Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что сделал олег для руси. Князь Олег: биография основателя Древнерусской державы

Что сделал олег для руси. Князь Олег: биография основателя Древнерусской державы

Озвучте свое мнение!

Вещий Олег – легендарный воевода, сумевший объединить славянские племена в Киевскую Русь

Легендарный князь Олег по праву может считаться основателем древнерусского государства – огромной средневековой державы с центром в Киеве , исторической колыбели современного украинского народа. Его заслуги перед потомками неоспоримы, так как князь Олег стал первым вседержателем приднепровских земель, чье существование документально подтверждено. В отличие от полумифических Кыя, Щека, Хорыва и сестры их Лыбеди, а также загадочных Аскольда и Дира про князя (конунга) Олега (Хельга) известно очень многое: от датировки его правления до сущности проводимых им реформ и результатов военных кампаний. За что же стоит помнить и чтить князя Олега?

1. Он создал могучее древнерусское государство, раскинувшееся от берегов Балтики до днепровских порогов.

2. Он сумел покорить жившие на территории современной Украины племенные союзы полян, древлян и северян, давшие ему мощнейший ресурс для дальнейших завоеваний.

3. Он смог победить могучий Хозарский каганат, вырвав восточнославянские земли из его зависимости, что очень серьезно подорвало силы степной сверхдержавы. Киев же после Олега превратился из окраинного городишки, расположенного на самой западной окраине Хозарского каганата, в столицу новой славянской державы.

4. Он сумел навести определенный порядок на всех подконтрольных ему землях. Конечно, он основывался исключительно на системе сбора дани, однако с этого начинались абсолютно все государственные образования времен средневековья.

5. Он победил в войне с самым могущественным противником того времени – Византийской империей. Олег сумел совершить успешный поход в ее владения, подошел к воротам Константинополя, вынудил императора ромеев подписать с ним выгодный для Киева торговый договор и после этого вернуться невредимым вместе с войском.

Основные заслуги князя Олега.

Приход в Киев. Норманнский воевода Олег (Хельг), как и многие его земляки, прибыл в славянские земли из далекой Скандинавии в поисках славы и богатств. Он присоединился к дружине могучего конунга Рюрика (Рорха), который правил в обширных владениях на севере Руси. После смерти Рюрика в 879 году, Олег, как воспитатель его трехлетнего сына Игоря (Ингвара), стал князем Новгородским. Однако ему вскоре стало тесно в этих пределах, и, собрав большое войско из норманнов, славян и финнов, Олег отправился на юг. К 882 году ему покорились Смоленск и Любеч, а вслед за ними и Киев. Местных правителей Аскольда и Дира пришелец с севера вероломно убил, притворившись торговцем. Жители же Киева, «…устрашенные его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя». Так Олег подчинил себе весь торговый путь «из варяг в греки», и теперь ни один корабль не мог проплыть по Днепру не заплатив дань могучему норманну.

Учреждение системы взимания дани и победа над хазарами. Олег пожелал остаться на юге, провозгласив: «Да будет Киев материю городов Русских!». Именно оттуда он совершал теперь свои походы, и туда стекалась дань от покоренных народов. Новгород платил Киеву серебром (300 гривен ежегодно), древляне – шкурками черной куницы, северяне и радимичи давали по одной мелкой монетке с каждой сохи. Кроме них, Олег подчинил своей власти еще и многолюдные славянские племена дулебов, белых хорватов и тиверцев, живущих на западнорусских землях. В своей кипучей деятельности новый киевский правитель затронул интересы грозного повелителя восточных степей – кагана Великой Хазарии. Между ними неоднократно вспыхивали войны за право собирать дань с северян и радимичей. Олег сказал последним: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне» и назначил им совершенно символическую сумму подати. После нескольких боевых столкновениях с хазарами Олег отвадил непрошеных гостей появляться на Поднепровьи. Теперь большинство восточных славян платили дань ему и его викингам. Вряд ли для местного населения это стало большим облегчением.

Походы на Византию. В 907 году огромная армия князя Олега отправилась походом на столицу Византийской империи город Константинополь. 2000 ладей, в каждой из которых было по 40 хорошо вооруженных воинов, вскоре приблизились к бухте Золотой Рог. Греческий император Лев Философ не смог организовать никакой обороны, лишь приказал перегородить цепью гавань, предоставив русичам разорять городские предместья. Киевский же князь нашел необычный способ подойти вплотную к Константинополю: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Перепуганные византийцы готовы были любой ценой откупиться от Олега, который в знак презрения к ним прибил свой щит на воротах Константинополя. Князь требовал от императора выдать ему по 12 гривен серебром на каждого воина, а также установил еще отдельную плату, которая должна была идти во все крупные города древней Руси. Кроме того, Олег заключил с византийским правителем очень выгодный торговый договор, открывающий купцам-русичам широкие коммерческие возможности на многочисленных рынках Царьграда.

