Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » "Родина-мать" в Волгограде. Мамаев курган

"Родина-мать" в Волгограде. Мамаев курган

Памятник имеет просто колоссальные размеры, выполнен он из железобетона. Изображает фигуру женщины в полный ее рост. Выполнено архитектурное строение таким образом, что создается впечатление движения вперед. Фигура держит в руках огромный меч, таким образом она призывает свой народ бороться с противником.

Памятник имеет просто колоссальные размеры // Фото: tvzvezda.ru


«Родина-мать зовет!» является монументом, входящим в триаду скульптурных сооружений. Помимо нее существует такие же величественный, но, к сожалению, менее знаменитое сооружение «Тыл - фронту», расположенный в Магнитогорске. Третьей частью композиции является «Воин-освободитель» из берлинского Трептов-парка. Задумка архитекторов была следующая: родина-мать подымет свой выкованный в Сталинграде меч на берегах Урала. Опустит она его только в Берлине о время победы.

Общие параметры памятника

Высота памятника составляет всего 87 метров. При этом высота фигуры женщины составляет всего 52 метра. Остальную часть составляет меч, поднятый ввысь. В частности, длина руки женщины составляет 20 метров, а сам меч достигает 33 метров. Общий вес памятника составляет 8 тонн, что касается меча, то он весит все 14 тонн. Как это не удивительно, но внутри статуя пустая, а толщина ее стен составляет всего-навсего 25-30 см.

После завышения строительных работ памятник был практически сразу занесен в книгу рекордов Гиннесса. Первенство среди самых высоки памятников мира она занимала почти четверть века. На сегодняшний день она уже не является лидером, но все же входит в 10 самых высоких архитектурных сооружений. В России памятник до сих пор является самым высоким и величественным изваянием.


После завышения строительных работ памятник был практически сразу занесен в книгу рекордов Гиннесса // Фото: volfoto.ru

У подножья памятника

Возле памятника «Родина-мать зовет!» находится кладбище. Там спят вечным сном приблизительно 34 500 человек. Но это отнюдь не простые люди. Они когда-то были солдата и героями Великой Отечественной войны, а также теми, кто оборонял Сталинград. Также у подножья огромного памятника спит на Мамаевой горе захоронен командир 62 армии (Василий Иванович Чуйков), которая особым образом отличилась при бороне Сталинграда.

Меч, выполненный из стали

При изготовлении меча использовала особая – авиационная – технология. Он изготовлялся из нержавеющего металла, а затем обшивался титановыми листами. Подобный способ изготовления не применяли к фигуре женщины, потому как меч в итоге начал скрипеть и немного покачиваться при порывах ветра. В 1972 году меч решили сменить. В руки Родине-матери вручили меч из стали, который имел несколько отверстий, снижающих парусность. Архитекторы этого величественного памятника лишились Ленинской премии из-за того, что изначально не смогли выполнить меч наилучшим образом.


В руки Родине-матери вручили меч из стали // Фото: pikabu.ru

Прототип Родины-матери

Образ, стоящий на горе, собрал в себе все лучшие черты советского народа. Он был настолько хорош, что в 1941 году начал часто появляться на агитационных плакатах советского правительства. Над ним работал художник и живописец Ираклий Тоидзе. В последующие годы он признался, что за основу все же взял образ собственной жены. Он запомнил ее выражение лица, когда она, услышав объявление о начале военных действий, вбежала в кухню и выкрикнула: «Война!». Художник был настолько потрясен, что мгновенно сделал наброски мимики супруги.

В памятнике есть вход вовнутрь, но он закрыт для посещения. Возможно, поэтому скульптура обросла загадками и слухами. Многие полагают, что во рту женщины размещена просторная смотровая площадка. Возле одного из ушей архитекторы когда-то сделали ресторан для советских VIP-персон. Однако, абсолютно все это неверно.


в 1941 году начал часто появляться на агитационных плакатах советского правительства // Фото: sib.fm


В мире существует еще одна Родина-мать. Находится она в Киеве на одном из крутых берегов Днепра. Она также является творением архитектора Вучетича, но обладает не настолько впечатляющими размерами. Высота младшей сестры Родины-матери 23 метра. Она стоит на постаменте, внутри которого расположили музей. За его счет статуя оказывается немного выше.

