Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » 1 антикризисное управление в организации. Антикризисное управление предприятием

1 антикризисное управление в организации. Антикризисное управление предприятием

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии. Типология кризисов. Необходимость антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Диагностика банкротства как часть политики антикризисного финансового управления.

    курс лекций , добавлен 16.07.2010

    Теоретические основы, понятие, направления, принципы, функции и методы антикризисного управления предприятием в нестабильной экономике. Разработка и реализация пакета проектов документов по совершенствованию антикризисного управления в ООО "Доминус".

    дипломная работа , добавлен 16.10.2010

    Принципы, функции и методы антикризисного управления предприятием в условиях нестабильной экономики. Механизмы антикризисного управления в ЗАО "ЧЭАЗ". Основные факторы кризиса. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, вероятности его банкротства.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Задачи и функции антикризисного управления. Организационно-правовая характеристика ООО "Технология комфорта". Анализ финансового состояния и жизненного цикла организации. Разработка мероприятий по повышению эффективности антикризисного управления.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2011

    Сущность и принципы антикризисного управления, основы стабилизации деятельности предприятия. Исследование причин и поиск путей выхода предприятия из кризиса, роль мониторинга в процессе стабилизации предприятия, стратегия реструктуризации предприятия.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2010

    Особенности управления предприятием в кризисных условиях. Коэффициенты и показатели устойчивого снижения уровня экономической эффективности организации. Изучение процедур антикризисного управления и методы их применения на примере фирмы ООО "Арикон".

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Принципы и функции антикризисного управления предприятием. Методы антикризисного управления предприятием в нестабильной экономике. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, финансового состояния и вероятности банкротства на примере ЗАО "ЧЭАЗ".

    дипломная работа , добавлен 09.07.2015

Антикризисное – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер. Она направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

  1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
  2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:

  1. Социально-экономические факторы общего развития страны:
    • Рост инфляции;
    • Нестабильность налоговой системы;
    • Нестабильность регулирующего законодательства;
    • Снижение уровня реальных доходов населения;
    • Рост безработицы.
  2. Рыночные факторы:
    • Снижение емкости внутреннего рынка;
    • Усиление монополизма на рынке;
    • Нестабильность валютного рынка;
    • Рост предложения товаров-субститутов.
  3. Прочие внешние факторы:
    • Политическая нестабильность;
    • Стихийные бедствия;
    • Ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы возникновения кризиса:

  1. Управленческие
    • высокий уровень коммерческого риска;
    • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
    • неэффективный финансовый менеджмент
    • плохое управление издержками производства;
    • отсутствие гибкости в управлении;
    • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  2. Производственные
    • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
    • Устаревшие и изношенные основные фонды;
    • Низкая производительность труда;
    • Высокие энергозатраты;
    • Перегруженность объектами социальной сферы.
  3. Рыночные
    • Низкая конкурентоспособность продукции;
    • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

  • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
  • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Принципы, на которых базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае не будет получен ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

  • гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
  • склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
  • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
  • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
  • усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:

  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
  • осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
  • повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
  • усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;
  • использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

  • мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избегания ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
  • установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
  • интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;
  • инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
  • корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Инструментом антикризисного управления является стабилизационная программа.

Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Заполнение “кризисной ямы” может быть осуществлено увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией).

Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму:

  • Продажа краткосрочных финансовых вложений.
  • Продажа дебиторской задолженности.
  • Продажа запасов готовой продукции.
  • Продажа избыточных производственных запасов.
  • Продажа инвестиций (деинвестирование).
  • Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы.
  • Остановка нерентабельных производств.
  • Выведение из состава предприятия затратных объектов.
  • Выкуп долговых обязательств с дисконтом.
  • Конвертация долгов в уставный капитал.
  • Форвардные контракты на поставку продукции.

Действия в зависимости от стадии кризиса

Первая стадия кризиса , часто скрытая, - это падение эффективности капитала, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда и т.п.

Вторая стадия кризиса - появление убыточности производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия.

Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

Реструктуризация предприятия и программа стабилизации финансово-экономического состояния требуют экстренных мер по изысканию средств для их осуществления. В случае непринятия таких оперативных мер наступает кризис ликвидности и банкротство. Например, реализация части производственных запасов, материалов, незавершенного производства ниже себестоимости в иной период была бы не оправдана, а в данной ситуации действенная, экстренная мера.

Четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности профинансировать даже сокращенное воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации финансовая несостоятельность нейтрализуется через процедуру банкротства.

Таким образом, первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов.

21 Май

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем об антикризисном управлении.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что подразумевается под этим понятием;
  2. Какие задачи и методы антикризисного управления существуют;
  3. Какие компании оказывают услуги по антикризисному управлению.

В деятельности любого предприятия или частной компании может произойти ситуация, когда подведены итоги года, сдана отчетность, но результаты не радуют, а совсем наоборот. Есть просрочки по кредитам, поставщики больше не дают рассрочку для оплаты товара. Фактически налицо кризисная ситуация.

Даже если сейчас таких проблем в вашей компании нет, лишней информация точно не будет, поэтому обсудим сегодня, как не допустить кризисных явлений.

Что такое антикризисное управление

Для начала давайте определимся, что вообще понимается под этим термином.

Антикризисное управление – это комплекс процедур, которые проводятся с целью оздоровления деятельности компании и позволяют ей выйти из состояния кризиса.

Задачи антикризисного управления

В направлении профилактики:

  • Провести анализ деятельности организации;
  • Вовремя выявить начало негативного процесса;
  • Оценить, насколько эффективно работают подразделения компании;
  • Разработать мероприятия, которые помогут предотвратить кризисные явления.

Если же наличие кризисных явлений уже выявлено, задачи состоят в следующем:

  • Распознать кризисные явления;
  • Провести профилактические мероприятия по недопущению кризисных ситуаций;
  • Преодолеть последствия кризиса;
  • Смягчить кризисный процесс;
  • Стабилизировать состояние компании;
  • Оптимизировать расходы;
  • Решить внутренние конфликты в организации;
  • Постепенно увеличить прибыль.

Факторы, являющиеся кризисными

Данные факторы можно условно разделить на 2 группы: те, что зависят от деятельности компании и те, что от ее деятельности не зависят (то есть внешние).

К тому, что на предприятии или в компании возникает кризис, приводят следующие ситуации:

  • Неправильно организованная бюджетная и кредитная политика;
  • Ошибки, которые были допущены в разработке финансовой стратегии;
  • Непрофессиональный уровень ;
  • Высокий уровень износа производственного оборудования;
  • Непрофессионализм управленческих кадров.

