Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Зачем люди живут на земле? Зачем человек рождается и живет? Зачем человек живет на земле.

Зачем люди живут на земле? Зачем человек рождается и живет? Зачем человек живет на земле.

Где и когда был найден самый древний предок человека? Какое отношение имеют к людям неандертальцы денисовцы, дманисцы и хоббиты с острова Флорес? Откуда взялись тролли и великаны? Какую роль сыграло в человеческой эволюции вегетарианство? Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского «Достающее звено» отвечает на множество вопросов антропогенеза и ставит новые. Издание вышло в финал премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». публикует фрагмент текста.

Когда весной 1924 года южноафриканский преподаватель Раймонд Дарт вскрывал присланные ему ящики с окаменелостями, он уже ждал чего‐то необычного. Уже два года он собирал древние кости, которые шахтеры иногда случайно находили в разных рудниках Южной Африки. Но вряд ли Р. Дарт рассчитывал на то открытие, которое он сделал, вскрыв второй ящик. Везение палеонтолога - особого рода, оно связано с долгим трудом и тщательными поисками, часто растягивающимися на долгие годы. Эжен Дюбуа искал своего питекантропа тоже два года, Луис Лики работал в Олдувайском ущелье до первых важных находок 28 лет, а сколько археологов и антропологов так и не находят “свою” сенсацию! Так что череп, который обнаружил Р. Дарт поверх остальных окаменелостей, можно считать поистине подарком судьбы и наградой за неустанные изыскания. Находка эта тем более удивительна, что за все последующие годы в руднике Таунг, откуда были присланы ящики, не было найдено ни одной новой кости австралопитека. Впрочем, когда Р. Дарт осматривал удивительный череп, слова “австралопитек” еще не существовало, его придумал и ввел в научный оборот сам Р. Дарт, опубликовав пятистраничную статью в журнале Nature в следующем году (Dart, 1925). Многие ученые отнеслись тогда к открытию, мягко говоря, осторожно, такова уж особенность научного мышления. Следующие десять лет не принесли подтверждений значимости новооткрытого вида древних приматов. Но потом за поиски австралопитеков в других южноафриканских рудниках взялся зоолог Роберт Брум, и с тех пор окаменелости посыпались как из рога изобилия. Сокровищница разверзлась, и сенсационные находки с той поры и по сей день не прекращают радовать антропологов. Сейчас известно много сотен окаменевших останков австралопитеков из разных частей Африки, и мы знаем о них гораздо больше, чем о большинстве других древних животных.

Животных или людей? Австралопитеки - кто они, эти странные существа с телом человека и головой обезьяны? “Южные обезьяны”, как гласит их название (которое, кстати, никак не связано с Австралией, где никогда не было обезьян), или обезьянолюди, то самое пресловутое “недостающее звено”? Были ли они нашими предками или исчезли, не оставив потомков? А может, у разных австралопитеков была разная судьба?

Южноафриканские австралопитеки стали первыми известными науке, но они не были древнейшими из открытых на данный момент. Грацильные австралопитеки Восточной Африки имеют более солидный возраст. И конечно, самые известные и изученные из них...

Афарские австралопитеки Australopithecus afarensis - от них сохранились десятки отличных окаменелостей, а если считать изолированные зубы - то и сотни. Подавляющая часть находок сделана в Эфиопии, в пустыне Афар, в местности Хадар, но наиболее древние обнаружены в Ворансо-Милле, другие - в Лаэтоли в Танзании, Южном Таквиле в Кении, и самые молодые - в Омо в Эфиопии. Есть и другие местонахождения: Лотагам, Мака, Дикика, Кантис. Приблизительно с 4 млн лет назад палеонтологическая летопись становится достаточно полной и последовательной. Суммарно вид афарских австралопитеков существовал примерно с 3,6–3,8 до 2,9 млн лет назад, а возможно - даже до 2,3 млн лет назад.

Одно из древнейших местонахождений афарских австралопитеков - танзанийское Лаэтоли. Более того, нижняя челюсть LH 4, найденная тут в 1974 году, послужила голотипом - образцом для описания - всего вида (Johanson et al., 1978). Однако самой необычной и доселе непревзойденной находкой стала цепочка следов. 3,66 млн лет назад в Лаэтоли извергся вулкан. Пепел завалил все вокруг, после чего прошел дождь и равнина покрылась слоем грязи. Пробегавшие по ней зверюшки - от зайцев до саблезубых тигров и слонов - оставили пересекающиеся следовые дорожки. Оставили свое наследие и двуногие - рядом с ним нет никаких отпечатков рук. Грязь высохла, а вулкан после этого извергся еще разок, засыпав все сверху новым шлаком. И так следы ждали своего часа прямо под почвой танзанийской саванны вплоть до XX века, чтобы в 1978 году предстать перед изумленными взорами своих далеких потомков.

Сохранилось три цепочки следов австралопитеков. Первая - A - совсем короткая и редко вспоминаемая, к тому же ее следы странно широки, так что есть подозрение, что ее оставил вообще медведь (Tuttle, 2008). Неясно, правда, зачем ему было идти по саванне на двух ногах, да и костей медведей в Лаэтоли не найдено, но в принципе Agriotherium обитал в Эфиопии и Южной Африке.

Фото Herbert / Getty Images

Две главные цепочки - G - идут рядышком, при этом линия крупных следов - это на самом деле две дорожки, просто второй австралопитек ступал след в след первому. Отпечатки ног мелкого расположены слева от крупного. Поэтому часто упоминается, что это была семья - папа, мама и ребенок. Однако, судя по сохранности и различиям в четкости, следы, скорее всего, были оставлены в разное время, мелкий прошел тогда, когда грязь уже подсыхала, отчего его отпечатки оказались намного четче.

Вокруг следов с тех пор идет дискуссия: одни исследователи считают, что их оставили австралопитеки, другие указывают на обезьян или предполагают неведомых зверей, аки в Лукоморье. Дескать, известные кости стоп афарских австралопитеков неидеально соответствуют следам. Тут надо уточнить, что кости стоп найдены в Хадаре - в Эфиопии, а не в Кении - и они на полторы-две сотни тысяч лет моложе. Все же несомненно, что у существ, прошлепавших по вулканической грязи Лаэтоли, были развиты своды стопы, а большой палец был почти полностью прижат к остальным. На самом деле немножко он все же от прочих отстоял, но и у современных людей, всю жизнь ходящих босиком, большой палец может быть отведен довольно далеко, даже больше, чем у ходоков Лаэтоли. У шимпанзе следы совсем иные, скорее похожие на отпечатки нашей руки. Другое дело, что пальцы лаэтольцев были заметно завернуты внутрь, чего у современных людей практически никогда не бывает, то есть ноги были слегка “косопалые”, хотя и не косолапые.

Следы мелкие, рост существ был всего 1, 1,2 и 1,4 м - в самый раз австралопитечий. Несмотря на апокалиптическое извержение, разразившееся у них над головой, скорость существ была вполне прогулочной, около пяти километров в час. Основные показатели ходьбы в принципе не отличаются от современных, только шаг был слегка семенящий. С другой стороны, когда неподалеку из горы пышет пламя и валит дым, еще неизвестно, какими бы шагами пошли современные люди...

Наиболее известны австралопитеки Хадара, особенно скелет самки, получивший прозвище Люси. В горячий полдень 30 ноября 1974 года участники американо-французской экспедиции антрополог Дональд Джохансон и палеонтолог Том Грей уже собирались заканчивать поиски окаменелостей, но решили все же пройтись по одному из местных оврагов, который уже дважды тщательно осматривали другие исследователи, и... До настоящего времени этот скелет остается самым полным по сохранности из всех австралопитековых. Его датировка - 3,18 млн лет назад. Счастливые первооткрыватели всю ночь веселились, а над Хадаром разносились звуки битловской песни “Люси в небе с брильянтами” - так и возникло имя Люси. Другой скелет из Хадара, гораздо хуже сохранившийся, - AL 438–1.

Не менее удивительна находка так называемого “Первого семейства” AL 333 - две с половиной сотни костей от семнадцати австралопитеков, лежавших на небольшом участке склона, на которые буквально села жена французского кинооператора, приехавшая в Хадар без малейшего представления об ископаемых приматах. Девять взрослых, три подростка и пять детенышей, похоже, сидели себе спокойно в каком‐то овраге, когда их нежданно-негаданно накрыло наводнение от прошедшего дождя. Зря они собрались тут - не к добру это было! Для них. А для нас их беззаботность предоставила уникальный шанс изучить группу афарских австралопитеков. Правда, потом над останками поработали падальщики, так что до нас, к сожалению, дошли не семнадцать скелетов, а мешок огрызков, но лучшей коллекции все равно нигде больше нет.

В Хадаре найдены три почти целых черепа - самца AL 444–2, самки AL 822–1 и детеныша AL 333–105. Хватает и фрагментов, так что мы можем оценивать возрастную, половую и хронологическую изменчивость афаренсисов.

В 2006 году из эфиопского местонахождения Дикика с датировкой 3,3 млн лет назад описан почти целый череп и скелет маленькой трехлетней самочки (или уже девочки?) афарского австралопитека, названной дочкой Люси, или Селам. Теперь мы гораздо больше знаем о детях австралопитеков, особенностях их роста, а также пропорциях тела.

Природа австралопитеков двойственна: практически во всех костях сочетаются человеческие и обезьяньи признаки (отличные обзоры современных данных: Kimbel et Delezene, 2009; Ward et al., 2012). Череп афарских австралопитеков внешне похож на шимпанзиный: мозговая коробка вытянутая, с резко покатым лбом, не слишком большим надбровьем, зато со здоровенными гребнями для прикрепления жевательной мускулатуры, в том числе сагиттальным гребнем у самцов, с мощными, развернутыми в стороны скуловыми дугами; лицевой отдел большой, сильно уплощенный, а при взгляде сбоку даже вдавленный; верхняя челюсть выступает вперед, нижняя челюсть массивная, с огромной восходящей ветвью. Для афарских австралопитеков типична не слишком сильно, но все же развитая заклыковая мегадонтия - увеличение размеров моляров относительно челюсти. Пройдет еще миллион лет, и эта особенность выльется в появление парантропов с огромными челюстями и зубами. Слава изменчивости - не все австралопитеки ступили на этот заманчивый, но тупиковый путь; самые мелкозубые, не поддавшиеся на сладкую приманку вегетарианства, стали людьми.

Фото: Ульяна Соловьева / РИА Новости

При всей обезьяноподобности афарские австралопитеки имели два ключевых человеческих признака черепа: большое затылочное отверстие у них было явно смещено ближе к середине основания черепа, чем у обезьян, а клыки хотя и намного крупнее человеческих, все же не слишком выступали за линию прочих зубов. Диастема между клыком и премоляром на нижней челюсти обычно либо была маленькой, либо вообще отсутствовала, а первый нижний премоляр был уже почти симметричен, в отличие от ранних австралопитеков.

Очевидно, у австралопитеков с их маленькими клыками взаимоотношения в группах строились не на демонстрационной агрессии, а защищались они от хищников с помощью чего‐то еще, вероятно используя необработанные палки и камни. По всей видимости, здесь лежат истоки богатых возможностей человеческого общения - жестикуляции, выразительной мимики и, конечно же, речи. Вместе с тем и способность к использованию орудий труда стала следствием сочетания незащищенности и двуногости австралопитеков. Учитывая, что руки австралопитеков были “развязаны” прямохождением, способности к использованию орудий у них наверняка были развиты гораздо лучше, чем у современных шимпанзе. Впрочем, изготавливать каменные орудия они еще точно не умели, да и руки их не были к этому приспособлены, а посему нам остается только строить предположения на этот счет.

Объем мозга афарских австралопитеков не очень сильно отличался от типичного для шимпанзе - примерно 350–550 см3. Но все же в пересчете на массу тела австралопитеки оказываются более мозговитыми. Впрочем, форма австралопитекового мозга крайне мало отличается от обезьяньего.

Особенности посткраниального скелета позволяют без всякого сомнения говорить, что афарские австралопитеки были уже полностью прямоходящими. Это очевидно следует из особенностей строения таза, коленного и голеностопного суставов, стопы. То есть ниже головы это были уже почти совсем люди. Впрочем, почти - не значит совсем. Строго говоря, человечность в скелете афаренсисов, да и любых австралопитеков убывает снизу вверх: тогда как стопа, ноги и таз почти людские, руки и особенно голова - почти обезьяньи. Другими же словами - мы очеловечивались от ног к голове, можно сказать - от матушки-земли (какой простор открывается тут для псевдофилософских измышлений!).

Удивительно много понгидных черт сохранялось в строении позвоночника (хотя крестец весьма продвинут - прямохождение обязывает). Руки же больше прочих частей тела отставали в своем прогрессе. Так, лопатка Люси весьма понгидна, а у детеныша из Дикики больше всего напоминает лопатку гориллы, хотя и уклоняется в человеческую сторону. Руки афарских австралопитеков были заметно удлинены, хотя и не в такой степени, как у ардипитеков. Хотя плечевая, локтевая и лучевая кости имеют и прогрессивные черты, в их строении едва ли не больше признаков человекообразных обезьян, они были мощными и хорошо приспособленными для лазания по деревьям. В развитии дорзального гребня нижнего конца лучевой кости Люси многие антропологи усматривают след приспособления к костяшкохождению; впрочем, это скорее наследие анамских предков или специализация, вообще не связанная с локомоцией. Кисть афаренсисов больше похожа на человеческую общими пропорциями и многими частностями, но обезьяна кроется в деталях ее строения - укороченности большого пальца, сильном изгибе пястных и фаланг, суженности конечных фаланг. Хватает и специфических черт вроде увеличенных головки головчатой и крючка крючковидной костей. Чего не было, да и не могло быть у афарских австралопитеков, так это трудового комплекса кисти - и в этом она очевидно примитивна.

Вот что удалось афаренсисам на славу - так это таз. Он очень широкий и очень низкий; у Люси его пропорции оказываются даже более человеческими, чем у человека, за счет аллометрических закономерностей. Кости ног однозначно похожи на наши. Особенно знаменито “колено Джохансона” - фрагменты коленного сустава AL 129–1. По нему впервые было однозначно установлено прямохождение афарских гоминид. Но с тех пор появились десятки новых костей, в том числе, например, почти целая бедренная кость AL 827–1.

Стопа афарских австралопитеков известна по массе изолированных костей, судя по которым на ней были вполне развиты продольный и поперечный своды, а плюсневые кости соединены практически неподвижно (в частности, имелся контакт между основанием третьей плюсневой и промежуточной клиновидной костью). Большой палец стопы вряд ли был сильно оттопырен, уж точно не как у шимпанзе или ардипитека.

Рост афарских австралопитеков колебался от метра до полутора - практически универсальный размер вплоть до появления Homo ergaster. Интересно, что некоторые особи - видимо, самцы - были едва ли не в полтора раза крупнее других - очевидно, самок. Это предполагает резкий половой диморфизм по общим размерам тела - чуть ли не как у горилл, что явно противоречит ослабленному по размерам клыков. Как это понимать - непонятно. Не исключено, что мы несколько преувеличиваем уровень полового диморфизма, слишком много внимания уделяя крайним вариантам и недооценивая средние (Reno et al., 2003). Дискуссия на сей счет продолжается.

Образ жизни афарских австралопитеков, видимо, был непохож на известный у современных приматов. Жили австралопитеки маленькими группами, судя по “Первому семейству” - от десятка до двух особей. Днем австралопитеки кочевали по просторам Африки - саваннам и лесам, берегам рек и озер в поисках пропитания, а вечером забирались на деревья, как это делают современные шимпанзе. Питались они в основном растительной пищей.

