Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как быстро реагирует трудовая инспекция. Как можно получить информацию о плановой проверке в организации? Штрафы и санкции, применяемые к руководителям

Как быстро реагирует трудовая инспекция. Как можно получить информацию о плановой проверке в организации? Штрафы и санкции, применяемые к руководителям

Как государственная трудовая инспекция может помочь добиться справедливости? Как обратиться в этот орган с жалобой, каким правилам необходимо следовать при написании такого документа? Обсудим подробно ниже.

К сожалению, нарушение каких-либо прав работников, отказ со стороны работодателя в предоставлении выплат и отпусков, гарантированных законом – не редкость в нашей стране. Задача такого органа исполнительной власти, как федеральная инспекция труда (ИТ), заключается в осуществлении контроля и надзора за подобными ситуациями, не выходя за рамки трудового законодательства.

ИТ находится в подчинении Роструда – уполномоченного федерального органа. При этом на местах контроль осуществляется государственной инспекцией территориального значения.

Трудовая инспекция РФ располагает следующими полномочиями:

  • Проведение проверки и регистрация ее результатов в акте;
  • Выдача письменного предписания с установлением определенных сроков, дабы успеть устранить нарушения;
  • Составление протокола об административном правонарушении в случае неисполнения;
  • Подготовка ряда необходимой документации для привлечения к ответственности виновных по всей строгости закона.

В каких случаях и как составить жалобу в трудовую инспекцию?

Обращение в трудовую инспекцию можно подавать при любом нарушении прав работающих граждан РФ, включая неразрешенные споры, в которых имели место вопросы оплаты труда и выплаты нанимателем различного рода пособий, гарантированных законом. Также можно написать жалобу в трудовую инспекцию онлайн, не найдя консенсуса с работодателем относительно режима труда и отдыха, отпусков, продолжительности рабочего времени и перерывов в работе, а также по другим спорам, зарождающимися в отношениях работник-работодатель.

Согласно нормам действующего законодательства, общего образца обращения в трудовую инспекцию как такового не существует, поэтому такого рода жалобы, как правило, пишутся в свободной форме.

  1. Передаваемая информация должна быть краткой, точной и обязательно достоверной. Перепроверьте все данные, отражая исключительно объективное положение вещей, а не сугубо субъективное отношение гражданина к ситуации. Сжатый и лаконичный текст должен включать лишь те факты, которые сформируют адекватную оценку случившегося;
  2. Конечно же, при написании такого рода документов необходимо соблюдать правила русского языка, орфографии и синтаксиса. Разумеется, в случае допуска ошибки ваше обращение рассмотрят все равно, тем не менее, деловая переписка невозможна без грамотного и структурированного изложения текста;
  3. Указание своего имени и контактных данных обязательно в обращении. Анонимные жалобы не рассматриваются, а контактная информация необходима для дальнейшей связи с вами и отправления ответа на ваше обращение.

Обращение в трудовую инспекцию - образец

Вам в помощь приведем пример написания обращения:

Государственная инспекция труда

г. Москва, ул. Ватутина, д.15

от Волощук Андрея Игоревича

г. Москва, ул. Жукова, д.22, кв.16

контактный телефон: 25-14-17

С 2009 года по сегодняшний день я, Волощук Андрей Игоревич, работаю строителем в ООО «Быстро Дом», которое находится по адресу: город Москва, улица Металлургов, дом 17. С мая 2012 года по настоящее время мне отказывают предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, аргументируя это отсутствием человека для замены меня на время отпуска. Я несколько раз писал заявление на отпуск, однако сотрудник отдела кадров отказывался принимать такие заявления.

Когда я получил очередной отказ 12 июля 2015 года, написал жалобу, адресовав ее генеральному директору общества Гусаковскому Николаю Григорьевичу. Референт в приемной директора заявление принял, однако не дал согласие зафиксировать факт его принятия на моей копии обращения. Ответ на жалобу я так и не получил.

Я решил поговорить с директором предприятия лично и записался на встречу 14 августа 2015 года. В процессе данной встречи Гусаковский Н.Г. напрямую указал мне, что отпуск мне не предоставят, а если у меня в планах спорить, то заявление на увольнение могу сразу писать.

В связи с вышеизложенным

взять под контроль данный факт и наказать виновных лиц;

реализовать мое право на оплачиваемый отпуск.

Как подать жалобу на работодателя в трудовую инспекцию

В трудовую инспекцию написать обращение несложно.

Сделать это можно тремя способами:

  • собственноручно;
  • с помощью Почты России;
  • через официальный сайт Государственной инспекции труда.

Теперь рассмотрим каждый из способов более детально.

Первый случай в общих чертах понятен. Изложив суть жалобы на бумаге (помните, что все обращения необходимо составлять в двух экземплярах), доставьте ее в инспекцию (на своем экземпляре не забудьте проставить дату подачи претензии, а также подпись и Ф.И.О. принявшего ее лица), а потом остается только ждать ответ на свою жалобу. Напомним, что в обращении недостаточно написать адрес для направления ответа – укажите также ваш номер телефона для связи с вами в случае возникновения необходимости уточнений или дополнительных вопросов.

