Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мастерская по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

Мастерская по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Вывод : взгляды Чацкого и фамусовского общества на многие вопросы противопоставлены, поэтому их конфликт неизбежен. В пьесе происходит столкновение несовместимых взглядов, идей, сконцентрированных в характерах Чацкого и Фамусова. Однако все-таки существуют вопросы, по которым позиции Чацкого и Фамусова в целом близки: это отношение к иностранному, к «офранцуживанию» уклада русской жизни, чувство патриотизма.

5. Как изображается в комедии «век минувший»? Какова позиция автора и как она воплощается? («Век минувший» изображается сатирически.)
Слово учителя 1

Сатирически изображены характеры персонажей - представителей «века минувшего».

К примеру, обыгрывается тема женского диктата (диктат - требование, навязываемое для немедленного выполнения), связанная с темой обреченности, исчерпанности «века минувшего»: деградация воли, энергии, силы (мужчины сатирически рисуются как «прямые канцлеры в отставке - по уму»).

Сатирическая направленность изображения «века минувшего» реализуется и в языке комедии. Смешение иностранных и просторечных слов, некстати употребляемая военная терминология, неправильно построенные фразы, характерное «-с» (сударь), штампы, канцеляризмы, употребление слов, значение которых не известно говорящему критику, - все это усиливает критику «века нынешнего».

Обратимся еще раз к первому эпиграфу урока: «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» Можно ли согласиться с автором и назвать всех представителей фамусовского общества «глупцами»? (Конечно, нет. И прежде всего, нельзя так сказать о Фамусове: суждения его подчас метки, остроумны, действия обдуманны - проверка домашнего задания 3-й группы - характеристика Фамусова.)

В цитируемых словах - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» - безусловно, присутствует некоторая доля лукавства Грибоедова, объясняющего подлинную сложность жизненного конфликта пьесы. Речь идет не о противостоянии глупости и здравого смысла, а о разном понимании «ума».

В произведении Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества.

Понятие «ума» в комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия? (Проверка домашнего задания 4-й группы.)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ


Ум в понимании Фамусова

Ум в понимании Чацкого

1. Ф а м у с о в с ч и т а е т с е б я и с в о е

о к р у ж е н и е о ч е н ь у м н ы м и

л ю д ь м и:

А? как по-вашему?

По-нашему - смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

2. Ф а м у с о в о м а д а м Р о з ь е:

Умна была: нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

3. Ф а м у с о в о Ч а ц к о м:

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким

Ученые - вот чума, ученость - вот

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел,

и мнений.
Вывод: ум для фамусовского общества - это умение сделать карьеру, добиться чина, жить по правилу: «и награжденья брать, и весело пожить». Ум фамусовского общества - ум практический, житейский, изворотливый.


1. Ч а ц к и й п р о у м М о л ч а л и н а

г о в о р и т с и р о н и е й:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..
Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

2.Ч а ц к и й о б у м е:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется -

враг исканий,

Не требуя ни мест,

ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий

познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и

прекрасным, -

Они тотчас: - разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!

Вывод: ум Чацкого - это ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлениями искать блага не для себя, а для отчизны. Для Фамусова это ум бунтовщика, «карбонария», причем Фамусов оценивает так не действия Чацкого, даже не сами его высказывания, а именно склад ума. Вот почему в его восприятия ум Чацкого - это безумие.

6. Какова же главная причина общественного конфликта комедии? (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.)

7. В заглавии комедии заявлено отношение Грибоедова к своему герою. Ведь не случайно драматург изменил первоначальное название произведения - «Горе уму». В чем разница? (Изменение грамматической формы слова влечет за собой кардинальное изменение смысла: горе (кому?) уму - горе умному человеку, носителю ума. В первоначальном варианте само название звучало как приговор всякому уму на все времена. Совсем на другое нацеливает нас окончательный вариант: горе (от чего?) - каковы причины горя? Так, уже в названии сконцентрирована философская направленность комедии.)

8. Как вы понимаете смысл названия комедии «Горе от ума?» (Ум Чацкого (ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для отчизны, - положительное качество личности!) приносит ему самому горе, заставляет страдать.)
Слово учителя 1

Мы уже говорили, что жанр «Горя от ума» - комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий такой умный, почему он такой несчастливый?»

Горе Чацкого не только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его страдать: герой страдает, потому что... мыслит. Об этом писал не только Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль - признак великого сердца». Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого - «страдательная».

9. Почему Грибоедов отказался от первоначального замысла создать пьесу в пяти действиях? Почему в его комедии только четыре действия и нет традиционной развязки?

(Грибоедов не мог знать, какие конкретно черты приобретет в будущем борьба между «веком нынешним» и «веком минувшим» (время создания комедии - 1824 г.), он лишь верил в грядущую победу разума, добра, просвещения.

Вот почему и в самой сюжетно-композиционной структуре пьесы все это было невольно отражено - ведь ее сюжет развивается не под влиянием начала или конца этой борьбы. Конца не было еще в самой действительности. Не могло быть его, следовательно, и в пьесе, которая реалистически отражала конкретные формы этой борьбы. Пьеса в этом смысле заканчивалась как бы на полуслове. Острый, конфликтный диалог между Чацким и Фамусовым оборван. Но он продолжается, он спроецирован в будущее - это диалог, всегда возникающий на рубеже эпох, при смене мировоззрений...) 1
V . Домашнее задание по группам - подготовиться к семинарскому занятию по вопросам, заранее данным на карточках 14 и 15.

Карточка 14 (вопросы для 1 группы)

Загадка Софии Фамусовой

1. Кто, по-вашему, София: единомышленница Чацкого или защитница нравов фамусовского общества?

2. Что общего в отношении Софии и Чацкого к любви? Почему София предпочла Чацкому именно Молчалина?

3. Почему при всех своих положительных качествах героиня не только не любит Чацкого, но становится его гонительницей, ранит его больнее всех других?

5. В финальной сцене комедии София обращается к Чацкому со словами: «Не продолжайте, я виню себя кругом...» Как вы думаете, в чем винит себя София Фамусова?

6. Сопоставьте три характеристики, данные Софии Фамусовой А.С. Пушкиным, И.А. Гончаровым и Ю.Н. Тыняновым. Какая из них вам кажется наиболее верной? Докажите свое мнение. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

А.С. Пушкин в письме А.А. Бестужеву (конец января 1825 г.): «София начертана не ясно».

И.А. Гончаров: «...София Павловна вовсе не так виновна, как кажется. ...Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

Ю.Н. Тынянов считал, что София - «главный представитель» общества, с которым Чацкий «в противуречии», главная виновница «мильона терзаний» героя.

Карточка 15 (вопросы для 2 группы)

Смешон или страшен Молчалин?

1. Кому из героев, почему и до конца ли удалось разгадать Молчалина?

2. Чего больше в характеристике, данной Молчалину Чацким, - гнева, недоумения, неприятия?

3. Каков Молчалин в представлении Софии и какой он на самом деле?

4. В чем современность образа Молчалина?

5. Можно ли сказать, что и сейчас «молчалины блаженствуют на свете»?

6. Сопоставьте разные высказывания о Молчалине. Какое из них вам ближе? Аргументируйте свою мысль. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

Д.И. Писарев: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»; пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»

Н.В. Гоголь: «Молчалин...замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди, но в котором, по словам Чацкого, готовится будущий Загорецкий».

М.Е. Салтыков-Щедрин: «О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не торопясь, переползают из одного периода истории в другой, никому не бросивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу... Никто ими не интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят и бьют баклуши, никто не трепещет и не благоговеет перед ними.., какой прекрасный, блаженный удел!»

Ф.М. Достоевский: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притвориться святым».

В.И. Немирович-Данченко: «Современный нам век расплодил несметное количество Молчалиных. Едва ли не из всех типов «Горя от ума» это самый сильный, самый живучий, самый липкий, самый производительный... Молчалин удержался на ногах целых три четверти века. Чацкий не смог уничтожить его».

УРОК 32

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В КОМЕДИИ.

ЗАГАДКА СОФИИ. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
ХОД УРОКА
...С такой душой любим!?.

А.С. Грибоедов
I. Слово учителя.

Герои, о которых пойдет речь сегодня на уроке, по возрасту принадлежат к молодому поколению, они живут в «веке нынешнем». Каковы их взгляды, идеалы, стремления? Почему они оказались в лагере «века минувшего»? Чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем урок-семинар, в ходе которого вы будете делать записи основных мыслей. В результате урока у вас накопится материал для предстоящего сочинения.
II. Обсуждение вопросов 1 группы («Загадка Софии Фамусовой»).
Слово учителя 1

