Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Игры, в которые играют дети. Дети, с которыми играют в игры

Игры, в которые играют дети. Дети, с которыми играют в игры

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

К сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в раннем возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и психическое развитие малыша.

В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие
малышей. Уже с 1,5-2 лет детишек обучают счету, чтению, иностранным языкам,
водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. При этом
родители мало задумываются о том, насколько это действительно необходимо
крохе. И к сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым
важным в этом возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и
психическое развитие малыша
. Они стараются заполнить жизнь любимого чада
различными познавательными занятиями и спортивными тренировками, строя
график таким образом, чтобы у ребенка не оставалось свободного времени на
«ерунду», типа игр и беготни. Однако, исключая из жизни дошкольника
«примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный
урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и
чудодейственная игра, рассказывает педагог-психолог, президент Фонда
социальной и психологической помощи семье и ребенку Татьяна ШИШОВА.

Чем сильна игра?
Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский отмечал высокое значение игры для
полноценного психического развития личности. Он разработал систему
периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2
до 7 лет) – это игра, которая, по убеждению ученого, не просто глупое
развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии
именно игровой опыт станет крепким фундаментом для учебной, а потом и
трудовой деятельности. «Основной формой развития сверхсознания…служит игра,
требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в
постижении ребенком окружающего мира», – писал психолог. Вершиной игр
Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном
развитии начинают осваивать с 1,5–2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу
спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в
настоящие спектакли.
Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную
смекалку, но и обретает социальные навыки общения. Если же попытаться
«перепрыгнуть» этап игры, и сразу приступать к интеллектуальному развитию,
психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется
серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые «недоиграли» в
детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать
причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо
разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в
коллективе, дружить, любить, строить семью.

Согласно ГОСТу, маркировка на игрушке обязательно должна содержать название
товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские
свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота может
свидетельствовать о том, что игрушка поддельная.

Выбор игрушки
Приобретая ребенку очередной подарок, обратите внимание, чтобы он
соответствовал не только стандартам качества, но и подходил малышу по
возрасту и по психологическим параметрам. Например, различные монстры
противопоказаны детям любого возраста, поскольку могут вызывать страхи или,
наоборот, пробуждать агрессию. Помните, что игрушки и игры оказывают
мощнейшее воздействие на психику ребенка: они могут как деформировать
личность малыша, так и развивать или корректировать.
Игровая прививка
Игра для детей – привычная стихия, наиболее органичный вид деятельности и
общения, ведь «в игровом мире» ребенок не скован условностями и может
свободно выражать себя. Поэтому любые сюжеты, которые ребенок проживает в
игре, он осваивает легко и ненавязчиво. Так, посредством игры дети могут
почерпнуть уникальный опыт социального общения и прочувствовать различные
жизненные ситуации. Можно сказать, что, играя, малыши получают своего рода
«прививку», и в будущем, когда они в реальной жизни столкнутся с подобной
историей, они отреагируют адекватным образом.

В чем соль?
Впрочем, с помощью игротерапии можно не только предупредить развитие
комплексов или фобий у детей, но и вылечить их.
Когда ребенок приходит на первый прием к психологу, игротерапевт составляет
психологический портрет ребенка и выявляет основную проблему поведения. В
процессе терапии психолог установит и саму причину трудностей, и будет уже
работать непосредственно с ней.
Важно, чтобы малыш не знал о том, что с ним занимаются терапией. Он должен
быть уверен, что с ним просто играют.
Существуют две основных формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли
взрослого (родителя, психолога, психотерапевта, воспитателя) в игре:
направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).
В директивной терапии психолог берет инициативу на себя, создает игровую
ситуацию с подсказки ребенка, управляет ходом событий, фиксируя все
проявления активности маленького пациента. Он обрисовывает малышу дальнейшие
действия, дает советы, указывает ребенку правильный выход из ситуации.
Терапевт пользуется методическими приемами, играми со структурированным
игровым материалом и сюжетом. Это могут быть игры по сказкам. Терапевт
подбирает героя, близкого к ребенку по возрасту, полу, характеру, и
описывает его жизнь в сказочной стране, чтобы малыш увидел в ней сходство с
собственной жизнью. С этим персонажем происходят различные истории, и
возникают непростые ситуации, которые случаются с ребенком в реальной жизни.
Герой ищет выход из положения и в итоге находит идеальное решение с помощью
мудрого наставника, которого встречает по ходу сюжета. Цель психолога –
показать ребенку его поведение со стороны и ненавязчиво в игровой форме
подсказать наиболее благоприятный стиль поведения. Проживая трудные ситуации
в волшебном мире сказки, ребенок понимает, в чем ошибка его поведения, и
находит выход из тупика.

