Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Даниил гранин - эта странная жизнь. Проблема осознания человеком заложенных в нём возможностей

Даниил гранин - эта странная жизнь. Проблема осознания человеком заложенных в нём возможностей

Автор романов «Иду на грозу», «Зубр», «Мой лейтенант», «Искатели», а также «Блокадной книги», написанной вместе с Алесем Адамовичем. Он прожил долгую жизнь - 98 лет, воевал на Великой Отечественной войне, был ранен. Он был Почетным гражданином Петербурга. До последних дней Гранин был активен и сохранял ясность мысли. публикует подборку высказываний писателя из его бесед и интервью разных лет, в том числе тех, что он дал незадолго до смерти, накануне празднования 9 Мая.

О счастье и чуде

«Всю свою жизнь после войны - такая уж это была война - я расцениваю как приз в лотерее, невероятную удачу, доставшуюся почти без шанса».

«Вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 1955-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: "Боже мой, это же встреча промахнувшихся!"»

«Обращаться с жизнью надо как с чудом, Божьим даром или даром судьбы. Поэтому надо жить так, чтобы сегодняшний день был самым счастливым. На войне это было ежечасно. Был обстрел, и я остался жив! Жив - я счастлив! Позже - иногда это было трудно. А иногда - легче. Это всегда утешительно и заставляет жить немножко иначе. Мы плохо ценим жизнь, которая нам дана».

«Я написал три десятка книг, но даже если бы у меня было собрание сочинений томов в девяносто, как у , а любви в моей жизни не было, то никакого удовлетворения эти тома мне бы не принесли. Cейчас, к концу жизни, я не думаю про книги, которые написал, и не угрызаюсь, что мог бы написать их больше. Я вспоминаю людей, которых любил, с которыми чувствовал себя совершенно счастливым».

Об истории и авторитете

«История - скоропортящийся продукт. Она гниет. Она подвергается разворовыванию. Но в конце концов она обязательно торжествует».

«Да не хочу я быть авторитетом! Не претендую. Все это мешает работать. Звонят, отвлекают. Не нужна мне эта слава. Я знал людей, которым известность доставляла удовольствие, они радовались, что их узнают на улице. Но честно относиться к своей славе очень трудно».

О человеке и обществе

«Для человека мы ничего не делаем. И не умеем делать. Мы все делаем для государства - для обороны, проведения конгрессов…»

«В обществе всегда обсуждаются какие-то разные вещи. Вот до революции обсуждалось, надо ли выходить замуж девственницей или нет. Все время обсуждаются какие-то нелепости».

«Человеку не хватает независимости. Мы конформисты. Мы слишком - особенно советские люди, которые имели одинаковую идеологию, одни и те же лозунги, - привыкли к коллективу. Вся жизнь, от коммунальной квартиры вплоть до похорон, проходила в коллективе. Это ненормально».

«Теологию у нас не преподают, мы ею не занимаемся, а надо бы заниматься: люди уже не хотят довольствоваться только решением квартирного вопроса или, скажем, вопросов заготовки сельскохозяйственной продукции и зимнего отопления. Это, безусловно, насущные проблемы, однако человек желает хотя бы время от времени над ними приподняться».

«У нас культ рубля и культ силы - силы хамской, бандитской. Как-то в Грузии я и мои друзья, грузинские писатели, остановились закусить, зашли в чайхану. Там сидела молодежь, человек десять за одним столом. Остальные столы пустые, никого нет. Когда они нас увидели, встали и уступили нам в качестве приветствия свои места. Это культ учтивости, традиция отношения к старшим. Уважение не показное, а воспитанное с детства».

«Главный недостаток нашего общества - это дефицит любви. Дефицит любви друг к другу, отсутствие культа любви, а ведь только любовь рождает уважение к человеку, понимание, какое это чудо - человек. Любовь показывает, каким красивым, каким хорошим человек может быть. А у нас человек существует исключительно как функция труда и исполнения неких обязанностей, в качестве электората или демографической единицы. Посмотрите, мы только в этой шкале измерений и существуем!»

Писатель Даниил Гранин во время Великой Отечественной войны был танкистом.

О Сталине

«Налицо невообразимая, чудовищная извращенность (Сталина - прим. "Ленты.ру" ). Понимаете, Толстой, Достоевский - это же величайшие гуманисты, человековеды, никто лучше их о проблемах совести и добра не писал, но вот на Кобе это никак не сказывалось. Облагораживающее влияние литературы, искусства, о которых мы так любим рассуждать, здесь заканчивалось - он приезжал в свой кремлевский кабинет и подписывал расстрельные списки на сотни человек, причем не абстрактных, а тех, которых знал, с кем дружил».

О войне и ненависти

«Когда немцы напали, нам было трудно воевать, потому что мы были идеологически беспомощны: в школах учили немецкий язык, Германия казалась ближе, чем Франция, Англия и тем более Америка. Эрнст Тельман, Карл Либкнехт, Роза Люксембург и в то же время Гете, Шиллер, Бетховен - все это имена были нам дороги. Мы не хотели их убивать, потому что "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" - это же был немецкий лозунг. Но когда увидели пожары, виселицы, весь ужас войны, особенно, когда мы драпали от немцев, начало появляться то, что Пушкин называл "остервенение народа". Это был непростой процесс, только когда разожгли эту ненависть, появилась способность убивать».

«Немцы могли уже в Питер войти, но этого почему-то не сделали. 17 сентября 1941-го мы просто ушли в Ленинград с позиций с мыслью: "Все рухнуло!". Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лег спать. Сестре сказал: "Сейчас войдут немцы - кинь на них сверху гранату (мы на Литейном жили) и разбуди меня"».

«Победу у нас похитили. У меня был разговор с (канцлер ФРГ с 1974 по 1982 год - прим. «Ленты.ру» ). Я его спросил: "Почему вы проиграли войну?" Он мне сразу ответил (у него был готов продуманный ответ, он хороший политик, профессиональный историк, сам воевал, все видел, все знает): "Потому что США вступили в войну". А Америка вступила поздно. Черчилль сказал еще в конце 1941 года: "Прилив кончился, начался отлив". Я не мог понять, откуда взялась эта версия. А потом понял: проиграть Америке - гораздо более лестно, чем нищему босому СССР. И американская пропаганда подхватила это. И сейчас это проникло на Западе повсюду, вплоть до школьной истории. А это несправедливо, неприлично. Нам обязано человечество этой победой, разгромом фашизма. Конечно, история восстановится, но гораздо позже. А несколько поколений будут жить и уже живут с такой историей».

О судьбе

«С судьбой у меня никогда не было ровных отношений. Мы всегда с ней то ссорились, то мирились».

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Цель: формирование умения выявления авторской позиции.

Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения.

Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется, - он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и приспособленней. В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражала энергия души, её стойкость. Теоретически даже медицина не могла представить организм, способный вынести столько лишений. Для человека – как и для стали, для проводников, для бетона – существуют пределы допустимых нагрузок. И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами - их не было, они были исчерпаны, а люди продолжали жить и действовать силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью, злостью.

Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой. Невесть откуда – и нахлынут силы, и ум заострится, вскипит воображение…

Вот это-то важно: возможность такого состояния, когда человек превосходит себя, свои обычные способности т пределы. Значит, это возможно, а если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно? Ресурсы человека ещё плохо изучены.

(По Д. Гранину)

Материал для сочинения

Писатель Даниил Гранин размышляет над проблемой ….

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу …

Итак, в начале сочинения мы сформулировали проблему, затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выявление позиции автора.

Помните, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

Языковые средства:

Слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно (Не нужно скрывать радости!).

Оценочная лексика: отличный чудесный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, безобразный, наглый – отрицательная оценка. (Любящий человек - это великое благо).

Средства выразительности (например риторические восклицания.)

Вводные слова: могут выразить чувство-отношение автора (к сожалению, …)

Побудительные предложения. Они содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю (так что учитесь у великих)

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония – употребление слова или выражения в таком тексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония это осуждение под видом похвалы:.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны. Подобные высказывания нельзя приписывать самому автору, это приведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Как сказываются поступки героя на других героях произведения?

