Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Трусость отнимает разум (Фридрих Энгельс). Энгельс фридрих - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы Мы этой памяти верны…

Трусость отнимает разум (Фридрих Энгельс). Энгельс фридрих - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы Мы этой памяти верны…

(381 слово) Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.

Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.

Об истинных героях в своей повести «А зори здесь тихие…» поведал и Б.Л. Васильев. Героизм старшины Васкова и его подопечных девушек действительно поражает воображение. Эти отчаянные люди шли на верную смерть и полностью осознавали свои действия, но об отступлении или спасении собственной шкуры даже не задумывались: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать…». Их вели вперед патриотизм и святая вера в победу. И ради такой великой цели они без сожаления готовы отдать самое дорогое, что у них было. В ситуации, когда даже мужчины иногда покидали боевые посты, героини Васильева проявили истинную отвагу и не отступили. Их доблесть прошла проверку смертельным риском, поэтому никто не может сомневаться в ее подлинности.

В конечном итоге, настоящая смелость – черта, которая проявляется в обстоятельствах, представляющих реальную опасность для жизни. Если человек способен на подвиг, его не остановят безвестность и страх смерти. Трус же при любом раскладе увильнёт от ответственности и найдёт себе место поуютнее, где его ничто не потревожит, даже если для этого придётся предать умное, светлое, вечное и перейти на сторону врага.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Высказывание принадлежит Фридриху Энгельсу - великому уму 20 века, автору идей марксизма, философу, человеку, который оставил значительный след в истории человечества. И эта идея может нам многое сказать о человеке, о его характере и мыслях. Чтобы оставить свое имя в истории, внести значительный вклад в копилку знаний и идей человечества необходимо долго, упорно работать. Причем работа эта должна быть нелинейной, не по сценарию. Этот труд должен быть прежде всего над самим собой. И это смелость. Это победа над своей трусостью.

Чтобы отправиться в долгое, неизвестное плавание с отсутствием уверенности в успешном результате нужна определенная смелость, ведь на каждый готов идти на риски с условием низкой вероятности успеха дела. И в конце концов, когда смелость одолела трусость - разум восторжествовал. Разумная идея новых открытий и борьбы со своими страха принесла плоды. Если бы трусость взяла вверх, то результат был не тот, который планировался при постановке цели, а что-то в духе "и так сойдет". Ведь трусу сложно рисковать, открывать что-то новое, расширять границы разума. Трусость заставляет человека довольствоваться тем, что есть. Страх от потери стоит выше сладкого вкуса победы. Поэтому трусы так и остались просто рядовыми "гражданами", прожили свою жизнь, не раскрыли свой разум в полной мере. А те, у кого трусость не смогла отобрать разум - вписали свои имена в историю и подтвердили правдивость данного высказывания.(215)
«Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?»

Часто ли мы задумываемся об истинном значении слов? Казалось бы, что может быть проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Тот, кто способен рискнуть своей жизнью, конечно же смельчак, малый не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего боязлив и малодушен…

Но так ли всё просто на самом деле? Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость - это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» . Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, - это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.


Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир «. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска - самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Каждый из нас воспринимает смелость по-своему. Для кого-то она является возможностью без особого труда преодолевать всевозможные трудности, для кого-то смелость – это бесстрашие во всех сферах жизни. Кто-то начинает считать себя смелым после обычной уличной драки, а иногда даже самому бесстрашному человеку не хватает сил просто признаться самому себе в совершенных им же ошибках. И все же, какими качествами должен обладать смелый человек? Как мне кажется, первым и самым основным показателем смелости является абсолютная и непоколебимая решимость. Только по-настоящему смелый человек, проникшись ситуацией, не станет нагонять на самого себя страх и придумывать какие-то оправдания. Смелость помогает человеку быстро и решительно действовать, выбирая короткий путь к результату. Иначе говоря, какой смысл бояться того, что и так случится?