София, пожалуй, самый загадочный образ во всей комедии. Ее имя (в переводе с греческого языка - «мудрость») - ключ к тайне ее характера. Имя «София» (автор использует написание «София» - высокий стиль) традиционно для русской комедии ХVIII - начала ХIХ в. (от Фонвизина до Пушкина), но Грибоедов нарушил традиционную положительность главной героини. Вероятно, этим в какой-то степени объясняется и недоброжелательный отзыв о ней Пушкина. София Павловна начертана не «не ясно», а непривычно с точки зрения канона (классицистического и даже романтического): она романтична и расчетлива одновременно. Пушкина, как писателя и поэта, видимо, не привлекала противоречивость в женщинах: его положительные героини, начиная с Людмилы из ранней, всем известной поэмы «Руслан и Людмила» и кончая капитанской дочкой Машей Мироновой, - натуры цельные и благородные. Его любимая героиня из «Евгения Онегина» - Татьяна Ларина - станет «милым идеалом» поэта именно благодаря цельности своей натуры. Соединения положительного и отрицательного в пушкинских героинях мы, пожалуй, не найдем. Вот почему и в Софии Фамусовой Пушкин видит одномерность, причем отрицательную, но это скорее дело писательского вкуса.
III. Обсуждение вопросов 2 группы («Смешон или страшен Молчалин?»)

Составление таблицы «Каков Молчалин в представлении Софии и каков он на самом деле».
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТАБЛИЦЫ


Каков Молчалин в представлении Софии?

Каков Молчалин на самом деле?

1. Почтительный, робкий, скромный, тихий.

2. Романтический герой.

3. Самоотверженный: «Молчалин за других себя забыть готов...», уступчивый, «враг дерзости».

4. «...в бедности рожден...»

5. «И на душе проступков никаких...»

Для Софии важна душа, а не богатство или чины; ей кажется, что его душу маленького человека можно любить.


1. Циничный, лицемерный, лживый.

2. Отъявленный подлец.

3. Молчалин все делает только ради своей выгоды.

4. «Дойдет до степеней известных» (уже сейчас он «заполучил» чин 8 класса, дающий право на потомственное дворянство).

5. Душевная пустота, безнравственность.

Слово учителя

Один из наших современников 2 утверждает, что слова Молчалина «И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека!» - это ложь. Попробуем обосновать эту мысль.

Ложь состоит в том, что не он поступает в угоду ей, а она на каком-то этапе нужна ему, чтобы использовать ее заступничество, ее расположение и идти дальше за новыми блестящими победами, чтоб «награжденья брать и весело пожить». Молчалин - оборотень. И в этом качестве герой уже не смешон, а страшен.
IV. Слово учителя.

Интересна история сценической интерпретации роли Молчалина. Первые исполнители роли Молчалина (Д.Т. Ленский, И.И. Самарин, И.И. Монахов) явно принижали этот образ, играли его карикатурно, что противоречило утверждению Грибоедова: «Карикатуру ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». В их представлении Молчалин - персонаж с «мелкими страстями», подхалим.

Выдающимся событием на русской сцене стал спектакль Малого театра 1938 г. В нем роль Молчалина сыграл Г.М. Терехов. Его Молчалин имеет выдержку, волю, ум; в нем ощущается скрытая сила; страсти, жадные и жесткие, затаенно бушуют в его груди. О таких Молчалиных - стихотворение современного поэта Ф. Кривина:
Молчалины

Молчалину невмоготу молчать,

Лакействовать, чужих собачек гладить,

Невмоготу с начальниками ладить,

На подчиненных кулаком стучать.

В нем тайно совершается процесс,

Невидимый, но давний и упорный,

Сейчас он встанет, выразит протест,

Оспорит все, что почитал бесспорным,

Куда там Чацкому, герою громких фраз,

Которые достаточно звучали!

Но ждите, слушайте,

Настанет час,

Придет пора - заговорит Молчалин!

Нет, не придет...

Он знает их тщету, -

Всех этих фраз, геройства и бравады.

Молчалину молчать невмоготу.

Но он смолчит, минуя все преграды,

И будет завтра так же, как вчера,

Держать свое бунтарство под запретом.

Когда со сцены уходить пора,

Молчалиным не подают карету.
В спектакле (1962 г.) Ленинградского (ныне Петербургского) Большого драматического театра, поставленном Г.А. Товстоноговым, Чацкого играл Сергей Юрский, Молчалина - Кирилл Лавров. Лавров-Молчалин явно превосходит Чацкого своей проницательностью, основательностью, заставляет пасовать соперника, горд и уверен в себе: он не в будущем, а уже сейчас «блаженствует» на свете, торжествует победу над Чацким.

Таковы многообразные сценические решения этого образа грибоедовской комедии. Они говорят о возможности его различного прочтения и интерпретации, о его многогранности и неисчерпаемости, о неувядаемом гении Грибоедова и бессмертии его творения.
Домашнее задание.

Подготовить аргументированный устный ответ на вопрос «Кто же Чацкий - победитель или побежденный?».

Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить - теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений. Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, - «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга.Оба героя - и Чацкий, и Молчалин - умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других - именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее. Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами - а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи. Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной - не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум - ум свободного человека.

), принадлежит к лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературные критики утверждали, что Чацкий – резонер. Это совершенно неверно! Резонером можно назвать его только постольку, поскольку автор его устами выражает свои мысли и переживания; но Чацкий – лицо живое, реальное; у него, как и у всякого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого .)

Мы знаем, что Чацкий в молодости часто бывал в доме Фамусова , вместе с Софьей учился у учителей-иностранцев. Но такое образование не могло удовлетворить его, и он уехал за границу странствовать. Путешествие его длилось 3 года, и вот мы видим Чацкого снова на родине, в Москве, где протекало его детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгой отлучки, ему здесь все мило, все возбуждает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых он, по свойству своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это вначале безо всякой злобы и желчи, а так, для смеха, для прикрасы воспоминаний: «француз, подбитый ветерком…», а «этот... чepномазенький, на ножках журавлиных...»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий горячо говорит, что когда

«...постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

Этим Чацкий совершенно отличается от тех молодых людей, которые, возвращаясь из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и восхваляли только все то, что они видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского с иностранным развилась в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. У него разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской, вызвали только еще более сильную, более глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, попав вновь после трехлетнего отсутствия в среду московского общества, он под свежим впечатлением видит всю утрировку, все смешные стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «французик из Бордо» царствует среди московского общества только потому, что он – иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает насмешку в обществе:

«Как европейское поставить в параллель
С национальным – странно что-то!» –

говорит кто-то, возбуждая общий смех одобрения. Доходя в свою очередь до преувеличения, Чацкий в противовес общему мнению говорит с негодованием:

«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
………………………
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный, добрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев?» –

подразумевая под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая бездна отделяет миллионы русского народа от правящего класса дворян.

С ранних лет детям давалось иностранное воспитание, которое понемногу отдаляло светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий вскользь иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «числом поболее, ценою подешевле», которым доверялось воспитание дворянской молодежи. Отсюда – незнание своего народа, отсюда непонимание тяжелого положения, в котором находился русской народ, благодаря крепостному праву . Устами Чацкого Грибоедов высказывает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, возмущавшегося несправедливостями, которые влекло за собой крепостное право, боровшегося с произволом заядлых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») яркими красками изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «Нестора негодяев знатных», обменявшего нескольких из своих верных слуг на трех борзых собак; другого, – любителя театра, – который

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»; –

он заставил «всю Москву дивиться их красе». Но потом, для того, чтобы расплатиться с кредиторами, распродал поодиночке этих детей, изображавших на сцене «амуров и зефиров», разлучив их навсегда с родителями...

Чацкий не может спокойно об этом говорить, душа его возмущается, сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы послужить. Но как служить?

«Служить бы рад – прислуживаться тошно», –

говорит он, намекая на то, что среди множества государственных чиновников он видит лишь Молчалиных или таких вельмож, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Сюда, я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся пылкая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.

Комедия "Горе от ума" - знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение по поводу достоинств и недостатков произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого - главного героя комедии. Описанию этого персонажа будет посвящена данная статья.

Прототипы Чацкого

Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П. Я. Чаадаева. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи усматривают в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. Согласно другой теории, образ Чацкого - отражение биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый, только что вернувшийся из заграницы человек вполне мог стать прототипом главного героя "Горя от ума".

О сходстве автора с Чацким

Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах выразил мысли и воззрения, которых придерживался сам Грибоедов. "Горе от ума" - комедия, которая стала личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. Да и многие черты характера Чацкого словно списаны с самого автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был порывистым и горячим, подчас независимым и резким. Взгляды Чацкого на подражание иноземцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократию - подлинные мысли Грибоедова. Он не раз высказывал их в обществе. Литератора даже однажды действительно обозвали сумасшедшим, когда на светском рауте он горячо и нелицеприятно отозвался о раболепном отношении русских ко всему иностранному.

Авторская характеристика героя

В ответ на критические замечания своего соавтора и давнего друга П. А. Катенина о том, что характер главного героя "сбивчив", то есть весьма непоследователен, Грибоедов пишет: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Образ Чацкого для автора - это портрет умного и образованного юноши, попавшего в непростую ситуацию. С одной стороны, он находится в "противуречии с обществом", так как "немножко повыше прочих", сознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться былого расположения любимой девушки, подозревает наличие соперника, да еще неожиданно попадает в разряд сумасшедших, о чем узнает последним. Излишнюю горячность своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в "Горе от ума" образ Чацкого получился столь непоследовательным и сбивчивым. Он всем "наплевал в глаза и был таков".

Чацкий в трактовке Пушкина

Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия "Горе от ума". в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе - самого Грибоедова. Он считает, что главный герой - "добрый малый", который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал "метать бисера" перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого - это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

Характер Чацкого, по мнению Белинского

Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отказал главному герою пьесы в практическом уме. Он истолковал образ Чацкого как фигуру абсолютно нелепую, наивную и мечтательную и окрестил его "новым Дон-Кихотом". Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии "Горе от ума" в его интерпретации стала весьма позитивной. Он назвал ее протестом против "гнусной расейской действительности" и счел "благороднейшим, гуманистическим произведением". Подлинную сложность образа Чацкого критик так и не увидел.

Образ Чацкого: толкование в 1860-х годах

Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только социально-значимые и общественно-политические мотивы. Например, увидел в главном герое пьесы отражение "задней мысли" Грибоедова. Он считает образ Чацкого портретом декабриста-революционера. Критик видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои "Горя от ума" - это персонажи не "высокой" комедии, а "высокой" трагедии. В подобных трактовках облик Чацкого предельно обобщен и толкуется весьма однобоко.

Облик Чацкого у Гончарова

Иван Александрович в своем критическом этюде "Мильон терзаний" представил наиболее проницательный и точный разбор пьесы "Горе от ума". Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна быть сделана с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляет произносить длинные монологи перед равнодушными к его пламенным речам людьми. Таким образом, не учитывая любовную интригу, невозможно понять комическую и одновременно трагическую природу образа Чацкого.

Проблематика пьесы

Герои "Горя от ума" сталкиваются Грибоедовым в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и София) и общественно-идеологическом и главный герой). Безусловно, на первый план выходит именно социальная проблематика произведения, но и любовная линия в пьесе очень важна. Ведь Чацкий спешил в Москву исключительно для встречи с Софией. Поэтому оба конфликта - общественно-идеологический и любовный - усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношения героев комедии.

Главный герой. Конфликт любовный

В системе персонажей пьесы Чацкий находится на главном месте. Он связывает две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича имеет главное значение именно любовный конфликт. Он прекрасно понимает, в общество каких людей попал, и вовсе не собирается заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. "Нетерпение сердца" молодого человека ощущается на протяжении действия всей пьесы.

Сначала "говорливость" Чацкого вызвана радостью от встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки не осталось и следа, то начинает делать непоследовательные и дерзкие поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым возлюбленным Софии. При этом у него совершенно очевидно "ум с сердцем не в ладу".

После того как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софии, он впадает в иную крайность. Вместо любовных чувств его охватывают озлобление и бешенство. Он обвиняет девушку в том, что она его "надеждой завлекла", гордо заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что "отрезвился... сполна", но при этом собирается излить на мир "всю желчь и всю досаду".

Главный герой. Конфликт общественно-политический

Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: "...я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду..." Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в "преувеличения, в почти нетрезвость речи".

Мировоззрение главного героя

Образ Чацкого - это портрет человека со сложившейся системой мировоззрением и моралью. Он считает главным критерием оценки личности стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работы на благо государства. Но постоянно подчеркивает разницу между "служить" и "прислуживаться", которой придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, бережет свою независимость, чем вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтовщика, посягающего на самые святые ценности. С точки зрения фамусовского общества, поведение Чацкого нетипично, а стало быть - предосудительно. Он "с министрами знаком", но никак не пользуется своими связями. На предложение Фамусова жить "как все" отвечает презрительным отказом.

Во многом соглашается со своим героем Грибоедов. Образ Чацкого - это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамусовском обществе любое отклонение от привычной нормы кажется возмутительным и опасным. Недаром в конце концов Александра Андреевича признали безумцем. только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

Заключение

В современной жизни остается как никогда актуальной пьеса "Горе от ума". Образ Чацкого в комедии - центральная фигура, которая помогает автору на весь мир заявить о своих мыслях и воззрениях. Волей Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его порывистые вызваны разочарованием в любви. Однако проблемы, которые поднимаются в его монологах, - темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.