Художественная литература - бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка. Художественное слово питает эмоции малыша, стимулирует воображение, развивает образное мировосприятие, воспитывает речевую культуру. Чтение рассказов и сказок пробуждает искренний интерес к чувствам и переживаниям главных героев, учит понимать мотивы их поступков, воспринимать сюжетную фабулу. Совместные усилия родителей и педагогов помогут открыть малышам старшей группы волшебный мир литературных приключений и сказочных чудес.
Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.
Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Джон Хершел
У старших дошкольников пробуждается подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты
Цели занятий чтением в старшей группе:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Дети учатся слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения
При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:
Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:
Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):
На занятиях по чтению художественной литературы активно используется приём театрализованной игры
Викторина «Узнай сказку» с использованием мультимедийной презентации (картинка появляется на экране, если дети правильно ответили на вопросы и назвали сказку).
Слайд к сказке «Репка»
Слайд к сказке «Колобок»
Слайд к сказке «Теремок»
Слайд к сказке «Заюшкина избушка»
Слайд к сказке «Волк и семеро козлят»
Слайд к сказке «Гуси-лебеди»
Слайд к сказке «Снегурочка»
Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:
Уголок художественной литературы, как правило, присутствует во всех группах детского сада. Основная цель - усилить интерес к книге, создать особое уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой, с удовольствием полистать её страницы, внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить волнительные эпизоды, «прожить» вместе с полюбившимися героями их историю.
Основная цель книжного уголка - усилить интерес к книге, создать особоё уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой
Правила оформления уголка книги:
Диапазон интересов старших дошкольников расширяется, поэтому книжная выставка может включать десять-двенадцать книг, предоставляя возможность каждому ребёнку индивидуально подобрать интересующую его книгу. Обязательно нужно ознакомить детей с правилами:
Тематические выставки книг обычно посвящаются вопросам, вызывающим познавательный интерес у детей, а также юбилеям писателей или праздничным датам. Тема должна быть значимой, продолжительностью не более недели, поскольку заинтересованность и внимание детей в дальнейшем к демонстрируемым книгам будут снижаться.
Тематические книжные выставки обычно посвящаются вопросам, вызывающим интерес ребят
Пробудить познавательный интерес детей к литературным произведениям - первоочередная задача воспитателя. Вдумчивый подход к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят работоспособность и эмоциональную отдачу детей.
Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе вопросы, стихотворения, загадки, мультимедийную презентацию
Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать увлекательную беседу, стихотворения, загадки, дидактические игры, элементы костюмированного представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Задание на установление правильной последовательности событий Правильная последовательность Вопросы на знание текста Выбери подходящюю последовательность Необходимо правильно соединить слова и картинки
Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льёт бедняжка. (Снегурочка) Летела стрела и попала в болото, Посадил её дед в поле Все загадки отгадали и героев всех назвали. Ах ты, Петя, простота, Нет ни речки, ни пруда, Возле леса, на опушке | В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) Всех на свете он добрей Бабушка девочку очень любила. На сметане мешен. У отца был мальчик странный, Скорей бы приблизился вечер, По тропе шагая бодро, Носик круглый, пятачком, |
Продолжительность занятия увеличивается по сравнению со средней группой на пять минут и теперь составляет 25 минут.
Занятия традиционно проводится один раз в неделю, однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Ежедневное свободное чтение, игровые литературные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру художественной литературы.
Структура занятия:
Виды занятий:
Выбор произведения осуществляется в соответствии с такими критериями:
Чтение может предварять краткая вводная беседа ознакомительного характера, включающая небольшой рассказ о личности писателя, упоминание других произведений этого автора, с которыми дети познакомились ранее. Далее необходимо озвучить жанр произведения. Заинтересованность и эмоциональную вовлечённость детей в работу усилит удачно подобранные загадка, стихотворение, иллюстрация, фрагмент музыкального произведения или проведённая накануне экскурсия в музей.
Во время чтения важно поддерживать близкий эмоциональный контакт с детьми. Чтение должно быть цельным, интонационно и образно-выразительным, не прерываться вопросами и замечаниями в адрес детей.
Важно бережно относиться к непосредственной детской реакции, первым впечатлениям и переживаниям от прослушанного произведения, что позволит ребятам в полной мере испытать удовлетворение от общения с книгой, наполнить свой внутренний мир новыми чувствами и мыслями. Серьёзную аналитическую беседу целесообразнее предложить при повторном чтении.
Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры литературной направленности.
Жанровое разнообразие литературы для чтения в старшей группе:
В. Драгунский «Заколдованная буква» | Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь фразеологизмами |
Любимые стихи. рассказы, сказки об осени. Бианки «Сентябрь» Пушкин «Уж небо осенью дышало» | Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе. бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами. |
Заучивание. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» | Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов. |
Чтение сказки И.Телешова «Крупеничка» | Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас. Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки. |
Чтение рассказа Драгунского «Друг детства» | Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски. |
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря океаны» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка |
«Царевна-лягушка» рассказывание | Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки. |
А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» (главы) | Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора. |
И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) Песни и потешки о природе. | Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. |
«Заяц хвастун» чтение | Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки |
Н.Носов «Живая шляпа» (чтение) | Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. |
Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. |
С.Маршак«Тает месяц молодой» (заучивание) | Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». |
П.Бажов«Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце» |
С.Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
А.Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» | Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной. |
А.Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение) | Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним. |
Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» | Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. |
О.Чусовитина «Стихи про маму» | Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений. |
Чтение отрывка из произведения К.Паустовского «Кот –ворюга» | Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным. |
Чтение произведения Н.Лешкевича «Светофор» | Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения. |
Зучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе |
«Расскажи сказку правильно» | Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился. Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый. |
«Измени сюжет сказки» | Ребятам предлагается изменить сказку о колобке так, чтобы его не съела лиса. |
«Книжный базар» | Перед детьми набор из пяти книг, из них все, кроме одной авторские литературные сказки. Ребятам нужно определить лишнюю (народную) сказку и объяснить свой выбор. |
«Литературное лото» | Наглядный материал: карточки с изображением сказочных и литературных героев. Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк - серый, страшный; колобок - круглый, румяный, вкусный и т. д. |
«Побери слова к игрушке» | Дети становятся в круг, в центре на полу сидит мягкая игрушка. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой? Назови его друзей. Кому они помогли? И т. д.». Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю. |
«Докажи» | Работа по развитию речи (развитие навыков рассуждения). Воспитатель: - Ребята, я думаю, что медведь - это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… (медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать). |
«Объясни значение слов» (Сказка К. И. Чуковского «Муха Цокотуха») | Цокотуха - издавать необычные звуки со слогом «цо». Злодей - тот, кто способен совершит злые, нехорошие дела. Именинница - главная героиня празднует день своих именин, приглашает гостей. |
«Придумай свою сказку» (с элементами драматизации) | Дети придумывают свой сказочный сюжет на примере русской народной сказки «Волк и семеро козлят», затем показывают свои истории за специально приготовленным столом, на котором стоят макет и вырезанные фигурки сказочных персонажей. |
«Сказочная телеграмма» | Воспитатель зачитывает тексты телеграмм, которые отправили герои сказок, а дети отгадывают их авторов, говорят название сказок: Злой и хитрый волк съел шестерых моих братцев. Пожалуйста, помогите! Мою лубяную избушку заняла обманщица лиса. Верните мне мой домик! Дорогой Иа, поздравляем тебя с днём рождения, желаем счастья в личной жизни! Меня заперла в комнате «домомучительница» Фрекен Бок. Помогите! Моего братца похитила страшная Баба-Яга. Помогите мне его спасти! Я потеряла хрустальную туфельку! Помогите найти! Очень люблю зимнюю рыбалку, но мой хвост остался в проруби! Спокойствие, только спокойствие! У меня закончились все баночки с вареньем и сладкие пироги! |
«Цветик-семицветик» | На демонстрационной доске модель волшебного цветка с недостающими лепестками: Первый - жёлтый Второй - красный Третий - синий Четвёртый - зелёный Пятый – Шестой – Седьмой - Вопросы воспитателя: - Почему цветок волшебный? Каких лепестков не хватает? Какие желания исполняли лепестки? Почему исполнение желаний не принесло девочке радость? Какое желание было самым ценным? |
«Волшебный экран» | Игра закрепляет понимание отличия авторской сказки от народной. Один ребёнок показывает книгу, а дети называют писателя или поэта, написавшего её. |
«Найди тень» | Задание выполняется индивидуально. Ребёнок соединяет изображение персонажа с его силуэтом и называет имя героя и его сказку. |
«Отгадай сказку» | Карлсон очень любит эту книжку, он так часто её читает, что зачитал почти до дыр, некоторые буквы исчезли. Я буду зачитывать оставшиеся буквы, а вы попытайтесь узнать сказку: «Кол.. полеж.., полеж.., вз.. да и покат.. - с окн.. на лав.., с лав.. на пол, по пол… к две.., пр.. чер.. пор.. - да в сен.., из сен.. на крил.., с крил.. на дв.., со дв.. за вор.., дал.. и дал…» |
«Перепутанные картинки» | Дети справляются с заданием в небольших подгруппах. Картинки нужно разложить в правильной логической последовательности развития сюжета сказки. Например, из литературной сказки о приключениях Буратино: книга-азбука, кот и лиса, полено, деревянная кукла мальчика, золотые монеты, волшебный ключик. |
«Злые и добрые герои» | На столе перемешанные карточки с изображением сказочных персонажей. Дети выбирают героя и объясняют, почему они определили его как доброго или злого. |
«Исправь ошибки» | «Волк и семеро котят (козлят)», «Саша (Маша) и медведь», «Петушок (курочка) Ряба», «Мальчик с ножку (пальчик)», «Гуси-курицы (лебеди)», «Мишкина (заюшкина) избушка», «Царевна-Индюшка (лягушка)». |
«Василиса-премудрая» - игра с мячом | Ребёнок, поймавший мяч, должен продолжить имя персонажа или название волшебного предмета: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Иван Царевич, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, мышка-норушка, мальчик с пальчик, Змей Горыныч. |
(Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, (энергично сжимать и разжимать пальцы) Будем сказки называть. Рукавичка, Теремок, (Дети поочерёдно загибают пальчики) Колобок - румяный бок. Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк - Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши) | Мы славная семья козлят, Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте). Мы любим, бегать и играться, Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки») |
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте) Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеими руками) Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте) Прямо в тёплую кровать. (руки складываем под щеку) Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза) Пусть красивым будет он! (встаём прямо, руки в стороны, вверх). | Мышка быстренько бежала (бег на месте). Мышка хвостиком виляла (имитация движения). Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»). Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках). |
Этап НОД | Содержание этапа |
Организационная часть | Введение игрового момента. Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие со мной? Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чём мы отправимся в путешествие.
Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю. Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан) Какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные). |
Основная часть | Чтение рассказа. Беседа по его содержанию:
Физминутка «Море волнуется»
Словарная работа
|
Грамотно проведённая итоговая беседа по произведению не менее полезна, чем вступительная. Она позволяет детям закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе чтения, развивает память, умение выделить главное из услышанного.
Иногда после прочтения произведения достаточно нескольких вопросов, но они должны быть содержательными и направлять детей на выделение главной мысли. Так, итоговые вопросы к рассказу Н. Н. Носова «Фантазёры» могут быть примерно такими:
Также можно провести итоговую часть в форме беседы-повтора, помогающей вспомнить и закрепить представления о структуре сказки Например, беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» может быть такого содержания.
Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы:
Поскольку занятия чтением проводятся не единственно ради выработки навыка слушать и запоминать текст, а по большей части в воспитательных целях, основное внимание следует уделять морально-этической стороне произведений и формированию у детей положительных качеств и моделей поведения. Воспитатель должен высказывать и собственную оценку произведения и происходящих в нём событий, своё отношение к персонажам и их поступкам, давая тем самым детям нравственные ориентиры.
Дошкольника можно назвать читателем условно, он скорее внимательный и активный слушатель. Его знакомство с миром книги целиком зависит от литературного вкуса и предпочтений взрослого, будь то родителя или воспитателя. Именно окружающие малыша взрослые определяют круг художественных произведений, помогают истолковать сложные тексты, пробуждают интерес к восприятию книги. Во многом от воспитателей будет зависеть и то, станет ли малыш в будущем грамотным, глубоко мыслящим и чувствующим ценителем книги, или его знакомство с миром литературы останется поверхностным, проходным эпизодом его жизни. Увлечённый своим делом педагог сможет подарить ребёнку праздник общения с книгой, откроет для него богатый мир, в котором он никогда не почувствует себя одиноким.
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область: «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва
Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...
Интегрированная НОД "Чтение художественной литературы".
Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель МБОУ "Идрицкая СОШ", дошкольное отделение детский сад "Улыбка" Псковской области Себежского района.Описание:
Данное занятие было проведено для обмена опытом образовательной работы с детьми старшего возраста в коллективе педагогов детского сада.
В нем мы попытались соединить разные виды детской деятельности, тем более, что была проведена большая предварительная работа.
Назначение
: Конспект может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада.
Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Словарная работа: иллюстрации, художник – иллюстратор, буквица.
Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете много загадок. Сейчас я вам загадаю еще одну.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает!
Дети:
Книга!
Воспитатель:
Рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы прочитаем книгу В.Бианки «Чей нос лучше?» (Демонстрирует детям портрет писателя).
Чтение книги, по ходу текста – рассматривание иллюстраций.
(В рамках данного занятия чтение книги было осуществлено до слов: «Чудеса! – сказал мухолов – Сколько носов я видел!»)
Воспитатель:
Дети, вам понравилась сказка? Давайте, еще раз рассмотрим иллюстрации.
Ребенок:
Птицы разговаривают друг с другом.
Воспитатель:
Да, они общаются. Ясно выражен их характер, особенности клюва (носа). Как вы считаете, какой по характеру Мухолов - тонконос?
Ребенок:
Любопытный, все спрашивает.
Воспитатель:
Действительно, он любопытный!
Дети, рисунки к этой книге нарисовал знакомый вам художник Е. Рачев (Портрет художника).
Прежде, мы рассматривали его иллюстрации к русским народным сказкам.
Помните, он раскрывает характеры героев с помощью одежды (обращает внимание на книгу русских народных сказок).
Воспитатель:
Продолжим рассматривать нашу книгу.
Воспитатель:
Сегодня я познакомлю вас с еще одним интересным явлением.
Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)
Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)
1. А. К. Толстой «Колокольчики».
2. В. Катаев «Цветик-семицветик».
3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
5. Н. Сладков «Любитель цветов».
6. Ю. Мориц «Цветок».
7. М. Познананская «Одуванчик»
8. Е. Трутнева «Колокольчик».
Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)
1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»
2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»
3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».
4. А. Фет «Осень».
5. Г. Скребицкий «Осень».
6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».
7. А. Толстой «Осень».
8. А. Н. Майков «Осень».
9. С. Есенин «Нивы сжаты…».
10. Е. Трутнева «Осень»
11. В. Бианки «Синичкин календарь»
12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…
13. М. Исаковский «Вишня».
14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».
15. Туве Янсон "В конце ноября" - о приключениях Мими-Тролля и его друзе
16. И. С. Соколов-Микитов "Осень", "Листопадничек", "Лес осенью", "Осень в лесу", "Пролетело жаркое лето", "Осень в Чуне".
17. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Рассказ про осень", "Подарок", "Барсучий нос", "Прощание с летом","Словарь родной природы".
18. К. В. Лукашевич "Осень"
19. И. С. Тургенев "Осенний день в березовой роще"
20. И. А. Бунин "Антоновские яблоки"
21. "Осенние сказки" - сборник сказок народов мира
22. М. М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени", «Кладовая солнца»
23. С. Топелиус "Солнечный луч в ноябре"
24. Юрий Коваль "Листобой"
25. М. Демиденко "Как Наташа папу искала"
26. Г. Снегирев "Как птицы и звери к зиме готовятся", "Черничное варенье"
27. Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»
29. Е. Пермяк «В школу»
30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»
31. В. Сладков «Осень на пороге»
32. К. Твардовский «Лес осенью»
33. В. Строков «Насекомые осенью»
34. Р. н. с. «Пых»
35. Б. Заходер «Винни – Пух и все-все-все»
36. П. Ершов «Конек – горбунек»
37. А. Барто «Мы не заметили жука»
38. Крылов «Стрекоза и муравей»
Тема: Хлеб
1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
2. Ю. Круторогов «дождь из семян».
3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
5. М. Глинская «Хлеб»
6. Укр. н. с. «Колосок».
7. Я. Тайц «Все здесь».
8. В. А. Схомлинский ««Кк из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд», «Пряник и колосок»
9. «Легкий хлеб» белорусская сказка
10. А. Митяев «Мешок овсянки»
11. В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел»
Тема: Овощи, фрукты
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
4. Ю. Тувим «Овощи»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
7. Б. Житков «Что я видел».
8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,
9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»
10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» - р. н. с.
11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»
Тема: Грибы, ягоды
1. Е. Трутнева «Грибы»
2. В. Катаев «Грибы»
3. А. Прокофьев «Боровик»
4. Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы»
5. В. Г. Сутеев «Под грибом»
Тема: Перелетные и водоплавающие птицы
1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»
2. В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка»
4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
5. Л. Н. Толстой «Лебеди»
6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
7. А. Н. Толстой «Желтухин».
8. К. Д. Ушинский «Ласточка».
9. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
10. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот»
11. М. Пришвин «Ребята и утята».
12. Укр. н. с. «Хроменькая уточка».
13. Л. Н. Толстой «Птичка».
14. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
15. П. Воронько «Журавли».
16. И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной»
17. И. Токмакова «Птичка летает»
Тема: Наш город. Моя улица.
1. З. Александрова «Родина»
2. С. Михалков «Моя улица».
3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»
4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы
1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
2. З. Александрова «Сарафанчик».
3. С. Михалков «А что у вас?».
4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».
5. С. Маршак «Вот какой рассеянный».
6. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка».
7. В. Д. Берестов «Картинки в лужах».
8. «Как братец Кролик перехитрил Братца лиса»,обраб. М. Гершензона.
9. В. Орлов «Федя одевается»
10. «Неряха»
Тема: Домашние животные и их детёныши.
1. Е. Чарушин «Что за зверь?»
2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
3. Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
5. Р. н. с. «Волк и семеро козлят».
6. С. Я. Маршак «Пудель».
Тема: Дикие животные и их детёныши.
1. А. К. Толстой «Белка и волк».
2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»
3. Г. Снегирев «След оленя»
4. р. н. с. «Заяц-хваста»
5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
6. Р. н. с. «Зимовье».
7. В. Осеева «Ежинка»
8. Г. Скребицкий «на лесной полянке».
9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»
10. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж».
11. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».
12. Р. н. с. «Хвосты»
13. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»
14. Пришвин. «Жил – был медведь»
15. А. Барков «Голубой зверек»
16. В. И. Мирясов «Зайка»
17. Р. н. с. «Два медвежонка»
18. Ю. Кушак «Почтовая история»
19. А. Барков «Белка»
Тема: Поздняя осень. Предзимье
1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя…»
2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»
3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
4. С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».
5. И. С. Никитин «Встреча зимы»
6. В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»
7. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко
8. Сказка про начало зимы.
9. В. Архангельский Сказка «Снежинка –пушинка»
10. Г. Скребицкий «Первый снег»
11. А. Блок «Снег да снег»
12. С. Козлов «Зимняя сказка»
13. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер»
14. Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»
15. Е. Л Малиованова. «Как звери и птицы к зиме подготовились»
16. И. З. Суриков «Зима»
17. И. Бунин «Первый снег»
Тема: Зима. Зимующие птицы
1. Н. Носов «На горке»
2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
4. В. Бианки «Синичкин календарь».
5. В. Даль «Старик – годовик».
6. М. Горький «Воробьишко»
7. Л. Н. Толстой «Птичка»
8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»
9. С. Михалков «Зяблик».
10. И. С. Тургенев «Воробей».
11. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».
12. А. А. Блок «Снег да снег кругом».
13. И. З. Суриков «Зима»
14. Н. А. Некрасов «мороз – воевода».
15. В. В. Бианки «Сова»
16. Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»
17. В. А. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и синичка», «Елочка для воробьишек»
18. Р. Снегирёв «Ночлег зимой»
19. О. Чусовитина «Трудно птичкам зимовать».
20. С. Маршак «Где обедал, воробей?»
21. В. Берестов «Сказка про выходной день»
22. В. Жуковский «Птичка»
23. Н. Петрова «Птичья елка»
24. Г. Сапгир «Дятел»
25. М. Пришвин «Дятел»
Тема: Библиотека. Книги.
1. С. Маршак «Как печатали книгу?»
3. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.
1. С. Я. Маршак «Багаж».
2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
4. Н. Саконская «песенка о метро»
5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
7. А. Матутис Кораблик», «Моряк»
8. В. Степанов, «Самолёт», «Ракета и Я», «Снежинка и троллейбус»
9. Э. Мошковская «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился», «К нам бегут автобусы»
10. И. Токмакова «Кда в машинах везут снег»
11. Братья Гримм «Двенадцать братьев»
12. В. Волина «Теплоход»
Тема: Новый год. Зимние развлечения.
1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
2. Круглый год (декабрь)
3. Р. н. с. «Снегурочка»
4. Е. Трутнева «С Новым годом!».
5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
6. Н. Носов «Фантазёры», «На горке».
7. Ф. Губин «Горка».
8. И. З. Суриков «Детство».
9. А. А. Блок «Ветхая избушка».
10. С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
11. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».
12. Р. н. с. «Два Мороза».
13. Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».
14. Р. н. с. «Морозко».
15. Л. Квитко «На катке»
16. В. Лившиц «Снеговик»
17. Т. Эгнер «Приключение в лесу елки – на горке»
18. Н. Калинина «Про снежный колобок»
19. Т. Золотухина «Метель».
20. И. Сладков «Песенки подо льдом».
21. Е. Благинина «Прогулка»
22. Н. Павлов «Первый снег»
23. Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»
24. Н. Асеев «Мороз»
25. А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»
26. З. Александрова «Дед Мороз»
27. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».
28. В. Даль «Девочка снегурочка»
29. М. Клокова «Дед Мороз»
30. В. Одоевский «Мороз Иванович»
31. В. Чаплина «Метель»
32. Е. Л. Малиованова «Новый год»
33. С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз
Данная картотека позволит расширить ОД по познавательному чтению
Картотека
ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
в разных образовательных областях в старшей группе
Составила: Тихомирова О.С .
Цель |
|||
Нравственное воспитание | рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица | Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости |
|
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова | Учить детей понимать характер и поступки героев |
||
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского |
|||
Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу; |
|||
Воспитывать нормы нравственного поведения |
|||
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов | Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. |
||
Б. Шергин «Рифмы» | Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям |
||
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов | Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним |
||
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов | Воспитывать чувство сострадания к окружающим |
||
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» | Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу |
||
С. Михалков «А что у вас?» | |||
Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным |
|||
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; | воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе. |
||
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). |
|||
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) | Чувствовать и понимать характер образов литературного |
||
Л. Толстой «Косточка» | Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье. |
||
Л. Толстой «Прыжок» | Пробудить в детях сопереживание герою рассказа |
||
Н. Носов. «Живая шляпа»; | Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы. |
||
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» | Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками |
||
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной |
|||
К. Паустовский. «Кот-ворюга» | Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания |
||
Мицкевич Адам «Друзьям» | Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость» |
||
П. Бажов «Серебряное копытце» | Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых |
||
Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких |
|||
В. Катаев. «Цветик-семицветик» | Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений. |
||
Ребенок в семье и в обществе | рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой | Познакомить с разными семейными взаимоотношениями |
|
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» | Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. |
||
В. Драгунский «Денискины рассказы» | Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. |
||
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы) | Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев |
||
Е. Григорьева «Ссора» | Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу |
||
А. Барто «Вовка - добрая душа» |
|||
Е.. Благинина «Посидим в тишине» | Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме |
||
А. Усачёв «Что такое этикет» | Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома |
||
«Крупеничка» Н. Телешов | Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям |
||
Самообслуживание, труд | рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой | Формировать представления детей о трудолюбивом человеке |
|
К. Чуковский «Мойдодыр» | Воспитание культурно-гигиенических навыков |
||
К. Чуковский «Федорино горе» |
|||
рнс «По щучьему веленью» | Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда |
||
А. Барто «Девочка-чумазая» | Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища |
||
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова |
|||
Формирование основ безопасности | С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» | Закрепление правил поведения на улицах города |
|
Е. Сегал «Машины на нашей улице» |
|||
Познавательное развитие | Считалки | ||
Герои сказок | |||
С. Маршак «Цифры» | Знакомство с цифрами |
||
Ознакомление с социальным миром | Г. Х. Андерсен «Снеговик» | Знакомство с новогодними традициями разных стран |
|
С. Михалков «А что у вас?» | Знакомство с важностью любой профессии |
||
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; | Знакомство с особенностями народов Западной Африки |
||
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово» | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. |
||
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров | Знакомство с бытом народов крайнего севера |
||
М. Бородицкая «Ждем брата» | Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам |
||
А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. |
||
А. Барто «Игра в стадо» | Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада |
||
С. Махотин «Старшая группа» |
|||
О. Высоцкая «Детский сад» |
|||
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) | Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа |
||
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» | Уточнить знания о родной стране. |
||
Б. Алмазов. «Горбушка» | Приобщение к российским ценностям; |
||
Ознакомление с миром природы | рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица | Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите. |
|
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» | Расширять представления о жизни животных |
||
Г. Снегирев «Пингвиний пляж» |
|||
К. Паустовский. «Кот-ворюга» | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту; |
||
В. Бианки «Сова» | Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»; |
||
Б. Заходер «Серая звездочка» | Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу |
||
С. Есенин «Черемуха» | Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении |
||
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака | Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию |
||
П. Бажов «Серебряное копытце» | Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе |
||
Речевое развитие | Развитие всех сторон речи |
||
Знакомство с жанрами |
|||
Объяснение незнакомых, устаревших слов |
|||
Художественно-эстетическое развитие | Приобщение к искусству | В. Конашевич | Знакомство с художниками-иллюстраторами |
И. Билибин |
|||
Е. Чарушин |
|||
ИЗО деятельность | Рисование иллюстраций по произведениям |
||
Музыкальная деятельность | П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) | Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений |
|
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты) |
|||
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты) |
|||
С. Прокофьев «Петя и волк» |
|||
Физическое развитие | НОД и досуги по сюжетам произведений |
||
Герои произведений |
|||