Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество. Чем отличается пословица от поговорки? Из какого языка заимствовано слово «фольклор»

Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество. Чем отличается пословица от поговорки? Из какого языка заимствовано слово «фольклор»

Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. В каком веке было введено в русскую литературу понятие "фольклор"?

А) в XIV веке б) в XIX веке в) в XVIII веке г) в XVI веке

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

5. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь

г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. Какое из данных высказываний является поговоркой?

а) Друзья познаются в беде. Б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В) Чудеса в решете. Г) Век живи - век учись.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) бытовые; е) о животных.

11. Как называется эта часть сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь"?

А) зачин б) концовка в) присказка г) закличка

12. В волшебных сказках каждый персонаж играет определен­ную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

13. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные; 1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке .

Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество­вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин­ного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы­мышленных происшествиях с историче­скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на­родные песни используют обычные для былин приемы: повторы (“Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…”), по­стоянные эпитеты (красное золото), вос­клицания-обращения (“Ой вы гой еси…” или “Ах ты гой еси…”).

Былинный герой-богатырь создан на­родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз­можны некоторые вольности и неточнос­ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ­никами.

Изложите сюжет выбранной вами историче­ской песни. Какое событие стало в ней централь­ным,

кульминационным? Как вы это определили?

Песня “Правеж” рассказывает о спра­ведливом суде Ивана Грозного; песня “Петра I узнают в шведском городе” опи­сывает “разведку” царя в столице враж­дебного ему государства.

Можно пересказать каждую из них, обя­зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. “Пра­веж” воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель­ная для пересказа история: есть завяз­ка - описание сборов для тайной поезд­ки в чужие земли, сами странствия по “Стекольному государству”, узнавание царя, успешное его бегство от преследова­телей.

Все эти этапы нужно передать как мож­но ближе к тексту песни. Кульминация - успешная разведка Петра I: “Не купчинушка по городу гуляет”. Здесь использо­ван характерный для фольклора оборот - отрицательное сравнение.

Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Для выразительного чтения можно под­готовить не всю песню, а один из ее фраг­ментов.

Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю­щий бегство Петра I от преследователей.

Можно начать со слов: “Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…” - и до кон­ца песни.

В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья­нину, к матросам и солдатам на судне и “погони” к царю. Весь эпизод должен чи­таться стремительно, а обращения рассе­кают его на части и при этом только уси­ливают темп повествования.

Глоссарий:

  • Сравните текст одной из исторических песен с былиной Какие элементы
  • изложите сюжет выбранной вами исторической песни
  • Золотая карета
  • Художественные особенности русских былин
  • правеж песня сюжет

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным моти­вам и сюжетам? Почему эти чувства столь...
  2. Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Прочи­тайте стихотворение наизусть. Каждый выбирает стихотворение по своему вкусу. Часто это “Стансы” Пушки­на и “Вечерний...
  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • Развивать образную память, творческое мышление;
  • Развивать способности владения точным выразительным языком;
  • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.

При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.

Ход занятия

Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".

Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

4. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. "Усек с полуслова".

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле:не воин;

Дома и стены:помогают;

Дом вести:не рукавом трясти;

По одёжке встречают:по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами:красна пирогами;

Поздно встанешь:мало сделаешь;

Мир освещается солнцем:а человек знанием.

Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".

Подбери пословицу к тексту.

Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)

Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)

Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).

Конкурс 4 "Бой скороговорок".

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!

  • Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)

Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".

Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)

"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)

"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)

"А лиса сидит и приговаривает:"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)

"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"

"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)

"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)

Конкурс 6 "Сочини сказку".

Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)

Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)

Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!

Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.

Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)

Конкурс 7 "Сосчитай - ка".

Какая команда вспомнит больше считалок.

Вот и подошла к концу наша игра - викторина.

Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:

Узнали ли вы что- то новое?

Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?

Итоги, награждение.

Тест. Фольклор. 5 класс. 1 вариант

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

3
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

4
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6.
а) в меткости и образности высказывания;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) легенда

в) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

г) правдивая история

8.

б) бытовые, волшебные, о животных, героические

9.

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники. Выберите их из списка:

Тест. Фольклор. 5 класс. 2 вариант

1. Фольклор - это:

а) набор произведений на различные темы.

б) устное народное творчество;

в) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

г) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

3 . Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) поговорка; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) прибаутка; и) считалка.

4 . Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) метафора; в)отрицательное сравнение; г) эпитет, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; б) образное сочетание слов; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чем различие пословиц и поговорок?
а) поговорка – это часть суждения, а пословица – законченное суждение;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;
в) в меткости и образности высказывания.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) правдивая история

в) легенда

г) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

8. Верно укажите основные группы сказок:

а) фантастические, бытовые, о трех братьях.

б) бытовые, героические, волшебные, о животных

в) чудесные, о животных, литературные

9. Ведущая идея волшебной сказки:

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть вредители. Выберите их из списка:

Конь, заяц, Змей Горыныч, гуси-лебеди, щука, Баба Яга, медведь, Кощей Бессмертный, серый волк.

Тест по теме «Фольклор» 5 класс

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова; б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах; в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?

а) гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов;

б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит. б) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. В чем различие пословиц и поговорок?

а) в меткости и образности высказывания;

б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;

б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества;

г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные;1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке .

Тест по теме «Фольклор»

1 - в;

2 - в;

3 - г;

4 - а, б, в, ж, з, и;

5 - г;

6 - в;

7 - 1|)-б, 2) а, 3)-г, 4)-в;

8 - в;

9 - в;

10 - в, д, е;

11 - помощники: а, б, д, и, вредители: в, г, е, ж, з;

12 1)-в, 2)-а, 3)-б.