Возвращение князя в Киев стало поистине триумфальным, подданные были поражены величиной привезенной добычи и в восхищении прозвали Олега Вещим, то есть ясновидящим или волхвом.

Умер великий князь в 912 году, как и надлежит герою, при загадочных обстоятельствах. Сохранилась легенда, что Олег якобы принял смерть от коня своего, как напророчили ему волхвы. Попытка обмануть судьбу закончилась полным провалом: князь избавился от любимого коня и когда, дождавшись его смерти, пришел взглянуть на кости, то был укушен ядовитой змеей, укрывшейся в конском черепе. Кстати данный сюжет встречается и в более позднем скандинавском эпосе, например в «Саге об Одде Стреле».

Краткая биография князя Олега.

879 год – после смерти князя Рюрика становится регентом при еще маленьком княжиче Игоре.

882 год – приплывает из Новгорода в Киев и захватывает его.

883 год – покорил древлян.

884 год – подчинил своей власти северян.

885 год – сумел взять под свою руку радимичей.

885 год – обложил данью полян, северян, древлян и радимичей.

907 год – совершает первый свой поход на Византию.

911 год – второй поход князя Олега на Византию.

912 год – князь Олег умирает.

  • Дань, учрежденная князем Олегом, называлась полюдье, ее размер был нефиксированным, а собиралась она с каждого человека один раз в год. Именно из-за того, что дань касалась всех без исключения жителей подвластных Олегу территорий, ее называли «полюдье» (т. е. по людям). Только при княгине Ольге стала вводиться подымная подать (т. е. с дыма или дома), что было намного более гуманно. По сути дань времен Олега и его преемника Игоря была ничем иным, как узаконенным грабежом, когда часто на месте решалось сколько и чего именно возьмет себе киевский князь. Кстати, Олег всегда ездил за данью лично. И делал он это совсем не потому, что не доверял собственным дружинникам (и по этому тоже), а для того, чтобы продемонстрировать подданным, что он все еще жив и находится в силе. В противном случае славянские племена могли и взбунтоваться.
  • Существует версия, что языческая знать Киева была очень недовольна принявшим христианство князем Аскольдом, а потому и пригласила с далеких северных краев Олега, который был убежденным идолопоклонником.
  • После успешного похода 907 года на Константинополь, закончившегося прибиванием щита над городскими воротами, византийский император был обязан выдать победившим его русичам 150 тонн серебра в виде контрибуции.
  • В 911 году русское посольство вновь прибыло в Константинополь для подтверждения от имени своего князя действующего межгосударственного договора. Новый документ начинался такими словами: «Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским». Как видим, вся делегация состояла из скандинавов, которые, однако, называли себя исключительно «русскими». Земляки князя Олега во время его правления составляли полноценную элиту могучего славянского государства Киевская Русь.
  • Отрывок из древнеисландской саги «Об Одде Стреле» очень близко напоминает легендарный эпизод с описанием смерти вещего Олега от укуса змеи, укрывшейся в черепе его коня.
  • «Сказав так, Хейд запела какую-то таинственную песню».

    – Вот, что это значит, Одд, – объяснила она. – Ты проживешь дольше других – целых триста лет, и объездишь много земель и морей, и всюду, куда ни приедешь, слава твоя будет расти. Путь твой лежит далеко отсюда, но умрешь ты в Берурьёде. Стоит здесь в конюшне конь серой масти с длинной гривой по имени Факси, и этот конь причинит тебе смерть.

    – Рассказывай сказки свои старым бабам! – крикнул Одд и, вскочив с места, подбежал и ударил колдунью прямо в лицо, так, что кровь полилась на пол...

    Спустя какое-то время Одд позвал с собой Асмунда, и пошли они туда, где стоял конь. Накинули они на него узду и повели коня к берегу моря, в холмы. Там вырыли они яму почти в два человеческих роста и, убив коня, бросили его туда. Потом завалили молочные братья эту яму такими большими камнями, какие только было им под силу поднять, и насыпали еще сверху много мелких камней и песку, так что над могилой коня встал высокий курган. И сказал тогда Одд:

    – Не сможет исполниться теперь предсказание колдуньи о том, что конь этот причинит мне смерть.

    Совершив все это, вернулись они домой.

    … стали они поспешно спускаться вниз по камням, и в то время как шли они по узкой тропинке, Одд ушиб обо что-то ногу и остановился.