Герой романа М.А. Шолохова «Судьба человека» является по-настоящему сильным и смелым человекам. Он обладает таким качеством, как вера в собственные силы, и потому до последнего сражается на поле боя, слушая свист пуль, звук взрывающихся гранат, но вырывая победу из рук врага. К тому же, Андрей Соколов уважает себя и свой выбор, и потому отлично понимает, что трусость приведет к неуважению как со стороны однополчан, так и со стороны его самого. Поэтому герой идет на разговор с Миллером с четким пониманием того, что результатом станет либо смерть, либо пощада, но не трусость и не предательство. И, действительно, некая отчаянная дерзость и бесстрашие русского солдата вызвали уважение даже у немцев, и те в свою очередь выразили это, дав Андрею Соколову немного еды. И, наконец, самым ярким показателем смелости героя была его решительность во время крайнего побега из плена. Поняв, что действовать нужно очень быстро, Андрей забирает форму у пьяного унтера и подготавливает гирю, которой позже оглушает немецкого майора и привозит «гостинец» на фронт к своим солдатам. За свою смелость герой был представлен к государственной награде.

Этими же качествами обладает и герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в Белогорскую крепость, Петр с первых же дней становится «своим», влюбляется в капитанскую дочку и обретает врага в лице Швабрина, который так же желал расположения Марии. Испугался ли Петр соперничества? Конечно, нет, он прекрасно понимал, что все в руках него самого, и потому, когда Швабрин вызвал нашего героя на дуэль, Петр без промедления согласился, потому как страх смерти был гораздо слабее желания показать свою смелость. Её Петр показал и в тот момент, когда в крепость ворвался Пугачев со своими людьми. Увидев, как погибают самые близкие, Петр, казалось бы, прекрасно понимал, что от верной гибели его может спасти лишь переход на сторону врага, но уважение к самому себе не позволило ему так поступить. Между предательством и смертью он с уверенностью выбирает второе, в отличие, например, от трусливого Швабрина. Самым главным показателем смелости Петра служит, конечно, его решение в одиночку спасти любимую из лона врага. Выбравшись за подмогой в соседнюю крепость, Петр не находит единомышленников, желающих вместе с ним ворваться в крепость к Пугачеву, после чего берет коня и в одиночку скачет через все преграды, не боясь ничего, кроме того, что Мария может пострадать.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что смелый человек должен уважать себя и свой выбор, верить в собственные силы и не бояться действовать напрямую, а также уметь принимать быстрые и правильные решения.(514)

Вариант итогового сочинения

по литературе-2017-2018.

Направление четвёртое - «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от решения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных

произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и

персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Высказывания и мысли о смелости:

    Смелость города берёт.

    Смелость-начало победы (Плутарх).

    Кто мужествен, тот смел (Цицерон).

    Смелым помогает судьба (Вергилий).

    Надо дерзать: смелым помогает сама Венера (Тибулл).

    Отвага заменяет крепостные стены (Саллюстий).

    Смелый погибнет, но он не отступит.

    Храбрость получает свой выигрыш от трусости других (Я.Б. Княжнин).

    Только доблесть бессмертно живёт,

    Ибо храбрые славны вовеки (В. Я. Брюсов)

Высказывания и афоризмы о трусости

    Трусость всегда стремится переложить ответственность на другого (Хулио Кортасар).

    Герой умирает один раз, а трус – постоянно.

    К страху привыкают лишь трусы (Сергей Довлатов).

    Трусливый друг страшнее врага (Л. Н.Толстой).

    Хитрость-сила трусливого.

    Трусость отнимает разум.

Тема сочинения - Смелый погибнет, но не отступит

Основная часть. Первый тезис и первый литературный аргумент.

Тезис-смелым помогает судьба.

Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом Андреем Соколовым. В сцене допроса в концлагере проявляется твёрдый, решительный и стойкий характер героя. Эта сцена - настоящая психологическая дуль, в которой победителем выходит смелый и мужественный воин. Мюллер хотел убить русского. Но в конце допроса он оставляет Андрея Соколова жить: немца поразил решительный и стойкий пленный, не отступивший от своих убеждений. Своим таким поведением Андрей обезоружил начальника лагеря. Комендант заявил, что Соколов – «храбрый солдат, настоящий русский солдат». И Мюллер отказался стрелять в пленного. А за смелость и отвагу наградил героя буханкой хлеба и куском сала. Читая и перечитывая рассказ М.А. Шолохова, мы ясно видим, что « смелым помогает судьба».

2-б

Основная часть.

Второй тезис и второй литературный аргумент.

Тезис –хитрость –сила трусливого, смелый погибнет. но не отступит.

На страницах повести Василя Быкова «Сотников» представлены два совершенно разных героя. Оба партизаны. Один из них- Сотников, смелый и решительный, принял смерть ради спасения товарищей из партизанского отряда. А другой- Рыбак, настоящий трус и предатель, проявил слабость духа, отсутствие воли и малодушие. Этот партизан не смог совладать с судьбой и перешёл на сторону полицаев, спасая свою жизнь. При этом он совершил подлость - выбил ящик из-под ног Сотникова во время казни. Рыбак проявляет опасение и тревогу. Читая повесть, мы приходим к выводу, что хитрость-сила трусливого. Убеждаемся в том, что «смелый погибнет, но не отступит».

3

Заключение

(вывод)

К какому выводу привели меня рассуждения по данной теме? Серьёзный вопрос заставляет задуматься над решением очень трудной задачи - что выбрать в конкретной ситуации: смелость или трусость? Много ли смелых людей в нашей жизни? Работает ли смелость активно сегодня?

Равнодушие - есть наивысшая жестокость (М.Уилсон).

Равнодушие…Жестокость…Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что равнодушие –это безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему, а жестокость – высшее проявление бесчеловечности, желание причинить страдание любому живому существу. Тогда какой смысл несут эти слова? Мне кажется, очень важный: безразличие чаще всего и является признаком эгоизма, причиняющим душевную боль людям. А актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни обращаться к подобным злым порокам? Конечно. Об этом и высказывание М.Уилсона: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость». И как не согласиться с этим утверждением, когда свидетельством сказанному являются сюжеты художественных произведений!

Предлагаю вспомнить рассказ Л. Куликовой «Свиделись». Долгие годы главный герой, Толик, устраивая свою личную жизнь, совершенно не вспоминал о матери. Да, он знал, что она живет где-то в далекой деревне в захудалом домишке, а как живет, с кем, и, главное, с чем – его не интересовало. И только идиллия семейного очага натолкнула на мысль о матери. Приехал, повидал, но та сделала вид, что не узнала, сказав обидные для него слова о том, что-де у нее нет сына, потому что, если бы был, то он заботился бы о ней, как когда-то она о своем собственном ребенке. Этот отчаянный и смелый поступок матери – ответ на безразличие Толика, на утрату с его стороны способности любить и ценить близких людей, дорожить ими, помогать им, выражать беспокойство. Как прав был Ги де Мопассан, говоря когда-то: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»!

А еще хочу рассмотреть сюжет небольшого рассказа Б. Васильева «Великолепная шестерка». Из-за безответственного отношения руководителей и воспитателей детского лагеря произошло убийство прекрасных породистых лошадей, которых долгие годы с нежностью и любовью содержал местный конюх, ветеран войны. Шестеро подростков, решив поиграть в ковбоев, без спроса угнали животных в ближайший лес, потом, испугавшись наказания, бросили их там, привязав к деревьям, без пищи и воды. Директора же лагеря совершенно не беспокоила судьба лошадей и их хозяина, она во время следствия спасала свою репутацию, защищая честь подопечных. А закончилось все трагично: погибли животные, умер от переживаний и разлуки с питомцами конюх. Но совершенно безразличны к случившемуся были взрослые, казалось бы, образованные и интеллигентные люди. Их безучастие, как мне кажется, приведет и других их воспитанников к жестокому обращению, подозреваю, что не только к животным. А так хотелось бы, чтобы перед глазами подрастающего поколения всегда всплывали слова Б.Ясинского: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Да, жизнь устроена так, что любого из нас могут окружать не только добрые, но и черствые, эгоистичные люди, такие, кто безразличен к окружающим, кто не желает тратить душевные силы на чужую жизнь. И эти качества, к сожалению, среди современных людей развиваются все быстрее. А ведь еще Б. Шоу говорил, что «равнодушие – сущность бесчеловечности», читай «жестокости».