Отправка претензии Почтой России схожа с личной доставкой жалобы. Пишите обращение, далее идете на почту и отправляете один экземпляр жалобы заказным письмом с уведомлением, а второй оставляете у себя. Вернувшееся уведомление – доказательство получения отправленного вами письма, на котором есть подпись принявшего его лица. Кроме этого, сохранив данную квитанцию об отправке, вы подтвердите факт отправки до возвращения уведомления.

Oбращение в трудовую инспекцию образец

В наше время самым простым способом пожаловаться на нечестного работодателя является отправка обращения в ИТ через сеть Интернет. Для этого зайдите на официальный сайт Онлайнинспекция.рф . На сайте выберите вкладку «Онлайн приемная», а затем и тему своей претензии (в вашем распоряжении будет выпадающий список, который содержит все самые распространенные проблемы). Если не сможете найти тему своего обращения, выберите вкладку с «Иными вопросами». Перейдя по ссылке, выберите функцию «Отправить заявление».

Для подачи претензии вам придется пройти небольшое анкетирование, указав всю необходимую контактную информацию. После внесения персональных данных понадобятся сведения о предприятии-работодателе, среди них ИНН и ОГРН организации, имя и должность руководителя, а также потребуется указать, как называется ваша должность.

Лишь после этой процедуры можно будет перейти непосредственно к изложению сути проблемы. Для подтверждения ситуации разрешается к письму прикреплять различного рода файлы (к примеру, отсканированные копии трудового договора и др.).

При направлении своего обращения (независимо от того, каким образом вы это делаете), не следует ждать молниеносного ответа. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предполагает направление ответа гражданину на его претензию в срок до 30-ти календарных дней с момента ее поступления в ту или иную инстанцию.

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе?

ИТ имеет право проверить всю документацию, которая регламентирует отношения между сотрудником и работодателем.

На предприятии обязательно должны вестись такие локальные нормативно-правовые документы, как штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение о работников (и обязательство о неразглашении персональной информации сотрудников), положение об оплате труда. Все они будут проверены инспекцией. Проверят и факты, что ни один работник не должен выполнять свои должностные обязанности, предварительно не подписав трудовой договор, а приказы относительно личного состава должны фиксировать все движения кадров.

Первым и самым главным пунктом акцентирования внимания проверяющего станет факт наличия трудовых договоров и соблюдения правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных законом. Также будет проверен табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда, где отражены графики отпусков.

Цель проверки табеля проверяющим лицом – поиск расхождений в табеле и выплатах работнику. К примеру, оплаты «ночных» смен или сверхурочных работ. Не пропустит мимо сотрудник ИТ информацию о работе отдельных категорий сотрудников (инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин), на которых распространяется правило об ограничении рабочего времени.

Когда человек устраивается на работу, у него возникают с работодателем трудовые отношения, которые регулируются нормами ТК РФ. У обеих сторон есть свои права и обязанности по отношению друг к другу, которые они должны соблюдать.

В ТК РФ приведены точные и обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место сотрудника, его график работы и отдыха, социальные и прочие условия, которыми должен быть обеспечен каждый работник. Обеспечение входит в обязанности работодателя. Если он игнорирует свои обязательства по отношению к своим сотрудникам, он нарушает их права.

Очевидно, что необходим контроль за тем, чтобы работодатель добросовестно исполнял свои обязанности. Постановлением Правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 года, исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа - Государственная трудовая инспекция.

Это государственная организация, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением норм действующего трудового законодательства со стороны работодателей, а также работает с гражданами, которые являются участниками трудовых отношений.
Инспекция по труду имеет территориальное подразделение в каждом субъекте федерации, которое подчиняется непосредственно Федеральной службе по труду и занятости.

У Федеральной службы по труду и занятости есть свой официальный сайт, на котором указана вся необходимая информация о полномочиях инспекции, а также о задачах, которая она призвана выполнять. Каждое территориальное отделение также имеет свой официальный сайт, на котором можно взять информацию о режиме работы инспекции, а также о правилах подачи жалоб.

Трудовая инспекция проводит работу с обращениями граждан. Для этого уполномочены работники. Они обрабатывают эти обращения и направляют их в соответствующие ведомства, в том числе и в прокуратуру. Подать жалобу можно несколькими способами, но наиболее востребованный сейчас - это электронная форма подачи. На сайте каждого территориального отделения есть форма для электронного обращения граждан.

Задачи трудовой инспекции

Так как трудовая инспекция - это государственный орган, то она создавалась с определёнными целями и задачами.

К основным задачам инспекции по труду относятся:

  • контроль над тем, чтобы права и интересы, а также свободы граждан, работающих у российских работодателей, полностью соблюдались. Сюда же можно отнести контроль над тем, чтобы условия труда были безопасные. Ранее говорилось о том, что трудовая инспекция помогала только работникам, а теперь говорится, что «гражданам». Например, если гражданину незаконно и без оснований отказывали в приёме на работу, то инспекцию по труду отказывала ему в защите, мотивируя свой отказ тем, что он официально не трудоустроен. Теперь же такого нет! Гражданин, которому потенциальный работодатель немотивированно отказал в приёме на работу, может пожаловаться в инспекцию по труду, и жалобу от него примут и рассмотрят;
  • контроль над тем, чтобы все работающие граждане своевременно и в полном объёме получали материальное вознаграждение за свой труд;
  • контроль над тем, чтобы работникам, пострадавшим в результате несчастного случая на рабочем месте или во время пути на работу и обратно, была своевременно и полностью выплачена компенсация.

Кроме того, инспекция по труду должна обеспечивать:

  • соблюдение работодателем всех прав и свобод граждан, которые уже вступили в трудовые отношения или только собираются;
  • своевременное информирование работников и работодателей о современных, новейших и наиболее эффективных методах и средствах соблюдения норм трудового законодательства, а также иных правовых актов, которые имеют отношение к трудовой деятельности;
  • своевременное доведение до сведения уполномоченных государственных органов фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но при этом имеющих место быть на рабочих местах.

Из задач вытекают полномочия инспекции по труду, которые прописаны в ст. 356 ТК РФ. К ним можно отнести:

  • осуществление надзора над тем, как работодатель соблюдает нормы трудового законодательства. Надзор осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • проведение всестороннего анализа обстоятельств и причин, при которых происходит нарушение трудовых прав, свобод и интересов граждан;
  • разработка и принятие мер по ликвидации причин и обстоятельств нарушений трудовых прав граждан;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях по вопросам трудового права;
  • своевременное направление соответствующей информации в органы исполнительной власти, в органы местной власти, а также в правоохранительные органы и в суды;
  • проверка установленного порядка проведения расследований по несчастным случаям, а также правильный учёт таких случаев;
  • обобщение общей практики применения норм трудового законодательства;
  • анализ правил применения трудового законодательства;
  • разработка и продвижение мер по улучшению некоторых направлений трудового законодательства;
  • анализ причин производственного травматизма;
  • разработка и внедрение мер по минимизации производственного травматизма;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • проведение самостоятельных расследований несчастных случаев на рабочих местах;
  • приём заявлений от граждан, а также их рассмотрение в установленные законом сроки;
  • разработка и принятие мер по устранению уже выявленных нарушений;
  • своевременное консультирование и информирование работников и работодателей по вопросам соблюдения норм Трудового Кодекса, а также иных нормативных актов, которые содержат в себе нормы трудового права;
  • проверка того, насколько полно, правильно и своевременно соблюдаются требования по выплате пособий работникам по линии обязательного социального страхования от несчастных случаев или от полученных во время трудовой деятельности профессиональных заболеваний;
  • проверка правильности начисления этих пособий, а также их назначения и выплат.

Что проверяет трудовая инспекция

Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.

Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные - документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные - работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.

Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:

  • оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
  • собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
  • если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
    • описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
    • ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
    • сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.

Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.

Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:

  • для филиалов - 2 месяца;
  • для малого бизнеса - 50 часов;
  • на микропредприятиях - не более 15 часов;
  • остальные работодатели - 20 дней.

В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.

При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:

  • трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  • трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  • рабочий график и табель учета отработанных часов;
  • больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  • график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  • расчетные листы;
  • бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  • устав компании и правила внутреннего распорядка;
  • оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  • положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  • доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

В ходе проверки, инспекторы вправе:

  • проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
  • получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
  • брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
  • вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
  • предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
  • направлять в суд материалы;
  • принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.

Не имеют права:

  • запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
  • изымать у работодателя оригиналы документов.

Когда обращаться в трудовую инспекцию

К сожалению, довольно часто встречаются недобросовестные работодатели, нарушающие права своих наёмных работников. Поводы для конфликтов могут быть разные:

  • между работником и работодателем может возникнуть личная неприязнь, а это может привести к предвзятому отношению со стороны работодателя. Субъективная оценка действий работника не является правонарушением, хотя может привести к неправомерному привлечению к административной ответственности;
  • работодатель постоянно и систематически нарушает нормы действующего трудового законодательства, а работник не может с этим смириться.

