Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вадим самойлов - биография, информация, личная жизнь. Вадим самойлов - биография, информация, личная жизнь Девушка из группы вадима самойлова

Вадим самойлов - биография, информация, личная жизнь. Вадим самойлов - биография, информация, личная жизнь Девушка из группы вадима самойлова

Первые воспоминания... Мне, наверное, год был с небольшим, меня в ясли возили, и вот как дети в санках сидят полулежа - голова к небу - помню деревья, дорогу... А когда в садик водили - там была какая-то труба, вот и я запомнил: подъезд садика и над ним труба. Мне приятны воспоминания только о самом раннем детстве. Потому что потом... в семье не все хорошо было, городок маленький, провинциальный, и воспоминания скорее негативные. Например, родители решили нас водить в баню - в общую баню. Мне хватило двух походов, чтобы устроить скандал и сказать, что больше я туда не пойду. Ну представь - общая баня, пиво, рыба, бабушки, носящие тазики, куча голых мужиков... А в садике - мне рассказывали - я организовывал какие-то игры, у меня было развито чувство лидерства - раньше это называлось "организаторские способности". Очень рано я полюбил музыку, слушал, песенки подбирал... Еще из детских впечатлений... Безусловно, музыка из фильмов - одной из первых мелодий, которую я подобрал, была мелодия из кинофильма "Достояние республики" - это я еще даже в школу не ходил, мне было лет пять, мы были в гостях, там было фортепиано, и, пока взрослые занимались своими делами, я подобрал эту мелодию. Так что в музыкальную школу я пошел добровольно, тем более, что она была рядом с домом. Помню прослушивание при поступлении. Я учился по классу фортепиано, и как к культу к учебе не относился, для меня это было продолжением музыки. Разумеется, у меня были конфликты с учителями - я прогуливал, в общем, все, как полагается. Вообще, мне никогда не нравилось учиться, был единственный любимый предмет - сольфеджио, это я щелкал, как орехи. А все остальное терпеть не мог - в особенности, "музлитературу". Потому что она носила назидательную окраску. В итоге все образование очень быстро отбило любовь к классике. И заново потом приходилось въезжать. Поступил я в музыкальную школу добровольно в семь лет, а закончил ее благодаря геройским усилим моей мамы, мы с ней вместе закончили. То есть только ради нее - она деньги какие-то платила, мучилась, кричала... А своя музыка началась классе в третьем. Начал что-то играть, но более осознанно какие-то песенки пошли классе в пятом-шестом. Тогда я уже познакомился с Сашкой Козловым, он играл в ансамбле, я ходил слушать. Репетировали они в комитете комсомола, дверь была приоткрыта, вот заглянешь, послушаешь - потом полшага сделаешь вперед, а потом уже и в комнату зайдешь. Но, так или иначе, в классе пятом-шестом я играл в этом ансамбле. Они пробовали что-то сочинять, я предложил свои вещи, вот сидели, даже записывали что-то. Что интересно - со времен школьного ансамбля тоже многое осталось: например, мы записывали "Ураган", и Глеб вспомнил мелодию с тех давних пор, и эта песня вошла в песню. Пластиночки еще какие-то были, выпущенные столь же нелепым образом. Записаны "Beatles" или "Deep Purple", а написано следующее - "вокально-инструментальный ансамбль, на английском языке". А потом наш старший брат, живший в Барнауле, приехал к нам, привез магнитофон, кучу записей, и тогда мы подсели на "Pink Floyd". Потом у Саши Козлова мама начала из Москвы привозить пластинки, потом стали у спекулянтов покупать. Вообще набор был такой: "ELO", "Talgerine", "Pink Floyd". Потом, разумеется, последовало увлечение хард-роком, но у меня это было несерьезно - так, подурачиться. А позже, когда в десятом классе на нас обрушилась лавина самой разнообразной музыки, я слушал все, но висел на "Yes", "Queen" - то есть, на самой прогрессивной, в основном, английской, музыке. Американский рок-н-ролл я никогда не любил. Что касается пресловутого влияния свердловской школы рок-музыки, то любимейшей группой для нас был "Урфин Джус". Мы их с Глебом услышали, и нам сразу понравилось. "Наутилус" - чуть позже, причем ранний, типа "Невидимка". Но, в общем, "Урфин Джус" действительно повлиял на нас. Это нормально - потому, что для того, чтобы выйти на свой путь, надо поплясать по кругу - а там либо приходит либо нет. Музыка всегда шла рядом с нами. Она всегда была главной. Но надо было параллельно учиться в институте, в общем - жить обычной жизнью. А, что называется, для себя главным было сочинять, играть, выступать. И именно об этом и мечталось - а не о том, на каком радиозаводе я буду работать. Для услады родителей мы поступали в различные институты, но я об этом не жалею. В институте я провел замечательное время - и даже знания, которые приобрел там, помогают. Звукозапись ведь - дело хитрое, как раз по моей профессии. Я всегда понимал, что "любишь кататься, люби и саночки возить". Получилось так, что наша музыка стала популярна, много людей ее слушают - и будь добр, покажи ее всем и в самых разных качествах. Поэтому - постоянные концерты, туры и так далее. Кроме того, нам просто нравится играть, даже если устаешь. Убивает-то быт - гостиницы, перелеты, переезды - а концерты спасают. Отношения с шоу-бизнесом... Есть цели и есть средства. Цель - играть свою музыку. И мы прекрасно понимаем, что при этом существует процесс того самого шоу-бизнеса, и есть куча заморочек. То есть дискомфорт в работе есть у всех, и все это понимают. Иногда думаешь - блин, да что ж они вытворяют! Хотя мы понимаем, что есть масса поводов сказать тоже самое и в наш адрес. Что касается диктата шоу-бизнеса... Обязанность сделать то или иное - она сама по себе есть, мы это понимаем прекрасно. Это сознательно выбранный путь - и, естественно, бывает очень сильная усталость. Чувствуешь, что тебя уже зритель тащит - типа "давай дальше, давай!" Мы нашли в себе силы взять на полгода паузу, а сейчас заново поднимаемся. Это нормально - с нашей точки зрения, это нормально. Мы очень боялись, что попадем в категорию модных групп - то есть будет сезонный интерес, и все. Нам надо было записать этот альбом ("Ураган"), вывернув себя наизнанку - перейти из разряда модных групп в разряд постоянно вызывающих интерес. Ждем результата. У меня опасения сейчас рассеиваются, у ребят - в меньшей степени, но я позволяю себе смотреть на это со стороны, и, думаю, что все поправляется. Первая волна, когда из разряда простого человека, играющего свою музыку, ты попадаешь в разряд звезды, и появляются фанаты, толпящиеся у дома, миновала. Сначала было не по себе - очень страшно. Потому что все это обрушилось лавиной. Фанаты... они вслушиваются в каждое слово, но понимают все по-своему. Хотя этот момент искажения в восприятии происходит у всех. Потому что для нас музыка представляет одну цель - для слушателей совершенно другую. Для 14-летнего подростка понимание строчки, например, "ты будешь мертвая принцесса, а я твой верный пес" - оно совершенно другое, чем, допустим, у меня. Для него эта система образов как сказка, как продолжение некой детской игры, но с более живыми героями - они могут представить настоящую принцессу и даже целый спектакль. А пресловутый момент депрессивности в нашей музыке... Он не пугает меня в плане влияния на публику. Просто человек не в ответе за действия тех людей, которые послушали его музыку или прочитали его книгу. Я в этом уверен на 100 процентов - потому что тогда в звеньях этой цепи влияния нужно учитывать государство, всю жизнь, соседей и так далее. Просто музыка наиболее доступна - ничего делать не надо, читать не надо, услышал - и воздействие произведено. Я этого не боюсь, хотя знаю, что Глеб некоторые песни оставляет за бортом, думая как раз об этом. Что же касается моего внутреннего ценза, то мне труднее об этом говорить, потому что ценз касается в большей степени слова, а я давно уже ничего не пишу, никаких стихов. Нас обвиняют в использовании наркотических аллюзий, но я-то понимаю, почему мы это делаем. Это - другая грань жизни, а интерес к другим граням жизни у меня огромен, ведь там есть все, и некий мазохизм, и измененные состояния, эротические фантазии, шизофрения, все, что угодно. Я вообще думаю, что самое интересное искусство находится именно на этой грани. Я любитель такого искусства. Хотя с книгами такого рода - да и вообще с литературой - у меня плохо, не получилось из меня читателя. Очень редко читаю - а раньше увлекался научной фантастикой. Станислав Лем, Стругацкие. Потом - Булгаков. Из кино последнее, что на меня произвело впечатление - французский фильм "Отравленная кровь". Этот фильм существует совершено в другой системе координат. Совершенно другое пространство. Другие цвета. Совершенно не интересует реальность или нереальность происходящего. Драма, патология, любовный треугольник, какой-то сумасшедший дом, только дело происходит не в сумасшедшем доме, а в сумасшедшем мире. Очень интересно. Все внутри - то есть самое главное, что происходит, происходит внутри. Больше ничего не увидишь. Вообще из ощущения внутренней свободы и заданности обычной жизни все чаще меня сносит именно в область внутренней свободы, музыки, позволения себе делать все, что угодно. А когда сносит, очень трудно возвращаться. Возвращаешься, главным образом, из-за того, что понимаешь, что от твоих действий зависит судьба других людей. Сольные проекты (совместно с В. Сурковым):

Вадим Рудольфович Самойлов - популярный российский музыкант. Прославился в составе рок-группы "Агата Кристи" вместе с младшим братом Глебом Самойловым. В данный момент начал сольную карьеру.

Биография музыканта

Вадим Рудольфович Самойлов появился на свет на второй родине российского рока (после Санкт-Петербурга) - в Свердловске. Вскоре его родители перебрались в райцентр.

Отец трудился инженером, а мать врачом. В 7 лет Вадима отдали в музыкальную школу, тогда он еще не знал, что это увлечение на всю жизнь.

После школы, по настоянию родителей, получил высшее образование в Уральском политехническом институте. Вадим Рудольфович Самойлов окончил факультет радиотехники. Имеет диплом по специальности "Конструирование и производство аппаратуры".

Участвовал в студенческих строительных отрядах. Там начал активно выступать на конкурсах самодеятельной песни. Вообще, в студенческие годы вел активную общественную жизнь - играл в КВН. Провел оба сезона за команду Уральского политеха в возрожденном КВН. На сцене Клуба веселых и находчивых пел песни.

В 1987 году, после окончания вуза, получил профессиональную квалификацию конструктора-технолога радиоаппаратуры.

Основание группы "Агата Кристи"

В середине 80-х Вадим Рудольфович Самойлов был одним из основателей музыкального коллектива "Агата Кристи" в Свердловске. Вместе с гитаристом и барабанщиком Петром Маем и композитором и клавишником Александром Козловым. Первое название коллектива было ВИА "РТФ УПИ".

Вадим стал единственным членом группы, который играл в ней на протяжении всего времени ее существования. Вплоть до самого развала в 2010 году. Вадим Рудольфович Самойлов, биография которого тесно связана с этим коллективом, выполнял функции вокалиста, гитариста, автора песен и продюсера, аранжировщика.

Среди знаменитых композиций Самойлова песни "Никогда" и "Черная луна". С 1990 года (после выхода альбома "Декаданс") Вадим Самойлов берет на себя большую часть функций продюсера и директора группы. При этом отдаляется от творческого процесса. Роль основного автора слов и музыки переходит к Глебу Самойлову, который младше его на 6 лет.

Работа вне группы

Несмотря на большую занятость, Вадим Рудольфович Самойлов, фото которого в 90-х регулярно попадает на обложки музыкальных журналов, задействован и с другими музыкантами.

В 1992 году он помогает Насте Полевой записывать альбом "Невеста", выступая в роли гитариста, звукорежиссера и клавишника.

В 1994 году участвует в записи студийного альбома "Титаник" с группой "Наутилус Помпилиус". В 1997 году с этим же коллективом записывает пластинку "Атлантида".

В конце 90-х - начале 2000-х в качестве продюсера раскручивает несколько перспективных музыкальных проектов. Самые успешные - группы "Смысловые галлюцинации" и "Чичерина".

Сотрудничает с Записывает с ними трибьют к песне "Невидим", а через год целый альбом - "Тень вампира". С коллективом "Наутилус Помпилиус" отправляется даже на один из фестивалей "Нашествие".

Уже после расставания с "Агатой Кристи" продолжил сотрудничество с "Пикником". Съездил с группой на гастроли в юбилейный тур, посвященный 30-летию коллектива.

Попробовал себя и в качестве композитора кинофильмов. Его музыку можно услышать в драме Алексея Балабанова "Мне не больно".

После распада "Агаты Кристи"

Распадается в 2010 году. Конец коллектива сами братья Самойловы объяснили тем, что со временем стали совершенно разными людьми, с диаметрально противоположными жизненными ценностями и вкусами. Поэтому находить общий язык в рамках одного проекта им становилось все сложнее.

Последним, десятым альбомом коллектива стала пластинка "Эпилог". После этого Вадим Рудольфович Самойлов (национальность - русский) начал сольную карьеру. Первые результаты он представил только через три года в родном городе, выступив на празднике с новым проектом.

В течение 2013-2014 гг. он демонстрировал кусочки этой программы на нескольких концертных площадках.

При этом Самойлов продолжил работу над своими старыми песнями. В конце 2016 года он представил в социальной сети "ВКонтакте" неизданные версии старых треков под названием "Черновики для "Агаты".

Новый альбом

В 2017 году Вадим Самойлов представил сингл со своего нового альбома под названием "Другие". Он стал доступен практически на всех популярных электронных площадках.

Стоит отметить, что песня "Другие" была написана еще в годы работы над альбомом "Эпилог" в составе "Агаты Кристи", однако в окончательную версию альбома не попала.

Когда появится первый сольный альбом Вадима Самойлова, до сих пор неизвестно. Поклонники уже давно в нетерпении.

Жизнь вне сцены

Вадим Рудольфович Самойлов, личная жизнь которого всегда интересовала его поклонникам, был дважды женат. От первого брака у него осталась дочь Яна.

С середины 2000 годов занимает активную общественную и гражданскую позицию. В 2006 году он создал благотворительный проект под названием "Герой нашего времени". Его целью была поддержка молодых и начинающих музыкантов. Через год известный рок-музыкант вошел в состав федеральной Общественной палаты. В этом органе заведует борьбой с пиратством, которое открыто называет воровством.

В 2010 году вместе с другими известными музыкантами и деятелями культуры встречался с президентом России Дмитрием Медведевым. В ходе общения Самойлов вместе с Макаревичем, лидером группы "Машина времени", исполнил песню "За тех, кто в море". Последствия этого общения затем много обсуждались. В частности, осуждалось решение не приглашать Юрия Шевчука. Лидер группы ДДТ, по словам Самойлова, который был одним из организаторов встречи, занимает слишком подростковую и нонконформистскую позицию.

В 2012 году был официально зарегистрирован накануне выборов президента России как доверенное лицо Владимира Путина, который на тот момент занимал пост премьер-министра.

В 2015 году Самойлов побывал с концертами в непризнанной Луганской народной республике. И даже был награжден главой областного центра на Дне города за активную жизненную позицию и вносимый вклад в становление молодого государства.

С 2017 года Самойлов является одним из членов Российского музыкального союза. Причем входит в состав правления этой организации.

12 декабря в Петербурге пройдет концерт основателя и экс-участника легендарной группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова . Музыкант обещает, что не разочарует поклонников: в почти трехчасовом шоу прозвучат все главные хиты «Агаты Кристи», новые композиции Самойлова-старшего и песни, которые редко исполнялись на предыдущих концертах. «Это будет путешествие по глубинам и высотам человеческой души, - рассказывает Вадим. - Мы опустимся на самое дно, а потом поднимемся наверх!».

«Нам с братом было тесно в одной группе»

Яна Хватова, сайт: - Вадим, песни «Агаты Кристи» в вашем сольном исполнении звучат несколько иначе: из них ушла депрессивность, появилось больше тепла. Расскажите, в чем причина таких изменений?

Вадим Самойлов: - Во-первых, произошло мое взросление. Во-вторых, была большая пауза между тем, как «Агата Кристи» прекратила существование, и тем, как я начал сольно исполнять репертуар группы. Прошло почти 5 лет! Это было время переосмыслить себя и по-другому посмотреть на то, что происходило - с высоты прожитого. Наверно, я поменялся. Мне хочется не проживать песню в качестве главного героя, а давать свое восприятие. Считаю, что депрессия в творчестве «Агаты Кристи», бесспорно, была, но был еще и сарказм, и юмор: он был немного циничный, а сейчас в этом юморе появилось больше улыбки и такого безусловного приятия. Люди - сложные существа, и в каждом есть порок. Про эти пороки мы и пели.

- Можно ли сказать, что ваше взросление и привело к распаду группы?

На концерте в Петербурге Вадим исполнит хиты и новые песни. Фото: Из личного архива

Да, совершенно верно! Лучше будет сказать - даже не к распаду, а к закономерному завершению. Мне уже давно было понятно, что мы с Глебом рано или поздно разойдемся, и у нас будут два разных проекта. Особенно это стало очевидно после смерти Саши Козлова (сооснователь и клавишник «Агаты Кристи», скончался в 2001 году - прим.авт.). Вместе мы еще как-то балансировали, а, когда нас осталось двое, наши личные мировоззрения - мое и Глеба - начали требовать выхода. Поэтому в наших сегодняшних песнях уже меньше фантазийного лирического героя из книжки, а больше личного посыла и от него, и от меня.

Поскольку мы с братом очень разные люди, нам было тесно в одной группе. В 2008 году мы договорились записать прощальный альбом, сделать прощальный тур и разойтись. Не было какого-то конкретного повода, скандала, ругани, из-за которой мы расстались. Это было взрослое решение взрослых людей.

Я продолжаю любить Глеба, потому что он мой младший брат. Если ему понадобится рука помощи, он прекрасно знает, что получит ее, как это бывало много раз.

Скандалы начались уже после «Ностальгических концертов» (Глеб Самойлов через суд пытался запретить брату исполнение песен «Агаты Кристи» - прим.авт.). Я отношусь к этому философски. То, что просачивается в прессу, это только верхушка айсберга, часть наших больших и сложных взаимоотношений с братом. Резюмируя, могу сказать: я очень жалею, что мы расстаемся с таким скверным шумом. И, конечно, настоящая правда наших отношений - только между мной и Глебом. Это наше личное пространство, и я бы не хотел никого туда впускать. Сожалею, что иногда со стороны Глеба звучат какие-то лишние вещи. Ну, так тому и быть, ничего страшного.

Я не вижу поводов для того, чтобы мы когда-нибудь сошлись. Мне комфортно одному, нравится искать что-то новое. Но, несмотря на то, что я категорически не принимаю тот образ жизни, который сейчас ведет Глеб, то, как он мыслит, тем не менее, я уважаю его за то, что он живет, как хочет, не подстраивается под действительность. Бесспорно, хоть и на дистанции, я продолжаю его любить, потому что он мой младший брат. Если Глебу понадобится рука помощи, он прекрасно знает, что получит ее, как это бывало много раз.

- Вы следите за творчеством Глеба?

В свое время, при подготовке к «Ностальгическим концертам», я изучил творчество «The Matrixx»: в какой-то момент у нас была идея сделать общий концерт, чтобы и Глеб, и я показали свои новые песни. Тогда я понял, что это все будет слишком экстравагантно для концерта, куда придут поклонники «Агаты Кристи». Поэтому мы эту идею отменили - но с творчеством Глеба я ознакомился. Собственно говоря, Глеб по-прежнему остается талантливым автором, хотя это и не совсем мое. Есть любители такой музыки, и слава Богу! Я ему желаю успехов.

В передних рядах - молодежь

- А на ваши концерты приходят поклонники «Агаты Кристи» или среди них есть и новые лица?

Конечно, «Агата Кристи» - объединяющий элемент для тех, кто в зале и на сцене. Я очень рад, что среди поклонников постоянно появляется молодежь. На концерты приходит три поколения людей: это мои сверстники и даже немного постарше - те, кто слушает русский рок с конца 80-х, это также поколение 90-х - периода, когда «Агата Кристи» была бешено популярной, и молодые люди. В передних рядах всегда тинейджеры, молодежь, и это согревает, вдохновляет.

Каждый концерт Самойлова - яркое и необычное шоу. Фото: Из личного архива

Вы в свою очередь не отстаете от молодежи в том, что ведете странички во всех социальных сетях. Наверняка вам часто пишут поклонники. Всем отвечаете?

Я не особо социальный человек, но я понимаю, что надо - надо общаться с людьми. Соцсети - это своего рода рупор, через который можно озвучить свою точку зрения по тому или иному вопросу, и это очень здорово. Когда я достиг пика конфликта с братом, в соцсетях мне прислали много вопросов, и надо было на них отвечать. Тогда я активно пользовался соцсетями, потому что у меня был повод. Сейчас - периодически что-то такое случается, могу с кем-то пообщаться.

- Вы очень много гастролируете. Остается ли время на семью?

Мы стараемся так планировать график гастролей, чтобы оставалось время на семью. Например, если неделю гастролируем - следующую неделю проведем в Москве. Такая у нас, артистов, работа! Моя дочка Яна знала «Агату Кристи» с детства, и эти песни до сих пор ей нравятся. Конечно, приятно, когда есть такое понимание и согласие.

Для Петербурга - самое лучшее

- В 2006 году вы создали благотворительный музыкальный проект «Герой нашего времени». Развивается ли он сейчас?

Я поддерживаю связь с музыкантами, которые могут прислать мне что-то послушать, а я делюсь своими впечатлениями. Некоторые из них по дружбе могут записаться на нашей студии. Систематически, как это было в 2006 году, я этим не занимаюсь: мне пока некогда. В первую очередь я должен закончить все свои творческие обновления. После этого у меня найдется место и в душе, и в пространстве, чтобы вернуться к этой деятельности. Моя сфера интереса - молодая музыка, молодые музыканты. Мне очень любопытно, какой будет новая волна русского рока. Если я в будущем смогу чем-то помочь этим ребятам, буду рад!

- Кого-то из современных молодых музыкантов могли бы отметить?

Из того, что прозвучало по-новому, мне понравился коллектив «Самое большое простое число» (СБПЧ). Они необычные, работают в сплаве жанров. Я люблю все необычное, и на меня эти ребята произвели большое впечатление. С классическим поп-роком все понятно, с рэпом тоже, а здесь такой необычный вариант, когда всего понемножку - и электроника, и читка, все тонко и психоделично. Но я не хочу сказать, что они лучше всех остальных - просто мне они понравились тем, что нашли новую стезю.

Самойлов-старший признается, что находится в процессе переосмысления самого себя. Фото: Из личного архива

В одном из интервью вы говорили, что не представляете свои концерты без шоу. А какое шоу вы приготовили для Петербурга?

Это будет шикарная программа почти на три часа. Для Петербурга я приготовил специальное шоу, где решил добавить глубины порока, чтобы не уходить в совсем светлое выступление. Мой концерт будет путешествием длительностью в 30 лет - начиная с 1986 года, с самых первых записей, еще которые мы с Сашей Козловым делали даже до Глеба, и заканчивая моими новыми композициями, включая песню, написанную как раз на музыку Александра Козлова. Я добавил в концерт такие песни, которые мы очень редко исполняли в «Агате Кристи». Например, композиция «Его там не было». Это песня о поисках Бога и внутренних конфликтах человека на этом пути. Или, например, песня «Джиги Дзаги».

Концерт в Петербурге будет путешествием по глубинам и высотам человеческой души. Мы опустимся на самое дно, чтобы исследовать самые порочные вещи, а потом поднимемся наверх, прыгая по личному и светлому и утверждая его.

