Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальная ель. Резонансная древесина или тайны музыкальности Секрет великого Страдивари и его знаменитых скрипок кроется, бесспорно, в умении мастера находить и использовать уникальную по своим свойствам резонансную древесину

Музыкальная ель. Резонансная древесина или тайны музыкальности Секрет великого Страдивари и его знаменитых скрипок кроется, бесспорно, в умении мастера находить и использовать уникальную по своим свойствам резонансную древесину

31.12.2015 16:19


По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.
















Каждое ли дерево музыкально? Каждое, но в разной степени.

Самой музыкальной – резонансной – породой специалисты считают ель. Но не любая ель может быть пригодной.

«Поющая ель» - особая порода, она не растёт где попало, чаще всего встречается на северных склонах, где солнца поменьше да и земля поскуднее, а ствол её хорошо защищён от ветров. Ель не должна быть смолистой, иначе упругости не станет и звукопроводность падает. Важно, чтобы древесина ствола была чистой и прямослойной, а возраст её не менее ста лет.

Большой «музыкальностью» отличаются вологодские ели. Их слава давно перешагнула рубежи нашей родины.

Второй породой по музыкальности считают клён. Лучшие его сорта – клён явор, или белый, струйчатый – произрастает на Кавказе и в Карпатах. Для этой древесины важны однородность, упругость, многолетняя выдержка.

Лучшие сорта платана (чинара) растут в Закарпатье. Древесина его прямослойная, упругая и гибкая, хорошо обрабатывается и отделывается. Изготовленные из платана свирели, дудки, пастушечьи трубы и некоторые струнные щипковые инструменты отличаются особым тембром и мелодичностью звука.

Резонансный бук произрастает в некоторых районах Росси и Кавказа, на каменистых, горных почвах, на высоте 800 метров. Возраст его должен быть не менее 120 лет. Древесина красноватого цвета, с параллельными прямыми волокнами, слегка лоснящейся поверхностью.

Чёрное дерево поступает к нам из Африки и Индии. Оно бывает совершенно чёрным или чёрно-коричневым, однородно, хорошо обрабатывается, часто используется в декоративных целях.

Для создания некоторых музыкальных инструментов требуется более десятка различных пород дерева. Например, ксилофон имеет три-четыре ряда хроматически настроенных деревянных брусочков, лежащих на соломенных жгутах или толстых жильных струнах. Музыкальные брусочки изготавливаются из клёна, бука, ели, палисандра, ясеня, каштана и некоторых других пород.

Отобрать «поющее» дерево – дело непростое. Человек этой уникальной профессии по одним только ему известным признакам должен из тысячи стволов определить «музыкальные».

Бракер, идя по заснеженному лесу с деревянным молотком на длинной ручке, постукивает каждый ствол, припадая к нему ухом. Не спеша, внимательно прислушивается, будто в самом сердце лесной красавицы звучит только ему понятная мелодия. С поваленным лесом работать относительно проще. Здесь перед бракером свежий срез, и тайны музыкальности определяются при помощи лупы. Долго колдует бракер над каждым деревом, прежде чем поставит специальное клеймо.

Бывает, резонансную древесину заготавливают высохшими на корню деревьями, как это делали в старину. Отобрав подходящее дерево, его зимой кольцуют, то есть внизу по всей окружности снимают кору. Весной на нём появляются новые побеги и листья, вытягивающие из ствола все соки. Усохшее, лишённое соков дерево срубают.

Отобранные кряжи поступают на завод, где их распиливают на доски, сушат, а затем особым способом превращают в резонансные дощечки. Из них впоследствии склеивают детали музыкального инструмента – деки, клавиатурные вырезки для рояля, музыкальнее брусочки ксилофона.

До революции иностранцы, имевшие в России свои музыкальные предприятия, пользовались древесиной поступавшей к ним с Карпат, Вогез, Тирольских, Баварских гор, Швейцарских Альп и горных районов Италии. Им и в голову не приходило использовать «порющую» древесину из лесов России, где-нибудь в Костромской или Вологодской губернии. За большие деньги приобретался чужеземный материал.

