Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Народный художник федот сычков. Художник Сычков Федот Васильевич: биография, особенности творчества и интересные факты Описание картины сычкова подружки

Народный художник федот сычков. Художник Сычков Федот Васильевич: биография, особенности творчества и интересные факты Описание картины сычкова подружки

Имя мордовского живописца – Федота Васильевича Сычкова (1870 – 1958) вошло в современную антологию живописи под заголовком “Забытые имена”. Значит, пришла пора вспомнить!

Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав. Сравним сычковскую “Тройку” (трое детишек везут на санках двоих) со знаменитой “Тройкой” Перова, написанной на шестьдесят лет ранее. У Перова – слезы, надрыв, трагедия. У Сычкова – улыбки, шалость, веселье. И это притом, что собственная жизнь Федота Сычкова (особенно на первых порах) была не идиллической. В двенадцать лет будущий художник, родившийся в селе Кочелаево, лишился отца. Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу. Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи. Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет – отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства – намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.

Так началась его трудовая и творческая биография. Сперва - подмастерьем у иконописцев, потом - освоение церковных фресок и выполнение платных портретных работ по представленным фотографиям.Способного паренька заметил местный помещик генерал Арапов. Он был не прочь посодействовать юному дарованию и тем самым себя “приподнять” в глазах земляков, но так ли уж талантлив этот мальчонка? И Арапов поручает Федоту заказ-испытание: исполнить многофигурную композицию на “историческую” тему – “Закладка станции Арапово”. И – чтоб генерал там в рабочем виде показан, как в молодости, в трудах и без регалий.Надо ли говорить, что Сычков охотно взялся за это дело: или грудь в крестах, или голова в кустах. Он изобразил, говоря нынешним языком, “стройку века”, в центре (!) которой катил груженую песком тачку еще молодой “его превосходительство”.Но даже не этот факт восхитил заказчика, обозревавшего многофигурное, полное движения, полотно. Его радовало, что этот вихрастый мальчишка явно чувствует и перспективу, и композицию.С генеральского благословения и поддержки рублем Федот Сычков оказался в Петербурге, где и поступил в Рисовальную школу. Впрочем, генеральских средств на все не хватило, и Сычков снова берет заказы на портреты по фотографиям. Я восхищена талантом и упорством Федота! Ведь несмотря на все лишения, он закончил шестилетний курс школы за 3 года!Следующий этап – поступление в Академию художеств. Хотел к Репину, даже поймал его “за пуговицу” на академической лестнице. Тот – ни в какую: ни одного сидячего места! Впрочем, посоветовал поступить для начала в мастерскую баталистов.- Он тоже хороший профессор – Николай Дмитриевич Кузнецов. И у него места есть, – убеждал Репин.Так и попал Сычков к Н. Д. Кузнецову. А со временем и уходить никуда не захотел. Известный колорист, мастер жанровых картин и портрета, Николай Дмитриевич был в свое время отмечен самим Крамским. Чего уж тут от добра добра искать.Впрочем, Репина, как своего кумира и наставника Сычков никогда не забывал. То в мастерскую к нему заглянет, то решится копию снять с очередной репинской работы. От тех счастливых времен сохранил Сычков деловую записку-автограф Репина, в которой тот разрешал копировать репинский портрет государя, с такой вот, лестной для молодого художника, аргументацией: “Сычков хороший живописец”.В 1900 году Сычков завершил учебу в Академии, получил звание художника, а в дипломе, однако, отказали: нет, мол, документа о полном среднем образовании. А у него-то и начальное не до конца.Так и пошел он по дальнейшей жизни без диплома, но с верой в свой талант и в лучшее будущее. Оптимист он и есть оптимист. Впрочем, успех так и бежал, как собака, по следам его живых и веселых картин, таких как “Троицын день”, “С гор”, “Деревенская карусель”, “Крестьянские дети. Лето”. Кстати, эта последняя, написанная в 1914 году и находившаяся в частном собрании, а потом – в Доме пионеров и школьников Петроградского района г. Ленинграда, в 1973 году поступила в собрание Государственного Русского музея.Увы, далеко не у всех сычковских картин была столь почетная судьба. Многие через посредство родственника Сычкова художника-эмигранта Вещилова уплывали за границу, где оседали, как правило, в частных собраниях, откуда “выбраться”, за малым исключением, уже не могли. К чести Сычкова-художника надо сказать, что далеко не все его картины мирно успокаивались в безвестности в частных собраниях. Было и общественное признание. Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге. Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США). Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме. А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии. Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи. Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.

Федот Васильевич Сычков - талантливый, самобытный художник, которого теперь знают немногие. А в свое время его барышни были не менее популярны в России и за рубежом, чем красавицы Константина Маковского, хотя в жизни и в искусстве пути художников были полярными.

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи. Но творчество его гораздо шире. Ранний Сычков малоизвестен. Это так называемый "чистый портрет", где модель изображена на нейтральном фоне. А его пейзажи Рима, Венеции, Неаполя? Тоже плохо знакомы публике. Да и просто мордовские пейзажи... Кроме того, Федот Сычков создал очень красивые натюрморты. И соцреализм его не обошёл. Хотя его он писал очень мягко, в своей "сычковской" манере.

Талант Федота Васильевича был неподвластен времени - на девятом десятке он нарисовал самую лучшую картину - "Эрзянка" (1952)

Основным хранителем картин Федора Сычкова является Мордовский республиканский музей Изобразительных искусств им. С. Д Эрьзи. На его сайте - подробная биография и галерея.

Учительница-мордовка. 1937 г.

Федот Сычков. Трудный переход.1900-1910г

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны.

Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево, Пензенская губерния.Отец провел молодость в отходных заработках, был много лет в бурлаках. Самому Федоту в детстве приходилось вместе с матерью ходить с сумой, из-за чего сверстники дразнили его нищим.

Уже тогда будущий живописец решил научиться чему-то полезному, чтобы зарабатывать на хлеб. Маленький Федот хотел учиться, но мать была против. Только благодаря настояниям бабушки восьмилетнего Федота отдали учиться в трехклассную земскую школу. Там учитель П.Е.Дюмаев обратил внимание на художественные наклонности мальчика и попытался развить их, передав ему начальные знания в области рисунка и живописи.

Мать художника Анна Ивановна Сычкова.1898г
Портрет,созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.

После окончания школы Сычков отправился на заработки в Саратовскую губернию и остановился в г. Сердобске, где работал в иконописной артели Д.А.Решетникова.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844-1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей.

Картины написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста. В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам.

Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом.

Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, Жены Художника. 1904
В портрете раскрыто богатство внутреннего мира женщины, мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника. Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была значительна и неоценима.

В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова.

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка.

Без устали писал он родное село, покосившиеся плетни, вросшие в землю избы,весенние разливы полноводной Мокши. Камерностью и теплотой настроения проникнуты небольшие по размерам зимние этюды, выдержанные в серо-голубоватых тонах.
В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение мастера перед волнующей в своей скромной прелести красотой российской природы.

Сычков писал:"Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня…наградили почетным званием Заслуженный деятель искусств МАССР…дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Не случайно, что в 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема.

Учительница-мордовка.1937г
Трактористки-мордовки.1938г.
Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности.

Колхозный базар.1936
Праздник урожая.1938
Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Сычков не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.

«Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).

Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.Умер в 1958 году.

Галерею работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5002408

Автор - lipatowa . Это цитата этого сообщения

Народный ХУДОЖНИК ФЕДОТ СЫЧКОВ

Федот Васильевич Сычков (1870 -1958) -известный российский художник,родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве,Пензенской губернии. В двенадцать лет будущий художник,лишился отца.

Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу.

Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи.

Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет - отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства - намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.

С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.

"Автопортрет", 1893

В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова,обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку.

В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.

После окончания учёбы художник вернулся на родину.В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны».Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.


"Крестьянская девушка"

Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав..

Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге.

Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США).

Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме.

А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии.

Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи.

Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.


"С гор" , 1910
"Христославы"
"Девушка в синем платке" , 1935

За плечами практически каждого гениального творца стоит женщина, которая своей поддержкой и мудростью поддерживала огонь таланта любимого человека.

Такой музой стала для Федота Васильевича Сычкова его жена - Лидия Николаевна. Она, как и муж, живо интересовалась народной культурой, в том числе и мордовской.

Лидия Николаевна бережно собирала предметы национального костюма, украшения. В ее коллекции было невероятное количество шалей, рубах, головных уборов, поясов, бус… Все это богатство использовал в своих портретах Федот Васильевич.

Умер в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР

Источник: http://www.liveinternet.ru/journals...rev&categ=0
"Лепка снеговика " ,1910
"Тройка" , 1906
"Учительница-мордовка" , 1937
"Подружки" ,1916
"Приятели"
"Алма-атинские яблоки", 1937
"Девушка в цветах "
"Колхозный базар" , 1936
"У изгороди. Зима" ,1931
"Две девушки на снегу" , 1929
"У хаты" , 1915
"Трактористки", 1938
"Автопортрет" , 1899
"Молодуха" , 1928

"Девочка"

"Астры" , 1940
"Катание на масленицу"
"Жница " ,1931
"Проска" , 1932
"Крестьянка"
"Портрет актрисы Александры Дмитриевны Пель", 1913
"Дети в цветах" , 1932
"Трудный переход" , 1934
"Крестьянская девушка"
"Школьница отличница" ,1934
"Гринька"
"Портрет Лидии Николаевны Сычковой, жены художника" , 1903
"Возвращение с сенокоса" , 1911
"Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры художника" , 1893
"Венеция. Рабочий поселок" , 1908
"Портрет девочки"
"Подружки"
"Плясунья Соня", 1932
"Катание На Масленицу" ,(Блондинка-Кокетка) ,этюд,1914

"Акулька"

"В Цветущем Огороде" , 1913.
"Водосвятие" , 1916
"Возвращение из школы"
"Девочка в красном платке" , этюд, 1955.

"Девочка,собирающая полевые цветы"

"Девочка в огороде" ,1912
"Девушка в оранжевом платке" ,1931
"Женский портрет" ,1897

"Женский портрет" ,1930

"Женщина с ребенком.Портрет Сестры" ,1903.
"Зимний Вечер", этюд,1925
"Зимняя дорога" , 1940
"Клубника" , 1910.
"Ледоход" ,1940
"Мордовка.Праздник Урожая" , этюд для панно,1937

"Портрет девушки"

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.


Детство родившегося в одном из сел Пензенской губернии Федота Сычкова, большие художественные способности которого были очевидными с малых лет, прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде. Для юноши существовала одна цель — Петербург с его Академией художеств. Чтобы заработать необходимые средства на поездку, подросток работает в иконописной мастерской, пишет фрески в церквях, выполняет живописные портреты по фотографиям.

В 1895 году Ф. Сычков, окончив Рисовальную школу в Санкт-Петербурге, стал вольнослушателем Академии художеств. В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину "Письмо с войны".


Тема жизни крестьян, сельских праздников — основная для художника, хотя писал он много портретов, пейзажей, натюрмортов. Он написал около 600 картин, этюдов и эскизов. Это была летопись его родного края - Мордовии. И, заметьте, его полотна - это взгляд на мир жизнелюбивого человека. Ну. а красота его героинь просто поражает. У него уверенный, свободный рисунок и хорошее цветовая гамма.

Умер Ф.В. Сычков в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.



Художник Сычков Федот Васильевич (1870-1958)

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

"Автопортрет", 1893

Федот Васильевич Сычков (1870 -1958) -известный российский художник,родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве,Пензенской губернии. В двенадцать лет будущий художник,лишился отца.
Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу.
Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи.

Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет - отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства - намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.
С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.

В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова,обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку.

В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.
После окончания учёбы художник вернулся на родину.В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны».Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.

"Девушка в синем платке" , 1935

Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав..

Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге.
Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США).
Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме.
А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии.
Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи.
Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево.

За плечами практически каждого гениального творца стоит женщина, которая своей поддержкой и мудростью поддерживала огонь таланта любимого человека.
Такой музой стала для Федота Васильевича Сычкова его жена - Лидия Николаевна. Она, как и муж, живо интересовалась народной культурой, в том числе и мордовской.

"Молодуха" , 1928

Лидия Николаевна бережно собирала предметы национального костюма, украшения. В ее коллекции было невероятное количество шалей, рубах, головных уборов, поясов, бус… Все это богатство использовал в своих портретах Федот Васильевич.

Умер в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР


Блондинка-кокетка


"Учительница-мордовка" , 1937

Среди подсолнухов


"Крестьянская девушка"



Девочка, собирающая полевые цветы

Нет милей для женщин дела, чем вязание на спицах.
Отрешенны и серьезны их внимательные лица.
Головы наклон спокоен, и как будто спят ресницы.
Только кисти рук подобны в облаках летящим птицам.

Петли белой и пушистой пряжи тянутся друг к другу
и ложатся на колени - как при полном солнце вьюга
намела холмы и складки посреди цветного луга.
Нижет петли, словно четки - круг за кругом, круг
за кругом.

То, что выйдет - шаль да кофта, лишь предлог,
одно названье.
Спицы бьются в ритме сердца, словно предзнаменованье.
Хочешь, чтобы стало полным о твоей любимой знанье?
Последи за ней тихонько в час вечернего вязанья.

Ксения Фирсова



"Настя за вязанием" 1925 г



"Подружки" , 1916



"Колхозный базар" , 1936


Свет небес высоких, и блестящий снег,
И саней далеких одинокий бег...


"С гор" , 1910



"Тройка" , 1906



"Дети"


"Катание на масленицу"