Мы провели большой тур по центральной России и возили с собой все оборудование, чтобы к концерту в Санкт-Петербурге наше шоу приобрело окончательные очертания, которые нам не удалось даже в Москве показать. Петербург у нас самый рок-н-ролльный город, и мы для него приготовили самое сладенькое!

Вадим Самойлов продолжает исполнять песни "Агаты Кристи", но много занимается и собственным творчеством. Фото:

Они поссорились не из-за денег и даже не из-за политики. Да, действительно, между ними серьезные разногласия по финансовому вопросу. Да, один придерживается оппозиционных взглядов, а другой так сильно поддерживает власть, что даже играл на нашей военной базе в Сирии. Но причина гораздо глубже. С братьями произошло примерно то же, что с пресловутыми 14% и 86% — родные люди стали несовместимы настолько, что не могут разговаривать друг с другом, не хотят встречаться. В их случае это кончилось распадом одной из лучших российских групп. Чем кончится для страны, не хочется даже думать.

Принято считать, что главные песни «Агаты» созданы под влиянием великой британской группы The Cure, но в Асбесте, где выросли братья Самойловы, панка и декаданса хватило бы на десяток британских групп. Полуразрушенные дома, низкое солнце над огромным асбестовым карьером, атмосфера распада и безнадеги. Им обоим с юности был «симпатичен ад», как поется в песне «Опиум для никого». Но шли они к нему разными дорогами.

Они очень похожи, несмотря на шесть лет разницы. На концертных видео девяностых одинаково полные лица, буйные вихры, свисающие на глаза, как у лидера Cure Роберта Смита. У обоих по-смитовски сдавленный и одновременно как бы плачущий голос. Практически близнецы. Но уже тогда ими сознательно культивировалась эта мазохистская любовь-ненависть: «Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня».

Глеб в те годы придерживался левых и даже анархических взглядов. Дружил с прохановской коммунистической газетой «Завтра» (и сейчас дружит). Важная деталь: далеко не все оппозиционеры — либералы, есть и такие, как Глеб. Все это не помешало «Агате» принять участие в ельцинском предвыборном туре «Голосуй или проиграешь». А позже они по инициативе Вадима поддержали Союз правых сил. Либералом как раз был он.

Вадим вообще много занимался делами группы. Продюсировал записи, договаривался о концертах. Такой у них сложился расклад: Глеб с клавишником Александром Козловым писали хиты, а Вадим придавал всему этому коммерческий вид, заботился об успехе. Он, впрочем, и музыкант отменный, без его гитары вряд ли что-нибудь бы вышло.

Оба тогда сидели на наркотиках и особо этого не скрывали. В каждом втором тексте — опиум, гашиш, кокаин. Трудно сказать, в ком из них сильнее была тяга к саморазрушению, но слова «Хали-гали, крыша, где ты будешь завтра?» принадлежат Глебу.

Это сильная рок-н-ролльная история со всеми свойственными жанру безумствами. В песнях упоминались и садо-мазо, и гестапо, и красный петух… Мало кто мог спеть о том, что все летит к черту и туда ему и дорога, так убедительно, как они. Так, чтобы вся страна подпевала. Тут важно помнить исторический фон: анпиловские старушки швыряли в ОМОН булыжники, шахтеры стучали касками по Горбатому мосту, в клубах шел непрекращающийся рейв под экстази, лимоновцы кричали «Да, смерть!», люди становились миллионерами и нищими в одночасье…

Но самый рок-н-ролл пошел в нулевых, безумства вышли на новый уровень — их потянуло в политику.

Вадим подружился с Владиславом Сурковым. Глеб подружился с поэтом Ильей Кормильцевым, одним из самых радикальных культуртрегеров. Его издательство «УльтраКультура» — символ сопротивления не власти даже, а контролю над образом мыслей, инерции, серости. И Кормильцев, и Глеб Самойлов хотели свободы в ее крайних проявлениях, не боялись самого экстремального экстрима.

Вадим в это время почти в одиночку записывает альбом песен Суркова «Полуострова». Сурков тоже не чужд декаданса и готичности. Его любовь к холодным имморальным высказываниям вполне соответствует идеологии «Агаты».

Глебу тандем Вадим Самойлов — Владислав Сурков активно не нравится, но группа продолжает играть. В 2004 году выходит пластинка «Триллер. Часть 1» с ключевой песней «В интересах революции»: «Я буду классным, когда взорву ваш магазин, таким опасным и сексуально заводным… Пока ты чистый, пока ты прешься по борьбе, любая кукла умрет от счастья на тебе ». Редкий пример их совместного творчества в тот период. Только Глеб писал всерьез, прославлял героев и радикалов, а Вадим издевался и пародировал.

В том же году случается первый Майдан. Сурков собирает рокеров на совещание. Он не требует от них какой-то суперлояльности. Просит лишь не подогревать протестные настроения. На встрече присутствуют Гребенщиков, Земфира, «Чайф»… И Вадим Самойлов. Глеб, естественно, не пришел.

Пройдет еще пять лет, и братья объявят о распаде группы. Чаша переполнилась, они больше не могут работать вместе.

2010-й. Рокеры встречаются с президентом Медведевым. На этот раз встреча организована Вадимом. Присутствует Макаревич, которому Вадим помогает исполнить песню «За тех, кто в море». Не присутствует Шевчук. «Он занимает достаточно подростковую, нонконформистскую позицию, а на подобных встречах все-таки нужно стремиться к диалогу», — говорит старший Самойлов. Глеба, естественно, тоже нет.

Вадим Самойлов, Андрей Макаревич, Сергей Галанин и Дмитрий Медведев. Фото: РИА Новости

В эти годы Глеб оказывается практически на улице. Частью по личным, частью по финансовым обстоятельствам. Он вообще, в отличие от Вадима, безбытен. Компьютер, пара гитар — вот все, что ему нужно для жизни. Среди фанатов ходит легенда, что, когда Глеба в очередной раз забрали в милицию, вытаскивал его оттуда Вадим. Наверняка это и было, причем неоднократно. Политика политикой, а братскую любовь не так просто уничтожить.

2011-й. Начинаются протесты. Артемий Троицкий, когда-то пропагандировавший творчество «Агаты», называет Вадима «дрессированным пуделем при Суркове», Вадим подает в суд (судья на процессе — тот же Борис Удов). А Глеб в это время участвует в протестном движении.

2012-й. Вадим Самойлов — доверенное лицо Путина.

2014-й. Начинается война на Украине. Глеб со своей новой группой The Matrixx записывает песню «Живой» о событиях второго Майдана: «Что уже не сделает спецназ, что уже не сделает ОМОН. Каждая нацелена на нас, каждая ракета на огонь. Это значит, я еще живой ». Правда, называет происходящее гражданской войной и обвиняет обе стороны: «Руки у всех в крови ».

Вадим едет с концертами в Луганск и Донецк, Глеб — в Киев.

И вдруг они объединяются для двух ностальгических концертов по инициативе Вадима. Влияние старшего брата на младшего еще сохраняется. Правда, именно с этого момента начинаются финансовые разногласия — Глеб утверждает, что Вадим не отдал ему деньги за выступления, а суммы там немалые.

Спустя короткое время Вадима неожиданно прорывает. На сольном концерте со сцены он начинает объясняться в любви Глебу и желает ему добра. Похоже, он сам не понимает, как это вышло. Спонтанное проявление чувств.

В июне 2016-го выходит фильм «Агата Кристи. Как на войне». Самый душераздирающий момент: Глеб сидит и ждет встречи с братом, чтобы поговорить наконец по-человечески. Пьет чай, смотрит на часы. Вадим не приходит. Тогда же, в июне, начинается суд, который до сих пор не окончен. Следующее заседание в сентябре.

Ссорятся и враждуют всегда самые близкие, на далеких плевать. Это видно и по отношениям России с Украиной, и по расколу внутри страны.

Отчего это происходит, сказать сложно, но можно: ни у кого нет серьезных планов на будущее, а значит, нет смысла сохранять отношения. Люди только и ждут, чтобы все поскорее закончилось, гори оно огнем. Катастрофическое сознание, декаданс. Это стимулирует творчество, но жить так все же нельзя.

Когда в очередной раз вы услышите о том, что жена отлупила мужа сковородкой с криком «Крым наш» или (наоборот) «Россия будет свободной», рабочие «Уралвагонзавода» изъявили желание разгонять митинги, а жители Патриарших обозвали жителей Бирюлева саранчой, вспомните историю братьев Самойловых, она многое объясняет.

Cosmopolitan-Урал. Июнь 2003 г.

Сочинять зловещие и красивые сказки – это по их части. Клоуны-мученики и сердца с каменным дном – действующие лица и атрибуты их пронзительно-нервных песен. Выросшие на мрачных текстах немецких романтиков, они стали самой молодой легендой российского рока. Большую часть нынешнего года Вадим и Глеб Самойловы проводят в залах с неизменными аншлагами – во всероссийском туре к пятнадцатилетию группы “Агата Кристи”.

ВАДИМ

Можно парой слов обозначить разницу между братьями Самойловыми?

Глеб, безусловно, поэт и лирик. Во мне больше физики. Это нормальное взаимодополнение, я думаю, иначе мы не смогли бы столько лет в одном коллективе прожить.

Ты помнишь, когда первый раз в своей жизни увидел Глеба?

Конечно: в окне родильного дома! Как и полагается, стоя рядом с папой и размахивая цветочками. Нам показали его из окна, маленького и уже орущего.

Вы ладили между собой в детстве?

Мы дружно жили. Хотя я больше, чем детство, помню мое взросление и его детство-отрочество, его победы и впечатления от жизни, мои… Мы параллельно развивались, делились всем. Было время, пока я в институт не поступил, слушали и смотрели одно и то же. А читать, как Глебка, запоем, я не научился. Есть книги, которые цепляют сразу, тогда я их читаю от корки до корки, и они становятся любимыми.

Что для тебя брат? Опора? Друг?

Я, наверное, очень серьезную вещь скажу, но… Порву любого за него. Он действительно настоящий друг для меня. То, что мы братья – это из разряда таких обязательных вещей, как семья, мама. Но мне еще очень хочется с ним делиться всем, что происходит. И, как это ни парадоксально, с нами случаются похожие события, мы словно закодированы каким-то образом.

Какие у тебя отношения с дочкой?

Когда у меня папа с мамой разводились, я поклялся, что у моего ребенка будут и папа, и мама. Но судьба подкидывает нам испытания, с которыми мы не всегда справляемся, говорят же, не зарекайся… Чего бы там ни писали обо мне, какие бы слухи ни ходили, для ребенка папа всегда один, папа всегда хороший.

Должны ли родители что-нибудь особое делать для своих детей?

Хочется все самое теплое и лучшее из себя достать и оставить дочке. Элемент умиления, конечно, присутствует. (Улыбается.) Когда слышу “папулечка”, становлюсь как размазня такая, как кот на батарее растекаюсь… Я считаю, что весь запас любви, который в человеке есть, должен быть ребенку предоставлен. Потому что любовь к женщине – это одно, а к ребенку – совсем другое. Именно эта любовь движет Солнце, потому что ребенок – продолжение тебя. Когда говорят “папины деньги”, имея в виду Алсу, Губина, Линду… Да слава Богу, что папа помог! Я совершенно спокойно к этому отношусь. Я далеко не все еще сделал для дочки и надеюсь, что у меня получится все, что я хочу сделать.

Любовь к ребенку – это любовь-забота. А к женщине?

Я бы сказал, озарение. Ищешь, как ни банально звучит, половину свою, человека, с которым все совпадает. В течение жизни мне, наверное, повезло, или не повезло, уж не знаю, как говорить об этом, я встречал нескольких женщин, с которыми совпадений было все больше и больше. И сейчас я встретил человека, с которым совпадает вообще все. Это, наверное, самое большое счастье, очищение души какое-то, встряска сильнейшая.

Тебе часто встречаются хорошие люди?

Мне как-то Костя Кинчев сказал, что Бог чудеса рассыпает везде и нужно быть готовым увидеть эти искорки. В этом смысле мне в последнее время встречаются на пути сплошь хорошие люди. Может быть, это оттого, что обжигался много раз и интуитивно отсеиваю общение с кем-то. Я помню о том, что есть много людей, которые хотят мною гордиться: друзья, знакомые, коллеги, компаньоны, дочка, супруга, много людей.

А где же мама среди перечисленных?

Мама - отдельно стоящий человек, ей пришлось очень нелегко с нами. Живет три жизни одновременно: свою, мою и Глебкину. Не представляю, как она это выносит все. Мы всегда к ней хорошо относились, но сейчас мы с Глебом доросли уже, видимо, чтобы заботиться о нашей мамочке по-настоящему. Мы этого очень хотим.

Что заставило “Агату Кристи” уехать в Москву?

Нужно было ехать, чтобы пробиться. Тогда не было развитого шоу-бизнеса. В отличие от ЧАЙФа, нам не повезло с человеком, который бы в Москве нашими делами занимался, и нам пришлось делать все самим. Хотя я искренне до сих пор удивляюсь, почему бизнесмены талантливейшего уральского региона не могут допетрить, что у них из рук уходит куча молодых интересных групп? “Сахара” уехала, “Москва-Луна” и “Смысловые галлюцинации” живут тут, но клипы снимают тоже в столице. А ведь у нас великолепная база для съемок, неужели лень подумать чуть-чуть? Здесь все очень обособленные, товарищи с ограниченной ответственностью такие… Я этого от души не понимаю.

Ты будто бы уговариваешь не уезжать в столицу…

Мне кажется, самое больное для человека – оторванность от корней. Нельзя человека выдергивать, не все это выдерживают. Мне, чтобы Родину свою представить, нужно представить расстояние в 2000 км, Асбест, Свердловск и Москву. Я завидую Косте Кинчеву, когда он мне показывает школу, где он учился, дом, где у бабушки жил, огород, из которого воровал что-то… Человек так и должен жить, его опасно раздергивать. Хотя, если б у нас не было этой оторванности, то и надрыва бы такого в песнях не было.

Тяжелый и больной вопрос. Был бы, думаю, интимным, если бы не масштабы распространения наркотиков в нашей стране…

Упаси вас бог даже попробовать. Я видел людей с огромной силой воли, которые просто ломались под их действием. “Я только попробую, есть люди, которые пробовали, и у них получилось бросить”, - это самый большой обман. Выживают единицы. Это огромный, совершенно дьявольский мир, который засасывает, подменяя вашу жизнь собой. И это происходит очень незаметно. Вы теряете ВСЕ, начиная с личности и заканчивая теми, кто вас любит. И даже самых любимых людей, которые останутся с вами, вы будете мучить до последнего. А заканчивается это все либо тюрьмой, либо могилой.

Бывает, что люди судят о других по себе…

Я научился не поддаваться. У меня было две победы. Я научился говорить “нет” и отстаивать то, что у меня есть внутри. Или резко, или демократично. Включая драки.

И давно ты последний раз дрался?

Полгода назад в Ханты-Мансийске.

Нас с братом в присутственном месте сильно пьяный очень известный молодой актер назвал нехорошим словом. Я предупредил, что по лицу его бить не буду, потому что он им работает, и предложил извиниться, пока считаю до трех. Не извинился – получил. А, нет, это был не последний раз! На концерте в Горбушке поддал фотографу, который продавал пиратские фотографии выступавшего коллектива. К пиратству отношусь очень плохо. Еще с времен нашего концерта в “Космосе”, когда фотограф предложил посниматься, а на следующий день, на втором нашем концерте, продавал эти фотографии. Никому, кто занимается пиратством, не советую встречаться со мной. Сколько бы вас там ни было, хоть первому из толпы, но зубы все выбью.

В детстве не нахулиганились?

В детстве мы не были хулиганами. Сейчас вот наверстываем. (Смеется.) Мы в детстве такие были… жили рассветами красивыми, закатами… У нас квартира была одной стороной на Восток, другой на Запад. Мы зависали между сказками, читали книжки, слушали песенки, жили, скорее, внутренним миром. И благодарны родителям, что они нам дали такую возможность. Первые подарки мы купили такие: пластинку Окуджавы маме, Высоцкого – отцу. Родители – инженер и врач – не имели отношения к творческой среде, тем не менее, у нас дома всегда собирались посиделки, разговаривали, пели про виноградную косточку, это было так проникновенно… Или когда папа подпевал “кавалергарда век недолог”, это меня вставляло, честно говоря.

Кем бы ты хотел остаться в Книге Вечности, если такая была бы?

Все-таки, да простят меня все любящие меня и все, кого я люблю, пусть там будет написано “Самойлов Вадим, “Агата Кристи”.

ГЛЕБ

Какое твое первое воспоминание о Вадиме?

Очень хорошо помню, как Вадику копили на джинсы. Так долго копили, так все переживали, и когда Вадику джинсы эти все-таки купили, я так гордился, как будто их купили мне. С тех пор так и продолжается: когда Вадик напишет что-нибудь хорошее, я радуюсь, как будто это я сам сделал. Как бы мы ни ссорились, каких бы обид между нами ни было, гордость друг за друга – она выше всего. Еще он возил меня в детский садик на санках.

Брат в твоей жизни – поддержка, опора, что-то еще?

Это данность. Субъективная реальность, данная мне в ощущение. (Смеется.) У нас всегда была большая семья – папа, мама, Вадик, я, бабушка с нами. Я и не представляю себе другого. Это надо у Вадика спросить, может быть, он помнит, как прожил шесть лет без меня.
(Вадим, улыбаясь: “Скучал ужасно!”)

Он помнит, как увидел тебя в роддоме…

А, я знаю эту историю! И знаю, как имя он мне выбрал.

Расскажи!

Вадик категорически настаивал, чтобы меня назвали Пупсиком. Папа предложил назвать меня Глебом, что, кстати, соответствует православному календарю. В результате кидали жребий. Побросали в шапку бумажки с именами, шапку доверили держать папе. Вынули бумажку с именем Глеб. Потом выяснилось, что так было написано на всех бумажках. Папа был хитер. Зато правильное имя дал. А так был бы я Пупсиком.

Отличное имя для рок-звезды!

Да, Вадим и Пупсик Самойловы – легенды русского рока!

Не тяжело? В таком возрасте – и легенда?

Непонятно. Легенда подразумевает под собой то, что уже в прошлом, понимаешь? Грустно называться легендой в 32 года. С другой стороны, в этом возрасте можно многое начать заново, понимаешь? И жизнь новую, и любовь, и пить бросить - все можно. И на сцене чувствовать себя еще лучше, чем в 17 лет.

Что ты начал нового в 32 года?

Я начал писать песни, которые не писал с 30. За два года не написал ни одной песни. Последняя была для Сережи Бодрова к “Сестрам”.

С чем связано такое долгое молчание?

Прежде всего – со смертью Саши. (Александр Козлов, барабанщик “Агаты Кристи”. – Прим. ред.) С опустошением внутри. Сашина смерть словно подвела черту. Потом, болезненное очень расставание с семьей. Мы с женой не могли жить друг с другом. Я пытался все это терпеть, как мог, только потому, что понимал – есть же Глебушка. И пока у него есть мама и папа – у него есть дом, он будет полноценным и счастливым ребенком. Но ситуация стала такой нелегкой, что оставаться вместе мы не могли категорически. И я ушел из семьи.

Что ты успел сделать хорошего для сына за его шестилетнюю жизнь?

Бесконечно мало я для него сделал. Я отвратительный отец. Начать с того, что почти всю его сознательную жизнь я был в различных бессознательных состояниях. Понимаю, что и жене моей было тяжело терпеть меня такого. Когда я вернулся в реальность, было уже поздно что-либо менять, мы уже были совершенно далеки друг от друга. Кроме того, что я их содержал и просто любил, я ему ничего не дал. Я же тоже из неполной семьи, папа и мама разошлись, когда мне было 12. А папа есть тогда, когда он все время здесь. Папа, который появляется и исчезает, приносит деньги и уходит, поиграет, возьмет к себе в гости на день, на два - это уже не папа.

Ты еще хочешь детей?

Не знаю. Заводить нового ребенка, чтобы реализовать в отношениях с ним любовь к тому, потерянному, не собираюсь. Я его люблю, он для меня единственный и неповторимый. Если будет еще ребенок, то он для меня будет точно таким же единственным. Они тогда оба будут у меня единственными.

Ты сейчас комфортно себя чувствуешь по жизни?

В период какой-то безысходности и депрессии инстинктивно хотелось вернуться в детство. Территориально. В Асбест, например. Но я отдаю себе отчет, что это тоска не по детству, а просто по счастью. Хотелось быть счастливым, а счастье ассоциировалось с тем, что было в детстве: мама, папа, Вадик, Асбест, солнце, мы смотрим телевизор или с балкона смотрим, как заходит солнце за лес, похожий на океан… Вот это было счастье, и об этом чаще всего думалось в депрессивный период. А сейчас – нет. Сейчас хочется, наоборот, посмотреть, что там дальше будет… В свое время я был очень политичным человеком. Много сотрудничал с различными патриотическими кругами, изданиями. Там много умных хороших людей, но что касается политики, то все эти мэйджер-партии друг от друга не отличаются по большому счету, потому что цели у всех одни и те же: власть и деньги, то есть что-то такое, что моему неэкономическому уму понять тяжело. Все это игры Больших Людей, и я в них ничего не понимаю. Поэтому я лучше буду писать песни.

Почему вы перебрались в Москву?

У нас не было продюсера. И мы имеем наглость считать, что никто лучше, чем мы сами, не может быть нашим продюсером. Поэтому пришлось все держать в своих руках и, естественно, проживать в Москве. Мы вначале променяли Асбест на Свердловск, потом Екатеринбург на Москву. При этом мы считаем, что не потеряли своей родины. Тем более, после огромного количества туров по стране и за ее пределами. Асбест для нас – город детства, Свердловск – город юности. Москва – это город, в котором мы теперь живем.

Как мама ваша реагирует на все, что с вами происходит?

Переживает. Проживает полностью все. Проживает три жизни – свою, Вадика и мою. Я горжусь ей и боюсь за нее.

В каком виде ты хранишь воспоминания о своем детстве? Дневников не писал?

Все мои лучшие песни, для меня лучшие, – это и есть воспоминания о детстве. С детством связаны первые мои фантазии. Не те фантазии, как я буду космонавтом, гонщиком, милиционером или пожарником, а мечты о полете. Это, пожалуй, самая навязчивая тема у “Агаты Кристи” – небо, полеты…

Почему полеты?

Не знаю, все дети, наверное, хотят летать… А я до сих пор хочу.

А ты не пробовал?

Пробовал. Дельтаплан – здорово, но совершенно не то!

Исследователи от медицины говорят, что любовь – набор гормонов, которые особенным образом влияют на организм человека. Кто-то за гормоны прячется, а ты как это объяснишь?

Не могу никак это объяснить. Мы были знакомы давно с девушкой, с которой я сейчас живу. В очередной раз я увидел ее, когда у меня уже была разрушена семья, и вдруг у меня что-то екнуло в голове. Как будто мозаика сложилась: последняя недостающая часть встала на место. И я подумал: Господи, чего же я мечусь-то?.. Ведь вот оно! И два года уже понимаю, что не ошибся тогда. Испытаний нам Бог посылал достаточно. Столько, что мы могли понять, что мы друг друга любим, а не терпим.

Музыка, любовь… Что еще в твоей жизни присутствует?

Любовь, потом музыка. Это человеческие слабости мои. Есть еще вера. Она стоит совершенно отдельно. Хотя каждый раз я сомневаюсь. Каждый раз требую от себя отчет, верю я честно или нет, и понимаю, что не могу его в полной мере дать.

А что для тебя значит быть музыкантом?

Прежде всего – самовыражение и самоутверждение. Оправдание своего существования как личности творящей. Я всегда хотел быть творцом. Это исключительно эгоистические такие побуждения. Я не стремлюсь переделать Мир с помощью своих песен.

С братьями Самойловыми разговаривала Марина Залогина