При советской власти, уже к концу второй пятилетки, начались поиски отечественной древесины; и они оказались успешными. Говоря об этом, нельзя не вспомнить маршала М. Н. Тухачевского. Он любил музыку, в свободное время мастерил скрипку и великолепно играл на этом инструменте. В кругу своих друзей он говорил: «Нет ничего прекраснее музыки… это моя вторя страсть после военного дела».

Старший мастер скрипичных инструментов Г. А. Морозов вспоминал, как однажды он рассказал Тухачевскому, что руководимые им мастерские при Большом театре испытывают недостаток в резонансной ели и клёне. Запасы, сделанные ещё до революции, подходят к концу.

М. Н. Тухачевский пообещал помочь и сдержал своё слово. Была снаряжена специальная экспедиция в Закавказье для розыска нужных пород дерева. Вскоре в адрес Большого театра СССР пришёл подарок маршала – два вагона дерева. В одном из них были «поющие» ели, а в другом – матёрый, в несколько обхватов, явор. Попав в руки ведущих мастеров, драгоценный материал превратился в замечательные музыкальные инструменты, получившие широкое признание.

Секрет великого Страдивари и его знаменитых скрипок кроется, бесспорно, в умении мастера находить и использовать уникальную по своим свойствам резонансную древесину.

С незапамятных времен древесина используется человеком повсеместно, во всех сферах его деятельности, поскольку она не только довольно легко добываемый, но и совершенно незаменимый и уникальный материал, и изготовление музыкальных инструментов - не исключение. Существует много разных материалов, которые обладают прекрасными акустическими свойствами и превосходят древесину по силе своего звучания. Но ни один из них не способен трогать сердца слушателей той необыкновенной нежностью и особым тембром звучания, который обеспечивает инструменту древесина. Именно этого эффекта и стремились достичь такие великие мастера, как Страдивари, Амати и Гварнери, создавая свои всемирно известные шедевры.

Что же такое резонансная древесина? Резонансной называют такую древесину, которая используется для изготовления музыкальных инструментов, точнее, их основной звукоизлучающей детали - деки.

Но не совсем корректно называть такую древесину резонансной в привычном смысле этого слова. Как известно, в физике резонанс - это явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. К музыке, стало быть, резонанс не имеет никакого отношения. Но в переводе с французского resonanse или с латинского resono это слово означает «звучу в ответ». В этом и кроется разгадка: при изготовлении дек особенно ценится акустическая отзывчивость древесины в широком диапазоне частот, благодаря которой музыкальное звучание приобретает тембровую окраску, присущую именно этому материалу.

Проблема состоит в том, что далеко не каждое дерево подходит для изготовления музыкальных инструментов. И наличие дендроакустических свойств обусловлено даже не породой - в пределах одной породы встречаются как совершенно обычные деревья, так и деревья, древесина которых обладает музыкальными свойствами, «звучит в ответ», каких, понятное дело, очень мало. Ситуация усугубляется тем, что до сих пор не существует способов и технических средств для объективной экспресс-диагностики древесины на корню как потенциального резонансного сырья, сказываются и нехватка квалифицированных специалистов и инвестиций в отрасль, производящую музыкальную продукцию.

Принято считать, что на дендроакустические свойства древесины в основном влияют порода и условия произрастания конкретного дерева. Но не все так просто. Помимо выше перечисленных показателей большое влияние оказывают и такие характеристики как макроструктура, микроструктура, цвет, блеск, текстура древесины и т. п. Об этом мы поговорим ниже. Таким образом, качество древесины с точки зрения ее резонансных свойств зависит от породы, от того, где и при каких условиях выросло то или иное дерево, от физических свойств и внутреннего строения древесины, а повлиять на них может большое количество факторов, но в первую очередь - индивидуальная особенность определенного дерева. Наличие резонансных свойств - это генетическая предрасположенность. Такие деревья ни в коем случае нельзя воспринимать как особую «резонансную» форму породы деревьев, где бы они ни произрастали.

Мастерство изготовления скрипичных инструментов достигло пика совершенства в период расцвета Брешианской и Кремонской школ в Италии XVII--XVIII веках. Самые яркие образцы инструментов того времени создавались с использованием резонансной ели и различных видов клена, произрастающих в Италии. Но и по сей день породой с лучшими дендроакустическими свойствами считается ель. Стандарты на резонансный лесоматериал допускают использование пихты кавказской и кедра, но все же ель превосходит по своим качествам другие породы. К примеру, ель, в отличие от кедра, улучшает свое звучание после усыхания. Именно эта порода в наибольшей степени отвечает основным параметрам, от которых зависит чистое, красивое звучание инструмента.

Резонансная ель





Как писал ученый--лесовод Г.А. Пахарь, опубликовавший в 1911 году в журнале «Лесопромышленник» статью «О пригодности русской ели для выработки резонаторов», до 1907 года русские музыкальные фабрики использовали лесоматериалы заграничного происхождения. В те времена были известны лишь такие источники резонансного сырья, как Карпаты, Тирольские и Баварские Альпы. В результате проведенных исследований было установлено, что и «из русской ели можно получить резонансный лес, по качеству не уступающий заграничному». Заведующий кафедрой «Древесина и экологическая сертификация» Марийского государственного технического университета проф. В. И. Федюков в своих работах неспроста называет резонансную ель «золотоносной породой». Ведь обнаруженная с помощью современных приборов настоящая, обладающая дендроакустическими свойствами резонансная древесина представляет огромный интерес для мировой музыкальной индустрии. Стоимость такой древесины значительна, и очень важно правильно и вовремя обнаружить эту ценную древесину, ведь, к сожалению, большие ее запасы остаются в лесу, пропадают или используются в других целях. Можно представить, насколько негативно сказывается на заготовках резонансной древесины и развитии музыкальной промышленности неумение грамотно отбирать ее, что называется, на корню, ведь в России до сих пор не выявлены точные ареалы и запасы резонансной ели.

Известно, что лучших по акустическим свойствам деревьев весьма немного. Генетически обусловленный биотип ели с резонансной древесиной встречается не только в горных условиях, но и на равнинах. Результаты комплексных исследований под руководством проф. факультета химической технологии и биотехнологии Лесного института (в настоящее время факультет ХТБ Санкт--Петербургского лесотехнического университета), специалиста в области лесной технологии Н.А. Филиппова, показали, что таежные леса еще не утратили своего значения в качестве источника резонансного сырья. Этот факт подтверждают и сотрудники мастерских--лабораторий по изготовлению музыкальных инструментов, самостоятельно занимающиеся заготовкой древесины.

Огромное значение имеет целенаправленный отбор резонансной ели в лесу. Кроме того, специалистам лесного хозяйства следует задуматься о воспроизводстве потенциальных запасов резонансной ели на селекционно-генетической основе при плантационном выращивании. Целевое лесовыращивание с заданными акустическими свойствами древесины крайне важно в современном мире, в том числе и в России. Оно непосредственно связано и с экологическими условиями, и с гигантскими объемами как законных, так и незаконных рубок, что в конечном итоге может привести к полному исчезновению генофонда резонансной ели.

В Чехии в 1976 году была реализована общегосударственная программа «Резонансная древесина и ее производство». Главное достоинство этой программы заключалось в комплексном решении проблемы по рациональному использованию и возобновлению запасов резонансного сырья в естественных насаждениях. Подобный опыт необходимо в первую очередь перенять России, главной лесной стране мира. Но пока таких программ у нас нет. Считается, что решать проблему выращивания резонансной ели следует, начиная со стадии лесоустройства, лесокультурного дела. Но необходимо понимать, что методы, направленные на получение больших объемов древесины, в этом случае далеко не всегда помогают.

Если взять во внимание то, что большие запасы ели сосредоточены на переувлажненных почвах, в силу чего эта древесина почти не эксплуатируется, а также тот факт, что именно в условиях болотных насаждений во многом формируются акустические свойства древесины, то весьма интересным представляется предложение проф. В.И. Федюкова насчет целевого выращивания резонансной древесины. Этот способ основывается на выращивании резонансного сырья путем сочетания осушительной мелиорации с целевым ведением лесного хозяйства. Необходимым условием является поддержание осушительной сети в рабочем состоянии. Как вариант можно рассматривать и создание архивно--маточных плантаций резонансной ели, создаваемых на основе применения вегетативных способов размножения с участием отобранных ценных форм древесных пород, что в современных условиях способствует сохранению ее генофонда в наших лесах и внедрению клеточной селекции методом культуры тканей. Но, по большому счету, вопросы целевого выращивания резонансного сырья остаются нерешенными.

В настоящее время известны косвенные способы диагностики резонансной древесины: по общему виду и состоянию дерева, по структуре и цвету коры, а также по внешнему виду древесины (ее макроструктура, цвет, блеск, текстура, запах).

Внешний вид. Что касается внешнего вида и состояния, известно, что дерево ели должно быть абсолютно вертикальным, с симметричной, узкой и островершинной кроной; у ствола должна быть зона (не менее 5-6 м длиной) цилиндрической формы, на которой нет сучков и видимых повреждений. Эти требования продиктованы в первую очередь технолого-экономическими соображениями, цель которых - получение максимального выхода делового сортимента. Исследований, направленных на выявление связей между акустическими характеристиками древесины и указанными параметрами дерева, пока не проводилось.

Некоторые мастера-индивидуалы придерживаются мнения, что признаком резонансной ели являются нисходящие ветви. При отборе резонансного дерева для мастеров также важно, чтобы его ствол не «скручивался».

Структура и цвет коры. На эти морфологические признаки мастера обращают внимание и при отборе дерева на корню, и при отборе круглых сортиментов. Но и здесь нет общего мнения по поводу каких-либо конкретных характеристик. Французские мастера придерживаются мнения, что кора резонансной ели должна быть серого цвета и состоять из довольно небольших и гладких чешуй. Костромские ученые, занимавшиеся изучением отбора резонансной ели по фенотипу, С. Н. Багаев и В. О. Александров утверждают, что лучшие резонансные свойства у гладкокорых, с узкокронной формой деревьев ели как европейского, так и сибирского видов. В Румынии считается, что у деревьев, обладающих дендроакустическими свойствами, должны иметься косоопущенные ветви, а чешуйки коры должны быть округлыми и вогнутыми. Автор статьи «Изменчивость резонансных свойств древесины ели обыкновенной на фоне варьирования анатомических и морфологических признаков внутри популяции», опубликованной в 1972 году в сборнике научных трудов Московского лесотехнического института (ныне Московский государственный университет леса), Н. А. Санкин пришел к выводу, что следует отдавать предпочтение чешуекорой ели, как обладающей наибольшей генетической пластичностью.

Макроструктура. Такие показатели макроструктуры, как ширина и равнослойность годичных колец, содержание в них поздней древесины включены в стандарты разных стран в качестве основного критерия при отборе резонансного сырья. Общие требования к макроструктуре: ширина годичных колец - 1-4 мм, содержание поздней древесины - 30%. Равнослойности годичных колец уделяется особое внимание. Древесина с узкими слоями придает звучанию инструмента жесткость, а с широкими слоями - приглушенность. Представители староитальянских школ часто использовали для изготовления верхних дек более широкослойную древесину. А у мастеров кремонской школы пользовалась спросом разновидность древесины Haselfichte («лештарская» ель, или «лештарка») с толстыми слоями и ярким блеском, с часто встречающимися извилинами вроде сучков, так называемая свилеватая древесина. Такая ель интересна тем, что она никогда не растет большими группами, единичные деревья можно найти в чешских и баварских лесах, а также в Альпах. Измерения подтверждают, что еловая древесина с неровными годичными кольцами по прочностным свойствам превосходит древесину с ровными кольцами.

Российские мастера различали по макроструктуре на радиальном срезе три сорта резонансной древесины ели: струистую, пламенистую и краснослойную. У струистой древесины в пределах прямых годичных слоев слегка волнообразный сдвиг древесных волокон. Такая древесина отличается эластичностью, дает чистые тона и наиболее ценна при изготовлении деки. Пламенистая по структуре напоминает язычки пламени и отличается красивым узором. В краснослойной древесине зона поздней части годичного кольца резко выделяется своим красным цветом. Плотность такой древесины выше, чем у первых двух сортов, но ценится она меньше.

Насчет цвета резонансной древесины мнения сильно расходятся. Одни мастера предпочитают древесину ели светлых, белых тонов, а другие - желтых.

Один из способов, которым издавна пользуются мастера для распознавания качественного резонансного материала, - по блеску. Ель русского северного типа с нежным, шелковистым блеском и, в то же время, ярко выраженными тонкими слоями, придает тембру звука нежность и серебристость, а древесина типа Haselfichte - силу, интенсивность, а иногда и грубость. Немецкие мастера предпочитают ель с резкими и крупными блестками, так называемую Spiegel («зеркало»). Кроме того, блеск играет в инструментах и чисто эстетическую роль. Декоративную ценность материалу обеспечивает именно текстура древесины.

Некоторые мастера в качестве диагностического признака используют запах древесины. Таким путем они определяют смолистость материала, ведь смолистые вещества, как известно, отрицательно влияют на акустические показатели древесины.

Микростроение. Сведений относительно микроструктуры резонансной древесины накопилось не так уж много. Важно то, что распознать резонансную древесину можно только путем сочетания микро-- и макроскопических методов диагностики. Известно, что при изготовлении музыкальных инструментов ели отдается предпочтение благодаря ясно выраженным годичным кольцам ее древесины в отличие от других пород с аналогично высокой упругостью (береза, бук и т. п.). Современные ученые считают, что важную роль в анатомическом строении резонансной древесины играет взаимопроницаемость систем клеток, расположенных вдоль и поперек оси ствола, то есть трахеид и сердцевинных лучей. Чешский ученый Рудольф Илле внес большой вклад в исследования биологических и технических особенностей резонансной древесины, используемой итальянскими мастерами XVII-XVIII столетий. По мнению г-на Илле, крайне важно, чтобы у древесины имелось как можно больше проницаемых пор в форме «двоеточия», особенно у ранних трахеид, по которым звуковые волны проникают во всю толщину доски, проходя как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Помимо косвенных, существуют и прямые способы диагностики и отбора резонансной древесины. Они основываются на измерениях ее плотности, модуля упругости, скорости звука, затухания и амплитуды колебаний, величины потери энергии на внутреннее трение. Акустические характеристики при наличии результатов таких измерений определяются расчетным путем, затем выявляется пригодность материала для изготовления музыкальных инструментов.

Большую роль в управлении качеством резонансной древесины играют технологические факторы - время и место заготовки, условия транспортировки, режим сушки и хранения и т. д.

Многие российские мастера предпочитают заготавливать резонансную древесину в первой половине зимы. Французские мастера считают, что рубить дерево надо либо в последнюю четверть полнолуния или в новолуние.

Раньше считалось, что резонансные стволы чаще встречаются в высоковозрастных насаждениях старше 150 лет, растут на северных склонах гор с суровым климатом и предпочитают бедные каменистые почвы. Однако исследования показали, что возможно получение резонансного сырья и в равнинных лесах, в том числе и на избыточно увлажненных землях.

Транспортировка сырья раньше напрямую зависела от условий местности и уровня развития техники. В Европе бревна сплавляли по горным рекам, что даже улучшало механические и акустические свойства древесины благодаря вымыванию из нее излишнего количества смолы. Сейчас резонансную ель перевозят преимущественно автомобильным и железнодорожным путем.

Большое значение для качества инструмента имеют правильная сушка и выдерживание древесины. Дело в том, что со временем древесина становится все более устойчивой к температурно--влажностным изменениям среды. Многие зарубежные фирмы даже в промышленном режиме работы резонансную древесину выдерживают не менее трех лет, а мастера-кустари еще дольше - от 5 до 30 лет. Часто используется материал, который обнаруживается на месте сноса старых сооружений, в составе которых он выдерживался весьма большой период времени. Искусственная сушка древесины применяется в основном при изготовлении музыкальных инструментов промышленным способом. Обращаясь к результатам исследований НИИМП (ныне не существующий Научно-исследовательский институт музыкальной промышленности РСФСР), можно сказать, что высушенная искусственным способом древесина по акустическим параметрам не уступает древесине, высушенной естественным образом. Но многие мастера, особенно при изготовлении инструментов на заказ, искусственной сушке не доверяют. В России до 1935 года древесину сушили на корню, этот способ иначе назывался биологическим подвяливанием дерева, которое выполнялось с помощью кольцевания путем окорки, а также перерезания заболони у основания ствола. Имеются сведения, что еще в Древнем Риме способ кольцевания деревьев использовался для получения «свежего сухостоя», и именно с такой древесиной работали скрипичные мастера.

У древесины резонансной ели имеются свои характерные особенности строения, свои свойства и качества, отличающие ее от обычной древесины этой хвойной породы и предопределяющие акустические параметры. Хотелось бы еще раз отметить, что резонансная древесина является остродефицитным материалом во всем мире. У лесопромышленного комплекса России слабая научно-техническая база и недостаточное количество квалифицированных специалистов для решения вопросов сохранения и целевого использования резонансных лесоматериалов. Одним из основных путей рационально-целевого использования этого уникального природного сырья является экспресс-диагностика и неразрушающий отбор перспективных экземпляров деревьев на корню, то есть в стадии лесовыращивания. Необходимо пересмотреть способы оценки резонансных сортиментов и ввести обязательную сертификацию, в первую очередь - экспортных лесоматериалов ели в круглом или пиленом виде.

Россия нуждается в программе, объединяющей ученых и специалистов лесного профиля, музыкальной промышленности, а также специалистов по стандартизации и сертификации. Ввиду того, что у нас в стране полностью отсутствуют подобные программы (в отличие, например, от Чехии), а потребность в них велика, эта задача должна стать одной из наиболее важных именно для отечественных деятелей и специалистов как лесной, так и музыкальной отраслей. Запасы резонансной ели быстро сокращаются и в России, и за рубежом. Специалистам лесохозяйственной отрасли есть о чем задуматься. Мы обязаны сохранить для потомков уникальный дар лесов - резонансную древесину, чтобы будущие Страдивари могли превзойти своих предшественников, создавая удивительные музыкальные инструменты, звучанием которых будут восторгаться миллионы.

Антон КУЗНЕЦОВ, канд. биолог. наук, преподаватель СПбГЛТУ,
Мария КРИНИЦЫНА

Могучий ствол ели клонится, словно раздумывая, потом падает. Управляющий лесничества Иржи Соукуп волнуется. Настоящему леснику всегда больно губить лесную красавицу. Тем более что ель резонансная: заранее не угадаешь, вовремя ли ее спилили и какова она внутри.

