Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такие финно-угры? Финно-угорские народы: внешность.

Кто такие финно-угры? Финно-угорские народы: внешность.

Рассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на "ва" и "га": Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков "ва" и "га" означают "река", "влага", "мокрое место" , "вода" . Однако финно-угорские топонимы {1 } встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д.

Некоторые исследователи считают финно-угорскими по происхождению даже такие привычные нам слова, как "Москва" и "Рязань". Как полагают учёные, в этих местах когда-то жили финно-угорские племена, и ныне память о них хранят древние названия.

{1 }Топоним (от греч. "топос" - "место" и "онима" - "имя") - географическое название.

КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ

Финнами называют народ, населяющий соседнюю с Россией Финляндию (по-фински "Суоми "), а уграми в древнерусских летописях именовали венгров . Но в России нет венгров и очень мало финнов, зато есть народы, говорящие на языках, родственных финскому или венгерскому . Эти народы и называют финно-угорскими . В зависимости от степени близости языков учёные делят финно-угров на пять подгрупп . В первую, прибалтийско-финскую , входят финны, ижорцы, водь, вепсы, карелы, эстонцы и ливы . Два самых многочисленных народа этой подгруппы - финны и эстонцы - проживают в основном за пределами нашей страны. В России финнов можно встретить в Карелии, Ленинградской области и в Санкт-Петербурге ; эстонцев - в Сибири, Поволжье и в Ленинградской области . Небольшая группа эстонцев - сету - живёт в Печорском районе Псковской области . По вероисповеданию многие финны и эстонцы - протестанты (как правило, лютеране ), сету - православные . Маленький народ вепсы живёт небольшими группами в Карелии, Ленинградской области и на северо-западе Вологодской , а водь (их осталось меньше 100 человек!) - в Ленинградской . И вепсы, и водь - православные . Православие исповедуют и ижорцы . Их в России (в Ленинградской области) 449 человек, ещё примерно столько же в Эстонии. Вепсы и ижорцы сохранили свои языки (они имеют даже диалекты) и используют их в бытовом общении. Водский язык исчез.

Самый крупный прибалтийско-финский народ России - карелы . Они живут в Республике Карелия , а также в Тверской, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областях. В быту карелы говорят на трёх диалектах: собственно карельском, людиковском и ливвиковском , а литературный язык у них - финский. На нём выходят газеты, журналы, на филологическом факультете Петрозаводского университета действует кафедра финского языка и литературы. Знают карелы и русский.

Вторую подгруппу составляют саамы , или лопари . Основная их часть расселена в Северной Скандинавии , а в России саамы - обитатели Кольского полуострова . По мнению большинства специалистов, предки этого народа когда-то занимали значительно большую территорию, но со временем были оттеснены к северу. Тогда же они утратили свой язык и усвоили одно из финских наречий. Саамы - хорошие оленеводы (в недавнем прошлом кочевники), рыболовы и охотники. В России они исповедуют православие .

В третью, волжско-финскую , подгруппу входят марийцы и мордва . Мордва - коренное население Республики Мордовия , но значительная часть этого народа проживает по всей России - в Самарской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, в Чувашии и т. д. Ещё до присоединения в XVI в. мордовских земель к России у мордвы появилась собственная знать - "инязоры", "оцязоры ", т. е. "хозяева земли". Инязоры первыми крестились, быстро обрусели, и в дальнейшем их потомки составили в русском дворянстве элемент немногим меньший, чем выходцы из Золотой Орды и Казанского ханства. Мордва делится на эрзю и мокшу ; у каждой из этнографических групп есть письменный литературный язык - эрзянский и мокшанский . По вероисповеданию мордва православные ; они всегда считались наиболее христианизированным народом Поволжья.

Марийцы живут преимущественно в Республике Марий Эл , а также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях . Принято считать, что у этого народа два литературных языка - лугововосточный и горно-марийский. Однако не все филологи разделяют это мнение.

Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.

В четвёртую, пермскую , подгруппу входят собственно коми , коми-пермяки и удмурты . Коми (в прошлом их называли зырянами) образуют коренное население Республики Коми, но живут также в Свердловской, Мурманской, Омской областях, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах . Их исконные занятия - земледелие и охота. Но, в отличие от большинства других финно-угорских народов, среди них издавна было много купцов и предпринимателей. Ещё до Октября 1917г. коми по уровню грамотности (на русском языке) приближались к наиболее образованным народам России - русским немцам и евреям. В наши дни в сельском хозяйстве работает 16,7 % коми, зато в промышленности - 44,5 %, а в образовании, науке, культуре - 15%. Часть коми - ижемцы - освоили оленеводство и стали крупнейшими оленеводами европейского севера. Коми православные (частью старообрядцы).

Очень близки по языку к зырянам коми-пермяки . Больше половины этого народа живёт в Коми-Пермяцком автономном округе, а остальные - в Пермской области . Пермяки в основном крестьяне и охотники, но на протяжении своей истории были они и заводскими крепостными крестьянами на уральских заводах, и бурлаками на Каме и Волге. По вероисповеданию коми-пермяки православные .