Трудовая инспекция рассматривает споры, которые могут возникнуть между работником и работодателем. К ним относятся:

  • несоблюдение работодателем норм и правил приёма нового сотрудника на работу. К наиболее распространённым причинам обращения относится немотивированный отказ в приёме на работу соискателя. К другим аналогичным нарушениям можно отнести:
    • в договоре не указана сумма оклада и иных выплат, которые сотрудник будет получать при выполнении своих обязанностей;
    • приём с испытательным сроком беременной женщины. При этом сама беременная должна должным образом оповестить работодателя о своём положении. Сделать это нужно, представив ему справку из медицинского учреждения, в котором женщина состоит на учёте. Справка должна быть подписана лечащим врачом, заведующей женской консультации, а также главным врачом медицинского учреждения;
    • работодатель не ознакомил своего нового работника с правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами. Если этого не произошло, то работодатель не может привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
  • в процессе работы к работнику применялась дискриминация, в частности:
    • работодатель отказал в предоставлении ежегодного отпуска;
    • выплата заработной платы осуществляется с нарушением норм ТК - несвоевременно и не в полном объёме;
    • работодатель не выплатил компенсации - за отпуск, по болезни, выходное пособие и прочее;
    • принуждение работника к оформлению отпуска «за свой счёт» вместо оплаты ему больничного листа;
    • принуждение к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни;
    • перевод на работу с более тяжёлыми условиями труда, в противоречие нормам ТК РФ.
  • работодатель неправильно оформляет начавшиеся трудовые отношения. Например, он предлагает работнику «пока не заключать договор» по причине того, а «вдруг ты решишь уволиться через месяц»;
  • работодатель незаконно устанавливает нормы рабочего времени и периоды отдыха, не соблюдая при этом трудовое законодательство. Наиболее частое нарушение - это работа без обеда;
  • изменений условий трудового договора в одностороннем порядке, без предупреждения. Часто работодатель поступает именно так - «не нравится - увольняйся»;
  • неправильное начисление заработной платы и иных выплат, которые имеют трудовое значение, в том числе и компенсационных. Заработную плату положено выплачивать 2 раза в месяц, но многие работодатели игнорируют эту норму, продолжая платить лишь раз в месяц. Другое «популярное» нарушение - это выплата «серой» зарплаты, с которой не уплачиваются налог и взносы;
  • задержка финансовых расчётов со своими работниками. Дни выдачи заработной платы должны быть прописаны во внутренних документах, и производить выплаты нужно именно в эти дни;
  • незаконное и неправомерное привлечение работников к дисциплинарной ответственности;
  • условия труда у работодателя нельзя назвать безопасными, то есть работодатель нарушает условия техники безопасности, а работники подписывают её лишь «для галочки»;
  • работодатель не соблюдает законные условия для увольнения сотрудников. Речь идёт о таких правонарушениях, как настаивание на том, чтобы работник написал «по собственному желанию» в тот момент, когда идёт сокращение штата или ликвидация предприятия. Делается это для того чтобы сэкономить средства на компенсационных выплатах, а также на оформлении необходимых документов;
  • трудовой договор расторгается в одностороннем порядке лишь по желанию работодателя, не учитывая мнение работника, и не оформляя всех необходимых документов.

Если налицо есть эти нарушения, то нужно обращаться в инспекцию по труду с индивидуальной или коллективной жалобой.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Обращаться в трудовую инспекцию с жалобой можно несколькими способами:

  • при личном посещении. Для этого нужно лично прийти в территориальное отделение инспекции по месту нахождения работодателя и передать секретарю жалобу, составленную в письменном виде и в двух экземплярах. На одном экземпляре секретарь инспекции ставит номер входящего документа и дату принятия заявления на рассмотрение. Этот экземпляр остаётся у заявителя, а другой - отдаётся на рассмотрение;
  • по почте. Отправлять жалобу нужно заказным письмом с уведомлением. В этом уведомлении будет указана дата доставка обращения в инспекцию и подпись того лица, который это письмо принял. Уведомление не стоит выкидывать, оно будет являться доказательством того, что обращение было доставлено в инспекцию;
  • через представителя. Он должен иметь на руках доверенность, которую нужно будет предъявить секретарю при подаче обращения. Порядок подачи жалобы через посредника точно такой же, как и при личном обращении - подаётся 2 экземпляра, на одном ставится штамп с датой принятия и номером входящего документа;
  • через электронную приёмную. Наиболее популярный сегодня способ обращения в инспекцию. На сайте каждого территориального отделения есть соответствующая вкладка.

Чтобы подать жалобу в инспекцию по труду с помощью онлайн - приёмной, необходимо:

  • посетить официальный сайт государственной инспекции труда в регионе проживания заявителя;
  • найти вкладку «подать жалобу онлайн». Она может называться и по-другому - «онлайнинспекция. рф»;
  • выбрать вкладку «сообщить о проблеме»;
  • перед заявителем появится список нарушений трудового законодательства, по которым можно обращаться в инспекцию, нужно выбрать необходимый;
  • в выбранном разделе может быть ещё несколько подразделов, из которых также необходимо выбрать нужный;
  • затем нужно выбрать результат, которого желает добиться заявитель;
  • затем нужно либо зарегистрироваться на портале «Госуслуги» либо авторизироваться;
  • далее нужно заполнить форму сообщения. Это несложно! Система подскажет все правильные шаги;
  • нужно обязательно указать данные о работодателе. Данные о заявителе появятся автоматически, так как они есть в системе «Госуслуг»;
  • нужно также указать способ, которым нужно сообщить ответ по жалобе. Его выбирает сам заявитель.
  • Инспекции даётся 30 дней на рассмотрение жалобы от работника. Способ доставки претензии роли не играет. Если претензия, направленная в инспекцию труда находится не в компетенции этого надзорного органа, она в течение 7 дней после получения будет перенаправлена в соответствующий государственный орган. Он впоследствии и займётся её рассмотрением. Обо всех «передвижениях» жалобы заявителя будут уведомлять указанным способом.

