Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Суриков В. Утро стрелецкой казни

Суриков В. Утро стрелецкой казни

История одной картины. "Утро стрелецкой казни". В.И.Суриков.

КАК ВОЗНИК ЗАМЫСЕЛ КАРТИНЫ
В этот период своей жизни Суриков переехал жить из Петербурга в Москву.О личных впечатлениях Суриков писал: «Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего, почувствовал я себя здесь уютнее, чем в Петербурге.
Как только начинало темнеть, я... отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души...
И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
За годы работы над полотном «Утро стрелецкой казни» в жизни Сурикова произошли огромные перемены. Он успел жениться, в семье родились две дочери — Ольга и Елена. Его супруга Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Познакомились они еще в Петербурге в костеле Святой Екатерины на Невском проспекте, куда приходили слушать органную музыку.

Портрет Е.А.Суриковой, жены художника
«Все о ней говорили как об ангеле», - вспоминала её дочь Ольга Кончаловская. Современники подчёркивали, что она так же, как и её муж, сторонилась светских мероприятий, неловко чувствовала себя в большом обществе. Жила интересами своего мужа и сумела создать для него домашний уют. Семейное счастье омрачало только слабое здоровье молодой супруги.

Автопортрет1879г
Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков боялся реакции матери на известие о своей женитьбе на француженке и не сообщил родным в Красноярск о свадьбе.
Молодые поселились в Москве. Живописец с головой ушел в работу над картиной «Утро стрелецкой казни». В течение нескольких лет Суриков не писал ничего постороннего. Захватившая идея картины полностью заполнила все его мысли.

СТРЕЛЬЦЫ
Так именовали в России первых представителей регулярных войск.В 1550 году на смену пищальникам-ополченцам пришло стрелецкое войско, первоначально состоявшее из 3 тысяч человек. В 1632 году общая численность стрельцов составляла 33 775 человек, а к началу 1680-х годов увеличилась до 55 тысяч.
В последние десятилетия XVII века московские стрельцы стали активными участниками политических процессов, протекавших в стране, и не раз с оружием в руках противостояли действиям правительства (восстание 1682 года, бунт 1698 года). Это, в конечном счёте, и определило решение Петра I о ликвидации стрелецкого войска.

БУНТ 1698 года.
В марте 1698 года в Москве появились, в срочном порядке вызванные царевной Софьей Алексеевной 175 стрельцов, из 4 стрелецких полков, участвовавших в Азовских походах Петра I 1695—1696. Софья Алексеевна утверждала, что Петр I не является ее братом, а значит во время его 2-х годичного отъезда в Европу произошла подмена.
Попытка московских властей арестовать в Москве их челобитчиков на заговор не удалась. Стрельцы укрылись в слободах и установили связь с царевной Софьей Алексеевной, находившейся в заточении в Новодевичьем монастыре.
6 июня стрельцы сместили своих начальников, избрали по 4 выборных в каждом полку и направились к Москве. Восставшие (2200 человек) намеревались возвести на престол царевну Софью или, в случае её отказа, В. В. Голицына, находившегося в ссылке.
Правительство направило против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский полки (ок. 4000 человек) и дворянскую конницу под14 июня после смотра на реке Ходынка полки выступили из Москвы. 17 июня, опередив стрельцов, А. И. Репнин занял Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь. 18 июня в 40 верстах к западу от Москвы восставшие были разбиты.

КАЗНИ СТРЕЛЬЦОВ
22 и 28 июня по приказу Шеина были повешены 56 «пущих заводчиков» бунта, 2 июля — ещё 74 «беглеца» в Москву. 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям.
Срочно возвратившийся из-за границы 25 августа 1698 года Пётр I возглавил новое следствие («великий розыск»). В Москве казни начались 10 октября 1698 года.
Всего было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно несовершеннолетние). Пятерым стрельцам Петр I отрубил головы лично.
Следствие и казни продолжались до 1707 года. В конце XVII — начале XVIII в. 16 стрелецких полков, не участвовавших в восстании, были расформированы, а стрельцы с семьями высланы из Москвы в другие города и записаны в посадские.
Эти события были изображены на знаменитой картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», которая была написана в 1881 году.

О КАРТИНЕ


Суриков изображает момент, когда группа стрельцов, доставленная на Красную площадь (к Лобному месту), ожидает казни. Все они по-разному реагируют на предстоящую гибель.
Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого солдата. Его руки связаны, ноги закованы в колодки, но пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом Петра.


Очень важна архитектурная конструкция полотна. Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. Художник умышленно сдвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I.

В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени Если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что манера ее держать напоминает нож.
Он устремил ястребиный взгляд, полный ненависти и злобы на Петра, не обращая никакого внимания на мать, оплакивающую непокорного сына.

Царь Петр и его приближенные противопоставлены всей стрелецкой массе. Он сидит на коне. Взгляд его гневен и беспощаден. Он неподвижен, как статуя на пьедестале. Фигура Петра несколько условна.

По замыслу художника Петр — олицетворение новой России, самодержец, неумолимый и беспощадный в истреблении всего тормозящего развитие страны. Он отдал приказ, и солдаты Преображенского полка, не колеблясь, ведут на казнь осужденных стрельцов.


Чернобородый стрелец в красном кафтане, накинутом на плечи, находится в состоянии мрачного оцепенения. Стрелец с копной седых волос, в белой рубахе утешает рыдающую дочь, уткнувшуюся ему в колени, отдает солдату-преображенцу свечу и мужественно ждет неминуемого.

Жена стрельца.Эскиз.

Поодаль от него стрелец встал во весь рост на телегу, демонстративно повернулся спиной к Петру и прощается с народом по русскому обычаю — земным поклоном. Одного стрельца уже ведут на казнь.

Прощание с малышом-сыном и женой, исступленно кричащей от горя, надломило его силы: ноги подкашиваются, голова упала на грудь, руки повисли; кафтан и шапка сброшены в грязь, упавшая из рук свеча, догорая, едва тлеет. Никто из стрельцов не просит пощады.


Ближе всего к зрителю (в центре картины) — две старые женщины и девочка в красном платке, сидящие на земле. Они взывают к состраданию, умоляют о помощи. Но ничто не может остановить предстоящей казни, движение истории неумолимо.
Народ — главное действующее лицо в истории — художник выдвигает на передний план картины.


Иностранцы, изображенные справа, пока спокойно наблюдают за происходящим, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача. Петр лично отрубил головы топором пятерым мятежникам и одному священнослужителю, благословившему бунт, и казнил более восьмидесяти стрельцов мечом.
Царь также заставлял участвовать в жестокой расправе своих бояр, которые не умели обращаться с топором и причиняли своими действиями невыносимые муки приговоренным. Обо всем этом Суриков читал в дневнике секретаря австрийского посольства Корба, очевидца событий.
Но в самой картине отсутствуют кровавые сцены: художник хотел передать величие последних минут, а не саму казнь. Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, возвышающегося над тоетой осужденных стрельцов и их семьями, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро.
В «Утре стрелецкой казни» (а затем и в картине «Боярыня Морозова») Суриков отлично использовал краски и формы народного творчества Древней Руси. До этого никто из русских художников не вникал с такой признательной любовью в сокровищницу русского народного искусства.
Художник сознательно изменил время казни стрельцов. Известно, что осенние казни 1698 года происходили в селе Преображенском Казнь в Москве происходила зимой в феврале 1699 года, а на картине не зимний, а осенний пейзаж.

Художник сделал очень много подготовительных натурных этюдов к картине. Так, стрелец с черной бородой написан с его дяди Степана Торгошина; седовласый стрелец — это ссыльный, живший на поселении в Красноярске; рыжебородый стрелец с орлиным взглядом — могилыщик Ваганьковского кладбища (по словам художника, Кузьма «был злым, непокорным типом»). Расписные дуги и телеги, одежда стрельцом, женские платья и платки — все это было предварительно проработано и этюдах.

Символичны все архитектурные постройки. Кремлевская башня отражает фигуру Петра, одинокую в этой толпе, ближняя башня становится знаковой для фигур зевак, бояр и иноземных гостей. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля.
Собор Василия Блаженного словно объединяет огромную толпу людей, а купол храма Пресвятой Богородицы срезан в верхней части картины. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова.

ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ

Символично для картины число 7: горит 7 свечей, 7 стрельцов, которых будут казнить, 7 глав собора Василия Блаженного. Символична и свеча, которая упала в грязь - это душа, растоптанная Петром.
Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков. Достоверно известно, что когда пришло утро казни, он предложил каждому из 150 стрельцов помилование, но с дальнейшей ссылкой.
Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра.
Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» - она прекрасна особенной смертельной красотой. Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Это словно отражение того, что и после гибели многих людей остальные будут жить, передавая рассказы о Петре и стрельцах из поколения в поколение.

Всему творчеству Сурикова свойственна удивительная забота о тех, кто придет смотреть на его картины: «Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было...», — говорил он о своих «Стрельцах». Несмотря на ужас передаваемого исторического события, художник постарался изобразить трагедию человеческих судеб максимально сдержанно.
Никакой внешней вычурной эффектности и театральности, никаких занесенных топоров, воздетых к небу рук, окровавленных одежд, висельников и отрубленных голов. Только глубокий драматизм всенародного горя.
От этой картины не хочется с содроганием отвернуться, наоборот рассматривая ее, все больше погружаешься в детали, сопереживаешь ее героям, остро понимая жестокость того времени.
Полотно «Утро стрелецкой казни» экспонировалось на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до ее открытия Илья Репин писал Павлу Третьякову:
«Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос выказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке... Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена... Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!»
Третьяков сразу же приобрел это гениальное историческое произведение для своей коллекции, заплатив мастеру восемь тысяч рублей.

«Утро стрелецкой казни» — одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича (1848-1916). Работа на картиной велась в 1878 по 1881 год, холст, масло. 218 × 379 см. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Картина посвящена историческому событию — казни стрельцов, которые устроили бунт в 1698 году. Художник обратился к эпохе царствования Петра I, когда царевна Софья возглавила так называемый Стрелецкий бунт. Бунт был подавлен, а бунтовщики казнены. Всего было казнено около 2000 стрельцов, наказаны, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Известно, что пятерым приговорённым Петр I отрубил головы лично.

На своей картине Суриков не стал изображать сам момент казни, однако момент прощания с жизнью и родными выглядит не менее волнительно. Приговорённых стрельцов привезли на место казни, и Суриков попытался передать, что чувствует каждый из них в последний момент своей жизни. Картина получилась очень эмоциональной и наполненной острым трагизмом.

На картине представлено два главных героя. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Со стороны власти здесь представлен сам Пётр I на коне, который смотрит на приговорённых непримиримым взглядом. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Второй главный персонаж находится в левой части картины — мужчина с гневным взглядом и со свечой в руках. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Со своей стороны он также уверен в правоте своих поступков и полон ненависти к царю и власти.

Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Стрелец с чёрной бородой мрачно озирается вокруг; седой стрелец рядом прощается со своими детьми; позади стоит ещё один бунтовщик, склонив голову, тем самым показывая, что участь его предрешена; солдаты ведут на виселицу очередного приговорённого; молодая стрелецкая жена кричит в отчаянии; мать одного из стрельцов обессиленно опустилась на землю; на земле лежит одежда, которая уже не нужна и которую некому больше носить; тлеет огонёк упавшей свечи, которая является символом души человека, чья жизнь вот-вот потухнет.

Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Приговорённые стрельцы изображены Суриковым на фоне храма Василия Блаженного, тем самым подчёркивая свою роль мучеников, а Пётр I, высокопоставленные люди и солдаты изображены на фоне кремлёвской стены и кремлёвских башен над которыми кружат вороны.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на историческую тему. Больше того, она стала первой, выставленной Суриковым на суд зрителей. Впервые работа была показана 1 марта 1881 года на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где произвела огромное впечатление на ценителей живописи и обычных зрителей. Павел Третьяков тут же приобрёл её для своей коллекции.



Картина написана: 1881 г.
Холст, масло.
Размер: 218 × 379 см

Описание картины «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова

Художник: Василий Иванович Суриков
Название картины: «Утро стрелецкой казни»
Картина написана: 1881 г.
Холст, масло.
Размер: 218 × 379 см

В.И. Суриков – выходец из тех гордых и вольнолюбивых донских казаков, которые пришли на Дон вместе с Ермаком. Мать художника, что примечательно, тоже происходила из казачьей семьи, история которой насчитывала почти 200 лет. Живописец вырос в суровой Сибири, богатой своеобразной красотой и уникальной историей. Так сформировался его художественный вкус и мировоззрение.

После женитьбы Суриков, умиротворенный и счастливый, обратился к теме стрелецкого восстания 1682 года – история всегда манила его. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Художник вынашивал замысел картины много лет, пока не увидел храм Василия Блаженного, показавшийся ему кровавым. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым.

Мастер кисти не зря выбрал туманное утро, на котором выделялись одежды осужденных и фанатичный, пугающий взгляд Петра. Именно ранняя пора суток как раз лучше отражала прием сближения – сокращение расстояния между лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлем. Потрясает его эффект движения толпы, хотя на самом деле написаны четко только пара десятков персонажей.

Еще один момент – это проникновенность Сурикова историей Руси, причем довольно трагическими ее моментами. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Причем стрельцы в ту пору считались элитной армией России, мнению которых подчинялись даже цари. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных, из которых происходила мать Петра, и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. Тогда у него начало дергаться лицо, появился фанатичный взгляд, а казнь стрельцов стала не только способом усмирения бунтов, а и личной вендеттой за потерянное детство.

Суриков запомнил смертников в Сибири на эшафотах, их взгляды, поведение и отношение к палачам, которые впоследствии стали знаковыми для «Утра стрелецкой казни». Самая главная идея картины – и физические изображения лиц людей, которых отправили на смерть, и моральное противостояние рыжебородого стрельца с Петром.

Образ человека с рыжей бородой художник долго не мог написать, пока не увидел могильщика на кладбище – такого же злого, даже яростного и непокорного. Если вы внимательно присмотритесь к свече в его руках, то увидите, что манера ее держать напоминает нож. Образ Петра исторически достоверен, он не просто уверенно сидит на коне, а вся его фигура выдает нервное монументальное напряжение-ожидание. Девочка в красном платочке, которая растерялась в толпе – это дочка самого художника, который ждал, пока она подрастет, чтобы написать образ.

Присмотритесь к общей композиции и стилистике полотна. Первого стрельца, не дожидаясь рассвета, уже повели к виселице. Вокруг собралась толпа зевак из простолюдинов и бояр, а стрелец с черной бородой смотрит вокруг затравленно. Седой обезумел, осознав ужас происходящего, а стрелец на телеге склонился в прощении. Молодая женщина в отчаянии зашлась криком, ведь казнят ее мужа, а чья-то мать безвольно села на землю.

Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Символичны все архитектурные постройки. Кремлевская башня отражает фигуру Петра, одинокую в этой толпе, ближняя башня становится знаковой для фигур зевак, бояр и иноземных гостей. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Собор Василия Блаженного словно объединяет огромную толпу людей, а купол храма Пресвятой Богородицы срезан в верхней части картины. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова.

Присмотритесь к расположению куполов – они по-геометрически строги и правильны. Наклонная линия, которая начинается с левого нижнего угла и проходит через всю картину – это и есть огоньки свечей. Они пронизывают толпу от человека, который сидит спиной к зрителям, двигаясь через рыжебородого и чернобородого стрельца до самого смертника, который находится в верху и опустил голову, словно уже на эшафоте.

Но присмотритесь к еще одному моменту. Если вы визуально проведете линию сквозь свечу в грязи, через солдата, задувающего огонек, то получится крест, который придавливает толпу бунтовщиков. В «Утре стрелецкой казни» можно найти и три других креста, но уже на дальних планах композиции. Посмотрите на стрельца вверху, под дугу в левой части и на пространство позади этого человека – это и есть кресты, которые делят картину пополам.

Такое разделение представляет собой два мира – мир элитности стрелецких войск, которая ушла в прошлое и новый мир Петра, нарушившего все традиции Руси. Человек в мундире стал тем, кто смог перекроить жизнь заново, сделать ее такой, к которой мы привыкли. Он является для Сурикова символом кровавых перемен, а стрельцы – символом душ человеческих, которые не вписывались в новую эпоху.

