Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему писатель назвал главную героиню праведницей. Трагизм жизни и судьбы матрены

Почему писатель назвал главную героиню праведницей. Трагизм жизни и судьбы матрены

Великая французская буржуазная революция и лежащая в ее основании полувековая агитация эпохи Просвещения породили в интеллектуальной среде Европы невиданный энтузиазм, стремление все переделать и все пересоздать, привести человечество к «золотому веку» истории, достигнуть отмены всех сословных границ и привилегий – то есть «Свободы, равенства и братства». Не случайно почти все романтики – фанатики свободы, только свободу каждый из них понимал по-своему: это могли быть свободы гражданские, социальные, с требованием которых выступали, например, Констан, Байрон и Шелли, но чаще всего это - творческая, духовная свобода, свобода личности, индивидуальная свобода.

Романтические поэты провозгласили личность, индивидуальность основой истории. В их эстетике человек не один из (представитель коллектива, социума, сословия, не абстрактный человек, как было принято у просветителей вплоть до Фихте); он уникален, странен, одинок – он одновременно является творцом и целью истории.

Вслед за классицистами романтики обращаются к основному конфликту истории: общество – человек (знаменитая классицистическая оппозиция «долг – чувство»). Но романтики меняют позиции местами, переворачивая их в пользу личности, по крайней мере, с точки зрения сегодняшнего либерального образа мышления с головы на ноги:

человек – общество,

следовательно, «я» – «они».

Романтический индивидуализм порождает основные мотивы романтического сюжетосложения: бунтарство, бегство от действительности в природу (буквально, бегство от цивилизации), в творчество (в поэтический воображаемый мир или в религию, в мистику), в меланхолию (темы сна, мечты, мотив утраченной возлюбленной, темы смерти и загробного единения), в историческое прошлое и национальный фольклор. Отсюда излюбленные жанры романтической литературы: гражданственная и публицистическая лирика; описательная поэзия, поэмы странствий (Восток и Юго-восток Европы), картины суровой и буйной природы как повод для философствований о мироздании и о месте человека в нем; исповедальная лирика и исповедальный роман; роман «черный» или готический; драма судьбы; фантастическая новелла с элементами ужасного; баллада и исторический роман.

Великолепная романтическая историография Гизо, Тьери, Мишле поднимается на гребне этого всеподавляющего интереса к личности и ее роли в историческом процессе. Творцом истории здесь становится конкретный человек – король, император, заговорщик, предводитель восстания, политический деятель, и одновременно, как показывает роман Вальтера Скотта – народ. Характерный для романтического сознания историзм мышления – тоже порождение Великой французской буржуазной революции, как глобального переворота во всех сферах бытия европейцев. В революционный период история, прежде менявшаяся почти незаметно, как растут в глубине пещер сталагмиты и сталактиты, понеслась вскачь, втянула в сферу своего действия миллионы людей, наглядно продемонстрировав связь человека с движением времени, со средой, с национальным окружением.



Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал. Романтический герой - всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его странности. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти “железного века”. Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова - писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя - прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое “бегство от действительности”, уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Романтизм использовал, серьезно преобразовав его, сентименталистский образ личности. Но не сентиментальная чувствительность, а страсть - основа романтической личности: душа романтика не вибрирует в ответ на все призывы реальности, а лишь отзывается немногими сильными звуками. Страсть может соединяться с ледяным равнодушием, ум романтика нередко «охлажденный». Гёте подчеркнул страстность как определяющую черту нового человека: «Воление, превосходящее силы индивидуума, - порождение нового времени». Всепоглощающие, доводящие до одержимости страсти нуждаются для своего проявления в свободе.

Романтический герой выбирает свободу в широком спектре смыслов: от свободы общественно-политической до свободы художнической. Гражданскую свободу воспевали писатели-революционеры, либералы, участники освободительных движений в Европе и Америке. А у писателей, придерживавшихся консервативных общественных взглядов, была своя апология свободы, вернее апология своей свободы: идею этой свободы они развивали в метафизическом плане (впоследствии эти размышления были подхвачены экзистенциальной философией) и в социальном (в будущем эти построения привели к выработке доктрины так называемой христианской демократии).

Среди разных ликов романтической свободы есть и свобода от механической заданности и неизменности социальной роли (излюбленная тема Гофмана), и, наконец, освобождение от смертной предопределенности человека, борьба с которой переходит в космический, богоборческий бунт (эта тема воплощена Байроном, Эспронседой). Беспредельная свобода - тайна отчужденного, байронического героя: никогда точно не известно, что именно исторгло его из среды людей, каких ограничений свободы не смог он снести.

Но самая главная, поистине конституирующая черта романтической личности, самая болезненная ее страсть - воображение. Жить воображением для нее привычнее, чем жить реальностью; и тот, кто этого не может, в ком спит воображение, тот никогда не вырвется из эмпирического царства пошлости. Это убеждение не сводится к популярному литературному мотиву, оно - одно из кардинальных черт духовной культуры эпохи. Александр Гумбольдт, чья деятельность и сочинения, безусловно, повлияли на миросозерцание современников и кто сам был в полном смысле слова «человеком-эпохой», так комментировал письмо Колумба: «Оно представляет необыкновенный психологический интерес и с новой силой показывает, что творческое воображение поэта было свойственно отважному мореплавателю, открывшему Новый Свет, как, впрочем, и всем крупным человеческим личностям».

Воображение в духовной структуре романтической личности не равнозначно мечте. Эпитет «творческое», в котором слышится отголосок фихтевского учения о «продуктивном воображении», не обязательно относится лишь к искусству (это очевидно из высказывания Гумбольдта). Слово «творческое» придает воображению активный, целеполагающий, волеизъявительный характер. Романтической личности свойственно воображение, замешенное на волении, а значит, и кризис воображения, «ярость при виде несоответствия между его возможностями и замыслами», по определению Байрона, мучительно переживаемая чередой романтических персонажей, начиная с сенанкуровского Обермана. Это кризис жизнестроительной программы романтизма.

Осталось множество свидетельств такой жизнестроительной программы - исповедальных, мемуарных, памфлетных, даже юридических (см. Л. Мегрон). Попытки ее осуществления были многообразны - от решительных и подчас героических жизненных поступков до эксцентричного бытового и литературного поведения, создания стилизованного духовного автопортрета и в письмах и других документах. Несколько поколений молодых людей, выросших в атмосфере романтизма, «занимались моделированием своего исторического характера в самой крайней форме, в форме романтического жизнетворчества - преднамеренного построения в жизни художественных образов и эстетически организованных сюжетов» (Л. Гинзбург). Сама идея жизнестроения была подсказана историческим процессом: ведь казалось, что история творится энергией и человеческим величием таких людей, как Наполеон или Боливар - два архетипа романтического характера. Многие другие реальные личности эпохи (Риего, Ипсиланти, Байрон) также служили моделями романтического жизнестроения.

Романтический герой

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Признаки романтического героя

  1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом
  3. Независимость
  4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом
  5. Абстрактное восприятие времени
  6. Ярко выраженные две или три черты характера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях:

    романтический герой - см. герой произведения + романтизм …

    герой произведения - одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    герой - 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    1. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с… … Литературные герои

    Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии Чадский). Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796 1856) и В.К.Кюхельбекер (1797 1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с… … Литературные герои

    - (фр. Jean Valejean) герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де… … Литературные герои

    Sunset Beach … Википедия

Слово "романтизм" иногда употребляется как синоним понятия "романтика". Например, говоря о юношеском романтизме, имеют в виду склонность к идеалистическому, оптимистическому взгляду на жизнь, активность жизненной позиции. Здесь речь пойдет о втором, культурологическом и литературоведческом значении термина "романтизм".

Романтизм — последний "большой стиль" в истории искусства, то есть последнее направление, проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах, музыке, литературе. Его возникновению предшествовали два века безусловного господства рационализма в искусстве. Литературное воплощение рационализма — классицизм, он накопил значительную эстетическую усталость, и внешним событием, ускорившим смену литературных эпох, стала Французская революция. Романтизм есть реакция на рационализм Просвещения, но он не отрицает классицизм безоглядно, из одного духа противоречия. Взаимоотношения романтиков с просветителями — это взаимоотношения разных поколений в семье, когда дети опровергают ценности отцов, сами не сознавая, до какой степени они являются продуктом отцовского воспитания.

Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Молодежь, на чьих глазах разворачивалась драма Французской революции, пережила все ее взлеты и падения, колеблясь между восторгом, энтузиазмом по поводу падения монархии и ужасом перед казнью короля Людовика XVI и якобинским террором. Революция показала утопичность просветительского идеала разума как естественной основы человеческого существования, обнажила непредсказуемость истории. Современники отшатнулись от ее насильственных методов, от пышной демагогии вождей революции, от Франции, превратившейся при Наполеоне в поработительницу народов. Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров.

На смену материализму и рационализму Просвещения в качестве философской основы творчества приходит субъективный идеализм; общественно-политическая проблематика, которой принадлежало центральное место в просветительской литературе, сменяется интересом к отдельной личности, взятой вне системы общественных отношений, ведь эта традиционная система рухнула, и на ее обломках только начали обозначаться очертания нового, капиталистического строя.

Мир для романтиков — тайна, загадка, познать которую может только откровение искусства. В романтическую литературу возвращается изгнанная Просвещением фантастика, и фантастическое у романтиков воплощает идею о принципиальной непознаваемости мира. Мир романтики познают как дети — всеми органами чувств, через игру, смотрят на него сквозь призму сердца, сквозь призму субъективных эмоций личности, причем это воспринимающее сознание равновелико всему остальному внешнему миру. Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал.

Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Раз отдельно взятая личность равновелика целому миру, она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие - в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания - неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти "железного века" выражен в стихотворении Е. А. Баратынского "Последний поэт" (1835 г.):

Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы.

Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова — писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя — прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое "бегство от действительности", уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Важнейшими завоеваниями романтизма стали открытие категорий историзма и народности, а также разработка теории романтической иронии немецким теоретиком Фридрихом Шлегелем (1775-1854 гг.). Он был участником самого раннего кружка немецких романтиков — Йенской школы, и его главный труд — "Фрагменты" (1797-1798 гг.). Здесь Шлегель высказывает мысль о том, что наступила эпоха совершенно нового искусства, которое будет направлено не на повторение идеала античности, не на достижение совершенства, а смысл его существования будет заключаться в непрерывном поиске, в развитии: "Романтическая поэзия никогда не может быть завершена, она всегда в становлении". Критерием совершенства у Шлегеля впервые становится не степень приближения к античным моделям, а степень интенсивности творения, не красота, а эстетическая энергия. Шлегель выдвинул идею универсального искусства как единственного совершенного инструмента познания и преобразования мира, художника он считал наместником Бога, творцом на земле. Но уже ранние романтики понимали, что столь высокое представление об искусстве и о художнике утопично, что художник в сущности всего лишь человек, и поэтому любое его суждение относительно, а не абсолютно. Категория романтической иронии и является осознанием противоречия между романтическим идеалом и действительностью.

Согласно Фридриху Шлегелю, романтическая ирония есть высшая из вольностей, крайняя степень свободы, пленительная череда противоречий, искусно организованный беспорядок. Художник должен занять ироническую позицию не только по отношению к миру, но по отношению к самому себе, к своему процессу творчества и к своему произведению. То есть в категории романтической иронии художник добровольно и открыто признает свое бессилие в осуществлении идеала. Отличие романтической иронии от традиционной в том, что в иронии художник высмеивает то, что лежит вне его, а в романтической иронии — самого себя. В этой категории романтический разрыв с реальностью мстит за себя, романтическая ирония возникает из невозможности разгадать мировую загадку, из признания границ воплощения идеала, из акцента на игровую природу художественного творчества. Романтическая ирония оказалась самым важным открытием романтической эстетики.

Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты "Озерной школы" Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

Определения термина "романтический герой"

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма .

● Существование «двух миров »: мира идеала, мечты и мира действительности. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби ».

● Обращение к народным сюжетам, фольклору , заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Чтобы узнать подробнее о теории романтизма, воспользуйтесь презентацией на эту тему.

Типология романтического героя

Облако слов, иллюстрирующие ключевые характерные черты романтического героя

Обычно типы романтических героев могут быть представлены как национальные , либо же как общечеловеческие .

Например:

Герой-чудак – нелеп и смешон в глазах обывателей и прохожих

Герой-одиночка – отвергнут обществом, осознает свою чуждость миру

«Байронический герой» - лишний человек, «сын века», страдает от противоречивости своей собственной натуры

Герой-демоническая личность – бросает вызов миру, иногда даже Богу, личность обреченная на разлад с обществом

Герой – человек из народа – отвержен обществом

Облако создано на основе статьи "Романтический герой в западноевропейской литературе" из Online библиотеки издательства "Лицей" . Визуально представлены основные аспекты романтического характера. Таким образом, романтический герой предстает как человек, стремящийся к поискам мира романтического идеала. Это исключительная личность, бросающая вызов окружающему миру, жаждущая нравственной революции. Такая личность противоречит повседневности и мечтает о духовном совершенстве.

Анализ характера героев у разных немецких авторов

Романтический герой и общество являются противоборствующими силами, так как представляют два разных концепта: духовность и посредственность . У Новалиса, как у новатора, романтический герой – это вечный странник в поисках своего великого идеала и стремлениях к самосовершенствованию, у Гёльдерлина – одинокий затворник и дитя природы , обожествляющее любовь , а у Гофмана с его переплетением с реализмом и романтической иронией – несколько обмирщенный комичный чудак , способный тем не менее, на детский восторг и простодушной верой в чудеса. Так или иначе, всех персонажей связывает желание предаться чувствам, отстранив при этом холодный разум. Именно любовь пробуждает в героях все самое лучшее, она раскрывает им глаза на прекрасные, по-настоящему важные вещи, любовь преображает романтического героя, побуждает к творчеству, в ней он находит само воплощение мечты. «Любовь – вот главное » - писал Шиллинг.

Основные черты романтического характера, объединяющие героев литературных произведений на разных этапах отображены в ментальной карте .

Английский поэт Перси Биши Шелли так сказал о романтизме, фатазийно сравнивая его с облаками: «Постоянства не знаю, вечно облик меняю, зато не умру никогда..»


Трагизм жизни и судьбы Матрёны проявляется в распорядке её повседневной жизни, отношении других людей к ней: Матрёна сначала хотела выйти замуж за Фаддея, но его забрала война. Она ждала его около трёх лет и, не дождавшись совсем немного, вышла замуж за Ефима - брата Фаддея (Ефим не любил Матрёну, в отличие от брата). У Матрёны с Ефимом было всего шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте (единственной отрадой была приёмная дочь Кира). Через некоторое время Ефима призвали на войну...И он не вернулся с неё к Матрёне.

Позже золовка рассказала, что Ефим в городе завёл сударку, был неверен жене. Что касается отношения других людей к Матрёне: она много работала, бескорыстно помогала соседям и другим людям в работе, не беря за свой труд денег. А после смерти Матрёны (да и при жизни, незадолго до смерти) люди, в том числе те, кому она помогала, проявили алчность, деля её имущество. Алчность хорошо проявляется, когда люди (соседи, родственники Матрёны) говорят прощальные слова над гробом покойницы, оплакивают её. Все их причитания неискренни (быть может, за исключением плача Киры), это, своего рода, обряд, а не проявление искреннего душевного горя. Все прощальные слова людей, пришедших попрощаться с Матрёной, имеют скрытый смысл, связанный всё с тем же дележом имущества.

Таким образом, люди очень некрасиво и неблагодарно поступают с Матрёной, от чистого сердца предлагавшей им помощь при жизни. Также трагичны и обстоятельства гибели Матрёны, виною которым стала всё та же алчность: если бы трактор не вёз две телеги сразу, а съездил бы за ними в два захода, если бы не было такой сильной спешки в том, чтобы увезти горницу Матрёны (это можно было сделать и позже), Матрёна Васильевна могла бы остаться жива. Главную героиню, действительно, можно назвать праведницей: она была труженицей (работала на огороде, делала дела по дому, бескорыстно помогала другим), она не завидовала другим, рано просыпалась. Помимо всех своих дел и помощи другим, она ещё и успевала сходить в пенсионный фонд (с попыткой добиться пенсии). Всё это она делала несмотря на свой преклонный возраст (около 60 лет) и неважное здоровье (3 дня в месяц её охватывал недуг, она лежала, не вставая с кровати). Её праведность проявилась по отношению к гостю: когда она кормила его, отдавала ему лучший кусок. Ещё один признак праведной жизни Матрёны - она не гналась за богатством, не ставила роль вещей на первое место в своей жизни (пример: во время пожара, случившегося однажды, Матрёна, первым делом, кинулась спасать не дом, а фикусы). Меня заинтересовал этот рассказ трагичной судьбой и гибелью Матрёны, её человеческими качествами, которые присущи лишь немногим людям, которым стоит у неё поучиться.