По всей видимости, австралопитеки были способны перемещаться на довольно большие расстояния. Эта способность явилась одной из важнейших для дальнейшего расселения и эволюции человека, поскольку при миграциях гоминиды попадали в самые разнообразные экологические ниши. Это стало залогом пластичности современного человека и будущего завоевания мира.

Афарский австралопитек замечателен тем, что это ключевой вид для всего последующего разнообразия: поздние грацильные австралопитеки и локальные географические варианты, парантропы и варианты “ранних Homo” - все они произошли от A. afarensis. Да и сам этот вид нельзя расценивать как единый и на миллион лет застывший во времени: особи из Ворансо-Милле и Мака были очень крупными, в Хадаре от ранних к поздним, видимо, увеличивался размер мозга, хотя и очень медленно, менялись и зубы.

Родство афарских австралопитеков с южноафриканскими грацильными расценивается по‐разному. Некоторые антропологи аргументируют значительную самостоятельность восточноафриканских афаренсисов и необходимость выделения их в самостоятельный род Praeanthropus и вид Praeanthropus africanus (Strait et al., 1997). Название взято из старого описания челюсти Гаруси, которая в последующее время считалась принадлежащей афарским австралопитекам. Однако на современном уровне знаний вероятнее ее принадлежность анамским австралопитекам, которые тогда должны бы называться Praeanthropus africanus, тогда как афарские - Praeanthropus afarensis. Впрочем, большая часть антропологов не разделяет этих воззрений и не считает необходимым и обоснованным возведение афаренсисов в ранг выше вида.

Сравнение морфологических черт позволяет ученым судить о том, какие грацильные австралопитеки имеют к нам отношение, а какие - нет. Из описанных видов наиболее подходит на роль предка именно афарский австралопитек. Хотя некоторые его черты не вписываются в образ прогрессивного предка - обезьянья форма позвонков и лопаток, костные гребни для мощных жевательных мышц и некоторые другие специализации, - антропологи не видят в этом угрозы для эволюционной теории; никто ведь не утверждает, что нашими предками были все без исключения представители афарских австралопитеков. Новые виды всегда возникают только из некоторых, уклоняющихся популяций старых видов. Афарские австралопитеки были очень изменчивы. Восточная Африка - немалый регион. В какой его области жили те самые австралопитеки, что были нашими непосредственными предками? Можно ли вообще найти ту самую группу? А может, они обитали в Северной или Центральной Африке? Если в Северной Африке найдены хотя бы несколько фрагментов костей австралопитеков, то огромная область в центре континента, несомненно кем‐то густо заселенная в эпоху Великих Предков, в настоящее время - terra incognita для палеоантропологии. Тропический лес почти никогда не оставляет от животных ископаемых следов, слишком активна там жизнь. Кроме того, вечная политическая нестабильность государств Центральной Африки не способствует научным изысканиям. Но кто знает? Пятьдесят лет назад никто не ведал и о восточноафриканских австралопитеках.

Никто не ведал и о североафриканских австралопитеках. Пока в 1995 году французские палеонтологи не нашли в Республике Чад, в местности Коро-Торо, в долине реки Бахр-эль-Газал, нижнюю челюсть KT 12/H1 (Абель), к которой потом добавились еще одна нижняя KT 40 и верхняя KT 13–96‐H1, а также изолированный зуб KT 12 P3/H2. Находка была описана как новый вид...

Фрагмент предоставлен издательством Corpus

Черствость – это страшный порок человечества. Он закрывает глаза на боль людей, делает сердце жестоким. Быть черствым означает быть мертвым. Хоть сердце еще бьется, то внутри пустота.

В рассказе Куприна мы видим страшную картину. Вся семья, слыша голос мольбы, осталась в своей постели. У них было все. Уютный дом, большие ворота и крепкие замки охраняли этих людей.

А в итоге полное бездействие и эгоизм.

Также и сегодня. Мы часто видим людей, которые нуждаются в помощи. Например, идя по улице, можно увидеть человека, лежащего на земле. Первое, что придет в голову, это укор. Наверное, алкаш. Но, а что, если ему просто стало плохо? Что если он спотыкнулся и упал? Что если он впервые в жизни напился, из-за того что потерял семью?

Я точно знаю, что если черствость будет частью нашего сердца, то рано или поздно никто не окажет нам помощи. Давайте будем делать добро. И оно обязательно к нам вернется.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Мои размышления по поводу статьи Д. С. Лихачёва “Человек должен быть интеллигентен” Прочитав статью Дмитрия Сергеевича Ли­хачёва, я понял наконец, что значит быть ин­теллигентным и...
  2. Как человек должен относиться к природе – вот вопрос, над которым рассуждает Г. Черников. Автор раскрывает данную проблему на примерах из повседневной жизни, когда человека...
  3. Каким должен быть участник похода Участник любого, даже самого маленького и нехитрого, похода должен обладать рядом необ­ходимых качеств, а также выполнять беспрекос­ловно некоторые обязательные требования....
  4. И. С. Тургенев утверждал, что любой писатель, создавая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, уметь изображать душевное состояние своих героев, проникаться их чувствами...

Подросток, юноша пристально и подробно вглядываются в себя. Нет для созревающей души предмета важнее и интереснее себя самой.

Через себя человек, взрослея в мире, распирая его боками в соприкосновениях, познает мир, его законы и устройство, насколько он склонен и способен к этому (и насколько обстоятельства позволят).

Вопросы кем быть и что делать, выбор (более или менее осознанный) места и роли взаимообусловлены первыми двумя моментами. На практике – только заняв свое место порой человек сталкивается с теми внешними и внутренними проблемами, которые и побуждают его разобраться в себе самом и окружающем мире. В анализе же, осмыслении – только разобравшись в себе и мире человек осознает свое место.

Я – – мир – – моя роль и место.

Эта предельно упрощенная схема, этот краткий повтор уже сказанного выше – нужны для одного: уяснить ход к ответам на все вопросы.

Что значит на все? На все, касающиеся деятельности человека и человечества. Как практической, так и внутренней.

Нет, не о том, как стать здоровым и богатым и победить врага – а о том, зачем, почему, для чего человек стремится именно к этому (и многому другому, разумеется), а иногда – вовсе противоположному.

Сто тысяч почему. Семь столпов мудрости.

У каждого мужчины есть второй возраст – мальчишеский. Чаще всего это лет тринадцать. Чувства обострены. Силы стремительно растут. Опыт приходит ежечасно, не успевая осмысливаться. Обиды и радости жгут, как никогда после. Самоуверенность, жажда, романтизм. Все время, не отданное конкретным занятиям, подросток думает (есть такая разновидность – задумчивый подросток). Он более ставит вопросы и ищет ответы, чем находит ответы – ему некогда, внутренне он живет очень наполненно, интенсивно и быстро, конкретный опыт и знания малы, жизнь постоянно перебивает его размышления и отвлекает, а с годами, определясь в жизненном занятии, человек думает все меньше и реже.

Интеллект как способность анализировать информацию и делать заключение составляется к пятнадцати годам. Беда в том, что сначала не хватает информации – а позднее отрабатываются, отмирают нервные клетки, и по мере накопления информации снижается способность ее анализа.

Философов типа Диогена в наше время нет. Философы защищают диссертации, издают книги, преподают в университетах и занимают свою социальную нишу в обществе. Диковато представить, что взрослый человек всю жизнь просто шляется по улицам, ничего не делая и не имея никаких обязанностей и занятий, и просто думает – неторопливо и непрестанно. Как задумчивый подросток.

Ну и вот нашелся такой человек. Как задумался о чем-то подростком, так и продумал всю жизнь.

В четырнадцать лет я попытался понять, отчего горит электрическая лампочка. Мне объяснили: – Разность потенциалов. – Поток электронов. – Столкновения их с молекулярной решеткой. – Выделение тепловой энергии. – Волновое излучение. Ну хорошо: а почему при этом выделяется энергия? да, все это так (вероятно), но следующая степень углубления в вопрос: а почему? почему разность потенциалов? где ответ на последнее «почему»? Нет ответа на последнее «почему»; а вот такой закон природы.