Символично для картины число 7: горит 7 свечей, 7 стрельцов, которых будут казнить, 7 глав собора Василия Блаженного. Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром.

… Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков. Достоверно известно, что когда пришло утро казни, он предложил каждому из 150 стрельцов помилование, но с дальнейшей ссылкой. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра.

Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» - она прекрасна особенной смертельной красотой. Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Это словно отражение того, что и после гибели многих людей остальные будут жить, передавая рассказы о Петре и стрельцах из поколения в поколение.

Писал 3 года, с 1878 по 1881 год. Но идея написания этого шедевра посетила его задолго до начала работы над ней. Подтолкнула его к этому горящая днем свеча. Она показалась ему знаком скорби и трагедии. Главным сюжетом картины является скрещение взглядов рыжебородого стрельца и Петра Первого.

Взгляд Петра полон ненависти и презрения. Он помнит детские обиды и мстит за них. В детстве стрельцы жестоко расправились с его родственниками, прямо на его глазах. И вот пришло время для наказания за содеянное. Мы видим не саму казнь, а последние минуты перед ней.

Сразу и не поймешь, где приговоренные к смерти, где простые люди, а где солдаты. Но если вглядеться, можно увидеть, что стрельцы все в белых рубахах и со свечами в руках. В их глазах не видно раскаяния, они готовы к смерти и не сожалеют о своих поступках.

На казнь пришли смотреть люди, занимающие разное социальное положение. Женщины плачут, одна из них обращается к царю с мольбой о пощаде, но Петр непреклонен. На их лицах мы видим непреодолимую скорбь, сожаление и тоску. Вообще картина наполнена самыми разными эмоциями – злость, скорбь, ненависть, тоска и даже равнодушие.

Справа мы видим священника, и его взгляд страшен. Его брови нахмурены, взгляд излучает злость, что странно для священника. Он должен проводить приговоренных в последний путь, но это вряд ли произойдет. По приказу Петра, или он сам не одобряет поступка стрельцов – мы не знаем.

Рядом со священником мы видим солдат. На их лицах мы видим безразличие и полное послушание перед Петром. Весь этот спектр эмоций показывает, насколько ничтожна бывает человеческая жизнь. Кто –то радуется чужой смерти, кому – то безразлично, и лишь родственники скорбят.

Действие происходит на самой Красной площади. На заднем плане мы видим храм Василия Блаженного. Этим Суриков будто противопоставляет жизнь и смерть. Он хочет показать, как тонка грань между ними. Вот едут люди, живые, полные эмоций, у кого – то планы, какие то надежды.

А через пару минут они погибнут. И все, с ними погибнут и все их планы. От них останется только бездыханное тело и скорбь их родственников. Часть куполов срезана, будто символизирует обезглавленность.

Суриков не зря показал на картине толпу народа, он хотел показать важность исторического момента – казнь стрельцов и то, что с этого момента ни канут в лету. Взгляд Петра показывает, что только он и есть закон. Самый честный и самый беспощадный. Ему надо подчиняться беспрекословно, и на картине мы видим наказание за ослушание.

В целом картина вызывает неоднозначные чувства. Уважение к Петру, за его твердость, и чувство ужаса перед смертью. И уважение к стрельцам за их решимость и за то, что они не поступятся своими принципами даже перед казнью. Картина сложна и интересна, но смотря на нее, неизбежно портится настроение. Но я считаю, что изучить ее нужно всем обязательно.

Введение

  1. Предпосылки стрелецких бунтов
  2. Стрелецкий бунт 1698 и его подавление
  3. Казни стрельцов в Москве

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Утро стрелецкой казни» - картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

1. Предпосылки стрелецких бунтов

Стрелецкий бунт - это важная страничка российский истории, которая повлекла за собой много событий. Этот бунт происходил дважды: в 1682 и 1698 годах.

Любое событие имеет свои предпосылки. Причины стрелецкого бунта были не уникальными: материальный вопрос и политический. В то время государственная казна была пуста, поэтому жалования служивым выплачивалось не регулярно, несмотря на то, что службу требовали нести качественно и практически без отдыха. Ситуацию подогревал факт превышения должностных полномочий со стороны командования, что проявлялось в жестоком обращении, а также принуждении к работе на их усадебных участках. Понятно, что такое положение дел стрельцов совершенно не устраивало.

По сути дела, если бы бунт не состоялся, то он бы не повлек за собой настолько серьезных событий в истории, потому как стрельцы были просто удобной силой для защиты личных интересов другого заинтересованного в восстании лица. Это была царевна Софья. В чем же заключались ее интересы? Дело в том, что накануне умер царь Федор Алексеевич (27 апреля 1682 года) и началась борьба за наследование престола. Было два потенциальных претендента - сын Иван от первой жены, которая принадлежала к роду Милославских и младший сын Петр - от второй жены из клана Нарышкиных. Началась борьба между двумя семьями. Бояре предпочли Петра, так как Иван был болен, что не устраивало Милославских, поэтому Софья и взялась отстаивать интересы своего рода и пешкой для этой цели она выбрала недовольных стрельцов. Предпосылкой стал слух об убийстве царевича Ивана (что оказалось неправдой) и стрельцы отправились в Кремль для восстановления справедливости.

Стрелецкий бунт в Москве в 1682 года повлек за собой такие события: убийства многих бояр, главным образом полковников и командиров, провозглашение регентом двух соправителей (Ивана и Петра) царевны Софьи.

В это же время появляется третий важный игрок на арене истории - это князь И. А. Хованский, назначенный Софьей руководителем стрельцов. Но этот человек предпочел также иметь влияние на то, что происходило в стране и контролировать внутреннюю политику при помощи тех же стрельцов. Таким образом, Кремль оказался в зависимости. Этот период в истории также называют Хованщиной.

Стрелецкий бунт 1682 года был исчерпан после казни Хованского, «обезглавленные» стрельцы не могли принимать каких-либо разумных решений и уже не представляли угрозы, напротив, просили о помиловании у царской семьи.

В 1698 произошёл новый стрелецкий бунт. Его предыстория такова. В начале 1697 года Петр I решил ехать вместе с русским «великим посольством» за границу под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Широко известная уже нелюбовь Петра к старым русским порядкам, посылка людей за границу и неслыханное намерение самому ехать учиться у иноземцев, возбудили против него в России многих. 23 февраля 1697, когда царь, готовясь к отъезду, веселился на прощании у своего любимца, иноземца Лефорта, к нему пришли с доносом пятисотенный стрелец Ларион Елизарьев (который в 1689 году предупредил Петра о замыслах Шакловитого против него) и десятник Силин. Теперь они донесли, что думный дворянин Иван Циклер, получивший назначение ехать на строительство у Азова Таганрога и недовольный этим, собирается убить царя. Оказав важную услугу Петру в деле Шакловитого, Циклер ожидал для себя возвышения. Обманувшись в этом, он сделался врагом царя.

Схваченный Циклер под пыткой показал на окольничьего Соковнина, старообрядца, брата боярыни Морозовой и княгини Урусовой (которых раскольники считали мученицами). Соковнин под пыткой сознался, что говорил о возможности убить государя в соумышлении с зятем своим, Федором Пушкиным, и его сыном Василием. Вражда к Петру происходила, по их словам, оттого, что он начал посылать людей за море. Обвиненные притянули к делу двух стрелецких пятидесятников. Всех их присудили к смертной казни. Циклер перед казнью объявил, что прежде царевна Софья и её покойный брат Иван Милославский уговаривали его убить Петра. Петр приказал вырыть из земли гроб Милославского и привезти в село Преображенское на свиньях. Гроб открыли: Соковнину и Циклеру рубили прежде руки и ноги, потом головы, и их кровь лилась в гроб Милославского. Пушкину и другим просто отрубили головы. На Красной площади был поставлен столп с железными спицами, на которые воткнули головы казненных. Присмотр за содержавшейся в Новодевичьем монастыре Софьей был усилен.

Оба стрелецких бунта - важные звоночки в истории царской России, они имели разное влияние на ход дальнейших событий, но оба случая олицетворяли собой желание лучшей жизни. С другой, стороны глубже, бунтовавшие стрельцы были лишь пешками в играх великих мира того.

2. Стрелецкий бунт 1698 и его подавление

Петр I уехал за границу. В его отсутствие управление бояр и привело дело к новому стрелецкому бунту. Московским стрельцам стало в это время тяжко. Прежде они проживали в столице, занимаясь промыслами, гордясь значением личной царской охраны, всегда готовые обратиться в бунтовщиков. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Прежние четыре полка думали, что их вернут в Москву, однако им приказали идти в Великие Луки, на литовскую границу, в войско Ромодановского. Они вначале повиновались, но бунтовские настроения стали среди стрельцов быстро расти, и в марте 1698 сто пятьдесят пять человек самовольно ушли из Великих Лук в Москву бить челом от лица всех товарищей, чтобы их отпустили по домам. В прежние времена случаи самовольного побега со службы были не редкостью и сходили с рук, но на сей раз начальник Стрелецкого приказа, Троекуров, велел стрельцам немедленно идти назад, а четырех выборных, которые к нему пришли объясняться, засадил в тюрьму. Стрельцы силой отбили своих товарищей и стали бунтовать. Бояре выгнали их из Москвы лишь с помощью Семеновского полка.

Стрельцы воротились в Великие Луки. Ромодановскому было велено расставить свои четыре стрелецких полка по западным пограничным городам, а тех, которые ходили с челобитной в Москву, навечно сослать в Малороссию. Стрельцы заволновались и не выдали своих товарищей, ходивших в Москву, а у Ромодановского было малой войск, чтобы сразу усмирить ширящийся стрелецкий бунт. Стрельцы, как будто повинуясь приказанию идти в назначенные города, ушли, но на дороге, 16 июня устроили круг на берегу Двины. Один из ходивших в Москву, стрелец Маслов, начал читать письмо от царевны Софьи, в котором она убеждала стрельцов прийти к Москве и просить ее снова на державство, а если солдаты не пустят их в Москву, то биться с ними.

Новый стрелецкий бунт теперь разразился окончательно. Стрельцы решили идти на Москву. Раздавались голоса, что надо перебить всех немцев, бояр, а царя не пускать в Москву и даже убить за то, что "сложился с немцами". Впрочем, это были только толки, а не приговор круга.

Когда в Москве заслышали о стрелецком бунте и подходе стрельцов к столице, многие жители с имуществом побежали из города в деревни. Бояре выслали навстречу стрельцам войско из 3700 человек с 25 пушками. Им командовал боярин Шеин и генералы Гордон и князь Кольцо-Мосальский. Высланное боярами войско встретилось со стрельцами 17 июня у Воскресенского монастыря. Сначала Шеин отправил к стрельцам Гордона, который потребовал, чтобы стрельцы прекратили бунт, немедленно ушли в назначенные им места и выдали сто сорок человек из тех, которые ходили перед тем в Москву.

«Мы, - отвечали стрельцы, - или умрем, или непременно будем в Москве хоть на три дня, а там пойдем, куда царь прикажет».

Стрельцы рассказывали, как они терпят и голод и холод, как строили крепости, тянули суда по Дону от Азова до Воронежа; как им дают мало месячного жалованья, говорили, что в Москве хотят только повидаться с женами и детьми.

Гордон в ответ сказал, что если они «не примут милости его царского величества», стрелецкий бунт будет подавлен силой. Стрельцы, однако, стояли на своем, подав челобитную, где говорилось, что в Москве «всему народу чинится наглость, что идут к Москве немцы и то знатно последуя брадобритию и табаку во всесовершенное благочестия исповержение».

Шеин тогда послал против стрельцов Гордона с 25 пушками, а между тем кавалерия стала окружать их стан. Ещё дважды выслав к стрельцам дворян с советом покориться, Гордон приказал дать залп, но так, что ядра пролетели над головами стрельцов.

Стрельцы стали кричать свой боевой клич: «Святой Сергий!». Тогда Гордон стал стрелять из пушек по ним. Стрельцы смешались и бросились врассыпную. Убито у них было 29 человек и ранено 40. Остальных похватали и повязали. Стрелецкий бунт был усмирён.