· 25.11.2015

Статуя «Родина-Мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы» в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане .

Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.

Статуя является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Это один из самых высоких памятников во всем мире: высота статуи Родины Матери в Волгограде без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом целых 85! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч Родины Матери весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствует о силе и уникальности.


Автором статуи Родина Мать в Волгограде является скульптор Евгений Викторович Вучетич , именно по его проекту статуя строилась с мая 1959 по октябрь 1967 года. Статуя «Родина Мать Зовёт!» на Мамаевом Кургане занимает 11 место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-памятников мира. В ночное время суток статуя освещается разноцветными огнями. Скульптура «Родина Мать Зовет!» призывает людей объединиться и выстоять в нелегком бою.

Кто является прообразом скульптуры Родины Матери на Мамаевом Кургане?

По слухам прообразом статуи «Родина Мать зовет!» стали три девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Но данный факт ничем не был подтвержден. Скорее всего, это просто слух. Также существует легенда, что «Родина-мать» смоделирована наподобие фигуры «марсельезы», которая находится на триумфальной арке в Париже.

Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.

Строительство статуи на Мамаевом Кургане началось в 1959 году и закончилось в 1967 году. Возведение скульптуры заняло ровно восемь лет, и это немало. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук Никитин Н.В. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве Останкинской башни в Москве. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.


Что касается материалов для строительства статуи, ограничений на них не было. На возведение и строительство памятника Родина-мать в Волгограде было израсходовано 5500 тонн бетона и 2500 металлических конструкций. Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра. Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении. Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.


Меч Родины Матери.

Длина меча Родины Матери достигает 33 метров , вес меча – 14 тонн. Изначально он был выполнен из стали. С течением времени из-за сильного ветра конструкция была деформирована, и появился неприятный звук металла. В 1972 году меч реконструировали: лезвие было заменено на новое, более устойчивое к погодным условиям. Это лезвие было изготовлено из фторированной стали.

Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха . Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл-фронту!». Вторая часть — это «Родина–мать» в Волгограде. Третья часть «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке в Берлине.

По первоначальной задумке в руках Родина Мать должна была держать знамя вместо меча, а у ее ног, преклонив колени, должен был стоять солдат.


Почему статую установили на Мамаевом Кургане?

Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.


Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.


С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.


Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде , чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.


В решительном порыве стоит на кургане женщина с мечом в руках. Ее необычайно выразительное, волевое лицо и повернутый торс, развивающиеся на ветру волосы создают ощущение значительной силы. Раздуваемые ветром концы платка делают ее похожей на птицу. В безмолвном крике призывает она идти за собой сыновей своей страны, идти в бой и биться с врагом на смерть, стоять до конца. Она – Родина-мать – самая необыкновенная и величественная скульптура Мамаева кургана.

Являясь частью ансамбля «героям Сталинградской битвы» в Волгограде, скульптура “Родина-мать зовет” заслуженно занимает в нем центральное место благодаря своим внушительным размерам – 85 метров, и не мене значительному весу – 8 тонн. Меч в ее руке имеет размер в 33 метра, а вот вес превышает массу скульптуры и составляет 14 тонн, что невольно наталкивает на мысль: а не хотел ли автор тем самым показать, что как бы тяжело ни было, все ровно нужно стремиться к победе.

Специально для этого памятника была создана искусственная четырнадцати метровая насыпь, которая стала самой высокой точкой в окрестностях города. В этой возвышенности были захоронены останки воинов, павших в сражении за Сталинград. К памятнику ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 надгробий отличившихся воинов. Стены памятника толщиной 25-30 см прочно скреплены внутри жесткими тросами. Что примечательно, сама фигура не скреплена с фундаментом, она просто стоит на двухметровой плите.

Интересным фактом является и то, что памятник Родине-матери мог выглядеть совершенно иначе. Создателем памятника мог стать каждый приславший свой чертеж или эскиз. Отбор проводился очень тщательно и занял десять лет.

Автором памятника стал Е.В. Вучетич, заработавший непререкаемый авторитет тем, что слепил портреты почти всех советских военачальников, начиная с Жукова. На тот момент им уже были построены такие памятники, как «Воин-победитель», находящийся в Трептов-парке в Берлине и «Перекуем мечи на орала», нашедший свое место в Нью-Йорке. В каждом из этих произведений затронута тема меча.

Проект памятника “Родина-мать зовет!” в ходе строительства подвергался колоссальным изменениям. Из первоначальной задумки в виде женщины со знаменем и бойца, который склонил перед ней колено, он превратился в тот образ «Родины-матери», который мы можем видеть сегодня. Изменилась и идея строительства торжественного постамента, на котором должна была стоять скульптура. Но самым значительным изменением было увеличение размера – из 36 метровой, фигура увеличилась в высоту до 85 метров.


Перекуем мечи в орала, Нью-Йорк

Все эти рабочие эскизы сохранились, и мы можем ознакомиться с ними в доме-музее автора. Этот дом являлся мастерской для Вучетича, он же был его дачей, находящейся в Тимирязевском районе Москвы.

Изменения происходили и после того, как памятник был открыт и уже несколько лет привлекал посетителей. Они коснулись переделки меча. Меч сильно раскачивался в руке скульптуры. Как оказалось, он находился плашмя по отношению к ветру. Решением этой проблемы, стали отверстия, проделанные в мече. Позднее и само лезвие меча было сделано из более легкой стали.

50 мощных прожекторов были изготовлены для того, чтобы мы смогли рассмотреть статую как днем, так и ночью. Рабочие трудились сверх нормы, осознавая, что они делают важное дело. К открытию памятника 15 октября 1967 года, каждый прожектор занимал свое место рядом с памятником.

Валентина Изотова - прототип памятника Родине-матери

Прототипом памятника главной Матери СССР стала жительница Волгограда Валентина Изотова. Своей внешностью она больше подходила для образа Родины-матери, чем приехавшая позировать московская модель.

Два года она позировала скульптору. Работа для нее оказалась очень серьезной и тяжелой, ведь нелегко стоять, часами раскинув руки, в одной из которых находилась палка как предполагаемый меч.

Всю жизнь Валентина гордилась тем, что стала образом для такого великого памятника.

На момент окончания постройки статуя “Родина-мать зовет!” оказалась самой высокой в мире, что и отразилось в книге рекордов Гиннеса. Сегодня же она отодвинулась на 11 место списка самых высоких памятников.

Статуя каждый год отклоняется от своего первоначально положения, что в 1986 году стало основанием для значительного укрепления конструкции. В 2010 были произведены устранения трещин, образовавшихся за столь длительный период, и был скорректирован угол допустимого наклона статуи.

Тысячи россиян и иностранцев приезжают из года в год на Мамаев курган , чтобы поклониться, выразить свою благодарность, почтить память павших в Сталинградской Битве советских воинов. И изо дня в день встречает гостей наша “Родина-мать” – символ воли и бесстрашия всех тех, кто сражался с фашистской Германией!

Инна Антонова
Анастасия Савиных

"Родина-мать" занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент создания скульптура-статуя в мире. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8000 тонн. Сегодня легендарная статуя находится в аварийном состоянии.

Родина-мать

Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом. Сам образ «Родины-Матери» стал одним из главных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет». Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.

Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни. Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз. Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Меч победы

Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине. Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации - на состоящее целиком из фторированной стали.

Могила На Мамевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла. На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» также был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.

Прототипы

До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий. Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград». Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным. Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Без фундамента

Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров.

Материалы

«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона, состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания. Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн.

Зеленый свет

Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции. Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.

Копия статуи

На даче Евгения Вучетича в Тимирязевском районе Москвы, где раньше была его мастерская, а сегодня работает дом-музей скульптора, можно увидеть уменьшенную копию статуи - макет, рабочие эскизы, а также макет голову скульптуры в натуральную величину.

Смещение

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок. То, что «Родина мать» находится в аварийном состоянии считает и реставратор Вадим Церковников. В своем интервью «МК» в 2013 году на вопрос о том, может ли скульптура упасть, он прямо ответил: «Запросто! Она непредсказуема!».

Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.

Образ

Сам образ «Родины-Матери» стал одним из самых сильных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет».

Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.
Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.

Прототипы

До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий.

Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград». Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным.
Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Меч победы

Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине.

Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации - на состоящее целиком из фторированной стали.

Мамаев курган

На Мамаевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.

На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» также был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.

Размеры

Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни.

Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз.

Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров.

Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира.
Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Материалы

«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона, состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания.

Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн.

Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции.

Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.

Смещение

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок.