Предприниматели, которые предоставляют на дому услуги стрижки или наращивания ногтей часто задумываются о том, чтобы открыть собственное заведение. Это достаточно прибыльный и перспективный бизнес, поскольку люди продолжают следить за своей внешностью даже в сложных экономических условиях. Что нужно для открытия салона красоты мы постараемся разобраться в этой статье.
Перед тем как открыть свой салон красоты, необходимо зарегистрировать предприятие. Можно открыть ИП или ООО. После того как вы получите свидетельство о регистрации, нужно встать на учет в налоговую инспекцию. Следует знать, что косметологические процедуры не облагаются НДС, поскольку они относятся к медицинской деятельности. Косметических процедур это не касается.
Не забывайте, что для салона красоты коды ОКВЭД могут быть разными. Поэтому сначала определитесь, какие услуги вы будете предоставлять, и будут ли привлекаться к работе врачи. После этого подберите соответствующие коды.
После того как вы разберетесь какие документы нужны для открытия салона красоты, можно переходить к выбору помещения.
Заведение должно находиться в помещении, которое полностью соответствует всем нормам СЭС:
Если в помещении нужно сделать перепланировку, необходимо получить на это специальное разрешение. Кроме того, вам понадобятся разрешительные документы от СЭС и пожарной инспекции. Если вы берете помещение под салон красоты в аренду, все изменения следует согласовать с арендодателем.
Перед тем как выбрать месторасположение помещения, нужно тщательно изучить рынок. Поскольку такие услуги всегда пользуются большой популярностью, вы можете столкнуться с серьезной конкуренцией.
Недорогие заведения лучше открывать в спальных районах. Их чаще посещают люди, которые живут поблизости. Они дают небольшую, но, в то же время, стабильную выручку.
В заведениях среднего класса цены на порядок выше. Их обычно открывают в центре города. Это может быть помещение в торговом или деловом центре.
Элитные услуги рассчитаны на солидных обеспеченных клиентов. Их предоставляют только высококвалифицированные специалисты. В таких заведениях не бывает случайных посетителей, поскольку клиенты посещают их строго по записи. Они обычно расположены в элитных районах.
Площадь помещения выбирают из расчета 7–10 кв. метров на каждого работника.
Обратите особое внимание на экстерьер заведения. Кроме того, нужно подобрать удачное название салона красоты. Оно должно привлекать посетителей и побуждать их к действию.
Сразу отметить, что оборудование для салонов красоты б/у обойдется вам намного дешевле. Поэтому, если вы хотите сэкономить средства, отдайте предпочтение подержанной технике. Но при этом все оборудование должно иметь регистрационные удостоверения и сертификаты, а также соответствовать нормам, установленным Минздравом.
Дорогостоящее оборудование не изнашивается длительное время. Но оно может устареть морально поэтому намного выгоднее взять его в аренду, а со временем заменить на более новые высокотехнологичные модели.
Составим примерный список услуг салонов красоты. В первую очередь они делятся на парикмахерские и косметологические. Парикмахеры занимаются стрижками, укладками, окрашиванием волос и прочим.
Для предоставления медицинских услуг понадобится специальная лицензия. Поэтому, если вы хотите добавить в перечень услуг химические пилинги, различные инъекционные техники и прочее, следует оформить соответствующие документы. Если вы хотите оказывать необычные услуги, можно узнать, . Такая услуга пользуется огромной популярностью среди молодежи, поэтому будет приносить хорошую прибыль.
Составляя бизнес-план салона красоты, не забудьте включить в него пункт – обучение персонала. Индустрия красоты развивается стремительными темпами поэтому, чтобы ваше заведение соответствовало всем требованиям, необходимо обучать сотрудников на специальных курсах и постоянно повышать их квалификацию.
С косметологией дело обстоит еще строже. Выполнять процедуры могут только врачи, которые имеют образование в области «терапевтическая косметология».
Весь персонал должен иметь медицинские книжки и выполнять все санитарно-гигиенические требования. Если в салоне предлагают медицинские процедуры, его руководитель должен обязательно иметь медицинское образование. Помните, что от квалификации персонала во много зависит качество услуг и, соответственно, ваш доход.
Чтобы ваше дело приносило хороший доход, нужно составить грамотный бизнес-план салона красоты с расчетами расходов и возможной прибыли.
Итак, давайте подсчитаем, сколько стоит открыть салон красоты? Окончательная сумма во многом зависит от размеров заведения. Чтобы нормально зарабатывать на старте, нужно потратить примерно 120 тыс. рублей на организацию одного рабочего места. В заведении должно быть не менее 3-х рабочих мест, соответственно вам понадобиться 360 тыс. рублей. Кроме того, нужно предусмотреть расходы на аренду помещения под салон красоты и зарплату персоналу. Мастер получает 30% от ежедневной выручки. Чаевые не входят в эту сумму.
Окупаемость бизнеса занимает примерно 1-1,5 года. После этого можно подумать о том, чтобы создать сеть заведений по всему городу или повысить уровень существующего бизнеса.
Оборудование для салона красоты
Если вы интересуетесь, как открыть свой салон красоты, бизнес план поможет вам разобраться со всеми тонкостями этого дела. Опытные предприниматели, которые давно работают в этом бизнесе, рекомендуют новичкам придерживаться намеченных целей и не отступать перед трудностями. Только в таком случае они смогут создать успешное и прибыльное предприятие.