Бояре приказали Шеину вести розыск. Начались пытки кнутом и огнем. Под пытками стрельцы винились, что хотели захватить Москву и бить бояр, но никто из них не показал на царевну Софью. Шеин самых виновных повесил на месте, а других разослал по тюрьмам и монастырям. По показанию Гордона, казнено было до 130 человек, а по монастырям разослано 1845. Из этих последних 109 человекам удалось бежать.

3. Казни стрельцов в Москве

Петр, узнав в Вене о новом стрелецком бунте, пришёл в ярость и тотчас поскакал в Москву.

Он прибыл в столицу 25 августа, а на другой день в Преображенском начал делать то, что так возмущало стрельцов. Петр стал собственноручно резать бороды боярам и приказал им одеться в европейское платье, чтобы нанести решительный удар русской старине, вызвавшей этот повторный стрелецкий бунт. Начался новый розыск. Стрельцов - всего 1714 человек - свезли в Москву и подмосковные села.

Допрос по делу о стрелецком бунте происходил в Преображенском селе под руководством Федора Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови, подвесив к перекладине за связанные назад руки; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. В Преображенском ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Царь с видимым удовольствием присутствовал при этих истязаниях. Под пытками стрельцы сперва сознались, что хотели поручить правление царевне Софье и истребить немцев, но никто из них не показал, чтобы царевна сама подущала их к этому.

Петр приказал пытать участников стрелецкого бунта сильнее, чтобы вынудить у них показания против Софьи. Тогда некоторые стрельцы показали, что один из их товарищей (которого так и не нашли) привез из Москвы письмо от имени Софьи - то, которое стрелец Маслов читал перед полками на Двине. Тогда взяли кормилицу Софьи, Вяземскую, и четырех ее постельниц, подвергли их жестоким пыткам. Но и они желаемых свидетельств не дали. Сама Софья объявила, что не посылала никаких писем в стрелецкие полки. Пытали и служительницу одной из сестёр Софьи, Жукову, которая наговорила на одного полуполковника. Потом Жукова сказала, что возвела оговор напрасно. Ее снова пытали, и она опять обвинила полуполковника. Это показывает, какого рода показания выбивались на следствии.

30 сентября у всех ворот московского Белого города были расставлены виселицы для казни тех, кто принимал участие в стрелецком бунте. Собралась несметная толпа народа. Патриарх Адриан, исполняя обычай древних русских архипастырей просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр гневался на патриарха за то, что тот противился иноземному брадобрития. «Зачем пришел сюда с иконою? - сказал Петр Адриану. - Убирайся, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев».

Петр, как говорят, лично отрубил головы пятерым стрельцам в Преображенском. Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с душераздирающими криками и воплями. В этот день перевешан был у разных московских ворот 201 человек.

Тела казненных по делу о стрелецком бунте не убирались до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы, над которыми поставили каменные столпы с чугунными досками, где были написаны их вины. На столпах были спицы с воткнутыми головами.

Софью, по приказанию Петра, постригли под именем Сусанны в том же Новодевичьем монастыре, где она жила прежде. Прочим сестрам запрещено было ездить к Софье, кроме Пасхи и храмового праздника Новодевичьего монастыря. Софья томилась под самым строгим надзором ещё пять лет и умерла в 1704.

Заключение

Таким образом, картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» отражает историческое событие того времени - неудавшийся бунт стрельцов 1698 года.

Нелюбовь Петра к старым русским порядкам, посылка людей за границу и неслыханное намерение самому ехать учиться у иноземцев, стали одной из причин бунта.

В этот день перевешан был у разных московских ворот 201 человек.

Потом опять пошли пытки, мучили и стрелецких жен, а с 11 октября до 21-го в Москве ежедневно были казни виновных в стрелецком бунте. Четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь глядел на это зрелище. Под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи. Троим из них, висевшим под самыми окнами, всунули в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершались в феврале 1699. Тогда в Москве казнено было 177 человек.

Список использованных источников

  1. Вернадский Г. В. Московское царство. - Тверь, М., 1997.
  2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М., 2003.
  3. Платонов С. Ф. Очерки смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв. - М., 1995.
  4. Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. - М. 2000.