Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как начать работу с кассовым аппаратом. Как пользоваться кассовым аппаратом

Как начать работу с кассовым аппаратом. Как пользоваться кассовым аппаратом

По закону все те, кто занимается розничной торговлей и что-то продает, должны иметь кассовый аппарат. Однако совсем недавно появилось новое понятие - онлайн-кассы. Изменения с 2017 года в Федеральном законе обязывают все торговые предприятия заменить обычный аппарат на интернет-кассу. В связи с этим у бизнесменов появилось множество вопросов, ответы на них особенно волнуют представителей малого и среднего бизнеса. Можно ли обойтись без онлайн-кассы? Всем ли нужно переходить на новые стандарты? Что случится, если компания проигнорирует новые требования? Да и вообще, Попробуем разобраться в этой непростой теме и ответить на все вопросы.

Изменения в законодательстве

Как уже говорилось выше, все предприниматели, которые ведут розничную торговлю, должны иметь кассовый аппарат. До недавних пор это требование было обязательным, однако многие его игнорировали и не спешили работать по закону. Проверить всех было невозможно, поэтому многие сделки и продажи осуществлялись через "серую” бухгалтерию, то есть без должного контроля со стороны государства и, по сути, вне закона. В связи с этим законодатели решили ужесточить ведение контроля и внести некоторые изменения. Так, теперь все, кто ведет торговлю и что-либо продает (товары или услуги), обязаны иметь онлайн-кассу. Это поможет государственным службам внимательнее и точнее следить за учетом выручки, пополнять бюджет страны, наводить порядок в сфере интернет-торговли и онлайн-магазинов и, конечно же, это защитит потребителей (покупателей) от мошенничества со стороны продавцов.

Такие вот благие намерения внесли настоящий хаос и посеяли панику среди предпринимателей. Конечно, если вы все делали и делаете по закону, то боятся вам нечего. Главное разобраться во всех нововведениях и понять, в чем заключается суть онлайн-касс. Ниже мы рассмотрим виды бизнеса, для ведения которых ее использование является обязательным или альтернативным.

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса практически ничем не отличается от обычной - так может показаться на первый взгляд. На самом же деле есть одно фундаментальное отличие, ради которого все и затевалось. Такие кассы имеют связь со всемирной паутиной и могут передавать сведения и информацию о проведенных сделках в контролирующие органы с помощью интернета. Доступ к интернету открывает и другие возможности. Например, теперь вы можете в автоматическом режиме сообщать покупателю на его электронную почту или с помощью смс-сообщения о том, что он купил у вас товар (по сути, выдать электронную версию чека). Вопрос “Что такое онлайн-касса?” поставил в тупик многих бизнесменов, несмотря на то, что ничего особо нового в этом понятии нет.

Некоторые думали, что это специальная касса, которая создается на госпортале или что-то в этом роде. На деле это далеко не так. Все что вам нужно сделать, это изучить новые онлайн-кассы и подключить так же, как вы это делали с обычной кассой. Здесь, конечно, есть свои нюансы, в которых совсем нетрудно разобраться.

Как работает онлайн-касса

Мы не будем вдаваться в технические подробности и детали, а ответим лишь на главные вопросы, которые не дают покоя предпринимателям, вынужденным модернизировать свои аппараты. Кстати, делать это нужно не 100% бизнесменам, а лишь некоторым из них, но об этом мы поговорим чуть позже.

Онлайн-касса работает при помощи сети Интернет. В связи с этим возникает потребность подключения к глобальной паутине, поскольку без нее смысл использования новой кассы полностью теряется. Интернет для онлайн-кассы - вещь необходимая, и, к счастью, провести себе сеть не составит труда. Каждый владелец торговой точки вправе сам выбирать провайдера. Для онлайн-кассы подойдет как беспроводной интернет, так и сотовые сети 2G или 3G.

А теперь приятная новость: работа новой онлайн-кассы почти ничем не отличается от работы вашего старого доброго аппарата, если он у вас, конечно же, был. Все основные процессы остаются без изменений, возвраты по онлайн-кассам осуществляются достаточно быстро и без лишней бумажной волокиты. Новым здесь является только фискальный накопитель. Это устройство, которое и делает возможной передачу данных онлайн. Вот и все. Подключение онлайн-кассы - это отдельный вопрос, требующий дополнительных разъяснений, поэтому к нему мы перейдем сразу после того, как выясним, нужна ли вам онлайн-касса или нет.

Кому она нужна

Без онлайн-кассы нельзя обойтись тем, у кого сегодня есть (или должен быть по закону) контрольно-кассовый аппарат старого образца. Если вы владелец парикмахерской, ателье, транспортной компании, если вы продаете туристические путевки или билеты на концерты, экскурсии или другие мероприятия, если вы принимаете за свои товары или услуги онлайн-оплату, касса нового образца у вас должна быть обязательно.

А вот если вы занимаетесь ремонтом обуви, изготовлением ключей и замков, продажей хэндмейд-товаров, сдачей жилья в долгосрочную или краткосрочную аренду, то вас закон пока освобождает от обязательного использования онлайн-кассы. В эту же категорию счастливчиков входят и те, кто продает газеты и журналы, мороженое, безалкогольные напитки, овощи и фрукты.

