Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Православие траур и праздники. Хранить ли фото умерших? Траур по родителям в православии

Православие траур и праздники. Хранить ли фото умерших? Траур по родителям в православии

Инструкция

Соблюдайте обычаи страны, в которой живете. При назначении траур а на государственном уровне в связи со большого количества людей выдержите минуту молчания в знак уважения к погибшим и солидарности с остальным населением страны в выражении соболезнования их семьям. Государственные будут приспущены, а развлекательные телепрограммы отменены.

Носите одежду черных тонов при или друга. Глубокий траур подразумевает, что вся одежда на вас должна быть черного , а при полутраур е допускается носить только один черный предмет, например, платье или головной платок.

Соблюдайте траур сразу после . Длительность траур а зависит от степени близости вам усопшего. Например, после смерти супруга полагается соблюдать траур в течение года, а потерявшие супругу должны быть в траур е полгода. По родителям скорбят год, по менее от трех месяцев до полугода.

Воздержитесь от развлечений и посещения праздников, вступления в брак во время траур а. Не стоит устраивать пышные торжества, веселиться, петь и танцевать. Не отказывайте себе в общении. Если чувствуете, что вам тяжело, ощущаете потребность поговорить о своей утрате, выплакаться, то не стесняйтесь выражать свои эмоции.

Молитесь за усопшего, горячо и от всей души, если являетесь верующим человеком. Кроме внешних атрибутов траур а, это важное условие соблюдения траур а. Если умерший был крещен, закажите сорокоуст, а на девятый и сороковой дни после его смерти нужно отслужить панихиду. Не забывайте впоследствии упоминать имя , полученное им во время проведения обряда крещения, в молитвах за .

При мысли о законах, которые необходимо соблюдать в армии, в голове неизбежно всплывают растиражированные СМИ случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими (попросту "дедовщины") и дезертирства. Причем Уголовный кодекс РФ - это лишь вершина айсберга в огромном массиве нормативных актов, которыми должны руководствоваться в повседневной жизни военнослужащие Российской армии.

Инструкция

Начните с изучения раздела VI Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и ». В нем дается подробная информация о сроке службы военнослужащих, о порядке принятия воинской присяги и, самое главное, о воинских званиях, которые настоятельно рекомендую выучить заблаговременно, чтобы не прослыть в армии «тормозом», который не может быстро освоить элементарные вещи.

Прочтите Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В нем объясняются ваши права и обязанности во время прохождения военной службы, а также ответственность при нарушении этих обязанностей.

Процесс прохождения воинской службы регулируется 3 Уставами (на действует еще Устав службы на судах Военно-Морского Флота).
1. Устав ВС РФ является базовым нормативно-правовым актом, регулирующим повседневную жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части в целях поддержания внутреннего порядка и воинской дисциплины;
2. Дисциплинарный устав ВС РФ определяет понятие «воинская дисциплина», регламентирует обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и наказаний, а также прописывает порядок подачи заявлений, . В частности, прочитав данный устав, вы узнаете, за какие проступки вас могут отправить на гауптвахту;
3. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ определяет предназначение, порядок организации и несения караульной, комендантской и гарнизонной служб, права и обязанности военнослужащих, несущих эти службы.

Не забудьте ознакомиться с главой 33 Уголовного кодекса РФ, особенно, со ст. 335 «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности», ст.337 «Самовольное оставление части или места службы», а также ст.338 «Дезертирство». Как показывает , это наиболее распространенные правонарушения, совершаемые военнослужащими. Поэтому осознание того, чем вам может грозить, на ваш взгляд, невинная шалость вроде самоволки, сможет уберечь вас, например, от наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Не забудьте прочитать о существующих в настоящее время неформальных правилах. Найдите знакомых, которые служили в армии, и попросите рассказать, как там все устроено на самом деле. Поищите форумы отслуживших в армии и задайте им интересующие вас вопросы. Помните, опыт не заменят сотни циркуляров и предписаний, а как показывает практика, зачастую не соответствует положениям нормативно-правовых актов.

Считается, что умершие мать и отец посещают сны своих детей с целью помочь им, подсказать, направить на истинный путь. Сны, в которых человек обнимается со своими ныне покойными родителями, считаются благоприятными.

Видеть во сне умерших родителей. Сонник Миллера

Густав Миллер сообщает, что ныне покойные родители, привидевшиеся в теплой и уютной обстановке, символизируют благополучие. Если приснилось, как отец или мать ругают человека во сне, наяву это может означать неодобрение с их стороны. Видимо, сновидец делает что-то не так. Разговаривать во сне с умершими родителями – к помощи наяву.

Густав Миллер разделяет все сны об умерших родителях на две группы: первая группа – сны, возникающие при живых родителях, вторая группа – сны, возникающие после их истинной смерти. В принципе, Миллер в обоих случаях не видит ничего дурного. Напротив, сновидения о покойных родителях, возникающие при ныне здравствующих маме и папе, говорят об их долголетии.

Умершие родители во сне. Сонник Фрейда

Зигмунд Фрейд называет такие сны символами человеческих сожалений о своих упущенных возможностях, о каких-либо воспоминаниях и о прошлых успехах. Если сновидец видит, что его родители умерли, в то время как наяву они здравствуют, это может говорить о подсознательном желании спящего их смерти. Фрейд обосновывает такое жестокое толкование: видимо, когда-то родители препятствовали сновидцу в осуществлении его планов, за что он на них сильно обиделся.

Умершие родители во сне. Сонник XXI века

Согласно этим толкованиям, видеть во сне умерших родителей – к богатству и счастью. Если приснился ныне отец, наяву грядут потери: сновидец может лишиться наследства. Разговаривать во сне с умершим отцом – к верному пониманию и переосмыслению духовных ценностей. Не нужно спорить во сне со своими родителями, в особенности с папой, поскольку это может привести к упадку в делах.

Видеть во сне умершую маму – к предостережению от необдуманных поступков наяву. Умершие матери чаще всего приходят в сон к своим сыновьям, чтобы отговорить их от каких-то задуманных сомнительных поступков, которые могут выйти им боком. Кроме того, мама во сне символизирует перемены к лучшему, но иногда может сниться перед тяжелой болезнью сновидца или перед его собственной смертью.

Умершие родители. Сонник мира

Толкователи этого сонника говорят, что такие сновидения предупреждают о надвигающейся опасности. Нужно быть более осмотрительными с незнакомыми людьми. Беседовать во сне с покойными родителями - получить какие-то важные известия наяву. Ругаться во сне с ныне покойными матерью и отцом – к скуке по ним наяву. Сновидец, видимо, испытывает перед ними чувство вины. Нехорошим сном считается тот, в котором покойные родители протягивают сновидцу свою руку, зовя за собой.

Любой народ стремится сохранять традиции своих предков. Это является основой дальнейшего духовного развития нации. В современном обществе соблюдать традиции, которые передавались из поколения в поколение, становится сложной задачей.

У русского народа за сотни лет накопился бесценный опыт, который нашел свое выражение в традициях, поверьях, ритуалах. Смена языческой религии на христианскую повлияла на мировоззрение славян. Однако язычество со временем гармонично слились, образуя важнейший пласт культуры русских. Некоторые традиции трансформировались, сохранив при этом праславянскую основу. Соблюдение традиций предков является необходимым условием для продолжения рода и духовного развития. Большинство нравственных категорий русских подпитываются многовековым опытом русского народа.

Языческие традиции русского народа

Языческие верования считаются самыми древними и устойчивыми для славян. До наших дней дошли в основном календарные обряды, связанные с празднованием сохранившихся языческих праздников. Например, сожжение чучела Масленицы, колядование, плетение венков на Иван Купала, свадебные обычаи и др. Появились они благодаря земледельческому циклу древних славян. Соблюдение праздничных обычаев и ритуалов позволяет укрепить родственные узы и передать уникальные знания будущему поколению.

У каждого рода было свое священное животное, которое оберегало племя от нечистой силы. До наших дней дошел мифологический образ медведя, ставший одним из символов России. Медведь в славянской мифологии считался защитником от злых сил и покровителем семьи. Поэтому многие крестьяне имели дома талисман-оберег из медвежьей лапы. Также почитаемым животным был конь, так как большинство народов вели кочевой образ жизни. Конь являлся сакральным животным, а наличие подковы дома до сих пор ассоциируется в сознании русских с мощным защитным воздействием. Домовой заслуживает отдельного внимания. Это главный охранник дома и его хозяин. Домового надо было задабривать любыми способами, так как разгневанный домовой мог покинуть дом. Наши предки не мыслили сохранения гармонии в семье без домового.

Христианские традиции русского народа

Христианство заложило основы для духовного развития славян. Может показаться, что сегодня русские соблюдают не все православные традиции. Однако все зависит от сознательного выбора человека. Христианские традиции связаны прежде всего с нравственными категориями добра, справедливости, прощения, благодарности. Это те самые заповеди, которые человечеству завещал Иисус. Верующие люди стараются соблюдать их в жестких современных условиях. В праздничной обрядности христианские и языческие традиции тесно переплелись между собой, поэтому современному человеку сложно отделить одно . Так или иначе, соблюдение традиций предков - это важная составляющая внутреннего состояния человека. Таким образом создается невидимая, но очень мощная связь поколений.

Источники:

  • Традиции наших предков

Ниже вы найдете приметы, которые нужно знать людям, похоронившим близкого человека - когда можно открывать зеркало после похорон, делать уборку и ремонт, смотреть телевизор. Существует множество ограничений и запретов, которые были придуманы нашими предками, по большей части, еще в дохристианские времена.

Когда открывать зеркало

Известный факт - после смерти человека полагается закрывать все отражающие поверхности. Это не только зеркала, но и телевизоры, мониторы компьютеров и другие вещи, в которых можно увидеть свое отражение. Это делается для того, чтобы отражение покойного не осталось в доме, а его призрак не являлся живым.

О том, когда можно открывать зеркало после похорон, примет много. По одним, это можно делать сразу же после возвращения с кладбища и поминок . По другим поверьям это делают спустя три дня, или не раньше девятого дня после смерти . Но это все - современные традиции. В деревнях по сей день снимают занавеси с зеркал только на 41-й день , когда судьба души усопшего уже решена.

Приметы основаны на пути усопшего. Так, по истечении трех дней после смерти ангел-хранитель уводит его осматривать рай. На 9 дней он предстанет перед Господом и отправится на осмотр ада. На 40-й же день душе выносится окончательный вердикт о том, где она будет пребывать. Поскольку только первые три дня после смерти душа находится среди живых, открыть зеркала можно после того, как она покинет его. То есть, на четвертый день. Раньше считалось, что все 40 дней душа время от времени может наведываться к родственникам. Поэтому и не открывали зеркала весь этот срок.

Иногда зеркала вовсе не завешивают. Например, когда человек умер в больнице, и его тело везут на кладбище из морга, а не из дома. Это неправильно. Душа человека все равно будет возвращаться домой и пребывать возле близких при жизни людей. Иногда закрывают только те зеркала, которые находятся там, где находится покойник. Также неверно, ведь душа будет бродить по всем комнатам дома.

Некоторые славянские приметы утверждают, что тот, кто первым посмотрится в открытое после похорон зеркало, вскоре умрет. Чтобы не допустить этого, к зеркалу первой подносят кошку. Ей эта примета не страшна.

Можно ли смотреть телевизор

По понятным причинам старинных примет по этому поводу не существует, но как уже было сказано выше, телевизоры полагается закрывать, как и зеркала. Открывать их можно одновременно с зеркалами. То есть, либо после похорон, либо после третьего, девятого или сорокового дня.

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

Церковь не запрещает смотреть телевизор, но рекомендует воздержаться от развлечений хотя бы девять дней . Смотреть новости, познавательные передачи можно, а просмотр фильмов и ток-шоу лучше отложить. Нельзя включать телевизор в доме, где лежит покойник. Дождитесь окончания похорон. Если покойный не был близким вам человеком, ограничение на вас не распространяется.

Эти правила касаются и прослушивания музыки. Исключение - церковные песнопения. Если имеется такое желание, можно послушать классическую музыку. Кстати, траурный оркестр - советское нововведение. В старину сопровождали молитвы и религиозные песнопения.

Хранить ли фото умерших?

Ответ положительный. Фото - это воспоминания о дорогом человеке, память для его внуков и правнуков. Уничтожая фотографии усопшего, вы позволяете его потомкам никогда не узнать о нем.

Но все же изображение покойника связано с миром мертвых . Экстрасенсы по фото могут определить, жив человек или нет. Поэтому рассматривать фотографии усопших слишком часто не стоит. Нельзя также перебарщивать с их количеством на стенах, полках и столах. Не вешайте возле портретов живых людей, отделяйте живую и мертвую энергии. Лучшее место для хранения - фотоальбом.

Гораздо больше негатива несут в себе фотографии, сделанные во время похорон. Лучше всего не делать их. Но, если фото уже имеются, их лучше уничтожить. Не имеет значения, что там изображено - гроб, кладбище, процесс отпевания, они являются сильным источником некротической энергетики.

Когда убираться в квартире

Пока в доме находится покойник, заниматься уборкой и выносить мусор нельзя. В противном случае может умереть еще один человек в этом доме. По поверью, убирающий выметет или вымоет его из жилища.

Убирать же нужно сразу после выноса гроба. За усопшим подметают и вымывают полы в то время, когда провожающие в последний путь уже уехали на кладбище. Так делают, чтобы сразу вымести из дома смерть, болезнь, горе.

Причем, такую легкую уборку нельзя делать кровным родственникам умершего. Им лучше поменьше соприкасаться с эманациями смерти, чтоб покойник не забрал своих близких с собой. Не убирают после покойника и беременные, . Обычно просят подмести и вымыть пол кого-то из друзей семьи. Только он должен оставаться в квартире после выноса гроба. После этого человек присоединяется к скорбящим на поминках, на кладбище не присутствует.

Некоторые вещи особенно сильно пропитаны энергетикой смерти. Так, табуретки или стол, на которых стоял гроб, на несколько дней выносят на улицу и оставляют там ножками вверх. Это делается для того, чтобы избавиться от этой энергетики. В квартире можно воспользоваться балконом.

Обязательно уносят из дома все, что связано со скорбным обрядом. Это остатки ткани для обивки гроба, щепки от него, а также прочая ритуальная атрибутика, кроме портрета с черной лентой, стакана воды и куска хлеба. Все принесенные скорбящими цветы полагается оставить на могиле - они предназначены усопшему.

Не оставляют в доме также инструмент, которым снимали мерки для гроба, он приносит смерть еще одному жильцу в течении года. Из гроба ничего не забирают. Веревки, которыми связывали руки покойнику, копейки, которые лежали на глазах - все это должно оставаться в гробу. Свечи забирают на кладбище, как и зерно, в котором они стояли. Нельзя хранить также икону, которая стояла перед гробом. Ее пускают по реке или относят в церковь.

Когда же можно убираться после похорон, если вопрос заключается в генеральной уборке или приведении в порядок комнаты умершего? В любое время, но после поминок или выноса гроба. Если в это же время вы открываете зеркала, их также следует вымыть. Если вы решили держать их закрытыми 3, 9 или 40 дней, оставьте это на потом.

Можно ли делать ремонт

Ремонт после похорон делать можно, но только как пройдет 40 дней после смерти . Душа умершего время от времени наведывается посмотреть, как живут близкие. Ей хотелось бы видеть привычную обстановку, изменения могут разгневать дух.

После 40 дней же, как минимум, придется заменить кровать, на которой спал усопший, а также кровать (диван, покрытие пола или лестницы, кресло и т.д.), ставшую смертным одром. Кроватью мертвого человека нельзя пользоваться его кровникам. Ее можно отдать или продать. Ставить новую кровать необязательно, используйте освободившееся пространство так, как посчитаете нужным.

Место смерти же еще несколько лет будет источать некротическую энергетику. Поэтому и полагается заменить все то, что соприкасалось с умирающим, будь это покрытие пола, куда он упал, или мебель и постельное белье. Как правило, такие вещи выбрасывают или сжигают. В деревнях поступают несколько иначе - уносят на три в курятник, чтобы петух «отпел весь негатив».

Личные вещи умершего , как правило, раздают малоимущим или продают. Это касается не только одежды. Любимая чашка или тарелка, пепельница, игрушка-антистресс - не стоит это все хранить. Хотя многие оставляют на память о покойном.

Что еще нельзя делать после похорон

В доме, где умер человек, нельзя заниматься стиркой. Данный запрет действует, пока в доме стоит гроб. То есть, после похорон можете приступать к приведению одежды в порядок.

Можно ли купаться после похорон? Поверья рекомендуют делать это тогда же, когда вы решите снять ткань с отражающих поверхностей. То есть, сразу после поминок, через три, девять или сорок дней. В старину мылись только на 41-й день после смерти.

Среди того, что нельзя делать после похорон - шумные праздники. В течение 40 дней нежелательно устраивать торжества. Празднование Дня рождения лучше перенести или вовсе отменить. Но можно отметить его скромно, в кругу семьи, без громкой музыки и шума.

Девятидневный, а лучше сорокадневный запрет касается и свадьбы, но здесь все зависит от эмоционального состояния родственников умершего. К тому же, свадьба - назначенное заранее мероприятие, связанное с большими затратами. Если вы играете свадьбу раньше, чем истекло сорок дней со дня смерти родственника, во время торжества нужно упомянуть об этом и отдать дань памяти об усопшем. Венчание же разрешено в любое время.

Многие считают, что среди того, что нельзя делать после похорон близкого человека, находятся поездки и путешествия. Это неверно. Они помогут отвлечься, но во время путешествия стоит отказаться от различных увеселительных мероприятий. Не забывайте поминать умершего и молиться о его душе во время отпуска.

Кроме этого, родственникам усопшего в течение сорока дней нельзя шить и стричься. Если имеется необходимость в ремонте одежды, придется этим заняться. Но пошив одежды, который не является срочным, должен быть отложен. Это же касается стрижки. Челка мешает выполнять повседневные дела? Избавьтесь от нее. Но если дело в смене имиджа, сделайте это через сорок дней.

Столько же времени семье покойного нельзя пить алкоголь . Возможно, запрет вызван тем, что горе - пособник алкоголизма. Но поминальные приметы запрещают пить также на поминках. Причина заключается в том, что алкоголизм - это грех. Сорок дней родные могут отмолить грешного человека. Если же в это время они будут грешить, это только усложнит его загробную жизнь.

После похорон идут только на поминки, а оттуда - домой. Идти в гости нельзя, иначе в тот дом придет смерть. Ходить в гости или по делам можно только на следующий после похорон и поминок день. Поминки - это еще и девятый и сороковой день, и после них также действует этот запрет. Нельзя также ходить на торжества, которые проходят в общественных местах - дни рождения, свадьбы.

Не ходят с поминок на поминки. Если в один день поминают двоих усопших, выбирайте того, кто вам ближе. А вот проститься можно и с несколькими покойниками, поддержать родственников, выразить скорбь. Во время похорон не посещают могил близких и друзей. В этот раз вы пришли только к одному умершему, и посещение других будет расценено как неуважение.

Мнение церкви

Существует множество поверий, которые полагается соблюдать после похорон. Это поможет защититься от некротической энергетики, болезней и прочих неприятностей. Кроме этого, некоторые приметы направлены на улучшение загробной жизни покойного и его очищение от грехов.

Из этой статьи Вы узнаете, что такое траур, а также чем личный траур отличается от траура государственного.

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых – принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха: народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни,– это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»

Траур (от немецкого trauern - оплакивать) - форма внешнего выражения горести, вызванной утратою близкого существа, общественного бедствия, смертью государственного или общественного деятеля. У народов самых различных рас можно заметить сходные траурные обычаи: ношение одежды особого цвета, раздирание одежды, обрезание волос, самоизувечения всех видов, посты, само-убийства, громкие причитания и восхваления покойника, множества табу (энциклопедия Брокгауза и Эфрона). Это слово имеет еще одно значение - определенного цвета одежда или ее деталь, надеваемая в знак скорби.
Траурные обычаи возникли в глубокой древности и дошли до наших дней, в чем-то изменившись, в чем-то оставшись неизменными. Они, в первую очередь, зависят от исторических, культурных, религиозных традиций того или иного народа. У некоторых это, в понимании европейца, нечто экзотическое, порой, дикое. Кому-то, напротив, дикими кажутся цивилизованные традиции траура. У разных народов разные сроки траура. Сходство, в том, что самый длинный срок траура всегда для вдовы (реже - для вдовца). Уменьшение срока происходит пропорционально уменьшению степени родства. Цвета траура также различаются.
О том, как горюют (или горевали) об умерших разные народности в разные времена и пойдет речь в этой публикации.
ТРАУР В ДРЕВНОСТИ

Если говорить о древних языческих традициях траура, то у большинства народов они похожи. Траур, как правило, длился недолго, но был очень показательным. Проявлялась эта показательность в самоистязаниях, которые практиковались повсеместно. В Древней Греции женщины, оплакивавшие близких родственников, срезали волосы и царапали себе ногтями до крови лицо, а иногда и шею. Мужчины тоже стригли волосы в знак уважения к умершему и скорби о нем. Такой обычай не был чужд и Древнему Риму. В Древней Спарте , славившейся своими суровыми законами, траур продолжался одиннадцать дней. На двенадцатый следовало принести жертву богине земледелия и плодородия Деметре и перестать плакать. В Риме нельзя было носить траур по ребенку, которому не было еще трех лет. По детям старше этого возраста (до десяти лет) можно было носить траур столько месяцев, сколько лет ребенок жил. Срок вдовства составлял десять месяцев. После чего женщина или мужчина могли вступать в новый брак. Древние иудеи, филистимляне, моавитяне и арабы , оплакивая смерть близкого человека, выбривали себе плешь на голове (женщины обрезали волосы), брили бороды и наносили себе увечья. Арабские женщины, кроме этого, срывали верхнее платье, били себя обувью. Турки в знак траура резали лица ножами так, что кровь текла струями, смешиваясь со слезами. Обычай раздирать ногтями лицо существовал у ассирийцев, армян, скифов, гуннов, славян. Скифы и гунны , помимо этого, брили волосы. У скифов обряд самоистязания был жесток: они отрубали куски ушей и стрелами пробивали левую руку. Славяне относились к себе более гуманно. У них, кроме расцарапывания лица, было принято громко выражать свое горе по умершему - кричать и причитать. Древние скандинавы также расцарапывали лицо и громко причитали. Кроме того, по случаю траура они надевали кольца, которые были амулетами и, по поверью, предохраняли от любого вреда, который могла нанести душа покойного.
Особого разговора заслуживают траурные обычаи народов Африки, Америки, островной Азии и Австралии. Многие из них сохранились до наших дней.
В Африке, помимо отрезания волос и расцарапывания лица, до сегодняшнего времени практикуется обрубание пальцев, посыпание головы пеплом, громкие рыдания. В племени киси (Либерия) женщины покрывают тело толстым слоем грязи и раздирают ногтями грудь. В некоторых племенах Южной Африки вдову запирают на месяц в изолированном помещении, а по истечении этого срока она, прежде чем вернуться домой, должна сбросить свою одежду, вымыть все тело и острым камнем сделать порезы на груди, руках и ногах.
Широко практиковались случаи самоистязания в индейских племенах Северной Америки . Среди обрядовых действий: стрижка волос, их подпаливание на погребальном костре, протыкание рук, ног стрелами и ножами, намазывание лица углем, посыпание его пеплом от сожженного тела покойного. Чем сильнее любовь к умершему, тем глубже порезы, наносимые на тело. Индейцы считали, что душевная боль уходит сквозь телесные раны.
На острове Таити ближайшая родственница покойного прокалывала зубом акулы макушку своей головы в нескольких местах, кровь собирали на кусочки холста, которые затем бросали в гроб. Таким же образом собирали и слезы. Процедура эта повторялась в течение нескольких дней. На Гавайских островах, когда умирал король или великий вождь, люди срывали с себя платья, выбивали дубинкой или камнем глаза и зубы, выдергивали волосы, жгли и резали тело. Похожие традиции существовали на островах Тонга, Самоа, Маркизских , а также в племени маори из Новой Зеландии. В Новой Гвинее до сих пор близкие родственницы умершего совершают «биси» - обмазывание глиной всего тела.
Но нигде обычай самоистязания живых в честь умерших не практиковался с большей систематичностью и суровостью, чем у аборигенов Австралии . У племен Западной Виктории вдовец оплакивал жену три месяца. Через каждую ночь он рыдал, перечисляя ее добрые качества, раздирал ногтями лоб, обмазывал белой глиной лицо и голову. Если он любил ее особенно нежно, то делал на груди горящим куском коры ожоги в три ряда. Вдова проделывала все это в течение года. Дети в трауре по родителям делали порезы на бровях. Отец, оплакивая ребенка, рассекал томагавком кожу на голове, мать прижигала грудь и живот горящей головней.
В других племенах траур выражался похожими способами с той лишь разницей, что, в отличие от мужчин, увечивших себя не слишком сильно, женщины увечили себя с головы до ног.
В племени арунта (Центральная Австралия), мужчина, оплакивая своего тестя, должен был разрезать себе плечо, в противном случае жена его могла быть отдана другому, чтобы укротить гнев духа против непочтительного зятя. Кровь, вытекавшая из ран при всех этих траурных истязаниях, наносилась на тело покойного или стекала в могилу. Эти обычаи дошли до наших дней.
С древнейших времен стали появляться и цвета траура. В Египте таким цветом был синий. А в Междуречье было два цвета траура. Объяснялось это тем, что, в зависимости от имущественного и социального статуса, жители Двуречья делились на две категории. Первая категория - дети земли (низкое происхождение). Их траурным цветом был багрово-желтый, поскольку их хоронили как сурков в норе. Нора спящего сурка была усыпана зернами (потому такой цвет). Вторая категория - чада неба (высокое происхождение). После смерти они уподоблялись угасшему солнцу. Цветом их траура был черный.
ТРАУР В АЗИИ
Теперь поговорим о современных традициях траура. Наиболее тесно они примыкают к древним в Азии. Поскольку Азия - большой континент, разделим его на три части: Дальний Восток, Центральная Азия, Ближний Восток. Конечно, такое разделение весьма условно, поскольку в настоящее время представленные народы могут жить не только в тех местах, где они жили в начале своей истории.
Траур на Дальнем Востоке
Самое большое государство в этой части Азии - Китай. Основная религия - конфуцианство, которое предполагает особое почитание в отношении родителей. В Древнем Китае после кончины отца все погружалось в траур: первые три дня никто не ел, женщины не причесывались, снимали с себя обувь и украшения. Сидеть полагалось только на полу, возле гроба, в который укладывали любимые вещи главы семейства, в том числе книги и драгоценности. К гробу подносили угощения, постоянно жгли благовония. По старинной традиции, изготавливали куклу - двойника покойного: сворачивали кусок белого шелка и перевязывали так, чтобы получились голова, руки, ноги и туловище. На ночь куклу укладывали спать, утром сажали за стол и «кормили», а во время похорон торжественно несли впереди гроба. Потом двойника усопшего водружали в храм предков. Траур по отцу и матери длился три года. Чиновники на это время уходили со службы с сохранением жалования и правом возвращения на должность по окончании траура. Три года не справлялись свадьбы и семейные праздники. Родственники умершего не участвовали ни в каких развлечениях. В течение 27 месяцев со дня смерти родителя дети не должны были надевать ни шелк, ни сатин, ни одежды красного цвета. Самые почтительные дети принимали различные обеты: спали на рогоже, терпели жару и холод. Срок траура жены и наложниц по мужу также составлял три года; мужа по жене - пять месяцев; по наложнице жена не носила траура, а муж соблюдал его лишь в том случае, если наложница родила ему сына. Траур в современном Китае, конечно же, претерпел некоторые изменения, но основные его принципы соблюдаются до сих пор. Цвет траура здесь - белый.
Сосед Китая - Корея. Поскольку она тоже испытала большое влияние конфуцианства, то правила траура там были схожи с китайскими (с некоторыми различиями). В течение всего времени траура следовало носить специальную одежду из простого небеленого холста. Цвет одежды в связи с этим был серовато-белым. Наиболее продолжительный траур носил ближайший старший потомок, который вместе со своей женой находился в трауре три года. Любопытно, что траур невестки по свекрови длился три года, в то время как по родной матери - всего год. Испокон веков корейцы верили, что душа покойного остается в доме с семьей. Каждый день в течение месяца они ставили еду перед поминальной дощечкой - хонпек, где было написано имя умершего. Начиная со второго месяца, первого и пятнадцатого числа ставили только завтрак. Продолжалось это год. Обряд подношения еды в первую годовщину смерти назывался «сосан». Утром этого дня после специального омовения хозяева дома подготавливали ритуальную посуду и специальную еду. На рассвете совершали обряды, которые включали ритуальные кормления усопшего, сопровождавшиеся многочисленными поклонами и монотонными песнопениями. Во вторую годовщину смерти совершался похожий ритуал, носивший название «тхэсан». Оставшийся год траур выражался ношением специальной одежды и отсутствием праздников. Срок траура был сокращен в 60-е годы ХХ века, так как военное правительство рассматривало продолжительный траур и сопровождавшие его жертвоприношения как разорительные мероприятия,
противоречившие тогдашней политике поощрения сбережений. В настоящее время, в соответствии с корейскими законами, продолжительность траура по родителям ограничена ста днями, но наиболее распространенным является 49-дневный траур. В течение этого периода родственники умершего должны воздерживаться от увеселений. Регулярное ношение традиционной траурной одежды прямо запрещено нынешним законом (хотя на похоронах ее надевают), но, по новой традиции, женщины во время траура носят ленточку из холста в прическе или, реже, на одежде, а мужчины прикрепляют такую же ленточку к пиджаку.
Японский траур - это переплетение буддистских, синтоистских и конфуцианских традиций. В течение 49 дней родственники умершего молятся о его перерождении в Чистой Земле. Буддизм утверждает, что со времени смерти до нового рождения проходит именно такой промежуток. Домочадцы покойного облачаются в траурные одежды, убирают обычную утварь, занавеси, ширмы, заменяя их траурными. Синтоизм считает траурными цветами оттенки серого: от светлого до темного. Чем более тесными узами был связан человек с покойным, тем темнее должно быть его платье. К концу траура можно носить более светлую одежду, чем в начале. Срок траура зависит от степени родства и некоторых других обстоятельств. По отцу, матери, мужу (до недавнего времени еще и по императору, сюзерену) - год. По деду и бабке с отцовской стороны - шесть месяцев, по прадедам с отцовской стороны, деду и бабке с материнской стороны, дядьям и теткам с отцовской стороны, жене, братьям, сестрам, родителям мужа - три месяца, по прочим родственникам - месяц, по совсем дальним родственникам - семь дней. По окончании срока траура возвращается обычное убранство, совершаются очистительные обряды, надеваются обычные одежды.
Траур в Центральной Азии
В некоторых странах этого региона траурные традиции похожи на те, которые существуют на Дальнем Востоке, во многих их диктует ислам (о мусульманском трауре будет сказано ниже). А пока остановимся на нескольких необычных для нас моментах, присущих странам, расположенным в Центральной Азии.
В Индии умерших принято кремировать. На следующий день после кремации пепел, оставшийся от тела, собирают в специальный сосуд, отвозят к истокам Ганга и погружают в священные воды (такая процедура обязательна не для всех, а только для очень религиозных людей). В течение следующих двенадцати дней соблюдается траур, в это время в доме умершего принимают родственников и соболезнующих. Для этого из гостиной выносят всю мебель, так как во время траура все должны сидеть на полу. Родственники и друзья покойного обязательно должны нанести его семье визит соболезнования. Цвет траура в Индии - белый.
В Казахстане, согласно традиции, по умершему в течение длительного времени носится траур, а его вдова или мать обязаны стенать. Вдова год носит черные одежды, повязав голову белым платком. В этот период поют погребальные песни, которые звучат перед восходом солнца и на закате, а также при приближении человека, приехавшего выразить соболезнование. Как видно из описания наряда вдовы, в траурной гамме казахов присутствует как черный, так и белый цвет.
Цвет траура у каракалпаков (народности, живущей в Узбекистане) - синий.
Траур на Ближнем Востоке
В этой части публикации рассмотрим траурные традиции мусульман и иудеев.
В исламе траурные ограничения касаются только женщин. В Коране траур обозначен арабским словом «хидад», что означает «запрещение, отказ». Для мусульманских женщин существует два вида траура: по мужу и по всем остальным.
В период траура овдовевшая мусульманка не имеет права вторично выйти замуж. Этот период начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до нее позднее, и длится четыре лунных месяца и десять дней. В это время женщине запрещается: использовать косметику; красить волосы; носить одежду из шелка и окрашенную в яркий цвет (вообще цвета траура в исламе белый и лиловый, но допустим темно-зеленый и черный); носить украшения; делать прически (можно лишь расчесывать волосы); использовать духи и благовония; проводить ночь вне дома. Траур по любому родственнику составляет три дня, и верующая женщина не должна держать его дольше. Для мужчин траурные ограничения сводятся лишь к запрету снимать головной убор во время похоронной церемонии.
Иудейский траур подразделяется на четыре периода, с каждым из которых интенсивность траура постепенно снижается. «Нулевой» период - онен - между смертью и погребением. В это время все силы родственников направлены на организацию похорон.
Первый период (основной) - шива - семь дней со дня похорон. В это время соблюдаются все заповеди, читаются все молитвы и благословения. Скорбящему не следует выходить из дома. Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались вместе. Скорбящему запрещено: работать, мыться, пользоваться косметикой и духами, стричься и бриться, стричь ногти, носить кожаную обувь, надевать выстиранную одежду, осуществлять супружескую близость, изучать Тору, приветствовать людей, развлекаться. В дни шива родственники покойного должны ходить в одежде, на которой сделана криа (надрыв). Криа делается напротив сердца и означает разбитое сердце. Надрыв не должен проходить по шву. Сидеть можно только на низкой скамейке (не выше двадцати четырех сантиметров), на подушке или на полу. Это один из самых характерных знаков траура. Если в дом скорбящего приходит посетитель, то он не должен здороваться и начинать разговор. Беседа начинается хозяином дома и ведется в форме ответов на его вопросы. Как правило, говорят о достоинствах умершего. Посетителю важно вовремя покинуть дом, произнеся при этом слова утешения.
Второй период - шлошим - с восьмого по тридцатый день. В этот период сохраняются запреты на стрижку волос и ногтей, бритье, пользование косметикой, развлечения, ношение новой или свежевыстиранной одежды. Но существуют некоторые послабления. Замужняя женщина или невеста могут пользоваться косметикой. Бороду и усы можно поправить, если они мешают еде. Ногти можно устранить зубами. В день окончания шлошим принято посещать могилу и устраивать поминовение.
Третий период - до года после похорон - соблюдается только в случае смерти родителей. Цвет траура - серый - от темного до светлого.
ТРАУР В ЕВРОПЕ
В средние века, да и позже, правила траура разделялись по сословному признаку. В семьях низших сословий ему не придавали большого значения и не уделяли много времени. Чем выше был ранг знатной особы, тем внушительнее должен был выглядеть траур по усопшему. Королева Франции в течение года не должна была покидать покои, в которых ей сообщили о смерти супруга. Знатным дамам полагалось шесть недель после смерти мужа оставаться в постели. Траур в случае смерти одного из супругов носился два года, если не был заключен новый брак. Если у знатной дамы умирал кто-то из родителей, она девять дней проводила в постели, а оставшиеся до шести недель дни сидела возле постели на большом куске черной материи. В период траура по старшему брату сестра должна была шесть недель не выходить из комнаты.
В 1765 году в Париже вышла книга «Правила придворного траура в хронологическом порядке». Согласно этой книге, существовал «большой траур». Его следовало носить по смерти родителей, дедушек и бабушек, супруга, брата. Весь его период делился на три части: шерстяной, шелковый и малый траур. По смерти родителей шерстяной траур длился три месяца, в этот период правила предписывали простую тканую одежду и самые простые принадлежности к ней. После этого шесть недель разрешалось носить черное шелковое платье с черными украшениями. В следующие шесть недель мрачность строгого траура смягчалась черно-белым сочетанием малого траура, эту одежду шили из любого материала тонкой выделки, к ней можно было надевать бриллиантовые украшения. Продолжительность траура обычай определял так: по супругу и супруге - полтора года, отцу и матери - шесть месяцев, дедушке и бабушке - четыре с половиной месяца, брату и сестре - шесть недель, дяде и тете - три недели, двоюродным родственникам - пятнадцать дней, племянникам - восемь дней.
В девятнадцатом веке, как впрочем и во все времена, самым строгим был траур вдовы. В течение года и одного дня женщина должна была носить исключительно черное платье, почти полностью покрытое крепом, и накидку из бомбазина, шерсти и шелка. В одежде не допускалось ничего блестящего. Из драгоценностей - только обручальное кольцо и специальные траурные украшения из гагата. На голову надевалась траурная шляпка с вдовьим чепцом и вуаль из крепа. Вдова должна была писать на специальной бумаге с черной каймой. После окончания этого срока надевалось черное платье с отделкой из крепа. Через полгода можно было окончательно избавиться от крепа и носить простое черное платье. Через два года вдова переходила к полутрауру. В одежде появлялись серый, лиловый, белый цвета, гагат заменялся на жемчуг и аметисты. Некоторые вдовы носили траур всю жизнь. В течение первого года траура вдова была полностью выключена из жизни общества. Она не могла бывать на приемах и обедах, посещать театры, даже простое появление на людях считалось дурным тоном. Позволено было только принимать визитеров. Спустя год общественная жизнь постепенно возобновлялась. Для мужчин траур был гораздо проще. Примерно полгода они носили траурную черную повязку на рукаве. После чего могли начать появляться в обществе.
В наше время правила траура в большинстве европейских стран не так строги. Траур по мужу, отцу и матери длится год, по жене, бабушке и дедушке - полгода, по остальным родственникам - три месяца.
Интересны траурные обычаи греков (более всех из представителей Западной Европы близких к славянским культурным традициям). В знак траура по умершему члену семьи женщины носят черную одежду от одного до трех лет. Если умирает муж, вдова должна ходить в черном остаток жизни. Если она снова выходит замуж, то может носить после свадьбы цветные платья. Мужчины в знак траура сорок дней носят черную повязку на рукаве и не бреются, так как это считается признаком тщеславия, потом они снимают повязку и начинают бриться снова. В городах траур соблюдается не так строго, но на небольших островах и в деревнях эти традиции все еще практикуются, так как очень немногие коренные жители осмеливаются их нарушать.
Европейские обычаи траура характерны и для стран, находящихся на других континентах (Америка, Австралия), но живущих в соответствии с европейскими традициями.

В последнее время (из-за различных природных, техногенных катастроф и террористических актов)часто объявляется общенациональный траур. В советский период это было только после смерти вождей. Согласно законодательству, траур объявляется президентом, который учитывает общественный резонанс трагедии и число ее жертв. В день общенационального траура приспускаются осударственные флаги, на государственных теле- и радиоканалах отменяются все развлекательные программы.Также в такой день рекомендуется перенести или вообще отменить спектакли и цирковые представления.

ТРАУР В РОССИИ
Траурные обычаи в России в большинстве своем опирались на православные каноны. Конечно же, самый глубокий траур выпадал на долю вдовы. Долгое время на вдов на Руси налагался пожизненный траур. Часто после смерти мужа женщина принимала монашеский постриг. Можно привести множество примеров самоотверженности русских вдов. Императрица Мария Федоровна (урожденная датская принцесса Дагмара) тридцать три года (до конца жизни) носила траур по своему супругу императору Александру III.
5 февраля 1905 года в результате покушения был убит московский генерал-губернатор (брат Александра III) Великий князь Сергей Александрович. Прибывшая на место кончины супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна своими руками собрала на носилки то, что осталось от мужа. После похорон она не снимала траур, держала строгий пост, молилась, отказалась от роскоши и светской жизни. Большую часть своего имущества она использовала на постройку обители Милосердия. Для убийцы своего мужа она попросила помилования у Николая II, но прошение было отклонено. В 1992 году решением Православного Собора Великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена к лику святых.
Вообще православие предписывает соблюдать глубокий траур по родителям, детям, дедушке, бабушке, супругам, брату, сестре. Самый долгий траур по мужу - два года; по родителям, жене, детям - год; по дедушке и бабушке - полгода; по брату и сестре - четыре месяца, по дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца. Во время траура православные христиане должны усугубить молитву и приложить пост и милостыню (по возможности).
Светские правила траура несколько отличаются от церковных. Срок траура для вдовы - год. Одежда в этот период должна быть черного цвета, украшения отсутствовать. Такой же срок траура по родителям, но глубокий траур длится полгода, еще три месяца - обыкновенный, остальные три месяца - полутраур, когда к черному цвету в одежде примешивается серый и белый. По бабушке, дедушке, сестре и брату носится полугодовой траур, который подразделяется поровну на глубокий и полутраур. В современных условиях, особенно в городе, часто отступают от траурных традиций. Все индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Неизменным остается лишь цвет траура - черный. Хотя Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому цвет траура у каждого народа, живущего в России, свой. Например, у северных народов - ненцев и саамов он зеленый.

КОНЧИНА И ПОГРЕБЕНИЕ
Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», изданной в Санкт-Петербурге в 1889 году.
В этом сборнике советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, предназначенных для российского общества конца XIX века, наш современник - специалист похоронного дела - найдет рекомендации, так необходимые сегодня для развития похоронной культуры, для внедрения в повседневную практику. Возродить исторический отечественный опыт, использовать все лучшее и ценное - наша общая задача. Сегодня публикуем правила благообразного поведения при кончине и погребении усопшего и образцы похоронных извещений и приглашений, применяемых в России в позапрошлом веке. Для удобства восприятия материал переработан на современный язык с сохранением стилевых оборотов того времени.
ИЗВЕЩЕНИЯ И ПРИГЛАШЕНИЯ НА ПОХОРОНЫ
О кончине кого-нибудь из семьи следует сообщить всем тем, кто имел с усопшим какие-либо деловые сношения или был с ним в хороших отношениях. Извещения эти делаются посредством пригласительных билетов на погребение.
Но такого рода официальные извещения и приглашения не должно делать близким родственникам и коротким знакомым, т.к. такая официальность может показаться обидною для них; они должны быть извещены частным образом тотчас же, как только произошло печальное событие.
Что касается издержек на погребение, то следует производить их с осмотрительностью и благоразумием; конечно, не нужно скупиться, но в то же время не следует забывать, что чрезмерная пышность на похоронах может быть сочтена за гордость и тщеславие.
Приглашенные на похороны лица являются туда в трауре или во всяком случае в костюме черного цвета.
Входя в дом, в котором находится усопший или усопшая, следует молча раскланиваться с присутствующими там лицами.
Всякого рода громкий разговор, а тем более смех, здесь не только не уместны, но и в высшей степени не приличны.
Сочувствие свое родным покойного следует выражать более дружескими рукопожатиями и сочувствующим взглядом, нежели длинными соболезнованиями и причитаниями, которые скорее могут еще более усилить душевное страдание, но не успокоить его.
Выразить в теплых словах свое сочувствие человеку, понесшему горькую утрату, дело, конечно, хорошее. Но при этом никогда не следует забывать, что «хотя подчас нам и дорога услуга, но за нее не всяк умеет взяться».
Получив приглашение присутствовать во время печальной церемонии, не явиться на нее - крайне невежливо, если нет на это уважительной причины.
ПОГРЕБАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ
В погребальном шествии самые близкие родственники покойного идут за гробом первые. Проходя мимо знакомых, они молча обмениваются с ними поклоном. За гробом следует идти молча, с печальным и сосредоточенным видом.
Если погода холодная или идет дождь, то при выносе покойного в церковь можно следовать за гробом, надев на голову шляпу, в ясную же и теплую погоду следует идти с непокрытой головой.
Женщины, истинно расположенные к семейству усопшего, должны во время похорон утешать и окружать заботливостью его отца, мать, жену и дочь, убитых горем и отчаянием.
Нужно, если возможно, всегда стараться присутствовать на погребении, на которое было получено приглашение; даже в том случае, если вы с покойным находились в самых далеких отношениях, ваше присутствие всегда доставит семье усопшего удовольствие, за которое оно будет вам признательно.
Дамы могут и не являться в дом усопшего, а прямо отправляться в церковь.
Родственники и друзья покойного должны провожать его до кладбища, лица же малознакомые и по выходе из церкви могут оставить шествие.
При похоронах молодой девушки подруги идут в первых рядах погребального шествия, они должны сопровождать тело своей подруги не только в церковь, но и на кладбище.
При встрече с погребальным шествием мужчины обязаны снимать шляпу.
Визиты траурной семье называются визитами соболезнования, они требуют траурного костюма.
Если известие о смерти лица, с которым мы были в хороших отношениях и с семьей которого хорошо знакомы, застает нас в другом городе, то следует немедленно послать его семейству соболезнующее письмо или телеграмму.
Не мешает всегда помнить прекрасное правило, перешедшее к нам от древних римлян: «о мертвых или ничего не говорят, или только хорошее».
О ТРАУРЕ
В жизни человека нет такого счастья, которое было бы вечно, так как и сама земная жизнь наша не вечна.
Семейная жизнь, доставляя нам столько радостей и утех, именно вследствие этого носит в себе и зачатки будущих огорчений, т.к. рано или поздно мы должны будем расстаться со всем этими радостями и утехами.
Болезнь, неблагоприятные обороты судьбы, всякого рода томительные опасения часто нарушают семейное счастье. Но ничто не приносит нам столько горя, как потеря дорогого для нас и близкого существа.
Что значит потеря состояния, что значат величайшие лишения, самые роковые заблуждения, что значат все эти испытания в сравнении с потерей члена семьи.
Как страшна минута, когда те уста, которые обращались к нам с такими нежными словами, умолкнут навсегда; когда те глаза, которые столько раз смотрели на нас с такою любовью, с таким нежным участием или с таким радостным сочувствием в моменты счастья, закроются навеки; когда рука, которая, пожимая нашу руку, возвращала нам бодрость, станет холодной, как лед; когда дорогие черты лица покроются торжественной невозмутимостью.
И даже сохранить эти дорогие останки мы не можем. Их нужно отвезти в то место, где царствует покой и тишина, видеть, как они опускаются в темную глубину могилы.
Траур, в настоящем значении этого слова, есть наружное выражение такого чувства сильной горечи и печали души, которое причинила нам смерть наших родных и друзей. Печальное платье, которое носят при таких обстоятельствах, называется траурным и служит наружным знаком того, что должно испытывать в глубине души.
Наружный траур есть установление, предписываемое законами всех стран и основанное на глубоком религиозном чувстве и нравственности.
Обыкновения носить траур после смерти друга нет, хотя потеря эта часто бывает очень горестна. Но тот, кто лишается родственника, должен строго придерживаться траура. Чем ближе по родству к нам усопший, тем более обязаны мы отдать этот долг его памяти.
Есть два рода траура: глубокий траур и траур обыкновенный, или полутраур.
Глубокий траур носится только после смерти отца, матери, деда, бабки, мужа, жены, брата, сестры.
Траур после смерти отца и матери продолжается год; после деда и бабушки - шесть месяцев; после мужа - два года; после жены - один год; после детей тоже - один год; после брата и сестры - четыре месяца; после дяди и двоюродного родственника - три месяца.
Глубокий траур разделяется на три периода, продолжительность которых зависит от того, после какого лица он носится. В первый период женщины носят черные суконные или шерстяные платья; во второй - черные шелковые, а в третий - черное с белым или серым.
В богатых домах и прислугу одевают в глубокий траур по случаю смерти их господина.
Каждый при ношении траура должен отказаться от всякого рода празднеств во все продолжение траура. Являться в собрание в траурном платье было бы неуважением к памяти усопшего, но еще более предосудительно добровольно сбросить траур для того, чтобы присоединиться к веселящейся компании.
Вдова не должна показываться в обществе в первое время своего траура; затем она может выезжать только с простыми визитами, в виде благодарности к тем лицам, которые оказали ей свое внимание и сочувствие.
О ВИЗИТАХ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Когда кто-нибудь из ваших приятелей лишился кого-нибудь из своих родных, который был ему дорог, или когда в каком-либо знакомом семействе умер кто-нибудь из членов семьи наша обязанность посетить это семейство и, утешая понесших утрату, выказать им наше сочувствие. Такой визит в подобные горестные минуты приносит удрученным горем больше утешения, чем это обыкновенно предполагают.
Делая такой визит, следует держать себя серьезно и быть одетым в платье черного цвета как мужчинам, так и женщинам.
Визиты этого рода обязательны для женщин. Их чувствительность в таких горестных случаях действует благотворно на страдающие сердца и приносит много облегчения. Делая эти визиты, никогда не нужно брать с собою детей.
На случай же отсутствия хозяев следует запастись визитными карточками с узеньким черным бордюром.
Если же находитесь в дороге или больны, вы обязаны заменить ваш визит письмом, настолько чувствительным, насколько это позволяет степень ваших отношений к семье, которую постигло несчастье.
Визиты соболезнования не должны продолжаться дольше четверти часа; нужно избегать говорить об усопшем, по крайней мере до тех пор, пока лицо, которому вы делаете визит, не заговорит о нем само.
Визиты эти делаются обыкновенно в первые две недели после похорон.

Соблюдая траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий но и в том, что это время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память усопших, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Сергей ЯКУШИН, издатель журнала «Похоронный дом», академик Европейской академии естественных наук, член Союза журналистов РФ

В данной статье мы хотели бы рассказать о траурных традициях, траурном этикете, а также привести интересные исторические факты о трауре.

Что означает траур?

Душевная скорбь по ушедшему из жизни человеку проявляется и во внешнем выражении: в одежде, эмоциональном поведении.
У каждого народа во все времена были свои особенности ношения траурной одежды и свои траурные обычаи. Каждая нация по-своему проявляет печаль, горе по поводу безвременной утраты близкого человека. Черный цвет в трауре общепринят в христианстве. Принято полагать, что черный является универсальным цветом в выражении скорби. Облачение скорбящего в черные цвета – дань скорби и уважения усопшему.

Интересен тот факт, что в древности ношение черной траурной одежды в случае смерти близкого было связано не с идеей выражения уважения и скорби, а с суеверным страхом перед ним. Полагалось, что дух умершего родственника не сможет их узнать, если они облачаться в черное и не сможет увести за собой. Вуаль на лице также должна была ввести в заблуждение духов, чтобы они оставили в покое душу прячущегося за вуалью и не утащили с собой в преисподнюю. Многие из суеверных традиций пришли с нами в современность, до сих пор принято занавешивать зеркала в доме во время похорон , по одному из поверий, если зеркала оставить неприкрытыми, через некоторое время в отражении можно увидеть покойного.

Образцы траурной одежды 17 века

Со временем траурная одежда окончательно приобрела смысл, которым мы наделяем ее сегодня - знак траура.

Современная траурная одежда

Существует траурная одежда белого цвета, как антипод символу ночи, смерти. Белый цвет считается цветом, олицетворяющим божественность, свет, чистоту, истину. Этот цвет в траурной одежде общепринят в Индии и других странах Юго-Восточной Азии.
В Китае вместе с белым цветом траурными считаются также розовый, красно-розовый и красно-фиолетовый, в Египте это желтый цвет, у персов - коричневый, у цыган - красный.

Сколько необходимо соблюдать траур?

Длительность траура всегда определяется самим скорбящим, и, чем глубже было чувство скорби от потери дорогого человека, тем дольше продолжается траур. Нет ничего постыдного в том, что человек может в скором времени найти в себе силы жить дальше и выйти их траура.
Траур подразумевает, что находящиеся в трауре люди, на весь его период отказываются от всех развлечений и увеселений. Ранее считалось, что выходу из траура должно предшествовать направление всем своим друзьям и знакомым открыток, предварительно информирующих об этом намерении. Ибо до тех пор, пока подобное сообщение не отправлено, по своей инициативе общество не рискнет нарушить уединение скорбящего человека.

Эти традиции разумны. Траурная одежда служит своего рода защитой для скорбящего человека. Вуаль скроет печальное лицо и слезы женщины в трауре от любопытных посторонних глаз. При виде траура беспечный или бессердечный человек, по крайней мере, не сможет игнорировать несчастье другого или проявить неуважение к умершему. Таким образом, правила хорошего тона в рамках траурного этикета полностью соблюдались.

Ранее траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев. Первые полгода полагалось носить одежду тусклого цвета с воротником и манжетами из белого цвета. Дамская шляпа - без полей с длинной вуалью. Отсутствие бусинок и цветов в одежде свидетельствовало о том, что скорбящая поглощена глубоким горем, а не своей внешностью. Темно-серые лайковые перчатки носили в первые дни траура. В последующие дни можно было перейти на шелковые, особенно летом. Через шесть месяцев одежду тусклых цветов можно было заменить на платья с неброской отделкой.

После первого года траура, даме, вместо шляпы с длинной тяжелой вуалью разрешался более легкий вариант, например шелковый головной убор. Позволялось носить шляпы различных фасонов. Как знак траура носили траурные цветы в руках и на запястьях. Позволялись другие цвета туалета - серый и фиолетовый, розовато-лиловый, черно-белый, отделка вышивкой и бисером из черного янтаря.

Мужчины же в те времена носили обычно темные одноцветные костюмы, которые подходили как для траура, так и для офиса. Было принято, что вдовцы прекращали носить траур и выходили в общество гораздо раньше, чем вдовы.
По усмотрению родителей, порой и детей одевали в траурную одежду. Девочке шили такое же платье, какое носила бы ее мать. Например, для полутраура платье и шляпку отделывали черной повязкой, а кнопки на платье были из черного янтаря.
Слуги обычно носили траур по главе семьи, но иногда и по другим членам семьи.