    – Обо что это ушиб я ногу? – сказал он.

    Стал он раскапывать землю копьем, и все увидели в земле череп коня. Выползла оттуда змея, подползла к Одду и ужалила его в ногу пониже щиколотки. И от яда ее распухла у Одда вся нога и бедро.

    Увидел Одд, что случилось, и велел он своим людям нести себя вниз, на берег моря, а когда они пришли туда, Одд сказал:

    – Ну, теперь пойдите и вырубите мне каменную гробницу, а другие пусть посидят здесь со мной и вырезают руны, записывая песнь, что сложу я на память своему потомству».

    Историческая память о князе Олеге.

    Образ вещего Олега неоднократно привлекал художников и поэтов. Среди посвященных этому историческому персонажу произведений искусства можно выделить следующие:

  • драма А. Д. Львова в 5 действиях «Князь Олег Вещий»;
  • стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»;
  • поэма К. Ф. Рылеева «Думы»;
  • роман Б. Л. Васильева «Вещий Олег».
  • Вещий Олег в социальных сетях.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Вещем Олеге?

    Для анализа популярности запроса "Вещий Олег" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 4 июля 2016 г., количество запросов за месяц составило 5, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Вещий Олег" зарегистрировано в ноябре 2015 г. – 198 524 запросов за месяц.

    - новгородский князь в 862 - 879 г.г.

    Рюрик, по русским летописным преданиям, - конунг, предводитель варяжской дружины, призванный «из-за моря» новгородским славянами (словенами, весью и меря) с целью прекращения междоусобиц в Новгороде и основавший Древнерусское государство . В первый раз новгородские словене пригласили его в 859 г. Он согласился защищать призвавшие его племена от врагов, разбирать их споры, княжить по старому обычаю и правде.

    Но не все славянские князья согласились принять Рюрика. Поэтому в том же 859 году они проводили его назад в Скандинавию, решив выбрать правителя между собой. В 862 г. он воспользовался усобицами в Новгороде и захватил там власть. Восстание новгородцев против варягов во главе с Вадимом Храбрым было подавлено. Рюрик казнил Вадима и его сподвижников, часть новгородцев бежала в Киев.

    Согласно летописи Рюрик сел княжить в Новгороде, его братья Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Новгород был построен на месте старого Славянска, и, так как был новым городом, его и назвали Новгород. Рюрик возвел в Новгороде неприступный для врагов кремль, построил большую торговую площадь. Вскоре сюда стали съезжаться купцы из многих стран, город стал богат и известен.

    После смерти братьев (864 г.) Рюрик стал правителем всей Новгородской земли. Он отправил своих дружинников Аскольда и Дира в Царьград, чтобы они разведали туда дорогу. Они остановились в Киеве и стали там княжить.

    В 879 г. Рюрик простудился, заболел и умер.

    Результаты правления Рюрика.

    1. Основал первую династию в истории России - династию Рюриковичей.

    2. Основал Новгород, ставший уже при нем крупным торговым центром.

    3. Прекратил междоусобицы князей.

    4. Обеспечил безопасность границ Новгородской Руси.

    ОЛЕГ (ВЕЩИЙ)

    Олег - князь новгородский после смерти Рюрика (879-882), великий князь киевский в 882 - 912 г.г.

    Основные направления деятельности.

    Основными направлениями активной внешней политики Олега были северо - западное, восточное и южное. На северо-западном направлении главной целью было обеспечение безопасности от набегов варягов. С этой целью Олег начал выплачивать варягам ежегодную дань в 300 гривен.

    На восточном направлении главной целью было освобождение ряда славянских племен от власти Хазарского каганата . Олег совершил несколько походов против этих племен и подчинил северян (884 ) и радимичей (885). Непосредственно с восточным соседом Руси - Хазарией - Олег не воевал.

    На южном направлении Олег стремился установить равноправные отношения Руси с Византией . С этой целью он ходил в походы на Константинополь. В 907 и 911 г.г. были оформлены мирные договоры между Византией и Русью, определявшие порядок взаимоотношений между ними, их жителями, товарообмен.


    Внутренняя политика Олега была направлена на установление твердой власти Киева над восточнославянскими племенами. Он действовал как силой, так и дипломатией: подавлял выступления недовольных племен (например , древлян в 883 г.), устанавливал различные размеры дани для разных племен (например, радимичи и северяне платили меньшую дань по сравнению с другими). В подчиненных Киеву племенах сохранялась власть местных князей, обязанных повиноваться великому князю. В отдаленные районы государства Олег направил своих наместников из числа своих дружинников, поручив им строительство городов и укрепленных станов для войск.