Удмурты { 2 } сосредоточены большей частью в Удмуртской Республике , где они составляют около 1/3 населения. Небольшие группы удмуртов живут в Татарстане, Башкортостане, Республике Марий Эл, в Пермской, Кировской, Тюменской, Свердловской областях . Традиционное занятие - сельское хозяйство. В городах они чаще всего забывают родной язык и обычаи. Может быть, поэтому удмуртский язык считает родным только 70% удмуртов, в основном жители сельских районов. Удмурты православные , но многие из них (в том числе и крещёные) придерживаются традиционных верований - поклоняются языческим богам, божествам, духам.

В пятую,угорскую , подгруппу входят венгры, ханты и манси . "Уграми " в русских летописях называли венгров , а "югрой " - обских угров , т. е. хантов и манси . Хотя Северный Урал и низовья Оби , где живут ханты и манси, расположены за тысячи километров от Дуная, на берегах которого создали своё государство венгры, эти народы - ближайшие родственники. Ханты и манси относят к малым народам Севера. Манси живут в основном в Ханты-Мансийском автономном округе , а ханты - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской области . Манси прежде всего охотники, потом рыболовы, оленеводы. Ханты, наоборот, сначала рыболовы, а затем охотники и оленеводы. И те и другие исповедуют православие , однако не забыли и древнюю веру. Большой урон традиционной культуре обских угров нанесло промышленное освоение их края: исчезли многие охотничьи угодья, загрязнились реки.

Древнерусские летописи сохранили названия финно-угорских племён, ныне исчезнувших, - чудь, меря, мурома . Меря в I тысячелетии н. э. обитали в междуречье Волги и Оки, а на рубеже I и II тысячелетий слились с восточными славянами. Существует предположение, что современные марийцы - потомки этого племени. Мурома в I тысячелетии до н. э. жили в бассейне Оки, а к XII в. н. э. смешались с восточными славянами. Чудью современные исследователи считают финские племена, жившие в древности по берегам Онеги и Северной Двины. Не исключено, что именно они являются предками эстонцев.

{ 2 }Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев писал, что удмурты (прежде их называли вотяками) молитвы свои совершают "при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево...".

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-угров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье . Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. К I тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, - практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.

Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе : в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас "уральские" черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России : средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой - эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.

Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством . Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите - государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что "црмс" значит "черемисы-марийцы", а "мкшх" - "мокша". Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.

РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ

В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.

Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: "Предки наши, бывшая мордва", искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.

Люди переселялись в города, уезжали далеко - в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык - русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде - даже в республиках, которым дали своё имя.

Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-"ши-шечку", широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли "пензенский мужичок", теперь воспринимается как типично русский.

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает "хлебное ушко": "пель" - "ухо", а "нянь" - "хлеб". Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово "тайбола", которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень - дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского "taibale" - "перешеек". Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.

Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум - оба мордвины, но враги непримиримые; удмурт - физиолог В. М. Бехтерев, коми - социолог Пи-тирим Сорокин, мордвин - скульптор С. Нефёдов-Эрзя, взявший имя народа своим псевдонимом; мариец - композитор А. Я. Эшпай.

ДРЕВНЯЯ ОДЕЖДА В О Д И И И Ж О Р Ц Е В

Основная часть традиционного женского костюма води и ижориев - рубаха . Старинные рубахи шили очень длинными, с широкими, тоже длинными рукавами. В тёплое время года рубаха была единственной одеждой женщины. Ешё в 60-х гг. XIX в. молодой после свадьбы полагалось ходить в одной рубахе до тех пор, пока свёкор не давал ей шубу или кафтан.

У водских женшин долго сохранялась древняя форма несшитой поясной одежды - хурсгуксет , который надевали поверх рубахи. Хурсгуксет похож на русскую понёву . Его богато украшали медными монетами, раковинами, бахромой, колокольчиками. Позже, когда в быт води вошёл сарафан , невеста надевала на свадьбу хурсгуксет под сарафан.

Своеобразную несшитую одежду - аннуа - носили в центральной части Ингерманландии (часть территории современной Ленинградской области). Это было широкое, доходившее до подмышек полотнище; к его верхним концам пришивали лямку и перекидывали её через левое плечо. Аннуа расходилось на левом боку, и потому под него надевали второе полотнище - хурстут . Его оборачивали вокруг талии и также носили на лямке. Русский сарафан постепенно вытеснил у води и ижориев старинную набедренную одежду. Одежду подпоясывали кожаным ремнём, шнурами, плетеными поясами и узкими полотенцами.

В древности водские женшины брили голову .

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста . При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал - птичьи шкурки .

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом . Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс , к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя ; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат , украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек . Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой . В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо . Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером .

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром . Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками . Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец . Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы

В прошлом одежда марийцев была исключительно домашнего изготовления. Верхнюю (её надевали зимой и осенью) шили из домашнего сукна и овчины, а рубахи и летние кафтаны - из белого льняного холста.

Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти . Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек , похожий на колпак, назывался шымакш . Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.

Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей . Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ .

ЧТО ТАКОЕ ФИННО-УГОРСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО

Финно-угорские народы по образу жизни, вероисповеданию, историческим судьбам и даже внешнему виду отличаются друг от друга. Объединяют их в одну группу на основе родства языков. Однако языковая близость бывает разная. Славяне, к примеру, могут легко договориться, объясняясь каждый на своём наречии. А вот финно-угры не смогут так же просто объясниться с собратьями по языковой группе.

В глубокой древности предки современных финно-угров говорили на одном языке. Потом его носители стали переселяться, смешивались с другими племенами, и некогда единый язык распался на несколько самостоятельных. Финно-угорские языки разошлись так давно, что обших слов в них немного - около тысячи. Например, "дом" по-фински - "koti", по-эстонски - "kodu", по-мордовски - "куду", по-марийски - "кудо". Похоже слово "масло": финское "voi", эстонское "vdi", удмуртское и коми "вый", венгерское "vaj". Зато звучание языков - фонетика - осталось настолько близким, что любой финно-угр, слушая другого и даже не понимая, о чём тот говорит, чувствует: это родственный язык.

ИМЕНА ФИННО-УГРОВ

Финно-угорские народы длительное время исповедуют (по крайней мере, официально) православие , поэтому их имена и фамилии, как правило, не отличаются от русских. Однако в деревне, в соответствии со звучанием местных языков, они меняются. Так, Акулина становится Окуль , Николай - Никуль или Микуль, Кирилл - Кырля, Иван - Йыван . У коми , например, часто отчество ставят перед именем: Михаил Анатольевич звучит как Толь Миш, т. е. Анатольев сын Мишка, а Роза Степановна превращается в Степан Розу - Степанову дочку Розу. В документах, конечно, у всех значатся обычные русские имена. Только писатели, художники и артисты выбирают традиционно деревенскую форму: Йыван Кырля, Никуль Эркай, Илля Вась, Ортьё Степанов.

У коми часто встречаются фамилии Дуркин, Рочев, Канев; у удмуртов - Корепанов и Владыкин ; у мордвы - Веденяпин, Пи-яшев, Кечин, Мокшин . Особенно распространены у мордвы фамилии с уменьшительным суффиксом - Кирдяйкин, Видяйкин, Попсуйкин, Алёшкин, Варлашкин .

Некоторые марийцы , особенно некрещёные чи-мари в Башкирии, в своё время приняли тюркские имена . Поэтому у чи-мари часто встречаются фамилии, похожие на татарские: Андуга-нов, Байтемиров, Яшпатров , но имена и отчества у них при этом русские. У карел бывают фамилии и русские, и финские, но обязательно с русским окончанием: Перттуев, Лампиев . Обычно в Карелии по фамилии можно различить карела, финна и петербургского финна . Так, Перттуев - карел , Пертту - петербургский финн , а Пертгунен - финн . А вот имя и отчество у каждого из них может быть Степан Иванович .

ВО ЧТО ВЕРЯТ ФИННО-УГРЫ

В России многие финно-угры исповедуют православие . В XII в. были крешены вепсы, в XIII в. - карелы, в конце XIV в. - коми. Тогда же для перевода Священного писания на язык коми была создана пермская письменность - единственный самобытный финно-угорский алфавит . На протяжении XVIII-XIX вв. крешены мордва, удмурты и марийиы. Однако марийиы так до конца и не приняли христианство. Чтобы избежать обращения в новую веру, часть их (они называли себя "чи-мари" - "истинные марийцы") ушли на территорию Башкирии, а те, кто остался и крестился, нередко продолжали поклоняться старым богам. Среди марийцев, удмуртов, саамов и некоторых других народов было распространено, да и сейчас сохранилось, так называемое двоеверие . Люди почитают старых богов, но признают "русского Бога" и его святых, особенно Николая Угодника. В Йошкар-Оле, столице Республики Марий Эл, государство взяло под охрану священную рощу - "кюсото ", и теперь здесь происходят языческие моления. Имена верховных богов и мифологических героев у этих народов похожи и, вероятно, восходят к древнефинскому названию неба и воздуха - "ilma ": Ильмаринен - у финнов, Илмайлине - у карел , Инмар - у удмуртов , Ен - у коми .

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГРОВ

Письменность многих финно-угорских языков России создана на основе кириллицы, с добавлением букв и надстрочных знаков, передающих особенности звучания . Карелы , литературный язык которых финский, пишут латинскими буквами.

Литература финно-угорских народов России очень молода, зато у устного народного творчества многовековая история. Финский поэт и фольклорист Элиас Лёнро т (1802-1884) собрал сказания эпоса "Калевала " среди карелов Олонецкой губернии Российской империи. В окончательной редакции книга издана в 1849 г. "Калевала", что значит "страна Калева", в своих песнях-рунах повествует о подвигах финских героев Вяйнямёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена, об их борьбе со злобной Лоухи, хозяйкой Похьёлы (северной страны мрака). В великолепной поэтической форме эпос рассказывает о быте, верованиях, обычаях предков финнов, карел, вепсов, води, ижориев. Сведения эти необычайно богаты, они раскрывают духовный мир земледельцев и охотников Севера. "Калевала" стоит наравне с величайшими эпосами человечества. Есть эпосы и у некоторых других финно-угорских народов: "Калевипоэг " ("Сын Калева") - у эстонцев , "Пера-богатырь " - у коми-пермяков , сохранились эпические сказания у мордвы и манси .