Советы:

Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора)

Что проверяет эксперт?

Умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.д. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы. (1 балл)

Самостоятельная работа с последующим взаимообсуждением.

Сочинение по тексту Д. Гранина «Детство».

КИМ -1 по сб. И.П. Цыбулько (2017)

Что такое детство для нас? Это счастливая, беззаботная пора, время открытий, познания окружающего мира, бесконечного счастья и веселья. Со временем жизнь преподносит свои уроки, способные разочаровать. Вот почему так хочется снова отыскать в воспоминаниях свой островок детства и укрыться там от всех проблем.

А в чем заключается ценность воспоминаний о детстве? Над этим вопросом размышляет известный русский писатель Даниил Гранин.

Привлекая к разговору читателя, автор текста говорит о том, что детство «было самой счастливой порой» в его жизни, «царством свободы», «не только наружной, но и внутренней». С восторгом и теплыми чувствами он перечисляет те причины, которые вызывали этот восторг и раньше, а в памяти остались светлым пятном: трава, по которой можно было бегать босыми ногами, пироги с морковкой, пшенная каша с тыквой, «сладкие туманные грезы». Д. Гранин обращает наше внимание на то, что и в детстве были у него минуты разочарования и слёз, он «там тоже плакал и был несчастен», «но это все начисто забылось, осталась только прелесть той жизни».

Воспоминания о детстве самые незабываемые. Со временем забывается все плохое, остаются в памяти только яркие, интересные страницы, тепло и уют домашнего очага. В этом и заключается ценность воспоминаний о детстве – такова позиция писателя.

Соглашусь с ней. Действительно, с годами стирается горечь обид и разочарований, уходят из памяти не самые лучшие воспоминания, только ощущения непередаваемой свободы и окрыленности, «простого» без премудростей счастья, теплоты. С высоты прожитых лет и жизненных испытаний детские годы многим из нас кажутся маленьким раем, когда исполнялись все мечты и желания.

В известном всем романе Ивана Гончарова «Обломов» главный герой испытывает такое счастье при воспоминании о «райском уголке», имении родителей. Этот благословенный уголок, где хочется уже взрослому Илье спрятаться от житейских бурь. В детских воспоминаниях героя – только беззаботная родительская любовь, райские пейзажи и благостная жизнь в нескончаемой сказке. И даже опасности, драконы и чудища не столь страшны, когда рядом – любящие его родные люди. Будучи уже взрослым человеком, Обломов, забыв обо всех огорчениях и страхах, сохранил в памяти сладкие ощущения детства, которые были для него особенно ценны.

Но есть и другие книги о детстве. В известной повести Альберта Лиханова «Благие намерения» мы узнаем о мире детства детей-сирот, оставленных по разным причинам их родителями. Останутся ли у этих детей теплые и нежные воспоминания о детстве? Автор утверждает – нет. И это становится понятным после прочтения произведения. Даже разнообразие одежды и игрушек, многочисленность мероприятий и поездок не могут заменить ребенку теплоту маминых рук, заботу отца и атмосферу домашнего уюта.

«Все мы родом из детства». Той «маленькой страны», которая способствовала нашему взрослению, подарила нам волшебные минуты вдохновения и радости. Годы непременно пройдут, человек станет взрослым и, как ему кажется, мудрым, но детские воспоминания останутся в душе навсегда, потому что ценность этих воспоминаний неоспорима. (357 слов)

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ: (1)Большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей; за свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они способны и на что - неспособны. (2)Они не знают, что им не под силу. (3)Печальнее всего эта благоразумность в науке. (4)Учёный, который выбирает себе задачи по силам, достигает почёта и солидной репутации. (5)Он не совершал ошибок. (6)Списки его работ безупречны, никто их не опровергал, они всегда были результативны. (7)Если он брался за дело, он доводил его до конца. (8)Но где-то там, за чертой этого длинного списка его печатных работ, начинается ненаписанное, несделанное - вот там, среди несовершённых ошибок, избегнутого риска и даже позора, таились, может быть, действительно великие открытия. (9)И уж наверняка - открытие самого себя. (10)Обидно прожить жизнь, не узнав себя - человека, который был тебе вроде ближе всех и которого ты так любил…

(11)Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! (12)Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется, - он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и приспособленней. (13)В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. (14)Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражала энергия души, её стойкость. (15)Теоретически даже медицина не могла представить организм, способный вынести столько лишений. (16)Для человека - как и для стали, для проводников, для бетона - существуют пределы допустимых нагрузок. (17)И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами - их не было, они были исчерпаны, а люди продолжали жить и действовать силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью, злостью. (18)Во время блокады поражала не смерть - она была законна, - поражала живучесть: то, что мы чистим от снега траншеи, таскаем снаряды, воюем.

