Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иоганн себастьян бах краткая биография и творчество. Бах, Иоганн Себастьян – краткая биография

Иоганн себастьян бах краткая биография и творчество. Бах, Иоганн Себастьян – краткая биография

Этого человека называют гением такого масштаба, что даже в наши дни он кажется кем-то фантастическим и непревзойденным. Невероятная философская глубина содержания сочинений Иоганна Себастьяна Баха поставили их на лидирующие места по значению среди истинных шедевров мирового искусства. После того как музыка этого поразительного композитора стала настоящим достоянием общественности, интерес к ней не меркнет, а наоборот, постоянно возрастает.

Даже те, кто недолюбливает классические серьезные произведения, отзываются о нем преимущественно в положительном ключе. Но мало кто знает, как именно сложилась его судьба. Давайте разберемся, кем же был этот человек, кроме того, что прославился в качестве величайшего органиста всех времен и народов.

Иоганн Себастьян Бах: биография упрямого младшего сына

Некоторые исследователи и эксперты считают, что творчество этого композитора стало своего рода подведением итогов. В сочинительстве он брал за основу все то, что было уже ранее изобретено до него. Композитор был отлично знаком с хоровой полифонией периода Возрождения, отменно ориентировался в течениях немецкой органической музыки, понимал особенности оригинального итальянского и германского скрипичного стиля. Обладая крайней степенью чувствительности ко всему необычному и новому, он, словно губка, впитывал в себя творческий опыт, чтобы выплеснуть его на окружающих новыми, оригинальными созвучиями.

Разбираясь, кто такой Бах, следует понимать, что творческое наследие его просто колоссально и совершенно необозримо. Он оставил после себя более тысячи произведений самых разнообразных стилей и направленности. Влияние его творчества на собственную работу отмечали Глинка, Брамс, Бетховен, Шостакович, Вагнер, Онеггер, Танеев и многие другие.

Кратко о знаменитом органисте

Пройдя свой земной путь от начала до конца, Иоганн Бах оставил действительно богатое наследие. Сперва он сам знакомился с творчеством таких выдающихся музыкантов, как Куперен, Вивальди или Корелли, и даже переписывал их, чтобы лучше осознать тонкую глубинную суть этой величественной музыки. Вопреки расхожему мифу, он не был забыт сразу после кончины. Его сочинения для клавесина регулярно публиковались и даже исполнялись. С того момента и до наших дней в церквях мира можно встретить исполнение вещиц для органа и многочисленные хоралы.

На заре девятнадцатого века немецкий музыкант и педагог Карл Фридрих Цельтер сам организовал и открыл Берлинскую вокальную академию под названием Singakademie, основной целью которой стала популяризация певческого наследия великого мастера. Главные жанры, в которых трудился композитор Бах: кантаты, хоралы, оратории, прелюдии и фуги, а также концерты и сюиты. Изобретать их творцу не пришлось, зато он смог развернуть сочинения до таких масштабов, что и в двадцать первом веке потомки могут оценить колоссальный размах и гениальность истинного творца.

Первые годы Иоганна

Род музыкантов Бахов был прекрасно известен, начиная с шестнадцатого столетия. Многие члены семьи были одарены в плане слуха и голоса. Церковные и светские власти тогда всячески приветствовали профессиональные занятия музыкой, а в Саксонии или Тюрингии в среде знати и аристократов было модно содержать у себя при дворе одного или нескольких представителей музыкальной братии. Иоганн Амброзий Бах, сын достаточно известного мастера клавесинной музыки, Христофора, появился на свет в Эрфурте, а вместе с ним родился и его брат-близнец. В семьдесят первом году семнадцатого века Бах перебрался в Эйзенах (Айзенах), где стал главным городским волынщиком и взял в жены прекрасную девушку по имени Мария Елизавета Лемерхирт.

Супруга родила мужу восьмерых детей, младшим из которых и оказался наш герой. 21 (31) марта 1685 году на свет появился восьмой ребенок Марии и Иоганна, который был именован родовым именем Иоганн Себастьян (Johann Sebastian Bach). Городок был довольно крупным, более пяти тысяч жителей, потому у отца всегда было много работы: он играл на торжествах, организовывал праздники, а также исполнял церковные гимны, как того требовала эпоха. Времени на детей у него особо не хватало, зато семейство ни в чем не нуждалось.

В 94-м году скончалась матушка мальчика, а спустя год еще и отец приказал долго жить. Десятилетнего сорванца забрал к себе старший брат Кристоф, который имел место в городке неподалеку. В Ордруфе его оформили в гимназию, а братец сам стал заниматься с ними игрой на клавире и органе. Тогда юному Йогану удалось познакомиться с творениями композиторов Франции и Германии, узнать о существовании таких мэтров, как Пахельбель или Якоб Фробергер.

Юность первого поклонника музыки

На заре нового века Кристоф отправил юношу в специальную школу пения Св. Михаила в городок Люнебург, что в Нижней Саксонии. В это время он изрядно поездил по стране, побывал в Любеке и Гамбурге, а также в Целле, где оказалась особо популярной музыка из Северной Франции. Как раз тогда же у полного мечтаний и надежд парня впервые появилась идея написать нечто свое, неповторимое и оригинальное, причем сочинительство давалось ему легко и непринужденно.

Композитор Бах тогда пел в хоре, играл на клавикорде, клавесине и школьном небольшом органе. Однако штудировать довелось не только предметы, напрямую связанные с музыкой. Пришлось осваивать латынь, математику, философию, географию, физику, иностранные языки и богословие. Впрочем, науки давались амбициозному юноше легко, а сам он решил во что бы то ни стало добиться выдающихся успехов во всем, что делал. Во время учебы Иоганн особенно проникся игрой своего великого современника органиста Дитриха Букстехуде.

После завершения учёбы Бах обратился к герцогу веймарскому Иоганну Эрнсту и получил место придворного музыканта. Чем ему пришлось заниматься на этом посту, доподлинно неизвестно, но считается, что он сочинял хоралы и прочие простенькие музыкальные произведения. Чуть больше полугода работы там сделали его знаменитым исполнителем почти на всю страну, но парню этого показалось мало. Когда он получил приглашение поработать в храме Св. Бонифация в Арнштадте (почти 200 километров от Веймара), он тут же согласился. Там стоял огромный высококлассный орган, настроенный по последнему слову техники.

Становление музыкального гения Баха

Как это ни прискорбно, но обычно талантливые люди во все времена очень сложно находили общий язык с властями и работодателями. Ни слава семейства Бахов, ни его связи не уберегли от последовавшего позже конфликта. Он выказывал крайнее недовольство уровнем подготовки певцов хора, да и всего остального тоже.

Интересно

Ходили слухи, что в пятом или шестом году восемнадцатого века музыкант Бах самовольно, никому ничего не сказав, бросил работу и отправился в Любек. Там давал концерты знаменитый Дитрих Букстехуде (дат. Diderik Buxtehude), популярный на то время органист, пожалуй, наиболее известный из всех музыкантов эпохи барокко. Биограф Иоганн Николаус Форкель пишет, что молодой человек прошлепал в расклеившихся туфлях по грязи более пятидесяти километров пешком, чтобы услышать игру мэтра. Однако многие современные исследователи считают этот факт недостаточно достоверным.

Все это повлекло неминуемые неприятности, чем тяготился музыкант. Его обвиняли в «странных хоралах», а также неумении управляться с коллективом, что имело под собой основу. У Иоганна действительно нехватало терпения отыскивать подход к каждому участнику, потому нередко вспыхивали конфликты и ссоры. В шестом году он решает окончательно оставить место и подыскать что-то получше, после чего через год устраивается в Мюльхаузен органистом при церкви Святого Власия. Тут был инструмент получше и еще побольше, а певчие в разы более качественнее обучены. К тому же тут платили вдвое выше, а это было для него чрезвычайно важно.

Проработав лишь год, Бах пошел дальше и вернулся в Веймар на место придворного музыканта, но уже с более приемлемой оплатой труда. В седьмом году ему посчастливилось лично познакомиться с великим скрипачом эпохи — Иоганном Паулем фон Вестхофом, который оказал на молодого человека и на его сочинительство колоссальное влияние. Его игра подтолкнула начинающего композитора к написанию партий для скрипичных соло и сонат. Это был период максимального расцвета таланта мастера, его «звездный час».

Капельмейстер, кантор хора и прусский король

Однако природный дар постоянно требовал движения, а старый хозяин никак не желал отпускать своего любимца. Произошел конфликт и однажды Баха даже арестовали за регулярные прошения об отставке. В семнадцатом году светлейший князь Ангальт-Кётенский позвал Иоганна на место капельмейстера, и тот согласился. Правда, новый хозяин был кальвинистом (протестантом), в среде которых было не принято исполнение утонченных произведений на богослужениях, потому писать и исполнять пришлось исключительно светскую музыку.

В двадцать третьем он снова оставил службу и переехал в Лейпциг, где ему было предложено место кантора хора Святого Фомы, а также преподавательская должность там же. Спустя шесть лет, вплотную занявшись светской музицированием, Иоганн стал не просто членом, а начальником Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), мирского коллектива, что два раза в неделю давал концерты в кофейне Циммермана. В сорок седьмом информация о Бахе уже разошлась по всему миру, потому его позвал ко двору прусский король Фридрих II, для которого композитор написал множество фуг и концертов.

Творчество органиста-виртуоза

Несмотря на лишения и утраты, а этого в судьбе практически каждого человека всегда хватает, жизнь Баха сложилась далеко не самым худшим способом. Он оказался чрезвычайно плодовит творчески и успел накропать более тысячи самых разнообразных музыкальных произведений во всех известных на то время стилях и жанрах. Он с легкостью сочинял как светскую, так и церковную музыку, перерабатывал и доводил до совершенства чужие произведения, а также через время переделывал свои.

  • Органное творчество композитора в мире известно более всего. Он умудрился сочинить музыку для этого инструмента в традиционном и свободном стиле: пассакалии и прелюдии, токкаты, фуги и фантазии.
  • Иоганн Себастьян написал множество творений, которые легко исполнялись на популярном в те времена клавикорде и клавесине, настолько они оказались универсальны. Причем большинство из этих сочинений в наши дни применяются для обучения молодых музыкантов, к примеру, инвенции или «Хорошо темперированный клавир».
  • Не стоит думать, что Бах сочинял свои музыкальные изыски только для каких-то конкретных инструментов. Ансамбли тоже не минули его внимания, потому среди его произведений можно найти множество и для оркестра с разными солирующиими. Сонаты, концерты, пьесы для скрипки, виолончели и даже лютни – все это стало достоянием потомков.

Сам мэтр Иоганн чрезвычайно долго руководил реализацией кантат в церкви. Проживая в Лейпциге, он написал не менее трех циклов таких произведений на год, то есть по одной на любое воскресенье какого угодно месяца, чтобы они ни разу не повторялись. Вокальные сочинения на этом не заканчиваются: пассионы и страсти, магнификат и оратории, а также мессы в огромных количествах.

Все это дает лишь слабое представление о «плодовитости» композитора. К примеру, только к вокальным произведениям можно отнести больше ста восьмидесяти хоралов, а это всего один подраздел из множества категорий разностороннего творчества Баха.

Наследие потомкам

Впервые работы о частной жизни и таланте композитора были опубликованы только во втором году девятнадцатого века. Этим занялся биограф Иоганн Форкель, буквально влюбленный в эту необычную музыку. Его книга базировалась на рассказах знакомых, приятелей и сыновей известного композитора, а также на его обширном некрологе. Органист середины девятнадцатого столетия Роберт Франц написал и выпустил в печать несколько полноценных книг о судьбе мэтра.

Существует книга, которую называют одной из самых великих мистификаций двадцатого века. Она носит длинное название «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах». Но к супруге композитора трактат не имеет совершенно никакого отношения. Он принадлежит перу британской писательницы Эстер Мейнелл (Esther Meynell).

Не помешает отметить, что современные исполнители произведений этого выдающегося сочинителя разделились на два «враждующих» лагеря. Первые отдают предпочтение исполнению исключительно на тех же инструментах и при тех же условиях, что и при жизни мэтра, а вторые всячески пропагандируют прогресс, потому играют музыку на современных инструментах, к примеру, с применением синтезатора или электронных барабанов.

Личная жизнь Иоганна: смерть Баха и память о нем на века

По странной закономерности, талантливые в чем-то одном люди зачастую лишаются судьбой иных возможностей и преимуществ. Потому нередко личная жизнь знаменитостей складывается не лучшим образом, однако мэтру Баху повезло – у него с этим не возникло никаких проблем.

Жены и дети

Работая органистом в городке Мюльхаузене на севере Германии, Иоганн стал часто посещать своего дядю Михаэля Баха. Там он сошелся на короткой ноге со своей кузиной Марией Барбарой, в которую сразу же влюбился. Свадьба состоялась в поселке Дорнхайме семнадцатого октября седьмого года. Об этом браке мало что известно, однако супруги были довольны друг другом и у них появилось на свет семеро деток, выжили из которых только четверо.

  • Катарина Доротея.
  • Вильгельм Фридеман.
  • Карл Филипп Эммануил.
  • Готфрид Бернгард.

В 1720 году, как раз в тот момент, когда мужа не было дома, Мария неожиданно скончалась, о чем он узнал только спустя пару недель, когда вернулся. Историки считают, что здоровую и крепкую женщину могла погубить инфекция или же осложнения при очередной беременности.

Не став долго предаваться страданиям, уже в двадцать первом году Иоганн Себастьян встретил молодую и ослепительно прекрасную Анну Магдалену, дочку трубача и певицу с ангельским сопрано. В начале декабря того же года была сыграна свадьба. В браке появилось на свет тринадцать детишек, хотя выжить удалось только шестерым.

  • Готфрид Генрих.
  • Елизавета Юлиана Фредерика.
  • Кристоф Фридрих.
  • Христиан.
  • Каролина.
  • Регина Сюзанна.

Брак считался вполне счастливым, жена во всем помогала мужу, а когда он неожиданно стал слепнуть, записывала под его диктовку ноты и партитуры. После кончины отца, дети перессорились за наследство и разъехались в разных направлениях.

Смерть шедеврального музыкального классика: в память о немецком композиторе

Начиная с тридцатого года зрение Баха постоянно ухудшалось. Если сразу этому можно было не придавать значения, то уже к пятидесятому году композитор понял, что слепнет. Он не прекращал писать музыку, поочередно диктуя ее то своей супруге, то зятю Альтникколю. В том же году из Лондона в Лейпциг прибыл прославленный офтальмолог того времени Джон Тейлор и Иоганн Себастьян согласился на операцию.

Однако это ничего не дало, как и повторная процедура. Смерть Баха застала всех врасплох – 28 июля 1750 года он последний раз вдохнул воздух и скончался. Похоронили великого человека в церкви Johanniskirche (Святого Иоанна), службе при которой он отдал почти тридцать лет своей жизни. Вскоре следы захоронения были утрачены, а нашлись лишь на заре нового двадцатого века, при перестройке и расширении храма. Во время Второй мировой церковь была полностью разрушена, а останки композитора перезахоронены в монастыре Святого Фомы.

Этому знаменитому человеку посвящено колоссальное множество литературных произведений и исследований историков. В 1999 году режиссер Козаков снял телефильм «Ужин в четыре руки» с актером Евгением Стебловым в главной роли, а в 2003-м на экраны вышла художественная кинокартина «Иоганн Бах и Анна Магдалена» режиссера Джона-Луиса Гильермо. В честь Баха установлены памятники в Лейпциге, Кётене, Ансбахе, Веймаре и других городах. С его изображением выпускались юбилейные монеты и почтовые марки.

Интересные факты об Иоганне Себастьяне Бахе

Этот замечательный композитор происходил из действительно музыкального семейства. Более пятидесяти родственников мэтра так или иначе были связаны с мелодичными созвучиями.

Он был чрезвычайно темпераментным и вспыльчивым, но быстро отходил. В порыве гнева он мог бросаться предметами, ломать и крушить мебель, рвать ноты, а через минуту уже с улыбкой рассказывать жене какие-то пустяки.

За свои частные занятия со знатными аристократами композитор никогда не брал плату, считая это своим долгом, если ученик был талантлив, и просто отказываясь от уроков, если ему казалось, что природного дара недостаточно.

Слух Баха – притча во языцех. Лишь единожды услышав любую мелодию, он мог с легкостью повторить ее без единой ошибки.

За время своего жизненного пути, отмерянного провидением, Иоганн Себастьян восемь раз менял место жительства, перебираясь из города в город по зову службы и собственного сердца.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: БАРОККО

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВАРИАЦИИ ГОЛЬДБЕРГА» (1741)

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В ФИЛЬМЕ «МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ». КОГДА ДОКТОР ГАННИБАЛ ЛЕКТОР СОВЕРШАЕТ ДВА КРОВАВЫХ УБИЙСТВА.

МУДРЫЕ СЛОВА: «В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО. ПРОСТО НАДО ПОПАДАТЬ В НУЖНУЮ КЛАВИШУ В НУЖНЫЙ МОМЕНТ. И ИНСТРУМЕНТ ВСЕ САМ СЫГРАЕТ».

Наверное, не удивительно, что отец Иоганна Себастьяна Баха был музыкантом - в маленьких немецких селениях сыновья часто шли по стопам отцов в профессиональном смысле. Однако знаменательно то, что дед Баха, прадед, многочисленные дяди, племянники, двоюродные и троюродные братья тоже были музыкантами. Семья столь крепко держала в руках местный музыкальный бизнес, что когда в 1693 году в дворцовом оркестре образовалась вакансия, оттуда потребовали не скрипача или органиста, но «кого-нибудь из Бахов».

В свою очередь Бах определил по музыкальной части четырех сыновей, зятя и внука. Он также оставил будущим поколениям совершенно невероятное музыкальное наследие. Многие годы Бах писал по кантате в неделю - кроме концертов, канонов, сонат, симфоний, прелюдий и партит, которые он писал в свободные минуты. Этот человек мог сочинить цикл «Искусство фуги» из 15 фуг и четырех канонов исключительно ради интеллектуального упражнения.

Жизнь Баха не отличалась драматизмом и блеском, он никогда не путешествовал, не выступал перед толпами слушателей, он даже никогда не покидал своей малой родины в Южной Германии. Верно, у него нашлось время, чтобы дважды жениться и завести двадцать детей, но в остальном его жизнь была до отказа заполнена преподаванием, дирижированием и сочинением музыки.

ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ: ДАВАЙТЕ НАЗОВЕМ ЕГО ИОГАННОМ!

Для Иоганна Себастьяна, родившегося в 1685 году в немецком городке Эйзенахе, имя Иоганн было такой же неизбежностью, как и музыкальная карьера. Его отец, прадед, семеро дядей и четверо из пяти братьев носили это имя; не забудем и сестру Иоганну и еще одного брата, нареченного, как ни странно, Иоганнесом.

Тихое, благополучное детство Баха закончилось в 1694 году, когда его мать, Елизавета, скоропостижно скончалась; отец последовал за ней в могилу менее чем через год. Себастьяна взял к себе старший брат Иоганн (само собой разумеется) Кристоф, обитавший в городке Ордруф. Иоганн Кристоф был уважаемым органистом, учившимся вместе с Иоганном Пахельбелем (автором знаменитого «Канона ре мажор»).

Отношения между братьями нельзя назвать безоблачными. Себастьян мечтал добраться до собрания музыкальных опусов, подаренных Кристофу Пахельбелем, но старший брат держал эти чрезвычайно ценные нотные рукописи запертыми в шкафу. Впрочем, Себастьян сообразил, как добраться до вожделенной музыки: просунув руку сквозь решетчатую дверцу шкафа, он вытаскивал ноты. Каждую ночь он подворовывал нотные листы у старшего брата, а затем тайком, при лунном свете, их переписывал. Так продолжалось около полугода, пока Кристоф не догадался, что происходит, и не запер рукописи понадежнее. Заодно он отобрал у Баха копии.

НЕУЖИВЧИВЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК

Трудовую деятельность Бах начал в 1702 году, получив место органиста в городе Арнштадте. В его обязанности входило дирижировать хором и оркестром, причем многие исполнители были старше него - ситуация, которая порой сильно осложняла дело. Некий двадцатитрехлетний оркестрант затеял потасовку с Бахом на рыночной площади в отместку за то, что Бах обозвал его «козлиным фаготистом».

Из Арнштадта Бах отправился в Мюльхаузен, затем в Веймар и везде служил органистом и дирижером. По пути он женился на троюродной сестре Марии Барбаре Бах, с которой прижил семерых детей. А кроме того, он заработал репутацию вздорной примадонны. К примеру, он выкидывал такие номера: испрашивал четырехнедельный отпуск и не появлялся на работе четыре месяца, а однажды Бах, сдернув с головы парик, запустил им в органиста с воплем: «Ты бы лучше сапоги тачал!» Когда в 1717 году ему предложили престижное место при дворе князей Ангальт-Кётенских, он закатил такой скандал в Веймаре, требуя немедленного увольнения, что обиженные городские чиновники засадили его в тюрьму почти на месяц. Никогда не унывающий Бах воспользовался свободным временем, чтобы написать первую часть «Хорошо темперированного клавира».

КОНТРАПУНКТОМ ПО УШАМ

В Кётене Бах наконец состоялся как композитор. Его излюбленным приемом стал контрапункт - композиционная форма, доминировавшая в эпоху барокко. В контрапункте берется не один мелодический голос, а два или более, и звучат они, то наслаиваясь друг на друга, то контрастируя один другому. (Если вы видели мюзикл «Музыкальный человек», вы слышали контрапункт. У двух песен - «Лида Роуз» и «Сказать тебе?» - совершенно разные мелодии, но поют их одновременно.) Контрапункт породил свод сложных композиционных правил, а также строго определенные музыкальные формы. Бах все это усовершенствовал, сочетая математическую точность с поразительной изобретательностью.

В Кётене Баха постиг тяжкий удар: возвратившись из кратковременной поездки, он обнаружил, что в его отсутствие жена внезапно умерла. И опять он не поддался унынию; не прошло и года, как он был по уши влюблен в сопрано по имени Анна Магдалина Вильке. Пристроив ее в придворный хор и добившись для нее жалованья, в три раза превышавшего заработок оркестранта, Бах женился на Анне Магдалене. Она была младше него на семнадцать лет. Когда в княжестве Анхальт-Кётенском разразился бюджетный кризис, чета Бахов решила, что им пора двигаться дальше.