Большинство учёных считают, что прародина народов уральской языковой семьи находилась на южном Урале. Прошли столетия, и сегодня финно-угорские и самодийские этносы расселены на других континентах: в Европе и Азии. Краткая характеристика расселения (включая сведения об этносах-соседях и основных этнических подразделениях каждого этноса) и природно-климатических условий этнической территории поможет составить представление об общих и особенных чертах культуры финно-угорских этносов.

Прибалтийско-финские этносы расселены наиболее компактно из финно-угорских этносов. Регион их расселения - бассейны Балтийского и Белого морей, Скандинавский п-ов, северо-запад Восточно-Европейской равнины.

Удмурты, марийцы, мордва, вепсы, водь, ижора, саамы. 25 млн.

Фино-угорская языковая группа, входящая в уральскую языковую семью состоит из следующих народов: эстонцы-карелы, вепсы-саамы-коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордовы

В конце 3 тыс. произошло отделение финов от угров.

Эстонский язык относился к западной или прибалтской ветви финских языков угоро-финской группы уральской семьи. В сельской местности у эстонцев распространены деревни и поселения типа хуторов

В Эстонии существовали жилые РИГИ - высокие срубленные постройки с соломенной крышей и печью, которая топилась по чёрному.

Коми и коми-пермяки формировались на территории Верхнего Прикамья.

Марийцы формировались на правобережье Волги, расселялись в восточном направлении вплоть до р.Вятки. Марийцы делятся на горных, луговых и восточных.

В материальной культе северных народов много общих черт. Гнездовой тип расселения - вокруг главного поселения располагались выселки.

Любопытно, что письменности долго не было, до 14 века. Основной язык - финский.

Финны

Большая их часть проживает на территории Финляндии (85% всех финнов) и соседних Швеции и Российской Федерации. Финны по вероисповеданию - лютеране. С 1917 Финляндия - независимое государство (столица - Хельсинки). Этнические соседи финнов - шведы, карелы, русские, саами и норвежцы. В народной культуре проявляются различия м.западными и восточными финнами Финляндии.

Значительная часть этнической территории финнов омывается водами Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Рельеф Финляндии - равнинный с грядами холмов. В стране насчитывается ок.60 тыс. озёр, занимающих 8% её территории. Более 60% территории покрыто лесами, преимущественно таёжными. Климат умеренный, на юго-западе - переходный от морского к континентальному, на северо-востоке - континентальный.

Эстонцы

Эстония - приморская страна (она находится на побережье Финского и Рижского заливов Балтийского моря), включает свыше 1,5 тыс. островов. Основной вид рельефа - равнинный, с грядами холмов. В Эстонии более 1 тыс.озёр (крупнейшее - Чудско-Псковское). Более 30% территории страны покрыто лиственными и хвойными лесами. Климат - переходный от морского к континентальному.

Карелы

Большинство представителей этого народа живет в Российской Федерации, расселены они также в Финляндии. В Российской Федерации ок.60% карел проживает в Карелии и более 20% - в Тверской области (тверские карелы), куда они переселились в XVII в.. Республика Карелия - государство в составе Российской Федерации (столица - Петрозаводск). Этнические соседи - финны, русские, вепсы, саами. Среди карел выделяются этнографические группы - носители ливвиковского (Приладожье) и людиковского (Прионежье) диалектов, близких к вепсскому языку, а также тверские (верхневолжские) карелы. По вероисповеданию большинство карел - православные. Территория Карелии на севере выходит к Белому морю, на юге - к Ладожскому и Онежскому озерам. Преобладает равнинно-холмистый рельеф. В Карелии очень много рек (наиболее протяженные - Кемь, Выг, Суна) и озёр. Более половины территории республики покрыто хвойными и смешанными лесами. Климат - переходный от морского к континентальному.

Вепсы (весь). Прибалтийско-финское (финно-угорское) племя в Приладожье и Белозерье (в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России). С IX в. - в составе Киевской Руси. Самоназвания - вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад; до 1917 вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание "вепся" в XX в. почти не фиксируется. Предками вепсов являются средневековые финно-язычные племена веси, значительные группы которой сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. Этноним "вепсы" распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия "чухари", "кайваны" (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок). Поселения и могильники веси почти не изучены за исключением ряда курганов IX-XIII вв. в восточном Приладожье. Потомки веси - вепсы и, предположительно, карелы-людики. Славяне весью так же назвали небольшое сельское поселение.

Ливы

Потомки этого довольно многочисленного в прошлом народа живут в Латвии, всего в нескольких посёлках на берегу Рижского залива Балтийского моря, в соседстве с латышами. В настоящее время на ливском языке говорят не более 150 человек. По вероисповеданию - лютеране.

Водь и ижора. Прибалтийско-финское племя, жившее южнее Финского залива, в северо-восточной части Новгородской земли. Населяли так же Водскую пятину Новгородской земли. Упоминается с XI в. Процесс славянизации води завершился в XIX в. Водь, так же как ливы и ижора - маленький этнос (численность каждого - менее 500 человек). В настоящее время водь живёт на побережье Финского залива Балтийского моря, в Ленинградской области Российской Федерации. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь ("вожане") - древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы.

Саами

Этот небольшой, самый северный из финно-угорских, народ занимает обширную территорию на севере Скандинавии и Кольском п-ове. Саами - прямые потомки древнейшего коренного населения Северной Европы. Язык саами ближе всего к прибалтийско-финским, но отличается большим своеобразием - в нём сохранились многие слова, не находящие параллелей ни в одном из известных языков. Проживают представители этого народа на территории Норвегии (60% всех саами), Швеции (ок.30%), Финляндии и Мурманской области Российской Федерации. Этнические соседи - норвежцы, шведы, финны, карелы, русские. "Разбросанность" малочисленных саами по огромной территории породила различия в культуре (в т.ч. диалектные) этнографических групп этого этноса. По вероисповеданию скандинавские саами - лютеране, кольские - православные. Саами живут на побережье Норвежского, Баренцева и Белого морей, в зоне гористой тундры. Климат этой территории - в основном субарктический.

Марийцы

Они проживают в Республике Марий Эл (ок.50% всех марийцев), а также в Татарии, Удмуртии, Башкирии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях Российской Федерации. Республика Марий Эл - государство в составе Российской Федерации (столица - Йошкар-Ола). Народ подразделяется на этнические группы: горные марийцы (правобережье Волги), луговые (междуречье Ветлуги и Вятки) и восточные (в основном в Башкирии, куда они переселились в XVI-XVIII вв.). Существенные различия м.группами выразились, в частности, в том, что у марийцев - два литературных языка (горно-марийский и лугово-восточный). Этнические соседи: русские, башкиры, татары. По вероисповеданию марийцы - в основном православные.



Названия народов, входящих в финно-угорскую языковую группу, займут практически все буквы алфавита. Жители Марий Эл, Ханты-Мансийского округа, Карелии, Удмуртии и других областей России очень разные и все же имеют общее. Рассказываем.

Финно-угры — это не самая большая по численности, но довольно большая по количеству народов языковая группа. Большинство народов проживает частично или полностью на территории России. Некоторых насчитываются сотни тысяч (мордва, марийцы, удмурты), некоторых же можно пересчитать по пальцам (на 2002 год в России зарегистрировано всего 73 человека, называющих себя водь). Однако большая часть носителей финно-угорских языков проживают за пределами России. В первую очередь это венгры (около 14,5 млн человек), финны (около 6 млн) и эстонцы (около миллиона).

Кто такие финно-угры

В нашей стране представлено самое большое разнообразие финно-угорских народов. Это прежде всего волжско-финская подгруппа (мордва и марийцы), пермская подгруппа (удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне) и обская подгруппа (ханты и манси). Также в России есть почти все представители прибалтийско-финской подгруппы (ингерманландцы, сету, карелы, вепсы, ижорцы, водь и саамы).

Древнерусские летописи сохранили названия еще трех народов, до нашего времени не дошедших и, видимо, полностью ассимилированных русским населением: чудь, проживавших по берегам Онеги и Северной Двины, меря — в междуречье Волги и Оки и мурома — в бассейне Оки.

Также археологической и этнографической экспедицией Дальнеконстантиновского музея Нижегородской области и Нижегородского университета сейчас подробно исследуется еще одна исчезнувшая совсем недавно этническая подгруппа мордвы — терюхане, которые проживали на юге Нижегородской области.

Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики и автономные округа в составе России — республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Коми и Ханты-Мансийский автономный округ).

Где живут

Первоначально проживающие в Приуралье и Западной Сибири, финно-угры со временем расселились западнее и севернее своих исконных земель — вплоть до современной Эстонии и Венгрии. На данный момент различаются четыре основные области их расселения:

  • Скандинавский, Кольский полуострова и Прибалтика;
  • среднее течение Волги и низовья Камы;
  • Северный Урал и Северное Приобье;
  • Венгрия.

Однако со временем границы расселения финно-угров становятся все менее четкими. Особенно сильно это видно в последние 50 лет, и связан этот процесс с трудовой миграцией как внутри страны (из деревни в города), так и с межгосударственной (особенно после создания Европейского союза).

Языки и анбур

Язык является фактически одним из главных признаков данной общности, иначе просто по внешнему виду вряд ли можно сказать, что венгры, эстонцы и манси — родственники. Всего насчитывается около 35 финно-угорских языков, разделенных всего на две подветви:

  • угорская — венгры, ханты и манси;
  • финно-пермская — все остальные, включая мертвые муромский, мерянский, мещерский, кеми-саамский и язык аккала.

Как считают исследователи и языковеды, все нынешние финно-угорские языки имели общего предка, названного для языковой классификации прафинноугорским языком. Самым древним из известных письменных памятников (конец XII века) является так называемая «Надгробная речь и молитва», которая написана латиницей на древневенгерском языке.

Нам же будет более интересен так называемый анбур — древнепермская письменность, которая использовалась на территории Перми Великой в XIV-XVII веках населяющими ее народами: коми-пермяками, коми-зырянами и русскими. Создана она была русским православным миссионером, устюжанином Стефаном Пермским в 1372 году на основе русского, греческого алфавитов и тамги — рунических пермских символов.

Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан

Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан. Последние, кстати, были не особо против (если мы говорим о пермяках и зырянах). Однако с постепенным расширением Московского княжества и включения в него всей Перми Великой анбур полностью заменяется русским алфавитом, так как, в общем-то, все грамотные люди в тех местах уже говорят по-русски. В XV-XVI веках эта письменность еще кое-где используется, но уже как тайнопись — это своего рода шифр, знакомы с которым очень ограниченное количество людей. К XVII веку анбур полностью выходит из обращения.

Финно-угорские праздники и обычаи

В настоящее время большинство финно-угров — христиане. Российские — православные, венгры по большей части католики, прибалтийские народы — протестанты. Однако в России немало финно-угров — мусульман. Также в последнее время возрождаются традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

Как это обычно бывает во время христианизации, локальный праздничный календарь приурочивался к церковному, на месте священных рощ ставились церкви и часовни, вводился культ местночтимых святых.

У хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью

Дохристианская религия финно-угров была политеистической — существовал верховный бог (как правило, бог неба), а также плеяда богов «поменьше»: солнца, земли, воды, плодородия… Имена у всех народов для богов были разные: в случае с верховным божеством бог неба у финнов назывался Юмала, у эстонцев — Таеватаат, у марийцев — Юмо.

Причем, например, у хантов , занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси , занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью.

Также до сих пор некоторые из финно-угров практикуют ряжения в маски зверей во время праздников, что тоже относит нас во времена тотемизма.

У мордвы , занимающейся в основном земледелием, сильно развит культ растений — до сих пор велико обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах. Традиционные праздники мордвы также связаны с земледелием: Озим-пуря — моленье за уборку хлебов 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво).

Марийцы празднуют У Ий Пайрем (Новый год) с 31 декабря на 1 января. Незадолго до этого празднуют Шорыкйол (Святки). Шорыкйол также называется «овечья нога». Все потому, что в этот день девушки ходили по домам и обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги — это должно было обеспечить благополучие в хозяйстве и семье. Шорыкйол — один из самых известных марийских праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после новолуния.

Также празднуется Рошто (Рождество), сопровождающееся шествием ряженых во главе с основными персонажами — Васли кува-кугыза и Шорыкйол кува-кугыза.

Таким же образом почти все местные традиционные праздники приурочены к церковным.

Нельзя также не отметить, что именно марийцы дали сильный отпор христианским миссионерам и до сих пор по традиционным праздникам посещают священные рощи и священные деревья, проводя там обряды.

У удмуртов традиционные праздники тоже были приурочены к церковным, а также к земледельческим работам и дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

Для финнов наиболее важными являются Рождество (как для порядочных христиан) и Иванов день (Юханнус). Юханнус в Финляндии — это праздник Ивана Купалы на Руси. Как и в России, у финнов считается, что это праздник в честь Иоанна Крестителя, однако сразу понятно, что это языческий праздник, который так и не смог искоренить себя, и церковь нашла компромисс. Как и у нас, на Иванов день молодежь прыгала через костер, а девушки пускали венки по воде — кто венок поймает, тот и будет женихом.

Также почитается этот день и у эстонцев .


legion-media

Очень интересен обряд карсикко у карел и финнов . Карсикко — это специальным образом обрубаемое или срубаемое дерево (обязательно хвойное). Обряд может быть связан с практически любым значимым событием: свадьбой, смертью важного и уважаемого человека, хорошей охотой.

В зависимости от ситуации дерево подрубали или полностью отрубали все его ветки. Могли оставить одну ветвь или только верхушку. Все это решалось в индивидуальном порядке, известном лишь исполнителю ритуала. После проведения обряда за деревом следили. Если его состояние не ухудшалось и дерево продолжало расти, это означало счастье. Если нет — горе и несчастья.

Где можно познакомиться с жизнью и историей финно-угорских народов

Сето: Музей-усадьба народа Сето в д. Сигово http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/sigovo

Вепсы: Природный парк Вепсский лес, а также

Лянторский хантыйский этнографический музей http://www.museum.ru/M2228

Коми: Финно-угорский культурный центр Республики Коми http://zyrians.foto11.com/fucenter

Карелы: Центр национальных культур и народного творчества

), мор-дов-ская (морд-ва - эр-зя и мок-ша ), ма-рий-ская (ма-рий-цы ), перм-ская (уд-мур-ты , ко-ми , ко-ми-пер-мя-ки ), угор-ская (уг-ры - венг-ры , хан-ты и ман-си ). Чис-лен-ность ок. 24 млн. чел. (2016, оцен-ка).

Пра-ро-ди-на Ф.-у., по-ви-ди-мо-му, на-хо-ди-лась в зо-не ле-сов Зап. Си-би-ри, Ура-ла и Пре-ду-ра-лья (от Средней Оби до Ниж-ней Ка-мы) в 4-м - сер. 3-го тыс. до н. э. Их древ-ней-ши-ми за-ня-тия-ми бы-ли охо-та, реч-ное ры-бо-лов-ст-во и со-би-ра-тель-ст-во. По дан-ным лин-гвис-ти-ки, Ф.-у. име-ли кон-так-ты на вос-то-ке с са-мо-дий-ски-ми на-ро-да-ми и тун-гу-со-мань-чжур-ски-ми на-ро-да-ми, на юге как ми-ни-мум с нач. 3-го тыс. - с ин-до-иран. на-ро-да-ми (ария-ми ), на за-па-де - с па-лео-ев-ро-пей-ца-ми (от их язы-ков ос-та-лись суб-страт-ные сле-ды в зап. фин-но-угор-ских язы-ках), со 2-й пол. 3-го тыс. - с на-ро-да-ми, близ-ки-ми к пред-кам гер-ман-цев , бал-тов и сла-вян (пред-ста-ви-те-ля-ми шну-ро-вой ке-ра-ми-ки куль-тур-но-ис-то-ри-че-ской общ-но-сти ). С 1-й пол. 2-го тыс. в хо-де кон-так-тов с ария-ми на юге и с центр.-ев-роп. ин-до-ев-ро-пей-ца-ми на за-па-де Ф.-у. зна-ко-мят-ся со ско-то-вод-ст-вом и за-тем с зем-ле-де-ли-ем. Во 2-1-м тыс. про-ис-хо-ди-ло рас-про-стра-не-ние фин-но-угор-ских язы-ков на за-пад - до Сев.-Вост. При-бал-ти-ки, Сев. и Центр. Скан-ди-на-вии (см. Сет-ча-той ке-ра-ми-ки куль-ту-ра , Анань-ин-ская куль-ту-ра ) и вы-де-ле-ние при-бал-тий-ско-фин-ских язы-ков и са-ам-ских язы-ков . Со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Си-би-ри и со 2-й пол. 1-го тыс. н. э. в Вол-го-Ура-лье на-чи-на-ют-ся кон-так-ты с тюр-ка-ми . К древ-ней-шим письм. упо-ми-на-ни-ям Ф.-у. от-но-сят Fenni в «Гер-ма-нии» Та-ци-та (98 н. э.). С кон. 1-го тыс. на раз-ви-тие ря-да фин-но-угор-ских на-ро-дов ока-за-ло су-ще-ст-вен-ное влия-ние их вклю-че-ние в со-став ср.-век. го-су-дарств (Бул-га-рия Волж-ско-Кам-ская , Древ-няя Русь, Шве-ция). Со-глас-но дан-ным ср.-век. письм. ис-точ-ни-ков и то-по-ни-мии, Ф.-у. ещё в нач. 2-го тыс. н. э. со-став-ля-ли осн. на-се-ле-ние се-ве-ра лес-ной и тун-д-ро-вой зо-ны Вост. Ев-ро-пы и Скан-ди-на-вии, но бы-ли за-тем в зна-чит. ме-ре ас-си-ми-ли-ро-ва-ны гер-ман-ца-ми, сла-вя-на-ми (пре-ж-де все-го ме-ря ; воз-мож-но, му-ро-ма , ме-ще-ра , за-во-лоч-ская и др.) и тюр-ка-ми.

Для ду-хов-ной куль-ту-ры Ф.-у. бы-ли ха-рак-тер-ны куль-ты ду-хов-хо-зя-ев при-ро-ды. Воз-мож-но, офор-ми-лись пред-став-ле-ния о выс-шем не-бес-ном бо-же-ст-ве. Во-прос о на-ли-чии эле-мен-тов ша-ма-низ-ма дис-кус-сио-нен. С нач. 2-го тыс. на-чи-на-ет-ся об-ра-ще-ние Ф.-у. Ев-ро-пы в хри-сти-ан-ст-во (венг-ры в 1001, ка-ре-лы и фин-ны в 12-14 вв., ко-ми в кон. 14 в.) и раз-ви-тие пись-мен-но-стей на фин-но-угор-ских язы-ках. При этом ряд фин-но-угор-ских групп (осо-бен-но сре-ди ма-рий-цев и уд-мур-тов Баш-ки-рии и Та-тар-ста-на) до 21 в. со-хра-ня-ет свою об-щин-ную ре-ли-гию, хо-тя и под-верг-шую-ся хри-сти-ан-ско-му влия-нию. При-ня-тие ис-ла-ма Ф.-у. в По-вол-жье и Си-би-ри бы-ст-ро при-во-ди-ло к их ас-си-ми-ля-ции та-та-ра-ми, по-это-му му-сульм. об-щин сре-ди Ф.-у. прак-ти-че-ски нет.

В 19 в. фор-ми-ру-ет-ся ме-ж-ду-нар. фин-но-угор-ское дви-же-ние, в ко-то-ром про-яв-ля-ют-ся чер-ты пан-фин-но-уг-риз-ма.