(19)Героизм войны - исключение. (20)Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой. (21)Невесть откуда - и нахлынут силы, и ум заострится, вскипит воображение…

(22)Счастливое, блаженное это состояние писатели называют вдохновением, спортсмены - формой, учёные - озарением; это бывает у каждого человека - у одних редко, у других чаще… (23)Вот этото и важно: возможность такого состояния, когда человек превосходит себя, свои обычные способности и пределы. (24)Значит, это возможно, а если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно?..

(25)Превзойти свои возможности…

(26)Не только в критических обстоятельствах, а вся деятельность может превышать обычные возможности. (27)Ресурсы человека ещё плохо изучены.

(28)…Автор уверен, что в будущем не поймут, почему люди - в конце двадцатого века - так невыгодно жили, так плохо использовали свой организм, может быть, хуже своих предков. (29)Автор невольно оглядывался на себя - и убеждался, что жил он чуть ли не вдвое «меньше себя». (30)Это было грустно. (31)Тем более что автор до сих пор был доволен своей работоспособностью.

(32)В чём другом, но в смысле занятости и поколение автора, да и следующие поколения не щадили себя. (33)Днём - завод, вечером - институт; они - и заочники, и вечерники, и экстерны; они выкладывались честно, сполна. (34)Однако автор понимал, что добросовестно работать, с энтузиазмом работать ещё не значит умело работать.

(35)Волей-неволей автор призадумался над своим собственным отношением со Временем. (36)Куда оно пропадало? (37)Исчезало - неизвестно куда, как будто автор жил меньше своего возраста. (38)Есть закон сохранения энергии, закон сохранения массы - почему же нет закона сохранения времени? (39)Почему оно могло бесследно выпадать из человеческой жизни?

(40)Размышляя над этим упущением природы, автор почувствовал, что где-то оно, это сгинувшее Время, всё же существует - укором нам, нашей виной…

(По Д. Гранину)

Показать текст целиком

В полной ли мере человек использует ресурсы, заложенные в него природой? И можно ли превзойти себя, выйти за границы своих возможностей? Над этими вопросами размышляет автор данного текста. Д.А. Гранин предлагает своим читателям задуматься над важной проблемой самопознания.

Автор раскрывает данную проблему на примере ученого, «который выбирает себе задачи по силам, достигает почета и солидной репутации». Он прожил жизнь, находясь в рамках привычного, удобного состояния. А где-то там, «среди несовершенных ошибок», возможно, томились совершенно новые грани его души. Кто знает, может, они смогли бы привести его к великим открытиям, способным перевернуть современный мир? Следует также обратить внимание на мысль автора о том, что «в будущем не поймут, почему люди - в конце двадцатого века - так невыгодно жили, так плохо использовали свой организм». Ведь зачастую мы бываем довольны своей работоспособностью, даже не задумываясь о попытках выйти за ее пределы. А в итоге не удается в полной мере узнать самого главного человека: себя.

Автор приводит читателя к выводу о том, что каждый человек должен стремиться к самопознанию, которое можно постичь методом проб и ошибок. Поэтому нельзя бояться позора или же неудач, непременно встречающихся на новом пути, выходящем за привычные рамки.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, многим людям за всю жизнь так и не удается узнать, на что они способны. Однако случаются моменты, когда проявляются самые неожиданные черты личности. Попробую аргументировать свою позицию.

