Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Занятие по знакомству с художественной литературой в старшей группе. Сказочная физминутка “Буратино”

Занятие по знакомству с художественной литературой в старшей группе. Сказочная физминутка “Буратино”

Ирина Ведерина
Знакомство с крымскими писателями. Конспект НОД в старшей группе

Региональный компонент.

Конспект НОД .

Старшая группа .

Составитель конспекта : старший воспитатель Ведерина Ирина Александровна.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста проводится в рамках реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек » .

Тема : Знакомство с крымскими писателями . Чтение отрывков «Сказка древнего леса» Е. Белоусов.

Цель : обобщение знаний о родном крае – Республике Крым .

Задачи :

Продолжать знакомить детей с художественными произведениями, отражающими красоту Крыма .

Обогащать представления детей о разнообразии природы Крыма растительном мире полуострова) .

Закрепить знания о названиях деревьев Крымского полуострова .

Формировать интерес к изучению родного края.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, любовь к своей Родине.

Оборудование : ДМ «Деревья» , дидактическая игра «Угадай, чей листик?» , листы для рисования А-5, карандаши (на каждого ребёнка) .

Ход НОД.

1. Мотивационно-побудительный этап.

Загадки о деревьях :

За окошком, на виду,

Книга выросла в саду.

Ветер мимо пролетал,

Книгу всю перелистал.

Солнышко с утра как встало,

Так до вечера читало.

А потом немало дней

Тучи плакали над ней.

(Дерево весной, летом, осенью)

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот :

Готовят ей наряды.

(Ель)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывает грецким и лесным,

Кедровым не совсем большим!

(Орех) .

Был он зеленым все лето,

осенью листья лимонного цвета

Гроздья сережек до самой земли.

Вы бы назвать его имя смогли?

Стоит прекрасен, ясен,

среди деревьев твердый … (ясень)

(По мере отгадывания загадок прикрепляю к магнитной доске картинки-отгадки с изображением деревьев).

Чему посвящены эти все загадки? (Деревьям) .

Ребята, кто догадался, о чём мы будем с вами сегодня говорить? (О деревьях) .

2. Организационно-поисковый этап.

Да, мы продолжаем знакомиться с творчеством крымских писателей . И сегодня я прочитаю вам произведение Евгения Белоусова «Сказка древнего леса» . Располагайтесь удобнее на ковре и слушайте внимательно. (Дети принимают удобное положение) .

Чтение отрывков «Сказка древнего леса» Е. Белоусов. (См. сборник «Крымские писатели детям » стр. 13-17).

Во время чтения сказки обращаю внимание на изображение деревьев, упомянутых в произведении.

Физкультминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается ,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы) .

Беседа по содержанию :

Что произошло с маленьким Орешком миндаля?

О чём рассказывала Волна Орешку?

Кто стал его попутчиком на волнах? (Инжир) .

Что произошло с Орешком и Инжиром после того как Волна выбросила их на берег?

Кого ещё они встретили после зимнего пробуждения? (Дубок, сосна, земляничник,

тис, бук, яблоня, боярышник, пихта, кипарис).

Что, вдруг, с ними стало весной? (Они пустили росточки и стали маленькими деревцами) .

Как жилось деревьям на полуострове? Откуда были привезены все эти растения? Что о себе рассказали деревья?

Дидактическая игра «Угадай, чей листик?»

Ребята, хотите поиграть? Тогда я буду показывать вам листочки, а вы должны найти иллюстрацию с изображением дерева, с которого этот листик упал.

Просмотр обучающего мультфильма о деревьях для детей.

«Что растет в лесу. Учим виды деревьев. Обучающий мультфильм для детей».

3. Рефлексия.

О чём мы говорили на занятии?

Какие деревья растут у вас дома?

Какие деревья растут у нас на территории детского сада?

Кто помнит правила поведения в природе? (Ответы детей) .

Приложение 1.

Белоусов Евгений Васильевич родился в 1952 г. в Москве, в семье военного юриста.

Закончил исторический факультет Днепропетровского государственного университета. Работал в школе старшим пионервожатым , учителем истории, заместителем директора по воспитательной работе. После окончания школы пионерских работников «Артека» работает в МДЦ «Артек» отрядным вожатым и методистом. В двадцатилетнем возрасте в «Артеке» написал свою первую книгу «Дни, проведённые у моря. Аркадий Гайдар в Крыму » .

