Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Владелец юлмарт дмитрий костыгин. Дмитрий Костыгин – вор «на доверии

Владелец юлмарт дмитрий костыгин. Дмитрий Костыгин – вор «на доверии

Что задержанному в Санкт-Петербурге совладельцу и председателю совета директоров российской компании "Юлмарт" Дмитрию Костыгину предъявлено обвинение в мошенничестве на сумму в 1 млрд руб. По данным следствия, Костыгин представил кредитору, Сбербанку России, ложные сведения о финансовом состоянии своей компании. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о "Юлмарте" и его финансовых затруднениях.

"Юлмарт" - один из крупнейших российских интернет-магазинов, специализирующийся на торговле компьютерной и бытовой техникой, товарами для дома и т.д.

История

Бренд "Юлмарт" появился в 2007 года и первоначально принадлежал крупной петербургской компании Ultra Electronics, которая разработала систему продаж по онлайн-каталогу и планировала открыть первые магазины в Москве и Санкт-Петербурге. Название было выбрано по созвучию с крупным американским ритейлерм Wal-Mart. В начале 2008 года у компании возникли финансовые проблемы, и бренд "Юлмарт", технологии онлайн-каталога, оборудование и площади для первых магазинов были куплены одним из крупнейших кредиторов Ultra Electronics - дистрибьюторской компанией "Комбриг", принадлежавшей Алексею Никитину и возглавлявшейся Сергеем Федориновым. Они открыли первый магазин "кибермаркет" под брендом "Юлмарт" 1 июля 2008 года. Он был совмещен со складом, по интернету или телефону товар можно было заказать для самовывоза из "кибермаркета" или с доставкой на дом.

20 октября 2008 года в Санкт-Петербурге Федоринов и Никитин зарегистрировали ЗАО "Юлмарт" (с 2015 года - НАО), основную компанию будущего холдинга. В 2009-2011 годах к проекту были привлечены и другие инвесторы - предприниматели из Санкт-Петербурга Михаил Васинкевич, а затем бывшие на тот момент совладельцами сети гипермаркетов "Лента" Дмитрий Костыгин и Август Мейер (гражданин США, ныне - гражданин России).

С 2009 года помимо "кибермаркетов" в Санкт-Петербурге и в Москве "Юлмарт" начала развивать сеть "аутпостов" - пунктов заказа и выдачи товаров. Уже в 2011 году у компании была крупная региональная сеть "кибермаркетов" и "аутпостов", а выручка превысила 10 млрд руб. В 2012-2013 годах "Юлмарт" открыл склады в Москве, Санкт-Петербурге и в Ленинградской обл.

По итогам 2013 года "Юлмарт" стал крупнейшим онлайн-магазином в РФ по русскоязычной версии журнала Forbes. В 2014-2015 годах компания начала диверсифицировать бизнес, в частности, запустив услугу бронирования отелей, приобрела сервисы для чтения книг Bookmate и прослушивания музыки (Zvooq, "Звук")

В 2015 году "Юлмарт" стал первой российской компанией в топ-50 крупнейших мировых онлайн-ритейлеров по версии британской аудиторской компании Deloitte.

В том же году российский Forbes поместил "Юлмарт" на третью строчку рейтинга крупнейших интернет-компаний страны, позади "Яндекса" и Mail.ru Group. В текущей версии этого рейтинга "Юлмарт" занимает только 7-е место, а рейтинг Deloitte компания покинула из-за падения курса рубля.

В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме Дмитрий Костыгин, занимавший пост председателя совета директоров "Юлмарта", сообщил , что ритейлер намерен выйти на IPO, однако сроки постоянно переносились. Согласно последнему заявлению, выход на биржу мог состояться в начале 2017 года, при этом "Юлмарт" был готов разместить около 20% акций.

Показатели

Головной компанией холдинга является зарегистрированная на Мальте фирма Ulmart Holding Limited (UHL). В состав холдинга входят НАО "Юлмарт", ООО "Юлмарт региональная сбытовая компания", ООО "Юлмарт-девелопмент" и ряд других российских фирм.

По данным отчетности, выручка крупнейшей структуры холдинга, НАО "Юлмарт", в 2016 году составила 39 млрд 149 млн руб., снизившись на 2,7% по сравнению с предыдущим годом. По итогам 2016 года был зарегистрирован чистый убыток в 260,9 млн руб. (до этого компания более пяти лет была прибыльной). Оборот группы - 49,3 млрд руб., против 62,7 млрд руб. - в 2015 году.

В составе "Юлмарта" 409 магазинов и пунктов выдачи разного формата в 250 городах европейской части России (за исключением Крыма и Калининградской обл.). С помощью почты доставка производится во все регионы. 53% продаж приходятся на долю различного компьютерного оборудования, 30% - товаров для дома. Численность персонала - 6,9 тыс. человек, активных пользователей онлайн-магазина - 1,9 млн человек. Также компания располагает автопарком из 300 грузовиков для развоза товаров.

Совладельцы

Согласно данным СМИ и заявлениям собственников, самой большой долей в UHL (38,5%) владеет компания Donna Union Foundation (зарегистрирована в Лихтенштейне) Михаила Васинкевича, еще 31,6% принадлежит Koshigi Ltd (Британские Виргинские острова) Костыгина, оставшимися 29,9 через Svoboda corporation (Британские Виргинские острова) обладает Август Мейер.

Алексей Никтин вышел из состава акционеров в 2015-2016 годах.

Конфликт акционеров

В начале 2016 года, по данным СМИ, среди акционеров "Юлмарта" возник конфликт из-за разногласий вокруг вложений в компанию в условиях сокращении ее выручки. По версии представителей Donna Union Foundation, Дмитрий Костыгин требовал от Михаила Васинкевича дополнительно внести в капитал компании $30 млн и когда тот отказался - пригрозил "размыть" его долю акций в компании за счет допэмиссии. Это стало поводом для раскола в совете директоров. Так, Васинкевич отозвал своих представителей в нем, заблокировав работу органа. Летом 2016 года Сергей Федоринов, руководивший "Юлмартом" с 2008 года, покинул свой пост. Нового гендиректора до сих пор назначить не удалось.

Кроме того, осенью 2016 года у "Юлмарта" возникли финансовые проблемы. К компании и ее совладельцам, выступавшим поручителями при получении кредитов, выставили иски Сбербанк (1 млрд руб.), ВТБ (650 млн руб.), "Уралсиб" (65 млн руб.), "Кредит Европа банк" (50 млн руб.) и др.

В конце августа 2017 года Дмитрий Костыгин заявлял, что до конца года "Юлмарт" договорится с кредиторами, а акционерный конфликт будет разрешен путем выкупа доли у Васинкевича.

Костыгин Дмитрий Валентинович

Биография

Дмитрий Костыгин родился 4 мая 1972 г. в Арзамасе в семье представителей технической интеллигенции. Как любит подчеркивать сам Костыгин, первый день его жизни выпал между днями рождения Карла Маркса и Зигмунда Фрейда.