То-есть: получается: любое наше знание работает по методу «черного ящика» – мы знаем, что если ткнуть в него вот так, то из него получится вот эдак. Суть трансформации действия между причиной и следствием остается скрытой под табличкой «Закон Природы». Брошенный вверх камень падает вниз, потому что закон всемирного тяготения. Этот закон обоснован физически и математически. Но почему он вообще существует, черт возьми? Зачем, для чего, каким в конечном итоге образом?

Тогда говорят о неисчерпаемости и бесконечности познания.

Или о существовании некоего еще не познанного Высшего Закона Природы.

Или о Боге. Который вот так все создал, а постичь до конца его промысел нам не дано.

И в любом случае получается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Наше сознание никогда не доберется до первосути, первопричины явлений. Но будет бесконечно подбираться все ближе и ближе к ней.

Таким образом, я до сих пор не знаю, почему горит лампочка.

Но если подойти к Ахиллесу с черепахой по-простому, с линейкой и секундомером, то нетрудно определить точку, где он ее настигнет и перегонит.

Любая наука вооружена собственной линейкой. Иногда, лупя друг друга этими линейками, науки оспаривают друг у друга истину.

Единая для всех линейка, главная, никому пока в руки не давалась, как меч короля Артура. Из этого еще не следует, что этим мечом вообще никто не может владеть.

В Испании есть король. Этот король нашелся. Этот король я.

Есть анекдот о том, как проблему связи пространства и времени удалось решить сержанту Иванову, который приказал своему взводу копать канаву от забора до обеда.

Суть единой линейки в том, чтобы ею можно было мерить все от сознания человека до устройства Вселенной.

Ты – начальная точка, Мир – конечная точка, Твое Место – подвижный визир, посредством которого градуируется масштаб и цена делений.

И вот тогда…

Тогда станут понятны движения души относительно судьбы вселенной. Связь стремления к счастью с движением к самоуничтожению. И в чем смысл необходимости страданий. И что есть Бог и как это понимать.

Поможет ли тебе жить это знание? Может крепко помочь. В том смысле, что открытые глаза лучше закрытых. Кто понимает неизбежное – тот не дергается понапрасну.

Все религиозные и философские учения несли в себе так или иначе императив поведения. Мотивировалось это предельно примитивно – пользой самого человека, в этом мире или загробном. Но как можно судить о человеке и его пользе, если нет единого мнения по вопросам, что это такое? Один видит пользу в удовольствии, другой – в здоровье и покое, третий – в общественном благе. Сначала надо понять все – потом можно решать, как жить самому.

В этом смысле всеобщая система единого понимания жизни и мира освобождает тебя от любых догм, любого понуждения – как свободен зрячий выбрать любой путь в окружающем пространстве, соотносясь с местностью и своим желанием, по сравнению с плохо видящим, которого куда-то подталкивают.

Знание – это свобода. Банально, как все истины. И заслуживает повторения и понимания, как все банальные истины.

Я никого не подталкиваю.

На данной странице представлены ГДЗ по окружающему миру 3 класс 1 часть — рабочая тетрадь авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. на 2018 — 2019 учебный год. Надеемся, что данный «решебник» поможет при подготовке домашних заданий по предмету окружающий мир.

Радость познания

Страница 3 — 5 — Свет знания

1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.

Пословицы о силе разума - Разум силу победит. - Всякий совет к разуму хорош. - Каков разум, таковы и речи. - Разум - золота краше, а правда - солнца свет. - Кулаком победишь одного, а умом - тысячи. еще пословицы об уме и разуме Пословицы о силе знаний - Грамота не злом, а правдой сильна. - Знание лучше богатства. - Красна птица перьями, а человек знанием. - Знания дороже богатства. - Знание и мудрость украшают человека. Пословицы об умелых руках - Умелые руки - помощники науке. - Золотые руки на серебро не купишь. - Сотня советов не заменит пары опытных рук. - Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

2. Вопросам «как?», «почему», «зачем?» человечество обязано большей частью великих открытий. Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе?

Как появляются черные дыры? Как строили пирамиды в Египте? Почему Япония называется страной восходящего солнце? Почему в бермудском треугольнике пропадают самолеты? Зачем осваивать космос? Зачем дятел стучит по дереву? Почему птицы летают косяком?

3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Дугласия или лжетсуга тиссолистая или лжетсуга Мензиса На картинке изображена Дугласия. Также ее называют лжетсуга тиссолистая или лжетсуга мензиса, псевдосуга Иензиса, дугласова пихта, псевдотсуга тиссолистная, дугласовая ель, орегонская сосна, пихта Дугласа. - Где ее можно встретить лжетсугу Мензиса? - Лжетсуга Мензиса встречается в Северной Америке, а также в Азии. - Какова максимальная высота дугласии? - Дугласия может достигать высоты до 100 метров. - Почему у данного растения так много названий и как они появились? - Во время путешествия по Северной Америке в 1791 году биолог и медик Арчибальд Мензис увидел большое дерево, которое было похоже пихту. Сообщение об этом дереве осталось незамеченным. Но в 1827 году данное дерево было открыто повторно английским ботаником Дэвидом Дугласом, который привез его в Европу. Тогда дереву дали название "пихта Дагласа". При исследовании было обнаружено, что при всей схожести с пихтой имеется ряд отличий, которые позволили выделить род - псевдотсуги в семействе сосновых. Так "пихта Дагласа" стала псевдотсугой Дагласа, а еще позже - псевдотсугой тисолистной. Затем было принято решение назвать дерево в честь первооткрывателя, то есть псевдотсугой Мензиса, однако старые названия: "пихта Дугласа" или "дугласия" сохранились и используется лесоводами.

4. Расскажи по фотографии на с.5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.


Красная площадь в Москве На рисунке изображена Красная площадь. Слева расположился Храм Василия Блаженного, а справа Спасская башня. Перед Храмом находится лобное место, где в былые времена оглашали царские указы. На Красной площади имеются и другие достопримечательности, например, там расположен Мавзолей В. И. Ленина. - Какова общая площадь Красной площади в Москве в километрах и сколько людей может поместиться на площади? - Протяженность Красной площади 330 метров в длину и 70 метров в ширину, при этом общая площадь - 23 100 квадратных метров или 0,023 квадратных километров. Если же перевести квадратные метры в гектары, то получится, что площадь Красной площади 2,31 гектара. Один человек занимает площадь - 0,21 м2, тогда получается, что на Красной площади может уместиться: 23100: 0,21 = 110 000 человек. При этом все население Москвы, которое составляет 12 380 664 человек на 2017 год на Красной площади не смогут поместиться на Красной площади. - Почему красная площадь в Москве называется красной? - Часто в сказках встречается выражение "красна девица", что означает красивая девица. Применительно к площади красная означает красивая. По другой версии считает, что когда была основана Москва в ней было много деревянных построек, которые очень часто горели. Не исключением была площадь рядом с Кремлем. Так, из-за частых пожаров площадь назвали Пожар, а позже стали называть "Красной площадью" так как это цвет пожара. - Какова высота Спасской башни? - Высота Спасской башни вместе со звездой - 71 метр.

5. Раскрась иллюстрацию к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре.


Иллюстрация к древнегреческому мифу о Дедале и Икаре

Страница 6 — 11 — Как изучают окружающий мир

1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти учебники? Подпиши самостоятельно или с помощью слов для справок.

Слова для справок: наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование.

2. Практическая работа «Наблюдение».
Цель работы : освоить этапы проведения наблюдения.
Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель наблюдения: наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления.
  2. План проведения наблюдения:
    • покормить золотых рыбок сухим кормом, насыпав его на поверхность воды,
    • отследить поведение рыбок,
    • записать результаты наблюдения.
  3. Результаты наблюдения: если золотые рыбки не съели весь насыпанный корм в течении 5 минут, значит они перекормленные и остатки корма будут портить воду.
  4. Выводы: важно, чтобы золотые рыбки получали достаточное, но не избыточное количество пищи.

Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель наблюдения. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы сумели сформулировать цель наблюдения.
Мы составили чёткий план наблюдения.
Мы успешно выполнили план наблюдения и зафиксировали результаты.
Мы сумели сделать выводы из наблюдения.

3. Практическая работа «Опыт».
Цель работы : освоить этапы проведения опыта.
Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

  1. Цель опыта: выяснить, может ли магнит притянуть любой металл.
  2. План проведения опыта:
    1. Взять магнит.
    2. Рассыпать на столе предметы из металла (булавки), из золота (серьги), из серебра (подвеска).
    3. Поднести магнит к каждому из предметов.
    4. Записать результат.
  3. Результаты опыта: магнит притягивает предметы из металла, но не из любого.
  4. Выводы: магнит может притянуть предметы из металла, но не из любого. Предметы из золота и серебра, которые также являются металлами, магнит притянуть не может.

Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы сумели сформулировать цель опыта.
Мы составили чёткий план опыта.
Мы успешно выполнили план опыта и зафиксировали результаты.
Мы сумели сделать выводы из опыта.
4. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажите стрелками.


5. Практическая работа «Измерение массы».
Цель работы : научиться проводить измерение массы с использованием весов.
1. С помощью рисунка изучите устройство весов.


2. Рассмотрите набор гирек для весов. Запишите массу каждой гирьки.
3. Проведите измерение массы предметов, выданных учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

4. Допишите.

Весы - это прибор для измерение массы.


Мы усвоили, как устроены весы.
Мы поняли, как работают весы.
Мы научились проводить измерение массы.

6. Практическая работа «Измерение длины».
Цель работы : научиться проводить измерение длины с использованием линейки (рулетки).


1. С помощью рисунка изучите устройство линейки и рулетки. Сравните их. Подумайте, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.

Линейку следует применять для измерения предметов не большой длины. Когда предмет большой целесообразно использовать рулетку.

2. Заполните пропуски.

Выполненное задание:

3. Проведите измерение длины предметов, выданных (или указанных) учителем. Результаты измерений внесите в таблицу.

4. Допишите.

Линейка и рулетка - это инструменты для измерения длины.

Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы усвоили, как устроены линейка и рулетка.
Мы поняли, в каких случаях следует применять линейку, а в каких — рулетку.
Мы научились проводить измерение длины.
Мы научились фиксировать результаты измерений.

Страница 12 — 13 — Книга — источник знаний

1. Запишите сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:

2. Нарисуй иллюстрацию к этой книге. Вместо рисунка можно приклеить фотографию по теме книги.

3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека, которые размещены в поезде «Читающая Москва» Московского метрополитена.

Дом, в котором нет книг подобен телу, лишённому души. Цецерон Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский

Цицерон Марк Туллий - римский политический деятель, оратор и писатель. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 798. Паустовский Константин Георгиевич - русский писатель. Мастер лирической прозы. Сведения взяты из Нового иллюстрированного энциклопедического словаря, страница 545.

4. Придумай своё высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.

Вся человеческая мудрость скрыта в книгах, и только читая можно постичь ее.

5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.

Древний мир, Полная энциклопедия, Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р., 2007 - А. Б. Преображенский. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История древнего мира. 2001.

Страница 14 — 15 — Отправляемся на экскурсию

1. Найди описание и укажи стрелками.

Выполненный вариант:

2. Приведите по 1-2 примера.

Художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Музей Владимира Маяковского, Квартира музей С.С. Прокофьева

Заповедники, национальные парки: Московский государственный музей-заповедник Коломенское, Измайловский остров - музей-заповедник

3. Придумай и запиши вопросы, которые тебе хотелось бы задать в зоопарке или ботаническом саду.

  • Почему у бегемотов розовое молоко?
  • Правда ли, что слоны боятся мышей?
  • Какого цвета язык у жирафа?
  • Через сколько лет на дубе появляются желуди?
  • Почему грецкий орех называется грецким?

Узнай, какие вопросы подготовили другие ребята. Сможешь ли ты на них ответить?

4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

5. Подумай и напиши, куда можно сходить на экскурсию в твоём крае. Название места, которое кажется тебе самым интересным, подчеркни.

  • Музей современного искусства «Гараж»
  • Музеи московского кремля Оружейная палата
  • Планетарий
  • Музей «Дом вверх дном»

Страница 16 — 17 — Наша экскурсия

Побывайте на экскурсии и составьте фоторассказ о ней. Запишите, как вы оцениваете экскурсию и почему.


Оружейная палата в Москве

Экскурсия мне понравилась. Я узнал(а) много нового и интересного.

Страница 18 — 21 — О чём расскажет план

План местности - это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков.

2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.

3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.

1 — Пашня.
2 — Огород.

4. Нарисуй условные знаки плана.

Проверь себя по учебнику.

5. На уроке учительница спросила: «Что означает масштаб плана, изображённого в учебнике?» дети ответили так:

Серёжа: «Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности».
Надя: «Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на местности».
Витя: «Одному сантиметру на местности соответствуют 10 метров на плане».
Ира: Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности.

Кто ответил верно? Отметь галочкой.

6. Практическая работа «Туристические планы».

1) Рассмотрите в учебнике план зоопарка.


Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:

а) тигры — на севере
б) львы — на юге
в) снегири и другие птицы — на западе
г) верблюды — на востоке

2) Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы.


Фрагмент план Москвы

Запишите, какие достопримечательности города изображены на нём.

Воробьёвы горы Стадион "Лужники"

3) Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.


План центральной части Санкт-Петербурга От Московского вокзала нужно следовать влево по Невскому проспекту, пройти мимо Аничкова моста, а после Александровской колонны повернуть направо. И тогда мы окажемся возле Зимнего дворца. Следуя данном маршруту можно увидеть Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну и Дворцовую площадь.

Положите на плане любой другой маршрут. Устно опишите его.


Если вы принесли на урок другие туристические планы, рассмотрите их. Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, научились ли вы читать туристические планы.

Мы научились определять на плане стороны горизонта.
Мы научились находить на плане различные достопримечательности.
Мы научились определять по плану, как пройти в то или иное место.
Мы научились прокладывать на плане определённый маршрут.

Страница 22 — 23 — Планета на листе бумаги

1. С помощью учебника допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Обозначь стороны горизонта на карте мира.


3. Раскрась, как обозначены на карте:

4) Используя учебник, допиши определения.

Материк - это огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой. Его еще называют континентом. Часть света - это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.

Объясни (устно), в чём сходство и различия материка и части света.

5. Выпишите в таблицу названия всех материков и частей света.

Закрасьте любым цветом несовпадающие названия материков и частей света.

6. С помощью карты учебника приведите примеры (3-4 названия в каждом пункте).

Моря: Баренцево море, Аравийское море, Норвежское море, море Бофорта. Реки: Лена, Амазонка, Волга, Обь. Острова: Алеутские острова, острова Новая Зеландия, остров Мадагаскар, остров Тасмания.

Страница 24 — 25 — Страны и народы на политической карте мира

1. Рассмотри настенную политическую карту мира. Определи название и границы страны, где столицей является Рим — древний город, о культуре которого ты уже много знаешь. Как называются соседние с ней страны? Запиши сведения полученные благодаря изучению политической карты мира:

Обратимся к карте, и видим, что соседствующими странами являются: Франция, Швейцария, Австрия и Словения. Рим - столица Италии Соседи Италии - Австрия, Швейцария, Франция и Словения.

2. Прочитай рассказ о Генрихе Шлимане. Найдите на настенной политической карте мира страны, языки которых он выучил, где жил и работал. Отметьте их флажками.