В данном списке приведены основные факторы, наличие которых может спровоцировать кризисные явления на любом предприятии.

Если говорить о глобальных, внешних факторах, то можно назвать:

  • Усиление роста инфляции;
  • Увеличение числа безработных;
  • Нестабильные курсы валют;
  • Нестабильность политической и экономической ситуации в государстве в целом.

Какие существуют методы антикризисного управления

Управление любого типа подразумевает, что будет применяться целый комплекс различных методик. В антикризисном управлении все происходит так же.

Мы предлагаем рассмотреть несколько самых распространенных методов:

1. Определяем стратегию, в соответствии с которой компания будет развиваться.

Деятельность кризисного предприятия или компании нужно сначала проанализировать, для того, чтобы разработать правильную антикризисную стратегию.

В процессе разработки важно учесть все факторы, о которых мы говорили немного ранее. Только если будет использоваться такой подход, стратегия будет разработана правильно и ее действие станет эффективным.

Выстраивание стратегии состоит из нескольких шагов:

  • Проводится диагностика компании, причем всесторонняя;
  • После получения результатов диагностики, корректируются цели, стоящие перед компанией;
  • Только после этого выбирается стратегия, которая выведет компанию из кризиса.

2. Сокращение уровня затрат.

Не секрет, что компания, которая находится в состоянии кризиса, испытывает трудности финансового характера. В такой ситуации применить такой метод является совершенно правильным шагом.

Затраты уменьшают несколькими способами: сводят к нулю расходы, которые к основной деятельности компании не относятся, оптимизируют расходы на сотрудников и так далее.

3. Внесение изменений в структуру компании.

Чаще всего применяется реорганизация. Благодаря такой методике положение фирмы стабилизируется.

4. Формирование отчетности.

Отчетность должна быть составлена так, чтобы она отражала реальное положение дел в организации. В противном случае она просто не имеет смысла.

Поэтому за основу отчета берется аналитика по движению денежных средств, а также анализ, насколько проблемная компания вообще .

5. Увеличение потока денежных средств.

Это шанс провести антикризисные мероприятия в полном объеме. Для этого нужно определиться, каким образом денежный поток может быть увеличен.

При выводе компании из кризиса обычно используются все эти методы в комплексе.

Вывод компании из кризиса: этапы

Чтобы кризисные явления не развивались и не усугублялись, нужно знать, что сделать, чтобы вывести компанию из тяжелой ситуации.

Шаг 1. Определяем эпицентр кризиса.

Начинать следует с того, чтобы определить, какой участок компании стал отправной точкой проблемы. Возможно ухудшилось качество продукции, сильно выросла , имеют место неоправданно высокие и так далее.

Когда мы точно определим, с чего все началось, можно будет разработать эффективную методику по выводу компании из тяжелой ситуации.

Шаг 2. Проводим работу с сотрудниками.

Это очень важная часть действий по выводу компании из кризиса.

В сложившейся ситуации должны проводиться следующие мероприятия:

  • Структуру и численность персонала оптимизируют: прекращают сотрудничество с совместителями, отказываются от услуг работников, которые выполняют незначительный объем работ;
  • Коллектив нужно поставить в известность о том, как в реальности обстоят дела в фирме. Молчание руководства приводит к возникновению слухов и только обостряет ситуацию;
  • В коллективе нужно устранить все конфликтные ситуации;
  • Стоит в связи с новыми требованиями.

Шаг 3. Снижаем уровень затрат.

Этот шаг должен выполняться в пределах разумного. Не нужно урезать затраты в ущерб качеству продукции, которую выпускает ваше предприятие.

Чаще всего затраты снижают за счет:

  • Закупки сырья по более низкой стоимости;
  • Заключения контрактов с поставщиками вашего региона;
  • Уменьшения размера ;
  • Сокращения расходов на хозяйственные нужды.

Проанализируйте все затраты самым тщательным образом, обязательно найдется что-то, что можно сократить до минимума.

Шаг 4. Стимулируем продажи.

Вариантов здесь много. Выбирайте из тех, что подходят к сфере деятельности вашей компании.

Если у вас торговое предприятие – проведите распродажу, если вы что-то производите, то предложите выгодные условия вашим потенциальным клиентам, выпустите скидочные карты и так далее.

Шаг 5. Оптимизируем финансовые потоки.

Для этого можно провести целый комплекс мероприятий:

  • Формировать реестры по всем платежам;
  • Установить скидки для покупателей, которые приобретают товар за наличные;
  • Сократить сроки товарных кредитов;
  • Каждый день сверять наличие денежных средств;
  • Повысить доход, продав оборудование, которое вы не используете.

Шаг 6. Реструктурируем долги перед кредиторами.

Это очень важная стадия антикризисных мероприятий. Реструктурировать свою задолженность можно применив рассрочку платежей, договориться о полном списании долгов, обменять долговые обязательства на ценные бумаги.

Антикризисное управление персоналом

Управление персоналом в условиях кризиса выделяется в отдельный вид деятельности. Действительно, такие мероприятия можно назвать целой наукой.

Важнейшая цель этих мероприятий состоит в том, чтобы сохранить предприятие жизнеспособным и при этом не растерять квалифицированный персонал.

Мероприятия по антикризисному управлению персоналом решают следующие проблемы:

  • Формируют группу специалистов, которые способны провести адаптацию компании к новым условиям;
  • Сохраняют самые ценные кадры: людей, внесших максимальный вклад в развитие компании;
  • Не просто сокращают кадры, а приводят штат в рациональную структуру;
  • Снижают или полностью ликвидируют напряжение в коллективе и недоверие к руководителям.

Важнейшим момент, который является гарантией эффективного управления персоналом – это верно выбранная кадровая политика.

Антикризисная кадровая политика делится на несколько основных типов:

  • Активный тип . Руководство обладает полной информацией и может прогнозировать развитие событий;
  • Пассивный тип . Персонал и руководители действуют не по четкому плану, а просто стараются ликвидировать последствия кризиса;
  • Превентивный тип . Характеризуется тем, что у руководства отсутствуют методы влияния на ситуацию;
  • Реактивный тип . Руководство занимается общим наблюдением, контролирует только отдельные симптомы кризиса.

Методы работы с кадрами при антикризисном управлении

Самые распространенные методики рассмотрим сейчас.

1. Принудительные организационные изменения.

Дорогостоящее и нежелательное мероприятие. Его использование обосновано только тогда, когда у вас острый дефицит времени. Его суть состоит в глобальном сокращении рабочих мест.

2. Адаптивные изменения.

Конфликты в коллективе разрешают используя компромиссы, сделки и прочее. Такую методику применяют, когда сторонники изменений не являются руководителями, но хотят внедрить что-то новое.

3. Кризисная методика.

Если руководитель понимает, что кризиса не избежать, он предпринимает следующие шаги:

  • Убеждает сотрудников в том, что кризиса избежать невозможно;
  • Позиционирует себя как спасателя в случае наступления кризиса.

4. Управление сопротивлением.

В условиях кризиса сопротивление персонала меняется на поддержку руководства. Ваша задача в этой ситуации не бороться с людьми, а не допустить паники.

Для того чтобы выявить кадры, которые оказывают большое сопротивление реализации антикризисной программы, а следовательно, могут создать напряженность в коллективе, используют следующие методики:

  • Предлагают им другие должности в других структурных подразделениях;
  • Проводят ;
  • Предлагают ;
  • Предлагают .

В итоге получается следующее: сотрудники должны видеть, что руководство держит ситуацию под контролем и не допустит негативных последствий.

Для этого существует несколько приемов:

  • Донесите до каждого сотрудника, что владеете ситуацией;
  • Подберите команду для работы в кризис: каждый человек должен быть занят и понимать, что он принимает участие в исправлении ситуации;
  • Не впадайте в панику, не реагируйте бурно: сотрудники будут поступать так же;
  • Замедляйте шаг, когда идете: это вызовет уверенность работников в том, что руководитель спокоен и знает, что делать.

Антикризисное управление финансами

Кризисная ситуация может возникнуть на любой стадии деятельности компании. В финансовом плане они выражаются в том, что растет , возникают просрочки по налоговым платежам. Все эти ситуации являются предвестниками последующей нетрудоспособности.

Принципы антикризисного финансового управления:

1. Повышенная готовность к нарушениям финансового равновесия компании.

Финансовая ситуация в организации очень изменчива. Она реагирует не только на воздействие внешних, но и внутренних факторов. Финансовые менеджеры должны быть готовы к таким изменениям, которые могут произойти в любой момент.

2. Диагностика кризисных явлений на раннем этапе.

Это позволяет вовремя подключить все возможности к их нейтрализации.

3. Оперативное реагирование на кризисные явления.

Любое кризисное явление может не только расширяться, но и порождать другие. Поэтому чем раньше подключится антикризисный механизм, тем вероятнее, что финансовое равновесие восстановится.

4. Подключение эффективных форм санации компании.

Если финансовое состояние организации не позволяет пресечь кризисные явления за счет внутренних резервов, нужно использовать внешнюю помощь, которая проявляется в форме санации. Она может быть проведена до компании, так и в процессе него.

5. Реакция организации в соответствии со степенью реальной угрозы.

Механизмы по нейтрализации кризисных явлений должны быть соразмерны уровню их реальной угрозы. В противном случае вы или не получите нужного эффекта либо, наоборот, понесете слишком серьезные затраты.

Этапы восстановления финансовой стабильности предприятия

Для восстановления финансовой стабильности предприятия, вы должны выполнить следующие шаги:

1. Восстановить платежеспособность.

Это самая неотложная задача по стабилизации компании. По всем долговым обязательствам вносятся платежи, что помогает избежать процедуры банкротства. В такой ситуации отсекают все лишнее: сокращают текущие потребности, сокращают расходы на командировки и так далее.

2. Восстановить финансовую устойчивость.

Это вполне можно сделать за короткий период, если предпринять ряд таких мер, как:

  • Сократить управленческий аппарат;
  • Прекратить выпуск нерентабельной продукции;
  • Сократить часть вспомогательных служб;
  • Отказаться от программ, которые финансируются за счет прибыли вашего предприятия.

3. Обеспечиваем финансовую стабильность на длительное время.

Для этого поступаем следующим образом:

  • Внедряйте новые виды продукции, которая сможет конкурировать на рынке;
  • Повышайте качество вашей продукции и улучшайте ее потребительские свойства;
  • Сократите сроки по расчетам за продукцию, которую поставляете другим;

Если финансовая устойчивость предприятия будет обеспечена на длительное время, это позволит сократить привлечение кредитных средств.

Как сделать предприятие устойчивым к кризису

Всегда эффективнее предотвратить проблемы, чем потом их решать. Это простая истина и знают ее все, только не все ей следуют.

Актуальна она и в случае с кризисом на предприятии. Поэтому мы дадим несколько рекомендаций по профилактике возникновения кризисных явлений.

1. Занимайтесь диагностикой кризисных явлений.

Обращайте внимание не только на правильность ведения отчетности, но и осуществляйте ее анализ. Если делать это периодически и внимательно, можно увидеть признаки кризисной ситуации до того, как проблему уже нужно будет исправлять. Вы сможете принять нужные меры сразу, а не ждать, пока грянет гром.

2. Обращайтесь к антикризисному управляющему.

Если ситуация уже серьезная, не пытайтесь сами ее исправить. Не факт, что сможете исправить, а вот хуже сделаете однозначно. Заручитесь помощью специалиста, который проанализирует ситуацию, разработает план действий, оптимизирует ваши расходы. Это позволит избежать крупных потерь.

3. Запускайте антикризисный механизм вовремя.

Если симптомы только проявились, не затягивайте с ответными мерами. Не доводите дело до катастрофического положения. Многие негативные процессы можно нейтрализовать, если делать это вовремя.

Пример вывода предприятия из кризисной ситуации

Рассмотрим в качестве примера ситуацию, которая возникла несколько лет назад в крупной сети бытовой техники. Речь пойдет о компании «Эльдорадо».

Долговые обязательства компании превысили 15 млрд. рублей. Репутация организации сильно пошатнулась, крупные поставщики разорвали контракты, а банковские организации стали требовать срочного возврата всех кредитов.

Крупных финансовых потерь удалось избежать, так как международная инвестиционная группа выдала заем на очень крупную сумму. Затем контрольный пакет акций у прежнего собственника был выкуплен, а новый владелец стал проводить комплекс антикризисных мер.

Например, сильно сократились расходы на персонал. В частности, заработную плату сократили до минимальной, систему премирования ликвидировали полностью, управленческое звено урезали вдвое. Меры, безусловно, жесткие, но они дали свой результат, компания потеряла всего 1% от продаж.

Но были допущены и существенные ошибки: большое количество опытных сотрудников просто отказалось работать в новых условиях, были потеряны действительно квалифицированные специалисты. Как следствие, появилось много серьезных конкурентов.

Из этого можно сделать вывод, что режим жесткой экономии на сотрудниках провоцирует совершенно нежелательные явления. Все-таки подход должен быть более гибким.

Компании, предлагающие услуги антикризисного управления

Управление предприятием в кризисной ситуации – сложная процедура. Насколько эффективно все пройдет, во многом зависит от специалистов, разрабатывающих и внедряющих необходимые процессы.

Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор компаний, которые предлагают услуги на высоком профессиональном уровне:

БизнесХелпер.

Компания осуществляет деятельность во всех регионах страны, занимается управленческим консалтингом. Проводит глубокую диагностику компании и учитывает все специфические особенности конкретной организации.

Навигатор-Консалт.

Компания действует на рынке 14 лет. Все специалисты компании аттестованы, имеют соответствующие сертификаты. Своим клиентам компания предлагает аудиторские, консалтинговые и оценочные услуги.

RESTCONSALT.

Специализация этой компании – и .

Она предлагает следующий комплекс услуг:

  • Услуги по управлению в кризисной ситуации;
  • Услуги по сопровождению деятельности заведений;
  • Брокерские и аудиторские услуги.

Заключение

Подведем итог. Благодаря грамотному антикризисному управлению можно успешно преодолеть сложную ситуацию на предприятии. Даже если денежных средств в вашей компании недостаточно, проблему можно решить.

И хотелось бы высказать пожелания нашим читателям: пусть тема, которую мы обсуждали сегодня не коснется , а информация, полученная из статьи, послужит просто теоретическим материалом.

Введение

антикризисный управление организационный

На сегодняшний день кризисные явления в экономике не являются чем-то необычным или из ряда вон выходящим. Кризис не является больше следствием проявления локальных управленческих ошибок или финансовых сложностей. Современные экономические реалии ставят в сложное положение всех участников мировой экономики. В условиях процессов глобализации, межрегиональной, международной и межконтинентальной торговли обособленные кризисные явления внутри одной страны или предприятия являются одним из звеньев цепи, приводящими к серьёзным последствиям в других странах, на других предприятиях, что и наблюдается сегодня в условиях мирового финансового кризиса. Преодоление кризиса и его последствий на любом предприятии и в любом государстве является, на сегодняшний день, наиболее актуальной экономической задачей. Изучение кризисных явлений и путей выхода из них только сегодня приобретает должную значимость.

Целью данной работы является исследование финансового управления на конкретном хозяйствующем субъекте с определением степени подверженности кризису, а также выработка системы мероприятий по нейтрализации влияния последствий кризиса и его самого.

Достижение цели потребует выполнения рядазадач:

рассмотрение правовых основ антикризисного управления;

теоретическое рассмотрение основ антикризисного управления;

диагностирование банкротства и оценка финансового состояния ООО «Авиком»;

рассмотрение антикризисных мер в деятельности ООО «Авиком».

Объектом исследования данной курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Авиком», как предприятия функционирующего в условиях мирового финансового кризиса. Реакцией на кризис становится антикризисное финансовое управление, рассмотрение которого и является предметом данной работы.

В ходе решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, метод классификации, расчетный метод. В последнее время появляется множество статей и монографий на русском языке посвященных антикризисному управлению. В книгах по общему управлению финансами, например И.А. Бланк «Основы финансового менеджмента», антикризисному управлению отводят целые главы.


. Теоретические основы антикризисного управления


.1 Сущность, роль и задачи антикризисного управления


Антикризисное управление проводится в предвидении возможного кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие организации.

Кризис предприятия - обусловлен нехваткой собственного капитала, растущими долговыми обязательствами; некомпетентностью руководства предприятия, не умеющего своевременно распознать и устранить причины кризиса; внешними причинами - неустойчивостью финансового рынка. Показатель кризиса предприятия - его неплатежеспособность.

Антикризисное управление - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию - должнику. Антикризисное управление отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.

Всю совокупность процедур, применяемых к предприятиям - должникам, можно разделить на две основные группы: реорганизационные и ликвидационные.

К реорганизационным процедурам относятся:

внешнее управление имуществом;

Под внешним управлением имуществом предприятия - должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредиторами и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием - должником арбитражному управляющему.

Санация (оздоровление) - это такая процедура, когда собственником предприятия, кредитором или другим заинтересованным лицом оказывается финансовая помощь предприятию - должнику

Цели и задачи антикризисного управления:

Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.

Воспрепятствование опасным факторам кризиса.

Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).

Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии.

Ослабление негативных последствий кризиса.

Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К социально-экономическим системам - объектам антикризисного управления - относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.

Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства - арбитражные управляющие).

Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Проблемы, решаемые в рамках антикризисного управления, классифицируются следующим образом. По стадии развития кризиса:

распознавание кризисной ситуации;

предотвращение кризиса;

обеспечение жизнедеятельности в кризисной ситуации;

обеспечение выхода из кризиса;

ликвидация последствий кризиса.

По направлениям применяемых антикризисных мер:

методологические;

финансово-экономические;

организационные;

правовые;

социально-психологические;

конфликтологические.

По технологиям управления:

поиск информации (обеспечение ее достоверности);

разработка вариантов и моделей поведения организации;

анализ и оценка кризисной ситуации (тип, глубина, последствия);

разработка антикризисных управленческих решений.

По применяемому инструментарию:

маркетинг (в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов);

санация или реструктуризация кризисной организации;

антикризисная инвестиционная, инновационная политика;

селекция (отбор) персонала;

управление конфликтами.

Главная задача реорганизационных процедур - обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и обеспечить нормальное его функционирование.

К ликвидационным процедурам относятся:

принудительная ликвидация предприятия - должника по решению арбитражного суда;

добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятий - должников осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется ликвидируемое имущество должника, распределяемое между кредиторами в порядке очередности.

Процедуры, предусмотренные в процессе банкротства, целесообразно определить как антикризисные процедуры. В таком случае собственно процедуры банкротства будут выступать как составная часть антикризисных процедур.

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий - должников называется антикризисным процессом.

Антикризисный процесс в условиях рыночной экономики - это управляемый процесс. Возникновение кризисных ситуаций следует рассматривать как некую общую закономерность. Эта закономерность тесно связана с определенным характером жизненного цикла предприятия.

Характерной особенностью является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Однако реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия.