Временно (до 1 июля 2018 года) могут не торопиться переходить на онлайн-кассы. Владельцы различных платежных систем и ИП, которые работают по упрощенной системе налогообложения (ЕНВД или ПСН), либо занимаются реализацией товаров с помощью вендинговых аппаратов также могут пока не устанавливать онлайн кассу.

Где ее взять

Итак, что такое онлайн-касса, мы примерно разобрались, теперь нужно ответить на еще один важный вопрос: где ее взять? Здесь снова нет ничего сложного. Процесс приобретения новой кассы ничем не отличается от того, как это делали предприниматели год или пять лет назад. Как было сказано выше, техническое оснащение модернизированных ККТ почти ничем не отличается от старых аппаратов, за исключением одного девайса. Поэтому единственным способом получить новую онлайн-кассу является просто ее покупка.

Мы не будем рекламировать отдельные сервисы и компании, занимающиеся этим, но на всякий случай напомним, что в этом вопросе нужно сохранять бдительность и не попасться на удочку мошенников. Покупайте товар у проверенных продавцов и тщательно его изучите, прежде чем оплачивать. Важно, чтобы в документах к кассе стояла пометка “Соответствует 54-ФЗ”.

Стоимость интернет-касс отличается в зависимости от функционала, размера и сферы применения аппарата. Так, минимальная цена начинается от 13 000 рублей, максимальная стоимость - около 75 000 рублей.

Подключение

Еще один важный вопрос, который нельзя обходить стороной, это подключение онлайн-кассы. Инструкция этого процесса также прописана в нормативных актах и регламентирована законом, поэтому здесь не может быть никаких исключений или двоякого толкования. Достаточно следовать простому алгоритму, чтобы сделать все правильно.

Итак, первым шагом станет заключение официального договора с оператором фискальных данных (сокращенно ОФД). Это новый участник ваших отношений с контролирующими органами, благодаря которому они будут получать сведения о проведенных сделках в режиме реального времени. ОФД хранят, передают и обрабатывают информацию в соответствии с 54-м Федеральным законом и гарантируют полную конфиденциальность данных. Безопасности уделяется достаточно много внимания, операторы работают на специальном программном обеспечении, которое шифрует информацию. Это практически сводит к нулю шансы похитить её.

Существует ряд сложностей, с которыми может столкнуться компания или ИП при выборе оператора фискальных данных. Дело в том, что эта роль отведена не какому-то единому специальному органу, а различным компаниям, которые имеют все необходимые лицензии (в том числе от Роскомнадзора) и обладают техникой, требуемой законодательством. Поэтому нужно с особым вниманием отнестись к выбору ОФД и следовать простым рекомендациям: нужно узнать у потенциального партнера о его технических возможностях, функционале, возможности получать уведомления, контролировать отправляемую информацию. Уточните компетенции подрядчика, не забудьте уточнить, что именно будет входить в стоимость оказания услуг. Совсем нелишним будет требование предъявить все необходимые документы и лицензии, разрешающие осуществлять данный вид деятельности.

После того как ОФД выбран, к нему нужно подключиться. Сделать это очень просто: достаточно перейти на сайт компании и оставить там заявку в специальной форме. После нехитрых манипуляций с вами свяжется менеджер, который ответит на все интересующие вопросы и составит договор для подписания. В некоторых случаях вместо договора организация использует оферту, что также соответствует требованиям закона и в какой-то степени облегчает процесс подписания соглашения.

С этого момента все процессы происходят автоматически: сбор, хранение, обработка и передача данных осуществляется выбранным вами оператором. Вам не нужно осуществлять или контролировать вышеперечисленные процессы - этим занимаются профессионалы под наблюдением государства.

Регистрация

После того как вы приобрели новый ККТ или модернизировали старый, заключили договор с оператором фискальных данных, нужно перейти к последнему важному шагу, без которого никак нельзя обойтись - регистрации онлайн-кассы. Для чего это нужно? Поскольку все данные о совершенных продажах должны регистрироваться государством и быть полностью прозрачными, вы обязаны передавать их в налоговую службу. Если раньше какие-то операции можно было скрывать, то теперь это становится практически невозможным. Уже через секунду после продажи товара или услуги и выдачи чека по онлайн-кассам налоговая будет в полном объеме располагать этой информацией.

Итак, чтобы зарегистрировать свою онлайн-кассу в налоговой, можно воспользоваться двумя способами. Первый - привычный, бумажный, бюрократический. Нужно пойти в ближайшее отделение ФНС с обычным заявлением. Сотрудники службы рассмотрят его в течение трех рабочих дней и зарегистрируют аппарат. Образец заполнения заявления можно найти в Интернете или же в самой Федеральной налоговой службе. Однако для того, чтобы сэкономить время и нервы, лучше воспользоваться вторым способом - зарегистрировать кассу через интернет. Для этого нужно пройти регистрацию на официальном сайте ФНС, войти в личный кабинет и заполнить электронное заявление, в котором следует указать серийный номер вашего кассового аппарата и фискального накопителя.

