Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описание картины лягушатник. Купание в "лягушатнике"

Описание картины лягушатник. Купание в "лягушатнике"

Лягушатник 1869г Oskar Reinhart Foundation, Winterthur, Switzerland

«Лягушатник» (фр. La Grenouillère) - картина французского художника Пьера Огюста Ренуара, написанная в 1869 году.
«Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. В этом месте на Сене между Шату (фр. Chatou) и Буживалем к северо-западу от Парижа была целая группа островов, куда парижане приезжали на отдых. Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном.
«Лягушатник» получил своё название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливые наряды.
В августе 1869 года Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причём в очень близких друг другу стилях. Оба художника написали по картине, изображавшей «Лягушатник», где кафе показано практически с одной точки. Однако если Моне больше заинтересован пейзажем и природой, то Ренуар увлечён изображением людей. На картине Моне посетители второстепенны, а у Ренуара наряды написаны особенно тщательно.


Огюст Ренуар. «Лягушатник» 1869


Лягушатник
1869г, 81x66см
Nationalmuseum,
Stockholm, Sweden

Огюст Ренуар довольно часто работал вместе с ещё одним ярким представителем молодых импрессионистов, Клодом Моне. Художники писали картины с одной натуры, наблюдали за светом и тенью в природе и изучали возможности палитры в передаче этих эффектов. Примером их союза являются знаменитые полотна «Лягушатники» - картины, написанные не только с одной натуры, но и названные одинаково. Сюжет полотен прост - плавучее кафе с веселящейся публикой на фоне деревянных лодок, ожидающих своих пассажиров.

Ренуар, оптимист по натуре, через все своё творчество пронес любовь к отображению праздника жизни, танцующих или отдыхающих дам и кавалеров. Художник старался не обращать внимания на темные стороны бытия, он искренне считал, что искусство должно дарить людям прекрасные мгновения наслаждения, а не выполнять роль назидания или скучного поучения.

Ренуаровский «Лягушатник» на первый взгляд кажется эскизом, а вовсе не законченным произведением, кадрировка сцены как бы случайна. В известной степени это так и было, сцена изображена именно такой, какой её увидел художник, без усложненной продуманной композиции, уравновешивания планов и построения перспективы.


Лягушатник
1869г
Oskar Reinhart
Foundation,
Winterthur, Switzerland

Художник преследовал совсем другую цель – захватить и передать атмосферу веселья и беззаботности теплого летнего дня, поймать блики света на воде, солнечные рефлексы на платьях дам (хотя дамами этих особ можно назвать с натяжкой: большинство героинь картины - девицы легкого повеления, обитательницы кафе с сомнительной репутацией). Работа с живой натурой требовала написания картины за очень короткое время, поэтому, Ренуар и Моне работали в особой технике письма - широкими быстрыми мазками, лишь обозначавшими фигуры людей и намечавшими окружающую обстановку, но, не растрачиваясь на выписывание деталей. Этот новый стиль, так сказать, недосказанная живопись не понравился публике, а выглядящая небрежной художественная манера молодых импрессионистов вызывала нарекания.

Но именно в передаче мимолетных ощущений от состояния природы и была суть нового движения в живописи. Импрессионизм зародился на пленэре. Постоянные изменения освещения были очень важны для тех, кого в будущем, сначала иронично и ругательно назовут импрессионистами. Это необычное стремление передачи впечатлений ускользающей, изменчивой действительности и провело четкую грань между их творчеством и «мертвой» академической живописью.


Лягушатник
1869г 80x59см
Hermitage,
St. Petersburg,
Russia

Классическая академическая живопись существовала лишь в контексте узкого спектра мифологической, религиозной и исторической тематик, не признавая изображения современной эпохи. Это было искусство идеализации, привнесения во все искусственного внутреннего порядка и четкой структуры. Предметы и вещи на натюрмортах, пейзажах и портретах изображались идеализированными, а не такими, какими их видит человеческий глаз на самом деле. Мечтой импрессионистов было вернуть живописи настоящую жизнь. Молодой Ренуар, вслед за Моне стал писать на пленэре, так как только такой метод позволял добиваться передачи естественного солнечного освещения, придавая картине ту непосредственность, которая необратимо утрачивается при работе в мастерской по памяти. Именно свет стал основным «действующим лицом» их картин. Однако, в отличие от Моне, Огюста Ренуара больше интересовала человеческая фигура, помещенная в эту волшебную свето-воздушную среду, чем природа сама по себе.

Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУВПО Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения

Институт Экономики и Управления

Кафедра искусствознания

Реферат на тему:

«Сравнение двух картин: «Лягушатник» Пьера Огюста Ренуара и «Лягушатник» Клода Моне»

Выполнил: студент 049 группы Шмаков М.А..

Проверила: Махо О.Г.

Санкт-Петербург

2011 г.

Введение...................... .............................. .............................. .........................стр. 3

Глава 1. История создания картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне.............................. .............................. ......................стр. 4

Глава 2. Сравнение картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне.............................. .............................. .............................. .......................стр. 7

Заключение.................... .............................. .............................. .......................стр. 9

Список использованной литературы.................... .............................. ..........стр. 10

Введение

Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX века. Суть импрессионизма заключается в умении не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, состояния атмосферы, погоды, соседства с другими предметами. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, импрессионистам важно было работать под открытым небом, делая на пленэре не только этюды, но и полностью завершая картины

Для того, чтобы лучше разобраться в тонкостях этого направления рассмотрим и сравним творчество двух выдающихся представителей импрессионизма – Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара – на примерах их картин под одним названием « Лягушатник». Оба полотна написаны в 1869 году – в период, когда импрессионизм только начинал формироваться благодаря творческой деятельности группы друзей-художников, которые, постигнув азы академической живописи, принялись искать новые пути в искусстве.

Будущие импрессионисты начали разрабатывать новый способ передачи световоздушного пространства. Для этого надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. Поэтому для них была очень важна работа на пленэре, то есть на открытом пространстве.

Глава 1. История создания картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне

Летом 1869 года Ренуар и Моне регулярно выезжали на пленэр в окрестности Буживаля. Они работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях. Художники писали этюды в парижских предместьях, в лесу Фонтенбло. Маленькие кабачки, яхт-клубы, купальни стали их любимыми мотивами. Эти живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. В них воплотились все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами. Недели, проведенные вместе в Буживале, положили основу настоящему творческому содружеству этих двух художников. Они писали одни и те же цветы в одной и той же вазе, ставили мольберты перед одним и тем же мотивом. Такое творческое общение поспособствовало выработке у них созвучных стилей и обогащению творческого арсенала обоих художников. - в частности, Ренуар позаимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов.

Удивительным образом вышло так, что, разрабатывая принципы жизнеутверждающей живописи, Моне и Ренуар познали свои самые мрачные дни. Безденежье вынуждало Ренуара возвращаться под семейный кров, а Клода Моне, уже не получавшего денежного пособия от родных и не сумевшего ничего продать из своих картин, преследовал голод. Ему нечем было кормить свою жену Камиллу и сына, несмотря на постоянные призывы о помощи. Мольбы его не всегда получали отклик, и Ренуар неоднократно спасал семью Моне от голода, принося им что-нибудь со своего стола...
К концу августа 1869 года у Моне не осталось красок, и он не мог продолжать работу. "У меня остановка из-за отсутствия красок... Только я один в этом году ничего не сделаю. Это заставляет меня злиться на всех. Я завистлив, зол, я вне себя. Если бы я мог работать, все бы шло хорошо. Вы пишете, что не 50 и не 100 франков могут меня выручить. Возможно, но если вы так считаете, то мне не остается ничего другого, как разбить голову об стену, потому что в ближайшем будущем я не смогу предъявить прав ни на какое состояние. Есть у меня мечта - картина "Лягушатник". Я сделал для нее несколько плохих этюдов, но это мечта. Ренуар, который провел здесь два месяца, тоже хочет писать такую же картину" – сообщал Моне в письме своему другу Базилю. Что же касается Ренуара, то ему приходилось не лучше. Он был в долгу у торговцев, и у него не хватало денег на марки для писем Базилю. "Мы едим не каждый день, - писал он ему, - но, несмотря на это, я счастлив, потому что, когда дело касается работы, Моне - превосходная компания", но тут же добавлял: "Я почти ничего не делаю, так как у меня мало красок". Невзирая на свое безнадежное положение, Моне не терял веры, и Ренуар впоследствии с благодарностью вспоминал о том, что Моне вселял в него мужество каждый раз, когда он был готов впасть в отчаяние.

