Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где находится памятник калашникову. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

Где находится памятник калашникову. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

Большие волнения и широчайшее обсуждение в СМИ и социальных сетях вызвало появление памятника Калашникову в Москве. Отзывы были крайне неблагоприятные. А всё потому, что архитектор допустил грубейшую ошибку, непростительную невнимательность и показал абсолютное своё отсутствие в данной теме.

Ошибка

Дело в том, что ошибки обнаружились уже на второй день после появления памятника Калашникову в Москве. Отзывы посыпались не просто эмоциональные, поскольку была буквально оскорблена одна из крупнейших причин гордости за родную страну. Скульптор поместил на постаменте чертёж. Якобы знаменитого автомата Калашникова. На самом деле, видимо, особо не заморачиваясь, "мастер" скачал из интернета первую попавшуюся схему. Ею оказалась немецкая винтовка Хуго Шмайссера. В такие моменты практически вся страна становится на дыбы: возмущению не было предела. Народ надеется, что скульптор сделал это не специально.

Зато как его защищают граждане либеральных воззрений! Как отстаивают право на такую вольность! Причём, до обнаружения ужасной ошибки от этих же людей памятник Калашникову в Москве отзывы собрал самые неблагоприятные: дескать, очередной монстр, украсивший столицу. Ну что ж, ожидаемые оценки, однозначные. Калашников - вовсе не их герой. Скульптор после обнаружения ошибки не отстаивал право на неё, но говорил, что не дело дилетантам судить профессионалов. В Интернете до сих пор через край льются определения, запрещённые к употреблению парламентариями, в адрес автора памятника Калашникову в Москве... Эх, Салават Щербаков, до чего же вы безмятежны!

Об ответственности

"Ну, бывает... - пожал плечами скульптор, когда ему сообщили о волне возмущения по поводу памятника Калашникову в Москве, - Могу и исправить." Автору, как говорит молодёжь, "фиолетово", что за схема там на памятнике, а ведь настоящий мастер должен не просто обдумать, он должен выстрадать каждый штрих, ведь работа-то это творческая, небось не гипсовые кошки-копилки штампует, где, как многим кажется, значительно большая авторская ответственность и даже некоторый полёт творческой мысли присутствует (продавать же придётся, надо, чтобы нравилось).

Неужто совсем без приложения души работал скульптор при создании памятника Калашникову в Москве? Конъюнктурил, пытаясь сорвать бонус на народной любви к замечательному человеку? Как можно было браться за работу, до такой степени не понимая её сути? Даже если бы Высоцкому нарисовали на постаменте ноты не его песни, такого массового возмущения это бы не вызвало. А тут памятник Калашникову в Москве! Человеку-легенде! В столице! Не богемному диссиденту, а человеку, стараниями которого выиграна Великая Отечественная война! Всё это только малая часть содержания отзывов о памятнике Калашникову в Москве.

О заказчиках

Заказчиком памятника Калашникову в Москве является Военно-историческое общество, где не оказалось специалистов, которые способны обнаруживать такого плана ошибки. Теперь специалисты нашлись, признали. Плита с чужой схемой снята и отправлена на переделку. Но и в таком виде величественно выглядит шестиметровый памятник Калашникову в Москве. Когда установят плиту обратно, пока сведений нет. Однако отзывы в Интернете просят поторопиться, поскольку возмущение в народе всё не угасает. Огромный резонанс вызвал памятник Калашникову в Москве. Нужно сказать, что место для памятника, по мнению большинства обсуждающих, выбрано удачно.

Это Садовое кольцо, Оружейный переулок. Памятник Калашникову в Москве удачно вписался в городской ландшафт. Хозяином данной площадки - городской мэрией - тоже отмечен этот момент. По сведениям в Интернете, памятник Михаилу Калашникову Москве обошёлся в тридцать пять миллионов рублей. В 2016 году Военно-историческим обществом была запущена специальная акция по сбору денег для этого памятника, что-то удалось собрать, остальное оплатили спонсоры. Впрочем, конкретные источники, профинансировавшие открытие памятника Калашникову в Москве, неизвестны.

Что пишут либералы?

Задолго до открытия отмечалось, что когда установят памятник Калашникову в Москве, скульптурных монстров в столице прибавится. Имелись в виду и связи с этим моментом максимально (да нет, выше максимума!) остроумно обыгрывались. Адрес памятника Михаилу Калашникову в Москве тоже мало кому из либеральной общественности понравился. Переулок хоть и называется Оружейным, но тут оружию не место, как заявили самые яркие представители этого сообщества. Идите все к министерству обороны, создатели автоматов, пулемётов, ракет, самолётов!

Скульптор на беду свою сравнил автомат в руках Калашникова со скрипкой, дескать, держит его Михаил Тимофеевич так же бережно. Либеральная общественность немедленно и радостно подхватила это сравнение. Наименее обидно звучала похвала, что скульптор - человек культурный, даже скрипку видел не менее двух раз. Отмечалось так же ядовито, что в тылу памятника Калашникову в Оружейном переулке в Москве ("человека со скрипкой", как было написано) скрывается некий конник, убивающий змея поганого. Наверное, по их предположениям, это опять Георгий Победоносец, который по численности монументов скоро и Владимира Ильича победит.

Где находится памятник?

На фото памятника Калашникову в Москве запечатлено его торжественное открытие 19 сентября 2017 года. Сквер при пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской принял в этот день многих людей, с нетерпением ожидавших этого светлого дня. Но, как было обнаружено на второй день после праздника, не всё оружие, изображённое на монументе, принадлежит авторству Калашникова. Чертёж StG 44 - германской автоматической винтовки 1944 года - обнаружил внимательный Юрий Пашолок, историк. Фото памятника Калашникову в Москве вполне может это мнение подтвердить.

В результате скульптор был вынужден обратиться за помощью к коллегам, таким же профессионалам, чтобы они обсудили его творение и высказали свою точку зрения. Конечно, поднявшийся вокруг памятника шум не может не докучать создателю памятника Михаилу Калашникову в Москве. Фото демонстрирует, что на этой волне стали пиариться совершенно далёкие от такой ситуации люди, чьи аргументы сводились к такой формуле: "Если произведение ругают, то это дилетанты, а если хвалят - это народ".

И самое неприятное

Много рассуждений в отзывах совершенно недопустимых с точки зрения советских людей особенно, и россиян в целом. В них абсолютно "нездешние" люди говорят о том, что прославлять создателей оружия вообще нельзя, а Михаил Калашников никакого памятника не достоин. Появилась масса желающих с пеной у рта доказывать подозрительные похожести автомата Калашникова и других образцов этого жанра ("вот, даже скульптор ошибся!"), и даже сегодня эти обсуждения ещё не прекратились.

Эти нерусские люди с презрением объясняли, что не мог Калашников сам автомат изобрести, у него образование было пять классов, а потому и чертить он не умел. Говорили, что самого Хуго Шмайссера переместили после войны в Ижевск, где Калашников обосновался, вот он и создал этот совершенный советский автомат. Более того, нашу непререкаемую гордость и славу - Калашникова - они обзывают деревенским хитрованом, самопиарщиком, символом режима той страны, что вся соткана из лжи и мифов. Видимо, и Победа 9 мая для них - день скорби.

На самом деле

Михаил Тимофеевич Калашников родился в Курье на Алтае, и каждый знакомый с ним скажет, что генерал-лейтенант и дважды герой СССР был действительно скромен, не носил никаких масок, никогда не жил на широкую ногу и постоянно работал. АКМ практически каждый мужчина держал в руках. И многие женщины тоже. А сам Калашников говорил, что лучше бы изобрёл хорошую сенокосилку. Но в тот момент нужно было оружие. Он делал то, что был должен, - в силу таланта. Шолохова эти же люди - можно пофамильно перечислять! - обвиняют в подобном плагиате. Так же эмоционально. Но реальных доводов у них примерно столько же. То есть - нет их.

Американцы почему-то признают создание АКМ именно Калашниковым, более того, он входит в число ста гениев двадцатого века. Из наших в этом списке ещё и доказавший не так давно неразрешимую гипотезу Пуанкаре. Значит, мы все вполне вправе гордиться тем, что оружейники у нас непревзойдённые, и потому поставлен лучшему из них - Михаилу Калашникову - в Москве памятник. Фото хорошо передаёт праздничную атмосферу открытия его. А кто не хочет или не может радоваться достижениям и победам родной страны, "пусть так сидит," - не об этих ли людях говорил Василий Макарович Шукшин, земляк великого оружейника?

Министр культуры

Автомат Калашникова был назван культурным брендом России. В чём-то он прав: АКМ является самым распространённым стрелковым оружием на земле. Потому что лучшее! Плиту у памятника со схемой немецкого "шмайссера" демонтировали тоже не без происшествий. Приехала на вызов небезразличных граждан полиция и задержала за вандализм рабочих, которые занимались демонтажем. Пришлось объясняться в отделении.

На открытии памятника Владимир Мединский сказал о Михаиле Тимофеевиче Калашникове абсолютно справедливые слова, назвав его "Кулибиным двадцатого века" с воплощением самых лучших черт, какие только присущи русскому человеку. И действительно. Помимо необычайной одарённости, Калашников обладал такими качествами, как честность, простота, нестяжание. А какой был организационный талант!

День оружейника

Проезжую часть этого отрезка Садового кольца в начале лета начали реконструировать, а параллельно шла работа по установке памятника. Инициатором возведения монумента, как уже было сказано, стало Военно-историческое общество России. Во вторник, 19 сентября, отмечается День оружейника, именно к этому дню и решено было приурочить торжественную церемонию.

Открывала монумент дочь Михаила Тимофеевича Елена. После почётные гости возложили к памятнику цветы. Общая высота монумента впечатляет - семь с половиной метров! Помимо основной фигуры гениального оружейника Калашникова художественная композиция включает в себя изображение земного шара и Георгия Победоносца, что должно символизировать победу над силами зла и наступивший мир.

Каков был "деревенский хитрован"!

В 1938 году осенью Михаил Калашников был призван в ряды Красной Армии и служил на Украине. Окончил курсы младших командиров, стал механиком-водителем танка. Изобретал всё время, усовершенствовал всё, чем довелось пользоваться. Например, инерционный счётчик для танковой пушки, потом приспособление для пистолета ТТ, из которого приходилось стрелять сквозь щели танка (получалось куда эффективнее!), потом счётчик моторесурса.

Кстати, вот этот счётчик - изобретение молодого Калашникова, первым ушло в серийное производство, просто организовать не успели - война. Придумал он это настолько здорово, что даже был вызван для доклада к Георгию Жукову, который направил Михаила в Киев, а потом в Москву с готовыми образцами, после чего в Ленинград - на завод имени Ворошилова, чтобы доработать и запустить в серию.

Недоучка с пятью классами образования?

В 1971 году Михаил Калашников получил учёную докторскую степень в технических науках - за изобретения. Кроме того, он являлся академиком шестнадцати зарубежных академий. У него тридцать пять авторских свидетельств только на внедрённые изобретения. И это вовсе не странно, что отовсюду приезжающие в столицу гости первым делом интересуются тем, где находится памятник Михаилу Калашникову в Москве.

В 1990-м Михаил Тимофеевич посетил США, и во время этого визита его всюду встречали так, как встречают кинозвёзд, хотя никто в мире его никогда в лицо не видел, разве что на фото очень малое количество людей, и те - в СССР. Там он встретился с историками по оружию, в том числе и с главным конкурентом - И общий язык моментально был найден.

Как появился российский культурный бренд?

Войну Михаил Калашников встретил с самого начала - командиром танка. Под Брянском уже в октябре его тяжело ранили. В госпитале, чтобы отвлечься от боли, он начал придумывать собственное оружие, именно автомат. Рисовал и чертил, сопоставлял и анализировал. Суммировал и собственные впечатления, и мнения товарищей на соседних койках госпиталя. Особенно помог, к сожалению, безымянный, лейтенант-десантник, который до войны разрабатывал стрелковое оружие в одном из НИИ. И книги ему приносили из библиотеки. Кто ж тогда мог подумать об открытии памятника Калашникову в Москве?

Доктора на фронт обратно не отпустили - дали отпуск на полгода. Калашников посетил Матай, где ранее работал в депо (это Казахстан). Там помогли специалисты, и через пару месяцев была создана новая опытная модель пистолета-пулемёта. Далее - Алма-Ата, где Михаил поработал в мастерских эвакуированного туда МАИ. Далее образец смотрел и оценивал сам Благонравов - выдающийся учёный, именно в стрелковом оружии специалист.

Путёвка в жизнь

В целом отзыв Анатолия Аркадьевича Благонравова положительным не был, но оригинальность этой разработки его восхитила, и Калашников получил направление на дальнейшую учёбу. В ГАУ (Главном артиллерийском управлении) пистолет-пулемёт оценили гораздо выше. Однако по технологическим причинам на вооружение не приняли. Но прототипом для создания самозарядного карабина он послужил уже в 1944 году.

В 1945-м автомат Калашниковым уже дорабатывался. В 1947-м он победил в конкурсе и был принят на вооружение. В настоящее время АКМ является самым востребованным оружием в мире, несмотря на то, что со дня создания миновало долгих семьдесят лет.

В августе в Оружейном сквере - недавно расширенном зеленом пространстве, отделяющем Садовую-Каретную от Оружейного переулка, - посреди залежей тротуарной плитки появился двухметровый постамент. Местные жители выяснили, что постамент предназначен для памятника Михаилу Калашникову, конструктору одноименного автомата. Впрочем, об этих планах стало известно значительно раньше, в мае 2016 года, когда Мосгордума приняла очередные поправки в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения». Министр культуры Мединский представил победивший в закрытом конкурсе проект Путину во время посещения последним концерна «Калашников» в Ижевске в сентябре того же года. Открытие памятника было тогда запланировано на январь 2017 года.

Инициатором сооружения памятника Калашникову выступило Российское военно-историческое общество, оно же , - «общероссийская общественно-государственная организация», созданная в 2012 году президентским и считающая себя преемницей Императорского РВИО, появившегося в 1907 году при одобрении Николая II. Председателем общества с 2013 года является министр Мединский. РВИО финансируется государством и частными жертвователями.

В постановлении Мосгордумы бюджет на сооружение памятника оценен в 35 млн р. - финансирование за счет РВИО. В конкурсе победил проект скульптора Салавата Щербакова, автора пары десятков памятников в Москве и других городах, в том числе Петру Столыпину, Александру I, Сергею Королеву, Гейдару Алиеву и , из-за которого столько спорили в 2015–2016 годах. На сайте РВИО размещен и объем пожертвованных ими средств, который составляет около 25 тысяч рублей. За неимением другой информации остается предположить, что недостающие средства были или будут предоставлены из субсидий федерального бюджета, что прямо предусмотрено президентским указом о РВИО.

Высота памятника вместе с постаментом составит 7,5 метра. Вот как автор свой проект: «Так как Михаил Калашников был человеком очень скромным, постамент будет небольшой - два метра. Основа композиции - пятиметровая фигура Калашникова, который держит в руках автомат. Позади нее силуэт земного шара, так как его изобретение используется по всему миру. Рядом святой Георгий на коне поражает копьем дракона - некие силы зла. Копье святого будет символом автомата Калашникова, задуманного как оружие добра».

Мне 45 лет, я родился и всю жизнь прожил в Москве. И мне кажется, что появление этого памятника в этом месте, в это время и в таком виде, мягко говоря, неуместно. Возможно, я предвзят, потому что живу от него в ста метрах и мне предстоит лицезреть его ежедневно. Не будучи искусствоведом, воздержусь от рассуждений о художественных достоинствах проекта (хотя очень хочется). Не будучи историком вооружений, воздержусь и от рассуждений о том, заслуживает ли Михаил Калашников памятника, - наверняка заслуживает, хотя бы потому, что слово Kalashnikov известно во всем мире не менее, а скорее более, чем слова sputnik и pogrom. Про него даже имеются зажигательные песни. Но мне очень не хотелось бы видеть этот памятник здесь, сейчас и в таком виде.

Калашников, увековеченный Бреговичем

Я против него здесь - потому что Калашников никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. Она, конечно, столица России, но есть места, исторически связанные со славой русского оружия, где этот (а лучше бы другой) памятник был бы гораздо более уместен - от Красной площади до Поклонной горы. Ставить памятник конструктору оружия в Оружейном переулке, который так называется с XVII века, - все равно что ставить памятник Анастасу Микояну на Мясницкой.

Я против него сейчас и в таком виде - потому что монумент Щербакова совершенно однозначно читается как символ имперских комплексов и агрессии, советских и постсоветских, особенно вместе с «силуэтом земного шара» и святым Георгием, поражающим «некие силы зла». Особенно мило это выглядит на фоне программы «Моя улица», направленной вроде бы на гуманизацию Москвы - и вот это все. Жалко, что на презентации проекта не изобразили умиротворенных мам с детьми и поваливших в Москву иностранных туристов в тени огромного автомата Калашникова.

В общем, это как если бы администрация Трампа поставила где-нибудь в Мемфисе новый памятник генералу Ли с барельефом в виде рабов в кандалах на постаменте.

Все эти соображения я бы с удовольствием высказал не здесь, а в ходе публичного обсуждения с жителями района. Но таких обсуждений не предусмотрено законодательством города Москвы.

Памятник изобретателю автомата Калашникова (АК-47) был установлен в самом центре Москвы. Расположен на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц.

Автором памятника стал Салават Щербаков , который ранее стал автором Великому, установленному у московского Кремля. Высота монумента составила около 8 метров. Фигура Михаила Калашникова в полный рост находится на высоком постаменте. В его руках его главное изобретение — автомат Калашникова.

Установку и открытие памятника несколько раз переносили. Изначально планировалось поставить монумент в честь Михаила Калашникова в январе, потом открытие перенесли на май. В итоге открытие состоялось 19 сентября. Выбор даты открытия не случаен. Именно 19 сентября в России отмечается День оружейника.

Михаил Тимофеевич Калашников — советский и российский конструктор стрелкового оружия, создатель популярного в мире оружия — автомата Калашникова. Родился 10 ноября 1919 года в селе Курья, Алтайской губернии. Умер 23 декабря 2013 года в Ижевске. Доктор технический наук (1917), генерал-лейтенант (1999), Герой Российской Федерации (2009), Герой Социалистического Труда (1958, 1976), Лауреат Ленинской премии (1964), Лауреат Сталинской премии первой степени (1949), Член Союза писателей России, Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 3—4 (1950—1958) и 7—11 (1966—1989) созывов. Обладатель многих грамот, благодарностей, премий, наград, медалей и орденов.

Памятник Михаилу Калашникову в Москве фото

Памятник оружейному конструктору Михаилу Калашникову. Фотографии с церемонии — в репортаже РБК.

Общая высота скульптурной композиции составляет 9,8 м: на 4-метровом постаменте стоит металлическая фигура оружейника, держащего АК-47.

У подножия постамента расположена скульптурная композиция с фигурой Михаила Архангела.

Автором памятника стал скульптор Салават Щербаков (на фото), который в числе прочего создал памятник князю Владимиру, установленный на Боровицкой площади возле Кремля. После прихода Сергея Собянина на пост мэра Москвы​ памятник Калашникову стал восьмым монументом работы Щербакова, установленным в столице

На сторонах постамента изображены модели оружия, созданные под руководством Калашникова, его чертежи и инструменты, а также воспроизведена его фраза: «Я создавал орудие для защиты своего Отечества».

Автор памятника назвал Калашникова образцом подвижнического служения своему делу. «Он — очень русский по характеру человек. Это такой человек из народа, как Платон Каратаев в толстовском романе «Война и мир». Очень скромный. Или — герой Лескова Левша — человек-гений, с большим интеллектом, верный своей Родине», — сказал Щербаков.

На фото: главный строитель монументов во времена Юрия Лужкова пришел поздравить молодого коллегу — президент Российской академии художеств (Зураб Церетели и скульптор Салават Щербаков (слева направо)

Инициатором установки памятника выступило Российское военно-историческое общество (РВИО). Его председатель, министр культуры Владимир Мединский представил проект памятника президенту Владимиру Путину в ​2016 году, во время посещения концерна «Калашников» в Ижевске. В октябре того же года глава государства подписал указ о праздновании 100-летия со дня рождения Калашникова, намеченного на 2019 год.

Памятник был установлен при поддержке Мосгордумы и «Ростеха». Генеральный директор корпорации Сергей Чемезов (на фото), выступая на церемонии открытия, сказал, что прожитая Калашниковым жизнь — это пример беззаветно преданного отношения к своему делу и своей родине. «Это тот пример, которому должно следовать наше молодое поколение граждан России», — сказал он.

Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов рассказал, что скульптор был выбран на закрытом конкурсе с единственным участником, Салаватом Щербаковым, так как Чемезов лично хотел с ним работать. «Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было», — сообщил Кононов.

«Это очень необычный памятник. Михаил Калашников — это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека. Необычайная природная одаренность, простота, честность, организационный талант — это все то, что позволило создать целую линейку оружия по защите Отечества, среди которых, конечно, автомат Калашникова — настоящий, можно сказать, культурный бренд России», — заявил на открытии памятника министр культуры Владимир Мединский.

У памятника нашлись и критики. Например, музыкант Андрей Макаревич в своем Facebook

Итак, в Москве максимально торжественно открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Памятник представляет собой огромную шестиметровую фигуру с автоматом в руках, причем автомат фигура держит бережно, «как скрипку Страдивари». Так, во всяком случае, представляется автору памятника Салавату Щербакову, из чего можно заключить, что Салават Щербаков видел скрипку, может быть, даже и не один раз. Хотя достоверно воплотить родившийся в своем воображении образ, как мне кажется, все-таки не смог, а потому и не все увидевшие сумеют получившийся автомат перепутать со скрипкой, как, оказывается, было задумано.

Еще скульптор Щербаков рассказал, что попытался отразить в памятнике тему вечного противостояния добра и зла.

Для чего за спиной Калашникова со скрипкой некто на коне пронзает копьем поганого змея. Всадника я идентифицировал как Георгия Победоносца; их в Москве, по моим наблюдениям, скоро будет не меньше, чем скульптурных изображений В. И. Ленина (по официальным данным, сейчас осталось чуть более ста).

Место для памятника выбрали, особо не заморачиваясь: в Оружейном (а каком еще?) переулке, коротенькой улочке, параллельной Садовому кольцу. Ничем, кроме названия, место ни с оружием, ни тем более с Калашниковым не связано. Писатель Денис Драгунский в связи с этим здраво заметил : «Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной, в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, да не ему одному, а еще и самым знаменитым конструкторам ракет, бомб, пушек, танков, самолетов, подлодок, уверяю вас, это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников рядом с Минобороны. Очень уместно. Памятник Чайковскому стоит у Консерватории. Репину — вблизи Третьяковки. Островскому — у Малого театра. Станиславскому и Немировичу — у МХАТа. Высоцкому — рядом с прославленным в его песне Большим Каретным...»

Ну это ведь сначала подумать надо — где какой памятник ставить… Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, — это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников, рядом с Минобороны. Очень уместно.

Одним словом, памятник Калашникову естественным образом занял место в ряду монстров, украсивших столицу за последнее время, и вызвал оценки, в общем-то, ожидаемые и однозначные. Интернет, тот и вовсе переполнен определениями, которые наши парламентарии употреблять запрещают категорически. Но в ответ на критические отзывы по поводу художественных достоинств «Калашникова» создатель монумента заявил, что работу профессионалов не должны судить дилетанты. .

«Никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия, и не надо в нее лезть. Даже мы, профессионалы, себя скромно ведем и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Многим памятник нравится»

Этот призыв создателя монумента к профессионалам — обсудить его творение — представляется мне опрометчивым, чреватым возможными огорчениями: не только с дилетантами, но и со специалистами, пока можно было задуманное остановить, никто не посоветовался.

В свою очередь поэт Лев Рубинштейн обратил внимание на важную закономерность: когда «дилетанты» ругают твое произведение, то они, разумеется, дилетанты. А если они же хвалят, то они уже не дилетанты, а народ.

И тем более важно, что среди тех «многих», кому «памятник нравится» — заказчики (Военно-историческое общество) и хозяева площадки в центре столицы (московская мэрия).

И еще. Сообщается, что установка памятника обошлась в 35 млн руб. Для сбора средств в сентябре 2016 года Военно-историческое общество запустило специальную акцию, однако удалось собрать всего 26 тыс. руб. Другие источники финансирования неизвестны.

Вот и все, собственно, о памятнике. Но нежданные торжества в Оружейном переулке дали повод порассуждать и о том, насколько допустимо прославлять создателей оружия вообще и достоин ли памятника сам Михаил Тимофеевич. Немедленно объявилось множество желающих сравнить АК-47 с другими знаменитыми образцами жанра, подозрительные похожести («Все ключевые решения АК были заимствованы у систем других конструкторов. Устройство автоматики и запирания ствола были скопированы у американской самозарядной винтовки M1 Garand конструкции Джона Гаранда…»). Они же напомнили, что образования у Калашникова было пять классов, что чертить он не умел, что после войны в Ижевск были перемещены «трофейные» немецкие оружейники во главе с самим Хуго Шмайссером (не они ли и создали прославленный советский автомат?)…

«Он украл не оружие, не чертежи — он украл всемирную славу, социальный статус, он был никем, а стал всем за счет других. Он — символ режима и страны, сотканных из мифов и лжи. А так — что ж, всю жизнь носил маску доброго дядечки, скромного оружейника, советского Кулибина. Деревенский хитрован. Правильный самопиарщик…»

Сам я общался с Калашниковым один раз и недолго. Ни «деревенским хитрованом», ни «правильным самопиарщиком» он мне не показался. Он был генерал-лейтенантом и дважды Героем, но все известные мне генерал-лейтенанты жили значительно богаче его, он не носил маску, а действительно был скромен. Я не в состоянии оценить, кто и что позаимствовал при создании автомата, но мне очевидно: разоблачители конструктора замечательно эмоциональны, но реальных доводов у них (по моим наблюдениям) значительно меньше, чем, скажем, у тех, кто обвиняет в плагиате Нобелевского лауреата Шолохова. Наверное, потому, что АКМ держал в руках каждый, а «Тихий Дон» — нет.

Сам же Калашников не раз говорил, что никакого чувства гордости за то, что является конструктором оружия, несшего смерть тысячам и тысячам людей, он не испытывал, что предпочел бы славу изобретателя газонокосилки. Звенящих металлом патриотических речей старался не произносить. И по человеческому настрою ближе ему, как мне кажется, был бы памятник типа знаменитого револьвера с завязанным узлом дулом — у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Решусь со всей определенностью утверждать, что ликующим милитаристом с постамента в Оружейном переулке Михаил Тимофеевич никак не был.

И все-таки.

Не так давно какие-то ушлые американцы составили список «ста гениев ХХ века», в который «от России» вошли всего трое: шахматист Каспаров, математик Перельман и оружейник Калашников. По каким критериям оценивалась их гениальность, мне неизвестно, и никаких далеко идущих выводов я бы на основании таких рейтингов, разумеется, не делал. Но ведь, согласитесь, показательно: с чем наша страна ассоциируется в первую очередь, какие ее достижения считаются непревзойденными, чем мы сами вправе гордиться и гордимся.

Мединский одним из «культурных брендов России»; конечно, у Мединского свои особенные представления о культуре, но слово «бренд» он употребил совершенно уместно. Самое распространенное стрелковое оружие на планете!.. Нет числа благодарным пользователям на всех континентах! Госкомпания «Рособоронэкспорт» объявила, что только с начала 2017 года подписано семь новых контрактов на поставку за рубеж более ста тысяч этих неприхотливых и безотказных постпредов отечественного гуманизма.

Нет, при всей моей человеческой симпатии к Калашникову я бы все-таки предпочел, чтобы Россию узнавали по Перельману.

Ну и последнее. В Ижевске, где Михаила Тимофеевича знают все и все доподлинно знают ему цену, памятник у музея его имени — маленький и уютный. В городе есть и еще два памятника оружейникам, из которых один лично мне особенно нравится. Самым выдающимся мастерам здесь когда-то присваивались зеленые кафтаны и зеленые же цилиндры, отчего их уважительно именовали «кафтанщиками» и «крокодилами». Так что это вовсе не Гена из мультфильма, как думают некоторые проезжие. Тем более он без автомата... Мединский был бы в шоке.

P.S.

Ну и, конечно, совершенно невообразимый финал этой истории.

Уже на второй день после торжественного открытия историк Юрий Пашолок