Так, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главная героиня - Маша Миронова, изнеженная девушка, всеобщая любимица, которую ограждали от серьезных проблем и забот. Однако, когда девушка встретилась лицом к лицу с угрозой, нависшей над ее любимым человеком,она, отбросив все сомнения

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Часто ли мы задумываемся о том, какими обладаем возможностями? А знает ли человек вообще о своих возможностях? Почему в военное время люди могли превзойти пределы допустимых нагрузок? Именно эти вопросы поднимает Даниил Гранин в своём тексте.

Автор, размышляя над проблемой, пишет, что «большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей». И это действительно печально, ведь вследствие этого человек не знает о собственных возможностях. Но как украсилась бы жизнь, если бы каждый знал, на что способен! Возможно, однажды не рискнув, боясь совершить ошибку, человек упустил нечто действительно важное - например, великое научное открытие или же изобретение, которое могло изменить мир к лучшему.

Рассуждая на эту тему, Гранин рассказывает про блокаду Ленинграда, про измученных, истощенных людей, «поражавших своей стойкостью и энергией души». Именно души, ведь физические силы были уже на исходе. Но люди, несмотря на бессилие, превозмогая боль, продолжали бороться за жизни не только себя, но и своих соотечественников, за свою Родину. Различные чувства в этот момент играли в душе этих людей, чувства, которые помогли им одержать победу не только в Великой Отечественной войне, но и над самими собой.

Я согласна с позицией автора, так как я тоже считаю, что важно преодолевать предел собственных возможностей и делать это не один раз в жизни, и не два, а постоянно. Ведь, на мой взгляд, делая это, мы преодолеваем испытания, которые делают нас сильнее, закаляют наш характер, позволяя нам совершенствоваться с каждым днем. Обидно прожить жизнь, не зная о своих возможностях и потенциале. Возможно, именно ты можешь открыть новую планету, совершить научное открытие или произвести лекарство, предотвращающее рак. Главное – не бояться риска и возможных ошибок, ведь не стоит забывать, что каждому из нас свойственно ошибаться.

Ярким примером, несомненно, является литература. В «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого автор показывает жизнь реального человека, лётчика Алексея Маресьева. Он был сбит в воздушном бою в Великой Отечественной войне. Восемнадцать суток Алексею пришлось сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробираться к линии фронта через лес. Его уже еле живого обнаружили мальчишки из деревни Плавни. Больше недели за ним ухаживали колхозники. Затем Маресьева удалось отправить в московский госпиталь, где ему чудом спасли жизнь, ампутировав обе ноги в области голени. Целый год Алексею потребовалось для того, чтобы заново научиться ходить на протезах. Два раза ему пришлось преодолеть предел своих возможностей: сначала, когда он, раненный, ползком пробирался через лес к линии фронта, а затем после операции, учась заново ходить, падая, но затем вновь поднимаясь. Алексей прошел через чудовищные испытания, страдая как физически, так и морально ради того, чтобы снова вернуться в ряды действующих лётчиков и доказать не только всем, но, в первую очередь, и себе самому, что он способен на многое.

Также, говоря о преодолении своих возможностей, мне очень хочется упомянуть Ника Вуйчича – человека, судьба которого не оставила меня равнодушной. Николас Вуйчич родился человеком с ограниченными возможностями - без рук и ног. Он часто думал о самоубийстве и даже предпринял одну попытку, но Николас вспомнил о своих родителях, людях, что дарили ему только любовь, несмотря ни на что. Всё чаще его стало волновать собственное предназначение. Однажды в университете Нику предложили выступить перед студентами. Ему дали семь минут на речь, но уже через три минуты девушки в зале плакали. Одна из них подошла к Нику и сказала, что ее жизнь изменилась сегодня. После этого Николас понял, чему хочет посвятить свою жизнь. Его миссия – это помочь людям найти собственный путь в жизни. Сейчас Ник путешествует, доказывая людям, что очень важно преодолеть свои недостатки, найти смысл жизни и развивать свои возможности.

Таким образом, текст Гранина убеждает нас в том, что любой человек способен на большее, чем он думает. Ведь даже когда кажется, что всё уже потеряно, главное – не опустить руки и продолжать бороться, несмотря на предел своих физических возможностей, ведь возможности наши безграничны.

Обновлено: 2017-07-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.