Упомянутый в письме «Лягушатник» представлял собой плавучее кафе на Сене, расположенное недалеко от Буживаля, рядом с которым помещалась купальня и прокат лодок. Это веселое место было хорошо известное парижской богеме. «Лягушатник» получил такое название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливые наряды.

Ренуар и Моне любили приезжать сюда на этюды, поскольку здесь не было недостатка в сюжетах и моделях. Итак, в один из солнечных дней, почти с одного и того же места – Ренуар сидел правее и ближе к воде – оба написали один и тот же мотив: праздные фигуры, шатающиеся взад-вперед по длинному деревянному настилу, соединяющему плавучую платформу с берегом, деревянные лодки на переднем плане, покачивающиеся на легких волнах, создаваемых купающейся публикой; и вокруг всего этого – сверкающая поверхность воды со множеством цветных бликов..
Словом, запечатлели оживленную жизнь на «цветочном горшке», как называли этот маленький островок с купальнями и деревом посередине.

Таким образом, на свет появились две, внешне очень похожие картины с одним и тем же названием – «Лягушатник».

Глава 2. Сравнение картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне

Первое, что бросается в глаза при сравнении этих двух полотен, - это топографическая точность изображения: и Моне, и Ренуар стремились передать положение предметов и людей так, как это было на самом деле. Но именно эта внешняя схожесть работ ясно свидетельствует о различии живописных манер двух художников. Прежде всего стоит отметить отличие в технике написания. Моне писал свою картину четкими вертикальными мазками, накладывая редкие отчетливые и сильные световые блики. Он энергично работал кистью, в то время как Ренуар наносил краску легко и воздушно, как бы растушевывая. В основном, он использует более светлые тона, его письмо становится прозрачным, а мазок - вибрирующим, колорит же насыщается тонкими рефлексами (цветные отблески, отбрасываемые предметами), смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон.
Имеет место быть и разница в цветовой гамме: Моне использовал относительно мало цветов, пользуясь главным образом холодными тонами, а палитра Ренуара нежнее и теплее благодаря примеси красных оттенков.

Различается также и композиционное построение двух картин. Ренуар передал в картине замкнутую атмосферу островка, собирая композицию вокруг одного центра. Моне, в свою очередь, посредством равномерно распределенных теней и заметно сдвинутых к краям высветлений построил композицию на движении от центра в стороны и с помощью созданной таким образом динамики объединил плоскость и пространственную глубину. Такое движение от центра к краям стало впоследствии типичным для композиций Моне.

Еще одно яркое отличие картин друг от друга заключается в манере изображения художниками людей. Моне, больше заинтересованный природой, растворил людей в пейзаже, изобразив их фигуры легкими пятнами. Люди в его «Лягушатнике» представляют собой лишь рассыпанные по плоскости, подвижные мазки. Это объясняется тем, что Моне совершенно не интересовался современной модой и изображением конкретных людей в картинах. Он хотел передать гармонию природы и людей, как одного целого.

Напротив, собравшееся общество вызывает большой интерес у Ренуара. Он по-настоящему увлечён изображением людей, тщательно изобразил фактуру ткани костюмов, обращая внимание на модные детали.

Теперь осталось определить, чем же все-таки схожи эти две картины. Надо отметить, что эффекты воды, игра солнечных пятен и цветные рефлексы в тенях переданы у обоих художников мастерски. Для того, чтобы передать сверкающую атмосферу, движение воды и позы купающихся, художники использовали быстрые мазки, точки и запятые. Им удалось, с одной стороны, передать материальность водной поверхности, с другой – свободно трактовать ее как живописное средство, образующее плоскость картины. Такого рода «эскизность» изображения (как сочли бы другие художники того времени) отныне стала для Моне и Ренуара необходимостью, если они хотели сохранить вибрацию света и воды, впечатление движения и жизни. Их практический метод заключался в выполнении всего полотна без единой определенной линии, использовании мазка как графического средства, манере компоновать поверхности исключительно при помощи мелких частиц красочного пигмента различных оттенков. Эта новаторская техника была логическим результатом их работы на пленэре и их стремления видеть в предметах не детали, которые им были знакомы, а целое, которое они ощущали.