С 1984 года – директор коктебельского музея планеризма. В 1990 году создаёт в Феодосии музей дельтапланеризма и до 2003 года работает его директором. Активно занимался парапланерным спортом. Проводил большую общественную работу. Руководил секцией детской литературы Союза писателей Крыма , феодосийской городской программой «Город тысячи писателей » .

С 1994 года симферопольское издательство «Таврия» начинает выпуск серии «История Крыма для детей . Были, легенды, сказки» , за которую писатель в 1998 году становится Лауреатом государственной премии Крыма .

С 2003 года на творческой работе. Пишет на украинском и русском языках. Основные произведения созданы в жанрах исторической сказки и биографической прозы для детей.

В 2006 году за работу по созданию и пропаганде книг для детей удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым ».

Приложение 2.

СКАЗКА ДРЕВНЕГО ЛЕСА - сокращённый вариант.

– Ой, я упал, – сказал Орешек и покатился по склону.

– Ты куда, непоседа? – позвали его братья. – Не ходи туда. Там море. Оно унесёт тебя.

Только не послушался он братьев. Потому что стало ему любопытно.

– Что же это такое – море? Где оно, это море?

Катится Орешек. По сторонам смотрит :

– Как интересно вокруг. Здесь – травы душистые. Там – роднички звонкие.

Вдруг пошёл дождь.

– Прыг-скок! Прыг-скок! – заговорили капельки.

Взяли за руки Орешек. Закружили и вместе с весёлым ручейком запрыгали по камушкам.

– Ура! – вдруг обрадовался Орешек. – Я лечу прямо в море. И буду путешествовать.

В ту же минуту высокая Волна подхватила его.

– Куда ты меня несешь? – спросил он ее.

– Далеко-далеко. На другой берег моря. Я плыву в чудесную страну. Там голубые скалы и лазурное небо. Высокие горы и зелёные леса. А ароматы там такие, что словами не передать.

– А какие там люди?

– Там живут добрые люди. Они растят виноград и пшеницу, красивые цветы и душистые травы. Они трудолюбивы и смелы.

Ещё много интересного рассказала новая знакомая . Но вот солнце нырнуло в воду. А в небе застыла жёлтая монетка луны.

– Я хочу спать. Спокойной ночи, Волна, – зевнул Орешек и заснул.

Снилась ему в эту ночь далёкая страна. Она была похожа на ту рощу, в которой он родился и вырос. В которой родились его бабушка и дедушка, и вся-вся семья.

– Просыпайся, соня, – улыбнулось Солнышко, – посмотри, как красиво кругом.

Открыл Орешек глаза. Улыбнулся. Завертел головой по сторонам.

Весело плескалась его знакомая Волна . Ветерок носился бескрайней синью. То там, то здесь он рябил воду.

Тут на гребне соседней волны Орешек увидел попутчика.

– Привет, Инжир, – кивнул он.

Доброе утро, Миндаль, – ответил ему сосед.

И поплыли они рядом. Смотрят однажды : на горизонте горы и лес высокий.

– Ура! – закричали друзья. – Мы приплыли в далеко-далёко. Это и есть та чудесная страна! Это о ней говорила Волна!

Тут шторм поднялся. Понеслась Волна к берегу.

– Ой, страшно, – захныкал Инжир. – Я разобьюсь о скалы.

– Не бойся, друг. Мы с тобой крепкие, – успокоил его Миндаль. – Когда тебя выбросит на берег, ты старайся повыше в гору забраться.

А Волна поднялась, встала во весь рост и говорит :

– Хорошо! – сказал Миндаль.

– Спрячемся за камни! – поддержал его Инжир.

И прыгнули они на землю.

– До свидания, Волна. Спасибо тебе за всё! – закричали.

А Волна улыбнулась :

– Растите высокими и крепкими. Людям помогайте. Будьте счастливы на новой родине.

И поплыла своей дорогой.

Скоро настала зима. Спрятались малыши наши под землю. Снежок их одеялом белым укрыл и сказал :

– Спите пока. А весной мой брат разбудит вас.

Пришла весна. Застучал по земле Дождик :

– Тук-тук! Тук-тук! Миндаль! Инжир! Вставайте! Мой брат Снежок велел разбудить вас.

