Ирина Ведерина
Знакомство с крымскими писателями. Конспект НОД в старшей группе
Региональный компонент.
Конспект НОД .
Старшая группа .
Составитель конспекта : старший воспитатель Ведерина Ирина Александровна.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста проводится в рамках реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек » .
Тема : Знакомство с крымскими писателями . Чтение отрывков «Сказка древнего леса» Е. Белоусов.
Цель : обобщение знаний о родном крае – Республике Крым .
Задачи :
Продолжать знакомить детей с художественными произведениями, отражающими красоту Крыма .
Обогащать представления детей о разнообразии природы Крыма (о растительном мире полуострова) .
Закрепить знания о названиях деревьев Крымского полуострова .
Формировать интерес к изучению родного края.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, любовь к своей Родине.
Оборудование : ДМ «Деревья» , дидактическая игра «Угадай, чей листик?» , листы для рисования А-5, карандаши (на каждого ребёнка) .
1. Мотивационно-побудительный этап.
Загадки о деревьях :
За окошком, на виду,
Книга выросла в саду.
Ветер мимо пролетал,
Книгу всю перелистал.
Солнышко с утра как встало,
Так до вечера читало.
А потом немало дней
Тучи плакали над ней.
(Дерево весной, летом, осенью)
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот :
Готовят ей наряды.
(Ель)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
В домике скорлупке,
Живёт он, как в избушке,
Бывает грецким и лесным,
Кедровым не совсем большим!
(Орех) .
Был он зеленым все лето,
осенью листья лимонного цвета
Гроздья сережек до самой земли.
Вы бы назвать его имя смогли?
Стоит прекрасен, ясен,
среди деревьев твердый … (ясень)
(По мере отгадывания загадок прикрепляю к магнитной доске картинки-отгадки с изображением деревьев).
Чему посвящены эти все загадки? (Деревьям) .
Ребята, кто догадался, о чём мы будем с вами сегодня говорить? (О деревьях) .
2. Организационно-поисковый этап.
Да, мы продолжаем знакомиться с творчеством крымских писателей . И сегодня я прочитаю вам произведение Евгения Белоусова «Сказка древнего леса» . Располагайтесь удобнее на ковре и слушайте внимательно. (Дети принимают удобное положение) .
Чтение отрывков «Сказка древнего леса» Е. Белоусов. (См. сборник «Крымские писатели детям » стр. 13-17).
Во время чтения сказки обращаю внимание на изображение деревьев, упомянутых в произведении.
Физкультминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается ,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы) .
Беседа по содержанию :
Что произошло с маленьким Орешком миндаля?
О чём рассказывала Волна Орешку?
Кто стал его попутчиком на волнах? (Инжир) .
Что произошло с Орешком и Инжиром после того как Волна выбросила их на берег?
Кого ещё они встретили после зимнего пробуждения? (Дубок, сосна, земляничник,
тис, бук, яблоня, боярышник, пихта, кипарис).
Что, вдруг, с ними стало весной? (Они пустили росточки и стали маленькими деревцами) .
Как жилось деревьям на полуострове? Откуда были привезены все эти растения? Что о себе рассказали деревья?
Дидактическая игра «Угадай, чей листик?»
Ребята, хотите поиграть? Тогда я буду показывать вам листочки, а вы должны найти иллюстрацию с изображением дерева, с которого этот листик упал.
Просмотр обучающего мультфильма о деревьях для детей.
«Что растет в лесу. Учим виды деревьев. Обучающий мультфильм для детей».
3. Рефлексия.
О чём мы говорили на занятии?
Какие деревья растут у вас дома?
Какие деревья растут у нас на территории детского сада?
Кто помнит правила поведения в природе? (Ответы детей) .
Приложение 1.
Белоусов Евгений Васильевич родился в 1952 г. в Москве, в семье военного юриста.
Закончил исторический факультет Днепропетровского государственного университета. Работал в школе старшим пионервожатым , учителем истории, заместителем директора по воспитательной работе. После окончания школы пионерских работников «Артека» работает в МДЦ «Артек» отрядным вожатым и методистом. В двадцатилетнем возрасте в «Артеке» написал свою первую книгу «Дни, проведённые у моря. Аркадий Гайдар в Крыму » .
С 1984 года – директор коктебельского музея планеризма. В 1990 году создаёт в Феодосии музей дельтапланеризма и до 2003 года работает его директором. Активно занимался парапланерным спортом. Проводил большую общественную работу. Руководил секцией детской литературы Союза писателей Крыма , феодосийской городской программой «Город тысячи писателей » .
С 1994 года симферопольское издательство «Таврия» начинает выпуск серии «История Крыма для детей . Были, легенды, сказки» , за которую писатель в 1998 году становится Лауреатом государственной премии Крыма .
С 2003 года на творческой работе. Пишет на украинском и русском языках. Основные произведения созданы в жанрах исторической сказки и биографической прозы для детей.
В 2006 году за работу по созданию и пропаганде книг для детей удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым ».
Приложение 2.
СКАЗКА ДРЕВНЕГО ЛЕСА - сокращённый вариант.
– Ой, я упал, – сказал Орешек и покатился по склону.
– Ты куда, непоседа? – позвали его братья. – Не ходи туда. Там море. Оно унесёт тебя.
Только не послушался он братьев. Потому что стало ему любопытно.
– Что же это такое – море? Где оно, это море?
Катится Орешек. По сторонам смотрит :
– Как интересно вокруг. Здесь – травы душистые. Там – роднички звонкие.
Вдруг пошёл дождь.
– Прыг-скок! Прыг-скок! – заговорили капельки.
Взяли за руки Орешек. Закружили и вместе с весёлым ручейком запрыгали по камушкам.
– Ура! – вдруг обрадовался Орешек. – Я лечу прямо в море. И буду путешествовать.
В ту же минуту высокая Волна подхватила его.
– Куда ты меня несешь? – спросил он ее.
– Далеко-далеко. На другой берег моря. Я плыву в чудесную страну. Там голубые скалы и лазурное небо. Высокие горы и зелёные леса. А ароматы там такие, что словами не передать.
– А какие там люди?
– Там живут добрые люди. Они растят виноград и пшеницу, красивые цветы и душистые травы. Они трудолюбивы и смелы.
Ещё много интересного рассказала новая знакомая . Но вот солнце нырнуло в воду. А в небе застыла жёлтая монетка луны.
– Я хочу спать. Спокойной ночи, Волна, – зевнул Орешек и заснул.
Снилась ему в эту ночь далёкая страна. Она была похожа на ту рощу, в которой он родился и вырос. В которой родились его бабушка и дедушка, и вся-вся семья.
– Просыпайся, соня, – улыбнулось Солнышко, – посмотри, как красиво кругом.
Открыл Орешек глаза. Улыбнулся. Завертел головой по сторонам.
Весело плескалась его знакомая Волна . Ветерок носился бескрайней синью. То там, то здесь он рябил воду.
Тут на гребне соседней волны Орешек увидел попутчика.
– Привет, Инжир, – кивнул он.
– Доброе утро, Миндаль, – ответил ему сосед.
И поплыли они рядом. Смотрят однажды : на горизонте горы и лес высокий.
– Ура! – закричали друзья. – Мы приплыли в далеко-далёко. Это и есть та чудесная страна! Это о ней говорила Волна!
Тут шторм поднялся. Понеслась Волна к берегу.
– Ой, страшно, – захныкал Инжир. – Я разобьюсь о скалы.
– Не бойся, друг. Мы с тобой крепкие, – успокоил его Миндаль. – Когда тебя выбросит на берег, ты старайся повыше в гору забраться.
А Волна поднялась, встала во весь рост и говорит :
– Хорошо! – сказал Миндаль.
– Спрячемся за камни! – поддержал его Инжир.
И прыгнули они на землю.
– До свидания, Волна. Спасибо тебе за всё! – закричали.
А Волна улыбнулась :
– Растите высокими и крепкими. Людям помогайте. Будьте счастливы на новой родине.
И поплыла своей дорогой.
Скоро настала зима. Спрятались малыши наши под землю. Снежок их одеялом белым укрыл и сказал :
– Спите пока. А весной мой брат разбудит вас.
Пришла весна. Застучал по земле Дождик :
– Тук-тук! Тук-тук! Миндаль! Инжир! Вставайте! Мой брат Снежок велел разбудить вас.
А лежебокам нашим хорошо в земле тёплой. Лежат себе.
– Тук-тук! – торопит их весенний Дождик.
Встали и потянулись зелёными росточками вверх. А Солнышко увидело их, удивилось :
– Какие вы большие! Прямо не узнать!
Стали малыши подрастать. Осмотрелись. Раззнакомились с соседями . Сначала с теми, что поближе. Они представились :
– Я – Дубок.
– А я – Сосна.
– Меня зовут Земляничник, – скромно опустив глазки, сказало маленькое деревце. И его тонкая кора смущённо порозовела.
Потом ещё друзья появились. Вначале даже имена трудно было запомнить. А имена-то простые : Тис и Бук, Яблоня и Боярышник. Их предки жили в этой земле с давних времён.
Так лето и прошло….
…Иногда по вечерам, когда на землю опускалась прохлада, деревья рассказывали друг другу разные истории…. Хорошо живется деревьям. Привольно. Листочками они шелестят, переговариваются :
– Я – Орешек. Меня из Греции привезли. Потому и зовут грецким.
– А вот я африканка, – сказала Пихта. – Смотрите, какие у меня короткие иголочки. А ещё я всегда зелёная.
Долго бы они ещё говорили, как вдруг раздался шум. Затрещали ветки.
Несётся кабан дикий, молодые деревья ломает. Кусты зелёные подминает.
– Догоняй его! Заходи сбоку! – слышно сзади.
Уходит кабан от погони. Бегут по следу люди. В руках копья длинные. За плечами луки тугие.
Через мгновенье всё стихло.
– Охотники, – объяснил молодой Дубок, – пропитание себе добывают.
Ничего не поняли Миндаль и Инжир :
– Разве они питаются не так, как мы?
– Ну, что вы, малыши, – рассмеялись соседи, – это нам нужна только Водичка и Солнышко. А человек любит ещё мясо и плоды наши.
В этот день Миндаль и Инжир узнали много удивительных вещей…
…Скоро люди ушли. А деревья ещё долго смотрели им вслед…
….Тут из-за моря купцы приплыли :
–Привезли мы вам подарок. Семена дерева дивного. Посадите – не пожалеете.
И точно. Выросли из тех семян деревья славные.
– Какие они чудные! Зелёные круглый год.
– Кипарис!
Так и назвали гостя заморского. С тех пор живёт в Крыму это дерево . Вот такую историю услышал я в крымском лесу .
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.
Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: в школу ребёнок приходит уже с обширным багажом. В нашей группе дети знают и называют К. Чуковского, А. Пушкина, В. Сутеева, В. Маяковского, А. Барто, Н. Носова, К. Ушинского, Л. Толстого. Читая и обсуждая произведения, мы расширяем круг конкретных представлений, обогащаем жизненный опыт детей.
Основными методами, которыми я пользуюсь для литературного развития, являются:
Чтение (рассказывание) взрослого
Прослушивание записей (постановка)
Рассматривание иллюстраций
Беседа после чтения
Моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Модели рисуем вместе с детьми, в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении
Театрализованные игры: игры – драматизации, игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно – речевой и театрально - игровой деятельности по текстам знакомых произведений
Чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше
Беседы о книгах – обсуждаем внешний вид, деятельность писателя, художников иллюстраторов, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книги, процесс изготовления и печатания книги, правила обращения с книгами
Вечера литературных развлечений, литературные праздники
Тематические выставки.
Поддерживаю и поощряю стремление детей к постоянному общению с книгой.
Создаю проблемные и игровые ситуации для углубления интереса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текстов, придумыванию творческих постановок, к самостоятельной театрализованной деятельности (куклы Би - ба - бо, пальчиковый и настольный театр).
Дети старшего возраста более осознанно воспринимают литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с детьми книгу, я стараюсь донести им характер и идею произведения, задаю вопросы по прочитанному, веду разговор об авторе, о других его произведениях.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой я стараюсь проводить в системе: когда читаю, обращаю внимание детей на автора книги, спрашиваю, а какие книги этого автора мы читали раньше. Вкратце рассказываю про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараюсь факты из биографии излагать доступно. Делаем выставку книг данного писателя, выставляю иллюстрации к произведениям.
Как итог – провожу творчество детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм, организовать вечер развлечений.
В организации литературного центра в группе, стараюсь придерживаться следующих принципов:
Литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).
При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).
Кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.
Мы учим правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке (городской и групповой).
Для умения ориентироваться в огромном мире книг я использую такие игры:
- «ищем героя» - определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо - плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей
- «путаница» - дети выбирают два объекта из одного произведения (рыбка и море, ёжик и палка…)
- «сказочные слова» - вспомнить все заклинания: «сим-сим, откройся», «сивка бурка»
- «волшебная фраза» - используя фрагменты из текста «однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождичком...»
- «продолжи строчку»
- «угадай рифму»
- «озвучиваем диафильм»
Планируя работу, таким образом, я стремлюсь к:
Развитию содержательности и связной речи
Развитию речевого творчества и выразительности
Развитию способностей в речевой деятельности
Подготовке к обучению грамоте
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, я постоянно обращаю внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мы рассматриваем рисунки художника В. Рачева, Е. Лосина, Чижикова, Чарушина, Юрия Васнецова, В. Сутеева. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена: русский быт (Лосин, Васнецов), знакомятся с художниками-аниматорами (Е.Лосин, В.Рачов, В.Сутеев), которые изображают животных в разных жизненных ситуациях.
По картинкам мы учимся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.
Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учимся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?
Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.
Скотникова Татьяна Викторовна, воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №44 Кировского района Санкт-Петербурга
Любовь к художественной литературе необходимо воспитывать с детства. Ни для кого не является секретом, что нынешнее поколение детей, в основной своей массе, читает очень мало. К сожалению, в некоторых семьях утрачена традиция чтения книг и рассказывания сказок детям на ночь.
Одной из задач работников дошкольных учреждений является воспитание у детей интереса и любви к художественной литературе. Для выполнения этой задачи педагоги используют различные методы и приемы. Традиционно мы проводим совместные с родителями вечера досугов, посвященные русским народным сказкам, творчеству А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака. Родители становятся активными участниками этих досугов, помогают в подготовке, а порой узнают и что-то новое для себя.
Тяжело переоценить вклад Самуила Яковлевича Маршака в создании детской литературы. Его произведения помогают нам в освоении, пожалуй, всех направлений развития детей: знакомимся с цифрами, как не вспомнить «Весёлый счёт» , учим буквы, тут нам поможет стихотворение «Про всё на свете» , знакомим малышей с животными, как не прочесть «Детки в клетке» . Стихотворение «Круглый год» , говорит само за себя: о каждом месяце доступно уже рассказал С.Маршак. Учим цвета, не обойтись без «Разноцветной книги» , практически обо всех профессиях можно найти строки у Маршака. Гениальные произведения Маршака расскажут нам про всё на свете!
Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
Эти строки написал Самуил Яковлевич Маршак, любимый многими поколениями детей поэт, писатель, переводчик.
Родился Самуил Яковлевич 1887году в городе Воронеже. В этом году мы отмечаем 130-летие со дня рождения Маршака.
Он начал сочинять стихи, когда ему было всего лишь четыре года. Будущему поэту очень повезло: в тринадцать лет он оказался в Петербурге, где его творчеством заинтересовался знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Стасов стал водить Маршака по книжным магазинам, по выставкам картин, на концерты.
В Петербурге Маршак давал уроки детям из малообеспеченных семей, писал стихи, сотрудничал в журналах. Поступить в университет в Петербурге ему было очень сложно, и он, заняв денег у редакций, уехал учиться в Лондонский университет. Во время каникул, Маршак путешествовал по Англии и знакомился с жизнью страны: ходил с рыбаками в море, жил в лесной школе, любил слушать народные песни, которые потом перевёл на русский язык.
Вернувшись на родину, Самуил Яковлевич в городе Краснодаре создал с группой педагогов «Детский городок» . Тут была и библиотека для ребят, и детский сад, и театральные кружки, и даже специальный театр для детей. На его сцене шли сказочные спектакли, и Маршак часто был их автором.
Приехав в Ленинград, Маршак сначала работал в ТЮЗе, занимался переводами и писал свои оригинальные стихи.
Маршака все признают одним из первых создателей большой литературы для детей в нашей стране.
Не перечислить всего, о чём рассказал ребятам Самуил Яковлевич Маршак. О самых важных вещах в нашей жизни миллионы ребят узнали из стихов, сказок, пьес этого чудесного автора.
В нашей группе стало доброй традицией проводить в подготовительной группе «Неделю детской книги, посвященную творчеству Самуила Яковлевича Маршака»
Готовиться к проведению этой недели мы начинаем заранее. Знакомя детей, с какой либо из тем, предусмотренных «Программой» , мы обязательно читаем произведения С.Маршака. Предлагаю примерный перечень произведений, с которыми мы знакомим детей при знакомстве с различными темами:
Организуя с детьми экспериментальную деятельность, мы тоже используем стихи С.Я. Маршака: «Мыльные пузыри» , «Мяч» , «Ванька – встанька» , а занимаясь физкультурой, как не вспомнить «Шалтай-болтай» , «Мыши» и все тот же «Мяч» …
В рамках недели посвященной творчеству С.Маршака мы с детьми подготовительной к школе группы совместно с родителями проводим тематический досуг «Про все на свете» . Сценарий опубликован на сайте «Открытый урок. 1 сентября»
Беседа для детей 5-7 лет: «Поэзия С.Я. Маршака»
Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.Вступительное слово в стихах
Дворецкая Т.Н.Викторина: Юные знатоки произведений С.Я. Маршака.
1. Какое животное отправила в багаж дама? (маленькую собачку)
2. Что за детки сидели в клетке? (малыши животных)
3. За какими цветами мачеха отправила падчерицу в зимний лес? (подснежники)
4. Какой зверь чуть не проглотил воробья? (крокодил)
5. Как звали кота, который служил у тети кошки? (Василий)
6. На какой улице жил рассеянный человек? (Бассеянной)
7. Как называлось стихотворение, в котором девочка воспитывала животное? (усатый-полосатый)
8. Какой подвиг совершил неизвестный герой? (спас девочку из пожара)
9. Чей голос понравился глупому мышонку? (Кошки)
10. Вылупилось у мамы курицы ровно 10 (утят)
11. Зачем мама мышь приглашала животных к глупому мышонку? (уложить мышонка спать)
12. Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон)
13. Кто обедал у зверей в зоопарке? (воробей)
14. Чем лакомились на скамеечке 3 феечки? (булкой с маслицем)
15. В какую игру предложила поиграть умному мышонку кошка? (кошки-мышки)
ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
С.Я. Маршак