    В некоторых случаях инспекторы могут продлить время рассмотрения жалобы, но об этом они должны уведомить заявителя.

    Закон не предусматривает унифицированной формы обращения в Государственную инспекцию труда. Она может быть написана в свободной форме. Но чтобы жалоба была рассмотрена инспекторам в установленном порядке, в ней нужно указать следующую информацию:

    • реквизиты инспекции. К ним относится:
      • название - Государственная инспекция труда;
      • адрес, по которому направляется сообщение.
    • сведения о заявителе:
      • полностью ФИО;
      • адрес места постоянной или временной регистрации;
      • контактная информация о заявителе - телефон или адрес электронной почты. Это необходимо для получения ответа, а также для связи инспектора с заявителем, если возникнет такая необходимость.
    • данные о работодателе:
      • полное или сокращённое название;
      • адрес места нахождения;
      • ФИО руководителя.
    • суть претензии. Здесь не стоит проявлять лишних эмоций. Обращение должно быть написано «по делу», содержать в себе только факты нарушения трудовых прав, а не домыслы и рассуждения.
    • подпись заявителя и её расшифровка, а также дата составления обращения.

    Когда заявитель описывает суть претензии, он должен придерживаться правил деловой переписки, не должен допускать оскорблений. Информация должна быть изложена «сухим» языком.
    В обращении нужно указывать только достоверные и проверенные факты. Оно должно быть объективным, а не выражать отношение заявителя к руководителю, нарушившему его трудовые права. События должны быть изложены в хронологическом порядке.

    Как сохранить анонимность, и можно ли отозвать обращение

    Жалоба обязательно должна быть подписана. Многих заявителей интересует именно вопрос анонимности, так как многие опасаются мести со стороны работодателя. Но если жалоба будет подписана, то как сохранить анонимность?

    В тексте жалобы можно указать просьбу о сохранении конфиденциальности. То есть при посещении работодателя с внеплановой проверкой инспектор может оповестить работодателя о том, что к нему пришли по причине жалобы, но самого заявителя могут не называть.

    А как быть, если работник передумал жаловаться на работодателя или его конфликт, уже после обращения, полностью исчерпан? Можно ли отказаться от своего обращения? Можно, для этого нужно снова обратиться в ту же инспекцию, в которую и писалось сообщение. Если нарушения ТК РФ всё-таки будут обнаружены, отказ от жалобы несколько смягчит наказание для работодателя.

    По форме отказ от жалобы должен быть оформлен точно так же, как и сама жалоба. Только в тексте нужно указать реквизиты той, первой жалобы, и указать просьбу отозвать её, указав причины. Наиболее распространённая причина:

    • конфликт исчерпан;
    • разногласия ныне недействительны.

    По факту первичной жалобы будет инициирована проверка. Если нарушений обнаружено не будет, то и никакие санкции к работодателю применены не будут. Если же нарушения будут выявлены, и именно по факту жалобы, то отказ от неё несколько смягчит наказание. Если же будут обнаружены другие правонарушения, не описанные в обращении, это никак не смягчит наказание за правонарушение.

    Каждый работник имеет право на самозащиту своих трудовых прав. Самая первая инстанция, куда следует обращаться - это инспекция по труду.

Как составить заявление и обратиться в трудовую инспекцию онлайн? Что проверяет инспекция по трудовым спорам? Как проходит проверка работодателя инспекцией по труду?

Случаи нарушения трудовых прав работников распространены повсеместно. Большинство людей воспринимают несправедливость от начальства как неизбежную неприятность и ничего не предпринимают, опасаясь возмездия в виде санкций или увольнения.

Между тем Российское законодательство обладает полным арсеналом нормативных документов и административных рычагов, чтобы защитить права простого работника, а любого самодура-начальника поставить на место.

Вас приветствует Валерий Чемакин - консультант по правовым вопросам, и в этой статье пойдет речь о такой полезной службе, как трудовая инспекция. Вы узнаете, насколько эффективна ее защита.

В конце статьи вы найдете обзор нескольких юридических компаний, сотрудники которых помогут решить ваши разногласия с начальством.

1. Что такое трудовая инспекция и что она проверяет?

Трудовое законодательство включает в себя множество норм и правил, которые регулируют взаимоотношения между работниками и работодателями.