А лежебокам нашим хорошо в земле тёплой. Лежат себе.

– Тук-тук! – торопит их весенний Дождик.

Встали и потянулись зелёными росточками вверх. А Солнышко увидело их, удивилось :

– Какие вы большие! Прямо не узнать!

Стали малыши подрастать. Осмотрелись. Раззнакомились с соседями . Сначала с теми, что поближе. Они представились :

– Я – Дубок.

– А я – Сосна.

– Меня зовут Земляничник, – скромно опустив глазки, сказало маленькое деревце. И его тонкая кора смущённо порозовела.

Потом ещё друзья появились. Вначале даже имена трудно было запомнить. А имена-то простые : Тис и Бук, Яблоня и Боярышник. Их предки жили в этой земле с давних времён.

Так лето и прошло….

…Иногда по вечерам, когда на землю опускалась прохлада, деревья рассказывали друг другу разные истории…. Хорошо живется деревьям. Привольно. Листочками они шелестят, переговариваются :

– Я – Орешек. Меня из Греции привезли. Потому и зовут грецким.

– А вот я африканка, – сказала Пихта. – Смотрите, какие у меня короткие иголочки. А ещё я всегда зелёная.

Долго бы они ещё говорили, как вдруг раздался шум. Затрещали ветки.

Несётся кабан дикий, молодые деревья ломает. Кусты зелёные подминает.

– Догоняй его! Заходи сбоку! – слышно сзади.

Уходит кабан от погони. Бегут по следу люди. В руках копья длинные. За плечами луки тугие.

Через мгновенье всё стихло.

– Охотники, – объяснил молодой Дубок, – пропитание себе добывают.

Ничего не поняли Миндаль и Инжир :

– Разве они питаются не так, как мы?

– Ну, что вы, малыши, – рассмеялись соседи, – это нам нужна только Водичка и Солнышко. А человек любит ещё мясо и плоды наши.

В этот день Миндаль и Инжир узнали много удивительных вещей…

…Скоро люди ушли. А деревья ещё долго смотрели им вслед…

….Тут из-за моря купцы приплыли :

–Привезли мы вам подарок. Семена дерева дивного. Посадите – не пожалеете.

И точно. Выросли из тех семян деревья славные.

– Какие они чудные! Зелёные круглый год.

– Кипарис!

Так и назвали гостя заморского. С тех пор живёт в Крыму это дерево . Вот такую историю услышал я в крымском лесу .

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: в школу ребёнок приходит уже с обширным багажом. В нашей группе дети знают и называют К. Чуковского, А. Пушкина, В. Сутеева, В. Маяковского, А. Барто, Н. Носова, К. Ушинского, Л. Толстого. Читая и обсуждая произведения, мы расширяем круг конкретных представлений, обогащаем жизненный опыт детей.

Основными методами, которыми я пользуюсь для литературного развития, являются:

Чтение (рассказывание) взрослого

Прослушивание записей (постановка)

Рассматривание иллюстраций

Беседа после чтения

Моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Модели рисуем вместе с детьми, в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении

Театрализованные игры: игры – драматизации, игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно – речевой и театрально - игровой деятельности по текстам знакомых произведений

Чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше

Беседы о книгах – обсуждаем внешний вид, деятельность писателя, художников иллюстраторов, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, процесс изготовления и печатания книги, правила обращения с книгами

Вечера литературных развлечений, литературные праздники

Тематические выставки.

Поддерживаю и поощряю стремление детей к постоянному общению с книгой.

Создаю проблемные и игровые ситуации для углубления интереса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би - ба - бо, пальчиковый и настольный театр).

Дети старшего возраста более осознанно воспринимают литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с детьми книгу, я стараюсь донести им характер и идею произведения, задаю вопросы по прочитанному, веду разговор об авторе, о других его произведениях.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.

Как итог – провожу творчество детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм, организовать вечер развлечений.

В организации литературного центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:

Литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).

При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).

Кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.

Мы учим правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке (городской и групповой).

Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры:

- «ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей

- «путаница» - дети выбирают два объекта из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)

- «сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «сим-сим, откройся», «сивка бурка»

- «волшебная фраза» - используя фрагменты из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождичком...»

- «продолжи строчку»

- «угадай рифму»

- «озвучиваем диафильм»

Планируя работу, таким образом, я стремлюсь к:

Развитию содержательности и связной речи

Развитию речевого творчества и выразительности

Развитию способностей в речевой деятельности

Подготовке к обучению грамоте

Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижикова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами (Е.Лосин, В.Рачов, В.Сутеев), которые изображают животных в разных жизненных ситуациях.

По картинкам мы учимся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.

Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?

Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.

Скотникова Татьяна Викторовна, воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №44 Кировского района Санкт-Петербурга

Любовь к художественной литературе необходимо воспитывать с детства. Ни для кого не является секретом, что нынешнее поколение детей, в основной своей массе, читает очень мало. К сожалению, в некоторых семьях утрачена традиция чтения книг и рассказывания сказок детям на ночь.

Одной из задач работников дошкольных учреждений является воспитание у детей интереса и любви к художественной литературе. Для выполнения этой задачи педагоги используют различные методы и приемы. Традиционно мы проводим совместные с родителями вечера досугов, посвященные русским народным сказкам, творчеству А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака. Родители становятся активными участниками этих досугов, помогают в подготовке, а порой узнают и что-то новое для себя.

Тяжело переоценить вклад Самуила Яковлевича Маршака в создании детской литературы. Его произведения помогают нам в освоении, пожалуй, всех направлений развития детей: знакомимся с цифрами, как не вспомнить «Весёлый счёт» , учим буквы, тут нам поможет стихотворение «Про всё на свете» , знакомим малышей с животными, как не прочесть «Детки в клетке» . Стихотворение «Круглый год» , говорит само за себя: о каждом месяце доступно уже рассказал С.Маршак. Учим цвета, не обойтись без «Разноцветной книги» , практически обо всех профессиях можно найти строки у Маршака. Гениальные произведения Маршака расскажут нам про всё на свете!

Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

Эти строки написал Самуил Яковлевич Маршак, любимый многими поколениями детей поэт, писатель, переводчик.

Родился Самуил Яковлевич 1887году в городе Воронеже. В этом году мы отмечаем 130-летие со дня рождения Маршака.

Он начал сочинять стихи, когда ему было всего лишь четыре года. Будущему поэту очень повезло: в тринадцать лет он оказался в Петербурге, где его творчеством заинтересовался знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Стасов стал водить Маршака по книжным магазинам, по выставкам картин, на концерты.

В Петербурге Маршак давал уроки детям из малообеспеченных семей, писал стихи, сотрудничал в журналах. Поступить в университет в Петербурге ему было очень сложно, и он, заняв денег у редакций, уехал учиться в Лондонский университет. Во время каникул, Маршак путешествовал по Англии и знакомился с жизнью страны: ходил с рыбаками в море, жил в лесной школе, любил слушать народные песни, которые потом перевёл на русский язык.

Вернувшись на родину, Самуил Яковлевич в городе Краснодаре создал с группой педагогов «Детский городок» . Тут была и библиотека для ребят, и детский сад, и театральные кружки, и даже специальный театр для детей. На его сцене шли сказочные спектакли, и Маршак часто был их автором.

Приехав в Ленинград, Маршак сначала работал в ТЮЗе, занимался переводами и писал свои оригинальные стихи.

Маршака все признают одним из первых создателей большой литературы для детей в нашей стране.

Не перечислить всего, о чём рассказал ребятам Самуил Яковлевич Маршак. О самых важных вещах в нашей жизни миллионы ребят узнали из стихов, сказок, пьес этого чудесного автора.

В нашей группе стало доброй традицией проводить в подготовительной группе «Неделю детской книги, посвященную творчеству Самуила Яковлевича Маршака»

Готовиться к проведению этой недели мы начинаем заранее. Знакомя детей, с какой либо из тем, предусмотренных «Программой» , мы обязательно читаем произведения С.Маршака. Предлагаю примерный перечень произведений, с которыми мы знакомим детей при знакомстве с различными темами:

  • «День знаний. Школа» : «Первый день календаря» , «Последний день лета» , «Кот и лодыри» , «Угомон» , «Школьник» , «Книжка про книжки» , «Про все на свете» , «Веселый счет»
  • «Осень» : «Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» , Песни для спектакля «Приключения Чиполлино» : «Песня синьора Помидора» , «Песня Чиполлино»
  • «Человек» : «Великан» , «О мальчиках и девочках» , «Где тут Петя, где Сережа?» , «Есть у мен шестерка слуг…» , «Урок вежливости» , «Ежели вы вежливы» , «Не так» , «Вот какой рассеянный» , «Старушка»
  • «Семья» : «Хороший день» , «Непослушна мама» , «Мельник, мальчик и осел» , «Старуха, дверь закрой!» , «Сказка о глупом мышонке» , «Сказка об умном мышонке»
  • «Мой город, моя страна, моя планета» : «Урок родного языка» , «Синяя страница» , «Желтая страница» , «Война с Днепром» , «Волга и Вазуза»
  • «Зима. Новый год» : «Вьюга» , «Белая станица» , «Декабрь» , «Январь» , «Февраль» , «Двенадцать месяцев»
  • «Профессии, орудия труда» : «Мастер» , «Почта» , «Как рубанок сделал рубанок» , «Как печатали вашу книгу» , «Праздник леса» , «Кузнец» , «Цирк» , «Весёлые чижи»
  • «Продукты питания» : «Баллада о королевском бутерброде» , «Мороженое»
  • «Транспорт» : «Багаж» , «Кораблик» ; - «Животный мир» : «Детки в клетке» , «Где обедал воробей» , «Пудель» , «Усатый – полосатый» , «Отчего кошку назвали кошкой» , «Два кота» , «Курочка ряба и десять утят» , «Тихая сказка»
  • «Весна» : «Март» , «Апрель» , «Май»
  • «День Победы. Защитники Отечества» : «Почта военная» , «Быль-небылица» , «Дети нашего двора»
  • «Лето» : «Радуга» , «Зеленая страница» , «Июнь» , «Июль» , «Август»
  • «Противопожарная безопасность» : «Пожар» , «Кошкин дом» , «Не шути с огнем» , «Рассказ о неизвестном герое»

Организуя с детьми экспериментальную деятельность, мы тоже используем стихи С.Я. Маршака: «Мыльные пузыри» , «Мяч» , «Ванька – встанька» , а занимаясь физкультурой, как не вспомнить «Шалтай-болтай» , «Мыши» и все тот же «Мяч»

В рамках недели посвященной творчеству С.Маршака мы с детьми подготовительной к школе группы совместно с родителями проводим тематический досуг «Про все на свете» . Сценарий опубликован на сайте «Открытый урок. 1 сентября»

Беседа для детей 5-7 лет: «Поэзия С.Я. Маршака»

Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.
Дворецкая Татьяна Николаевна
Воспитатель ГБОУ Школа №1499 ДО №7 г. Москва
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных организаций и родителей. Сценарий содержит авторский стих и авторскую игру.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с писателем Самуилом Яковлевичем Маршаком, его творчеством.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Самуилом Яковлевичем Маршаком;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям
Предварительная работа:
- Прочитать произведения С.Я. Маршака
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Поэт весельчак.
Самуил Яковлевич Маршак
Был по жизни весельчак.
Писал стихи он для детей
Про добрых, сказочных зверей.
Про белочек, про зайчиков
Про девочек и мальчиков.
Ребята - юные читатели
Его таланта почитатели,
Когда стихи читают,
Смеяться начинают.
Сатира на страницах
Отражается на лицах!
Вот уже 130 лет
Радость дарит нам поэт!


Ведущий: Родился Маршак Самуил Яковлевич 3 ноября в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец Яков Миронович Маршак был рабочим на химическом заводе. Он любил книги, литературу и всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Его мать Евгения Борисовна была женщиной сдержанной и немногословной.


Писать небольшие тексты Самуил начал в 4 года. А уже в 11 лет он писал настоящие большие произведения. Мальчик увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский, так как учился он в одной из школ Англии.
В 1912 г. Маршаку довелось быть студентом Лондонского университета, в Англии. Там Маршак увлекся переводами английских произведений.


Оказавшись снова на родине, он опубликовал в журналах свои переводы, которые очень полюбились юным читателям.
В 1923 году писатель стал одним из сотрудников театра для юных зрителей в городе Петрограде. Тут же он выпускает первые пьесы и сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие. Самуил Яковлевич очень любил детей. Для них он писал, свои произведения. Главными героями часто выступают сами дети.


Самуил Яковлевич в своей жизни много учился, много узнал нового для того чтобы писать для детей загадки, стихи, смешные и героические истории и сказки. Он хотел, чтобы все ребята росли умными, честными, смелыми, любознательными.

Викторина: Юные знатоки произведений С.Я. Маршака.

1. Какое животное отправила в багаж дама? (маленькую собачку)
2. Что за детки сидели в клетке? (малыши животных)
3. За какими цветами мачеха отправила падчерицу в зимний лес? (подснежники)
4. Какой зверь чуть не проглотил воробья? (крокодил)
5. Как звали кота, который служил у тети кошки? (Василий)
6. На какой улице жил рассеянный человек? (Бассеянной)
7. Как называлось стихотворение, в котором девочка воспитывала животное? (усатый-полосатый)
8. Какой подвиг совершил неизвестный герой? (спас девочку из пожара)
9. Чей голос понравился глупому мышонку? (Кошки)
10. Вылупилось у мамы курицы ровно 10 (утят)
11. Зачем мама мышь приглашала животных к глупому мышонку? (уложить мышонка спать)
12. Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон)
13. Кто обедал у зверей в зоопарке? (воробей)
14. Чем лакомились на скамеечке 3 феечки? (булкой с маслицем)
15. В какую игру предложила поиграть умному мышонку кошка? (кошки-мышки)


Ведущий: Молодцы ребята Вы ответили на все вопросы викторины.
А теперь пришло время поиграть в игру: «Кот Василий и мыши»
Атрибут для игры: Маска кота
Действующие лица:
Кот Василий – ребенок
Мышки - дети
Правила игры:
- Ребенок – кот Василий спит (сидит на стуле)
- Дети – мыши гуляют на поляне.
Слова для игры:
Погулять решили мышки
Непоседы – шалунишки.
(Дети-мыши на цыпочках выходят гулять)
Вот бегут они по травке
Вжик – Вжик – Вжик
(бегают в рассыпную)
Перепрыгнули канавку
(прыгают на 2-х ногах)
Прыг – Прыг – Прыг
Вдруг раздался страшный звук
(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот)
А сердечко ТУК – ТУК – ТУК
Притаился в кустах котик
И раскрыл зубастый ротик.
Мыши будет Вам беда
Разбегайтесь кто куда…
(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)


Ведущий: Садитесь, ребята на свои места мы продолжаем.
Самуил Яковлевич Маршак работал в издательстве «Детгиз», был редактором в журнале для детей «Воробей» и «Новый Робинзон».
Во время Великой Отечественной войны на фронт поэт Самуил Яковлевич Маршак не попал, из-за плохого зрения. В военные годы, писал он острые сатирические пародии.
Послевоенные годы были насыщены творчеством. В этот период книги стихов Маршака выходили одна за другой. И сегодня у детей популярны его сказочные пьесы «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом».
За литературный талант Самуил Яковлевич Маршак был отмечен множеством государственных наград и премии. Его произведения получили большую известность и были, перевели на многие языки.
Сам С.Я. Маршак говорил о своих читателях с большой любовью с элементами пророчества: «Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком с читателем двухтысячного года!»

ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ

С.Я. Маршак
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!


Юбилей любимого детского писателя отмечают по всей России. Но центром торжества стал родной город С.Я. Маршака - Воронеж.
Именно на родине был открыт памятник писателю в 2015 году.
Автор скульптурной группы стал местный художник М. Дикунов.
Поэт Самуил Маршак держит на ладони маленькую птичку и внимательно смотрит на маленькую девочку с крылышками. По мнению скульптора так выглядит муза детского поэта.


Самуил Яковлевич Маршак мечтал подарить каждому ребенку говорящую куклу, которая могла бы говорить слова утешения и поддержки в трудную минуту. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник!»
Или «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее!»
Или «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика!»
Но, к сожалению таких кукол не существует. С.Я. Маршак советовал детям говорить самим себе в трудную минуту те слова, которые могут утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее.
С.Я. Маршак говорил «А тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, помогут хорошие книги!»
Самуил Маршак ушел из жизни 4 июля 1964 года, ему было 76 лет, похоронили его в Москве. Но потомкам осталось его гениальное наследие – книги для детей, которые покоряют сердца современных юных читателей.