ФЕНОБАРБИТАЛ? ДИМЕДРОЛ? НЕТ, «ВАРИАЦИИ»!

Они осели в Лейпциге, где Бах получил место кантора в церкви Св. Фомы. Так начался наиболее плодотворный период его жизни. Он выдавал по кантате в неделю - на каждое воскресенье своя особая музыка с вокалом, - создав таким образом пять полных циклов церковной музыки. Кроме того, он написал «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» и «Рождественскую ораторию».

ПЕРВУЮ ЧАСТЬ «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА» БАХ СОЧИНИЛ ЗА РЕШЕТКОЙ.

Иного рода заказ поступил ему от графа Германа фон Кейзерлинга, страдавшего хронической бессонницей. Кейзерлинг пожелал, чтобы его пианист по имени Иоганн Готтлиб Гольдберг, учившийся у Баха, играл хозяину на ночь что-нибудь такое, чтобы тот сумел заснуть, и Бах снабдил бывшего ученика «Вариациями Гольдберга».

Очаровательная история - и, скорее всего, совершенно недостоверная. «Вариации» были написаны, когда Гольдбергу было всего четырнадцать лет, и вдобавок эту музыку трудно назвать расслабляющей. По всей вероятности, Бах предполагал, что это произведение будет использоваться как упражнение в контрапункте, и Гольдберг был одним из первых, кто его исполнил. По мнению знатоков, «Вариации Гольдберга» - величайший шедевр Баха для клавишных.

СМЕРТЬ ВООБРАЖАЕМАЯ И РЕАЛЬНАЯ

В Лейпциге Бах оставался до конца жизни, хотя в поздние годы его феноменальная производительность несколько замедлилась. Он не мог удержаться от ссор с начальством - вражда по поводу того, кто должен выбирать гимны для воскресных служб, длилась три года. В 1749 году городской совет Лейпцига начал подбирать ему замену, хотя Бах был жив и вполне здоров - и весьма недоволен тем, с каким нетерпением ждут его кончины.

К тому времени Бах казался анахронизмом, а контрапункт с его точностью и строгостью считали безнадежно устаревшим. Но композитор упрямо гнул свою линию. В «Искусстве фуги» он исследовал возможности одной- единственной мелодии и даже вплел в эту музыку себя самого, сочинив тему, основанную на нотах, которые обозначаются буквами, составляющими его фамилию, - ВАСН (в немецкой нотной записи «В» означало си-бемоль, «А» - ля, «С» - до, «Н» - си мажор).

Фуга «ВАСН» резко обрывается. Согласно легенде, Бах рухнул замертво, сочиняя ее. Истина несколько сложнее. В конце 1740-х у композитора начало портиться зрение. Весной 1750 года он обратился к «достославному окулисту» (а точнее, патентованному шарлатану) доктору Джону Тейлору, проводившему операции на глазах. С Бахом Тейлор достиг того же результата, что с Генделем: кратковременное возвращение стопроцентного зрения, а затем полная слепота. После операции Бах, лишившись всяких сил, прожил еще несколько месяцев, пока его не поразил инсульт. 28 июля он умер.

НОТЫ С МАСЛОМ

Казалось, музыка Баха обречена на гибель вместе с ее автором. При жизни композитора мало что было напечатано, а остальное глубоко закопано в церковных библиотеках. От забвения Баха спас подарок, преподнесенный Феликсу Мендельсону на его четырнадцатый день рождения, - рукописная копия «Страстей по Матфею». Бабушка Мендельсона выкупила эти ноты у композитора Карла Фридриха Цельтера, преподававшего юному Феликсу игру на фортепиано. Цельтер говорил, что нашел эту партитуру несколькими годами ранее в сырной лавке, где в нее заворачивали масло. Многие музыковеды полагают, что Цельтер приврал ради красного словца, а на самом деле ноты «Страстей» достались ему по наследству от одного из учеников Баха.

Как бы то ни было, юный Мендельсон немедленно проникся сочинением Баха и в 1829 году, в возрасте двадцати лет, сумел организовать исполнение «Страстей» в Берлине. Мендельсон не мог удержаться от искушения подправить музыку Баха: он сократил длительность произведения с трех часов до двух, заменил клавишные органом и в целом смягчил барочность партитуры. Бах был бы огорчен теми буйно-романтическими «Страстями», которые представил на сцене Мендельсон, но берлинская публика была в упоении. Тут же началась охота за другими припрятанными сокровищами Баха, и с той поры его музыка - обязательное блюдо в концертных залах всего мира. Неплохо для человека, никогда не выезжавшего из своей южно-немецкой провинции.

БАХОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

От двух жен у Баха было общим счетом двадцать детей; правда, лишь половина из них дожила до взрослого возраста. Из шестерых сыновей только один, Готфрид Генрих, не стал профессиональным музыкантом - по-видимому, из-за отставания в умственном развитии.

Еще один сын, Готфрид Бернхард, подавал большие надежды. Бах использовал свои связи, чтобы добыть Готфриду место органиста в Мюльхаузене, однако спустя несколько месяцев он снова приехал в Мюльхаузен с постыдной миссией заплатить долги сына. Пребывание на втором месте работы, в Зангерхаузене, закончилось еще хуже - Готфрид попросту исчез, оставив после себя кучу долгов. Целый год родные не получали от него никаких известий, а затем им сообщили, что он умер в Йене, куда явился поступать на юридический факультет университета.

К счастью, четверо других сыновей Баха не проявляли склонности к эксцессам. Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан - все сочиняли музыку. Произведения В.Ф. и И.К.Ф. сегодня редко можно услышать, однако И.К. и К.Ф.Э. при жизни были широко известны и считались куда более значительными композиторами, чем их отец. С тех пор ситуация резко поменялась.

ПАРШИВАЯ ОВЦА В СТАДЕ БАХОВ?

И последний Бах, о котором стоит упомянуть: якобы двадцать первый отпрыск великого композитора с инициалами П.Д.К. На самом деле П.Д.К. - выдумка музыкального сатирика Петера Шикеле; этот розыгрыш Шикеле длит не один год, периодически «обнаруживая» неведомые доселе сочинения П.Д.К. и представляя их на суд публики. Исполнение, как правило, сопровождается изрядной дозой музыковедческой абракадабры.

Шикеле делит творчество П.Д.К. на три периода: «первый всплеск», «погружение» и «покаяние». Поскольку у П.Д.К. куда ловчее получается воровать музыку у других, нежели сочинять свою собственную, его произведения представляют собой попурри из самых разных стилей и жанров - барочного контрапункта, романтических мелодий, ренессансных мадригалов, музыки кантри и даже рэпа. Среди наиболее популярных - «Увертюра 1712 года», «Тварь Эдип», «Темпераментный клавир» и «Серенада для целой прорвы духовых и ударных».

ГОЛЬДБЕРГ ПО ГУЛЬДУ

Одним из самых знаменитых интерпретаторов Баха в двадцатом веке был канадский пианист Гленн Гульд. Родившийся в 1932 году в Торонто, Гульд еще в раннем детстве обнаружил выдающийся музыкальный талант, а в пятнадцать лет он уже выступал с концертами. За два десятилетия концертной деятельности Гульд объехал всю Северную Америку и Европу, поражая публику как невероятной техникой игры, так и своей эксцентричностью. На сцену он выходил, закутанный в сто одежек, - Гульд боялся сквозняков. Публику он предпочитал не замечать, за роялем раскачивался и подпрыгивал, а также напевал себе под нос, немилосердно фальшивя.

Гульд жаловался, что не может спать в незнакомом месте, и в 1964 году он прекратил давать концерты. Многие оркестры вздохнули с облегчением. Гульд изводил дирижеров, настаивая на иной, не общепринятой, трактовке музыкального произведения; ему было крайне трудно угодить с роялем, и он тратил кучу времени, приспосабливая к инструменту свой табурет особой конструкции. Он также мог отменить выступление чуть ли не в день концерта. Целиком переключившись на работу в студии, Гульд принялся записывать клавишные сочинения Баха, в том числе «Вариации Гольдберга» - в двух вариантах. На большинстве записей слышны «напевы» пианиста, несмотря на героические усилия звукоинженеров убрать этот «довесок». Но какая разница, если Гульд играл Баха как никто другой, а его поклонники во всем мире провозгласили эти записи канонической интерпретацией шедевра Баха.

Гульд был отъявленным ипохондриком. Однажды он засудил фирму «Стейнвей и сыновья» за то, что их коммерческий директор похлопал пианиста по плечу немного более размашисто, чем следовало. Гульд назвал это нападением и заявил, что с тех пор его мучают непрерывные боли в плече и позвоночнике. Однако свое пятидесятилетие пианист встретил в поразительно добром здравии. Тем сильнее был шок в обществе, когда всего несколько дней спустя у Гульда случился обширный инсульт. Из комы он не вышел и умер 4 октября 1982 года. Его записи, в частности обе версии «Вариаций Гольдберга», остаются невероятно популярными.

Из книги 100 великих спортсменов автора Шугар Берт Рэндолф

СЕБАСТЬЯН КОУ (родился в 1956 г.) Если начать вспоминать с античных времен, то имена пар, состоящих из отца и сына и добившихся большого успеха, можно записать на булавочной головке, причем на ней останется еще достаточно места для текста «Отче наш», Господней

Из книги Моя веселая Англия [сборник] автора Гончарова Марианна Борисовна

Это ты, Себастьян! Дети мои заразились любовью к Великобритании сразу, как только стали что-то понимать. А скорей всего, это была врожденная любовь. И у сына, и у дочери. Сын поступил на переводческий и уже этим летом караулил падающие звезды – загадать конкретное желание –

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Себастьян Брант Себастьян Брант. Худ. А. Дюрер, ок. 1520 г.Среди вечных тем наиболее популярны возвышенные: о бренности или вечности жизни, пределах Вселенной и познания, бессмертии души, борениях добра и зла… Но, как свидетельствует жизненный опыт, не менее неизбывны темы,

Из книги В тени Большого дома автора Косцинский Кирилл Владимирович

ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ И ДРУГИЕ

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Гете Иоганн Вольфганг (род. в 1749 г. - ум. в 1832 г.)Немецкий поэт, прозаик и драматург. Слыл любимцем и баловнем женщин.В ряду немецких гениев Иоганн Вольфганг Гете возносится на недосягаемую высоту. Его жизнь настолько многообразна, насыщена великими событиями, что ее с

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

СЕБАСТЬЯН БРАНТ (ок. 1458-1521) Германия вступила в эпоху гуманизма на сто лет позже Италии, примерно в 1430-х годах. Гуманистическое движение здесь опиралось на достижения передовой итальянской культуры, но уже с первых шагов стала намечаться и его собственная специфика:

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

КАЛЬВИН ЖАН (ИОГАНН) (род. в 1509 г. – ум. в 1564 г.) Деятель Реформации, основоположник кальвинизма. С 1541 г. фактический диктатор Женевы, ставшей центром Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.Движение Реформации, начавшееся во втором десятилетии XVI в.,

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Хуан Себастьян Верон Июль 2001 годаВ прошлом году на первой минуте матча «Арсенал» - «Лацио» Хуан Себастьян Верон произвел свободный удар на 45 метров внешней стороной правой бутсы, и мяч приземлился прямо на ногу несущегося вперед Павла Недведа. Такие пасы обычно выполнял

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Иоганн Себастьян Бах Типичный случай Среди несгораемых партитур классической музыки бесспорными лидерами во всем, что касается огнеупорности, жаропрочности и других добродетелей такого рода, уже давно признаны партитуры, подписанные именем Иоганна Себастьяна Баха.

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Бах Себастьян Полное имя – Иоганн Себастьян Бах (род. в 1685 г. – ум. в 1750 г.) Один из величайших представителей мировой гуманистической культуры, творчество которого является вершиной философской мысли в музыке. Свободно соединяя черты не только разных жанров, но и

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

Гутенберг Гензфляйш Иоганн (род. между 1394–1399 гг. или в 1406 г. – ум. в 1468 г.) Великий немецкий изобретатель, разработавший технические основы книгопечатания (изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав, сконструировал печатный станок

Из книги Бах. Моцарт. Бетховен автора Базунов Сергей Александрович

Юхан Себастьян Вельхавен (1807–1873) Весенняя ночь Ночи весенней смутные сны Дарят долинам покров тишины, Реки протяжные песни поют В ритме ночных колыбельных минут. Словно в идиллии, Молят у лилии Эльфы: «Позвольте остаться нам тут!» Скоро взойдет молодая луна, Свет

Из книги автора

Иоганн Мяэ - Георгиевский кавалер Август Порк ведет нас в привокзальный район, во двор небольшого домика, почти по соседству с кварталом, где сейчас окружена последняя в этом районе группировка противника. За домиком блиндаж. Спустились по узенькому ходку вниз, в

Из книги автора

Иоган Себастьян Бах. Его жизнь и музыкальная деятельность Биографический очерк С. А.

Грандиозный маэстро Иоганн Себастьян Бах за собственную длительную жизнь успел написать более тысячи произведений. Будучи набожным протестантом, Бах переделывал церковные произведения в стиль барокко. Многие его шедевры относятся именно к религиозной музыке. Его работы охватывают все значительные музыкальные жанры, кроме оперы. Композитор из Германии вошел в историю, как виртуоз, гениальный педагог, лучший капельмейстер, а также как профессиональный органист.

Первые годы и юность Баха

Иоганн был последним ребенком в семействе Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Эмбер. Он родился 31 марта в 1685 году. История этого семейства всегда была связано с музыкой и ее проявлениями. С 16 века многие родичи Баха слыли довольно профессиональными музыкантами. Родной отец Иоганна Себастьяна проживал в немецком Эйзенахе. Там он выполнял работу по подготовке концертов, а также по воспроизведению музыки для паствы. В 9-летнем возрасте будущий виртуоз потерял мать, а вскоре и отца. Старший брат Баха Кристоф принял мальчика к себе. Родственник, заботливо взявший опеку над сиротой, также работал органистом в соседнем городе. Там Бах поступил в гимназию, еще он обучался игре на органе и своем клавире у родственника.

В процессе обучения Иоганн ознакомился с произведениями южно-немецких исполнителей, изучил музыку немецкого севера и французского юга. В пятнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян переехал жить в Люнебург. До 1703 года ему удалось проучиться в школе Св. Михаила. В подростковом возрасте Бах много путешествовал по Германии. Посмотрел Гамбург, оценил Целле, а также провинции Любека.

В религиозной школе Иоганн приобрел знания о церкви и религии, истории многих стран и географии, точных науках, французском, латинском и итальянском. В образовательном учреждении Бах общался с детьми местной знати и музыкантами.

Для музыканта Бах был хорошо образован. Он имел качественное представление о многих светских сферах, являлся отличным учеником, впитывал знания, как губка.

Мастер: жизненный путь

Окончив учебу, Бах получил работу придворного исполнителя под покровительством герцога Эрнста. После блестящей службы примерно через год Иоганн был определен смотрителем органа в храм. Так началась его работа в Арнштадте. Поскольку рабочие обязанности отнимали у Баха 3 дня в неделю, а инструмент в церкви был в отличном состоянии, у него оставалось много времени для написания собственных музыкальных творений.