Очень часто при директивной игротерапии психологи прибегают к ролевым играм
с куклами. Это могут быть как простые «дочки-матери», так и настоящий
кукольный театр. Через разыгрываемые сценки малыш видит «со стороны»
различные поступки, начинает сопереживать героям и анализировать их
действия. Сюжеты могут быть от самых банальных до фантастических: прием
гостей, драка в песочнице или полет на Луну в целях спасения маленького
принца. В этих играх замечательно то, что ребенок играет не за себя, а «как
бы» за другого персонажа (куклу), и совсем необязательно за того, который
ведет себя, как сам малыш. Даже наоборот если ребенок играет не трусишку
(если малыш трусит), а защитника слабых, – достигается наибольший
терапевтический эффект, поскольку ребенок словно примеряет на себя
правильную роль. Таким образом ребенок начинает понимать, как его поведение
выглядит со стороны и как можно преодолеть собственный недостаток.
Недирективная терапия ориентирована на самостоятельную игру ребенка, которая
помогает ему выразить свои чувства, свой внутренний мир. Такую игротерапию
еще можно назвать импровизированной, поскольку психолог не диктует жестко
сюжет игры, а предоставляет самому ребенку придумать сценарий. Или же
психолог выбирает игру, правилам которой подчиняются все: как дети, так и он
сам. Цель терапии – создание атмосферы взаимопонимания и эмоционального
сопереживания ребенку, а также активная борьба с конкретной проблемой.
Например, для малыша, которого мучат страхи, отлично подойдут «жмурки»,
«привидение» или «прятки». А для снятия напряжения и выплеска агрессии –
«казаки-разбойники», «салочки», «злые-добрые кошки», когда дети поочередно
превращаются то в злых царапающихся и шипящих кошек, то в добрых,
мурлыкающих и ласковых. Для снятия напряжения и налаживания
детско-родительских отношений подойдут игры «Доверяющее падение», когда
ребенок падает спиной к взрослому, а тот подхватывает малыша на руки, или
«Ласковые лапки»: ребенок закрывает глаза, а родитель или психолог
поочередно водит по его ручке то перышком, то ваткой, то листочком бумаги –
и малыш должен угадывать предметы.

В помощь маме
Психологи утверждают, что каждый человек рождается с уже заложенным
характером, талантами и даже вкусовыми пристрастиями. Если понаблюдать за
годовалым младенцем, можно увидеть, что это действительно так. Один малыш
невозмутим, даже когда у него отнимают лопатку в песочнице, а другой – с
криком бросается на обидчика; один любит побегать, другой тихо посидеть на
коленях у мамы.
Учитывая эти наблюдения, можно сказать, что задача воспитания состоит не в
том, чтобы «на белом листе нарисовать нужную картину», а в том, чтобы
развить заложенные достоинства и способности, и максимально приглушить
недостатки. И сделать это можно с помощью обыкновенных игр, многие из
которых мы помним с детства. Главное только проявить побольше фантазии и
терпения.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).

И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.

Вспомним исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь - стоп

Как играть. Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.


Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый -совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Города

Как играть. Ведущий стоит спиной и говорит:»Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали — столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются. Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов — больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой, он побеждает, если нет — играет снова.

Что развивает: умение определять расстояние «на глаз»

Нитки

Как играть. Дети берутся за руки и «запутываются», переступая через ноги и руки. Потом кричат: «Бабка, нитки рвутся!» и бабка-ведущий пытается распутать свои нитки (руки и ноги), не порвав (не расцепив руки игроков).

Что развивает: ловкость и смекалку

Красная Шапочка

Как играть. Дети делятся на две части. Одни — крепко держатся крепко за руки и не пропускают. Те, что держатся, кричат:»Красная шапочка, белое перо! Дайте нам.. (имя игрока) ну, Марину к примеру, и больше никого!». Марина разгоняется и пытается пробить брешь в стене из детей по середине. Если пробивает, то берет кого-то из средних детей и возвращается обратно к своим, если не пробивает, то становится к средним.

Что развивает: силу и выносливость

======================================

Инна Морозова

Понятие «игра» имеет много толкований. У древних греков слово «играть» трактовалось как «предаваться ребячеству», у римлян игра означала веселье, а у древнегерманских народов она представлялась как ряд движений, доставляющих радость.

Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стало обозначать обширный круг человеческих действий, доставляющих удовольствие.
Игра в жизни ребенка занимает важное место. До семи-восьми лет она является основным видом занятий, и только позже ее сменяет учебная деятельность. С помощью игры ребенок познает и исследует мир, применяет новые навыки, возможности, общается со сверстниками, усваивает правила и социальные роли. В одной игре он доктор, лечащий пациентов, в другой – продавец камушков и цветных фантиков, в третьей – учитель. Игра – это уникальный мир, где стираются грани между фантазией и действительностью, раскрываются те возможности ребенка, которые не реализуются в его обыденной жизни. Дети живут в этом необыкновенно увлекательном мире и радуются каждому мгновению.

Игра формирует познавательные способности, развивает воображение, умение импровизировать, творчески мыслить. В игре ребенок приобретает множество полезных качеств: ловкость, наблюдательность, память, а также учится сравнивать, размышлять, анализировать. Ребенок, с которым много играют, быстрее становится самостоятельным, поскольку со временем сам начинает придумывать себе занятия и игры.

Все игры, помимо развлекательной роли, априори значимы, полезны для ребенка, ведь они развивают в нем различные качества, черты характера, обучают чему-то новому. Так, например, игры с мячом развивают у детей ловкость, выносливость, тренируют координацию движений и внимание. Игры на воображение способствуют формированию умения творчески, нестандартно мыслить, фантазировать.

Игры с мячом
«Картошка».

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится в центр круга, а игра продолжается. Любой из игроков по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. Тот, кого коснулись мячом, вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга также стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

«Одиннадцать».
Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом «Один!». Дальше мячиком перебрасываются молча, отсчитывая про себя броски до десяти. Тот игрок, которому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко «Одиннадцать!». Если одиннадцатый игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им провинившегося игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч о землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.

«Смешинки»
Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет, например, кастрюля. Игроку, поймавшему мяч, необходимо быстро придумать этому предмету смешное название, допустим «варилка».

Игры, развивающие воображение

«Угадай-ка» (от 2 до 5 лет)
Сложите в небольшой непрозрачный матерчатый мешочек разные предметы: теннисный мячик, зубную щетку, массажную расческу, конфету, тюбик крема, катушку ниток, резиновую игрушку и т.д. Ребенок опускает руку в мешок и, держа предмет в руке, говорит вам, что он поймал, а также из чего это сделано. Эта простая игра развивает воображение и тренирует память.

«Угадай рисунок»
Игроки разбиваются на две команды. Первая команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза, и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться. Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

Игры на внимание

«Самый внимательный»
Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» – назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова на водную тематику, например, море, река, залив, океан. Вместо слова «суша» – берег, остров. Прыгающие невпопад выбывают; победителем становится последний игрок – самый внимательный.

«Только зеленого цвета!»
Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый.
Буква «М», – говорит ведущий, а затем называет игрока. Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать десять предметов зеленого цвета, чье название начинается на букву «М».
Если игрок справляется с заданием, он получает один балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока.

Игры на развитие памяти

«Все помню»
Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут произноситься слова (например, города, растения, животные и т.д.). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. И так по цепочке: следующие игроки называют свое слово и уже прозвучавшие слова. Допустивший ошибку выбывает из игры.

«Волшебный мешок с подарками»
На полу раскладывают десять-пятнадцать предметов разной формы, цвета, функциональной принадлежности. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает вещи обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах. Например, какого цвета был брелок? Или сколько резинок для волос лежало на полу? Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.

«Что исчезло?»
На столе лежат несколько предметов или картинок, на которых изображены предметы. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается, в это время взрослый убирает один предмет или картинку. Малыш должен отгадать, что исчезло.

Каждый новый день ребенок познает мир. Еще, будучи в младенческом возрасте, он тянет в рот попавшиеся под руку предметы, исследует маленькими пальчиками яркую игрушку. Становясь постарше, через игру малыш открывает для себя свойства окружающих предметов, усваивает систему социальных ролей, развивает творческие способности. Главное – чтобы у ребенка не угасал интерес к тому, что его окружает. И поддержанию этого интереса способствует детский способ познания мира – игра, ведь играть – это так увлекательно, весело и познавательно!

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно