Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жанр капитанской дочки повесть или роман. Жанр и художественная идея романа «Капитанская дочка

Жанр капитанской дочки повесть или роман. Жанр и художественная идея романа «Капитанская дочка

Жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» сложно определить однозначно: отдельные исследователи полагают, что это повесть, другие, напротив, определяют его как роман. Сам автор считал, что «Капитанская дочка» - это описание исторической эпохи в вымышленном повествовании. Однако указания на конкретный жанр такое определение не дает.

Итак, попробуем ответить на вопрос о том, «Капитанская дочка» - это роман или повесть.

Синтез жанров

Как известно, А. С. Пушкин работал в разных жанрах. Однако в этом произведении уровень его мастерства выходит за пределы нашего понимания. Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, «Капитанская дочка» - это роман или повесть.

Мнения исследователей творчества писателя противоречат друг другу. Достаточно сложно понять, что же такое «Капитанская дочка» - роман или повесть. Определив жанр произведения, мы встанем перед вопросом о его характере. Ведь роман и повесть могут быть любовными, историческими или семейными.

Итак, попробуем рассмотреть, как в этой книге проявляются признаки различных жанров.

«Капитанская дочка» - это повесть?

Большинство исследователей, которые определяют произведение как повесть, опираются в первую очередь на то, что оно очень небольшое по объему, и его события охватывают непродолжительный временной период. Те, кто разделяют данную точку зрения, также указывают на заурядность личности Петра Гринева и его окружения: такие персонажи не могут быть героями романа.

Действительно, данное произведение намного короче, чем привычные романы, написанные классиками. Однако перед нами снова встает вопрос о том, каков его характер, да и небольшой объем повествования все же не может исключать того, что это роман. Рассмотрим все возможные определения жанра.

Исторический характер произведения

Несомненно, «Капитанская дочка» - это роман или повесть исторической направленности. Пушкин рассказывает нам о периоде правления Екатерины Великой, а именно о событиях бунта во главе с Для написания «Капитанской дочки» автор проделал огромную работу: ознакомился с историческими документами, побеседовал с оставшимися в живых свидетелями того времени. Очень кропотливо писал Александр Сергеевич Пушкин повесть «Капитанская дочка». Краткое содержание произведения редко передает то, насколько точен автор при описании быта мелкопоместного дворянства, как выразительна речь Емельяна Пугачева, полная поговорок, иносказаний, характерных для казачества.

Однако, определив, что это произведение имеет историческую направленность, мы не можем ответить однозначно на вопрос о том, «Капитанская дочка» - все же повесть или роман.

Произведение воспитательного характера

Безусловно, «Капитанская дочка» имеет признаки произведения воспитательного характера.

В начале повествования молодой дворянин Гринев предстает перед нами этаким недорослем, дворянским сыночком, обласканным родителями. В конце книги перед ними - настоящий мужчина, который пережил многое и сильно изменился за короткий период времени. Он научился преодолевать опасности и с достоинством выходить из сложных ситуаций. Большую часть произведения Петр Гринев находится в дороге, что очень характерно для произведения воспитательного характера.

Итак, «Капитанская дочка» - роман или повесть воспитательной направленности?

«Капитанская дочка» - произведение о любви

Нельзя не отметить, что любовная линия, безусловно, присутствует в сюжете книги. Главный герой влюбляется в Машу Миронову, у него есть соперник - Швабрин. Однако тема любви не является главной, взаимоотношения Петра Гринева и Марии, скорее, служат фоном, на котором автор показывает, как меняется личность главного героя.

Психологическая составляющая произведения

Огромное значение А. С. Пушкин придает внутреннему миру главного персонажа, его переживаниям, чувствам, эмоциям. Именно Петра Гринева помогают нам понять причины тех или иных его поступков, оценить изменения его личности.

Мемуарная форма изложения отлично способствует тому, чтобы помочь читателю оценить, насколько меняется мировоззрение главного героя к концу произведения.

Итак, здесь можно сделать вывод, что данная книга описывает определенные исторические события, показывает главного героя, при этом повествование очень психологично и рассказывает нам трогательную историю любви.

Однако мы не ответили на главный вопрос: "Капитанская дочка" - это роман или повесть?"