После того как налоговая проверит эти номера и удостоверится в их существовании, она выдаст вам специальный регистрационный номер, который никому нельзя сообщать. Его нужно будет ввести в онлайн-кассу. Делается это везде по-разному, поэтому внимательно изучите инструкцию от производителя ККТ, прежде чем пытаться наугад вводить цифры в поля. Если же вы во всем разобрались и сделали так, как положено, то ваш аппарат сам распечатает отчет о регистрации. В нем будут содержаться специальные данные, которые нужно будет ввести в вашем личном кабинете на сайте налоговой службы в отдельное поле. После того как вы нажмете на кнопку “Готово”, процесс будет позади - можно спокойно работать.

Преимущества

После того как депутатами Госдумы были внесены поправки в законодательство, изменившие подход к эксплуатации и применению всех кассовых аппаратов, свое недовольство проявило очень много бизнесменов. Первое время никто толком не мог понять, что означают эти нововведения, и что такое онлайн-касса. После того, как прошло время и стало понятно, что радикальных изменений не предвидится, пыл немного утих, и многие предприниматели даже пришли к выводу, что онлайн-касса - это скорее хорошо, чем плохо.

Среди преимуществ новых ККТ с точки зрения бизнеса выделяют, например, отсутствие потребности в обслуживании техники, так как тот самый “волшебный” фискальный накопитель будет меняться непосредственно продавцами.

Еще один несомненный плюс заключается в простоте регистрации кассы: не нужно стоять очередь и неделю ждать подключения, достаточно заполнить простую форму на сайте ФНС и, следуя инструкции, самостоятельно подключить аппарат буквально за несколько шагов. В-третьих, сотрудники налоговой инспекции теперь не будут выезжать на проверки, ведь всю информацию они получают сами в автоматическом режиме посредством сети интернет. Это несомненный плюс, ведь такой подход практически полностью исключает коррупционную составляющую (налоговики не смогут давить на вас и требовать деньги, приписывая вашему бизнесу несуществующие нарушения).

Для других эти преимущества таковыми не являются. Это касается тех, кто привык работать по незаконным схемам, подкупая госслужащих и скрывая свои реальные доходы. Все должно быть честно, и требование обзавестись онлайн-кассами - это еще один шаг на вывод малого и среднего бизнеса из теневого.

Что будет, если не перейти на онлайн-кассу?

С февраля по июль 2017 года количество онлайн-касс в России выросло в десятки раз, однако далеко не все предприниматели успели перейти в назначенный срок на новую технику. Более того, многие из них не захотели этого делать, а некоторые бизнесмены, у которых еще есть время до 2018 года, и вовсе подумывают о том, чтобы не переходить на онлайн-кассы. За это их ждет наказание и штрафные санкции. Если правонарушение совершено впервые, то владельца бизнеса ждет наказание в виде штрафа. Для ИП его размер составит до 50% полученной прибыли, но не меньше, чем 10 000 рублей, для ООО - от 75 до 100% от выручки, но не менее 30 000 рублей. При повторном нарушении (если при этом выручка превысила миллион рублей) вас ждет лишение права заниматься предпринимательской деятельностью сроком на 90 дней. Если же выручка меньше 1 000 000 руб. - снова штраф.

Что касается использования ККТ с нарушениями (к примеру, ваша касса не зарегистрирована в соответствии с законом, у вас отсутствует фискальный накопитель, наблюдаются искусственные сбои при онлайн-оплате, касса не печатает чеки установленного образца), за это вас ждет штраф от 1 500 до 10 000 рублей.

Чтобы не попасться и не создавать себе проблем, лучшим решением будет сделать все по закону и как можно скорее обзавестись онлайн кассой, если вы еще не сделали этого.

Выводы

Таким образом, онлайн-кассы являются действительно полезным инструментом для любого бизнеса. Они делают операции прозрачными и понятными, пресекают коррупционные схемы, помогают государству вести более точный контроль за торговой деятельностью. Мы рассмотрели само понятие и инструкцию онлайн-кассы и поняли, что она практически ничем не отличается от обычного аппарата. У вас не должно возникнуть никаких особых трудностей по приобретению прибора, так как инструкция по его подключению и регистрации довольно понятна. Переходите на новую ККТ, чтобы не иметь проблем с законом в будущем и не платить высокие штрафы за отсутствие кассового аппарата или неправильную его эксплуатацию.

Большинство бизнесменов уже перешли на «умные кассы», уже в июле этого года такая обязанность коснулась тех предпринимателей, которые до сих пор были от этого освобождены. Мы расскажем вам о том, как работать на онлайн кассе.

Порядок работы торгующих организаций с контрольно-кассовой техникой (ККТ) изменил Федеральный закон № 290-ФЗ от 03.07.2016 , который внес поправки в действующий Федеральный закон N 54-ФЗ о применении ККТ и обязал всех бизнесменов использовать кассовые аппараты исключительно с функцией передачи данных непосредственно в налоговые органы по интернету. При этом всем налогоплательщикам, использующим старые кассовые аппараты, предоставлена возможность их модернизировать, а тем, у кого кассы не было совсем, можно купить новые.

Как работает онлайн-касса? Чем она отличается от техники старого поколения и на что будут в первую очередь обращать внимание налоговики? Попробуем разобраться.

Принцип работы онлайн-кассы

Главная особенность ККТ нового поколения состоит в том, что она может не просто формировать и печатать бумажные чеки, но и создавать электронные фискальные документы. При этом данные о каждой совершенной кассиром операции сохраняются в специальном фискальном накопителе (ФН), а также передаются в налоговый орган через оператора фискальных данных (ОФД). Покупатель при этом должен по-прежнему получить на руки бумажный чек, а при желании — его электронную копию на свой электронный адрес или мобильное устройство. Фактически, ни для самого покупателя в момент расчета, ни для кассира ничего не изменится, так как все процессы происходят очень быстро и они полностью автоматизированы.

До сих пор ККТ старого образца просто печатали бумажные чеки и дублировали их на специальную контрольную ленту, которая хранилась вместе с отчетами о работе кассы за смену. Налоговики не имели никакой информации о работе конкретного магазина, пока не приходили туда с проверкой. Поэтому соблюдение кассовой дисциплины заключалось в обязательном формировании чека по каждой продаже, своевременном вручении его клиенту и корректному закрытию смены. Это могло происходить раз в несколько недель, если за кассовым аппаратом работал всего один человек, а количество продаж было небольшим. Когда магазины начали применять новые кассы онлайн, правила работы существенно изменились. Теперь смену им приходится закрывать не реже, чем раз в сутки, зато хранить никакие контрольные ленты больше не нужно совсем.

Алгоритм действий кассира и работы ККТ по новым правилам выглядит так:

  1. Покупатель передает кассиру для расчета платежную карту или деньги.
  2. Кассир вводит данные о покупке в ККТ.
  3. Онлайн-касса формирует чек с необходимыми реквизитами.
  4. Данные об операции направляются в фискальный накопитель.
  5. Чек заверяется фискальными данными.
  6. Происходит обработка чека фискальным накопителем.
  7. Распечатывается бумажная версия чека.
  8. Данные об операции отправляются оператору фискальных данных (ОФД).
  9. ОФД отправляет фискальному накопителю сведения о получении чека.
  10. ОФД обрабатывает полученную информацию и отправляет ее в ФНС.
  11. По желанию покупателя, кассир отправляет электронный чек на его электронную почту или мобильное устройство.

Схема работы ККТ нового поколения

Важно понимать, что при работе с «умной кассой» надо соблюдать определенные сроки, которые раньше особо не регламентировались. Так, в начале каждого рабочего дня кассир обязан оформить отчет о начале смены, а в конце этого же рабочего дня — сформировать отчет о ее закрытии. Если с момента начала смены прошло более 24 часов, программа блокирует возможность формировать чеки. Кроме того, если вдруг пропал интернет, касса может некоторое время работать в автономном режиме, сохраняя данные на фискальный накопитель Это может быть не более 30 дней. Если за это время не будет восстановлена связь, касса заблокируется.

Что касается самого фискального накопителя, то он имеет свой срок службы, в зависимости от системы налогообложения торгующей организации или ИП. На льготных режимах это не менее 36 месяцев, при совмещении режимов — не менее 13 месяцев. Хранить ФН после окончания их срока службы торгующие организации обязаны в течение 5 лет.

Работа с онлайн кассами и порядок их модернизации

Как видно из вышесказанного, основное различие между техникой старого и нового поколения — это фискальный накопитель. По сути, это отдельный блок, который имеет свой уникальный номер и срок службы. Он сохраняет и передает всю информацию о продажах за определенный период времени. Сам фискальный накопитель представляет собой жесткий диск, который должна хранить организация вместо упраздненной контрольной ленты. Примечательно, что налоговики ведут отдельный реестр ФН, и использование устройства, которого нет в этом реестре, карается штрафом.

Кроме того, техника нового поколения должна иметь возможность соединения с интернетом, для этого должно быть 2 типа специальных входов: проводной и беспроводной. По принципам работы весь кассовый комплекс можно сравнить с компьютером. Поэтому доработке ККМ до онлайн подлежит только та касса, которая может быть подключена к интернету и к фискальному накопителю. Как правило, большинство современных моделей кассовой техники это позволяют. Модернизация обойдется на порядок дешевле приобретения нового аппарата. Так, в среднем «апгрейд» кассы будет стоить до 6-7 тысяч рублей, а покупка новой — от 20-30 тысяч рублей. Важную роль в этом играет установленное на ККТ программное обеспечение.

Важно помнить, что работать даже на новой кассовой машине можно только после того, как она прошла регистрацию в ФНС России и был заключен договор с ОФД. Кстати, эта услуга тоже не бесплатна для бизнеса, услуги оператора обойдутся около 3 тысяч рублей в год. К таким ОФД законодатели предъявляют ряд требований. В частности, для заключения договора оператор должен:

  • получить экспертное заключение о возможности обеспечения стабильной и бесперебойной обработки больших объемов информации, с их последующей передачей;
  • обеспечить конфиденциальность и сохранность полученных от ККТ данных;
  • иметь лицензию Роскомнадзора, ФСТЭК и ФНС на оказание услуг телематической связи.

Только при соблюдении этих требований организация может быть включена в реестр ОФД, размещенный на сайте ФНС . По состоянию на 5 июля 2019 года в этом реестре 18 операторов. С любым из них можно заключить договор на обмен данными.