Со стороны последних довольно часто проявляется игнорирование трудового права, что способствует возникновению . О сути этого понятия читайте в нашей специальной статье.

Для их разрешения в России создана трудовая инспекция, обращение в которую дает возможность работникам отстоять свои права во внесудебном порядке. Все работодатели обязаны подчиняться решению этого органа или обжаловать его в суд. Подчиняется инспекция министерству труда и социальной защиты населения.

Контроль и надзор в сфере трудовых отношений, проведение проверок по охране труда, рассмотрение жалоб - это далеко не всё, чем занимается Государственная трудовая инспекция.

Виды деятельности трудовой инспекции:

  • проводит проверки работодателей (плановые и внеплановые) на предмет выявления и пресечения фактов нарушения трудового законодательства;
  • контролирует ход проверок по несчастным случаям на производстве;
  • проверяет законность при выплатах социальных пособий;
  • контролирует деятельность органов опеки в части работы с недееспособными гражданами;
  • разрешает в государственных учреждениях;
  • проводит информационно-просветительскую работу;
  • проводит экспертизу вредных условий производства;
  • оценивает положение дел с охраной труда на предприятиях.

Еще одно название этой представленной во всех регионах службы - Роструд.

2. Когда следует обращаться в инспекцию по труду - обзор основных ситуаций

Полномочия трудовой инспекции таковы, что инспектор вправе прийти с проверкой не только по ранее согласованному плану, но и внепланово. Это возможно, когда поступают жалобы на работодателя от сотрудников, а (о ее функциях читайте отдельную статью) не в состоянии разрешить конфликт.

Так как трудовая инспекция - это государственный контролирующий орган, то внеплановая проверка назначается и для контроля исполнения предписания по истечении срока устранения нарушений. Каковы же основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией?

Ситуация 1. Задержка или невыплата заработной платы

Законом установлено, что работник должен два раза в месяц получать зарплату. В трудовом договоре дни выплаты четко отражены. Если работодатель систематически задерживает зарплату или выплачивает ее не полностью, работник имеет право обратиться в инспекцию с жалобой. Кстати, на работу можно не ходить, пока долг не будет погашен. Вам еще и вынужденный простой потом оплатят.

Ситуация 2. Неправильный расчет компенсаций при увольнении

В день увольнения работник имеет право получить полный расчет с учетом всех положенных компенсаций. Если работодатель этого не сделал или обманул увольняющегося сотрудника, то трудовая инспекция наложит на него штраф, даже если он ИП. Кроме того, обяжет выплатить все до копейки.

Ситуация 3. Невыплата пособий

Россия - социальное государство, поэтому большое количество граждан относится к льготной категории. Им положены пособия, выплата которых зависит от множества факторов. Органы, администрирующие эти выплаты, иногда допускают нарушения и отказывают гражданам в их законном праве. В этом случае тоже нужно обращаться в инспекцию.

Пример

Николай Павлович жил в удаленной деревне и пока позволяло здоровье, разводил пчел. Несколько лет назад он купил несовершеннолетнему сыну квартиру в городе с прицелом на то, что тот поступит в вуз и ему понадобится собственное жильё. Потом Николай Павлович занемог и пасеку пришлось продать, но пенсия у него была северная.

Сын поступил учиться и обратился за социальной стипендией, но ему отказали, мотивируя тем, что у них с отцом достаточный доход, а еще и квартира собственная есть.

Парень обратился ко мне за консультацией, я посоветовал обратиться в трудовою инспекцию. Ведь он проживал в квартире один, был совершеннолетний на момент подачи заявления на стипендию, а значит, отец не должен учитываться как член семьи при расчете.

Это помогло. Буквально через несколько дней ему выдали справку, по которой стали выплачивать стипендию. Самое интересное - инспектору достаточно было только позвонить в соцзащиту и предупредить, что они допустили нарушение.

Ситуация 4. Отказ в реализации права на отпуск

Согласно трудовому кодексу и Конституции, все работники имеют право на отдых. Работник вправе воспользоваться им уже через 6 месяцев после трудоустройства. Некоторые работодатели, прикрываясь служебной необходимостью, не отпускают своих сотрудников на отдых.

В результате проходит год, полтора, а иногда и даже два. Такого быть не должно - обязательно обращайтесь в трудовую инспекцию. А как это сделать, читайте в следующем разделе.

3. Какими способами можно подать жалобу в трудовую инспекцию - 3 проверенных способа

Вы не знаете, как написать на работодателя в трудовую инспекцию, а очень хочется? Тогда вы должны усвоить некоторые правила.

Правила составления жалобы в трудовую инспекцию:

  • не лейте воду, описывайте только факты и подкрепляйте их доказательствами;
  • меньше эмоций - они не несут смысловой нагрузки;
  • не употребляйте ненормативную лексику;
  • представляйтесь и указывайте свои контакты.