Надо сказать, что, как и в случае с выяснением характера этого повествования, так и при определении его жанра нельзя сделать однозначный вывод. С одной стороны, «Капитанская дочка» - это в большей степени сосредоточение на довольно непродолжительном периоде жизни главного героя, что характеризует произведение как повесть. Однако судьбы героев этой книги связаны с историческими событиями, что характерно для романа. Кроме того, известно, что Пушкин написал «Капитанскую дочку» под впечатлением событий настоящего времени и попытался увидеть проблемы, объединявшие недавнее прошлое и настоящее, что также позволяет определить произведение как роман.

Стало быть, правильней называть «Капитанскую дочку» романом? Можно и повестью. Но только если учитывать, что повесть - это романное образование пусть и небольшой - «средней», как называют ее исследователи, формы. (Хотя, на мой взгляд, определяя тот или иной жанр, странно подходить к нему с портняцким сантиметром, или со школьной линейкой, или даже с современным инженерным калькулятором!)

  • «Пушкин писал: “Под словом “роман” разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”, подчеркивая тем самым эту синтетичность большой эпической формы и то, что в ней изображается именно сложный жизненный процесс - эпоха»”. Но разве в повествовании «Капитанской дочки» не развита историческая эпоха? Разве само это повествование не вымышлено? Выходит, что Л.И. Тимофеев сперва уверенно назвал «Капитанскую дочку» повестью, а потом опосредствованно - через пушкинское определение жанра - романом!
  • Убедительно? Но вот в том же пособии доходим до «большой эпической формы», которая «дает и ряд периодов, и ряд многосторонне показанных персонажей, что позволяет ей отразить наиболее сложные формы жизненных противоречий не в отдельном их проявлении в одном событии или в связи с одним характером, а в сложных взаимоотношениях людей». Доходим до жанрового определения: «Большую форму чаще всего называют романом». И вдруг:

    Так и пошло. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью, а первый пушкинский биограф П.В. Анненков - романом. Для Чернышевского пушкинское произведение - повесть, для А.М. Скабичевского - роман. Автор первого капитального труда о «Капитанской дочке» Н.И. Черняев уверенно называет ее романом, а современник Черняева, известный литературовед Ю.И. Айхенвальд, - повестью. М. Горький убежден, что Пушкин написал исторический роман, а В.Б. Шкловский - что повесть. Те же жанровые разночтения мы встретим и в трудах советских литературоведов. Так что совсем неудивительным окажется тот факт, что в двух изданиях «Капитанской дочки», вышедших в серии «Литературные памятники», пушкинское произведение названо романом, а комментарий М.И. Гиллельсона и И.Б. Мушиной, который мы уже здесь цитировали, называется «Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка’”».

    Иными словами, великий наш теоретик полностью подтвердил величайшего нашего практика: «новый опыт» современного взгляда на прошлое и есть вымысел художника, есть субъективное отношение творца к прошлому (в более широком смысле - ко времени, к эпохе), к известным и оттого неискажаемым историческим фактам.

  • «Обычно в новеллах, объединенных в один роман, не довольствуются общностью одного главного героя, а лица эпизодические также переходят из новеллы в новеллу (или, иначе говоря, отождествляются). Обычный прием в романической технике - эпизодические роли в отдельные моменты поручать лицу, уже использованному в романе (сравни роль Зурина в “Капитанской дочке”…)».
  • Вспомним пушкинское толкование романа, которое цитировал Л.И. Тимофеев. Дословно оно звучит так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». И сравним его с тем, что пишет о романе М.М. Бахтин: «Изображение прошлого в романе вовсе не предполагает модернизации этого прошлого. Напротив, подлинно объективное изображение прошлого как прошлого возможно только в романе. Современность с ее новым опытом остается в самой форме видения, в глубине, остроте, широте и живости этого видения…»

    А сколько сюжетных линий в «Капитанской дочке»? Кажется, впервые Н.Н. Страхов в статье, посвященной даже не пушкинскому произведению, а «Войне и миру» Л. Толстого, стал настаивать на одной только линии, на которую нанизан весь сюжет произведения Пушкина: «”Капитанская дочка” есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова». Заглавие статьи Г.П. Макогоненко «Исторический роман о народной войне» свидетельствует о другой - и тоже только одной! - сюжетной линии. Наконец, В.Г. Маранцман называет «Капитанскую дочку» «повестью о пугачевском мятеже».

    Кто же прав? Читаем в специальном исследовании:

      Б.В. Томашевский, называя малую форму повествовательного прозаического произведения новеллой, а большую - романом, оговаривался, что граница между ними не может быть твердо установлена: «Так в русской терминологии для повествования среднего размера часто присваивается наименование повести»14. Но в дальнейшем к повести не возвращается. Заложив новеллу в основу повествовательной прозы как единицу меры, он различает сборник новелл (например, приключения Шерлока Холмса) и новеллы, объединенные в роман. В последнем случае, по Б.В. Томашевскому, происходит отсечение концовок новелл, спутывание их мотивов, т.е. делается все для того, чтобы превратить новеллу из самостоятельного произведения в сюжетный элемент романа:

    Важен в конечном счете не размер, а количество сюжетных линий, развитых в повествовании. Если таких линий несколько, мы имеем дело с романом или (не будем ломать привычного, устоявшегося, но, по-моему, нелепого представления о связи жанра литературной вещи с ее объемом) с повестью - маленьким романом. Если одна, - перед нами рассказ или новелла (объяснять их различия выходит за рамки нашей авторской задачи).

    О роли Зурина в «Капитанской дочке» и о том, как ее понимает Б.В. Томашевский, у нас еще будет возможность поговорить подробней. А что до объединения новелл в роман, или, как еще выразился Б.В. Томашевский, к связыванию их там воедино, то, по справедливому замечанию комментатора книги Томашевского С.Н. Бройтмана, такое формалистическое объяснение жанра романа не принято современной наукой и давно ею отвергнуто. Еще в 20-х годах XX века о несостоятельности подобного объяснения жанровой природы романа писал выдающийся наш ученый М.М.Бахтин, чьи работы о романе и романном слове не утратили своей актуальности и сегодня.

    Сам Пушкин, направив сперва первую часть «Капитанской дочки» (конец сентября 1836 года), а потом и весь ее текст (октябрь 1836-го) цензору П.А. Корсакову, неизменно называет свое произведение романом. Но первый же отклик на только что напечатанную в «Современнике» «Капитанскую дочку», принадлежащий В.Ф. Одоевскому, зафиксировал, что приятель Пушкина воспринимает это произведение как повесть.

  • «Среднюю эпическую форму чаще всего называют повестью. В древней литературе термин “повесть” имел более широкий смысл, обозначая вообще повествование, например: “Повесть временных лет”. Повестью называют также “хронику” - произведение, представляющее собой изложение событий в хронологическом порядке: “Повесть о днях моей жизни” Вольнова. В начале XIX века термин “повесть” соответствовал тому, что теперь называют рассказом. Повесть (как средняя эпическая форма) отличается от рассказа тем, что дает ряд эпизодов, объединенных вокруг основного персонажа, составляющих уже период его жизни. Это уже иной тип жизненного процесса. В связи с этим повесть больше по объему, в нее входит более широкий круг персонажей; завязку, развязку, вершинный пункт (кульминацию) образуют уже более развитые события; персонажи, взаимодействующие с основным, более широко обрисованы. Примером повести может служить “Капитанская дочка” Пушкина, композиционно образующая ряд эпизодов из жизни Гринева, составляющих определенный период его жизни».
  • Контрольная работа

    по литературе (тест)

    Вариант 1.

    Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

    1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

    А. Роман

    Б. Историческая хроника

    В. Историческая повесть

    2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

    А. В 17 веке В. В 16 веке

    Б. В 18 веке Г. В начале 19 века

    3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

    А. С-Петербург Г. Белогорская крепость

    Б. Татищевая крепость Д. Оренбург

    В. Казань Е. Симбирск

    4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

    А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

    5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

    А. Рассказа Петра Гринёва автору

    Б. Мемуаров Петра Гринёва

    В. Рассказа Марьи Ивановны

    6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

    произведения: Василиса Андреевич

    Мария Кузьмич

    Иван Егоровна

    Пётр Ивановна

    Алексей Игнатьевич

    Иванович

    7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва

    Б. Буран

    В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

    Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы

    8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

    А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев

    9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

    А. Антитезы

    Б. Сопоставления

    В. Взаимодополнения

    10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

    А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

    11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

    А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

    12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя

    Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы

    1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства .

    2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

    1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва

    2) Широта натуры Б) Буран

    3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва

    4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

    5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

    6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

    7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в

    мятежной слободе

    3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

    А. Екатерина – Маша Миронова

    Б. Швабрин – Гринёв

    В. Пугачёв – Гринёв

    4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

    5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это :

    А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира

    6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7.

    7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

    Б. Они предопределяют участь героев

    В. Они придают занимательность сюжету

    Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века

    Контрольная работа

    по литературе (тест)

    Вариант 2.

    Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

    1. Отметить верное суждение.

    А. « Капитанская дочка » - историческая повесть

    Б. « Капитанская дочка » - мемуары

    В. « Капитанская дочка » - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

    2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

    А. В начале 18 века В. В середине 19 века

    Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века

    3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

    А. «Стрелялись мы»

    Б. «Береги честь смолоду»

    В. «Незваный гость хуже татарина»

    4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

    А. С-Петербург

    Б. Бердская слобода

    В Белогорская крепость

    Г. Симбирская губерния

    Д. Оренбургская губерния

    5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

    Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей

    6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.

    А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I

    Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II

    7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.

    А. Корнет В. Прапорщик

    Б. Поручик Г. Сержант

    8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению

    культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

    А. Семья Петра Гринёва

    Б. Семья капитана Миронова

    В. Швабрин

    9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»

    10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву

    11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

    А. Маши Мироновой Б. Василисы Егоровны В. Екатерины II Г.Анны Власьевны

    12 . « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок » - это портрет:

    А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина

    Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

    1. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это А. Единственный женский персонаж произведения Б. Идейный и художественный центр произведения В. Возлюбленная Петра Гринёва Г. Дочь погибшего русского офицера

    2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

    А. Гринёв Б. Швабрин

    1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

    3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

    А. Пугачёв – Гринёв

    Б. Гринёв – Швабрин

    В. Гринёв – Савельич

    4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

    А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

    Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

    В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

    5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

    А) экспозиция

    1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

    Б) завязка

    2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

    В) кульминация

    3) детство Петруши в родовом имении

    Г) развязка

    4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

    6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность

    7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей

    В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

    Правильные ответы

    Вариант 1.

    Уровень 1.

    1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

    2 . Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

    3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

    4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

    5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

    6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

    Василиса Егоровна

    Мария Ивановна

    Иван Иванович

    Иван Кузьмич

    Иван Игнатьевич

    Пётр Андреевич

    Алексей Иванович

    7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

    8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

    9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

    10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

    11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

    12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

    Уровень 2.

    1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

    2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

    1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

    2. Г Оценка – 2 балла

    3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

    4. Е Оценка – 1 балл

    5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

    6. Д

    7. В

    3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов

    Вариант 2.

    Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2 . Верный ответ: Г Оценка – 1 балл3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

    8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

    9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

    10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

    11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

    12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

    Уровень 2.

    1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

    А: 3, 6, 7

    Б: 1, 2, 4, 5

    3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 5.Верные соотношения: Оценка – 4 балла

    1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

    2. Г

    3. А

    4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

    7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. 2 »)

    От 15 до 20 баллов

    Тема усвоена удовлетворительно (« 3 »)

    От 21 до 26 баллов

    Тема усвоена хорошо (« 4 »)

    От 27 до 30 баллов

    Тема усвоена полностью (« 5 »)

    Максимальный балл - 30 баллов

    Тема усвоена отлично (« 5 »)

    Значение вклада А.С. Пушкина в российскую культуру сложно переоценить. Именно по этой причине изучению его творчества посвящено множество статей и монографий.

    Как известно, выдающийся русский писатель работал в разных жанрах. Он является автором романов, сказок, стихов.

    Жанр произведения «Капитанская дочка» нельзя определить однозначно. На это, как мы увидим в последующем, есть свои причины. Часть исследователей утверждает, другие определяют его как роман. Итак, попробуем понять, каков жанр произведения «Капитанская дочка».

    Почему необходимо определить жанр этого произведения

    Наиболее популярные суждения о жанре этой книги противоречат друг другу. Это касается в равной степени как определения основного жанра (повесть или роман), так и его особенностей. Проще сказать, если все же охарактеризовать это произведение как роман, то нужно понять, какой он: исторический, семейный, любовный.

    Итак, попробуем проанализировать, как в этой книге сочетаются признаки различных жанров. Также мы постараемся прийти к определенному заключению, которое позволит вам чувствовать себя более осведомленным, если кто-то вдруг попросит вас: «Укажите жанр произведения «Капитанская дочка».

    Понимание «Капитанской дочки» как повести

    Итак, нам необходимо понять, какой жанр произведения «Капитанская дочка». Постараемся разобраться, роман это или повесть. Исследователи, придерживающиеся первого мнения, исходят из того, что данное произведение небольшое по объему, охватывает непродолжительный период. Первым приверженцем этой точки зрения принято считать В.Г. Белинского, который находит Гринева и его окружение заурядным и бесцветным.

    Определение «Капитанской дочки» как романа воспитания

    «Капитанская дочка» может считаться своеобразным романом воспитания. Главный герой очень сильно меняется за сравнительно короткий период времени. Постоянно сталкиваясь с опасностями, Гринев учится преодолевать их. Согласно литературным традициям, присутствие авантюры в начале произведения и мотив дороги (символ характерны для романа воспитательного характера. Если вы заново пересмотрите произведение, то убедитесь, что большую часть времени главный герой находится в разъездах.

    Итак, жанр произведения «Капитанская дочка» Пушкина А.С. по праву можно определить как роман воспитания.

    Черты любовного романа в «Капитанской дочке»

    Нельзя не отметить, что в романе присутствует любовная интрига. Кроме того, у данного произведения есть неизменная черта такого жанра - любовный треугольник.

    Однако тема любви в произведении не является ведущей, хотя, несомненно, в нем показано зарождение чувства Петра и Маши, дуэль за возлюбленную, разлука, соединение Гринева и Марии в конце книги. Тем не менее любовная тема в книге, скорее, идет вторым планом. Она не является главной.

    Итак, жанр произведения «Капитанская дочка» нельзя определить как любовный роман, хотя тема любви в произведении присутствует.

    Исторический роман «Капитанская дочка»

    Значительная часть литературоведов определяют это произведение как «исторический роман». Действительно, оно посвящается конкретному историческому событию, а именно восстанию Емельяна Пугачёва. В произведении присутствуют исторические персонажи: Екатерина Великая и При написании романа Пушкин обращался к документам, беседовал с очевидцами того времени. Автору, безусловно, удалось передать атмосферу данного исторического периода.

    По этой причине, если есть задание "Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»", вполне можно ответить, что это исторический роман. Однако творение Пушкина отличается рядом особенностей от прочих произведений этого типа.

    Как отмечает Б.Томашевский, исследователь творчества писателя, Пушкин создал свой роман под впечатлением событий настоящего времени, стараясь увидеть и передать то, что объединяло две эпохи.

    Стоит отметить еще одну особенность этого произведения. Пушкин написал «Капитанскую дочку» в мемуарной форме. Главной причиной, по которой он решил вести повествование от лица Гринева, большинство исследователей считает желание обойти цензуру.

    В.И. Лаврецкая отмечает, что такая форма подачи помогла автору скрыть свое отношение к Также существует мнение, что Пушкин, применив мемуарный способ изложения, стремился показать противоречивую позицию Гринева. Это позволило писателю раскрыть сложность образа Емельяна Пугачева и подчеркнуть не только его беспощадность, но и благородство души.

    Третья причина, по которой автор выбирает мемуарную форму, как указывает Лотман, - это желание писателя показать исторических персонажей в обычной жизни. Например, он изображает императрицу дамой «в ночном чепце». Пугачев также показан автором в непринужденной обстановке.

    Жанр произведения «Капитанская дочка» не может быть повестью. Это роман, ведь в нем отображено фоном которого являются важные для России исторические события.

    Таким образом, произведение соединяет в себе признаки романа воспитательного свойства, романа о любви, исторического романа. Мемуарная форма придает этому произведению бытовой колорит.

    Раньше у школьников не возникало вопросов относительно того, к какому прозаическому жанру относится "Капитанская дочка". Это роман или повесть? "Конечно же, второе!" - так ответил бы любой подросток лет десять назад. Ведь в старых учебниках по литературе жанр "Капитанской дочки" (повесть или роман) не подвергался сомнению.

    В современном литературоведении

    Сегодня большинство исследователей полагает, что история о капитане Гриневе - это роман. Но в чем отличие этих двух жанров? "Капитанская дочка" - повесть или роман? Почему сам Пушкин назвал свое произведение повестью, а современные исследователи опровергли его утверждение? Для того чтобы ответить на эти вопросы, следует, прежде всего, разобраться в особенностях как повести, так и романа. Начнем с самой большой формы, которую может иметь прозаическое произведение.

    Роман

    Сегодня этот жанр является самым распространенным видом эпической литературы. Роман описывает существенный период из жизни героев. Персонажей в нем немало. Причем нередко в сюжете возникают совершенно неожиданные образы и, казалось бы, никакого влияния не оказывающие на общий ход событий. В действительности в настоящей литературе ничего лишнего быть не может. И довольно грубую ошибку совершает тот, кто читает "Войну и мир" и "Тихий Дон", пропуская главы, посвященные войне. Но вернемся к произведению "Капитанская дочка".
    Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о "Капитанской дочке". Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает "Капитанская дочка". "Это роман или повесть?" - отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

    История из жизни офицера

    Помещик Петр Гринев вспоминает свои младые годы. В юности он был наивен и даже несколько легкомыслен. Но события, которые ему пришлось пережить, - встреча с разбойником Пугачевым, знакомство с Машей Мироновой и ее родителями, предательство Швабрина - изменили его. О том, что честь нужно смолоду беречь, он знал. Но истинную цену этим словам понял лишь в конце своих злоключений. Личность главного героя претерпела значительные изменения. Перед нами - характерная особенность романа. Но почему же тогда так долго относили к другому жанру произведение "Капитанская дочка"?

    Повесть или роман?

    Отличий между этими жанрами не так много. Повесть - это своего рода промежуточное звено между романом и рассказом. В произведении малой прозы присутствует несколько персонажей, события охватывают небольшой временной отрезок. В повести персонажей больше, встречаются и второстепенные, которые не играют важной роли в основной сюжетной линии. В таком произведении автор не показывает героя в разные периоды его жизни (в детстве, отрочестве, юности). Итак, "Капитанская дочка" - это роман или повесть"? Пожалуй, второе.
    Повествование ведется от имени главного героя, который находится уже в преклонном возрасте. Но о жизни помещика Петра Андреевича почти ничего не сказано (лишь то, что он овдовел). Главный герой - юный офицер, но не тот немолодой дворянин, выступающий в роли рассказчика.
    События в произведении охватывают всего несколько лет. Стало быть, это повесть? Отнюдь. Как уже сказано выше, характерной чертой романа является развитие личности главного героя. А это в "Капитанской дочке" не просто присутствует. Это является главной темой. Ведь неслучайно мудрую русскую поговорку использовал в качестве эпиграфа Пушкин.

    "Капитанская дочка - это роман или повесть? Чтобы дать на этот вопрос наиболее точный ответ, следует знать основные факты из истории написания этого произведения.

    Книга о Пугачеве

    В тридцатые годы 19-го столетия большой популярностью в России пользовались романы Вальтера Скотта. Вдохновившись творчеством английского писателя, Пушкин задумал написать произведение, которое отражало бы события из истории России. Тема бунтарства давно привлекала Александра Сергеевича, о чем свидетельствует повесть "Дубровский". Однако история Пугачева - совершенно иное дело.
    Пушкин создал противоречивый образ. Пугачев в его книге не только самозванец и преступник, но и человек, не лишенный благородства. Однажды он встречает молодого офицера, и тот ему преподносит тулуп. Дело, конечно, не в подарке, а в отношении к Емельяну отпрыска благородного рода. Петр Гринев не выказал высокомерия, свойственного представителям его сословия. А затем, при захвате крепости, поступил как истинный дворянин.

    Как это нередко бывает у писателей, в процессе работы над произведением Пушкин несколько отошел от первоначального замысла. Изначально он планировал сделать главным героем Пугачева. Затем - офицера, перешедшего на сторону самозванца. Писатель скрупулезно собирал сведения о пугачевской эпохе. Он ездил на Южный Урал, где происходили основные события этого периода, и беседовал с очевидцами. Но позже писатель решил придать своему сочинению мемуарную форму, а в качестве главного героя ввел образ благородного молодого дворянина. Так родилось произведение "Капитанская дочка".

    Историческая повесть или исторический роман?

    Так все-таки, к какому жанру относится произведение Пушкина? В девятнадцатом веке повестью называли то, что сегодня принято называть рассказом. Понятие "роман" к тому времени, конечно, было известно русским литераторам. Но Пушкин все же назвал свое сочинение повестью. Если не анализировать произведение "Капитанская дочка", его, действительно, сложно назвать романом. Ведь этот жанр ассоциируется для многих со знаменитыми книгами Толстого, Достоевского. А все, что по объему меньше романов "Война и мир", "Идиот", "Анна Каренина", согласно общепринятому мнению, - повесть или рассказ.

    Но стоит сказать еще об одной особенности романа. В произведении этого жанра повествование не может быть сосредоточено на одном герое. В "Капитанской дочке" автор большое внимание уделил Пугачеву. Кроме того, ввел в сюжет и другую историческую личность - императрицу Екатерину II. А значит, "Капитанская дочка" - это исторический роман.