Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальный ад босха. Обнаженная Мона Лиза

Музыкальный ад босха. Обнаженная Мона Лиза

На ягодицах грешника из «Музыкального ада» Иеронима Босха (триптих «Сад земных наслаждений») можно рассмотреть ноты странной мелодии. Американской студентке удалось расшифровать эту музыку и исполнить её.

Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick), студентка Оклахомского христианского университета:

«Я решила переписать эту мелодию по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса - до мажор, как это было принято в средневековых хоралах» .

Амелия пишет, что вместе с другом Люком они изучали картину Босха, как «внезапно к великому нашему удивлению, обнаружили на попе одного из истязаемых грешников адскую музыку, которой без преувеличения уже более 600 лет» (картина датируется 1490-1510 годами). На запись трека у неё ушло примерно полчаса. После того как пост в Tumblr собрал 50 тысяч лайков, Амелия сообщила, что в её расшифровке содержатся ошибки, и она вместе с музыкальным факультетом университета в Оклахоме работает сейчас над новой, более точной интерпретацией музыки с ягодиц.


«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия - Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. Правая створка получила название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом - монстром с рыбьей мордой. Википедия



У Амелии Хэмрик быстро появились последователи. Уильям Эсензо aka Wellmanicuredman, независимый артист и композитор, сделал для адской песни хоровую аранжировку и сочинил для неё текст, в котором содержится, например, следующая строчка: «Наши задницы поют, пока мы горим в чистилище» .

Полная версия стихов Уильяма:

Butt song from hell

This is the butt song from hell

We sing from our asses while burning in purgatory

The butt song from hell

The butt song from hell

Британская Daily Mail не могла пройти мимо столь интригующего события, в публикации указано, что это первая расшифровка мелодии за 600 лет. Это не так. Ещё в 2003 году композицию De jordiska fröjdernas paradis , созданную на основе нот с ягодиц, исполнила шведская команда Vox vulgaris . Композиция вышла на диске ансамбля .

«Иероним Босх (1450-1516) до сих пор был известен только как художник, а Vox Vulgaris впервые рассматривает его как композитора. Пятьсот лет спустя после смерти автора впервые исполняется „Рай радостей земных“, музыкальная пьеса, основанная на нотном фрагменте, который этот необычайнейший средневековый художник разместил на мужской заднице, изображённой на триптихе под тем же самым названием.

Несмотря на то, что музыка на пластинке - средневековая, а инструменты - аутентичные, шанс того, что здесь достигается хотя бы приближение к тому, как музыка могла проявляться в Средние века, исчезающе мал. Мы не ищем никаких исторических истин, а некоторые из них и невозможно отыскать, если даже они вообще существуют. Скорее в попытке найти место на замусоленной воображаемой шкале между скованным „аутентичным“ и напряжённым „рокообразным“, мы ставим целью отыскать третий путь, создать музыку, которая одновременно была бы совершенно современной и совершенно средневековой. Мы полагаем, что это единственный способ играть живую средневековую музыку в наше время, даже если мы видим лишь немногие сохранившиеся нотные фрагменты и инструменты, которые считаем неисчерпаемым родником музыкального творчества. Разумеется, на нас оказала влияние вся та музыка и все те впечатления, которые мы получаем повседневно, кое-что из этого слышится и в нашей музыке. В нашей интерпретации отражены также знания о средневековой жизни, искусстве и религии. Для многих картина мира Средневековья населена поросятами, зажаренными целиком, благородными рыцарями и целомудренными либо не очень целомудренными девицами; наш выбор коренится в периферии средневекового общества - среди еретиков, монахов-расстриг, флагеллантов и вождей неудавшихся крестьянских восстаний».

Я люблю музыку и люблю Босха. А вот Босх полифоническую музыку не одобрял, считал её изобретением дьявола и всех музыкантов отправлял в Ад. Впрочем, самого себя от тоже отправил туда. Наверное, музыка ему тайно нравилась, особенно, когда он был пьян. Как это можно понять? По его картинам. Но обо всем по порядку. Пьяный мастер еще появится в нашей истории.

Ерун Антонисон ван Акен , так на самом деле звали Иеронима Босха (Hieronymus Bosch, около 1450-1516) . Даже его настоящее имя сегодня для многих остается тайной. Что уж говорить о его картинах? Настоящие названия полотен не дошли до наших дней. А символы, которые мы видим на работах мастера?

С течением времени многие из них или поменяли свое значение, или были утрачены. Для большей части людей Босх превратился в прикольного художника, изображавшего всякую психоделическую фигню. А это как раз совсем не так. Иероним Босх был очень образованным человеком своей эпохи. Его картины - глубочайший по уровню текст.

Именно текст, потому что Босх, прежде всего, принадлежит к книжной культуре, во главе которой была Библия. В отличие от многих своих современников, художник был грамотным человеком, отлично разбирался в священном писании. Главная задача его творчества - донести содержание до людских масс. Натурально показать людям весь смысл главной книги христианства.

Почти все его полотна - это триптихи. Это многоуровневый текст, который мы должны воспринимать поэтапно, подобно роману. Только тогда перед нами может открыться его смысл. Давайте почитаем Босха!

Здесь позволю себе небольшое отступление. Если хотите познакомиться с полотнами мастера, отправляйтесь в музей в его родном Хертогенбосе в Голландии. Там хоть и копии работ, зато их можно трогать. Открывать и закрывать. В Прадо вам такого точно не позволят. Да и толп туристов нет, можно все рассмотреть в деталях.

Начнем с его триптиха «Воз сена». Створки закрыты, и мы видим изображение, получившее название «Путник». А это первая неточность, привнесенная временем. Обычные путники Босха не интересовали. Тут речь о другом. Мы видим явные отсылки на библейскую притчу «О добром самаритянине».

Он был единственным, кто остановился, чтобы помочь человеку, которого обокрали и избили разбойники. Но тут мы видим другой момент. Решение еще не принято. Человек остановился, но он в замешательстве, еще не знает, что нужно сделать: помочь или пойти дальше.

К слову, фигура путника на картине - портрет самого Босха. Художник являлся постоянным персонажем своих же полотен. Картина не дает никаких ответов, выбор остается за вами, и вы открываете створки.



Левая часть - история Адама и Евы в Раю. И снова выбор, последствия которого - изгнание первых людей из Эдема.

История движется дальше. В центральной части мы видим воз сена. Это, пожалуй, одна из самых интересных аллегорий жизни человека. Мы видим, как все стремятся к тому, чтобы забраться на этот воз. Он - отражение человеческого счастья, идеал, предел мечтаний. Ради своей цели люди убивают друг друга, они дерутся, они готовы оказаться под колесами, быть раздавленными. Все смотрят только на верхушку воза, но никто не видит, что вместо лошадей в повозку запряжены черти. Они катят ее в Ад.

Босх издевается над королями и епископами, над простыми людьми, над лжепророками и разбойниками. Все они слепы. Все они попадаются на простую уловку. Никто из них не может посмотреть выше, чтобы увидеть над всем этим миром Спасителя. Их выбор - выбирать более близкое и понятное, не замечать сути. До последнего не верить в кошмар.

А кошмар совсем близко. Жизнь коротка, и все они туда приходят. Воз с сеном следует без остановок до станции «Ад». На правой створке - конечный пункт назначения. Поэтому, когда мы вновь закрываем триптих, то в нашей голове уже есть ответ на вопрос: «Как должен поступить самаритянин: пройти мимо или помочь?». Путь к спасению - бескорыстная помощь ближнему.

То, что Босх великолепно знал священное писание, подтверждается его необычным изображением предметов и животных, упоминаемых в Библии. Взять например, его картину «Св. Иоанн Богослов на острове Патмос». Что за непонятная фигура расположилась в правом нижнем углу? В чем ее символизм?



Становится понятно, если посмотреть первоисточник. Открываем, читаем:

«По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала...»

Вот вам и объяснение. Это саранча. Иероним Босх не относился к библейскому тексту как к метафоре. Для него это была истина в последней инстанции. Доходило даже до забавных фактов, связанных с неточностью перевода священного писания на латынь. В двух частях триптиха «Сад земных наслаждений» в середине мы видим фонтан. Дело в том, что Св. Иероним, создавая латинский перевод Библии, заменил слово «источник» на «фонтан». Босх не знал, как выглядит последний, поэтому включил свое воображение. Но об этой картине мастера точно нужно рассказать подробнее.



Перед нами снова закрытые створки. Это сцена создания земли. В левом верхнем углу сам Бог, его взгляд устремлен в книгу. В сфере - плоская земля, только что сотворенная им. Мир - это книга, написанная рукой Бога. Две надписи сверху переводятся так: «Он сказал - и сделалось» , «Он повелел - и явилось» . Перед нами явная отсылка на евангелие от Иоанна и идею о том, что все началось со слова. Мы открываем створки...

Видим как рождаются и нарекаются Адамом животные в Раю, по центру - аллегорическое изображение радостей жизни, а справа - итог. Итог неутешительный.



На переднем плане у нас музыканты. Я уже говорил, что полифоническую музыку Босх считал творением Сатаны. Вот и поместил в ад целый оркестр. Одному ноты написали прямо на пятой точке. По ним играют остальные. Только вот их игра уже не удовольствие, а пытка.

А выше и сам художник. Вот его большое лицо смотрит прямо на нас.



За что он себя так? За пьянство! Ноги у фигуры напоминают высохшие стволы деревьев. Стволы опираются на корабли - символ шаткой пьяной походки. Внутри его тела вообще кабак, где пируют черти. Пируют, чтобы потом родиться в его голове, пройти хороводом и попасть на полотно. Безжалостный к людям, Босх и к себе относился со всей строгостью. Но он, как создатель, управляет всей этой вечеринкой в самом конце.

Его полотна уничтожались, о нем забыли на несколько веков, но в XX веке он вновь оказался своим, таким ярким, таким жизненным. После того, как Ницше возвестил, что Бог умер, с нами остался только Босх.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.

Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Сад земных наслаждений (триптих) Около 1500, музей Прадо, Мадрид, Испания. (высокое разрешение)


Оригинальное название этой работы Босха доподлинно не известно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка. Музыкальный ад (фрагмент)


Но за огромным числом исследований, посвященных «Саду земных наслаждений», удивительно, что загадочный фрагмент нотной записи, оттиснутый на ягодицах одного из грешников, привлек внимание совсем недавно, причем не профессионалов.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка. Загадочный фрагмент нотной записи


Американская студентка Амелия Хэмрик в 2010 году заинтересовалась изображенным фрагментом мелодии, «на коленке» перевела его «по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса — до мажор, как это было принято в средневековых хоралах».

Адекватность сделанной адаптации вызывает сомнения у специалистов. Существует еще один вариант этого музыкального фрагмента, сделанный в 2003 году шведской группой Vox Vulgaris .

Но как они сами пишут:


  • «... шанс того, что в нашей версии достигается хотя бы приближение к тому, как она могла звучать в Средние века, исчезающе мал. Мы не ищем никаких исторических истин, а некоторые из них и невозможно отыскать, если даже они вообще существуют»

Профессионалы же продолжают обходить стороной вопрос расшифровки нотной записи с картины Босха, предпочитая иные темы исследований. Например в 2010 году оксфордские музыковеды изготовили точные копии инструментов, изображенных на картине. Как пишет The Guardian , звучание инструментов неприятно поразило исследователей. Лишь два из десяти инструментов оказались благозвучными — флейта и барабан.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка. Музыкальные инструменты


И в завершение, третья версия «песни из ада», сделанная приятелем Амелии Хэмрик, Уильямом Эсензо, в «хоральной» аранжировке:

Но окончательно содержание музыкального послания Иеронима Босха в «Саду земных наслаждений» пока остается нераскрытым.

Ад - Иероним Босх (Часть триптиха «Сад земных наслаждений»). 1500-1510. Дерево, масло. 389 x 220 см


Ад – это правая створка знаменитейшего триптиха художника под названием «Сад земных наслаждений». Под эти лирическим названием кроется далеко не милая и идилличная картина. На самом деле триптих выполнен вполне в стиле Босха – жуткие видения, гротескные фигуры, ужасные образы здесь практически повсюду.

В видении художника ад предстает чудовищным сюрреалистическим местом. Правую створку триптиха критики часто называют «Музыкальным адом» из-за того, что здесь использовано множество разнообразных музыкальных инструментов. Однако не нужно надеяться, что их используют по прямому назначению. На самом деле на них даже черти не играют, как можно было бы заподозрить. Босх решил использовать совершенно далекие от прямого назначения музыкальных инструментов способы их применения. В большинстве случаев они выступают в роли пыточных приспособлений.

Например, арфа у художника играет роль креста для распятия или дыбы – на ней распластан несчастный грешник. Ни в чем не повинная лютня стала предметом пытки другого бедолаги, который лежит ничком. Интересно, что на его ягодицах отпечатаны ноты, по которым поет совершенно невообразимый хор – проклятые во главе с дирижером с рыбьим «лицом».

Передний план картины способен повергнуть в шок даже закаленного «ужастиками» современного человека. Кролик тащит человека с распоротым животом, которого привязали к жердине. При этом из бедняги буквально бьет струя крови. Хищный кролик выглядит очень мирно, и это составляет поистине чудовищный контраст по сравнению с тем, что он делает и что должно подразумевать его действие в дальнейшем.

Ненормальность этого места подчеркнута невероятными размерами ягод и фруктов, тут и там разбросанных по всей створке. Когда смотришь на это, непонятно, кто кого здесь ест – люди ягоды или ягоды людей? Мир перевернулся и стал адом.

Замерзший пруд с полыньей, куда устремляется грешник верхом на громадном коньке, люди, летящие на свет, как безмозглые мошки, человек, точащий в дверном замке – все эти образы аллегоричны и безусловно, были понятны современникам художника. Что-то из увиденного вполне можно толковать и интерпретировать и в наши дни, но уже с точки зрения человека современности, а не позднего средневековья.

Интересно, что исследовательница творчества Босха смогла расшифровать ноты, выгравированные на пятой точке грешника. Оказывается, художник записал вполне связную мелодию, которую можно сыграть и прослушать. Но это единственный нормальный реальный элемент в бредовом мире его ада.

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком "музыканта", на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке – кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, – это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча – охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение "Видение Тундала", изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. На замерзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением "по тонкому льду". Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне "обреченный вечной погибели" висит в "ушке" дверного ключа. Дьявольский механизм – вычлененный из тела орган слуха – составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине.

Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намек на человеческую глухоту к словам Евангелия "имеющий уши да услышит". Выгравированная на лезвии буква "М" обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово "Mundus" ("Мир"), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста "Видение Тундала", У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прилепленном к ягодицам другого, зеленого демона, – таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Достаточно важное место в композиции занимает "человек-дерево". Для этой фигуры Босхом был сделан специальный набросок, показывающий нам, что символом Луны художнику служили яйцо, деревья и летучие мыши. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. В Аду, вследствие неблагоприятного влияния планеты, души грешников подвергаются пыткам на лютне, арфе и органиструме.