1.2 Методы антикризисного управления


К методам антикризисного управления относят весь арсенал методологических инструментов, включающий комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению (рис. 1).

Рис. 1 - Методы антикризисного управления


Основные методы преодоления финансового кризиса в организации включают следующее:

сокращение затрат;

Методы диагностики кризиса в организации представлены на рис. 2.

Инструменты диагностирования кризисного состояния, такие как: статистика, моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговые исследования и т.д., применяются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления. Системный анализ сигналов о возможных изменениях состояния и конкурентного статуса фирмы позволяет рассматривать в совокупности целый ряд параметров, которые служат индикаторами кризисных явлений, нарастания угроз выполнению миссии фирмы, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей организации. Данная методика является эффективной на этапах раннего диагностирования кризисов, когда ставится цель предупредить их возникновение, не допустить дальнейшего ухудшения показателей деятельности.


Рис. 2 - Диагностические методы антикризисного управления


К группам показателей (сигналов о нарастании угроз), которые помогают определить возможные негативные тенденции, препятствующие выполнению стратегических целей организации, относятся

1.Падение величины спроса на товары фирмы, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары фирм-конкурентов

2.Свертывание производства родственных отраслей, стагнация их научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслей инфраструктуры

.Ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса организации, активное «переключение» покупателей на товар-заменитель, ценовые войны

.Случайные явления: расположение фирмы в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами

.Ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий

.Неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен.

.Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери.

.Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствие потенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, не позволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколение продукции фирмы.

.Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.

.Отсутствие гибкости организационной структуры: ее застой и ориентированность на исполнение функций, бюрократизация.

.Финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.

В практике предприятий часто используются методы анализа, которые позволяют с минимальными затратами сделать оценку рисков, финансового состояния, прогнозировать будущие тенденции развития.

Чтобы определить риски, можно использовать следующие методы:

1.Статистический метод, в котором изучается статистика потерь и прибылей предприятия, устанавливается величина и частота получения экономической отдачи, а затем составляется прогноз на будущее. Под отдачей понимается экономическая рентабельность и эффективность затрат (инвестиций), которая рассчитывается как отношение прибыли к расходам, необходимым для ее получения.

2.Экспертный метод - это метод экспертных оценок членов антикризисной команды, в которую могут войти независимые аудиторы, консультанты по бизнесу и другие эксперты. Созданная аналитическая группа устанавливает причины, приведшие компанию к существующему плачевному состоянию, определяет пути выхода из кризиса

Для оценки текущего состояния предприятия используются современные инструменты финансового анализа:

горизонтальный и вертикальный виды анализа,

расчет финансовых коэффициентов,

анализ ликвидности баланса,

экспресс-анализ общей направленности финансово-хозяйственной деятельности,

оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.

Основные методы преодоления финансового кризиса в организации включают:

сокращение затрат;

увеличение поступления денежных средств в организацию;

проведение реструктуризации кредиторской задолженности;

определение стратегии развития организации;

проведение реорганизации или реструктуризации предприятия.


1.3 Правовое регулирование организаций банкротов


В настоящее время общая процедура банкротства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц регламентируется и критерии несостоятельности определяются федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Для возбуждения дела о банкротстве необходимо, чтобы должник (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) обладал признаками банкрота. Для предпринимателя такими признаками является неудовлетворение указанных в законе требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества и должна быть более 10 000 рублей. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом или самим должником.

В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

наблюдение (продолжительность - не более семи месяцев).

Наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления кредиторов к производству или по результату рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Основное содержание наблюдения:

обеспечения сохранности имущества;

составления реестра требования кредиторов;

проведения первого собрания кредиторов.

Также приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; запрещается выдел доли одного из дольщиков юридического лица; назначается временный управляющий; запрещается принятие органами юридического лица решение о банкротстве юридического лица.

финансовое оздоровление (продолжительность - не более двух лет).

Финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства должника или иных лиц, круг которых определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду.

Указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

внешнее управление (продолжительность - не более 18 месяцев; возможно продление не более чем на шесть месяцев). Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия. Внешнее управление вводится на основании собрания кредиторов

конкурсное производство (продолжительность - шесть месяцев с принятия решения о признании должника банкротом; может неоднократно продлеваться на срок до шести месяцев) Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; поиска и аккумулирования имущества должника, ликвидации организации.

мировое соглашение. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание кредиторов и, при определённых условиях, комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр требований кредиторов должника.

Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица, либо удовлетворением требований кредиторов.

Преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство в Российской Федерации являются преступлениями.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет понятие арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 Арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим федеральным законом.

Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями, имеющее лицензию на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего и зарегистрированное при этом суде в качестве арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

созывать собрание кредиторов и комитета кредиторов;

обращаться в арбитражный суд;

получать из средств должника вознаграждение за свою деятельность;

привлекать других лиц для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе с оплатой ох деятельности из средств должника;

подавать заявления в суд о досрочном прекращении своих полномочий.

Арбитражный управляющий обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника;

анализировать, финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках

рассматривать заявленные требования кредиторов.

В зависимости от применяемой судом процедуры банкротства, объем прав арбитражного управляющего может увеличиваться.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, содержащихся не только в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», но и в некоторых других нормативных правовых актах.

Гражданский кодекс РФ, который установил общие принципы несостоятельности (ст. 65), а также используемую с особенностями в процедурах банкротства очередность удовлетворения требований (ст. 855), основные условия ответственности участников (учредителей) должника в связи с банкротством (ст. 56 и ст. 95 для товарищества на вере в случае банкротства одного из товарищей, ст. 105 для случаев банкротства дочерних организаций); особенности распределения имущества при банкротстве организаций отдельных категорий (например, ст. 86 по поводу банкротства товарищества на вере).

По вопросам процедур несостоятельности АПК РФ и Закон «127-ФЗ наиболее взаимосвязаны, поскольку в процедурах несостоятельности на равных применяются как нормы АПК РФ, так и нормы Закона «О несостоятельности…». Особенно это касается сроков вступления в силу и обжалования решений и определений суда по делу о банкротстве. АПК и Закон также четко разграничили вопросы, которые рассматриваются в процедуре дела о банкротстве и вопросы связанные с должником, но рассматриваемые вне дела о банкротстве. Но при этом, Закон о банкротстве устанавливает особенности исполнения исполнительных документов выданных по решениям вне процедуры банкротства (например, дела об истребовании имущества у должника рассматриваются вне рамок дела о банкротстве, но исполняются с учетом норм Закона о банкротстве.

Значительное количество норм относящихся к регулированию процессов несостоятельности находится и в других законах.

К ним относится законы и подзаконные акты регулирующие: корпоративные отношения в организациях - должниках, бухгалтерский учет; регистрацию имущества и сделок; регистрацию процедур ликвидации должника; архивное дело; бюджетные отношения; аудиторскую и оценочную деятельность; и др.

Кроме того, многие нормы ГК РФ, хоть и не затрагивающие непосредственно вопросы банкротства, имеют определяющее значение для решения целого ряда ключевых вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц. Это положения, регулирующие, например, организационно-правовые формы юридических лиц; право собственности и иные вещные права; обязательственные правоотношения; вопросы ответственности за нарушения обязательств; порядок заключения, изменения и расторжения договоров и другие.

Помимо вышеназванных законов к правоотношениям по несостоятельности (банкротству) применяются и нормы иных кодифицированных актов и законов. Среди них можно выделить: ст. 195-197 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную ответственность за Неправомерные действия при банкротстве; Преднамеренное банкротство; Фиктивное банкротство; Арбитражно-процессуальный кодекс, ст. 28 которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.


2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Авиком»


.1 Организационно-правовая характеристика


В соответствии с Уставом полное наименование предприятия ООО «Авиком». Учредителями являются работники предприятия. Предприятие введено в эксплуатацию в октябре 1992 года, является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность по принципам хозяйственного расчета и имеет самостоятельный баланс, расчётный счет. Промышленность - лёгкая, отрасль производства - швейная. Организационно-правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Среднесписочная численность кадров - 276 человека.

Производственные мощности ООО «Авиком» рассчитаны на выпуск швейных изделий объёмом до 25 тыс. шт. в месяц. Производство осуществляется на 11 производственных линиях в 2-х линейных цехах.

Основными видами деятельности предприятия являются: пошив одежды а также производство товаров народного потребления, коммерческая и посредническая деятельность, оказание услуг населению.

ООО «Авиком» выпускает женскую, мужскую и детскую одежду, постельное белье, специальную одежду. Предприятие имеет отработанную технологию пошива одежды и выпуска готовых изделий детского и взрослого ассортимента.

Хозяйственная деятельность предприятия складывается из непрерывных взаимосвязанных процессов: снабжения, производства продукции и ее сбыта.

Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. Прибыль, остающаяся после удержания налогов и прочих платежей в бюджет, поступает в распоряжение предприятия.

Миссия ООО «Авиком» - производство и реализация одежды, доступной широкому кругу потребителей с различным достатком.

ООО «Авиком» занимает общую площадь 8845 кв. м с площадью застройки 3181 кв. м. Производственная площадь основного производства 2095 кв. м, вспомогательного производства 317 кв. м, служебно-бытовых помещений 212 кв. м. Уставный капитал составляет 3687781 р., активы на конец 2012 г. составляют 9660762 р.

Ассортимент продукции весьма разнообразен. (см. таблицу 2.1). В основном упор делается на женскую одежду.


Таблица 1 - Ассортимент основной продукции

НаименованиеЕдиницы измерениягодОтклонение 2012/2010201020112012Абсолютное т.штОтносительное, %Выпуск в натуральном выражениит.шт275,5276,5278,531,08блузыт.шт68,56560-8,5-12,4сорочкит.шт1,5-1,5-брюкит.шт38,54035-3,5-9,09куртки, пиджакит.шт59606011,69пальтот.шт44,584100юбкит.шт79,57575-4,5-5,6платьят.шт107,57,5-2,5-25Детский ассортиментт.шт14,510,510,5-4-27,5

Данные анализа ассортимента показывают, что основное увеличение объема выпускаемой продукции произошло за счет верхней одежды: пальто на 100%, курткам, по остальным наименованиям произошло существенное снижение объемов производства: по детскому ассортименту на 27, 5%, по платьям на 25%.

В составе ООО «Авиком» верхнее управленческое звено представлено общим собранием собственников и генеральным директором. Среднее звено представлено отделом технического контроля и службами: службой управления финансами и бухгалтерским учётом, службой управления производством, службой экономики и внешних связей, службой управления персоналом. В разрезе служб функционирую отделы и цеха. Функционирование каждой из служб опирается на соответствующие нормативные документы, разработанные внутри предприятия.

Штатное расписание ООО «Авиком» приведем в таблице 3


Таблица 3-Штатное расписание ООО «Авиком»

№ОтделДолжностьКол-во, чел.Средняя з/плата, тыс. рубСредний возраст, летПол1Управление фирмойДиректор13345МНачальник производства12147МНачальник АХО12046М2Финансово-экономическийГлавный бухгалтер12240ЖБухгалтер21626Ж3Производство и технологияИнженер-технолог31739МСт. мастер41549ЖМастер81547ЖЗакройщик121546ЖШвея2101349ЖРезчик41245МЛекальщик41244ЖНаладчик41742М4Снабжение, сбытЗав.отделом снабжения11840МТехник - оператор склад. учета31543М5Рабочие-сдельщикиСлесарь-ремонтник31248МЭлектромонтер31024МПлотник21031МСантехник21022М6Вспомогательные рабочиеОхранник41029МУборщица3654Ж

В 2012 году численность персонала составила 276 человек, из них 12 - с в/о, что составляет 8%. Этот показатель увеличился по сравнению с 2010 годом на 2%. Кадры предприятия составляют 10% мужчин и 90% женщин. На предприятии существует система мотивации персонала. Используются 2 системы оплаты труда: сдельно-премиальная и повременно-премиальная.

Для ООО «Авиком» характерен линейный тип структуры управления, но здесь при каждом звене руководства создается подразделение, специализирующееся на выполнении отдельных функций.


2.2 Экономическая характеристика ООО «Авиком»


Анализ основных экономических показателей за 2010-2012 гг. показал, что по всем экономическим показателям наблюдается устойчивый экономический рост, увеличение выручки на 401454 руб. (18%). при более низком темпе роста себестоимости (12%) повлияло на увеличение прибыли, чистая прибыль за анализируемый период увеличилась на 43763 руб.


Таблица 4-Основные экономические показатели деятельности ООО «Авиком» за 2010-2012 гг.

Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Абсолютные отклонения 2012 г. к 2010 г.Темп роста (снижения) 2012 г. к 2010 г., %Выручка от продаж, руб.22153227215042652616748140145418Полная себестоимость, руб.214458182047855524027890258207212Прибыль до налогообложения, руб.35834401259053854704152Чистая прибыль, руб.28667321007243043763152Среднегодовая стоимость основных средств, руб.491102648703664362585-548441-11Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.458388039970834214465-369416-8Среднесписочная численность персонала, чел.284270276-8-3Производительность труда, тыс. руб./чел.7800479645948091680521Фондоотдача, руб./руб4,54,45,91,431Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, количество оборотов4,85,46,21,429Период оборачиваемости оборотных средств, дни756758-17-22,6Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб.0,960,950,92-0,04-4Рентабельность продаж, %0,161,80,30,1487

Наблюдается снижение стоимости активов предприятия, так основные средства сократились на 548441 руб., а снижение оборотных средств составило 369416 руб.

Однако при этом повышается эффективность использования активов предприятия. Увеличилась производительность труда на 21%, оборачиваемость оборотных средств возросла на 29%, период оборачиваемости сократился на 17 дней. При этом показатели рентабельности находятся на очень низком уровне, что говорит о неэффективной отдаче работающего капитала.


3. Анализ финансовых показателей и направления антикризисного управления ООО «Авиком»


.1 Оценка финансового состояния предприятия


Баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках являются основой для проведения расчётов и многостороннего анализа финансовой деятельности ООО «Авиком».

Основным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности. По этому признаку все активы подразделяются на долгосрочные (основной капитал) и текущие (оборотные) активы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Какие бывают механизмы и методы антикризисного менеджмента? Как осуществляется антикризисное управление предприятием? Где заказать услуги антикризисного управляющего?

Вот вам вполне типичная ситуация. Закончился очередной финансовый год. Отчетность предприятия сформирована и сдана. Однако проблем после этого не убавилось, а наоборот.

Нужно платить налоги, кредиторская задолженность растет, стали появляться просрочки по банковским кредитам, зарплата у персонала ниже средней по отрасли, поставщики отказывают в отсрочке платежей. Картина, прямо скажем, печальная, налицо кризис.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Самое главное - вовремя найти правильное решение!

Я, Алла Просюкова, расскажу сегодня об одном эффективном способе преодоления всех этих проблем в компании - антикризисном управлении .

Даже если у вашей компании нет проблем, бизнес процветает, основы антикризисного управления не помешают. Как говорится: «Предупрежден - значит вооружен» !

Итак, приступим!

1. Что такое антикризисное управление и на что оно направлено

Предлагаю с самого начала определиться с основным понятием темы.

Процедуры, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности компании, позволяющие вывести её из кризисного состояния.

Основные задачи такого управления:

  • профилактика негативных ситуаций на предприятии;
  • распознавание кризисов;
  • преодоление их последствий;
  • смягчения кризисных процессов.

Антикризисный менеджмент востребован как во время кризиса, так и в профилактических целях.

Профилактическое направление включает в себя:

  • мониторинг деятельности компании;
  • своевременное выявление негативных процессов;
  • оценка работы подразделений фирмы;
  • разработка комплекс мероприятий по предотвращению кризисных явлений.

Управление во время кризиса предполагает:

  • стабилизацию финансового состояния предприятия;
  • увеличение объема реализации продукции;
  • оптимизацию расходов компании;
  • повышение прибылей;
  • решение внутренних конфликтов.

2. Какие бывают методы антикризисного управления - 5 основных методов

Любое управление предполагает использование целого комплекса различных процедур. Антикризисное - не исключение.

Предлагаю познакомиться с наиболее востребованными методами.

Метод 1. Сокращение затрат

Во время кризиса предприятие, как правило, испытывает финансовые трудности. В этом случае оправдано применение такого метода антикризисного управления, как сокращение затрат.

Затраты уменьшают за счет сведения на нет расходов, не относящихся к основной деятельности фирмы, оптимизации расходов на персонал и т.д.

Пример

Ярким примером этого метода может стать кризис 2009 года в компании «Форд». Проблемы у автоконцерна на тот момент наблюдались по всем фронтам.

Наиболее важными считались:

  • системный экономический кризис;
  • перекупка части акций конкурентами;
  • внутренние конфликты;
  • снижение доверия потребителей.

Основные из них были связаны с забастовками персонала, требовавшего повышения зарплаты на 30%. Компания же не могла себе позволить ее рост даже на 15%.

На этот момент перед менеджментом стояла задача сокращения затрат предприятия, в том числе расходов на персонал.

Руководство приняло следующие решения: сократить количество сотрудников на 1200 человек, урезать премиальный фонд, снизить выплаты акционерам.

Подобные мероприятия в комплексе с сокращением модельного ряда выпускаемых автомобилей позволили успешно преодолеть кризис.

Метод 2. Создание оптимальной отчетности

Для деятельности кризисного предприятия особое значение приобретает формирование оптимальной отчетности, то есть , способной объективно отразить состояние дел компании.

За её основу необходимо взять анализ движения денежных средств и рентабельности проблемной фирмы.

Метод 3. Реорганизация структуры компании

Антикризисный менеджмент использует реорганизацию фирм в форме выделения и/или разделения. Этот метод позволяет финансово стабилизировать положение компании, предотвратить потери её рыночной стоимости, диверсифицировать капитал.

Метод 4. Увеличение поступления денежных средств

Увеличение денежных средств делает возможным проведение антикризисных мероприятий. Здесь важно правильно определить приоритетные способы роста денежного потока предприятия.

Выбор способов достаточно широк, подробнее мы рассмотрим их ниже.

Метод 5. Определение стратегии развития организации

Анализ деятельности кризисной фирмы служит основой для разработки антикризисной стратегии. Такая стратегия меняется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения предприятия.

Важно учитывать их все. Только при таком подходе антикризисный менеджмент будет эффективным.

Определение антикризисной стратегии условно можно поделить на 3 этапа:

  1. Всесторонняя диагностика фирмы;
  2. Корректировка целей и миссии компании на основе полученных результатов.
  3. Выбор альтернативной стратегии, способной вывести предприятие из кризисной ситуации.

3. Как вывести предприятие из кризиса - 6 важных этапов

Сложная обстановка в экономике, международные санкции, высокий курс валют осложняют деятельность практически любого российского предприятия.

Чтобы не допустить развития кризиса, необходимо знать основные этапы вывода компании из создавшейся ситуации.

Этап 1. Определение кризисного эпицентра

Вывод компании из кризиса необходимо начинать с определения участка в ее деятельности, ставшего отправной точкой. Это может быть неконтролируемый рост производственных затрат, ухудшение качества продукции, несоблюдение договорных отношений, рост дебиторки и т. п.