Улыбайтесь и будьте приветливы! Если ваш день не заладился, то оставьте все переживания дома и будьте вежливы во время вашей смены даже с самыми противными клиентами. Вам не нужно быть навязчивым, но, скорее всего, ваши клиенты будут довольны, если вы их обслужите медленнее, но с отличным настроем, чем очень быстро, но грубо. Если вы не можете радоваться на данный момент, то хотя бы притворитесь.

Узнайте основы работы на кассе. Будь это старинный ручной механизм или современная касса вам нужно знать, как выполняются все основные функции, которые будут повторяться, по крайней мере, на каждом третьем или четвертом покупателе. Если на кассе есть кнопки быстрого набора сумм, такие как 5, 10, 20, то научитесь ими пользоваться. Первые несколько дней пересматривайте основные правила, если у вас есть свободная минутка, и попросите более опытного кассира проверить, все ли вы делаете правильно.

Узнайте, как проводить кассовые операции, которые случаются достаточно часто, но не каждый день. Например, если вы продаете подарочный сертификат около раза в неделю, то все равно будет лучше выучить, как это делается. Также важно знать, что нужно сделать, если вы совершили ошибку, или если возникла какая-либо проблема - что нужно делать, если вы дали неправильно сдачу, но уже закрыли кассу, если кто-то хочет вернуть деньги, либо если машина зависла? Если вам не объясняли этого во время обучения, то попросите вашего менеджера или более опытного кассира все вам объяснить.

Узнайте к кому можно обратиться в непонятной ситуации. Вначале вы не сможете запомнить каждую деталь обучения, особенно те случаи, с которыми вы никогда и не сталкивались во время вашей работы, но вам нужно знать, где эту информацию можно найти, если вы столкнетесь с этой проблемой. Хорошо будет хотя бы пролистать руководство по использованию кассового аппарата, чтобы примерно знать, где какая информация находится.

Следите за тем, как будет платить ваш клиент. Кто-то платит наличными, и им нужна сдача, а кто-то оплачивает покупки банковской картой, и им нужно будет ввести свой код и дождаться проведения операции. В это время они могут сделать остальные нужные дела, например, сложить покупки в пакеты.

Хорошо знайте ассортимент вашего магазина, чтобы давать советы и делать комплименты. Даже если вы простой кассир, и вы не работаете в зале продаж, но вы все же остаетесь работником магазина, и к вам могут обращаться с вопросами. Если вы знаете, что какая-то покупка очень выгодна, то дайте знать вашему клиенту, что этот продукт очень хорошо, или что вам кажется, что это самый лучший выбор из предложенного, и что клиент сделал правильный выбор. Будьте честными и не переигрывайте, небольшой комплимент добавит ценности покупке, и ваш клиент будет рад приобретению.

Онлайн касса представляет собой, имеющий фискальный накопитель с помощью которого происходит передача по сети Интернет данных о произведенной по кассе операции оператору фискальных данных, который впоследствии перенаправляет полученные сведения в налоговый орган.

В соответствии с изменениями, внесенными в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003, большая часть предпринимателей обязана перейти к применению новой ККТ с июля 2017 года.

Онлайн касса представляет собой контрольно-кассовый аппарат, имеющий встроенный в корпус фискальный накопитель, с помощью которого происходит передача по сети Интернет данных о произведенных по кассе операциях оператору фискальных данных (далее ОФД).

Проведем сравнительный анализ основных отличий онлайн ККТ от аппарата старого образца

Онлайн ККТ (после внесения изменений в закон № 54-ФЗ Обычная ККМ (до внесения изменений в закон № 54-ФЗ)

Подключение к Интернету

Обязательно Не обязательно

Заключение договора с ОФД

Обязательно Не обязательно

Хранение данных

Информация о совершенных операциях передается на фискальный накопитель Данные о продажах хранились на ЭКЛЗ

Передача данных проверяющему органу

Данные о произведенных операциях через ОФД передаются налоговому органу в режиме онлайн Данные хранятся на ЭКЛЗ и получить к ним доступ налоговый орган мог только после снятия информации с ленты специалистами центра технического обслуживания

Кассовый чек

содержит 24 обязательных реквизита Кассовый чек содержал 7 обязательных реквизитов. Ранее, в чеке не было необходимости указывать систему налогообложения, сайт проверки чека, номер фискального накопителя и т.д.

Формат кассового чека

Чек можно не только распечатать в бумажном виде, но и отправить его покупателю в электронной форме на телефон или электронную почту Чек можно было только распечатать в бумажной форме

Регистрация кассы

Онлайн ККМ можно поставить на учет дистанционно, через личный кабинет ИП или юридического лица на сайте ФНС или с помощью ОФД ККМ можно было поставить на учет только путем личного визита в налоговый орган

Обслуживание в ЦТО

Не обязательно Обязательно

Наличие голограммы на корпусе ККМ

Не требуется Обязательно, ее отсутствие влекло наложение штрафа

Кассир - главный конечный пользователь онлайн-кассы. Каким образом он осуществляет использование инновационного устройства на практике? Как работать с онлайн-кассой продавцу при различных форс-мажорных обстоятельствах? Давайте разбираться.

Подготовка к работе

Перед тем, как пользоваться онлайн-кассой, кассиру необходимо осуществить ряд подготовительных процедур. А именно:

  1. Ознакомиться с инструкцией по работе с онлайн-кассой для кассира и дополнительными устройствами, которые подключены к нему - эквайринговым терминалом, сканером для штрих-кодов, весами.

Видео — инструкция по работе с кассовым аппаратом Меркурий 185Ф:

  1. Изучить кассовое ПО, с помощью которого будет использоваться ККТ. Узнать, каким образом данное ПО применяется, в частности:
  • для фискализации приема и выдачи денежных средств, корректировки чеков;
  • для формирования различных отчетов по фискальным операциям;
  • для настройки скидок и реализации прочих мер в целях стимулирования продаж.
  1. Ознакомиться с правилами применения кассовой техники (либо применению альтернативных механизмов фискализации) в сложных ситуациях. Например:
  • при отключении электричества, интернета;
  • при программных сбоях в онлайн-кассе;
  • при форс-мажорных ситуациях природного и техногенного характера;
  • при сбоях в оборудовании, подключенном к кассе (например, если не проходит оплата по карте).

Видео — инструкция как работать с ККТ Смарт Терминал Эвотор 7.2:

Задача работодателя - заблаговременно разработать такие правила, инструкции и рекомендации. В них могут содержаться прочие предписания, связанные с эксплуатацией ККТ. Например:

  • о профилактическом осмотре онлайн-касс перед работой (и о реагировании на выявленные неисправности);
  • о порядке получения и сдачи разменных денежных средств;
  • о порядке получения материалов, необходимых для обеспечения эксплуатации касс (прежде всего, это чековая лента);
  • об организации доступа к онлайн-кассе теми или иными лицами;
  • о порядке фискализации операций в начале и по окончании рабочего дня.

Видео — инструкция по работе с кассовым аппаратом Орион 100Ф:

Подготовившись к использованию онлайн-кассы, работник магазина приступает к своей рабочей смене. Рассмотрим, какие действия ему предстоит производить уже в ходе взаимодействия с посетителями.

Как работать с кассовым аппаратом: пошаговые действия

Придя на работу, произведя необходимые действия по инструкции и включив кассу, работник магазина должен, прежде всего, сформировать кассовый отчет о начале смены. Это особый фискальный документ: он, как и кассовые чеки, подлежит отправке в электронном виде в ФНС (через ОФД) в автоматическом режиме.

Видео — учимся работать с онлайн-кассой (основные операции):

Когда в магазин заходит покупатель, называет желаемый товар (либо собирает покупку сам с корзиной, после чего подходит к кассе), работнику магазина нужно (используя имеющееся кассовое ПО - на самой ККТ или на компьютере, к которому она подключена):

  1. Сформировать предварительный чек, назвать сумму к оплате.
  1. Принять денежные средства от покупателя (либо активировать эквайринговый терминал для проведения оплаты по карте), рассчитаться с ним, выдав сдачу (убедиться, что прошла оплата по карте).
  1. Пробить чек - фискализировать операцию. Дождаться, пока напечатается чек и выдать его покупателю.

Видео — как пользоваться кассовым аппаратом Меркурий 130-Ф:

Очень важно при фискализации корректно установить следующие ключевые реквизиты чека:

  1. «Признак расчета ».

Он может быть представлен в 4 вариантах:

  • «приход» (совершена покупка);
  • «возврат прихода» (товар возвращен - например, из-за того, что он ненадлежащего качества);
  • «расход» (совершен прием товара от покупателя на платной основе - например, закуплены овощи у фермера);
  • «возврат расхода» (овощи возвращены обратно по каким-то причинам).
  1. «Признак способа расчетов ».

Он может быть представлен в следующих вариантах:

  • в виде кода ПРЕДОПЛАТА 100% (или 1) - если получен полный аванс за определенный товар;
  • в виде кода ПРЕДОПЛАТА (или 2) - если получен частичный аванс за определенный товар;
  • в виде кода АВАНС (или 3) - если получена сумма в счет аванса за неопределенный товар (частный случай - куплена подарочная карта);
  • в виде кода ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ (или 4) - при обычном приеме оплаты за товар (с немедленной его выдачей);
  • в виде кода ЧАСТИЧНЫЙ РАСЧЕТ И КРЕДИТ (или 5) - при частичной оплате за товар с немедленной выдачей (при условии, что по оставшейся стоимости товара оформлен кредит);
  • в виде кода ПЕРЕДАЧА В КРЕДИТ (или 7) - при немедленной выдаче товара, который полностью продан в кредит;
  • в виде кода ОПЛАТА КРЕДИТА (или 9) - при получении от покупателя, ранее получившего товар в кредит, денежных средств в счет оплаты данного кредита.

Отметим, что указанные коды установлены для бумажных кассовых чеков. По электронным определены иные - но продавцу, как правило, не нужно об этом задумываться, так как данные коды устанавливаются специалистами при настройке онлайн-кассы. Но продавец должен, используя кассовое ПО, правильно применить те коды, которые определены для чеков.

Если покупатель до момента оплаты сообщил продавцу свои контактные данные в целях получения электронного чека, то продавец должен направить ему соответствующий чек, введя необходимые данные в кассовое ПО через пользовательские интерфейсы.

Контакты (E-mail или номер мобильного телефона) могут быть переданы клиентом как устно, так и с помощью QR-кода, сформированного мобильным приложением от ФНС - это быстрее (при наличии у продавца технической возможности считать данный код с экрана мобильного гаджета покупателя).

По завершении рабочей смены (ее нужно закрыть не позднее, чем через 24 часа после открытия, можно закрыть и сразу же открыть - если магазин круглосуточный) на онлайн-кассе нужно сформировать отчет о завершении смены. Как и отчет о начале смены, это особый фискальный документ, который прописывается в фискальном накопителе и передается в ОФД в электронном виде.

Видео — как работать с кассовым аппаратом Эвотор 7.3 (пошаговые действия):

Отдельными нюансами характеризуется применения чеков коррекции - которые могут формироваться на онлайн-кассе достаточно регулярно. Изучим их.

Как применять чеки коррекции

Назначение чека коррекции - отложенная фискализация сумм, принятых от физлиц в счет оплаты товаров. То есть - совершенная несколько позже непосредственного момента расчетов. Это может быть обусловлено тем, что:

  • кассир, завершая смену, обнаружил в кассе не пробитые суммы (или, наоборот, недостачу);
  • в момент расчета с покупателем кассу по каким-то причинам не удалось использовать (например, если отключалось электричество).

Главные отличия чека коррекции от обычного кассового - в том, что:

  • в нем не указывается перечень отпущенных товаров (как правило, его попросту невозможно установить достоверно);
  • в нем возможно указание лишь двух возможных значений в реквизите «признак расчета» — «приход» (при фискализации излишка денежных средств) или «расход» (при фискализации недостачи).

Видео — виды возвратов и коррекции прихода/расхода:

Не следует путать чек коррекции с чеком, который используется в целях исправления уже совершенных фискальных записей (такой чек часто именуется корректировочным). Чек, применяемый в целях корректировки фискальных данных, формируется, если кассир, формируя предварительный чек, забыл включить в него какие-то товары (или, наоборот, включил лишние), а затем - фискализировал операцию, приняв оплату от покупателя в большей или меньшей сумме в сравнении с той, что соответствовала фактической стоимости товаров.

Обнаружив такую ошибку, кассир должен:

  • сформировать чек, указав в нем реквизит «возврат прихода» и сумму, до того отраженную в неправильном чеке (то есть, по сути, аннулировав неправильный чек);
  • сформировать чек с реквизитом «приход» и правильной суммой.

В зависимости от того, в чью пользу совершена ошибка - магазин возвращает излишне удержанные средства покупателю или, наоборот, покупатель доплачивает разницу.

Видео — как сделать возврат по онлайн-кассе на ККТ «Меркурий», «АТОЛ» и «ШТРИХ-М»:

Отметим, что есть и чуть более простой способ исправления расчетов: если оказалось, что фискализирована сумма большая, чем требовалась (как вариант - если в чек включен лишний товар), то достаточно сформировать только чек «возврат прихода» на сумму превышения (и выдать покупателю данную сумму).

Понятно, что для совершения указанных операций, при которых применяется корректировочный чек, покупатель должен присутствовать в магазине. Поэтому, кассиру в указанных выше ситуациях нужно успеть привлечь внимание покупателя до того, как он ушел, либо дождаться следующего визита (либо связаться с ним тем или иным способом и попросить прийти в магазин).

Не считая действий, производимых непосредственно с онлайн-кассой, кассиру в силу должностных обязанностей может потребоваться поработать с рядом документов, которые применяются в сопровождение фискальных операций. Ознакомимся с ними подробнее.

Нюансы документооборота при фискальных операциях

К числу основных документов, которые ведет кассир, относятся:

  1. Кассовая книга .

Она используется в целях документирования всех операций, связанных с приемом или выдачей денежных средств на предприятии. Сюда входят, в частности:

  • прием денежных средств от покупателей (и выдача - при возврате товаров);
  • выдача командировочных работникам, прием не освоенных в ходе командировки денежных средств;
  • расчеты с контрагентами наличными.

Сам кассир отвечает, как правило, только за первый тип операций. Но в пределах своей компетенции ему нужно вести Кассовую книгу.

  1. Расчетно-кассовые ордера (РКО), приходно-кассовые ордера (ПКО) .

На основе РКО и ПКО вносятся записи в Кассовую книгу. Собственно, все эти документы следует рассматривать в одном контексте - но каждый из них имеет специфику заполнения.

Отметим, что если работодатель кассира - ИП (или если сам ИП принимает оплату от покупателей), то Кассовую книгу, РКО и ПКО вести необязательно. Однако, ИП нужно вести другой документ - Книгу учета доходов и расходов.

Основной источник данных для заполнения РКО, ПКО и Книги учета доходов и расходов ИП - это отчет об окончании смены, который формируется на онлайн-кассе (как и обычный чек, он распечатывается на чековом принтере). Таким образом, отчет используется в качестве первичного учетного документа.

