Скрябин александр николаевич. Музыкальные миры А.Н
Композитор А.Н.Скрябин
Реформатор музыки
- Родился 25 декабря 1871г. В московской дворянской семье
- Мать Л.П.Щетинина, пианистка, умерла через год после рождения Николая; отец – дипломат, создал новую семью и встречался с сыном эпизодически
- Воспитывался двумя бабушками – матерью и сестрой отца
- Рано проявилась уникальная музыкальная одарённость
Годы учения
Учился в московском кадетском корпусе
Уже в 10-12 лет писал музыкальные сочинения
С 1888г. учился в консерватории. Среди его педагогов – С.И.Танеев (на фото), В.И.Сафонов
В.И.Сафонов
Из воспоминаний учителя
- Раз как-то Скрябин играл у Сафонова на дому, когда тот прилег отдохнуть и немного вздремнул. После Сафонов рассказывал: «Просыпаюсь при прелестных звуках чего-то. Не хотелось даже двинуться, чтобы не нарушить волшебного очарования. Спрашиваю потом: „Что это?" Оказался его Des-dur"ный прелюд. Это одно из лучших воспоминаний моей жизни».
- Скрябин окончил консерваторию в 1892 только по фортепианной специальности (в классе Аренского у него не сложились отношения с преподавателем). Ему была присуждена малая золотая медаль (большой медали удостаивались лишь выпускники, окончившие по двум специальностям)
- Имя Скрябина было занесено на мраморную доску, находящуюся при входе в Малый зал Московской консерватории, наряду с именами самых выдающихся воспитанников консерватории.
- В один год со Скрябиным это учебное заведение окончил Рахманинов, представивший в качестве дипломной работы оперу «Алеко»
- М.П.Беляев – крупный музыкальный деятель, лесопромышленник, создал собственное музыкальное издательство, специальные концертные организации - Русские симфонические концерты и Русские камерные вечера, учредил ежегодные премии имени Глинки
- Заслуги Беляева сравнимы с заслугами П.Третьякова
- Беляев выделил Скрябина на особое место. Он оплачивал его сочинения самыми высокими гонорарами, выдавал щедрые авансы в счет будущих работ. Почти ежегодно Скрябину присуждались Глинкинские премии.
- Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Наибольшая близость сложилась у него с Анатолием Константиновичем Лядовым. Их сближала общность художественных вкусов, в том числе любовь к музыке Шопена.
- Вера Ивановна была пианисткой, и порою супруги давали совместные концерты
- Скрябин в 1890-е годы ведёт активную концертную деятельность по городам России и выезжает за границу
- Некоторое время работает преподавателем в консерватории (не питал склонности к педагогической работе, но студенты ценили в нём тончайшего вдохновенного музыканта)
Лучшие произведения композитора 1890-х годов
- 24 прелюдии соч. 11 («энциклопедия» музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина)
- цикл из 12 этюдов соч. 8 (замечательнейшие образцы этюдов в мировой фортепианной литературе)
- три сонаты
- фортепианный концерт - одно из обаятельнейших произведений Скрябина - вошел в число классических образцов этого жанра
«Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом»
- На рубеже веков Скрябин пишет 2 симфонии, вызвавшие крайние нарекания музыкальной общественности - «какофония, вздор, дикие гармонии»
- Композитор вырабатывает собственный симфонический стиль, отталкиваясь прежде всего от Вагнера
- Около 1900 года Скрябин познакомился с кружком философов и стал членом московского Философского общества. Особенно близко он сошёлся с кн.С.Трубецким (на фото)
- Утверждается на позициях субъективного идеализма
- Охвачен идеей создания художественного произведения, которое должно преобразовать жизнь, превратить ее в великий праздник для всего человечества
Замысел «Мистерии»
А.Н.Скрябин
- «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств - музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Это должно было быть особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры
- Эта идея не помешала появлению на свет замечательных сочинений композитора, в которых гениальный художник оттеснял на задний план заблуждающегося мыслителя
- В 1904г. Скрябин женился на Т.Ф.Шлёцер, полностью пожертвовавшей своими личными интересами ради творчества мужа
- Удивительная дружба с марксистом Г.Плехановым
- Финансовые затруднения после смерти М.Беляева
- Участие в дягилевских сезонах в Париже, концерты в Швейцарии, Италии, США
- В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому Николо-Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни
- Сейчас в этом доме располагается музей композитора
- Последние годы жизни композитор посвятил реализации идеи «Мистерии». Скрябин часто жаловался на то, что ему приходится заниматься такими «пустяками», как писанием сонат и других пьес, концертированием, и т. д., вместо того, чтобы все силы отдать тому, в чем он видел свое главное назначение. «Как все это надоело... Пора!» - вырывалось у него.
- Однако постепенно, по мере того как замысел «Мистерии» разрастался и принимал все более фантастические масштабы, сам Скрябин, очевидно, смутно начал осознавать невозможность его реализации; во всяком случае в относительно близком будущем.
Лучшие произведения композитора 1900-х годов
- 4-я соната (принадлежит к вершинам фортепианного наследия Скрябина), 7,9 и 10 сонаты
- две поэмы соч. 32, Сатаническая и Трагическая поэмы, Поэма-ноктюрн (соч. 61), поэма «Странность» (соч. 63)
- Поэма экстаза - одна из кульминационных точек творчества
- 4 прелюдии соч. 37, прелюдии соч. 74
- второй цикл этюдов (соч. 42), цикл из 3-х этюдов (соч. 65)
- Третья («Божественная») симфония - одна из вершин творчества композитора и один из замечательнейших памятников русского и мирового симфонизма начала XX столетия
- «Прометей» (Поэма огня)
- Поэма «К пламени» - одно из выдающихся поздних произведений Скрябина
Источники информации и изображений
- http://www.scriabin.ru/
- muzruk.info
- litopys.net
- rusalochka.wordpress.com
- fictionbook.ru
- intoclassics.net
- devichka.ru
- maslovka.org
- arts--today.ru
- classic-music.ru
- runivers.ru
- http://www.liveinternet.ru/users/4000491/post163583015/
- http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=634766&tagid=108
- http://bonooooo.livejournal.com/34363.html
- http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post152851469
- http://scryabin.livejournal.com/
1
из 7
Презентация на тему:
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
16 января 1872 года родился Александр Николаевич Скрябин (ум. в 1915 г.) - русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, а мать - пианисткой. Вероятно, от нее Скрябин унаследовал музыкальные способности и любовь к музыке. Музыкальное дарование Скрябинa проявилось рано. Уже в детстве он стал брать уроки фортепьяно у Г. Э. Конюса, и Н. С. Зверева. С 1882 по 1889 гг. Скрябин обучался в Московском кадетском корпусе. Затем он поступил в Московскую консерваторию на класс фортепьяно к В. И. Сафонову, и в 1892 году блестяще закончил ее. В консерватории Скрябин занимался контрапунктом у С. И. Танеева, а композицией у А. С. Аренского. В это время юный композитор уже имел солидный репертуар из собственных сочинений. Давая концерты в России и за рубежом, он исполнял не только произведения великих музыкантов, но и свои собственные сочинения, которые благодарная аудитория неизменно встречала с большим энтузиазмом. Меценатом Скрябина в это время был М. П. Беляев. Он на свои деньги издавал сочинения молодого композитора и субсидировал его концертные поездки.
№ слайда 3
Описание слайда:
В 1904-1910 Скрябин с небольшими перерывами жил и работал в разных европейских странах. К этому же времени относятся его первые гастроли в США. Помимо сочинительства великий композитор занимался и педагогической деятельностью. В 1898-1903 годах он занимает место профессора Московской консерватории по классу фортепьяно, совмещая консерваторские занятия с преподаванием в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. В творчестве Скрябина представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х гг. им были созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1-3-я сонаты для фортепьяно, концерт для фортепьяно с оркестром. В 1900-х гг. к перечисленным произведениям прибавились 3 симфонии, 4-10-я сонаты и принесшие ему мировую известность поэмы для фортепьяно (в т. ч. "Трагическая", "Сатаническая", "К пламени"), Кроме того в его творческое наследие входят такие симфонические произведения, как "Поэма экстаза" и "Прометей" ("Поэма огня"), написанные в более поздний период. В своей музыке Скрябин отразил бунтарский дух времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились душевный порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование и утончённая одухотворённая лирика.
№ слайда 4
Описание слайда:
Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. – 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) – этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика. Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства – музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.
А.СКРЯБИН-ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
Презентация-Гафарова Вильдана
БИОГРАФИЯ
Александр Скрябин родился 6 января 1872 года в Москве, в старинном
дворянском роде. Отец - дипломат, мать - талантливая пианистка; умерла от
туберкулеза, когда сыну не было и полгода. Мальчик воспитывался тетей, Л. А.