Открыть личный бизнес – мечта многих женщин. Лидирующие позиции занимает, конечно, собственный салон красоты. Ведь красота – продукт не подвластный времени, она будет всегда востребована. Но, как открыть модный салон красоты без малейшего организаторского опыта в маленьком городе? Сколько нужно денег для реализации этой бизнес идеи?
Салоны красоты условно делятся на два вида:
Прежде чем остановить свой выбор, следует определиться, сколько наличных средств планируется вложить. Стандартный вариант такого бизнеса предполагает наличие классического парикмахерского зала, где будут работать не более 5 мастеров. Отдельно расположенный кабинет, предназначенный для работы мастера по педикюру и маникюру, а также кабинет для визажиста.
Решив открыть салон красоты с более широким перечнем предлагаемых услуг, следует добавить к стандартному набору кабинет косметолога и обязательно солярий.
Достаточно часто будущие бизнес-леди задаются вопросом: «Как без опыта открыть собственный салон красоты в маленьком провинциальном городе?».
Существует несколько вариантов:
Это один из самых трудоемких путей становления бизнеса, особенно в небольшом городе. Здесь потребуется многому учиться непосредственно в самом процессе. Данный вариант не предполагает вмешательство специалистов, а будущая хозяйка может полностью раскрыть весь свой творческий потенциал.
Выбирая данный вариант, следует быть достаточно осторожным, так как истинная причина продажи приносящего доход заведения навсегда останется в тайне. А сколько дополнительных денежных вливаний может потребоваться, не знает никто. Вполне возможно, что придется полностью переоснастить салон, заняться его раскруткой, обновить персонал. Неоспоримым преимуществом станут постоянные клиенты, которые и раньше его посещали. Если вы не готовы к самостоятельному становлению бизнеса, то это идеальный выбор.
Плюсом такого подхода к началу бизнеса становится то, что всеми организационными моментами занимаются профессионалы. Специалисты привлекаются по всем направлениям: технологи, дизайнеры, рекламщики и даже подборка кадров.
Наиболее дорогой вариант начала бизнеса, но и самый беспроигрышный для новичка.
Открываем бизнес
Что нужно для того, чтобы открыть собственный салон красоты? Прежде всего, чтобы салон смог начать принимать клиентов, необходимо пройти государственную регистрацию. Нужно получить статус индивидуального предпринимателя или выбрать регистрацию в качестве юридического лица. Обычно данная процедура занимает примерно месяц.
Далее потребуется заключить договор аренды на помещение будущего салона. Получить разрешения от СЭС и пожарной организации. Если планируется открытие косметического кабинета, то дополнительно нужно получение лицензии на оказание медицинских услуг. Данная процедура занимает несколько месяцев. Не стоит забывать о том, что акты приемки помещения подписываются только в полностью отремонтированном помещении.
Основным фактором, который влияет на выбор места для будущего заведения, является отсутствие конкурирующих фирм. Но при этом не обязательно, что салон, расположенный на главной улице города, станет более популярным, нежели заведение в тихом спальном районе.
Просто отличным вариантом станет 3-4 комнатная квартира, расположенная на первом этаже красивого здания. Тогда клиенты салона будут получать еще и эстетическое удовольствие от его посещения.
Удобные условия для проезда транспорта, парковочные места также играют важную роль при выборе места размещения.
Решив вопрос с местом расположения салона красоты, следует подумать о закупке оборудования. Также не нужно забывать и о необходимых инструментах и расходном материале. Сколько всего потребуется, выяснится уже в процессе работы.
Перечень необходимого оборудования является классическим. Но следует брать во внимание и услуги, которые планируется предоставлять клиентам заведения.
На первоначальном этапе потребуются парикмахерские кресла. Каждое рабочее место необходимо оборудовать тумбой и зеркалом. Дополнительно потребуются тележки, а также корзины, которые будут служить для использованных полотенец. Совершенно необходимо приобрести ультрафиолетовый стерилизатор, необходимый для обработки инструментов и сушуары. Также потребуется купить мойку для волос, оборудованную специальным креслом.
Для каждого мастера потребуется приобрести стандартный набор, включающий определенный перечень инструментов. Это:
Из расходных материалов следует выделить шампуни различных типов, препараты, используемые для завивки, укладки или окраски волос, а также лечебные бальзамы, используемые в лечебных процедурах.
Начиная «салонный» бизнес», следует быть готовым к достаточно большим капиталовложениям. Сколько будет нужно наличных денег, чтобы открыть собственный салон красоты? Нижняя планка – 500 тыс. рублей. Но эта сумма подойдет для того, чтобы открыть небольшой салон красоты. Для реализации более крупномасштабного проекта потребуется и большее капиталовложение. Эта сумма примерно в 10-15 млн. рублей.
Доход, который приносит одно парикмахерское кресло, составляет примерно 30 000 руб. в месяц. Если в салоне предоставляют косметологические услуги, которые довольно дорогие, то при хорошей загрузке прибыль составит 600 000 руб. в месяц. Эти показатели для средних по размеру городов. В столице и городах миллионщиках статистика еще выше, так как стоимость услуг там значительно выше.
Через какой промежуток времени окупятся затраты, вложенные в открытие своего бизнеса? Это зависит от многих факторов. Но в среднем окупаемость наступает через 3-4 года, бывает и раньше. А затем бизнес начинает приносить доход.
Для старта небольшого салона красоты потребуется 500 000 руб. Это минимальная сумма денежных средств. Для осуществления более масштабного проекта потребуется и больше денежных вложений. Очень часто эта цифра возрастает до нескольких миллионов.
ОКВЭД 96.02 – предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
Надо зарегистрировать бизнес, как индивидуальный предприниматель (ИП) или выбрать регистрацию в качестве юридического лица. Документы подают в Федеральную налоговую службу по месту жительства. После получения регистрационного свидетельства надо стать на учет в Пенсионный фонд и Фонд социального и медицинского страхования.
Для предприятий сферы обслуживания можно применить упрощенную систему налогообложения (УСН) со ставкой 6% от выручки.
Для открытия салона красоты получение лицензий не требуется, но необходимо заключение санитарно - эпидемиологической службы и разрешение пожарной инспекции. Помимо этого, необходимо сообщить Роспотребнадзору о начале предпринимательской деятельности. Мастера салона должны иметь санитарные книжки. Если же в салоне планируется открытие косметического кабинета, то необходимо получить лицензию на оказание медицинских услуг, на это уйдет несколько месяцев.
Открытие салона красоты является прибыльным видом бизнеса. Открывать салон не обязательно на главной улице города, можно и спальном районе получать хороший доход. Оптимальным вариантом станет 3-4 х комнатная квартира, расположенная на первом этаже здания. Очень важно, чтобы имелись удобные условия для проезда транспорта и хорошая парковка.
После выбора помещения необходимо приступить к его дизайну. Помещение должно быть светлым, преобладать должны теплые тона. В помещении должно быть чисто, чтобы клиенту было приятно в нем находиться. Мебель в салоне должна быть удобной, особенно кресла.
Очень важной составляющей успешной работы являются профессиональные мастера. В салон необходимо подбирать сотрудников с большим опытом работы и высокими профессиональными качествами. Данный вид бизнеса пользуется огромным спросом, постоянно развивается, предлагая клиентам новые услуги и что очень важно не имеет сезонности.
Открывая собственный салон красоты, следует понимать, что такой вид деятельности требует постоянного участия владельца. А потому в первую очередь определите почему вам интересен именно этот вид бизнеса и какой цели вы ожидаете достичь. Оцените свой уровень познания в сфере индустрии красоты, предпринимательстве, маркетинге, а также проанализируйте управленческие способности и навыки общения с клиентами и партнерами. Если вы ощущаете пробелы в определенных вопросах, пройдите обучающие курсы или бизнес тренинги и лишь потом делайте первые шаги в построении своего дела.
Единственно верным ответом на вопрос с чего начать построение собственного бизнеса в индустрии красоты является выбор целевой аудитории или категории ваших клиентов. Он определит перечень услуг и уровень финансовых вложений. Различают три класса салонов красоты:
Чтобы выбрать подходящую нишу, вам необходимо проанализировать собственные возможности:
Салоны красоты предоставляют комплексные услуги, которые лишь отчасти относятся к массовому спросу, а потому и целевая аудитория имеет более строгую сегментацию в сравнении с обычными парикмахерскими. Основной поток клиентов для всех категорий представляют женщины, при этом для эконом-класса возрастной диапазон от 18 до 45 лет, для бизнес-сегмента от 25 до 40 лет, а для элитных салонов - от 30 до 50 лет. С другой стороны, вы можете намеренно ориентировать свой бизнес на конкретную целевую аудиторию, например, открыв молодежный салон красоты для женщин до 30 лет.
Перечень услуг салона должен удовлетворять следующим требованиям:
По каждому виду услуг составляется технологическое описание, проводится калькуляция затрат времени, количества и стоимости расходных материалов, перечень требуемого оборудования и инструментов, а также составляются правила безопасности проведения процедуры.
Для открытия собственного салона красоты важно подобрать помещение, удовлетворяющее требованиям санитарной и пожарной безопасности. Нельзя использовать подвалы, жилые и промышленные объекты. Если используется квартира первого этажа жилого дома, которую планируется перевести в фонд коммерческой недвижимости, требуется получить письменное согласие жильцов подъезда (дома). Вход в салон обязательно должен быть отдельным.
Площадь помещения выбирается в зависимости от перечня услуг и требований СЭС. При этом по каждому виду услуг должен быть выделен отдельный кабинет или зал. Расчет выполняется с учетом следующих нормативов:
При ремонте помещения следует учитывать, что допускаются лишь такие отделочные материалы, которые могут быть подвергнуты влажной уборке и дезинфекции (керамическая плитка, линолеум, ламинированные панели). Согласно требованиям пожарной безопасности, салон красоты должен иметь собственную вентиляционную систему (с принудительной вытяжкой) и запасной выход.
Помимо этого, при выборе помещения для салона необходимо учесть:
Итак. Вы твердо решили стать владельцем популярного бизнеса и составить для начал пример бизнес-плана салона красоты. Прежде чем приступить к целевым финансовым вложениям, следует остановиться на проблеме востребованности бизнеса в вашем регионе и ответить на вопрос: для кого?
Разработка бизнес-плана салона красоты: анализ рынка
Бизнес-план салона красоты: сбор документов
Перечень документов для открытия салона красоты содержит следующие пункты.
Правоустанавливающие документы
Заключение СЭС
Кроме того, образец бизнес-плана салона красоты должен указывать на необходимость следующего перечня документов:
(*) – выдаются на добровольной основе и при необходимости;
Перечень кадровых документов
Документация по учету кадров включает в себя несколько пакетов.
Перечень документации должен обязательно содержать личные дела каждого сотрудника, их трудовые книжки, договора о материальной ответственности, журнал по проведению инструктажа, графики работы, отпусков и пр.