Если кто-то задается вопросом, можно ли анонимно обратиться в трудовую инспекцию, знайте, что такая кляуза рассмотрена не будет. Ниже я предлагаю рассмотреть 3 способа обращения.

Способ 1. Лично обратиться в трудовую инспекцию

Если в вашем городе или поселке есть действующее представительство трудовой инспекции, придите туда лично и изложите свою проблему непосредственно инспектору. Возможно, он решит вашу проблему без всякого заявления или объяснит, что вы заблуждаетесь, а работодатель прав.

Если же правда на вашей стороне, то нужно написать обращение по предложенному инспектором образцу. В нем изложите факты, которые вы несколько раз перепроверили. Пишите без эмоций, лаконично со ссылками на прилагаемые документы.

Какие документы нужны для обращения в трудовую инспекцию:

  • паспорт;
  • трудовой договор;
  • приказы или распоряжения руководителя, относящиеся к делу;
  • другие документы, подтверждающие неправомерность действий администрации.

О приеме документов на рассмотрение будет сделана отметка, а вам выдадут расписку.

Способ 2. Отправить заявление по почте

Как написать письмо в трудовую инспекцию, чтобы оно действительно дошло до адресата и было рассмотрено? Нет ничего проще. Представьтесь. Укажите наименование и реквизиты организации, к которой у вас появились претензии. Лаконично и аргументированно изложите их суть. Приобщите к письму копии подтверждающих ваши слова документов по описи.

После этого отправьте заказное письмо с уведомлением. Вам придет отрывной талончик, подтверждающий, что ваше обращение поступило по адресу. Не забудьте указать обратный адрес, телефон и электронную почту. Это поможет оперативнее решить вашу проблему.

Способ 3. Через Интернет

Самый удобный способ - это подача обращения в трудовую инспекцию онлайн. На сайте Роструда есть специальная форма для этого. Она очень удобная и не требует особых познаний. О том, как воспользоваться этим способом, читайте в следующем разделе.

4. Как подать заявление в трудовую инспекцию онлайн - пошаговая инструкция для новичков

Современные технологии позволяют решать с помощью интернета самые серьёзные и насущные задачи. В частности сегодня можно получить большое количество услуг путем подачи заявок через порталы соответствующих органов или непосредственно через сайт Госуслуги.

2) Lexlife

Эта компания специализируется на разрешении всех видов споров в судебном и внесудебном порядке,в том числе урегулированием трудовых споров. Главное, не пропустите установленный законом срок обращения в трудовую инспекцию, особенно после увольнения. Для этого нужно сразу же воспользоваться услугами компании Lexlife.

Услуги компании:

Наименование услуги Суть услуги
1 Консультирование Оказание консультационных услуг в устной и письменной форме по трудовому законодательству
2 Досудебное урегулирование спора с работодателем Путем обращения в трудовую инспекцию и переговоров с администрацией фирмы
3 Составление претензии, искового заявления Грамотное оформление этих документов со ссылками на законодательство
4 Защита интересов работника в судебных инстанциях Полное сопровождение в судах

3) Юскон

Основное направление деятельности компании - бухгалтерское сопровождение. Однако решение кадровых вопросов предприятия тоже входит в сферу интересов фирмы. Если вы работник, то специалисты проконсультируют и защитят ваши права, как в трудовой инспекции, так и в суде. Если вы работодатель, то, заключив с ними договор, вы оградите себя от ненужных исков, связанных с нарушением трудового законодательства.

Теперь предлагаю посмотреть тематический видеоролик.

7. Как обжаловать решение трудовой инспекции - порядок действий

К сожалению, решение трудовой инспекции не всегда полностью удовлетворяет пострадавшего. Но каждый имеет право его обжаловать вначале у руководителя этой службы, а потом и в суде.

Как это сделать - читайте ниже.

Действие 1. Составляем и отправляем письмо руководителю трудовой инспекции

Если вы считаете, что при проведении проверки инспектор не учел некоторые доводы и принял решение не в вашу пользу, подготовьте подготовить письмо на имя его руководителя. В нем подробно опишите суть проблемы, приложите копию ответа инспектора и обозначьте моменты, с которыми вы не согласны. Обоснуйте свои утверждения. При необходимости найдите дополнительные доводы в свою пользу.

Срок рассмотрения такой жалобы не более 30 дней. Если результаты вас устроили, инцидент можно считать исчерпанным. Если нет, то переходим к следующему действию.

Действие 2. Собираем документы и материалы, которые вы хотите оспорить

В суд нужно предоставить те документы, которые, по вашему мнению, носят спорный характер. К ним отнесем: приказы и распоряжения руководителя, табели и графики, расчетные документы. Сюда же кладем ответы, полученные из трудовой инспекции.

Действие 3. Обращаемся в суд

Пишем исковое заявление по образцу, который берем в суде. Приобщаем к нему документы, перечисленные выше, заявляем свидетелей при необходимости. Не забудьте оплатить госпошлину. При обращении в суд я рекомендую нанять юриста, который имеет опыт ведения гражданских дел в сфере трудового права.

Комиссия по трудовым спорам — 5 этапов разрешения спора комиссией по труду и заработной плате + 3 совета как предотвратить обращение работника в суд

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может стать для работодателя полной неожиданностью, так как она проводится без предупреждения. В статье мы расскажем, в каких формах проводится контроль, что вправе, а что не имеют права делать инспектора ГИТ.

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 51.1 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н).

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспектора ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту (см. определение Мособлсуда от 18.10.2011 № 33-20834, решение Петрозаводского горсуда Республики Карелия от 10.12.2010 по делу № 2-8130/11).

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Государственная трудовая инспекция в Москве защищает права работающих граждан, которые закреплены в Трудовом Кодексе РФ, но далеко не всегда работодатели стремятся их соблюдать. В случае возникновения трудовых споров или грубого ущемления законных прав работников необходимо обращаться в государственную трудовую инспекцию Москвы. Этот орган выступает гарантом соблюдения трудового права и представлен в каждом субъекте Российской Федерации.

Каждый работник, который считает, что работодатель нарушает его трудовые права, имеет право обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.
Трудовая инспекция:

  • Принимает, рассматривает письменные обращения граждан по поводу нарушения их трудовых прав
  • Принимает меры к работодателям для устранения этих нарушений
  • То есть, в трудовую инспекцию можно обратиться, если работодатель:

    • Незаконно уволил сотрудника
    • Не выплатил ему заработную плату или другую, компенсацию, предусмотренную трудовым законодательством
    • Нарушает график рабочего времени и времени отдыха
    • Нарушает право работника на ежегодный основной или дополнительный отпуск
    • Нарушает другие трудовые права работников, предусмотренные действующим трудовым законодательством

    В трудовую инспекцию, согласно ст. 360 ТК РФ, может обратиться не только работник, которые официально трудоустроен, но и любой другой гражданин, который считает, что работодатель незаконно отказал ему в трудоустройстве. Точно такие же функции и у Государственной трудовой инспекция Москвы.

    В эту организацию могут обратиться работники, которые трудоустроены у работодателей, зарегистрированных в Москве и Московской области.
    Приём граждан в инспекции по труду в Москве осуществляется по электронной и «живой» очереди. Приём ведётся по разным адресам.

    Специалисты в трудовой инспекции в Москве проводят консультации граждан по скайпу, а также дают устные разъяснения по телефону. Для этого существует «горячая линия».

    Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

    Подать жалобу в Трудовую инспекцию по Москве можно несколькими способами:

    • Лично
    • Отправить по Почте

    При личном обращении гражданина проблем с подачей заявления не возникает. Он должен привезти жалобу в 2-ух экземплярах в инспекцию. Один экземпляр жалобы будет зарегистрирован как входящий документ – ему присвоен номер. Этот номер, а также дату принятия жалобы, секретарь поставит на экземпляр, который останется у заявителя.
    В течение 30 дней, начиная с момента приёма заявления, заявителю должен прийти ответ.

    При отправлении заявления Почтой, необходимо оформить письмо как заказное с уведомлением и описью вложенного. Когда уведомление вернётся заявителю, на нём будет указано число принятия письма. С этой даты начинается «отсчёт» 30 дней.

    При подаче жалобы, работник должен указать:

    • Свои данные
    • Свой электронный адрес и телефон
    • Данные работодателя
    • Его фактический и юридический адрес
    • Тип организации – бюджетная или внебюджетная
    • Свою должность
    • Информацию о руководителе

    Затем необходимо описывать свою проблему. Сделать это нужно грамотно, с точки зрения русского языка и стилистики обращения. Нельзя использовать оскорбительные выражения и жаргонизмы. Жалоба должна быть краткой и содержательной, все факты должны быть достоверны и проверены.
    Заявитель может приложить к жалобе документы, в виде прикреплённых файлов различного формата.

    Затем указть свои требования, которые нужно просто отметить «галочкой». После этого, жалобу можно отправлять.

    Официальный адрес трудовой инспекции Москвы

    Официальный адрес трудовой инспекции по г. Москве – ул. Домодедовская, д. 24, корпус 3. Добраться до инспекции можно следующим образом – от м. Домодедовская сесть на автобусы № 148, 694, 766, 274 или на маршрутное такси № 564м, 635м.

    Приём граждан по вопросам, связанным с трудовыми правами, в порядке «живой» очереди производится по адресу ул. Верхние поля, д. 11, корп. 1 стр. 1 (левая сторона двухэтажного торгового здания), вывеска на входе «Базовый центр охраны труда ЮВО г. Москвы»; от ст. метро Братиславская, далее маршрутное такси № 520 м, 517 м, 526 м, 5 остановок до Краснодонской улицы, пешком 500 метров.
    Время приёма - понедельник, вторник с 10-00 до 17-00 (обед 13.00-14.00); четверг с 09-00 до 13-00; пятница с 10-00 до 15-45.