Еще будучи школьником, он ездил в Москву за джинсами и кроссовками, которые потом перепродавал в Ленинграде. Учась в Военно-медицинской академии в начале 1990-х, он помогал иностранцам снимать номера в гостиницах, продавал им военную форму, сапоги, шапки-ушанки и даже «двушки» для телефонных автоматов (по $1). Потом, как он сам говорит, «инвестировал то в одно, то в другое».

1993: Увлечение Айн Рэнд, знакомство с Августом Мейером

В конце 80-х, выбрав карьеру медика, Костыгин оказался в Санкт-Петербурге, поступив в местную Военно-медицинскую академию. Как и многие его сверстники в годы студенчества он перебивался случайными заработками, включая торговлю джинсами и продажу книг с лотков. Надо отметить, что книги всегда играли в жизни Костыгина важную роль - он с детства много читал и любил рассказывать о прочитанном.

Однажды в его руки попала одна из книг Айн Рэнд - американской основоположницы философии объективизма и идеолога неограниченного капитализма - и это коренным образом перевернуло его жизнь. Костыгин стал пылким приверженцем рэндианства.

«Открыл» российскому студенту-медику либертарианскую «истину» американский турист Кен Скуланд, приезжавший в Россию в 1993 г. для продвижения учения А.Рэнд, вербовки «последователей» и создания сети местных «проповедников». На одном из российских интернет-сайтов есть краткий переводной автобиографический рассказ одного из коллег Скуланда, повествующий о том, что «Кен встретил человека по имени Дмитрий Костыгин и обратил его в объективное либертарианство исключительно силой убеждения».

Многие увлекаются различными философскими учениями и доктринами, но не у всех эти увлечения принимают характер одержимости. С Костыгиным случилось как раз последнее - он настолько проникся философией эгоизма и уверовал в свою избранность и право быть настоящим «творцом», что карьера медика потеряла для него привлекательность и он поступил в Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Параллельно он занялся переводами книг Айн Рэнд на русский язык, надеясь максимально широко распространить ее учение на постсоветском пространстве.

Данные усилия не остались незамечены рэндианскими кругами на Западе - весной 1993 г. Костыгина пригласили в . Путешествуя по Америке, он встречался с различными представителями либертарианского движения, пользующегося там довольно сильным влиянием. В Калифорнии его принимал некто Гленн Крайп, предложивший Костыгину заняться изданием романов Рэнд в России . Говорят, что именно в ту поездку Костыгин познакомился и подружился с другим местным рэндианцем - Августом Мейером , происходившим из богатой семьи калифорнийских медиамагнатов. Тот как раз искал возможность увековечить память уроженки Петербурга, открыв что-то вроде дома-музея, и в американском Институте Айн Рэнд ему дали контакты Костыгина, местного поклонника. Они сразу подружились, несмотря на разницу в возрасте.

Тогда же у бедного студента Д.Костыгина откуда-то появился первоначальный капитал на открытие собственного бизнеса в России. Возможно, пошли в гору продажи ушанок, но и без участия его американских единомышленников и покровителей здесь наверняка не обошлось. Имея за спиной поддержку более состоятельных либертарианцев, Д.Костыгин начал делать первые шаги в бизнесе в надежде стать «великим творцом» (по определению А.Рэнд). По приезду из США в 1993 г. вчерашний торговец книгами и шапками учредил АОЗТ с громким и пафосным названием «Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга». Были ли в этой ассоциации бизнесмены доподлинно не известно, равно как и то, можно ли по праву называть на тот момент таковым и самого Костыгина. Впрочем, название фирмы четко указывает на то, что ее учредитель был изрядно окрылен идеей объединить петербургских «творцов» в некую профессиональную сеть. Закончилось все безуспешно и фирма, никак и не заявив о себе, тихо прекратила свое существование.

Само по себе рэндианство не принесло Дмитрию Костыгину ни славы, ни денег - ему не удалось найти в России достаточное количество единомышленников и объединить их в мощное движение, а изданные им в середине 90-х на деньги американских либертарианцев русские переводы романов Рэнд оказались не настолько востребованы аудиторией, чтобы прославить или обогатить переводчика.

Однако Костыгин все же кое-что вынес из своего либертарианского опыта - в идеях Айн Рэнд он нашел оправдание и идеологическое обоснование собственного чрезмерного эгоцентризма. С тех пор Костыгин стал все больше видеть во всем только собственные интересы, игнорируя интересы окружающих, но также стал беззастенчиво «пилить» финансовые средства в компаниях, с которыми имел дело, полагая это «правом творцов». Последнее обстоятельство, следует подчеркнуть, не входило в теорию г-жи Рэнд и стало, по-видимому, особенностью «российского перевода» Дмитрия Костыгина. В среде торговцев ушанками, а затем российских либертарианцев, Костыгин выделялся начитанностью и знанием английского, что перманентно и непропорционально повысило его самооценку. Так, например, знающие его люди утверждают, что Костыгин совершенно серьезно считает себя русским Уорреном Баффетом и с позиций экономического гуру повсюду активно озвучивает собственные теории.

1997: Бизнес с Вадимом Гуриновым: пищевка

Учеба в СПбГУЭФ (ныне - ФИНЭК) в свое время не прошла для Костыгина даром. Именно в этом ВУЗе в середине 90-х состоялось его судьбоносное знакомство с будущим партнером Вадимом Гуриновым (позже - глава компании «Сибур - Русские шины »), также получавшим там финансовое образование.

Студенческая дружба, как известно, крепка. В.Гуринов, наделенный предпринимательской хваткой, к тому времени уже имел небольшой собственный бизнес. Он-то и взял Костыгина «на буксир», введя его в состав своих ООО «Вектор», ООО «Скиф» и ТОО «Севзапспорткультторг». Уже к 1997 г. Гуринов всерьез заинтересовался пищевой отраслью, наладив тесные отношения с владельцами петербургского импортера продуктов питания «Петроимпорт» Дмитрием Филатовым и Марком Будыко. Вскоре он стал их партнером и по старой дружбе привлек Костыгина к участию в проекте создания производственного холдинга, получившего название «Промышленная группа `Петроимпорт`» (с 2001 г. - «Петросоюз»). В.Гуринов и Д.Костыгин как миноритарные акционеры получили места в совете директоров холдинга и заняли должности в его руководстве. Однако если Гуринов числился в «Петроимпорте» заместителем генерального директора, то Костыгин менеджером по маркетингу и развитию.

