Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения

А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения

Методический материал к районному конкурсу «Мисс Снегурочка»

Снегурочка – сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом.

И если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа .

История появления образа Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж - образ дочери Мороза

Образ Костромы

Символ застывших вод.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков.

1. Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Но в 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Под влиянием сказки А. Н. Островского – образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.



Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Правда, из дочки Деда Мороза Снегурочка трансформировалась во внучку.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

2.Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И многие утверждают, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

3.Еще одна версия . Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует. Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

Родиной Снегурочки официально признана Кострома, где у неё есть собственный терем, где внучка Деда Мороза на протяжении всего года принимает и развлекает гостей. В её двухэтажном доме любой желающий сможет познакомиться с владениями внучки Деда Мороза и окунуться в атмосферу волшебства. Этот проект возник вслед за созданием бренда «Великий Устюг - родина Деда Мороза», который быстро заинтересовал туристов. С тех пор традиционно в первых числах апреля Кострома отмечает день рождения Снегурочки.

Довольно долгое время создавался костюм Снегурочки. Как известно, в русских традициях очень многое имеет символический смысл, и образ спутницы Дедушки Мороза ученые также склонны трактовать с позиций традиционной символики. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, поскольку этот цвет ассоциируется у нас с голубоватым льдом. На самом же деле в русской символике цветом льда является белый, и «правильные» одежды Снегурочки исторически всегда были именно белыми. На голове она должна носить восьмилучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мало кто может сдержать улыбку при виде этой стройной немного печальной девушки, приходящей к нам всего лишь раз в году.

Образ Снегурочки в искусстве. Снегурочка – одна из самых интересных и известных героинь всех времен. Она – героиня не одной и даже не двух, а десятков интереснейших сказок, рассказов, пьес, опер, картин, песен русского народа.

Образ Снегурочки в музыке. Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.

И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.

"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.

Образ снегурочки в русской живописи. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».


Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка – уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.



Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.



Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».





Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.





Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.





Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.



Интегрированный урок-проект для 6 класса на тему: "Загадочный образ Снегурочки в русской культуре"

Интегрированный урок-проект для 6 класса. Конспект.

Интегрированный урок-проект на тему: "Загадочный образ Снегурочки в русской культуре"

Описание материала: Открытый интегрированный урок-проект, включающий материалы по музыке, изобразительному искусству, литературе. В ходе подготовки материалов к уроку-проекту учащиеся разделились на три группы (музыканты, художники, литераторы). Каждая группа исследовала и подбирала материал по своей теме. Урок является обобщающим в рамках проекта. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности для учащихся 6 класса.
Цель урока: Сформировать целостное представление о сказочном персонаже «Снегурочка» в русском искусстве.
Задачи урока:
обобщение полученные знания о художественном образе Снегурочки в разных видах искусства;
развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в художественном образе Снегурочки через музыку, живопись, художественные произведения;
развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей из сказки «Снегурочка» в живописи, музыке, литературе;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональную отзывчивость детей при встрече с героями из произведений.
Содержательная линия:
истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
варианты народных сказок - В. Даль, А. Афанасьев и др.;
пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;
музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;
опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;
образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве:
книжные иллюстрации - И. Билибин и др.,
декоративно-прикладное искусство - Палех, Федоскино и др.;
живопись - Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.;
эскизы костюмов и декораций;
кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
Тип занятия: обобщение знаний по музыке, литературе и изобразительному искусству полученных при подготовке проекта.
Форма проведения: интегрированный урок, работа по группам.
Комплексно-методическое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, музыкальные фонограммы и видеофрагменты, сообщения учащихся подготовленные по группам.
Ход занятия.
I. Вступление.
Учитель: Сегодня на уроке мы попадем в чарующий мир искусства. Мы с вами не впервые говорим о том, как герои сказок находят свое воплощение на полотнах художников, в музыке великих композиторов и в произведениях писателей и поэтов.
II. Сообщение темы урока. Звучит пролог из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Учитель: - Прослушайте музыку, и скажите, что это за музыка, знакома ли она вам?
Предполагаемый ответ: - Фрагмент оперы “Снегурочка”.
Учитель: - Какие образы возникают перед вами?
Предполагаемый ответ: - Тема грустная; тема Снегурочки, тема зимы, конца зимы.
III. Выход на тему.
Учитель: - Наш сегодняшний разговор посвящен героине русских сказок “Снегурочке”.
IV. Снегурочка в славянской мифологии
Учитель: - Как вы думаете, откуда пришел к нам образ Снегурочки?
Сообщение учащихся: - В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру.
V Образ «Снегурочки» в русской литературе.
Учитель: Позднее Снегурочка представлялась в сказках как мифологический персонаж. Давайте обратимся к сказочному образу Снегурочки. Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития.
Учитель: Какие бывают сказки?
Ученик: Сказки бывают народные и литературные.
Учитель: Что значит народная сказка?
Ученик: Народные сказки сочинял народ, у их нет автора. Эти сказки передавались устно из поколения в поколение и поэтому у них много похожих вариантов.
Учитель: А как народные сказки дошли до нас, кто их записывал?
Сообщения учащихся:
1.Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил Владимир Иванович Даль. Если спросить простого человека, кто такой Даль, он тут же ответит: автор "Толкового словаря живого великорусского слова". Человек более искушённый в делах литературных добавит: "А ещё он автор замечательного собрания русских народных пословиц, поговорок, афоризмов, присловий, загадок, поверий". Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач.
2.Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
Учитель: Как А. Н. Афанасьев рассказывает о Снегурочке?
Сообщения учеников: «Отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега доселе слышится в нашем народном сказании о Снегурке. Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. Не было, говорит сказка, у старика, у старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снегу, положил на печку – и явилась прекрасная девочка...»
Учитель: – Какой представляется снегурочка в русских народных сказках?
На экране слайд с иллюстрацией к русской народной сказке. Звучит отрывок народной сказки.

Ученики: Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость.
Учитель: - Что происходит со снегурочкой в конце сказки?
Ученики: Она тает от огня.
Учитель: Но образ «Снегурочки» встречается и русская литературная сказка.
Какие произведения относят к литературной сказке?
Ученик: У литературной сказки есть автор.
Учитель: Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, А.Н. Островский создал сказку-драму «Снегурочка»
Учитель: Что легло в основу замысла пьесы Островского «Снегурочка»?
Сообщение учащихся: В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей А. Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники. Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Но сюжетная основа истории Снегурочки в пьесе А.Н. Островского целиком не совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в народной среде.
Учитель: Какой древний русский обряд показан в сказке?
Ученик: Обряд Масленицы. Проводы зимы.
На экране слайд «Сцена Масленицы» из оперы Снегуроска.


Учитель: Исполним масленичные частушки (по выбору учителя).
Учитель: Как меняется образ снегурочки в сказке А.Н. Островского?
Звучит фрагмент сказки А.Н. Островского.
Сообщение учащихся: Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную бледнолицую светловолосую девушку. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Она способна зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.
Учитель: - Что происходит со Снегурочкой в сказке А.Н. Островского?
Ученики: - У А. Н. Островского она - дочь Мороза и Весны. В конце пьесы сама Весна предупреждает Снегурочку: «Таи любовь от глаз Ярила-Солнца». Но жизнь без любви в царстве берендеев невозможна, и Снегурочка предпочитает нарушить запреты и умереть, чем жить без любви.
VI Снегурочка в музыке
Учитель: Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
Звучит фрагмент П. И. Чайковского - Снегурочка, Хор провожания масленицы: Масленица-мокрохвостка.
Вопрос: Как Петр Ильич Чайковский создавал музыку к спектаклю?
Сообщения учеников: В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.
П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ. Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета и трехмесячной свободы. Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть более радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.
И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.
"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.
Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.
Учитель: Наиболее полно дарование Н.А. Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с миром сказки и с разнообразными формами русского народного творчества стала опера «Снегурочка»
Звучит фрагмент Н. Римского-Корсакова. Ария Снегурочки из оперы "Снегурочка" (сцена таяния) - Исп. И. Масленникова.
Вопрос: Какова история создания оперы?
Сообщения учащихся: В начале семидесятых годов Н. А. Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления.
«В зиму 1879-1880 годов, - вспоминал композитор, - я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского … Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».
Композитор писал ее летом, уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Через год, в 1881, опера была закончена.
Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.
А.Н. Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки П.И. Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Оптимистическая идея оперы - прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье - коренится в народной поэзии.
Учитель: Прослушав два отрывка из произведений П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Определите характер и настроение каждого из них.
Предполагаемые ответы: грустная мелодия, мелодичная и т.п.
VII. Образ снегурочки в русской живописи.
Учитель: Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты?
Вопрос: В произведениях, каких русских художников можно встретить образ Снегурочки?
Сообщения учащихся: «Снегурочка» в творчестве В.М. Васнецова.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».
На экране иллюстрация В. М. Васнецова - эскиз декорации для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова Заречная слободка Берендеевка.


Учитель: Какие мотивы народного искусства используед художник в декорациях?
Ученики: Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных палат, превратив декорации в яркое живописное зрелище.
На экране иллюстрация В. М. Васнецова эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».


Учитель: Как решен костюм Снегурочки на эскизе?
Сообщение учеников:В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.
Всё это вдохновило Виктора Михайловича на воплощение образа ледяной красавицы в своём изобразительном творчестве. Картина была закончена в 1899 г.
На экране иллюстрация В. М. Васнецова «Снегурочка» Государственная Третьяковская Галерея Москва.


Учитель: Рассмотрите произведение В.М. Васнецова и опишите картину.
Ученики: На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.
Всё творчество Виктора Михайловича Васнецова проникнуто духом русского фольклора. Живописец своими произведениями желал отразить всю ту духовную силу и красоту, которыми обладает русский народ.
Сообщения учащихся: «Снегурочка» в творчестве М.А. Врубеля.
На экране иллюстрация М.А. Врубеля «Костюм Снегурочки».


К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение и другие известные художники. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Портрет Снегурочки руки Михаила Врубеля взирает на нас лицом его прекрасной жены, талантливой певицы Надежды Ивановны Забелы.
Учитель: Как воплатился образ «Снегурочки» в творчестве других художников?
Ученик: Образ Снегурочки мы можем встретить у многиз художников. Вот некоторые из них:
- В 1912 году, свое видение Снегурочки в меховой шубке представил Николай Константинович Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Одношовина Елена

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы

Выполнила ученица 5 класса

Одношовина Елена

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы,

С. Брылино, 2014 г.

Введение..………………………………………………...…….. 2

Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………. 3

Вывод …………………………………………………………….…7

Список использованной литературы, источники…………..……..8

Приложение……………………………………………………..… 9

Введение.

У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».

С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.

Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.

Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.

Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания

Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
  2. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
  3. Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.

Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Методы исследования:

  • биографический
  • исследовательский
  • аналитический
  • анкетирование

Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение – чк - , в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.

Различия обнаружены не только в произношении имени.

Эпизоды для сравнения

В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».

Рождение Снегурочки

Из комочка снега в горшочке (… я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)

Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба

Была внучка у старика и старухи Снегурушка

Описание внешности

Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок

Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет

Нет описания

Как растёт

Растёт на радость старикам

Ни по дням, а по часам

Черты характера (отношение к родителям, к труду)

Умная, разумная

Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.

Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)

Плачет припеваючи

Когда и где случается несчастье со Снегурочкой

Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…

Спасает Жучка

Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко (откликнулась эхом)

Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.

Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.

В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, б еленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.

Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька , и никто не назвал её просто внучка . Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:

Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,

В цветное платьице рядить,

Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)

Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять) . Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.

Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег ), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.

Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.

Результаты работы.

В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.

Выводы по работе.

  1. Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
  2. Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
  3. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
  4. Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
  2. Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
  3. Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

ученица 8 класса Долгачёва Юлия Егораева Е. Н. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медаевская ООШ Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Мини-исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Образы Снегурочки в изобразительном искусстве» Выполнила: Руководитель:

Цель проекта: Изучить и рассмотреть творчество известных русских художников, которые в своих произведениях представили образ Снегурочки

«Снегурочка» в изобразительном искусстве Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском союзе, после официального разрешения празднования Нового года. На ранних советских изображениях Снегурочка изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее. Снегурочка имеет вид прекрасной беловолосой девушки. Одета Снегурочка в бело-голубую одежду с меховой опушкой и кокошник. Многие художники обращались в своём творчестве к образу Снегурочки такие как В. Васнецов, Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель и другие.

Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов-русский художник. Родился 3 мая 1848 года в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Рос в крайней бедности. Учился в семинарии, затем уехал в Петербург и, поступив в Академию Художеств, был настолько уверен, что его не примут, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе и только после этого стал студентом Академии, которую посещал с 1868-1875 гг., но оставил её, не закончив полного курса.

Васнецов Виктор Михайлович «Снегурочка»

Николай Константинович Рерих Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Н. Рерих «Лель и Снегурочка» Н. Рерих «Снегурочка»

Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.

Михаил Александрович Врубель «Снегурочка»

Коровин Константин Алексеевич Константин Алексеевич Коровин (1861 -1939) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Константин Алексеевич Коровин «Снегурочка»