в каждой детской музыкальной школе страны есть обучение игре на балалайке. Учебный срок варьируется от 5 до 7 лет.

Среди известных виртуозов-балалаечников можно назвать Андреева Василия Васильевича, Калинина Дмитрия Анатольевича, Налимова Семена Ивановича, Трояновского Бориса Сергеевича и многих других.