    Результаты правления Олега:

    1) большинство восточнославянских племен было подчинено власти великого киевского князя;

    2) основано много городов;

    3) ряд славянских племен освободился от власти хазар и вошел в состав Руси;

    4) благодаря выплате дани варяги не тревожили набегами северные русские земли;

    5) договоры с Византией обеспечили выгодные условия торговли для русских купцов;

    6) Русь уверенно вышла на международную арену.

    Основоположник великой Киевской Руси князь Вещий Олег, вошел в историю, как один из самых значащих для русского народа персон. Многочисленные походы, торговый путь с Византией и внедрение письменности для людей русских, все это заслуги князя, который по легендам мог предвидеть свое будущие, что и послужило успехом в его правлении.

    Один из самых известный и пой сей день князей древней Руси князь Вещий Олег. Который пришел на смену не менее великому Рюрику и принес не мало побед своему народу. Одной из самых известных заслуг героя Вещего Олега, это сотворения самой Киевской Руси и назначения центром ее великого города Киева. Олега стали называть Вещий, только потому, что он мог предсказывать будущее. Он очень умело рассказывал о событиях будущего и это было скорее всего не потому что у него были сверхъестественные силы, а потому что он мыслил логически и был хорошим психологом. Князь был не только государем своей державы, но и своего рода волхвом для народа и чародея, ведь люди верили, что ему власть править русским народом дана свыше. Ходит придание, что смерть Вещему Олегу принесла змея и умер он от ее укуса. Именно смерть великого царя стала причиной сочинения многих песен и легенд. Обязательными с истории стали не только песни о его подвигах, но и о его смерти, ведь очень обидно, что столь великий русский государь, стал жертвой змеи.

    Легенда гласит, что правления князю перешло, когда Рюрик умирал. Именно на смертном одре, он сказал, что завещает ему правление, ведь сын его был еще мал, а Вещий Олег был его опекуном и доверенным лицом семьи. Только ему Рюрик мог доверить два своих самых дорогих сокровища. Это сына еще совсем маленького и государство, на которое у него были большие планы. И он не подвел своего товарища, он стал великим полководцем, он заслужил любовь своего народа и прослужил Руси почти 33 года. Если пройтись поверхностно по достижениям русского полководца, то самыми большими его победами в жизни было правление в Новгороде, Любиче и создание Киевской Руси. Но не менее важными событиями в его жизни, стали походы на Византию, обложение данью восточнославянские племена и торговые пути, которые отрыл поход на Византию. Это самых поход открыл много нового и интересного для русских, не только в плане торговли, но и искусстве.

    Начало его подвигов положил поход на кривичей в 882 году, в ходе которого он захватил Смоленск. После вниз по Днепру был положен его путь. Который принес ему захват Любича. И в последствии он обманом лишил и жизни, и престола русского князей Аскольда и Дира, которые и правили Русью до него. После чего Вещий Олег стал не только князем Новгорода, но и князем Киева. Именно с этого момента по историческим фактам и считается, было положено началу создания великой Киевской Руси.

    Далее значительной для князя новгородского и киевского Вещего Олега датой стал 907 год. Когда он повел в длительный поход войско Киева и варягов в Византию. Армия опустошила полностью город Константинополь, и после был составлен и принят договор, очень выгодный для Руси, по которому народ русский, который ехал в Византию с торговыми делами имели привилегии даже больше чем у граждан государства.

    Не менее знаменитым стал договор Вещего Олега с греческими правителями, который был заключен в 912 году, после того, как был осажен Царьград, а византийцы с тот момент капитулировали. Но даже там еще не было ни слово о настоящем наследнике и фактическом правителе Руси, Игоре. Даже во времена правления Вещего князя весь народ понимал, что именно он основатель их государства. История тоже доподлинно понимает, что Олег сначала создал государство, потом расширил его границы, показал всем, что Рюрики, это вполне легитимная власть русского народа. И самое главное, он осмелился бросить вызов Хазарам. До того, как опекун Игоря стал править, хазары собирали огромную дань у всего славянского народа. Мало того, что они крали у людей, они еще и хотели, что русские исповедовали их религию- иудаизм.

    «Повесть временных лет» это самый достоверный источник информации про Вещего государя русских людей, но только там описаны лишь самые основные деяния богатыря. Огромный пробел в целый 21 год, существует в летописи и по какой причине писари обошли это года правления князя не известно и по сей день. Но и с то время происходило немало значащих для истории вещей, ведь каждое решение князя, меняло ход всей истории и всего народа. Очень важным фактором, который вскрылся через много лет, стало то что с 885 г до 907 года в этом периоде был не только поход на хазар, но и одоление радимичей.

    Видео: Документальный фильм о Вещем Олеге

    Но летопись писали сугубо русские люди и поэтому они считали нужным фиксировать те события, которые только на все 100% касались русского народа и Олега. Очень важной деталью стал проход в 898 году рядом с Киевом эмигрирующего народа венгров (увгро). Не менее важным был приезд будущей жены Игоря княгини Ольги в 903 году. По рождению невесту звали Прекраса, но по воли князя Новгородского ее стали называть сначала Вольгой, а потом Ольгой. Мало кому было известно, что на самом девушка была дочерью Вещего Олега, и чтобы никто не узнал правду, ее стал и называть другим именем. Девушка была не только дочерью Вещего Олега еще и внучкой Гостомысла, именно он пригласил Рюрика много лет назад стать во главе правления Руси.

    Рюрик передал на смертном одре своего сына и правление державой, и таким образом Олег продолжить династию Гостомысла по линии своей супруги, и занял место Рюрика. Получилось, что ни линия правления династии Рюрика, ни Гостомысла так и не прервалась.

    В следствии этого, всегда вставал важный вопрос о том, у кого же больше прав править государством русским, у Олега или у Гостомысла. Никто не знал достоверно, правда или молва о том, что Ольга дочь Олега и внучка Гостомысла, ведь если это правда, то выходит, что супруг той самой дочки, Олег. А он может сравниться с любым из династии Рюриков. И получается, что у него вполне законные права на наследование престола, а не просто словесная дарственная земли русской Рюриком. Но этот факт старались всегда обходить стороной в летописях, чтобы свита Новгорода не стала претендовать на значительные государственные чины в Киеве.

    И самым неожиданным и приятным событием, которые принесло правление царя вещего, это то, что с его подачи народ русский узнал, что такое письменность. Кирилл и Мефодий, также в Повести временных лет, зафиксированы, как создатели письменности у славян. Такое деяние князя поистине великое, лишь спустя 90 лет по важности смог превзойти князя, Владимир, который принял христианство для русского народа. Олег принимал письменные реформы, азбуки и алфавит, который и по сей день присутствует в жизни людей.

    В период, когда Рюрик появился в Новгороде, на Ладоге появились братья Кирилл и Мефодий. Разницы во времени нет, лишь существовала разница в территориальном пространстве. Кирилл положил начало своей миссии на юге, в 860-801 году он дошел до Хазарского каганата. Там он пытался внедрить письменность, но не совсем успешно и тогда он на время удалился в монастырь, где стал заниматься созданием азбуки и вершил эти деяния один из братьев в 862. Этот год даже никогда не подвергался сомнению, ведь тогда состоялся поход обоих братьев уже на руках с азбукой в Моравию.

    Эти события в дельнейшие года приведут к тому, что и в Болгарии, и в Сербии стали применять славянскую письменность, но это произошло через 250 лет. Но только создание письменности, не могло принести к тому, что люди станут более грамотным, нужно было решение государя о том, что это необходимость и непосредственно нужен был его авторитет.

    Герой олхв был очень непреклонным, и он хоть и принял азбуку у миссионеров, но их учения категорически отвергал. Тогда была только одна вера, языческая и язычники очень плохо относились к христианам, народ еще тогда просто был не готов к такой вере. Католические миссионеры натерпелись от Балтийских славян. Ведь те без разбору чинили над ними расправы. Тогда шло большое противостояние, и опекун малолетнего Игоря сыграл в этой борьбе не последнюю роль.

    Даже когда великий князь умер, он стал именно тем, кто запустил процесс создания великого государства и этот процесс стал уже не обратимым, так как почва для него была уже настолько твердой, что ее было не сокрушить. Даже Карамзин однажды сказал, что России имела в своей истории много достойных правителей и государей, но таких заслуг перед государством как сотворил Князь Олег для Руси, не добился ни один из них.

    Великий правитель Вещий Олег, заслуживает того, чтобы и по сей день перед его персоной и деяниями во имя Киевской Руси, люди склоняли голову с благодарностью. Он стала тем, кто создал государство Русь с нуля. Он проложил торговые пути самые выгодные с в истории русского народа, он был князем одновременно двух государств и женил свою дочь на законном наследнике Киевской Руси. Не говоря о внедрении письменности, которая стала началом обучения грамотности простых людей.

    Правление князя Олега (кратко)

    Правление князя Олега - краткое описание

    Хронология правления князя Олега 882-912 гг.

    В 879 году после смерти Рюрика новгородским князем становится его родственник Олег (произошло это из-за малолетства Игоря, сына Рюрика). Новый князь был очень воинственным и предприимчивым. Едва он взошёл на княжеский престол, он поставил цель захватить водный путь на Грецию. Однако для этого необходимо было завоевать все славянские племена, живущие по течению Днепра.

    Так как для того чтобы достичь, поставленные цели одной дружины было не достаточно, Олег собирает войско из финских племён, а также кривичей и ильменских славян, после чего выдвигается на юг. На своём пути он подчиняет Смоленск, Любеч (там он оставляет часть воинов), а затем идёт на Киев.

    В то время в Киеве правили Аскольд и Дир, не принадлежащие к княжескому роду. Олег выманил хитростью их из города и отдал приказ их убить. После этого киевляне сдались без боя, Олег занял место великого киевского князя, а сам город провозгласил «матерью городов русских».

    Новый киевский князь проводил масштабные работы по укреплению сооружений города, которые отвечали за его оборону, а также провёл в 883-885 годах несколько удачных военных походов, расширив тем самым земли, подвластные Киеву. Кроме того, Олег подчинил радимичей, северян и древлян. В завоёванных землях он возводил крепости и города.

    Внутренняя политика времен правления князя Олега

    Внутренняя политика при Олеге сводилась к сбору дани с покорённых племён (по сути, осталась такая же, как и при других правителях). Дань была фиксированной на всей государственной территории.

    Внешняя политика времен правления князя Олега

    907 год ознаменовался для князя Олега и Руси очень удачным походом на Византию. Испугавшись огромного войска и попавшись на уловку Олега (корабли были поставлены на колёса и шли по земле), греки предложили князю киевскому огромную дань, которую он принял на условии, что Византия предоставит русским купцам льготы. Спустя пять лет Олег подписал с греками мирный договор.

    После данного похода о князе начали слагать легенды, приписывая ему сверхъестественные способности и владение магией. С того же времени в народе князя Олега начли называть Вещим.

    Умер князь в 912 году . Согласно приданию, Олег однажды спросил у волхва причину своей смерти и тот ответил ему, что князь умрёт от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня в конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о кончине коня, князь пришёл к его костям на гору попрощаться с верным другом, где он и был укушен в ногу вылезшей из конского черепа змеёй.

    Строкой энциклопедии…

    Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Это сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

    Сражения и победы

      Князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.), объединитель Древней Руси. Расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками. Легендарный полководец, о котором Пушкин писал: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

    По версии ПВЛ, Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (не случайно он был прозван «Вещим», т. е. предугадывающим будущее). В 879–882 гг. после смерти Рюрика Олег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912–945).

    С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

    Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) – принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее, в 909 г., Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

    Несколько комментариев к традиционной трактовке образа Вещего Олега

    К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

    Во-первых, по археологическим данным, в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце X в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX вв. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным, город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859–862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.

    При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.

       Князь Олег и Игорь. Художник И. Глазунов

    Вторая наша оговорка будет касаться хронологии. Дело в том, что хронология в ПВЛ, как и в другой древнерусской летописи – Новгородской, до княжения Владимира (980–1015) условна. У Нестора под рукой были отдельные записи фактов X–XI вв., даже, возможно, целый начальный летописный свод, который выделяют в ПВЛ историки, но точных дат ранних событий там не было. О них говорили лишь устные легенды, передававшиеся у жителей Руси из поколения в поколение. Отсутствие дат являлось большой проблемой для Нестора, но он, будучи талантливым летописцем, совершил первую в отечественной исторической науке реконструкцию хронологии. Легенды и отрывочные записи называли имена византийских царей (цезарей), современников первых русских князей. Отталкиваясь от годов правлений, указанных в переведенных на славянский язык в Киеве византийских хрониках, автор ПВЛ составил свою условную систему временных координат начального периода древнерусской истории. А. А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега в ПВЛ 912 г. совпадает с датой кончины его визави императора Льва VI, а Игорь умирает, как и его современник император Роман I, в 945 г. И Игорь, и Олег правят по 33 года, такое совпадение подозрительно и веет эпическим сакрально-легендарным подходом к хронологии. Последнее замечание уместно и в отношении рассказа о смерти Олега. И ПВЛ, и Новгородская летопись утверждают, что Олег умер, будучи укушенным змеею, которая выползла из черепа коня. Это был конь самого Олега, но князь отставил его, т. к. волхв однажды предрек ему смерть именно от собственного коня. По версии ПВЛ, эта роковая встреча Олега с его умершим конем произошла под Киевом в 912 г.

    Третье наше замечание касается того, что версия ПВЛ о происхождении, деятельности и гибели Вещего Олега не является единственной среди летописных русских источников. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

    Четвертый комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и с именем Олега.

    По сообщению историка XIII в. Ибн Исфандийара, где-то между 864 и 884 годом состоялся первый набег русов на персидский город Абаскун, однако эмир Табаристана сумел разгромить и перебить всех русов. Другой поход или даже два похода русов пришлось на 909–910 гг. 16 кораблей русов захватили и разграбили город Абаскун, но эмир области Сари в 909 г. догнал отряд русов в районе Муганской степи и разбил. В 910 г. корабли русов появились под городом Сари, взяли его, а потом одни русы пошли вглубь страны, а другие остались на своих судах. Ширваншах сумел в ночном бою одолеть корабли русов, а сами они все погибли.

    И, наконец, еще один поход, который историк может соотносить с одной из русских летописных версий о гибели Олега, состоялся в 913 г. Известный арабский историк и географ Аль-Масуди свидетельствовал, что где-то в 913–914 гг. («…это было после 300 хиджры», – писал Аль-Масуди) русы во главе со своим вождем, имя которого не названо, на 500 ладьях из Черного моря через Керченский пролив вошли в Азовское море. Стоит сказать, что тот же Аль-Масуди в другом своем сочинении упоминал двух великих правителей русов – Ал-Дира, в котором видят летописного правителя Киева, и Олванга, которого обычно ассоциируют с летописным Аскольдом, но можно с равным успехом найти в этой транскрипции имени сходство с именем Олега, победителя Дира и Аскольда.


    Заморские гости. Художник Н. Рерих

    Но вернемся к сообщению Аль-Масуди о Каспийском походе русов. Правитель Хазарского каганата, желая отвести от себя опасность, позволил русам пройти к устью Дона, а потом по этой реке добраться до места, где Дон ближе всего подходит к Волге. Здесь русы перетащили свои суда в Волгу. Целью русского вторжения являлась Персия. Хазарскому царю властитель русов обещал за лояльность половину будущей персидской добычи. Русы, спустившись по Волге до Каспийского моря, принялись успешно воевать за персидский Азербайджан. Половину добычи они, согласно договору, оставили в Хазарии. Однако спокойно вернуться домой им не довелось. Гвардия хазарского царя состояла из наемников-мусульман, и те решили мстить русам за погибших и ограбленных в Азербайджане единоверцев. Правитель хазар не перечил гвардейцам, но предупредил русов об опасности. Битва между мусульманами и русами длилась три дня. Погибли 30 тысяч русов, остальные отступили вверх по Волге, но были окончательно разгромлены тюрками, булгарами и буртасами. В этом походе погиб и их предводитель. Отдельные историки считают, что можно предположить, что высказанная в Новгородской летописи «боковая версия» о гибели Олега «за морем» – это смутное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, и неверно трактовать «пошел за море», как однозначно вернулся в Скандинавию через Балтийское море, как пытаются обычно расшифровать «глухое» сообщение Новгородской летописи.

    Хазарский источник, известный как «Кембриджский документ», повествует о войне русов с хазарами, которая происходила в X в. Историки считают, что, скорее всего, в 940-е гг., т. к. описанные в «Кембриджском документе» события имеют аналогии с рассказами русских летописей о походе князя Игоря на греков в 941 г. и о набеге русов на хазарский город Самкерц на Тамани в 944 г. Однако в хазарском источнике предводитель русов назван H-l-g-w, что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское «Хельги» и русское Олег. Может быть, этот Хелго «Кембриджского документа» наш Вещий Олег. Если так, то его регентство над Игорем или соправительство с ним, а может, служба ему, длились в реальности дольше, чем принято считать в устоявшейся исторической традиции.

    По названному хазарскому сообщению, Хелго заключил договор с Царьградом и в силу его отправился воевать с хазарами. На Таманском полуострове он взял город Самкерц и с добычей стал уходить. Тогда хазарский наместник Самкерца Песах собрал силы, догнал и разбил русов. Хелго был принужден по договору с Песахом идти войной на Византию. Однако греки спалили почти весь русский флот знаменитым греческим огнем. Чувство чести не позволяло Хелго и его воинам возвращаться домой дважды разбитыми, и они двинулись в поход на персидские владения на Каспии. Здесь дружина Хелго и сам он нашли в бою свой конец.


    Князь Олег и волхв. Пророчество о смерти Олега.

    От приведенных выше комментариев перейдем теперь к более важному, на наш взгляд, обстоятельству. Дело в том, что всемирная история знает немало примеров, когда исторический персонаж в течение времени, наступившего после его смерти, словно раздваивался. В памяти потомков появлялся его двойник, который выкристаллизовывался из устных преданий, воспоминаний современников, трактовок потомков, размышлений хронистов, записывавших информацию о нем. Легенда часто «исправляла» все промахи и мелкие черты реального прототипа, и в памяти народа (историческом мифе или, другими словами, исторической традиции) этот легендарный двойник вытеснял реальное историческое лицо и начинал действовать как серьезный идеологический фактор в текущей истории народа, которая отстояла уже от времени прототипа на многие столетия. В Западной Европе такая метаморфоза приключилась с Ричардом Львиное Сердце, в русской – во многом с Александром Невским, у кочевых народов Азии – с образами Искандера (Александра Македонского) и Чингисхана. Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII–XVII вв., первых русских историков и, конечно, А. С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IX столетием истории.

    Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой…

    Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».

      «В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

    Легенда о Вещем Олеге в иллюстрациях В. М. Васнецова

    И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

    И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню – сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви Святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, – сперва те, кто пришел из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».


    Призвание варягов. Худ. В. М. Васнецов

    Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», – и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

    Историки полагают, что число кораблей (2000) явно завышено летописцем. Ладья русов, названная в греческих хрониках также «моноксилом» (однодеревкой) из-за того, что ее киль вытесывался из одного ствола, была кораблем, который брал на борт до 40 воинов. Следовательно, войско Олега составляло около 80 000 человек. Вряд ли князь мог собрать такую рать. Если взять сведения Первой Новгородской летописи о походе на Царьград, то она относит это событие к 6430 г. от сотворения мира (т. е. к 922-му от рождества Христова), говорит максимум о 200 кораблях, т. е. о 8 тысячах воинов, а описание самого похода напоминает рассказ ПВЛ о походе Игоря на греков в 941 г. Как мы видим, интерпретация историком сообщений источников в данном случае может колебаться в вопросе о численности русского войска от 8 до 80 тыс. участников похода.

    Позиция историка здесь зависит от того, с каким реальным, а не условным летописным временем (по Новгородской или ПВЛ – не важно) он будет связывать поход Олега. Подавляющее большинство историков – и русистов, и византологов – не сомневаются, что сам поход Олега действительно был. Вопрос – когда?

    Миниатюра Радзивилловской летописи

    Византийские исторические хроники такого грандиозного похода в 907 г. не знают. Зато византийская историческая наука описала грандиозное вторжение русов в 860 г. (Сочинения патриарха Фотия, современника похода; «Житие патриарха Игнатия» Никиты Пафлогонянина, написанное в начале X века; «Хроника продолжателя Георгия Амартола»; византийская хроника, известная под названием «Брюссельская хроника» (названа так, потому что была обнаружена бельгийским историком Францем Кюмоном и издана в Брюсселе в 1894 г.) и др.). Знают этот поход и западноевропейские источники, в частности «Венецианская хроника», которую написал посол Венеции в Византию Иоанн Диакон. Все названные зарубежные источники характеризуют поход, как исключительно разрушительный и неожиданный для Константинополя. Русы подгадали время для своего похода исключительно грамотно с точки зрения военной стратегии. Император Михаил III с войском, включавшим даже часть гарнизона Царьграда, ушел воевать с арабами. Он находился в момент русского набега в 500 км к востоку от Константинополя, у некой Черной реки. По «Венецианской хронике», набег русов кончился для них исключительно удачно: «В это время народ норманнов (Иоанн Диякон считает русов выходцами из Скандинавии, подобно тому, как Нестор называет их варягами, ставя в ряд других северогерманских племен) на 360 кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси ».


    Византийский патриарх Фотий описал первоначальный успех русов и огромную добычу, ими захваченную, однако констатировал, что в конце концов от «северных скифов» византийцы сумели отбиться. «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Однако тот же Фотий был вынужден признать: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва, так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то, очевидно, от воли неприятеля зависело – пострадать ему или не пострадать… Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия… город не взят по их милости, и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения».

    Интересно, что Фотий, отражающий знания тогдашних византийцев о нападающих, точно не знал их происхождения. Он называл их «скифами» (т. е. варварами) и «россами», народом северного происхождения, которые пришли со стороны Черного моря. С походом 860 г. Фотий связывал рост силы, могущества и славы россов. В 867 г. в послании Фотия восточным патриархам сообщалось, что после набега русов на Константинополь от них приезжали послы и был заключен договор. Его содержания Фотий не передавал, но отметил, что послов по их просьбе крестили.

    Известный отечественный историк Б. А. Рыбаков в свое время выдвинул версию, что описанные в ПВЛ события похода князя Олега на Константинополь на самом деле относятся к войне 860 г. Это мнение склонны разделять и некоторые другие исследователи, к примеру, Л. Н. Гумилев.

    из книги серии «Великие полководцы России» (2014)