Заключение

В работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара было много общего и радикально нового по сравнению с художниками классической школы, что свидетельствовало о зарождении нового направления в изобразительном искусстве, но в то же время были и различия, подчеркивающие разные манеры письма двух художников.

Новаторство картин очевидно и заключается в использовании широких быстрых мазков, а также мазков поменьше, в виде точек и запятых, передающих сверкающую атмосферу и движение воды. То, что было принято академиками за «небрежность и незавершенность», было новым творческим методом.

Главное различие между «Лягушатником» Моне и «Лягушатником» Ренуара состоит в том, что Моне отдает предпочтение пейзажу, подчиняя ему фигуры людей, а у Ренуара же, напротив, главный герой - человек, а пейзаж служит лишь фоном ему.

Список использованной литературы:

  1. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883. - М.: Молодая гвардия, 1999
  2. Ревалд Д. История импрессионизма. – М.-Л.: Искусство, 1959
  3. Файст П.Х. Пьер Огюст Ренуар. – М.: Арт-Родник, 2001
  4. Хейнрих К. Клод Моне. – М.: Арт-Родник, 2001
  5. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000
Масло на холсте с белым грунтом.

"Лягушатник" представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок, который одни называли "цветочным горшком", другие – "камамбером". Прелестный уголок, с привычно царившей здесь во времена Второй империи атмосферой беззаботности и счастья, подробно описан и братьями Гонкурами, и Золя, и Мопассаном. Последнему особенно была по душе веселая атмосфера "Лягушатника". В новелле "Жена Поля", вышедшей одновременно с "Заведением Телье", описана "целая флотилия яликов, гоночных лодок-одиночек, байдарок, шлюпок, самых разнообразных по форме и материалу, которые скользили по неподвижной глади, сталкивались, задевали друг друга, цеплялись веслами, внезапно останавливались от мощного захвата и расходились от толчка жилистой руки и мчались по волнам, напоминая желтых и красных рыб".

"Лягушатник" заслужил это прозвище тем, что здесь с большом количестве собирались хорошенькие девицы легкого поведения, так называемые "лягушки", приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливых расцветок наряды.

В "Лягушатнике" можно было найти и здоровое развлечение – спорт. Собирались молодые загорелые юноши в майках, белых брюках и соломенных шляпах, перекликались между собой, бросали друг другу вызов или размещали на своих утлых суденышках подружек в светлых платьях, прятавшихся под разноцветными зонтиками на краю ялика. "Разнежившиеся парочки время от времени брали лодку напрокат и плыли по течению. Вокруг медленно проплывали берега, зеленые массивы с темными просеками, с затоптанной воскресными пикниками травой, жиденькие деревья, ярко раскрашенные барки, погрузившие бока в струящуюся воду, мерцающий свет, играющий на поверхности стоящих у причала яхт, сверкающие берега, оживляемые присутствием большого числа кораблей, везущих песок, чистивших каналы, и множество тележек, запряженных белыми лошадьми.

Часто в небольших, заросших травой бухточках, на прохладных полянках под ивами, на сочных лужайках отдыхающие разбредались в разные стороны и, небрежно развалившись на траве, старались пересидеть жаркое время сиесты в тени деревьев, так что лишь кое-где можно было заметить то соломенную шляпку, то красную блузу, то волан какой-нибудь нижней юбки..." Типично импрессионистская картина, описанная в романе братьев Гонкуров "Манетта Саломон".

По вечерам все общество собиралось на понтоне, освещенном цветными фонарями, которые отбрасывали на воду блики. Вот когда начинался праздник! Оркестр из пяти музыкантов исполнял вальсы, галоп и кадрили.

В тот период Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях. Не всякий знаток, даже при пристальном изучении определит, кто автор того или иного произведения. Эти живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. В них воплотились все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами.

Удивительным и, можно сказать, чудесным образом вышло так, что, разрабатывая принципы жизнеутверждающей живописи, Моне и Ренуар познали свои самые мрачные дни. Безденежье вынуждало Ренуара возвращаться под семейный кров, а Клода Моне, уже не получавшего денежного пособия от родных и не сумевшего ничего продать из своих картин, преследовал голод. Ему нечем было кормить Камиллу и сына, несмотря на постоянные призывы о помощи. Мольбы его не всегда получали отклик, и Ренуар неоднократно спасал семью Моне от голода, принося им что-нибудь со своего стола..."

По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. – М.: Мол.гвардия, 1999. – 301с.

Оригинальное название: La Grenouillère
Год создания: 1869

Лето 1869 года Клод Моне провел вместе со своим другом Огюстом Ренуаром, тесно сотрудничая с ним в поисках новой темы для рисования. Они установили свои мольберты близ "Лягушатника", одного из популярных мест отдыха парижан на Сене. Находящееся в Круасси рядом с Буживалем, западном пригороде Парижа, это речное кафе привлекало горожан своим удобным расположением для купания и катания на лодках. К концу весны 1869 года Моне вместе со своей молодой семьей переехал в Сен-Мишель, деревню под Буживалем, чтобы остаться там до следующего лета. "Лягушатник" вместе с речным рестораном идеально подходил для наблюдения за людьми в их раскрепощенных и повседневных позах. Также, в большей степени для Моне, чем для Ренуара, это дало возможность исследовать его любимые атмосферные эффекты на воде. Картина "Лягушатник" это в равной мере эссе об отражении солнечного света на водной поверхности и тщательное изучение человеческих взаимодействий и поз отдыхающих, заимствованных из ранних карикатурных работ художника. Фигуры на крошечном круглом острове в центре холста, известном как "Камамбер", одеты в самые разные виды одежды: от длинных черных купальных костюмов по моде 1860-х годов на женщинах слева, до джентльменов в высоких шляпах и белых брюках с женщинами в длинных кринолиновых юбках справа. Они окружены гребными лодками спереди, обнаженными по пояс купальщиками слева и посетителями плавучего ресторана справа. Все классы смешаны, что делает "Лягушатник" необычным зрелищем. После отказа жюри парижского Салона весной 1869 года Моне был готов к переменам. В письме к своему другу писателю Арсену Уссе от 2 июня он писал: "Отказ в Салоне полностью убедил меня... Переезд завершен, и я нахожусь в очень хороших условиях и полон решимости работать, но, увы, этот фатальный отказ почти лишил нас хлеба и, несмотря на то, что мои цены немного подняты, дилеры и коллекционеры поворачиваются ко мне спиной." Моне отчаянно пытался найти новую манеру живописи, которая могла бы обрести массовую привлекательность. В "Лягушатнике" он наткнулся на что-то новое и не совсем понял, что нашел. К концу лета, все еще сетуя, что ему нечего будет представить в предстоящем Салоне, он написал Базилю: "У меня есть мечта, картина, купальня в "Лягушатнике", для которой я сделал несколько грубых эскизов, но это мечта. Ренуар, который провел здесь два месяца, также хочет написать эту картину." Существует мнение, что данная работа входила в число тех "грубых эскизов", упомянутых в письме. Наряду с персонажами, выполненными в карикатурной манере с не прорисованными чертами лица, Моне подчеркнул контуры природы справа, обозначив их в беглой манере. Художник ограничил свою палитру двумя или тремя тонами зеленого, чтобы изобразить деревья на левом берегу Сены напротив сцены с "Камамбер" и сфокусировался на отражениях в воде от тех же деревьев, лодок и купальщиков. Водная рябь, состоящая из попеременных мазков синего, зеленого и черного, подобно бравурной азбуке Морзе или исполнению в стиле стаккато, уводит зрителя от мирского объекта, чтобы сосредоточить его внимание на самом применение краски. "Лягушатник" был именно той картиной, которая заставила бы критика Луи Леруа назвать Моне и его друзей "импрессионистами" в его обзоре их первой выставки пять лет спустя.