Т.А.Балясникова

Лучше красота внешности или красота верности?

Монгольская пословица на самом деле звучит так: «Лучше красота верности, чем красота внешности». И я полностью согласен с этим изречением. Что такое красота? В толковом словаре Ожегова дается два определения слову «красивый». На первом месте – «полный внутреннего содержания, высоконравственный». На втором – «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом». Значит, красота внутреннего мира важнее, скажем, в беде, в трудную минуту мы ищем поддержки у родных и близких не по принципу внешней привлекательности, а по принципу отзывчивости, способности к состраданию, щедрости, благородству. Да и однажды увидев божественной красоты цветок, мы предполагаем, что он и пахнет так же, как выглядит? А он выдаст такое зловоние, что внешняя привлекательность померкнет тут же. Понимаете, о чем я? Так и человек, я убежден, должен быть прежде всего красив душой.

А разобраться в моих рассуждениях по этому поводу, я надеюсь, помогут сюжеты и герои художественных произведений. И одним из ярких примером-доказательством, на мой взгляд, послужит рассказ И. Курамшиной «Сыновий долг». Рэна, избавившись от ненавистного ей имени Раиса, беззаботно и легкомысленно проводила свою жизнь. «Смазливая» внешность, дорогая одежда, привлекательная улыбка - все это вызывало восхищение у мужчин, они боготворили девушку. А только что рожденный сын оказался помехой на дороге счастья, вот почему, не задумываясь, Рэна определила его сначала в круглосуточный интернат, а потом в детский дом. Порхание по жизни легкой бабочкой остановило время; исчез внешний лоск, пришло осознание собственной никчемности как женщины, так и как матери. И тут судьба вернула ей Макса, взрослого, спокойного, рассудительного сына, хранящего верность матери все свои сознательные годы. Он понимал одно: какой бы ни была женщина, его родившая, она единственно дорогой и самый близкий человек, и предать ее, особенно в трудную минуту, он не мог. Вот такие «цветы жизни» преподносят нам, молодым и неопытным, достойный урок!

Или вот еще… В рассказе Л.Улицкой «…И умерли в один день» нет описания внешности главных героев, наверное, когда-то супруги Алла Аркадьевна и Роман Борисович были молодыми и красивыми, а сейчас она «пожилая дама с пушистой головой», а он «лысый, розовый, с малахольной улыбкой» человек. Внешняя красота – это штука временная, а вот верность в отношениях герои сохранили, они мечтали даже умереть вместе, в один день. Так и случилось: сначала ушла жена, а потом, в коридоре больницы, так и не узнав о смерти любимой, умирает муж. И даже природа была поражена подобной преданностью: в день похорон на небе появилась двойная радуга, как символ красоты верности. Вот такие реальные истории развевают любые сомнения по поводу вопроса в теме сочинения.

В заключение хотелось бы сказать о том, что все мы пойдем по жизни собственной дорогой, и очень хочется, чтобы на этом пути нам не пришлось выбирать – что взять с собой: красивую внешнюю оболочку или верность и благородство в душе? И хотя я считаю, что красота верности важнее, давайте вырастим благоухающим прелестным бутоном, живущим в гармонии с обликом и с самим собой. И будем счастливы!