Скрябиной, приохотившей его к фортепиано. В пять лет уверенно
воспроизводил на инструменте не только мелодии, но и однажды услышанные
несложные пьесы.В восемь лет начал сочинять музыку, писал также стихи и
многоактные трагедии. В 1882-1889 по
семейной традиции обучался во 2-м
Московском кадетском корпусе. Брал уроки фортепьяно у Георгия Эдуардовича
Конюса и Н. С. Зверева, изучал теорию музыки под руководством Сергея
Ивановича Танеева, выступал в концертах. В 1888-1892 годах - в Московской
консерватории по классу фортепьяно у Василия Ильича Сафонова (окончил с
золотой медалью), параллельно занимался композицией у С. И. Танеева и
Антона Степановича Аренского
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО
ПУТИ
К началу 1890-х годов относятся первые издания и исполнения
фортепьянных пьес Александра Скрябина, главным образом авторские.
Выдающийся пианист камерного плана, чья игра отличалась тонкостью и
одухотворенностью, особым, созвучным эпохе, «нервом», музыкант всю
жизнь концертировал, исполняя почти исключительно собственные
сочинения. Уже первые выступления принесли ему успех, хотя и сам он, и
его музыка вызывали неоднозначное отношение. При всеобщем признании
феерического таланта Александра Николаевича, восхищение одних,
недоумение и неприязнь других с годами лишь возрастают, деля
аудиторию на «скрябинистов» и «антискрябинистов», шокированных
новаторским характером его сочинений. Однако профессиональная
карьера композитора складывалась в целом удачно, не только благодаря
незаурядной воле и
творческой активности самого Скрябина, но и из-за
постоянной поддержки почитателей его искусства - Митрофана
Петровича Беляева, М. К. Морозовой, Сергея Александровича
Кусевицкого, Александра Ильича Зилоти и др. Вскоре после окончания
консерватории Скрябин концертировал в Москве, Петербурге и других
городах, а в 1896 году совершил турне по Европе (Париж, Брюссель,
Берлин, Гаага, Амстердам, Кельн), повсюду вызывая к себе живейший
интерес.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
АЛЕКСАНДРА
В 1910 году А.Н. Скрябин обосновался в Москве, близ
Арбата. Последние годы жизни композитора - время
неуклонного роста его известности. Он много
концертировал, и каждая его
новая премьера становилась
значительным
художественным событием. Все поздние
произведения Скрябина - сонаты (№ 7-10),
фортепьянные поэмы («Маска», «Странность», «К
пламени») и другие - так или иначе связаны с идеями
«Мистерии». Он увлеченно работал над текстом ее
подготовительного варианта («Предварительного
действия»), играл друзьям фрагменты музыки. Работу
оборвала
скоропостижная смерть композитора (от
сепсиса, вызванного карбункулом на верхней губе). В 1922
году в помещении последней квартиры Скрябина в Б.
Николо-Песковском переулке был открыт музей.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН ()
16 января 1872 года родился Александр Николаевич Скрябин (ум. в 1915 г.) - русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, а мать - пианисткой. Вероятно, от нее Скрябин унаследовал музыкальные способности и любовь к музыке. Музыкальное дарование Скрябинa проявилось рано. Уже в детстве он стал брать уроки фортепьяно у Г. Э. Конюса, и Н. С. Зверева. С 1882 по 1889 гг. Скрябин обучался в Московском кадетском корпусе. Затем он поступил в Московскую консерваторию на класс фортепьяно к В. И. Сафонову, и в 1892 году блестяще закончил ее. В консерватории Скрябин занимался контрапунктом у С. И. Танеева, а композицией у А. С. Аренского. В это время юный композитор уже имел солидный репертуар из собственных сочинений. Давая концерты в России и за рубежом, он исполнял не только произведения великих музыкантов, но и свои собственные сочинения, которые благодарная аудитория неизменно встречала с большим энтузиазмом. Меценатом Скрябина в это время был М. П. Беляев. Он на свои деньги издавал сочинения молодого композитора и субсидировал его концертные поездки.
В Скрябин с небольшими перерывами жил и работал в разных европейских странах. К этому же времени относятся его первые гастроли в США. Помимо сочинительства великий композитор занимался и педагогической деятельностью. В годах он занимает место профессора Московской консерватории по классу фортепьяно, совмещая консерваторские занятия с преподаванием в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. В творчестве Скрябина представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х гг. им были созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1-3-я сонаты для фортепьяно, концерт для фортепьяно с оркестром. В 1900-х гг. к перечисленным произведениям прибавились 3 симфонии, 4-10-я сонаты и принесшие ему мировую известность поэмы для фортепьяно (в т. ч. "Трагическая", "Сатаническая", "К пламени"), Кроме того в его творческое наследие входят такие симфонические произведения, как "Поэма экстаза" и "Прометей" ("Поэма огня"), написанные в более поздний период. В своей музыке Скрябин отразил бунтарский дух времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились душевный порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование и утончённая одухотворённая лирика.
Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90- х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. – 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) – этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика. Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства – музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей. Гостиная в доме-музее А.Н.Скрябина