На определенном этапе Гуринов задумал параллельный бизнес-проект в сфере «пищевки», в который он также интегрировал Костыгина. Вынужденный довольствоваться вторыми, если не третьими, ролями в «Петроимпорте» Костыгин с энтузиазмом отнесся к новому начинанию: в 1999 г. он и его партнеры получили контроль над ЗАО «Кондитерское объединение `Любимый край`». В новой компании Костыгин занял должность управляющего директора. Одновременно с «Любимым краем» Гуриновым и Костыгиным было учреждено ЗАО «Лирс», где пылкий последователь Айн Рэнд также занял директорское кресло. «Лирс» в свою очередь выступил учредителем нескольких коммерческих структур в ряде российских регионов, через которые партнеры осуществляли торговлю продуктами питания. Однако примечательна эта структура не столько этим, сколько ее причастностью к попытке захвата одной из хлебопекарен, в контексте которого вновь всплывала фигура все того же Августа Мейера.

В 1999 г. Мейер осел в Петербурге, где начал активно скупать недвижимость. В 2003 году он приобрел ранее принадлежавший обанкротившейся швейной фабрике «Мир» участок в Шлиссельбурге по адресу Красный тракт, д. 2, который сдал в аренду компании «Лирс» (к тому моменту Костыгин уже не являлся гендиректором «Лирса», но оставался его бенефициаром). Вслед за этим, приятелями-рэндианцами была предпринята атака на субарендатора - ООО «Вега», владевшего хлебопекарней, расположенной на этом участке. Хозяйке «Веги» - местной жительнице Татьяне Лепетениной - было объявлено о существенном повышении арендной ставки. После ее отказа переоформить договор субаренды «Лирс» потребовал от «Веги» освободить участок и вывезти с него все имущество. Компании начали затяжное разбирательство в судах, и 10 декабря 2004 года кассационная инстанция удовлетворила иск «Лирса» о выселении субарендатора. Как считали многие, давление, которое «Лирс» оказывал на Т.Лепетенину, было организовано с целью отнять у нее прибыльный бизнес. Профиль ЗАО «Лирс» также был связан с «пищевкой» и успешная хлебопекарня, способная выпускать не только хлебобулочные, но и макаронные изделия, пришлась бы Д.Костыгину тогда как нельзя «ко двору».

Весной 2005 г. владельцы ПГ «Петросоюз», включая его основателя Д.Филатова, продали контрольный пакет акций американской компании Heinz . По словам одного из топ менеджеров «Петросоюза», Костыгин в этой компании запомнился в основном умением создавать конфликты в среде менеджеров и акционеров. Этот основной навык Костыгин продолжал оттачивать в своей дальнейшей деятельности уже совместно с Августом Мейером.

Что касается «Любимого края», то Костыгин остался его бенефициаром. В этой связи примечательно, что в период осуществления Костыгиным оперативного управления «Лентой» летом 2010 года, он давал указания проводить миллионные предоплаты своему предприятию вопреки условиям контрактов.

Вместе с тем, карьера Д.Костыгина в пищевой отрасли пошла на спад еще в 2003 г. Костыгин так и не смог освободиться от «опеки» своего старшего партнера В.Гуринова и самостоятельно создать какой-либо эффективно работающий бизнес. Постепенный выход Гуринова из продуктового бизнеса и перемещение основной зоны его интересов в другие отрасли автоматически повлекло за собой и «миграцию» бизнес-интересов Д.Костыгина.

2003-2005: Директор Ярославского шинного завода

В 2003 г. В.Гуринов получил предложение о переходе в «дочку» «Сибура», ООО «Сибур - Русские шины », объединившую шинные предприятия холдинга. Возглавив компанию, он в очередной раз обеспечил протекцию Д.Костыгину. В.Гуринов пролоббировал назначение своего младшего бизнес-партнера на позицию генерального директора ОАО «Ярославский шинный завод» (ЯШЗ), согласовав его кандидатуру с новым на тот момент главой «Сибура» - выходцем из Питера Александром Дюковым (занимал эту должность с 2003 г. по 2005 г.). По-видимому, в сложившемся раскладе очков Костыгину добавило и его неформальное знакомство с Дюковым, с которым они будто бы в свое время совместно посещали спортзал.

После утверждения в должности генерального директора в ноябре 2003 г. Д.Костыгин сразу сделал ряд заявлений, пообещав быстро улучшить ситуацию на предприятии, переживавшем не лучшие времена. По словам Д.Костыгина, для исправления отрицательных финансовых результатов требовалось лишь сбалансировать деятельность предприятия с головным холдингом и внедрить современные методы управления. Заявив о себе как о «лидере реорганизации» ЯШЗ, Костыгин выразил готовность обеспечить заводу «адекватную доходность» на уровне около 300 млн. руб. ежегодно. Себе он публично отвел 6 месяцев на то, чтобы «показать результат, удовлетворяющий акционеров».

Тем не менее, едва оглядевшись на предприятии, новый гендиректор перво-наперво заинтересовался вовсе не производственными мощностями и проблемами сбыта шин, а… заводскими столовыми. Костыгин вывел целую теорию четкой взаимосвязи питания работников и производственных показателей и убедил руководство «Сибура» одобрить выделение $2 млн. на реформу заводского общепита. Цех питания был спешно преобразован в дочернее ООО «ЯШЗ-Питание», которое заключило контракты на поставку продукции с продуктовыми компаниями, аффилированными с Костыгиным. Нет нужды говорить, что пищевое сырье закупалось по завышенной стоимости. Более того, для столовых за счет заводских средств было закуплено и смонтировано дорогостоящее оборудование, после чего «ЯШЗ-Питание» начало обеспечивать развозными обедами сторонние предприятия Ярославля, включая даже местные поликлиники. Естественно, это потребовало существенного увеличения объемов закупок продуктов у поставщиков.

Провозглашенная Костыгиным «реорганизация предприятия» стартовала с начала 2004 г. Ее целями провозглашались повышение производительности труда, ускорение принятия решений, а также изменение организационной структуры завода. Для решения первой задачи Д.Костыгин сформулировал индикативный показатель в натуральном выражении - 1000 шин на одного работника в год (методы расчета этого показателя Костыгин почему-то не раскрывал). Чтобы достигнуть этого результата, гендиректор начал готовить массовое сокращение сотрудников ЯШЗ, которое должно было затронуть от 700 до 900 работников из коллектива в 8000 человек, а также вывод еще около 400 человек за штат предприятия. Поговаривают, что оправдывая идею массовых сокращений, в узком кругу Д.Костыгин любил повторять, ссылаясь на очередную «умную книжку», что «дает уволенным новые возможности». Проблема заключалась только в том, что кроме увольнений Костыгину нужно было сделать процессы производства более эффективными - а как это сделать, он не знал.

Между тем, эта авантюра не была согласована ни с городской службой занятости, ни с управляющей компанией в Москве. Тем не менее, она претворялась в жизнь на протяжении всего 2004 г., в результате чего за год среднесписочная численность работников ЯШЗ сократилась на 1225 человек (около 15% трудового коллектива). Как итог количество произведенных шин упало с 6,3 млн. до 5,9 млн. Усредненная производительность труда при этом практически не изменилась и составила приблизительно 790 шин на одного работника.