Т.А.Балясникова

Мы этой памяти верны…

Мы все знаем, что верность – это качество личности, суть которого заключается в том, что человек, определив для себя какое-то постоянство в мыслях и жизни, будет неуклонно этому следовать, как бы порой это не было сложно. И эта неизменность может присутствовать не только в общепринятых категориях: верность слову, другу, долгу, Родине, но и по отношению к нашей памяти. Конечно, в жизни каждого из нас есть воспоминания о каких-то особых событиях, днях, периодах. Но есть в сердцах и душах жителей нашей страны трагедия, которая не дает забыть о себе никому, – это Великая Отечественная война. И о том, как проживали наши деды и прадеды эти трудные времена, какая избирательная память не оставляла их долгие годы, нам рассказывают герои современных художественных произведений.

Что же случилось такое особенное у героя рассказа Н.Евдокимова «Степка, мой сын», что он всю свою жизнь возвращался в мыслях и чувствах к самой грозной и сложной войне, участником которой он был? А произошло самое страшное – погиб его Степка, нерожденный еще ребенок. Да, на войне, к счастью, помимо стойкости, героизма, подвига есть место еще и любви, крепкой, преданной, проверенной. Но разрушить ее способен один только маленький осколок вражеской мины. Его любимая Анка, санинструктор, спасшая столько его друзей-однополчан, уберечь себя не смогла. Она погибает, а вместе с ней умирают мечты о семье, счастье, сыне Степке. И всю оставшуюся жизнь в снах, мыслях, сердце эта невосполнимая потеря напоминала о себе. Любовь героев была короткой и долгой, бесконечной - годы прошли, а они все вместе, всегда вместе, в памяти…

Никогда не забывал о грозовых сороковых и герой другого произведения. О нем поведал А. Качалов в рассказе «Роковая встреча». Молодой немецкий офицерик, ободранный, жалкий и затравленный, в последний день войны, завидев русского солдата, хотел застрелиться в разрушенном, разбитом здании, но Егорыч, совсем юный, возбужденный и счастливый от осознания, что войне пришел конец, спас дрожащего от ужаса фрица, отобрал вальтер, отправил домой, сказав: «Нет войны больше, а значит и ты не солдат». И всю свою жизнь немец искал встречи со своим спасителем, и это желание было столь сильным, что он на лице всех русских, тех, кого встречал во время путешествий, искал приметный крестообразный шрам. Встреча состоялась много лет спустя, когда годы и здоровье говорили о многом. Но память тут же восстановила их первую, незабываемую, единственную в годы войны встречу. Вот так один день войны затмил собою пять лет изнурительных, жестоких боев!

А закончить свои размышления хочется всем известными словами: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!». О войне, о горе, о смерти, о людях, прошедших этот ад. Давайте останемся верны этой памяти, как остались верны ей герои прочитанных нами книг.

Т.А.Балясникова

425 слов

Почему для человека важны не только цели, но и средства?

Я не раз слышал выражение: «Цель оправдывает средства». Неужели для достижения своих планов все средства хороши? Или все-таки нужно уметь правильно соотносить эти понятия, думать о нравственной стороне? Именно об этом заставляет меня задуматься тема, предложенная для сочинения. Хочется отметить, что во многих литературных произведениях показаны персонажи, которые специально выбирают безнравственные средства для достижения своих целей.

Например, герой стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Довольный человек» добился того, чего хотел – поднял себе настроение, пребывая в благостном состоянии, потому что сочинил клевету на приятеля, распространил ее, а услышав из чужих уст, поверил в сказанное и остался страшно довольным своим поступком. Очень точно охарактеризовал его сам автор: «Многообещающий молодой человек!». А мы, читатели, понимаем, что не хотели бы впустить в свой круг общения подобного клеветника и сплетника, потому что средство для достижения своего мелочного желания выбрал он неприятное.

А герой стихотворения в прозе Ш.П.Бодлера «Фальшивая монета» выбрал, как всем сначала казалось, благую цель: помогать нищим, подавать бедным. На самом же деле этот замысел служил лишь прикрытием его истинных планов. Так, герой фальшивую монету, заранее приготовленную, в качестве милостыни дал бедному, с глазами голодной собаки мужчине, желая тем самым бесплатно получить титул «благодетеля» от людей и Бога. Автор назвал «преступным развлечением безнравственные проделки героя, а мы поняли, как важно продумывать не только назначение цели, но и правильно выбирать средства для ее реализации.