Генрих Шлиман родился в 1922 году в Германии . Детская мечта найти древний город Трою привела его в 18 лет матросом на корабль "Доротея", который направлялся в Венесуэлу . Судно попало в шторм и затонуло, а Генрих чудом спасся и оказался в Амстердаме . Здесь он работал в торговой конторе и за два года освоил русский , английский , французский , голландский , испанский , португальский и итальянский языки. Затем Генрих Шлиман отправился в Петербург и 20 лет вёл своё торговое дело в русской столице. За это время он выучил польский , шведский , греческий , арабский и другие языки, разбогател на добыче золота в Америке . И наконец, уехал в Грецию - осуществить свою мечту. Чтобы читать "Илиаду" в подлиннике, он за шесть недель выучил древнегреческий язык. Текст Гомера стал для него путеводителем. И древняя земля Греции раскрыла перед археологом свою тайну. Похоронен Г. Шлиман в Афинах.

Отметим на карте флажками все страны, языки которых выучил Г. Шлиман, где он жил и работал.


Политическая карта мира — кликнете, чтобы увеличить изображение

3. Рассмотри представителей разных стран в традиционных костюмах. Найди страну их родного языка на политической карте мира. Запиши названия этих стран и их столиц.

Страна — Белоруссия
Столица — Минск

Страна — Мексика
Столица — Мехико

Страна — Турция
Столица — Анкара

Страна — Китай
Столица — Пекин

Страница 26 — 27 — Путешествуя, познаём мир

1. Вместе с друзьями обсудите и составьте план подготовки путешествия по своему городу (селу). Используйте для этого образец плана из учебника.

Цель путешествия : узнать о гибели царской семьи. Место путешествия : Храм на Крови Источники сведений о месте путешествия : сеть Интернет. Справочная литература : Паломники со всей России отправятся в июле по маршруту «Святыни Екатеринбургской Епархии, Царские дни». Православие.ру; Е. Гильбо «Тайна гибели царской семьи», статья 2004 г.; Грэг Кинг, Пенни Вильсон «Романовы. Судьба царской династии». Издательство «Эксмо», Москва, 2005 г. Карты, схемы, планы, путеводители : карта города Екатеринбурга. Оборудование : фотоаппарат, навигатор. Прогноз погоды : узнать на сайте gismeteo.ru. Форма одежды : свободная, удобная обувь. Мой спутник (спутники) : родители.

2. После путешествия выбери из дневника самое интересное и запиши на этих строках.

Трагическая гибель императора Николая II стало концом великой Российской Империи. Роковые события, происшедшие в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева породили много легенд. Осталось много загадок, которые предстоит разгадать историкам.

3. В хуторе «На гранях» Белгородской области поучимся мастерству пчеловодства. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчёл и в заботах пчеловода.

Страница 28 — 29 — Транспорт

1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.


Фотография старинного средства передвижения — сани, запряженные тройкой

2. Распредели средства передвижения по видам. Сухопутные транспорт отметь красным кружком, водный транспорт — синим кружком, воздушный транспорт — желтым кружком.

Какие из этих средств передвижения старинные, а какие современные? Ответь устно.

3. Проект «Любознательный пассажир». Прочитай рассказ и рассмотри фотографии.

Про поезд "Читающая Москва" ты уже знаешь. А еще в Московском метрополитене ходит поезд "Акварель". Садишься в вагон и словно попадаешь в картинную галерею. С интересом юноши, девушки и ребята твоего возраста рассматривают творения русских художников. Часто пассажиры этого поезда переходят из вагона в вагон, чтобы увидеть как можно больше картин. Многие фотографируют то, что им особенно понравилось. Поезд "Акварель" - замечательный подарок всем ценителям искусства и просто любознательным людям.
Поезд «Акварель»

Придумай проект одного из видов транспорта для любознательных пассажиров. Какие явления природы и культуры твоего края тебе хотелось бы представить в своём проекте? Нарисуй и опиши проект на с.30-31.

Название проекта : трамвай классической музыки
Название средства транспорта : трамвай
Внешний вид :

Описание : В трамвае будет звучать классическая музыка. В промежутках между композициях диктор будет рассказывать о разных интересных фактах, связанных с написанием произведений, композиторах, который их написали, их жизни, исполнителях.

Страница 32 — 33 — Средства информации и связи

1. Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках.


Поменяйтесь с другом тетрадями и расшифруйте информацию на флажках. Запиши ее словами.

Слева изображен знак предупреждающий о каком-то событии, которое требует внимание. Справа изображена стрелка вправо - указывающая направление дальнейшего движения.

2. Представь, что ты посылаешь письмо другу. Оформи с помощью необходимых сведений почтовый конверт.


3. Помести в рамку информацию из местной газеты или журнала о заинтересовавших тебя явлениях природы или событий культуры, о людях твоего края.


4. Запиши по памяти названия средств информации и связи. Проверь себя по учебнику.

Средства информации и связи Почтовая служба, телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет.

Мир как дом

Страница 34 — 35 — Мир природы в народном творчестве

1. С помощью текста учебника на с. 46 заверши предложение:

Слово "экос" ("ойкос") в переводе с греческого языка означает "дом, жилище ". Слово "логос" в переводе с греческого языка означает знание . Слово "ойкумена" древние греки называли заселённую и освоенную человеком часть мира .

2. Раскрась фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено. Опиши их устно.

3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки «Куда, Фома, едешь?», используя знания о природе и жизни людей твоего края. Для завершающего ответа воспользуйся подсказками учебника или поставь имя того, кому пишешь эту песенку. К тексту можно сделать рисунок в подарок (на отдельном листе).

Вариант #1 - Куда, пастух, идешь? Куда своих овец ведешь? - На поле. - Зачем тебе на поле? - Овец накормить. - Зачем овец накормить? - Чтоб шерсть давали. - Зачем тебе шерсть? - Чтоб деткам зимой тепло было. Вариант #2 - Куда, Аня, идешь? - Грибы собирать. - Зачем тебе грибы? - Чтобы суп сварить. - А зачем тебе суп? - Чтобы себя накормить, и друзей угостить!

Страница 36 — 37 — Из чего состоит всё

1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду и обведите её. Объясните (устно) свой выбор.

Природные объекты - все то, что относится к природе. Кроме того, нас окружает бесчисленное множество предметов, созданных человеком. На первом рисунке изображены природные объекты, кроме кружки, которая является предметов созданным человеком, соответственно она будет лишней в этом ряду. На втором рисунке изображены предметы, созданные человеком, кроме синицы, которая является природным объектом, соответственно она будет лишней в данном ряду.

2. Приведите примеры природных объектов (по 3-4 в каждом ряду).
Объекты неживой природы: планеты, водопады, камни.
Объекты живой природы: деревья, звери, птицы, насекомые.
3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу. Можешь дополнить ее своими примерами.

4. Узнай по описанию веществ и впиши их названия в клеточки.
— Это вещество входит в состав любого живого организма. Тело человека на 2/3 состоит из этого вещества.

— Это вещество встречается в виде камня под землёй, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встреть в каждом доме — кухне.

— Это вещество добавляют во многие продукты — конфеты, торты, пирожные. В природе оно содержится в растениях.

Сахар

— Это вещество — наш помощник на кухне, потому что оно хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по все квартире, зато очень опасно.

Природный газ

— Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий.

Пластмасса

5. Подчеркни синим карандашом названия твёрдых тел, а зелёным-названия веществ: соль, гвоздь, железо, подкова, алюминий, проволока, медь, канистра для бензина, пластмасса, бензин, сосулька, вода, льдина, конфета, сахар, солонка.

Страница 38 — 39

6. Практическая работа (опыт) «Вода — растворитель».

Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.
1) Предположите план (порядок) проведения опыта.

  1. Разлить воду по 4 стаканам.
  2. Положить в 1-ый стакан сахар.
  3. Положить во 2-ой стакан соль.
  4. Положить в 3-ий стакан мел.
  5. Положить в 4-ый стакан глину.
  6. Пронаблюдать за результатом.
  7. Записать вывод

2) Рассмотрите рисунок. Выберите оборудование, которое нам понадобиться для проведения опыта. Отметьте выбранные предметы галочкой.


3) Выполните действия по инструкции.

Воду из колбы разлейте в 4 лабораторных стакана. В стакан № 1 насыпьте сахар, в стакан №2 — соль, в стакан №3 — измельченный мел (мел измельчите в ступке), в стакан №4 — глину. Размешайте все вещества стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Опишите устно.

4) Зафиксируйте результаты опыта, поставив знак «+» в соответствующие графы таблицы.

5) Сделайте вывод. Проверьте себя по Приложению.

Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок и мел.

Подумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы предложили правильный план опыта.
Мы верно выбрали оборудование.
Мы точно зафиксировали результаты опыта.
Мы правильно сделали вывод из опыта.

Страница 40 — 41 — Мир небесных тел

1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов , а в центре Солнца — 15-20 миллионов градусов .

Расскажи о Солнце своим одноклассникам. Включи в свой рассказ данные, выписанные из учебника.

2. Заполни таблицу. Один пример возьми из учебника (рисунок на с. 56). Другие примеры (1-2 в каждой графе) постарайся найти в дополнительной литературе, сети Интернет.

Различие звёзд по цвету

Названия звёзд по цветам

3. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Постройте модель Солнечной системы. Для этого вылепите из пластилина модели планет и расположите их в правильной последовательности на листе картона. Подпишите на табличках названия планет и наклейте их на вашу модель.


4. Разгадай кроссворд.


1) Самая большая планета Солнечной системы.
2) Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца.
3) Самая близкая к Солнцу планета.
4) Самая далекая к Солнцу планета.
5) Планета, на которой мы живём.
6) Планета — соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля.
7) Планета — соседка Земли, расположенная дальше Солнца, чем Земля.
8) Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном.

5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать. Запишите основные сведения для вашего сообщения. Укажите источники информации.

Звезда Альдебаран Одна из самых ярких звёзд на ночном небе, главная, ярчайшая звезда в созвездии Тельца, называется Альдебаран. По-арабски и это слово означает "идущий вслед". Альдебаран - оранжево-красная звезда-гигант. Её яркость больше, чем у Солнца, в 150 раз. Находится от нас на расстоянии 65 световых лет. Источник : Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: энциклопедия - М.: Эксмо, 2015.- 96 с.: ил. - (Твоя первая энциклопедия).

Страница 42 — 43 — Невидимое сокровище

1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.

В природе движущийся воздух — это ветер. Как известно, земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается воздух. Тёплый воздух легче холодного; он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.


Посмотрите, какие схемы предложили другие ребята. Оцените свою работу и работы своих товарищей. Чья схема правильная, точная, понятная? Кто допустил ошибки? Расскажите о возникновении ветра по наиболее удачным схемам.
2. Подпиши на диаграмме названия газов, которые входят в состав воздуха. Проверь себя по учебнику.

Подчеркни зелёным карандашом названия газа, который живые организмы поглощают при дыхании.
Подчеркни красным карандашом название газа, который живые организмы выделяю при дыхании.
3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.

1) Воздух прозрачен или непрозрачен?
Воздух прозрачен.
2) Имеет ли воздух цвет?
Воздух не имеет цвета.
3) Имеет ли воздух запах?
Воздух не имеет запаха.
4) Что происходит с воздухом при нагревании или охлаждении?
горячий воздух расширяется .

Этот опыт свидетельствует о том, что холодный воздух сжимается .
5) Как воздух проводит тепло?
Воздух плохо проводит тепло.

4. Как называется оборудование, использованное при проведении этих опытов? Укажи стрелками.


Страница 44 — 45 — Самое главное вещество

Практическая работа «Исследование свойств воды».

Цель работы : определить свойства воды.


Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Сравните цвет воды с цветом полосок, изображённых на этой странице. Что вы видите? О чём это говорит?

Вывод: вода бесцветна.

Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

Вывод: вода не имеет запаха.

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Вывод: при нагревании вода расширяется.

Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чём это свидетельствует?

Вывод: При охлаждении вода сжимается.

Общий вывод : вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению.

Мы верно выбрали оборудование для опытов.
Наши выводы совпали с приведёнными в Приложении.
Мы верно определили свойства воды, но неточно сформулировали выводы.
Мы допустили ошибки при определении некоторых свойств воды.

Страница 46 — 47 — Природные стихии в народном творчестве

1. Вырежи из Приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительно-прикладного искусства народов твоего края.

2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчество народов вашего края. Загадайте их участникам других рабочих групп.

Загадки про огонь Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь) Без питья живёт. Но стоит напоить - умирает. (Огонь) Алый петух в воде потух. (Огонь) Жевать - не жую, а всё поедаю. (Огонь) Загадки о воде Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает. (Вода) В жарки день самой желанной бывает.(Вода) Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода) Загадки про воздух Чем мы дышим? Что мы не видим? (Воздух) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.

Устно сочини сказку о природных стихиях.

Страница 48 — 49 — Кладовые земли

  1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.
Минералы - это природные вещества Горные породы - это природные соединения минералов.

2. Практическая работа «Состав гранита».

Цель работы: определить минералы, входящие в состав гранита.

  1. Рассмотрите и сравните образцы минералов: полевого шпата, кварца, слюды. Устно опишите их свойства (цвет, прозрачность, блеск).
  2. Рассмотрите кусочек гранита с помощью лупы. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
  3. По результатам исследования заполните схему.

4. Сделайте вывод (устно). Проверьте себя по Приложению.

Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, достигнута ли цель работы. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.

Мы правильно описали свойства минералов.
Мы верно определили минералы, входящие в состав гранита.
Мы правильно заполнили схему «Состав гранита».
Наш вывод совпал с тем, который приведён в Приложении.

3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежьте из Приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.


4. Запишите названия полезных ископаемых своего края.

Золото, газ, нефть, гранит, асбест, железная руда.

Страница 50 — 51 — Чудо под ногами

Практическая работа «Исследование состава почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются.


Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит?

Вывод : в почве содержится воздух.

Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод : в почве содержится вода.

Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?

Вывод : в почве содержится перегной.

Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт?

Вывод :в почве содержится глина и песок.

Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт?

Вывод :в почве содержится минеральные соли.
Общий вывод : в состав почвы входят воздух, вода, перегной, глина, песок, минеральные соли.

Определите цель каждого опыта. Опишите (устно) его ход. Проверьте свои выводы по Приложению. Оцените свою работу, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
Мы верно назвали оборудование для опытов.
Наши выводы совпали с выводами в Приложении.
Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали вывод.
Мы допустили ошибки при определении состава почвы.

Страница 52 — 53 — Мир растений

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

  • Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена — 9 букв. Ответ: цветковые. Цветковые растения имеют цветки и плоды. У них есть и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Группа насчитывает 250 000 видов. Примеры цветковых растений : нарцисс, календула, бархатцы, ива, ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.
  • У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем — 9 букв. Ответ: водоросли. Водоросли - жители воды. Примером водорослей является морская капуста. У водорослей нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Тело водорослей похоже на длинные бурые ленты, оно называется слоевищем. Группа насчитывает 100 000 видов.
  • У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами — 3 буквы. Ответ: мхи. Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Группа насчитывает 27 000 видов.
  • У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках — 7 букв. Ответ: хвойные. Хвойные растения имеют корни, стебли, листья (хвоинки), но не имеют цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Группа насчитывает 600 видов. Примеры хвойных растений : сосна, туя, лиственница, ель.
  • Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов и семя — 11 букв. Ответ: папоротники. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Группа насчитывает 10 000 видов.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так:

  • Сережа: нарцисс, календула, бархатцы, ива, сосна.
  • Надя: ландыш, астра, подсолнечник, груша, картофель.
  • Витя: туя, лиственница, папоротник, кувшинка, земляника.
  • Ира: морская капуста, ель, липа, мать-и-мачеха, одуванчик.

Кто из ребят ответил верно? Кто допустил одну ошибку, две ошибки, три ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка у Сережи, две ошибки у Иры, три ошибки у Вити.

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.


Цветковые


Цветковые


Цветковые


Цветковые


Папоротник


Мхи


Хвойные


Хвойные

4. Используя книгу «Зелёные страницы», подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши названия вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.

Репейник, он же лопух

Многие растения: ландыши, белоснежные кувшинки — исчезают с лица земли, но не репейник.
Благодаря тому, что его корзинки с плодами крепко прикрепляются к одежде человека и распространяются повсеместно, репейник растет повсюду.


Если вооружиться лупой и рассмотреть внимательно это растение, то внутри шарика-корзинки — маленькие фиолетовые цветки, а снаружи — особые листочки. Они заканчиваются шипами-колючками благодаря которым они легко прикрепляются к человеку и животным.

Страница 54 — 55 — Наше путешествие в мир растений

На этих страницах подготовьте фоторассказ об удивительном мире растений вашего края или других мест, где вам довелось побывать. В фотографиях и подписях постарайтесь передать своё отношение к миру растений.

Растения Урала


Синий василёк — однолетнее растение. Встречается по опушкам лесов, полянам, обочинам дорог, как сорное растение на огородах и полях злаковых культур.


Кустарник высотой до 120 см. Она недалекая родственница брусники. Цветет голубика в июне-июле, а плодоносит в августе-сентябре. Её плоды очень вкусные. Их широко используют для приготовления различных блюд.


— многолетнее травянистое растение. В России растёт повсеместно (за исключением Крайнего Севера): на полянах, опушках, среди кустарников, на сухих открытых травянистых местах, по склонам холмов. В Европе ее называют - орегано, это дальняя родственница мяты, мелиссы, шалфея, базилика и других пряных трав. Орегано - это чуть ли не важнейшая пряность для изготовления легендарной пиццы в Италии и греческого салата.

Страница 80 — 81 — Как сохранить богатства природы

1. С помощь текста учебника заполните правую колонку таблицы.

Отрицательное влияние человека на природу Меры по охране природы
Попадание в воздух ядовитых выбросов промышленных предприятий и автомобилей Сооружение установок, которые улавливают вредные вещества. Создание автомобилей, которые меньше загрязняют воздух (работают частично на бензине, а частично на электричестве).
Попадание в воду бытовых стоков, отходов промышленных предприятий, ферм Строительство очистных сооружения, в которых загрязнённая вода будет проходить через различные фильтры.
Кроме того, на очистительных сооружениях стоит использовать невидимки-бактерии, которые обезвреживают ядовитые вещества.
Потери полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке Бережно и экономно использовать полезные ископаемые при их добыче,
перевозке и переработке.
Уничтожение растений, защищающих почву Растения укрепляют почву своими корнями, поэтому для сохранения
почвы важно беречь и сажать растения.
Сбор населением редких растений Охранять редкие растения, сооружая заповедники, национальные парки и
ботанические сады.
Неумеренная охота на животных, браконьерство Запрещать и ограничевать охоту на редких животных. Охранять
животных, сооружая заповедники и национальные парки. Также помогают
охране животных зоопарки.

2. Придумайте и нарисуйте условные знаки, показывающие охрану природных сообществ



в) водоёма


Обсудите условные знаки, предложенные другими группами. Выберите наиболее удачные.

Расскажите по условным знакам об охране природных сообществ.

Страница 82 — 83 — Охрана природы в культуре народов России и мира

1. Запиши (на выбор) пословицы, предания, сказки народов твоего края, в которых говорится о том, что необходимо любить и беречь природу.

Пословицы, в которых говорится о том, что необходимо любить и беречь природу - Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер - господин, дождь - кормилец. - Кто землю лелеет, того она жалеет. - Накормишь землю - она накормит тебя. - Люби природу - она добром ответит! - Сломать дерево - секунда, а вырастить - года. - Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Представь себя главной экологически чистого поселения. Нарисуй в рамке схему своего воображаемого хозяйства, где для отопления, освещения, для разных видов деятельности применяется сила воды, ветра, тепло солнца, переработка отходов и мусора, вновь засаживаются деревьями участки, предназначенные для вырубки. Используй опыт народов твоего края, который сохранился в сельских и дачных поселениях, в книгах о старинной и современной культуре народов России и мира.


Свет знания

Пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук.

Знания дороже богатства.
Знайка бежит, а незнайка лежит.
Знание приобретешь - не пропадешь.
Знай больше, говори меньше.
Красна птица перьями, а человек знанием.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Знание - половина ума.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Руки поборют одного, знание - тысячи.
Веревка крепка повивкой, а человек - знанием.
Гордись не знанием верхушек, а знанием корней.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
Знание трудом добывается.
Знания на плечи не давят.
Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.
Не насытится око зрением, а человек - знанием.
От знаний уйдешь - в хвосте пойдешь.
Знать птицу по перьям, а молодца - по речам.
Знайка на дорожке бежит, а незнайка на печке лежит.
Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сиди.
Знание лучше богатства.
Знание не только свет, но и свобода.
Знание человека возвышает, а невежество унижает.
Знания границ не знают.
Знания не даются без старания.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Люди тянутся к знаниям, как растение к солнцу.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без знаний и лаптя не сплетешь.
У кого знания - у того и сила. (белорусская пословица)
Сила - в знании, знание - в силе. (узбекская пословица)
Знание старого - сила молодого. (азербайджанская пословица)
Знание - опора в жизни. (мордовская пословица)
Сила - в знании. (мордовская пословица)
Знания молодят сердце старика. (таджикская пословица)
Стремись завоевать не мир, а его знание. (осетинская пословица)
Могуществен, кто овладел познанием. (таджикская пословица)
Знающий тысячи ведет, а незнающий к тысячам идет. (киргизская пословица)
Знание да сила - врагу могила. (грузинская пословица)
Борются не силой, а знанием. (грузинская пословица)

У кого руки умелые, тот и мед ест.
Руки работают, а голова кормит.
Умелые руки - помощники науке.
Для умелых рук дело всегда найдется.
Умелые руки голодными не останутся.
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Золотые руки на серебро не купишь.
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Для рук умелых - всюду дело.
От добрых рук ничего не уходит.
С трудовыми руками нигде не пропадешь.
Каков добытчик, такова и добыча.
Руки ценят не по рукавам, а по делам.
Нетодорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Рукам - работа, душе - праздник.
У умелого и долото рыбу ловит.
Умелые руки работы не боятся.
Не будет скуки, если заняты руки.
Ремеслу везде почет.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Золотой человек, золотые руки.
Умелая рука бьет наверняка.
Не учись безделью, а учись рукоделью.
Глазам страшно, а руки сделают.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Вопросам "как?", "почему?", "зачем?" человечество обязано большей частью великих открытий. Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе.

1. Как появилась наша планета
2. Кто жил на земле много миллионов лет назад.
3. Есть ли жизнь на других планетах?
4. Можно ли путешествовать во времени?
5. Существуют ли волшебники?
6. Можно ли создать элексир вечной жизни?
7. Как создать космический корабль?
8. Как внутри устроен человек?
9. Как испечь вкусный торт?
10. Как научиться красиво рисовать?
11. Как раньше учились в школе?
12. В каких сражениях победили русские войны?
13. Существовали ли былинные богатыри в реальной жизни?
14. Как научиться много и легко запоминать?

Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении. Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.
Хвойное растение называется Псевдотсуга Мензиса . По внешнему виду очень напоминает голубую ель, но отличают его крылатые шишки. Кроме того растение превосходит ель по продолжительности жизни в десятки раз. Это вечнозелёное хвойное дерево из семейства Сосновые. Происходит из западных областей Северной Америки. Мощное, красивое, достигающее высоты 100 м при толщине ствола до 4 м. Образует огромные леса по всему побережью Тихого океана от Британской Колумбии до Калифорнии, в Монтане, Колорадо, Техасе и Нью-Мексико.