Важнейшим, по мысли Д.Костыгина, направлением преобразований на предприятии являлось приведение его организационной структуры в соответствие некой «книжной схеме», позаимствованной из все тех же западных учебников по менеджменту. Результатом этой «реформы» стало появление большого числа новых управленческих должностей и соответствующее разбухание руководящего аппарата. На шинном заводе появился свой административный директор, директор по исследованиям, директор по производству, директор по качеству, новые блоки корпоративных коммуникаций, компенсационной политики и др.

На ЯШЗ последователь западных бизнес-гуру выступил апологетом «проектного» подхода к управлению. Его суть заключалась в освобождении некоторых менеджеров от «текучки» и поручении им ведения того или иного «проекта», требующего материальных, людских и временных ресурсов. При этом таких проектов единовременно могло быть довольно много. Один из ставших известными носил название «Карфаген». Заключалось это масштабное начинание в строительстве нового забора вокруг предприятия.

Ускорение принятия решений, по мысли Д.Костыгина, могло быть достигнуто путем внедрения на ЯШЗ электронного документооборота . Данное мероприятие, охватившее 300 сотрудников, которым предоставили компьютеры, также было подано как «проект», названный «Все в сеть». Однако результатом стало не столько сокращение времени, тратящегося на совещания, сколько падение исполнительской дисциплины среди менеджмента. Связано это было и с тем, что Д.Костыгин лично подавал пример необязательности присутствия на рабочем месте и возможности «дистанционного управления» заводом. Своей резиденцией он избрал пансионат «Ясные зори», на территории которого и проводил значительную часть рабочего времени, решая те или иные вопросы при помощи электронной почты. Упорное нежелание гендиректора появляться на вверенном предприятии нашло отражение в родившемся в среде работяг-шинников анекдоте о начальнике-кондитере, которого тошнит от запаха шин.

Отсутствие ясного представления о стратегии развития завода Д.Костыгин пытался компенсировать вовлечением более широкого круга управленцев в ее разработку. В отдаленной перспективе он допускал, что к этому процессу будет привлечено до 200 менеджеров ЯШЗ.

Во второй половине 2004 г. на предприятии уже не проводилось громких преобразований. Постепенно накапливающиеся проблемы с текущим управлением требовали срочного реагирования менеджмента, направленного на рост продаж, снижение затрат, оптимизацию поставщиков и подрядчиков.

Отношения с последними - отдельная тема. Вместо привлечения выгодных предприятию контрагентов, Костыгин, как и в случае с заводскими столовыми, облепил ЯШЗ сетью дружественных фирм и фирмочек. Злоупотребляя доверием «Сибура» и своего давнего партнера и покровителя В.Гуринова, он использовал свои хозяйственные полномочия для личного обогащения путем манипуляций в области закупок и продаж. Среди поставщиков завода появились новые компании, реализующие продукцию по ценам выше рынка. В злоупотреблениях были замечены такие никому не известные ООО, как «МедЭкспо», поставлявшее на ЯШЗ модификатор и одновременно реализующее готовую продукцию предприятия. Другие ООО (например, «Фурмитрейд») осуществляли закупки через несколько юридических лиц по цепочке, так что цена неизбежно возрастала. Кроме того, использовались схемы по обналичиванию денежных средств, когда вместо реального приобретения закупаемой продукции, от фиктивных поставщиков (ООО «Форвард», «Вест», «Комсофт» и др.) на предприятие поступали лишь векселя.

Однако самой главной новацией Костыгина на «Ярославском шинном заводе» стали не организационные или производственные изменения, и не игра «на свой карман», а попытка внедрения так называемых «современных методов менеджмента», знания о которых были почерпнуты им из литературы. В основе этих методов лежала идея о том, что успех бизнеса обеспечивается формированием у команды предприятия и всех работников единого корпоративного духа. Для этого Костыгин использовал самые разные методы и приемы.

В частности, Д.Костыгин подготовил пространную методичку под названием «Профессиональные компетентности и основанная на них оплата труда». Ее целью было познакомить всех сотрудников завода с новой системой оплаты, которую собирались внедрить на «ЯШЗ». Эта система предусматривала, например, прибавки к зарплатам сотрудников, которые ни разу не болели или ни разу не отсутствовали по той или иной причине на рабочем месте в течение нескольких лет. Кроме того, «по компетентностям», надбавки работникам полагались за такие качества, как ответственность, энергичность и чувство юмора. Для популяризации этой системы методичку стали публиковать в ряде номеров заводской многотиражной газеты, причем знакомство с этой работой было обязательным для всего персонала.

Упорство, с которым Д.Костыгин притворял в жизнь книжные истины и возникавшие в связи с этим казусные ситуации привели к тому, что слухи о чудачествах гендиректора ЯШЗ проникли за стены завода и стали распространяться среди жителей города. Не оставили их без внимания и журналисты местных СМИ, которые попросту не смогли пройти мимо новостей, которые на тот момент обсуждал уже весь Ярославль.

Апогеем абсурда стал «пеший ход» сотрудников ЯШЗ из «Ясных зорь» в Ярославль, память о котором жива на заводе до сих пор. В конце мая 2004 г. всем управленцам, начальникам цехов и руководителям подразделений было велено проштудировать представленный Д.Костыгиным список литературы по теории менеджмента, заучив некоторые умные мысли наизусть. Гендиректор обещал лично экзаменовать сотрудников и уволить несдавших по несоответствию занимаемой должности. Все заводоуправление, бухгалтерия и даже начальники цехов были вынуждены зубрить сентенции западных теоретиков, с ужасом ожидая «судного дня».

Таковой случился 24 июня 2004 года. Как писали ярославские СМИ, в то утро в пансионат «Ясные зори» съехались около сорока начальников с ЯШЗ «тестироваться» у гендиректора. Поскольку большинство заводских управленцев так и не смогли постичь глубину книжных премудростей, Д.Костыгин заявил присутствующим, что единственный шанс для них доказать профпригодность - совершить коллективный пеший марш-бросок от «Ясных зорь» до Ярославля. Была разъяснена и идея - это так называемый корпоративный тренинг, в процессе которого они станут настоящим сплоченным коллективом, который будет способен преодолеть вызовы времени.

Ярославская газета «Золотое кольцо» в одном из июльских номеров 2004 г. весьма красочно описала это действо: «Двинулись незамедлительно. Впереди босиком шагал сам. В начале пути некоторые непродвинутые управленцы еще надеялись, что директор пошутил и скоро разрешит всем сесть в машины, тем более что авто двигались следом. Однако поход оказался вовсе не шуткой. Отпустили только одного из сорока членов коллектива - мужчину предпенсионного возраста, который стал жаловаться на плохое самочувствие и вправду выглядел весьма неважно. А вот заместительнице по социальным вопросам, несмотря на то, что она после первого же километра стерла ноги новыми туфельками на высоких каблуках, поблажку не сделали. Единственное, что разрешили, - отправить машину за кроссовками. Колонна солидных, парадно одетых людей, двигающаяся по обочине Костромского шоссе, вызывала немалое удивление у проезжавших мимо автомобилистов и сельских жителей. Некоторые даже издевательски сигналили и покручивали пальцами у виска. Тем не менее, расстояние в 12 километров от «Ясных зорь» до указателя «Ярославль» возле поселка Прибрежный преодолели все. Заняло это несколько больше трех часов. Когда замаячил вожделенный указатель, выбившиеся из сил шинники даже приободрились - сейчас они рассядутся по своим машинам, вытянут усталые ноги, доберутся до ванны и душа. Однако и тут их ждало разочарование. В самом конце пути Дмитрий Костыгин объявил своим подчиненным, что сейчас они все вернутся в пансионат. А там он им самолично расскажет, что же они должны были усвоить. И лишь после двухчасовой лекции все были отпущены с миром».

После массовых сокращений дирекция ЯШЗ пошла на оптимизацию отпусков. Рабочий график 2005 г. предусматривал общезаводские отпуска в первую декаду января и первую декаду мая, при этом рабочие дни в эти числа также считались отпускными. Чувствуя нарастающее сопротивление своей политике, Костыгин попытался избавиться от профсоюзных лидеров ЯШЗ. Он инициировал перевыборы председателей цеховых комитетов профсоюзов в августе 2004 г., но отношение к проводимой управленческой политике не изменилось.

Поскольку складывающаяся на «Ярославском шинном заводе» психологическая обстановка становилась все более напряженной, Д.Костыгин перешел от неработающих методов «формирования командного духа» к традиционной схеме покупки лояльности управленческой команды путем предоставления ее представителям разнообразных благ за счет предприятия. Это означало прямое ущемление интересов акционера, ожидавшего исполнения обещаний о росте доходности ЯШЗ, а вместо этого сталкивающегося с неоправданным ростом затрат.

Одной из основных статей расходования средств стала оплата командировок заводского руководства. В конце ноября - начале декабря 2004 г. Костыгин и еще около 40 управленцев ЯШЗ ездили в Сингапур и в Малайзию. Эта поездка, по некоторым данным, обошлась предприятию в 5 млн. руб. При этом руководство «Сибура» узнало об отъезде менеджмента завода непосредственно перед вылетом. В свойственной ему манере Костыгин обозначил этот визит как «тренинг-проект», получивший название «Один дома». Якобы его целью являлась не только стажировка руководства в Сингапуре, но и практика для заводских менеджеров среднего звена, которых «оставили на хозяйстве».

Другие поездки проходили на территории России , где Костыгин с коллегами посетили такие далекие от ЯШЗ по отраслевой принадлежности компании как «Вымпелком », «Северсталь », Борский стекольный завод, «Мосфильм», ИД Independent Media . Обоснования этих визитов придумывались задним числом, например, на Борском стекольном заводе внимание визитеров привлекла работа столовой, а в Independent Media - «этические принципы ведения бизнеса». Подобные объяснения никак не увязывались с проблемой развития предприятия, а продолжающийся необоснованный рост затрат вызвал резкое недовольство «Сибура».

Постепенно в течение 2004 года на заводе нарастали экономические трудности из-за роста затрат и снижения производства. Пытаясь исправить свое реноме, Костыгин задействовал PR-инструменты, начав публиковать в ярославских СМИ теоретические статьи о новых методах менеджмента, а также стал регулярно приглашать на ЯШЗ делегации известных зарубежных консалтинговых компаний (в частности, на предприятии побывали представители Roland Berger, McKinsey , CISS, Innovation&Kosten и др.). Визиты последних, как считал Костыгин, могли поднять его персональный авторитет и подтвердить правильность его управленческих наработок.

Вопреки громко заявленным планам получения 300 млн. руб. прибыли, прибыль от реализации составила всего 72 млн. руб. - на 20 млн. меньше, чем в 2003 году. Основная причина - увеличение управленческих расходов почти в полтора раза, с 305 млн. до 445 млн. руб.

Ситуация не изменилась и в 2005 году, который, несмотря на рост рынка, также стал для ЯШЗ крайне неудачным. Эти результаты переполнили чашу терпения в «Сибуре», и 28 октября 2005 г. Д.Костыгин был досрочно отправлен в отставку. В нефтехимическом холдинге решили не повторять ошибок и назначили на его место В.Ионова - профессионального отраслевика без тяги к западным теоремам, но с большим опытом практической работы. Сам Д.Костыгин, очевидно, больше не питал иллюзий относительно возможностей своей дальнейшей карьеры как в «Сибуре», так и в качестве руководителя крупного предприятия, поскольку открыто заявил о намерении «на досуге заняться написанием книг по управлению предприятиями».

Провал Д.Костыгина на ЯШЗ привел и к охлаждению его отношений с В.Гуриновым, которого он фактически «подставил» перед руководством «Сибура», но вскоре Костыгин стал проводить больше времени с другим своим покровителем и «опекуном» в лице экстравагантного денежного американца Августа Мейера .

2001-2011: Акционер ритейлера "Лента"

С 2001 - Дмитрий Костыгин член совета директоров ООО «Лента ». Основал «Ленту» петербургский предприниматель Олег Жеребцов, занимавшийся торговлей с 1993 года. Поначалу он открывал обычные для того времени мелкооптовые склады, к концу 1990-х обзавелся супермаркетом, а в 2001-м решил построить действительно крупный магазин, первый в своем роде в северной столице, но денег на проект у него не хватало. Знакомый предприниматель Дмитрий Костыгин свел тогда Жеребцова с недавно прибывшим в Россию из Августом Мейером, который с готовностью приобрел 49% компании.

Сведя американца с Жеребцовым и организовав сделку, Костыгин в награду за услуги получил, по данным Forbes , 5% акций сети, которые впоследствии частично распродал, выручив около $20 млн.

2012: Конфликт с партнерами в Dream Industries

Скрытая запись переговоров с партнерами Дмитрия Костыгина:

На каком основании смена директора? - Уклон от ответа

На каком основании остановка денежных потоков? - Уклон от ответа (`потому что бизнес не приносит прибыли`)

На каком основании задержка зарплат сотрудникам? - `Всем, кому необходимо, всё выплачивается` (при этом больше половины сотрудников до сих пор не получили зарплату за ноябрь)

Почему директор был назначен без согласования с управляющими партнёрами (Саймоном и Алексеем)? Давайте выберем нового директора вместе - Мы уже всё продумали, Ильичев нас устраивает, другого выбирать не согласны, уйдёт три месяца.

Давайте выкупать нас - Могу предложить один доллар за всё, готов поднять ставку до двух

Давайте выкупать вас - Готовы выйти за половину первоначальных вложений, но будем блокировать новых покупателей, убеждая их отказаться от сделки, выкуп также должен проходить в условиях рейда компании

Костыгин: Если компания исчезнет, мы потеряем деньги, вы потеряете намного больше

2016: Конфликт с акционерами в "Юлмарте"

Ранее Дзержинский районный суд Петербурга удовлетворил требования банка ВТБ и обязал взыскать с Костыгина задолженность по договору поручительства на сумму 653 млн рублей.

Также Петроградский районный суд Петербурга рассматривает иск банка «Глобэкс » к Костыгину о взыскании 15 млн рублей по договору поручительства.

Суд обязал взыскать с Дмитрия Костыгина 15 млн рублей в пользу банка «Глобэкс»

В мае 2018 г. суд обязал взыскать с совладельца «Юлмарта» Дмитрия Костыгина 15 млн рублей в пользу банка «Глобэкс », сообщили в Объединенной пресс-службе судов (ОПС) Петербурга.


Как следует из материалов дела, 27 января 2017 года между банком «Глобэкс» и Костыгиным был заключен договор поручительства, согласно которому совладелец «Юлмарта» обязался нести солидарную ответственность перед «Глобэксом» за исполнение НАО «Юлмарт» обязательств с пределом ответственности в размере 15 млн рублей в составе суммы денежных средств в размере 382,6 млн рублей, подлежащих уплате банку до 15 сентября включительно.


Судом требования истца были удовлетворены в полном объеме.

В ночь с 10 на 11 октября Следственный комитет Петербурга задержал на двое суток совладельца компании «Юлмарт» Дмитрия Костыгина. По данным «Фонтанки», предпринимателя подозревают в мошенничестве в особо крупном размере.

UPD. Следственный комитет Костыгину обвинение в мошенничестве в сфере кредитования. По данным следствия, предприниматель представил ложные сведения о финансовом состоянии «Юлмарта» для получения кредита в Сбербанке.

Что произошло

Накануне у Костыгина, бывшего гендиректора компании Сергея Федоринова и ее формального кредитора Олега Морозова прошли обыски. После допроса в управлении СК по Петербургу Федоринова и Морозова отпустили, а Костыгина задержали на 48 часов. «Я пока отказываюсь давать комментарии», - сказал Федоринов в разговоре с Inc.

Почему задержали Костыгина

Костыгина подозревают в кредитном мошенничестве. Это касается 1 млрд рулей, выданных Сбербанком «Юлмарту» в прошлом году. Представитель Сбербанка сообщил газете «Ведомости», что до осени ретейлер уплатил 69,3 млн руб. процентов и прекратил платежи. В банке считают, что, получая кредит, руководство и бенефициары «Юлмарта» делали конкретные шаги, чтобы организовать банкротство.

Конфликт начался весной. В начале марта Сбербанк подал иск к структурам «Юлмарта» на 1 млрд рублей в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Банк попросил суд взыскать долги по кредиту. 16 марта банк подал еще один иск к Костыгину, Мейеру, Васинкевичу и Федоринову с требованием взыскать с них «суммы по договору займа».

«Фонтанка» отмечает, что Костыгина могут осудить по статье 159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования). Сам задержанный попросил не принимать поспешных решений и не паниковать.

дмитрий костыгин

«Во время кризиса или шторма - главное не паниковать. Может быть, мне и неприятны сегодняшние события, но вины своей я не вижу, поэтому особо и не волнуюсь. Прошу меня услышать и не принимать поспешных решений».

Васильчуку в руки попали любопытные документы - переписка Дмитрия Костыгина, совладельца онлайн-магазина«Юлмарт».

Оказывается, Костыгин не только впаривает залежалые западные товары российским гражданам, но еще грабит банки. Одним из пострадавших является отечественный Сбербанк - надежда наших пенсионеров, где они получают свою пенсию.

Костыгин - обычный вор «на доверии», который развел банк на кредит, а возвращать не собирается. Все это хорошо видно из писем хозяина «Юлмарта», который одной рукой подписывал кредитный договор, а другой писал приказы о ликвидации своей компании, потому что денег в ней уже не было. Например, в одном из мартовских писем 2016 года Костыгин цинично предлагает «запустить процедуру банкротства Юлмарт в России и на Мальте через его долг». Сбербанк еще только собирается выдать кредит, а жулик Дмитрий Костыгин уже готовит преднамеренное банкротство и знает, что никакого кредита он отдавать не будет. В переписке есть, конкретные указания, как обанкротить «Юлмарт», какая фирма будет этим заниматься и каким жуликам-юристам надо платить: «Со своей стороны подтверждаю необходимость предоставления доступа ко всем документам группы компаний Юлмарт (в т.ч. в комнату данных) для коллег из Pen&Paper и Фукау. Спасибо Дмитрий». Пожалуйста, Дмитрий! Отдай долги и спи спокойно.

Когда Сбербанк узнал, что «Юлмарт» может обанкротиться быстрее, чем отдаст долги, он конечно, потребовал вернуть свои деньги. Но не тут-то было! Костыгин обвинил госбанк во всех смертных грехах и пригрозил устроить акцию протеста своих сотрудников у дверей Сбербанка. Типа, 10 000 человек однажды будут орать под окнами банка. Навальный отдыхает со своими 5000 протестантов. Но, если Навальный прикрывается политическими мотивами, то Костыгин, не стесняясь, защищает свои миллиарды. Совладелец «Юлмарта», вокруг которого постоянно вспыхивают финансовые и уголовные скандалы, обвиняет «Сбербанк» в попытках давления на его бизнес, хотя банк всего лишь пытается получить обратно свои народные денежки.

Феерическая карьера Дмитрия Костыгина, бывшего торговца джинсами на Рижском рынке в Москве, почему-то всегда сопровождался конфликтами и ссорами с партнерами.Его торгашеское поведение, до боли совпадает с методами печально известного Уильяма Браудера - получить небольшую долю в бизнесе, затем угрозами выкинуть всех партнеров и одному распоряжаться кассой. Как показывают события в «Юлмарте», кассой Костыгин распоряжается плохо и предпочитает занимать деньги у кого только можно. А, когда они заканчиваются, начинается хитрая игра с банкротством и разорением. Сотрудники начинают бежать и писать грустные письма. Например, бывший гендиректор Федоринов, который сейчас находится под следствием, написал: «…понятно что невозможно вносить денег в компанию к которой нет доверия… не несмотря на затруднительную финансовую ситуацию, положение в компании точно не критическое, но изменения решительно необходимы…»

Вся хохма заключается в том, что банкиры хотели заработать на Костыгине, но, похоже, он их кинет, как матрос салагу. Банки стали заложниками сетевого жулика-ритейлера, а расплачиваться заегопонты будут простые вкладчики Сбербанка, ВТБ и Уралсиба. Костыгин, обладая состоянием в 700 млн. долларов, свалит на островаСент-Китс и Неви, гражданином которых является уже давно.

Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист при огромной прибыли. Потом такую же хитрую схему Костыгин попытался применитьв "Юлмарте", где опять в паре Августом Мейером выкупил 61.5 % акций. Бизнесмен Михаил Васинкевич, который познакомил Костыгина с основателем Юлмарта Алексеем Никитиным, даже не подозревал, что он - следующая жертва, от которого избавятся, когда компания станет суперприбыльной. Самое интересное, что Костыгин и Мейер не собирались вкладывать в развитие компании ни копейки - только за счет кредитов, что и привело Юлмарт к финансовому кризису в середине 2016 года. Васинкевичнастаивал на увеличении

Но Васинкевич должен был не просто продать свои акции, а продать их дешево - Костыгин по- другому не работает. Для Юлмарт требовалось погрузить в долговую пучину и резко снизить его рыночную стоимость. Инструментом для этого были выбраны банки-кредиторы, с которыми Костыгин прекратил всякое общение и переговоры по долговым обязательствам. Среди них, помимо ВТБ и Сбербанка, числятся "Уралсиб", Газпромбанк, "Глобэкс" и банк "Санкт-Петербург". Кредиторы, подозревая, что внутренний конфликт может привести к банкротству компании, стали требовать досрочного погашения долгов. ВТБ пытается взыскать 650 млн., а Сбербанк - 2.4 млрд. рублей. Дмитрий Костыгин вместо нормальных переговоров, попытался обострить ситуацию, подав встречный иск к Сбербанку, который расценил это, как наглый шантаж с требованием списать часть долга. Сбербанк всего лишь пытается защитить свои интересы и вернуть кредитные деньги. Переговоры банк и ритейлера о реструктуризации долга начались еще осенью 2016 года, но ни к какому результату не привели. Сбербанк собирается подать в суд иски о банкротстве НАО«Юлмарт», ООО «Юлмартдевелопмент» и ООО «Юлмарт ПЗК», ранее банк уже потребовал взыскать с акционеров компании 1 млрд рублей.

На фоне судебных исков и финансовых неурядиц "Юлмарт" постепенно утратил свои позиции на рынке и уступил первое место сети Wildberries. Весной этого года акционерыритейлера, наконец договорились о выкупе пакета акций Васинкевича, но потом, очевидно, опять не сошлись в цене. Дмитрия Костыгина не пугают попытки банков обанкротить "Юлмарт" - ему этовыгодно,очевидно он надеется, что Васинкевичизбавится от своей доли по любой цене. Сегоднядолги "Юлмарта" составляют около 4 млрд. руб., в том числе - 2,4 млрд. руб. перед Сбербанком, который добивается ареста всего имущества Костыгина, как личного поручителя по кредиту. Этого же добивается и ВТБ, по иску которого, Дзержинский райсуд Санкт-Петербурга уже вынес определение об аресте имущества Костыгина.Сам Костыгин пока сохраняет спокойствие и отказывается вести переговоры с банками о реструктуризации долгов. Скорее всего, он умышленно обостряет ситуацию, пытаясь оказать давление на Васинкевича и заставить его избавиться от активов в Юлмарте. Трагизм ситуации в том, что банки стали заложниками внутрикорпоративной борьбы и расплачиваться за амбиции Костыгина будут простые вкладчики Сбербанка, ВТБ и других финансовых учреждений. Дмитрий Костыгин, являясь гражданином островного государства Сент-Китс и Неви, и обладая состоянием в 700 млн. долларов, вряд ли будет объявлен российским банкротом.

Письма Костыгина:

1. Письмо Васинкевичу

Кому: Никитин Алексей Витальевич ;

Алексей Витальевич,

Это уже ни имеет большого значения, поскольку компания стремительно катится к процедуре неплатежеспособности, тем не менее, хочется восстановить ход событий.

Первый мой с вами лично разговор о продаже ваших акций Ю состоялся в ноябре 2014 года, на церемонии «Делового Петербурга». Там вы подтвердили, что хотели бы выйти, а я подтвердил, что мы стараемся с потенциальными инвесторами сделать выплату вам частью сделки.

Subject: Re: Ю эскизный план действий на пару недель

Эскизный план такой:

И развиваем эту тему.

после этого возможно довыбираемсовдир в России

в пятницу 25 совдир на Мальте может принять решение о неплатежеспособности

(на основании иска от ДК) и начать готовиться к процедуре и на Мальте тоже.

В принципе, если на Мальте все долги конвертировать и донести от нас денег, то это прямое и крепкое решение.

Минус только, что если они будут оспаривать, то это годами может длиться.

А Россию будем развивать для подстраховки ситуации.

Россию накрывает волна уличных протестов. Митингуют оппозиционеры, дальнобойщики, валютные ипотечники и обманутые вкладчики. Не исключено, что скоро их ряды пополнит персонал крупных компаний. Первыми на улицу могут выйти сотрудники одного из ведущих в России магазинов онлайн-торговли – «Юлмарт».

Совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин пригрозил Сбербанку десятитысячным митингом. По словам бизнесмена, он не может гарантировать, что его работники не устроят массовые выступления перед главным офисом крупнейшего кредитного учреждения страны, если тот не пойдет навстречу ритейлеру в деле урегулирования задолженности. Дмитрий Костыгин надеется уладить конфликт с кредитором до майских праздников, в противном случае сделка с потенциальными инвесторами «Юлмарта» окажется под угрозой.

Сбербанк занимает жесткую позицию и не исключает, что добьется банкротства должника. Вероятно, что в этом случае многие сотрудники «Юлмарта» окажутся под угрозой увольнения. Тогда их протестные действия могут развиваться вовсе не по сценарию акционеров, а по принципу «чума на оба ваших дома». Вряд ли выброшенные на улицу люди обойдут своим вниманием руководителей, погрузивших успешную компанию в долговую яму, и никто из них хотя бы в теории не захочет организовать митинг на второй родине своего бывшего босса в государстве Сент-Китс и Невис (Дмитрий Костыгин - гражданин этой экзотической страны).

Падение с вершины

До недавнего времени «Юлмарт» был лидером отечественной онлайн-торговли непродовольственными товарами и цифровым контентом. В 2009-2015 годах оборот компании вырос почти в 20 раз (с 3,3 млрд руб до 62,7 млрд руб). Ритейлер стремительно расширял бизнес, и заемные средства играли в этом важную роль. В марте 2016 года Сбербанк открыл «Юлмарту» возобновляемую кредитную линию на 1 млрд рублей на срок до сентября 2017 года. Но вскоре выяснилось, что из-за конфликта между акционерами «Юлмарт» не может обслуживать долговую нагрузку. Сбербанк обратился в суд с требованием вернуть деньги досрочно.

Противостояние между совладельцами «Юлмарта» Дмитрием Костыгиным и Августом Мейером с одной стороны (совместно они контролируют 61,5% компании), и Михаилом Васинкевичем (38,5%) – с другой, продолжалось весь минувший год. Партнеры спорили о том, как им следует развивать и финансировать бизнес. Дмитрий Костыгин, будучи председателем совета директоров, хотел продолжить агрессивное расширение компании за счет накачивания ее деньгами. Михаил Васинкевич, напротив, предлагал сосредоточиться на повышении эффективности ритейлера с тем, чтобы дело не требовало постоянных вложений и стало рентабельным.

Конфликт не мог не сказаться на показателях компании. По-сути, «Юлмарт» сам сбросил себя с вершины. По итогам 2016 года он потерял лидерство на российском рынке, уступив место компании Wildberries. Агентство Data Insight сообщает , что продажи «Юлмарта» составили 38,8 млрд руб против 45,6 млрд руб у Wildberries. Уместно предположить, что это обстоятельство сыграло не последнюю роль в появлении у ритейлера просроченной задолженности. А уж о том, что Сбербанк беспощадно банкротит проблемных заемщиков, особенно когда у них есть хорошие активы, Дмитрий Костыгин не мог не знать.

По теме

Министр безопасности Великобритании Бен Уоллес заявил, что президент РФ Владимир Путин как глава государства несет личную ответственность за отравление Сергея Скрипаля и его дочери. Ранее власти Великобритании представили фотографии конкретных подозреваемых.

Недавно акционеры объявили о готовности пойти на мировую, они намерены сделать это до конца апреля. Суть сделки в том, что головная компания Ulmart Holdings Limited выкупит долю Михаила Васинкевича и продаст акции иностранным инвесторам, которые согласны на докапитализацию. По словам Дмитрия Костыгина, у ритейлера уже есть договоренности с двумя потенциальными акционерами, но те озвучили встречное условие: они войдут в «Юлмарт», если у того будет хотя бы рамочное соглашение с кредитором по поводу реструктуризации долга.

Сбербанк словам не верит

В Сбербанке, в свою очередь, не видят готовности должника к реструктуризации. Кредитор имеет право заявить в суд о банкротстве «Юлмарта», но будет ли это право использовано, зависит от положения дел в компании.

Дмитрий Костыгин называет действия кредитора «юридическим сюрреализмом», а представляющий интересы «Юлмарта» адвокат Валерий Зинченко призвал банк «действовать в защиту бизнеса, своими силами выходящего из непростого положения, а не пытаться еще больше дестабилизировать ситуацию».

В свою очередь вице-президент Сбербанка Максим Дегтярев не считает, что на должника оказывается давление. По его словам, банк совершает лишь стандартные действия по защите своих интересов. Он отметил, что сообщения СМИ об улаживании корпоративного конфликта между акционерами «Юлмарта» не являются поводом для прекращения таких действий.

Дегтярев заявляет, что банк по-прежнему открыт для переговоров, но «пока шаги для ликвидации «Юлмарта» делает сам акционер». Якобы Дмитрий Костыгин уже несколько раз отказывался от предложенных условий реструктуризации. Какими были эти условия, банкир не уточняет. Но в Сбербанке точно знают, что совладельцу «Юлмарта» есть чем платить – в 2016 году Forbes оценивал его состояние в 700 млн долларов. А раз так, кредитор будет требовать погашения долга, чего бы ему это ни стоило, и Костыгину придется выбирать: удариться в бега или расстаться с частью капитала.

– Мы понимаем, господину Костыгину очень хочется, чтобы ему верили на слово, что в компании все нормализуется, и не принимали никаких мер по защите интересов банка на случай, если все же он окажется не прав. Но так не бывает. Его же текущие действия и заявления похожи на шантаж с требованием списать часть долга, – говорит Максим Дегтярев.

Кстати, в январе 2017 года «Юлмарт» пытался оспорить кредитный договор, подав встречный иск к Сбербанку. Комментируя это, представители кредитора отмечают, что договор был одобрен протоколом совета директоров «Юлмарта», документ подписан лично Костыгиным. Кредитные деньги поступили в компанию в полном объеме.

Зачем Костыгину митинг?

Проблемы с обслуживанием долгов сегодня испытывают многие российские компании. До этого момента никто из них не пытался публично припугнуть кредитора массовыми протестами. Можно предположить, что Дмитрий Костыгин вдохновился примером украинских олигархов - в соседней стране стала нормой ситуация, когда собственники предприятий используют работников для давления на оппонентов через митинги. Но, скорее всего, радикальный настрой одного из ключевых собственников «Юлмарта» имеет другую природу.

Десятитысячный митинг перед главным офисом Сбербанка создаст хорошую картинку для западной прессы. Ведь не исключено, что в случае банкротства «Юлмарта» по инициативе Сбербанка Дмитрий Костыгин и Август Мейер захотят повторить опыт бывших собственников ОАО «Павловскгранит» – супругов Сергея Пойманова и Ирины Подгорной , которые в американском суде Сбербанк и его руководителя Германа Грефа в рейдерском захвате предприятия.

Если митинг работников «Юлмарта» все же состоится, то, вероятно, это будет первый подобный опыт в России. В случае успеха протестной акции в будущем такую тактику смогут использовать и другие погрязшие в долгах бизнесмены. Здесь следует помнить, что массовые протестные действия редко идут по сценарию, который запланировали организаторы, и могут привести к непредсказуемым последствиям. Тем более, что при обострении конфликта с банком работники «Юлмарта», по сути, окажутся между «молотом и наковальней».

Костыгин Дмитрий Валентинович

Бизнесмен, совладелец компаний «Юлмарт», «Улыбка Радуги», «Роз Тех», «Рив Гош».

Родился в г. Арзамас Горьковской области в 1972 году. Родители – представители технической интеллигенции. Поступил в Военно-медицинскую академию, но затем изменил свой выбор и окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.

Заниматься бизнесом начал в студенческие годы. В начале 90-х торговал всякой всячиной: джинсами, кроссовками, поясами для похудения.

В 2003-2005 годах был генеральным директором Ярославского шинного завода.

Известность в деловом сообществе Дмитрий Костыгин получил в 2009 году, по итогам противостояния между акционерами торговой сети «Лента». Костыгин владел примерно 1% акций этой компании, но оказал значимое содействие своему партнеру – американцу Августу Мейеру (42,41%). В 2011 году бизнесмены удачно продали свои акции инвестфондам и принялись скупать розничные активы, основная роль в поиске которых принадлежала Дмитрию Костыгину.

В 2015 году Дмитрий Костыгин и Август Мейер создали собственный розничный проект – продуктовую сеть «Оптоклуб Ряды», а также оптово-розничный парк «Мезоджи».

Имеет гражданство Федерации Сент-Китс и Невис. Отец четверых детей.