Таким образом, мои размышления привели только к одному, мудрому, как мне кажется, решению: к манящему в ночи огоньку нужно пробираться тернистым, но праведным путем. Вот почему спросите себя: «Оправдывают ли средства, выбранные мной, ту цель, к которой держу путь?».

Т.А.Балясникова

«Трусость отнимает разум» (Ф. Энгельс).

Я знаю, что трусость – одна из самых негативных черт характера человека. Это такое состояние человека, когда он боится буквально всего: новой обстановки, изменений в жизни, знакомства с новыми людьми. Страх сковывает все его движения, мешая жить достойно, радостно. Однако особенно страшен трус во время трудных испытаний для народа, страны. Именно трусливые люди становятся предателями, так как они думают прежде всего о себе, о своей жизни. Страх толкает их на преступление, отнимает разум.

Да, перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни». Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж, который дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. Страх, боязнь за свое будущее отнял разум, возможность предугадать последствия содеянного. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

По-моему, жить и всю жизнь дрожать, бояться, как бы не вышло чего, как бы не случилось что-то страшное, - это ужасно! Но именно так прожил всю жизнь герой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Он хорошо усвоил слова отца:« …коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Вот пискарь и смотрел в оба, никого к себе не приглашал, отгородился ото всех, всего боялся, как бы рыба большая его не съела. А жизнь- то уже прошла. Пискарь в конце и сам понял, что это было «болезненное существование». Вот и ждёт он смерти, когда же она окончательно освободит его от всего этого. Жить, трусливо по ночам выглядывая из своей норы, - что может быть ужаснее? «Пискарь»- от слова пищит, герой попискивает, прячась в норе. Эта жизненная и душевная трусость никогда не сделает и людей счастливыми. Страшно, если раскаяние придёт к ним, как и к пискарю, уже в конце жизни, скорее даже не раскаяние, а осознание того, что жизнь прожита зря. И хорошо, если придёт…

Таким образом, я понял: чтобы сохранить разум, нужно оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем. И это то нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело ни было.

Т.А.Балясникова

Чем опасно бездуховное общество?

В человеке заложено два начала: материальное и духовное. Важно, чтобы и материальный, и духовный мир в каждой личности был развит.. Так что же такое бездуховность, и чем она опасна для современного общества? Бездуховность - это настоящая беда современности. Она выражается в приземленности, безнравственности, низкой культуре. Без духовности человек становится черствым, циничным, неспособным к сочувствию и состраданию. Возрастает и агрессивность, жестокость личности. Ради личной выгоды бездуховные люди готовы пойти на многие тяжелые преступления, даже на убийство. Потеря духовности - это потеря духа, души. А подтвердить мою точку зрения могут герои художественных произведений.

В произведениях Л.Н.Толстого мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью. Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.

И совсем о другом роман Е.Замятина «Мы». Он погружает нас в то общество, где решены все материальные проблемы, где вся жизнь, труд и даже любовь, подчиняется правилам, расписаниям. Все люди одинаковы, как муравьи, жизнь механически размерена, пронумерована. Всем и всеми правит машина подавления инакомыслия - «Бюро хранителей». Роман "Мы" – предупреждение о том, к чему может привести бездуховность в человеческом общежитии. Писатель, раскрывая важные проблемы, показал, каким губительным может быть тоталитарное государство и как трагичны жизни тех, кому выпало быть его частью, потому что отсутствие сострадания и сочувствия, индивидуальности может привести к тому, что изобразил писатель в своем произведении.

Бездуховность - одна из самых больших проблем современного общества. И проиллюстрировать вышесказанное мною можно высказыванием Р.Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».

Т.А.Балясникова