При этом, существует правило, по которому на каждую группу фискальных операций, объединенных определенным реквизитом «признак расчета» либо «признак способа расчета» должен составляться отдельный ПКО. То есть, на авансовые платежи составляется один ордер, а на те, что совершены в рамках обычной оплаты товара с его немедленным отпуском - другой ордер.

Отметим также, что если товар возвращается покупателем, то нет необходимости оформлять РКО. Вместо этого следует составить приходно-кассовый ордер на сумму, уменьшенную на величину стоимости возвращенного товара. Как вариант - нулевой ордер (при необходимости дополненный бухгалтерской справкой с пояснениями по поводу его составления).

Рассмотрим теперь еще один нюанс работы кассира - реагирование на сложные ситуации, которые могут возникать при работе с кассами.

Как работать кассиру с онлайн-кассой в сложных ситуациях

Речь может идти о таких ситуациях как:

  1. Отключение электричества .

В случае, если касса работает без аккумулятора (и нет возможности использовать источник бесперебойного питания), то ее, очевидно, нельзя будет применить в целях фискализации принятых от покупателей сумм. Торговлю в этом случае придется приостановить - поскольку прием денежных средств от покупателей без последующей фискализации принятой суммы является административным нарушением и приводит к крупным штрафам.

Однако, если есть достоверные данные о том, что электричество отключили надолго, а покупателям товары из магазина очень нужны (например, если это продукты питания первой необходимости), то в крайнем случае можно попробовать осуществить их отпуск без пробития чеков - с выдачей покупателям документов, заменяющих чеки (например, это могут быть товарные чеки или бланки строгой отчетности). Но впоследствии нужно обязательно:

  • пробить выручку с помощью знакомых нам чеков коррекции;
  • уведомить ФНС о вынужденном неприменении онлайн-касс вследствие длительного отключения электричества (с приложением справки или иного документа из Энергосбыта о том, что был сбой в электроснабжении).

Однако, данный способ «легализации» продаж при отключенной онлайн-кассе лишь снижает (пусть и значительно) вероятность штрафа, но никак не сводит ее к нулю. Все зависит от позиции конкретной налоговой инспекции. Не исключено, что владельцу магазина придется доказывать свою правоту через суд.

  1. Отключение интернета .

Это - самая незначительная проблема. Онлайн-касса может полноценно функционировать без постоянного подключения к интернету. Главное - обеспечивать передачу фискальных данных в ОФД не реже, чем 1 раз в 30 дней . Но если этого не делать, то фискальный накопитель заблокируется при просрочке выполнения данного обязательства. Поэтому, при обнаружении сбоев в работе интернета кассиру будет не лишне сообщить об этом руководству или ответственным за работу сети сотрудникам.

  1. Отказ кассового оборудования (например, в ней программный сбой, она повреждена, на нее что-то пролили и т.д.).

Кассу, которая отказывается работать, очевидно, использовать нельзя. Ее неприменение - хоть и вынужденное, образует то же самое административное нарушение, что и неприменение кассы при отключении электричества. Поэтому, в общем случае рекомендация одна - прекратить торговлю.

Но бывают и нестандартные ситуации. Например, массовый технический сбой в работе ККТ определенного производителя как это случилось 17.12.2017 года. И здесь, однако, у продавцов есть способ реагирования на ситуацию с наименьшими издержками - аналогичный, по сути, тому, который рассмотрен выше в сценарии с отключением электричества. Можно продолжить торговлю без пробития чеков (опционально - с выдачей покупателям БСО или товарных чеков в целях подтверждения покупки), а затем:

  • фискализировать принятые суммы с помощью чеков коррекции;
  • если произошел массовый технический сбой в работе ККТ определенного производителя, запросить у такого производителя ККТ документацию, подтверждающую возникновение массового сбоя в кассовом оборудовании (и удостоверяющую тот факт, что вины магазина в этом нет);
  • направить в ФНС все доступные сведения по возникшей ситуации.

Видео — репортаж о массовом техническом сбое в работе онлайн-касс 17.12.2017 г.:

Но этот способ применим, если касса отказалась работать по причинам, не зависящим прямо от торгового предприятия. Если ККТ вышла из строя из-за того, что на нее что-то пролили или уронили - рассмотренная нами схема, скорее всего, не сработает.

Особый случай — выход кассы из строя при форс-мажоре.

  1. Форс-мажор .

Здесь возможны сценарии и с отключением электричества, и с поломкой кассового оборудования и, не исключено, с долговременным отключением интернета - вследствие разрушительного воздействия факторов природного или техногенного характера. Кассу может смыть дождевой волной, на нее может упасть какой-то тяжелый предмет при сильном порыве ветра.

В этом случае торговлю по закону нужно прекращать, но об этом в здравом уме никто задумываться не будет. Магазин должен быть готов незамедлительно снабдить нуждающихся товарами первой необходимости - с чеками или без. И ФНС, скорее всего, даже и не попытается затребовать от хозяйствующего субъекта каких-либо разъяснений по поводу неиспользования онлайн-касс.

Если вы не знаете как выполняется поможет уяснить алгоритм этой процедуры.

Какие новшества были использованы в части расчета, оформления и уплаты ЕНВД.

Видео — как пользоваться онлайн-кассой ЭКР 2102К-Ф: