Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Обучение игре на бас-гитаре. Как выбрать бас-гитару? Полный гайд для начинающего бас-гитариста Конструкция бас-гитары и дизайн

Обучение игре на бас-гитаре. Как выбрать бас-гитару? Полный гайд для начинающего бас-гитариста Конструкция бас-гитары и дизайн


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Добро пожаловать в бас-гитарную школу для начинающих.

Одним из важных нюансов в постановке является положение инструмента относительно тела. Этот нюанс заключается в том, чтобы положение бас гитары не изменялось, при занятиях сидя и при игре стоя. Этого можно достичь, правильно подобрав длину ремня. Таким образом, формируется неизменная постановка обеих рук. Если же вы занимаетесь дома сидя, а на репетиции или концерте изменяете положение баса, то постановка рук меняется, что может привести к потери скорости, дискомфорту в игре, и даже травмам рук.

Интересный факт: Лео Фендер, когда создавал первую бас-гитару — Fender Precision bass 1951, думал,что будет играть на ней большим пальцем правой руки, и для упора остальных пальцев должен был быть порожек.

Fender Precision Bass — 1951 г

Однако сформировался основной способ звукоизвлечения правой рукой, когда струна звучит от щипка среднего и указательного пальца правой руки, чередуясь друг с другом. Обозначения пальцев рук:

Обозначения пальцев правой руки происходят от их испанских названий (p — pulgar, i — index, m — medium, a — anular, e — extremo.)

Первыми исполнителя на бас-гитаре были музыканты, играющие на контрабасе или на гитаре, поэтому и техника исполнения на этом инструменте сформировалась подобно этим двум инструментам и приобрёла свои характерные особенности. Так левая рука идентична классической гитарной постановке. А правая рука извлекает подушечками пальцев (не ногтем), со временем на пальцах образуется мозолистое уплотнение, это способствует извлечению более качественного звука.

И в отличие от гитарного щипка пальцев правой руки способом тирандо — это когда палец движется без опоры на соседнюю струну (т.е. при звукоизвлечении палец не касается других струн кроме той, на которой звук извлекается), на бас-гитаре используется – апояндо — это когда палец, извлекая звук на первой (к примеру) струне, останавливается после звукоизвлечения на второй струне.

Большой палец правой руки служит опорой для кисти, всегда находясь на звукоснимателе или низкой струне. А при игре на верхних струнах, он служит дополнительным демпфером, не давая возникать нежелательным обертонам на нижних струнах,особенно если это 5-ти или 6-ти струнный инструмент.

Предплечье правой руки расслаблено и лежит на корпусе инструмента примерно посередине своей длины, так чтобы можно было легко доставать до любой струны, и в тоже время сильно не меняя это положение. Указательный или средний палец, извлекший звук на одной струне, доходит до «нижней» струны, упираясь в неё, это служит опорой для другого пальца и позволяет получить качественный звук.

Это необходимо учитывать для получения точной, активной работы пальцев, элементарной экономии движений. При двухпальцевой техники звукоизвлечения звук извлекается попеременным чередованием указательного (i) и среднего (m) пальцев вверх и вовнутрь ладони. Эти движения следует хорошо закрепить для получения правильной артикуляции: ровности исполнения и звукового баланса сильных и слабых долей.

В начале обучения следует обязательно и как можно чаще анализировать то, каким пальцем мы играем сильные доли, как меняется аппликатура при исполнении синкопы или пунктирного штриха. В основном сильная доля исполняется первым (указательным) пальцем, слабая доля — вторым (средним) пальцем. При этом для чётных пульсаций характерно наличие сильной доли на первый палец. А при игре триолями акценты чередуются (imi-mim-imi-mim.)

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

При переходе с верхней струны вниз на следующую, следует приглушить левой рукой отзвучавшую струну, чтобы не возникало ненужных интервалов.

Немаловажно и выбор места расположения правой руки: у бриджа, среднего звукоснимателя и игра у грифа. Звукоизвлечение в этих трёх позициях позволяет достичь принципиально разного тембра и качества атаки, что необходимо для игры в разных стилях. Звукоизвлечение у грифа позволит добиваться более «густого, плотного» тембра и долгого сустейна, что характерно для медленных, балладных стилей, также часто это применяется при игре на безладовом инструменте для достижения типичного, «мяукающего» звучания.

Звукоизвлечение у бриджа позволит добиться «сухого и чёткого» тембра, характерного для более подвижных басовых партий, с хорошо прочитываемой звуковысотностью. Чаще используется для исполнения стиля фанк.

Звукоизвлечение в середине даст соответственно достаточно универсальный тембр. Поэтому это положение чаще всего используется басистами в своей игре.

Безусловно, у каждого музыканта формируется индивидуальная постановка рук, в связи с физиологическими отличиями, основываясь на характерные особенности своего инструмента, стиля в котором он играет, а также личным удобством.

Постановка левой руки

Также как и у правой руки, большой палец является опорой, он упирается в заднюю часть грифа, напротив первого и второго пальца, что придаёт руке достаточную устойчивость. При этом все связки руки (кисть, запястье, предплечье и плечо) должны находиться в расслабленном состоянии. И стараться как можно чаще при домашних занятиях это контролировать.

Струну следует прижимать перпендикулярно кончиком пальца в правой части лада (ближе к металлической полоске лада), в противном случае могут возникать нежелательные призвуки, дребезжание. Левую руку следует приучить к позиции – это когда каждый палец находится над своим ладом, готовый зажать его. Такое расположение пальцев над ладами называется игрой в позиции. Чтобы к этому приучить пальцы левой руки, прижимайте все пальцы сразу и фиксируйте так положение руки в течение нескольких минут. Затем добавляйте правую руку, извлекая каждый звук последовательно.

В заключение хочется отметить, что данная постановка левой и правой рук являются универсальными, её используют большинство профессиональных басистов во всём мире. Отработав и закрепив навыки такого исполнения, вы гарантированно справитесь и со сложными ритмическими вариациями разных стилей музыки и с различными темпами, скоростями композиций. Но в тоже время существуют и исключения из правил, тому пример басист Quintin Berry, у которого довольно экзотическое положение самого инструмента и соответственно постановка, но при этом качество звука не теряется, а даже приобретает свою уникальность. Поэтому не бойтесь экспериментировать, пробовать новое и искать своё.

Quintin Berry

Пример экзотической постановки рук и «классической». Quintin Berry и Victor Wooten

12.09.2010

Бас-гитара - прекрасный инструмент. Будучи одновременно ритмическим и мелодическим инструментом, бас тем или иным образом присутствует в любом музыкальном стиле, так что басист легко найдет себе работу. Бас также замечателен тем, что хоть он и не столь ярок как, к примеру, гитара, он составляет основу музыкальной композиции и придает ей драйв. К тому же бас сравнительно прост и на нем достаточно легко научиться играть. Если вы уже решили стать басистом, рассмотрим основные принципы покупки вашего первой бас-гитары.

Соответствие стилю

Все бас-гитары функционируют одинаково, независимо от того, насколько обычен или радикален их стиль. Вам нужен инструмент с хорошим балансом, когда он висит у вас на плечах, не слишком тяжелый, хорошо выглядящий и звучащий соответственно тому стилю музыки, в котором вы играете. Что касается внешнего вида бас-гитары, то самая важная вещь в нем - это то, насколько он вам нравится. Чем больше он подходит вам и вашей музыке - тем больше вы будете на нем играть и тем больше он будет вас радовать.

Бас-гитары для начинающих

В последнее время стало доступно большое количество дешевых бас-гитар "для начинающих". Многие из них даже пригодны для игры. В отличие от своих более дорогих собратьев, они не так тщательно "доведены до ума", на них стоят более дешевые звукосниматели и фурнитура, однако на них вполне можно играть и они вполне успешно могут провести вас через ранние стадии обучения игре на басу. Если вы не уверены в своем таланте, или не готовы посвятить бас-гитаре всю свою жизнь, эти дешевые инструменты помогут вам по крайней мере попытаться и не потерять много в случае неудачи. Если же вы готовы серьезно заниматься бас-гитарой, то, возможно, вам стоит присмотреться к более дорогой категории инструментов - инструмент среднего уровня, в отличие от "стартового", сделает ваше обучение игре более легким и приятным.

Сколько струн?

Бас-гитары бывают 4-, 5- и даже 6 струнные. Начинать советуем с 4-струнного инструмента. На нем можно сыграть достаточно большой репертуар, прежде чем вы определитесь со своими музыкальными предпочтениями. Преимущество 5-струнного баса - в низкой 5 струне, настроенной обычно в "си". В современном фанке и поп-музыке часто используются эти низкие ноты. Диапазон же 6-струнного баса расширен в обе стороны - у него добавлена высокая струна.

Цельнокорпусные басы и басы с полым корпусом

Бас-гитары с цельным корпусом - самый оаспространенный тип электрических бас-гитар. В дорогих моделях корпус сделан из одного куска дерева - ясеня, клена, красного дерева или других пород, хорошо передающих вибрацию. В более дешевых моделях корпус делается из ели, мягких пород дерева или прессованной древесины. Есть даже пластиковые корпуса.

Бас-гитары с полым корпусом похожи на акустические гитары по виду, то есть, имеют полый корпус, но при этом используют те же магнитные звукосниматели, что и цельнокорпусные инструменты. Такие бас-гитары наиболее часто используются в джазе, фолке и других спокойных музыкальных стилях, тяготеющих больше к акустическому звучанию. Самый известный "полый" бас - похожий на скрипку "битловский" инструмент марки Hofner является примером того, как такие басы можно использовать и в рок-музыке. Преимущество "полых" басов в том, что они легче, однако очень ограничены по громкости звучания из-за большой вероятности обратной связи (feedback), то есть такие инструменты легче "заводятся". Существуют разновидности бас-гитар с "полу-полым" корпусом. У таких инструментов обычный полый корпус содержит сердцевину из цельного куска дерева.

Еще один тип бас-гитар с полым корпусом - полуакустические бас-гитары. Поуакустическая бас-гитара - это обычные акустический инструмент с пьезо-датчиком, усиливающим сигнал. Чаще всего пьезодатчик установлен под бриджем и оснащен предусилителем, позволяющим управлять тембром звучания, когда инструмент подключен.

Материал грифа бас-гитары

В большинстве случаев гриф бас-гитары изготавливается из твердого клена или красного дерева, потому что эти твердые породы дерева могут лего выдержать ту нагрузку, что создают натянутые струны. Обычно гриф делается из одного куска, но иногда для бОльшей крепости, его изготавливают путем склеивания нескольких кусков дерева разных пород.

Анкер

Любой гриф находится под большой нагрузкой, создаваемой натянутыми струнами. Поэтому гриф может слегка согнуться, из-за чего возникают проблемы с ладами. Поэтому гриф бас-гитары оснащен анкерным болтом (иногда двумя), который позволяет регулировать изгиб грифа.

Накладка под лады

Накладку под лады обычно изготавливают из палисандра, клена или черного дерева. Все эти материалы отлично подходят для своих целей, однако могут варьироваться по качеству. Хорошая накладка должна быть гладкой, твердой и плотной, тогда она более устойчива к износу. Накладка обычно слегка изогнута от края до края грифа. Степень изогнутости определяется радиусом воображаемой окружности, частью которой является накладка. На некоторых инструментах накладка почти плоская, на других радиус изгиба может быть менее 25 сантиметров. Чем меньше радиус, тем больше выражен поперечный изгиб накладки.

Крепление грифа «на болтах» (болченый гриф)

Большинство бас-гитар имеют гриф, привинченный болтами. Число и вид болтов может быть самым разным. Этот вид крепления обеспечивает стабильность грифа и не позволяет ему сдвигаться вверх или вниз. Оно также обеспечивает тесное и неподвижное соединение грифа и корпуса. Перекрытие грифа и корпуса должно быть как можно больше, для обеспечения стабильности грифа и лучшей передачи вибрации.

Вклеенный гриф

Грифы некоторые бас-гитар крепятся к корпусу с помощью прямоугольного шипа (или так называемого «ласточкиного хвоста») и намертво приклеены к корпусу. Такие грифы лучше держат сустейн и лучше резонируют, но регулировать их сложнее чем болченые.

Сквозной гриф

Этот тип грифа часто встречается в бас-гитарах с увеличенной мензурой. Он проходит насквозь через весь корпус гитары, а верхняя и нижняя половина деки крепятся прямо к нему.

В этом случае соединение между грифом и корпусом отсутствует, что приводит к уменьшению вибрации и улучшает отклик и сустейн.

Мензура (neck scale )

Мензура - это расстояние между порожком (фиговинкой с прорезями между ладами и головкой грифа) и бриджем, где крепятся струны. Стандартная мензура для бас-гитары - 34”. Существуют басы с укороченной мензурой, такие как Fender Mustang или Gibson EBO -- у них мензура составляет 30”. Такие инструменты хороши для молодых музыкантов с маленькими руками, у которых могут быть проблемы с полномензурными инструментами.

Увеличенная мензура (long-scale) для бас-гитар составляет 35”. Эта мензура позволяет добавить несколько дополнительных ладов и используется в основном для 5-6 струнных бас-гитар, поскольку оптимизирует натяжение струн и уменьшает амплитуду колебания самой толстой струны.

Безладовый или с ладами?

Если вы начинающий музыкант - лучше пока отложить покупку безладового баса. Игра на таком инструменте требует очень точного позиционирования пальцев и тонкого слуха. Новичкам лучше переложить работу по точному извлечению нот на лады. Однако по мере приобретения опыта, вы, возможно захотите приобрести безладовый бас в качестве второго инструмента.

Бридж

Лучшие бриджи сделаны из латуни и покрыты хромом или никелем. Массивные бриджи лучше держат струны и лучше передают вибрацию на корпус. Те фиговинки с прорезями, по которым проходят струны называются седлами и должны регулироваться как вперед-назад, так и вверх-вниз. Двигая седла вверх-вниз, вы регулируете высоту струн над грифом (и, соответственно то, насколько легко вам будет прижимать струны), а двигая седла вперед-назад, вы регулируете мензуру инструмента (для того, чтобы избежать неверных нот при игре).

Звукосниматели

Существует 2 типа звукоснимателей: синглы (single-coils) и хамбакеры (humbuckings), а также многочисленные вариации этих двух типов. Синглы более просты, имеют более четкое, ясное звучание, которое лучше слышно в миксе. С другой стороны, они более шумные чем хамбакеры.

Распространенным вариант звукоснимателей для баса является так называемый split-coil (изобретенный для Fender Precision Bass). Это сингловый звукосниматель, намотанный так, что он работает как хамбакер. Две половины звукоснимателя разделены и имеют разную полярность. Таким образом, звук приближается к сингловому, но по уровню шума близок к хамбакеру.

Хамбакер был создан для того, чтобы избавиться от шума и жужжания, характерных для синглов. Они имеют более «жирный» звук и могут терять разборчивость при высокой громкости.

Большинство бас-гитар имеют 2 типа звукоснимателей, что расширяет диапазон звучания. Звукосниматели, установленные ближе к грифу имеют более мягкий, округлый звук, установленные ближе к бриджу звучат более резко с обилием высоких и средних частот.

Электроника: активная и пассивная

Термины «активная» и «пассивная» относятся к схеме предусилителя (preamp) инструмента. Активные басы требуют источника питания, которым обычно является установленная в гитаре батарейка. Преимущества активных систем заключаются в более мощном выходном сигнале и более продвинутом контроле эквалайзера, который может отдельно регулировать высокие, средние и низкие частоты выходного сигнала. Активный инструмент может даже иметь специальные переключатели, которые могут мгновенно переключать профиль эквалайзера, кардинально меняя звук «на лету, переключатели для звукоснимателей, которые меняют схему их подключения с последовательной на параллельную, могут включать/выключать группы звукоснимателей.

Пассивные системы работают без источника питания, имеют меньше ручек контроля (обычно ручка громкости, ручка тембра и ручка микса (blend), если установлены несколько звукоснимателей). Преимущества пассивных инструментов в их независимости от батарейки, которая может скончаться в середине выступления, а также в простоте контроля и в более традиционном lo-wi звучании, которое предпочитают некоторые исполнители.

  • Покупайте лучший инструмент, который вы можете себе позволить. На хорошем инструменте легче учиться и вы дольше из него не «вырастете».
  • Выбирайте инструмент с ладами, пока не почувствуете в себе силы играть на безладе.
  • Выбирайте инструмент со стандартной мензурой 34”
  • Выбирайте инструмент с укороченной мензурой, если вы еще маленький или у вас маленькие руки.
  • Для простоты выбирайте 4-струнный бас.
  • Выбирайте инструмент с минимальным количеством контроллеров, тогда вы сможете сосредоточиться на струнах и не будете отвлекаться на ручки и кнопки.
  • Выбирайте тот цвет и форму, которые вам нравятся. Цвет на звук не влияет, а если вы будете выглядеть круто - это придаст дополнительную мотивацию к занятиям.