Только точное определение эпицентра кризиса позволит разработать действенные антикризисные мероприятия.

Этап 2. Работа с персоналом

Управление персоналом в условиях финансовых трудностей у компании - важнейшая составляющая антикризисного управления.

В такой ситуации необходимо провести мероприятия, представленные в таблице:

Мероприятие Содержание
1 Оптимизация численности и структуры персонала Пересмотр штатного расписания, формирование новых должностных инструкций, отказ от услуг сотрудников, выполняющих незначительные операции (обязанности), работающих по совместительству и т. п.
2 Информационное обеспечение Коллектив должен быть в курсе реального положения дел в компании - отсутствие информации порождает слухи и дестабилизирует обстановку
3 Создание в коллективе благоприятного микроклимата Устранение недопонимания, несогласия в коллективе и любых других ситуаций, способных привести к конфликтам
4 Обучение персонала Переобучение работников в соответствие с новыми кризисными условиями и требованиями

Практика показывает, что такие действия способны настроить коллектив на решение новых стратегических задач.

Этап 3. Снижение затрат

Снижение затрат должно быть разумным. Очень плохо, когда эта процедура негативно влияет на качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг.

Обычно снижение затрат проводить за счет:

  • снижения материальных расходов (покупка более дешевого сырья и комплектующих, применение ресурсосберегающих технологий, заключение договоров с местными поставщиками);
  • уменьшения финансирования на научно-исследовательские разработки;
  • сокращения оплаты труда;
  • регулирования ассортимента;
  • затрат на административно-хозяйственные нужды и пр.

С помощью профессионального необходимо проанализировать постатейно все затраты. Обязательно выявятся позиции, которые можно сократить или оптимизировать.

Этап 4. Стимулирование продаж

Способов стимулирования продаж много. Конкретный выбор зависит от вида деятельности компании.

Так, если стимулировать продажи необходимо у торговых предприятий, то применимы распродажи, акции.

Если стимулируем продажи предприятия-производителя, то это рассылка коммерческих предложений по базе потенциальных клиентов, скидочные карты, комплексные решения по обслуживанию клиентов, использование crm-систем для обработки клиентских заявок.

Этап 5. Оптимизация денежных потоков

Компания оптимизирует денежные потоки при помощи целого ряда мероприятий.

Вот некоторые из них:

  • ежедневная сверка баланса наличия денежных средств;
  • формирование реестра платежей;
  • повышение внереализационных доходов за счет продажи неиспользуемых оборудования, материалов и т.п.;
  • скидки покупателям, приобретающим продукцию за наличный расчет;
  • сокращение срока товарного кредита;
  • повышение продаж;
  • консервация неиспользуемых основных средств (позволит снизить налог на имущество).

Этап 6. Реструктуризация кредиторской задолженности

Одна из важных стадий антикризисного управления - реструктуризация существующей задолженности перед кредиторами.

Это можно сделать, переуступив свою дебиторскую задолженность кредиторам предприятия. Плюсом такого способа служит снижение затрат на обслуживание кредиторки, при этом нет необходимости отвлечения средств.

Также используются:

  • рассрочка;
  • обмен задолженности на ценные бумаги;
  • списание долга.

4. Кто предоставляет услуги по антикризисному управлению - обзор ТОП-3 компаний

Антикризисное управление - процесс сложный. Эффективность сильно зависит от специалистов, занятых разработкой и внедрением необходимых процедур и процессов.

Предлагаю познакомиться с подборкой компаний, профессионально занимающихся антикризисным управлением.

Московская компания «Навигатор-Консалт», образованная в 2003, специализируется по трем направлениям: аудит, консалтинг и оценка.

Подробности об основных направлениях деятельности ООО «Навигатор-Консалт» представлены в таблице:

Все аудиторы и оценщики компании имеют квалификационные аттестаты и сертификаты, большой профильный опыт. Профессиональная ответственность сотрудников застрахована в «Альфа- страховании».

Компания специализируется в сфере ресторанного консалтинга.

Основные услуги:

  • сопровождение деятельности заведений;
  • дизайн;
  • проектирование и строительство;
  • антикризисное управление;
  • аудит ресторанов;
  • брокерские услуги.

Профессиональная команда «RESTCONSALT» на основе глубокого, всестороннего анализа способна разработать стратегию, повышающую эффективность и прибыльность любого заведения общепита.

«БизнесХелпер» оказывает своим клиентам бизнес-помощь и предлагает услуги в сфере управленческого консалтинга. Свою деятельность фирма ведет во всех регионах РФ.

Преимущества компании:

  • работает на результат;
  • индивидуальные решения для каждого клиента;
  • глубокая диагностика организации с учетом специфических особенностей;
  • все сотрудники - практики с большим опытом в своей области.

5. Как увеличить устойчивость предприятия к кризису - 3 полезных совета

Болезнь легче предупредить, нежели лечить. Эта прописная истина известна всем. Актуальна она и для «здоровья» предприятий и организаций. Ведь кризис компании - это тоже своего рода болезнь. А, значит, следует проводить профилактические мероприятия, позволяющие не допустить ее развития.

Как это сделать? Читайте мои советы.

Совет 1. Периодически проводите диагностику кризисных явлений на предприятии

В силу моей основной профессии мне часто приходится сталкиваться с документацией различных фирм. Так вот у многих управленческая отчетность находится в плачевном состоянии.

Даже если она и ведётся, то ее данные не анализируются, либо анализируются поверхностно. Аналогичная ситуация складывается и с бухотчетностью. Естественно, в такой ситуации упускаются важные признаки назревающего кризиса.

Мой совет: не пренебрегайте анализом всех видов отчетности! Это позволит заблаговременно проводить диагностику кризисных явлений предприятия, своевременно принимать необходимые меры.

Совет 2. Воспользуйтесь услугами антикризисного управляющего

Если кризис на пороге, то лучше не пытаться бороться с ним в одиночку. Пригласите специалиста - антикризисного управляющего. Его услуги полезны не только в пик кризиса, но и при первых признаках напряженности в работе компании.

Управляющий проведет всесторонний SWOT-анализ, разработает план мероприятий, позволяющий избежать катаклизма и крупных потерь, оптимизирует денежные потоки и затраты.

Совет 3. Не затягивайте с применением антикризисных механизмов

При первых симптомах наступающего кризиса следует сразу же применять антикризисные меры. Не следует ждать, что «само рассосется» .