Несмотря на обширные связи и покровительство работодателей у Иоганна все-таки возник конфликт с властями города, так как он был опечален подготовкой хоровых исполнителей. В 1705 году Иоганн уехал в Любек на пару месяцев, чтобы научиться играть также виртуозно, как играл датский органист Букстехуде.

Выходка Баха не осталась незамеченной. После этого начальство выдвинуло против Баха обвинения, которые заключались в нестандартном сопровождении музыки хора, смущавшей общину. Действительно, творчество Иоганна нельзя было назвать чисто светским или только религиозным. В его работах сочеталось несочетаемое, перемешивалось то, что в реальности совместить было просто невозможно.

После этого в 1706 году Иоганн поменял место службы. Он перешел на более престижную должность в приходе Св. Власия. Затем ему пришлось переехать в небольшой город Мюльхаузене. Там на новом месте Иоганн Себастьян пришелся ко двору. Ему назначили хорошее жалование. Да и условия работы в новом храме были значительно лучше. Там Бах подробно составил план реставрации церковного органа. План реставрационных работ церковные власти одобрили полностью. В 1707 году Иоганн Себастьян сделал предложение своей кузине Марии. Позже в семье Баха родилось 7 детей, к сожалению, трое из них скончались в младенчестве.

Пресытившись старым образом жизни, Иоганн Бах поехал на поиски иной должности. Прежний работодатель не хотел отпускать Баха и даже пытался арестовать его за настойчивые просьбы об увольнении, но в 1717 году князь Леопольд лично принял Баха на должность своего капельмейстер. Успешно работая под началом князя, Бах создал много новых произведений.

В 1720 году 7 июля внезапно скончалась молодая жена Иоганна Себастьяна Мария. Сильно переживая трагедию, Иоганн написал музыкальный очерк, выразив свое горе при помощи партиты ре минор для скрипки соло. Это произведение впоследствии стало его визитной карточкой. Когда жена Баха скончалась, заботиться о детях ему помогала престарелая родственница, прожившая в семействе Баха до конца своих дней.

Спустя год траура и стенаний о потерянной возлюбленной Иоганн Бах встретился с Анной Вильке. Девушка слыла одаренной певицей, выступавшей при дворе герцога. Еще через год состоялась их свадьба. Во втором браке у Иоганна было рождено 13 детей. Семь младенцев скончались в раннем возрасте.

Когда житейские перипетии улеглись, Бах стал управляющим хора Святого Фомы и одновременно педагогом в церковной школе. К сожалению, с годами Иоганн Бах стал терять остроту зрения, но великий композитор не сдавался, и продолжал писать музыку, диктуя ноты своему зятю.

Последние годы Бах творил на слух, его поздние музыкальные инсинуации считаются самыми насыщенными и сложными, чем ранние творения.

Иоганн Бах ушел в мир иной 28 июля 1750 года. Великого маэстро захоронили в Церкви Св. Иоанна, рядом находилась церковь, где он прослужил 27 лет. Затем 28 июля 1949 года прах композитора был перенесен в приход Св. Фомы. Перенос был обусловлен военными действиями, разрушившими его усыпальницу. В 1950 году на могиле виртуоза установили бронзовое надгробие, а данный год провозгласили годом легендарного музыканта.

Культовое искусство виртуоза

Органная музыка была ведущей в работах Баха. Он написал для органа 6 трио сонат, знаменитую «органную книжечку», а также множество менее известных композиций.

Клавирное творчество – это область, которая для Баха была интересна так же, как и другие музыкальные направления. Именно для игры на клавире были сотворены английские сюиты, а также известные мелодии со множеством вариаций.

Камерная музыка для ансамблей включала в себя музыкальные произведения для виолончелей, лютни, флейты, и, конечно же, органа. Вокальные инсинуации Баха выражались в пассионах, кантатах и мессах.

Феномен немецкого композитора хорошо раскрывается в дисциплине «Баховедение». Так как его работы настолько обширны, что изучаются отдельно музыкантами со всего мира.

Легендарный композитор творил музыку не только для светской и религиозной публики, он писал свои сонаты и партии для продуктивного обучения молодых музыкантов. Именно для них были написаны самые сложные и самые захватывающие музыкальные творения Баха. Ведь кроме всего прочего, Иоганн Бах был прекрасным педагогом.

Бах Иоганн Себастьян (1685-1750)

Писать о Бахе очень трудно – слишком велико несоответствие между дошедшими до нас скупыми и биографическими данными и масштабами творческого наследия композитора. Масштабы эти в свое время удивляли Бетховена, который сказал однажды: «Не ручьем (Bach - по-немецки “ручей”), а морем надо бы его назвать!» Л.Швейцер писал о Бахе:

«Он человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с почти банальным бюргерским существованием, независимо от него».

Действительно, существование Баха внешне было бюргерским, банальным. Таким же, как у его отца, деда, многочисленных родственников,- все они были профессиональными музыкантами, занимавшими весьма скромное положение.

Музыкантом-органистом в маленьком немецком городке Ордруфе был и старший брат Иоганна Себастьяна, у которого тот воспитывался, потеряв родителей в десятилетнем возрасте. Старший брат был строгим, суровым воспитателем. Вот пример: младшему очень хотелось познакомиться с клавирными сочинениями немецких композиторов, но взять драгоценную тетрадь ему разрешено не было. Он все же переписал ее тайком, в лунные ночи, не зажигая огня, но и копия была отобрана в наказание за своевольство… Некоторым объяснением, если не оправданием этой жестокости может служить только дороговизна нотных изданий того времени (из-за трудоемкости переписки нот).

Мальчик-хорист в школьном хоре при церкви, скрипач, альтист, органист в различных маленьких городках и. наконец, придворный капельмейстер (Веймар, Кетен) - таковы вехи музыкальной биографии Иоганна Себастьяна Баха до тех пор, пока он в 1723 году, уже почти сорокалетним, не обосновался в Лейпциге, где прожил до конца своих дней. В это время Бах был отцом многочисленного семейства, старшие дети (от первой жены, уже умершей) жили еще при нем, подрастали младшие дети - от второй жены, Анны Магдалены. (Юным музыкантам известно это имя: в нотную тетрадь Анны Магдалены, которая и сама была хорошей музыкантшей, Бах записывал легкие пьески для обучения младших детей. И сейчас мимо этой «Нотной тетради» не проходит никто из обучающихся музыке.)

Жить было нелегко, и поэтому неудивительно, что среди немногих сохранившихся в архиве Баха бумаг очень много различных заявлений и писем к влиятельным особам, и все об одном: улучшить более чем скромное материальное положение. В Лейпциге Бах получил место кантора, то есть руководителя школьного хора при церкви св. Фомы (Томаскирхе). Школа (Томасшуле), где обучали пению, игре на органе и других инструментах, существовала с XIII века и пользовалась хорошей репутацией, но в эти годы хор был малочисленным, и Бах постоянно жаловался, что из всех ее воспитанников «семнадцать пригодны для музыки, двадцать еще не пригодны и семнадцать негодны».

Бах работал почти во всех известных в то время музыкальных жанрах. Преобладание какого-либо определенного жанра в тот или иной период можно в известной мере объяснить условиями работы, вкусами хозяев и заказчиков. Так, в Веймаре имелся превосходный орган, и Бах в годы работы там написал самые знаменитые свои органные произведения, в том числе органные токкаты, из которых наиболее известна ре-минорная, хотя другие ей нисколько не уступают.

Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги как будто запечатлели в себе самый процесс музыкального творчества. Сначала - вдохновенная импровизация, как будто не скованная никакими законами, даже не имеющая четких контуров, своего рода звуковая туманность, из которой должен родиться стройный и гармоничный звуковой мир. И он рождается - в фуге. Первоначальный музыкальный образ - тема фуги, повторяясь, переходя от одного голоса к другому, постепенно завоевывает все звуковое пространство, развиваясь по строгим законам музыкальной логики. Контрастное единство токкаты или фантазии и фуги как бы подтверждает неразрывность вдохновения и разума в искусстве.

Бах сам был непревзойденным органистом, а когда слушатели удивлялись его мастерству, он обычно говорил, что секрет прост: «Нужно всегда вовремя ударять по нужной клавише…»

Работая в Кетене, Бах писал много камерных сочинений, сюит и сонат для различных инструментов, поскольку именно этот род музыки особенно привлекал его хозяина, князя Леопольда, который и сам играл на клавире, скрипке и виоле да-гамба (старинном инструменте, родственном виолончели). Видимо, в кетенском оркестре были отличные музыканты, так как вряд ли сам князь, будучи только музыкантом-любителем, мог бы сыграть знаменитую «Чакону» Баха из сюиты для скрипки, ведь она и по сей день является эталоном виртуозности для скрипачей.

Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творчества. По условиям своей работы Бах должен был к каждой воскресной церковной службе писать новую кантату (всего он написал их 265). Исполнение кантат было своего рода концертом внутри церковной службы. Кантата включала в себя арии и хоры, среди которых были И совсем простые, певшиеся всей общиной, и более сложные, для учеников Баха из Томасшуле. И конечно, возможность слушать каждую неделю новое сочинение Баха привлекало к Томаскирхе не только ее постоянных прихожан, но и других жителей Лейпцига. В той же церкви они могли и послушать, как великий органист играет хоральные прелюдии, как из простых, с детства знакомых мелодий немецких хоралов вырастают новые, живые и трепетные голоса органных регистров.

В Лейпциге Бах написал и самые крупные хоровые сочинения. Его месса си-минор (цикл хоров для праздничной церковной службы) и была написана как музыкальное приношение саксонскому королю Августу в надежде получить звание придворного капельмейстера. Король Август был католиком, вот почему эта месса так монументальна и торжественна; в протестантских церквах, где Бах работал, весь ритуал был гораздо скромнее и проще. При жизни Баха из этого сочинения исполнялись лишь отдельные хоры: в мессе так много музыки, что для самой церковной службы просто не осталось бы времени.

Иной, менее торжественный, но более проникновенный характер носит музыка Баха к так называемым «пассионам», или «Страстям»,- драматизированному рассказу о страданиях и смерти Иисуса Христа. Рассказ этот известен в четырех вариантах, приписываемых четырем легендарным авторам-евангелистам. Бах использовал два из них: «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».

Текст, созданный более чем за полторы тысячи лет до Баха, композитор прочитал так, как будто он был современником и свидетелем описываемых событий. Он как будто лично знал бедного галилейского проповедника, учившего любви и милосердию, ставшего жертвой клеветы и предательства и приговоренного к позорной казни. Он как будто сам видел горе его матери, растерянность и страх учеников.

Повествование излагается речитативом, и Бах удивительно тонко разграничивает манеру речи рассказчика-евангелиста и действующих лиц. Партии Иисуса и римского наместника Пилата поручены однородным голосам, но интонации первого возвышенны и благородны, второго - грубы и надменны.

Кроме канонического церковного текста, в «Страстях» есть и лирические отступления - арии на слова современного Баху поэта. Эти арии нередко превращаются в своего рода дуэты голоса с солирующим инструментом - скрипкой, флейтой. Замечательный пример - ария альта из «Страстей по Матфею», следующая за рассказом об отречении одного из учеников Иисуса - Петра. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождается рыданиями скрипки, в которых изливается вся горечь запоздалого раскаяния.

Разнообразны хоры «Страстей». Кроме драматических эпизодов, передающих крики разъяренной толпы, требующей казни, там звучат и строгие, величественные в своей простоте хоралы.

В баховских «Страстях» соединились трогательная наивность древних народных представлений на евангельские темы и драматическая выразительность оперной музыки, причем гораздо более яркая, чем в самой опере баховского времени.

Ничего равного сцене суда в «Страстях по Иоанну» мы не встретим ни во французской, ни в итальянской опере XVIII века. Немецкая же опера тогда еще не вышла из периода ученичества.

Современники (кроме, пожалуй, тех, у кого Бах непосредственно находился на службе) высоко ценили гениального мастера, подытожившего все ценное, что было до него создано в немецкой (и не только в немецкой) музыке. Но в последние годы жизни Баха, в середине XVIII века, в музыке произошел заметный стилистический перелом. Старинное полифоническое искусство, расцветавшее в хоровой и органной музыке, вытеснялось новой, более доступной для восприятия манерой изложения, отчетливо разделяющей фон и рельеф, глав ведущую мелодию и сопровождение. Монументальные хоровые циклы заслоняются оперой, органные фантазии и токкаты - изящными клавирными сюитами из небольших пьес в танцевальных ритмах. Бах тоже работал в этих жанрах, но они не были центром его внимания. В новой манере писали его сыновья (Филипп Эммануэль и Иоганн Христиан). И хотя они унаследовали лишь какую-то долю отцовского дарования, долгое время именно Филипп Эммануэль считался великим Бахом.


С самых малых лет Иоганн был связан с музыкой. Его семья состояла из профессиональных музыкантов. Отца его звали Иоганн Амброзиус Бах, он работал над организацией концертов и музыкой для церковных служб. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось 10 лет, он осиротел, его начал воспитывать старший брат. Брат занимался игрой на органе в церкви.

С самого детства Иоганн разучивал произведения разных великих композиторов из Франции и Германии. Когда ему исполнилось 15 лет, он начал свое обучение в школе Святого Михаила. В течении трех лет он изучал искусство пения. За годы обучения он посетил множество крупных городов, богатых своей культурой, где познакомился с творчеством современных композиторов. Возможно, именно эти поездки и вдохновили его на создание своих первых произведений. Иоганн Себастьян обучался не только пению, также он брал уроки у своего брата по игре на органе.

Окончив школу, он начал зарабатывать на жизнь придворным музыкантом, тогда люди узнали о его таланте. После чего Иоганн получает предложение о работе, играть на органе в церкви Святого Бонифация. Так как много времени работа не занимала, в свободное время он писал свои музыкальные произведения. Через несколько лет церковь Святого Власия предлагает ему работу с достойной оплатой и должностью, которая была намного выше и почетнее, чем нынешняя. В 1707 году Бах обручился со своей кузиной Марией Барбаре, она подарила ему четверых детей. Он получил новую работу в Веймаре, став придворным органистом. В этот период он написал множество своих знаменитых произведений.

Но в счастливом браке он прожил не долго, в 1720 году умирает его супруга, Иоганн остается один с четырьмя детьми. Но Бах недолго пробыл вдовцом, уже через год он женился на знаменитой и очаровательной певице Анне Магдалине. В счастливом браке Иоганн стал отцом 13 детей.

Но в последние годы его стало мучить ухудшение зрения, с каждым годом прогрессируя. Но это не останавливало композитора в творчестве. Попытки спасти зрение были безрезультатны. Не помогли даже 2 операции. Вскоре Иоганн окончательно теряет зрение. Из-за тех осложнений, которые дала болезнь Иоганн Себастьян, 28 июля 1750 года умирает в городе Лейпциг. Этот композитор был настолько талантлив и велик, что его произведения дошли до наших дней.

Вариант 2

Иоганн Себастьян Бах известен как гениальный композитор, автор более тысячи музыкальных произведений различных жанров и педагог музыки. Благодаря своим протестантстким убеждениям он создал множество произведений духовной музыки. По большей части они признаны шедеврами классической музыки. Стоит обратиться к биографии композитора для более узкого знакомства с его жизнью и творчеством.

Детские годы.

Предки будущего композитора тоже имели музыкальный талант. Бах родился 31 марта 1685 года в семье музыканта и стал самым младшим ребенком, восьмым по счету. Несомненно, талант маленького Баха был раскрыт еще в глубоком детстве.

В возрасте 10-ти лет мальчик остался без своих родителей. Мать Иоганна умерла еще когда ему было 9 лет, вскоре умер и отец. Тогда маленький Бах был взят под опеку своего старшего брата, который обучал Иоганна игре на органе и клавире.

В 15-летнем возрасте Иоганн Себастьян Бах переехал в Люнебург, где начал обучение в вокальной школе имени Святого Михаила. В период обучения он знакомится с множеством музыкантов того времени и всячески развивается. Тут также начинается его музыкальная карьера – Бах пишет первую органную музыку.

Молодые годы.

После окончания обучения в вокальной школе, Бах начинает службу у Герцога Эрнста, которой однако недоволен, вследствие чего меняет место работы. Композитор начинает службу в новой церкви на должности органист. Именно в этот период музыкантом создано большинство его произведений, признанными талантливейшими. Сочинения Баха обогащала его близость с поэтом Хенрици. Вскоре Иоганн Себастьян Бах получил вознаграждение от правительства.

В 1707 году композитор женится, и в браке рождаются шестеро детей, из которых только трое выжили и в последствии стали признанными музыкантами.

В 1720 году жены Баха не стало, но уже спустя год он женится во второй раз. В этом браке у Иоганна Себастьяна Баха появилось 13 детей.

С 1717 года Бах служит у герцога Анхальт – Кётенского и пишет великолепные произведения музыки – сюиты для виолончели, клавиры и оркестра. Через 6 лет Бах становится учителем музыки и латыни, а чуть позднее дослуживается до музыкального директора в Лейпциге.

Последние годы.

Под конец своей творческой жизни композитор начал страдать от резкой потери зрения. Его произведения утратили моду, но Бах продолжал писать. Им создается цикл пьес, который он посвятил королю Пруссии Фридриху 2. Он носил название «Музыка приношения». Последним сочинением композитора считается сборник работ «Искусство фуги».

Путь жизни великого композитора был недолог, но достаточно труден. Он умер в июле 1750 года, но произведения композитора и память о нем обречены на вечную жизнь.

Подробная биография Баха

31 марта 1685 г. в семье Бахов, где каждый мужчина был музыкантом, родился Иоганн Себастьян. С 9 лет осиротевший мальчик рос под опекой старшего брата Иоганна Кристофа. Иоганн Кристоф когда-то учился у выдающегося композитора и органиста И. Пахельбеля, а на тот момент служил в Ордруфе органистом и школьным учителем.

В 1700 г. Иоганн переехал в Люнебург, где в 1703 г. закончил школу с правом поступления в университет. В Люнебурге он тесно общался с композитором Георгом Бёмом (учеником знаменитого органиста И. Рейнкена). Чтобы послушать самого Рейнкена, молодой музыкант несколько раз посетил Гамбург.

С апреля 1703 г. И.С. Бах занимал скромные должности в разных городах (Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен). В Арнштадте он женился на своей кузине Марии Барбаре. Причиной частых переездов становились конфликты между церковными чиновниками и дерзким молодым музыкантом. Известен эпизод, когда И.С. Бах самовольно задержался в отпуске, чтобы послушать Д. Букстехуде в Любеке. Это послужило поводом для увольнения со службы в Арнштадте.

И.С. Бах начал писать музыку примерно в 20 лет (относительно поздно). Среди первых работ наиболее известны кантата «Ты не оставишь души моей в аду», Выборная кантата, Каприччио на отъезд возлюбленного брата.

В 1708 г. молодой композитор вернулся в Веймар, где теперь служил органистом и придворным музыкантом, а с 1714 г. – помощником капельмейстера. Иногда он выступал в других немецких городах и прославился уникальным мастерством импровизации. В 1717 г. в Дрездене должен был состояться совместный концерт с Луи Маршаном. Но после знакомства с Бахом Маршан тайно уехал из Дрездена, опасаясь провала.

Веймарский период известен лучшими произведениями для органа, среди которых знаменитая ре минорная токката и фуга.

С 1717 г. И. С. Бах занимал пост «директора камерной музыки» у принца Кётенского. Летом 1720 г. умерла Мария Барбара, в 1721 г. его женой стала Анна Магдалена Вилькен.

В Кётене не было органа, постоянной оперной труппы или хоровой капеллы, поэтому наследие кётенского периода отличается большим количеством музыки для клавира: I том Хорошо темперированного клавира (ХТК), сюиты, Хроматическая фантазия и фуга. Также были созданы сонаты для скрипки соло, Бранденбургские концерты.

С 1723 г. композитор служил кантором в школе Св. Фомы Лейпцига. В 1736 г. после нескольких лет ожидания он получил должность придворного музыканта саксонского курфюрста. С 1729 г. И.С. Бах руководил Collegium Musicum, выступал как дирижёр и исполнитель. Для выступлений Collegium Musicum он написал много оркестровой, клавирной и вокальной музыки. И. С. Бах часто посещал с концертами Дрезден и другие немецкие города, где проводил экспертизу органов.

В последний период творчества И.С. Бах написал важнейшие духовные произведения: Magnificat, Страсти по Иоанну, Страсти по Матфею, Месса си-минор. Из светской музыки этого периода наиболее известны Итальянский концерт, 2 том ХТК (также окончательно отредактирован 1 том ХТК), Гольдберговские вариации, Итальянский концерт, Музыкальное приношение (на тему прусского короля Фридриха II), Искусство фуги.

Иоганн Себастьян Бах не посещал другие страны, но при этом в совершенстве освоил все музыкальные жанры своего времени. Он не писал опер, но лучшие достижения оперной музыки прослеживаются в его вокальных произведениях. При жизни композитор не получил должного признания. Он был известен современникам как блестящий исполнитель-виртуоз и импровизатор, даже Рейнкен оценил его исполнительский талант. Но долгое время музыка Баха считалась скучной и устаревшей, хотя её ценили Моцарт и Бетховен. При жизни композитора была издана Выборная кантата, а в 1730-х гг. в Лейпциге Бах на свои средства издал несколько клавесинных пьес. Широкой публике его гениальная музыка стала доступна только в XIX веке.

5, 6 класс. Для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Драгунский Виктор

    Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию

  • Куприн Александр Иванович

    7 сентября 1870 г именно в этот день родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года

  • Всеволод Большое Гнездо

    В 1154 г в семье у князя Юрия Долгорукого от второго брака появился на свет младший сын Всеволод. Впоследствии кончины папы, возглавлять Владимиро-Суздальскую державу стал старший сын Андрей Юрьевич.

  • Гоголь Николай Васильевич

    Родился будущий писатель 20 марта 1809 года в Полтавской губернии, в небольшом месте под названием Великие Сорочинцы. Семья его была не богатая. Отца его звали Василий Афанасьевич, а мать Мария Ивановна.

  • Георгий Жуков

    Георгий Константинович Жуков родился в Калужской губернии в 1896 г. С 1914 по 1916 гг. служил в царской армии. Участвовал в сражениях на юго-западной и западной Украине против австро-венгерских войск