Лит.: Ос-но-вы фин-но-угор-ско-го язы-ко-зна-ния: Во-про-сы про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия фин-но-угор-ских язы-ков. М., 1974; Хай-ду П. Ураль-ские язы-ки и на-ро-ды. М., 1985; На-поль-ских В. В. Вве-де-ние в ис-то-ри-че-скую ура-ли-сти-ку. Ижевск, 1997.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фи́нно-уго́рские наро́ды (фи́нно-у́гры ) — языковая общность народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Численность и ареал

Всего: 25 000 000 человек
9 416 000
4 849 000
3 146 000—3 712 000
1 888 000
1 433 000
930 000
520 500
345 500
315 500
293 300
156 600
40 000
250—400

Археологическая культура

Ананьинская культура, Дьяковская культура, Саргатская культура, Черкаскульская культура

Язык

финно-угорские языки

Религия

В состав финно -угорской этноязыковой общности народов входят свыше 20 млн человек. Их предки проживали на территориях Урала и Восточной Европы в древние времена начиная с эпохи неолита. Финно —угры являются коренными народами для своих территорий. Огромные пространства, которые принадлежали финно -угорским и самодийским (близким к ним) племенам, берут начало у Балтийского моря, лесостепи Русской равнины, и заканчиваются у Западной Сибири и Ледовитого Океана соответственно. Современная европейская часть России занимали финно —угры , которые не могли не внести свой вклад в генетическое и культурное наследие этих земель.

Деление финно —угров по языковой принадлежности

Существует несколько подгрупп финно —угров , разделенных по языковой принадлежности. Есть так называемая волжско -финская группа, в состав которой вошли марийцы , эрзяне и мокшане (мордва). В пермско -финскую группу входят бесермяне , коми и удмурты. Финны-ингерманландцы , сету, финны, ижорцы , вепсы , потомки мери и прочие народы относят к группе прибалто -финнов. Отдельно выделяют так называемую угорскую группу, в состав которой входят такие народы, как венгры, ханты и манси . Некоторые ученые относят волжских финнов в отдельную группу, в которую вошли народы, являющиеся потомками морумы и средневековой мещеры.

Неоднородность антропологии финно —угров

Некоторые исследователи считают, что наряду с монголоидной и европеоидной существует так называемая уральская раса, народам которой свойственны признаки представителей как первой, так и второй расы. Манси , хантам, мордве и марийцам более присущи черты монголоидов . У остальных народов доминируют признаки европеоидной расы, либо они разделены равномерно. Однако финно —угры не имеют черт индоевропейской группы.

Культурные особенности

Всем финно -угорским племенам характерны идентичные материальные и духовные культурные ценности. Они всегда стремились к гармонии с окружающим миром, природой, граничащими с ними народами. Лишь они смогли сохранить свою культуру и традиции, включая и русские, до наших дней. Это легко объясняется тем, что финно —угры всегда почитали не только свои традиции и обычаи, а и те, которые они позаимствовали у соседних народов.

Большинство древних русских легенд, сказок и былин, составляющих эпический фольклор, относят к вепсам и карелам – проживавших в Архангельской губернии потомков финно —угров . С земель, занимаемых этими народами, к нам также перешли и многие памятники древнерусского деревянного зодчества.

Связь между финно —уграми и русскими

Несомненно, финно —угры оказали немалое влияние на становление русского народа. Вся территория Русской равнины, которую теперь занимают русские, раньше принадлежала этим племенам. Материальная и духовная культура именно последних, а не тюрков или южных славян, была во многом заимствована русскими.

Легко заметить общие черты национального характера и психологических особенностей русских и финно —угров . Особенно это касается той части населения, которая проживает в северо-восточной, северной и северно-западной части Европейской России, считающейся коренной для русского народа.

Известный академик О. Б. Ткаченко , посвятивший свою жизнь изучению народа мери , заявил, что представители русского народа по отцовской линии связаны с финнами, а лишь по материнской – со славянской прародиной. Данное мнение подтверждается множественными культурными признаками, характерными для русской нации. Новгород и Московская Русь возникли и начали свое развитие именно на тех территориях, которые занимали финно —угры .

Различные мнения ученых

По словам историка Н. А. Полевого, который в своих трудах затрагивал проблему этногенеза великороссов, русский народ генетически и в культурном плане является чисто славянским. Племена финно —угров не оказали никакого влияния на его формирование. Противоположное мнение высказал Ф. Г. Духинский , который также проживал в 19 веке. Польский историк считал, что русский народ сформировался на основе тюрков и финно —угров , а от славян были позаимствованы лишь языковые особенности.

Ломоносов и Ушинский , сошедшиеся во мнении, отстаивали промежуточную точку зрения. Они считали, что финно —угры и славяне обменивались культурными ценностями друг с другом. В состав русского народа со временем вошли мурома, чудь и меря, внеся свой вклад в только зарождающийся на тот момент русский этнос. Славяне в свою очередь повлияли на угро-венгерские народы, о чем свидетельствует наличие славянской лексики в венгерском языке. В жилах русских течет кровь как славянская, так и финно -угорская, и в этом нет ничего зазорного, по мнению Ушинского .

Многие народы, проживающие на берегах балтийского поморья, а также датчане, шведы и даже русские берут свое начало с необъяснимо молчаливым исчезновением финно —угров . Эти племена, проживавшие преимущественно в Европе, образовались настолько давно, что их невозможно назвать народами, которые перекочевали с других земель. Возможно, ранее они проживали на всей северной части Азии и Европы, и даже занимали территорию средней Европы. Таким образом финно —угры фактически заложили прочный фундамент для формирования большинства северных и европейских держав, к числу которых можно отнести и Россию.