Важно : За отсутствие документов трудовая инспекция вправе наложит штраф до 50 тыс. руб., или на 90 дней приостановить деятельность организации.
Место расположения салона красоты играет важную роль. Но еще скрупулезней необходимо подойти к оформлению самого салона.
Некоторые организационные моменты открытия салона красоты
Подробный бизнес-план салона красоты содержит следующиеключевые моменты:
Выбор места положения салона
Определяющий фактор для успешного ведения бизнеса – место расположения предприятия. Желательно, чтобы салон располагался на оживленной улице, с большой проходимостью, удобной парковкой. Еще одно условие – отсутствие рядом конкурирующих структур. Все перечисленное относится к стандартному набору факторов, оказывающих влияние на объемы выручки. Часто рассматривают вариант расположения салона внутри торгового или офисного центра.
Требования к помещению
Помещение должно соответствовать:
Требования к оснащению внешней стороны
Желательно иметь:
Обязательные условия:
Недопустимо оборудовать вход в салон через общий двор.
Технические требования
Инженерные системы
Оснащение салона
Рассмотрим вариант открытия салона красоты casual класса на 20клиентов. Прежде чем определиться с оборудованием, необходимо обозначить перечень услуг, которые будет предоставлять сервис. Подробный бизнес-план салона красоты содержит следующий список, рекомендованный для слонов такого класса:
Полный перечень оборудования, включая инвентарь парикмахера, мебель, количество зеркал, кресел и пр. содержит готовый бизнес-план слона красоты.
Требования к персоналу
Кроме руководителя, салон красоты на 20 персон содержит следующий персонал:
Финансовые расчеты
Пример бизнес-плана для салона красоты, кроме организационных моментов, должен содержать некоторые вычисления и цифры, обеспечивающие теоретическую перспективность и рентабельность предприятия.
Расчет прибыли у предприятий такой направленности и масштаба вычисляют, исходя из анализа деятельности аналогичных структур. Как правило, салон красоты в редких случаях бывает загружен более чем на 50%, из этого мы и будем исходить.
Расходы
Итого : 5700 000 руб.
Доходы
С плановой вместимостью в 20 человек, с учетом неполной загруженности, доход салона красоты составит 400 тыс. руб. ежемесячно.
Итого : 4 млн. 800 тыс. руб. в год, (при покупке помещения).
Резюме : при анализе бизнес-плана открытия салона красоты, очевидно, что окупаемость предприятия наступает уже максимум через 1,5 года. Поэтому салон красоты при соблюдении всех тонкостей, условий и формальностей – весьма выгодное капиталовложение. Да! И не забудьте дать салону звучное оригинальное название, лучше согласовать этот момент с психологом. Удачи!
Красота требует постоянного ухода, поэтому спрос на салоны красоты всегда остается высоким. У многих частных предпринимателей, которые оказывают парикмахерские, косметические и другие услуги на дому, наверняка возникает мысль об открытии собственного заведения. Ведь это перспективно, т. к. люди будут продолжать следить за своей внешностью, несмотря на сложные экономические условия. Что нужно для салона красоты? Какие документы необходимы? Нужна ли салону красоты лицензия? Об этом и о многом другом и пойдет речь ниже.
Вы узнаете:
Спрос на такие услуги, как стрижка, уход за волосами, ногтевой сервис, всегда остается высоким. И это вполне объяснимо, т. к. многие услуги салона красоты пока еще сложно воспроизвести в домашних условиях. И даже в кризисные времена мы скорее откажемся от покупки нового сотового телефона или похода в ресторан, чем от таких базовых услуг, как стрижка и уход за собой.
Красивые, ухоженные люди всегда в центре внимания. Активное и настроенное на успех поколение 90-х тоже хочет быть молодым и как можно дольше оставаться в профессиональной среде. Иногда возрастные требования при приеме на работу в профессиональной сфере сдвигаются в сторону увеличения, при этом энтузиазм, желание работать и добиваться максимальных результатов остаются востребованными всегда.
Чтобы быть успешным и расти как в профессиональной, так и личной сфере, важно иметь ухоженный внешний вид, и это касается всех: и молодого, и уже зрелого поколения. Именно поэтому в последнее время в нашей стране так повысился спрос на процедуры по омоложению, уходу за собой, пластические операции.
В современном мире большое влияние на общество оказывают средства массовой информации, где женщины и мужчины предстают перед нами красивыми и ухоженными. Поэтому сейчас даже мужчины, наряду с женщинами, следят за собой, стремятся выглядеть привлекательно, чтобы соответствовать нынешним представлениям о красоте и внешнем виде. Не говоря уже о современных женщинах, для которых походы в салоны красоты стали регулярными и привычными, а траты на них давно внесены в семейный бюджет.
Еще одной причиной развития отрасли услуг красоты является достаточно слабое насыщение рынка салонами красоты в российских городах. Например, в Европе насчитывается до 10 000 салонов красоты в крупных городах, в то же время в одном из крупнейших городов России Москве, количество таких салонов сильно уступает. Российскому рынку по предоставлению услуг красоты есть куда расти.
Открывать или нет свой салон красоты – решение остается за вами. Конечно, нельзя сказать, что владелец среднестатистического салона сможет заработать миллионы долларов, но можно с уверенностью утверждать, что данный бизнес является эффективным и прибыльным. Главное, что доход вам гарантирован, независимо от времени года. Сколько нужно для открытия салона красоты? В среднем первоначальные инвестиции в салон эконом класса составляют 3-6 миллионов рублей. Как правило, это окупается в течение года, если вы арендуете помещение, или за три года, если приобретаете помещение в собственность.
Многое завистит и от сегмента, в котором планируете открыть бизнес. Конкуренция на рынке салонов красоты очень высокая. В люксовом сегменте конкурировать легче всего, но такие салоны красоты требуют значительных инвестиций как в помещение, дизайн, оборудование, так и в расходные материалы, персонал и рекламу.
Среди салонов эконом класса конкуренция будет и со стороны других подобных салонов, и со стороны частных мастеров, работающих индивидуально, без оформления в качестве предприятия и уплаты налогов. Впрочем, именно салоны эконом-класса открывать выгоднее всего, т. к. у них большой оборот и быстрая окупаемость.
Итак, что же нужно для салона красоты? В первую очередь – ваша идея. Как правило, когда что-то не устраивает в сфере услуг красоты, возникают свои идеи, как это можно исправить, реализовать. Такие уникальные идеи могут появляться спонтанно, а могут вынашиваться долго. А для того, чтобы воплотить идею об открытии своего салона красоты достаточно следовать следующему алгоритму:
1) Бизнес-план салона красоты и его реализация. Разработка данного плана является важным этапом. Бизнес-план станет основным ориентиром, особенно на начальном этапе. Следуя ему в дальнейшем, можно достичь больших успехов, ведь имея четко сформулированную цель, легче к ней прийти.
2) Регистрация юридического лица . Если решаете, с чего начать открытие салона красоты, можно оформить индивидуальное предпринимательств. В этом случае работа с наличными будет происходить проще, однако получение медицинской лицензии исключается. Если же вы оформите ООО, все наличные необходимо сдавать в банк, а значит, что перед этим необходимо будет открыть банковский счет и встать на налоговый учет.
3) Вид салона красоты . Необходимо определиться, какой вид будет у вашего салона красоты. И здесь все зависит только от ваших идей, пожеланий, разработок.
4) Подбор помещения для салона красоты. Выбирая помещение, нужно, прежде всего, учитывать тип салона. Лучше всего, если салон будет расположен в первой линии домов, на первом этаже, с собственным отдельным главным входом и запасным выходом, а также витринными окнами, потолками 3 метра и больше. Чем меньше несущих стен в помещении, тем лучше. А вот точек подвода воды должно быть не менее трех-четырех. Также надо учитывать сухой подвал, наличие парковочных мест и адекватных соседей по бизнесу.
5) Проведение инженерной экспертизы будущего салона красоты. Нужно внимательно проверить все коммуникации с помощью специалиста. Стоит еще раз обратить внимание на все характеристики, которые предоставил продавец или арендодатель помещения. Чтобы избежать неприятностей в дальнейшем, важно проверить сечение труб, давление воды, сливные уровни, запас электрической мощности (хорошо, если показатель не превышает 25 киловатт).
6) Анализ конкурентов . Узнайте и определите своих прямых конкурентов. По статистике, нормой является наличие одного салона красоты на тысячу жителей. Также можно воспользоваться таким методом, как промышленный шпионаж с целью выявления слабых мест конкурентов и оценки качества и стоимости предоставляемых ими услуг.
7) Документальное подтверждение мощностей водо- и энергоснабжения. На этом этапе следует посетить коммунальщиков, поговорить с сотрудниками энергосбыта и водоканала. Вам необходимо получить документы, подтверждающие заявленный уровень мощности.
8) Проверка долгов . Важный момент, когда нужно получить письменное подтверждение об отсутствии у помещения долгов по коммунальным или другим видам платежей.
9) Оценка возможности перепланировки до того, как открыть салон красоты. Начать следует с посещения БТИ, где за отдельную плату договориться с экспертом об оценке помещения на возможность перепланировки.
10) Оценка рисков по окружающей застройке . Рекомендуем найти информацию о планах по глобальной застройке в выбранном районе. Ведь если прямо перед салоном красоты построят новую высотку, вы попадете во вторую линию, а это может привести к снижению числа клиентов, т.к. удачное расположение салона будет утеряно.
11) Оценка возможности установить наружный рекламоноситель . Найдите компанию, которая занимается установкой наружной рекламы, которая Вам поможет связаться с Городским центром по размещению рекламы и получить сведения о правообладании места для размещения рекламоносителя.
12) Оценка дорожного движения на данной территории. Для этого потребуется посетить Госавтоинспекцию и попытаться установить дружеские отношения с сотрудниками. Вы можете уточнить о возможности создания парковочного места, а также получить схему расположения официальных дорожных знаков в районе вашего салона красоты.
13) Оформление документации на правообладание помещением. В идеале вы должны быть собственником салона красоты, но конечно возможны варианты аренды и субаренды. В процедуре оформления документов обязательно должен участвовать Ваш представитель.
14) Получение акта, выданного Роспотребнадзором . Рекомендуется провести платную экспертизу проекта по перепланировке. Данную экспертизу нужно провести до начала ремонтных работ, чтобы вы учитывали все принципиальные замечания по перепланировке и знали возможные последствия.
15) Получение акта, выданного Роспожарнадзором . Данная процедура аналогична получению акта Роспотребнадзора, описанного в пункте 14.
16) Покупка кассового аппарата . Вы должны подготовить пакет документов и пройти регистрацию.
17) Установка пожарно-охранной сигнализации . На данном этапе необходимо заключить договор, и здесь вам пригодится помощь и советы специалистов по пожарной безопасности.
18) Подбор персонала для работы в салоне красоты.
19) Проведение в помещении ремонтных работ . Необходимо заключить договор со строительной компанией, проверить, есть ли лицензия и паспорта рабочих (ксерокопии). Также необходим дизайн-проект и договор о страховании помещения на время ремонтных работ. Актуальна и такая услуга, как контроль дизайнера за ходом ремонтом. Это гарантирует вам, что все ремонтные работы будут выполнены в полном соответствии с дизайн-проектом.
20) Покупка соответствующего оборудования. Покупка должна сопровождаться договорами о поставке, сервисном и гарантийном обслуживании. Вам также могут понадобиться услуги профессионального монтажа. Следует принять во внимание, что доставка оборудования может занять около трех месяцев, а после получения не забудьте попросить сертификаты на него.
21) Получение лицензии . Бытовые услуги не лицензируются в обязательном порядке – применяется только добровольное лицензирование. Для получения лицензии посетите комитет по потребительскому рынку, который находится в администрации по вашему месту жительства. Лицензированием медицинской деятельности занимаются в территориальном управлении Росздравнадзора.
22) Печать полиграфической продукции. Необходимо напечатать визитки, прейскуранты, буклеты, а также бейджики для сотрудников салона.
23) Покупка расходных материалов. Необходим заключенный договор с поставщиками и разработанная процедура принятия продукции на склад.
24) Наем работников. В первую очередь в новый салон необходимо найти бухгалтера и администратора, ну и конечно мастеров.
26) Прием помещения от специалистов по ремонту и строительству. Во время приема помещения будьте внимательны и учитываете каждую мелочь, чтобы после оплаты строителям вам не пришлось что-то доделывать своими силами.
27) Проведение дня открытых дверей. Не стоит рассчитывать на огромный поток людей сразу же в первые дни открытия. Пригласите всех своих знакомых на день открытых дверей.
28) Презентация салона красоты . Как правильно организовать и провести презентацию, можно узнать, изучив специальную литературу и посмотрев презентации аналогичных компаний. После нескольких месяцев работы салона уже будут видны некоторые недостатки. Как только вы их устраните, можно будет проводить презентацию.
Мнение эксперта
Ксения Курбетьева,
директор Центра внештатных маркетологов компании «Бизнес-компас»
Маркетинговый план. Цель данного плана – это определить целесообразность предоставления данных услуг на сегодняшнем рынке. Маркетинговый план считается удачным, если в нем четко выявлена целевая аудиторию данной компании, проведен анализ конкурентов, и, наконец, выбран самый результативный метод работы с клиентами, т.е. составление воронки продаж.
Финансовый план. Это финансовая сторона деятельности компании, эффективное распределение имеющихся финансовых средств. В данном плане должны содержаться ответы на следующие вопросы: когда и откуда будут поступать деньги? На что эти деньги будут потрачены? Возможные финансовые ситуации предприятия в разные периоды? Какая будет итоговая коммерческая привлекательность данного предприятия?
План системы управления. Здесь необходимо описать процесс создания организационной структуры компании, в которой должны быть определены основные качества нанимаемых специалистов, например, уровень их профессионализма. Также в данном разделе могут быть представлены расчеты заработной платы и схема премирования сотрудников.
План производства. В нем отражена информация обо всех производственных процессах предприятии, способах предоставления услуг в должном количестве и качестве, а также определены сроки предоставления этих услуг. В плане производства подробно описываются все технологические этапы, требования к производственному процессу, перечень оборудования, информация о поставщиках и их ценовая политика.
Организационный план. При его подготовки следует учитывать все юридические стороны проекта, собрать всю правовую документацию: уставные документы, сертификаты соответствия качества, свидетельства, лицензии, документы по системе налогообложения, договоры купли-продажи, аренды и лизинга. Правильно составленный организационный план поможет избежать возможных правовых и юридических проблем в будущем.
Риски. Всесторонняя оценка рисков – очень важный момент любого бизнес-плана. Следует выявить не только все возможные риски, но и прописать способы их устранения. Если говорить в общем, все риски можно разделить на три группы. К коммерческим рискам относятся, например, повышение цен на аренду помещения, изменение цен на материалы, рост числа конкурентов. Финансовые риски относятся к финансовой стороне предприятия, а именно взаимодействию с инвесторами и другими источниками финансирования. И наконец, внутрифирменные риски, которые напрямую связаны с сотрудниками компании и зависят от их уровня профессиональной подготовки и удовлетворенности условиями труда.
– Журнал записи клиентов. Это может быть книга, отдельные листы или пометки в компьютере. Вести журнал нужно следующим образом: записать имя клиента, выбранную услугу, время, необходимое для предоставления этой услуги и контактный телефон клиента. Какие-либо исправления в журнале должны производиться только администратором, при этом в бумажном журнале штрих-корректор недопустим.
– Индивидуальная карта клиента . Если совсем недавно вся информация о клиенте заносилась в карту, в последнее время для этого используют специальные программы, например, 1С или Universe. Там содержатся контактные данные клиента, история его посещений салона, его покупки.
– Лист ежедневного отчета администратора . Такой лист содержит следующую информацию: текущая дата, фамилия администратора, имя клиента, название оказанной услуги, фамилию обслужившего мастера, стоимость услуги, название проданного товара и его стоимость. В данном листе также указывается кассовый итог за всю смену. На обратной стороне отчета заполняется таблица текущих расходов с указанием, кто и для чего получил деньги, суммы полученных денег, а также ставятся подписи получившего и выдавшего деньги сотрудников.
– Наряд работ . Это способ учета расходных материалов и средств. Данная форма заполняется сотрудником и передается администратору при оплате клиентом полученной услуги. В наряде работ нужно указать текущую дату, имя клиента, выполненную услугу, количество и стоимость израсходованных материалов, подпись сотрудника и администратора.
– Книга кассира-операциониста . Согласно нормативам Минфина и ФНС России данную книгу должен заполнять администратор в качестве кассира-операциониста.
– Журнал учета услуг , оплаченных по безналичному расчету. Данный журнал ведет администратор и заносит такие данные, как: дата посещения и получения услуги, имя клиента, перечень оказанных услуг, их стоимость, подпись клиента, подпись мастера, оказавшего услугу. В таком журнале также ведется учет корпоративных клиентов.
– Журнал учета продаж с витрины , в который вносятся дата продажи, наименование, артикул и количество проданного товара, имя купившего клиента, стоимость проданных товаров, фамилия продавца. Данный журнал может вестись с помощью компьютера.
– Журнал заявок на расходные материалы . Сами сотрудники заполняют его по мере необходимости, администратор только контролирует заполнение. В данном журнале указывается текущая дата заказа, фамилия сотрудника, внутренние учетные коды материалов, нужное количество заказываемого материала, подпись управляющего, предполагаемая дата поставки, реальная дата доставки, подпись администратора, принявшего заказ.
– Журнал поступлений и движения товара . Ведется для своевременного учета движения косметической продукции и аксессуаров.
– Журнал учета стирки белья. Заполняет его администратор или ответственный сотрудник, назначенный директором. В журнале должна быть проставлена дата отправки белья в прачечную, характеристики белья, количество, фамилия доставившего белье в стирку, срок возврата из прачечной, фамилия принявшего белье из стирки.
– Список сотрудников с адресами и телефонами составляется директором. Согласно требованиям участкового инспектора список должен находиться у начальника отдела кадров или его ответственного лица. Кадровые документы должны обязательно храниться в сейфе. Доступ к сейфу должен иметь только ответственный по кадрам и директор компании. В случае если это сеть салонов красоты, ключ от сейфа должен быть доступен управляющему филиалом.
– Материалы или журнал изучения конкурентов . Его ведет сотрудник, ответственный за маркетинговые исследования. Это может быть как специалист-маркетолог, так и сотрудник, назначенный директором. В данном случае в журнал или в компьютер заносится следующая информация: результат посещений или обзвона предполагаемых конкурентов, а именно названия салонов-конкурентов, предоставляемые ими услуги, их стоимость, а также новинки услуг.
– Материалы или журнал учета эффективности рекламных акций . Заполнение данного журнала лежит на сотруднике, ответственном по маркетинговым исследованиям. Чаще всего эта функция возлагается на секретарей или сотрудников на входе салона, т.к. они должны обязательно уточнить у новых клиентов, как они узнали о салоне, и сделать соответствующие отметки в журнале. По полученным данным можно будет сделать вывод об эффективности рекламных и других средств, которые помогают привлекать клиентов.
Некоторые документы составляются, ведутся и хранятся только у директора, управляющего или главного бухгалтера.
В качестве дополнения в данной папке могут храниться следующие документы:
Обязательно нужно создать папку со следующими сертификатами:
Также обязательно наличие документов ЦГСЭН . Ответственность за эти документы лежит непосредственно на директоре, храниться они должны у бухгалтера или ответственного за санитарно-эпидемиологическое состояние салона в соответствии с требованиями ЦГСЭН. К этим документам относятся:
Администратор и все сотрудники компании должны иметь на рабочем месте информацию по технике безопасности и соблюдении гигиены. К таким документам относятся:
Помещение салона красоты тоже должно четко соответствовать нормативным требованиям. За это отвечает ответственный по технике безопасности, который назначается директором из числа руководства. Следующие технические документы должны быть в обязательном порядке:
Владелец салона красоты отвечает за охрану труда и всю кадровую документацию, а ведение этой документации лежит на сотруднике, ответственном за кадровые вопросы или за охрану труда. Кадровая документация должна включать:
Инструкции по охране труда включают:
Директор салона также в ответе за полную пожарную безопасность . Приказом назначается ответственных по пожарной безопасности по всем филиалам сети салонов красоты. Вся документация ведется бухгалтером или ответственным за пожарную безопасность.
Такая документация включает:
Важным моментом является также наличие в каждом салоне красоты документов для потребителя, которые должны быть предоставлены по его первому требованию. К таким документам относятся:
Любой клиент, приходя в салон красоты, должен видеть на информационном столике для посетителей или на стойке администратор следующие документы:
Все расходные материалы должны быть зарегистрированы в журнале:
Обязательно наличие кассового аппарата , который нужно включать и проверять перед началом каждого рабочего дня. Книгу кассира-операциониста следует заполнять перед началом смены, указывая дату и остаток денег в кассе.
Не стоит забывать отдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности каждому клиенту салона. При расчете с клиентом следует придерживаться следующего алгоритма: вначале берутся деньги, пробивается и выдается чек, а потом сдача.
Все денежные средства могут быть учтены следующими способами:
Инвентаризация также играет важную роль в контроле расходования средств. Как правило, она должна приводиться периодически, не реже одного раза в 3 месяца. Проводится она на основании приказа директора. Данный приказ может быть подготовлен и в начале года, в котором необходимо определить членов инвентаризационной комиссии, а также порядок проведения инвентаризации. В основном, инвентаризацию проводят на следующих объектах:
Компьютерные программы во многом облегчают ведение учета. Компьютерный учет уже давно широко применяется за рубежом, а в последнее время все чаще применяется и в России.
Например, программное обеспечение по управлению фитнес-центрами по стоимости значительно превышают подобные программы для других предприятий. При этом их не всегда можно совместить с другими программами, а это порой очень неудобно. Следовательно, даже если салон красоты располагается в фитнес-центре, ему нужно будет вести отдельный учет.
Преимущество компьютерного учета перед бумажным очевидны. Это, прежде всего:
Для того чтобы добиться хороших результатов в управлении бизнесом и повысить отдачу и вовлеченность каждого сотрудника, следует регулярно проводить обучение и специализированные мастер-классы для сотрудников.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует сразу разграничить два понятия: медицинские косметологические услуги (лицензия нужна) и эстетические услуги салона (лицензия не нужна).
Для начала рассмотрим, какие услуги могут проводиться, НЕ имея медицинской лицензии . Лицензия не потребуется для следующих гигиенических и эстетических процедур:
К медицинским косметологическим услугам , которые требуют наличие лицензии, относятся процедуры, при которых происходит воздействие или нарушение кожного покрова, а также процедуры с применением специальной техники и инструментов (так называемая аппаратная косметология).
При получении медицинской лицензии следует обратить внимание, что есть два разных направления в косметологии - терапевтическое и хирургическое.
Терапевтическая косметология – это аппаратные косметические процедуры, пилинги химическими составами, различные инъекции, такие как мезотерапия и озонотерапия, депиляция, процедуры с применением массажных техник и прочие.
К хирургической косметологии относят все процедуры, в которых используется хирургический метод решения эстетических проблем, например, избавление от папиллом и бородавок, татуаж.
Именно поэтому будьте особо внимательны при составлении перечня услуг салона красоты. К примеру, такая распространенная процедура, как депиляция, должна проводиться только с лицензией. Следует учитывать, что за оказание косметологических услуг без должной лицензии руководителя могут привлечь к административной ответственности, а в худшем варианте, когда у клиента возникли осложнения, наступает уголовная ответственность.
Если планируете открыть небольшой салон, то стартовый капитал должен быть не менее 30 тыс. долларов. В эту сумму включены такие расходы, как регистрация бизнеса, аренда помещения, покупка необходимого оборудования, мебели, расходные материалы. Салон среднего уровня обойдется в 10 и более млн рублей.
Открытие любого бизнеса с нуля всегда предполагает трудности. Важно с самого начала иметь представление о возможных рисках. К тому же конкуренты могут задавить ваш бизнес еще на начальном этапе. Поэтому не лишним будет получить совет от специалиста в сфере создания бизнеса, который подскажет, как правильно открыть свое дело, чтобы в дальнейшем получать прибыль.
Вот примерные расходы на открытие салона:
Не следует забывать и про рекламу. Расходы на нее составляют не менее 100 000 руб. К этим суммам также прибавить плату за уборку помещения (10 000–20 000 руб. в месяц) и оплату коммунальных услуг (около 10 000 руб.) в месяц. Конечно, данные суммы могут быть разными в зависимости от региона нахождения (в больших мегаполисах аренда будет дороже, нежели в регионах), а также от индивидуальных предпочтений и возможностей будущего владельца салона.
Мнение эксперта
Татьяна Агапова,
управляющий партнер консалтинговой компании «Инструменты бизнеса»
Если решились на открытие своего салона красоты, но не уверены, как это сделать, тогда задумайтесь на минутку. Зачем это нужно? «Ну как же? – спросите вы. – Хочу заработать на этом много денег и добиться успеха». Остановитесь! Взвести ваше решение еще раз.
Одной из распространенных причин закрытия своего бизнеса является причина, которая звучит как «надоело». Что это означает? Лишь то, что с самого начало салон красоты создавался без истинного желания развивать этот бизнес. И вот мы имеем очередной салон, похожий на многие другие, где нет уникального стиля, души и клиентов.
Надо четко осознавать, что для открытия своего бизнеса в сфере красоты необходимо иметь определенные знания – по разработке бизнес-плана, набору персонала, – а также владение всеми юридическими и финансовыми аспектами. Но все это может прийти с опытом, к тому же профессиональный совет сейчас можно получить в любой консалтинговой компании. Но только вы сами можете привнести в этот бизнес душу, если занимаетесь любимым делом.
Ксения Курбетьева, директора консалтинговой компании «Business-Compass», консультант по стратегическому маркетингу, маркетинговой аналитике, системам оперативного маркетинга для малых предприятий. Организатор курса «Маркетолог малого предприятия» для студентов старших курсов для последующей их адаптации на предприятиях. Имеет опыт в более чем 17 различных сферах бизнеса. Основное направление – маркетинговая аналитика.
Татьяна Агапова, управляющий партнер консалтинговой компании «Инструменты бизнеса», наставник в фонде поддержки молодежного предпринимательства «АГАТ», бизнес-тренер по стратегическому моделированию и планированию бизнеса, сертифицированный тренер по программам LMA (системный подход к развитию бизнеса через развитие себя и персонала), автор дистанционного курса для владельцев и руководителей предприятий индустрии красоты «Генерация роста салона красоты». Опыт работы в проектах по развитию предприятий индустрии красоты, здоровья и спорта с 2004 года. Основные компетенции – в сфере маркетинга и финансов.