Лесоруб Богумил Мареш — за тридцать лет работы в лесничестве он повалил не одного такого великана — отпиливает тонкий кружок древесины для анализа. Только после этого станет ясно: зазвучит благородное дерево в руках музыкантов или пойдет на стройматериалы. На срезе специалисты отметили особенно ценные, четкие, тонкие — резонансные слои — те, что образовались за последние полвека, в пору созревания, когда дерево равномерно обрастало «мускулами». Однако самое важное для резонансной ели на глаз не определишь — удельный вес древесины и ее эластичность. На этот раз материал оказался плотным и упругим: инструменты, сделанные из него, будут обладать нежным, серебристым голосом.

Леса занимают треть площади Чехословакии, в основном они хвойные. На местах порубок чаще высаживают ель — она растет быстрее других пород. Но не только в скороспелости заинтересованы ученые лесопитомника в Каменице-на-Липе. Здесь изучают именно резонансные ели, выращивают материал для музыкальных инструментов. В сущности, из каждого ровного и плотного ствола можно сделать деки для скрипок, виолончелей или резонансные щиты для роялей. Но не случайно скрипичные мастера тщательно отбирают для своих будущих творений деревья, способные отзываться на легчайшее прикосновение. Исстари считали, что единственное место в Чехословакии, где растут подходящие ели,— склоны Шумавы. Но оказалось, что «музыкальный» лес можно растить и на Чешско-Моравской возвышенности, только для этого о деревьях надо особо позаботиться.

В каменицком питомнике — полмиллиона саженцев на одном только опытном участке. Все елочки взяты из местных лесов, потому что для нормального роста лучше родной почвы не бывает. А когда они подрастут и окрепнут, их переселяют на постоянное место жительства, на высоту семисот метров над уровнем моря. Но растут елочки, как и все дети, неодинаково. Раз в десять лет посадки прореживают, чтобы оставшиеся деревца тянулись к солнцу ровно, не искривляясь. Через сорок лет, если дерево здорово, если ствол его прям, и округляется равномерно, с него начинают срезать ветви, чтобы слои древесины нарастали без сучковых гнезд.

Раньше срезали сучья вручную, а сейчас придумали автоматическую пилу с дистанционным управлением, которая сама взбирается по стволу. Леснику остается только укрепить ее на дереве и потом подобрать упавшие еловые лапы. Места срезов затянутся со временем, и тогда по всей длине ствола до самой кроны будет созревать плотная, ничем не поврежденная древесина. Когда минует период бурного прироста, ель будет «полнеть» — медленно и совсем незаметно — на десятые доли миллиметра в год. И чем ближе расположатся друг к другу годичные кольца, тем древесина будет ценнее, однороднее.

Ель должна прожить сто сорок — сто пятьдесят лет, только тогда из нее можно будет сделать инструменты, за которые не придется краснеть мастеру. Непривычный для современной жизни темп! Но пока никому не удавалось заставить природу работать быстрее. Поэтому никакой человеческой жизни не хватит на то, чтобы вырастить маленькую елочку до совсем взрослого — резонансного — возраста. И лесничий Иржи Соукуп знает, что не увидит он большими те саженцы, которые перенес недавно в лес вместе с пионерами из соседней каменицкой школы. Но он уверен, что у его леса всегда будут верные и любознательные друзья — такие, как эти ребятишки. Многие из них, окончив школу, работают в лесничестве. Другие еще учатся, но и из них кто-то да станет лесничим. И тоже будет учить ребятишек из соседней школы. Поколение за поколением— и выросла ель, посаженная твоим прапрадедом. И каждый из ребят надеется, что именно она окажется резонансной.

Даже на первый взгляд этот лес отличается от обычного хвойного. Почти все деревья — ровесники. Стройные исполинские ели — ветви остались только на самой верхушке — делают лес прозрачным. Вольно разносится запах свежей смолы, легкий шелест крон. Кажется, дунь ветер чуть сильнее, и деревья зазвучат, словно органные трубы, и лес наполнится торжественной мелодией. Музыкой будущего.

Чаще всего резонансную древесину используют для изготовления музыкальных инструментов – а именно, их дек. Основной музыкальный инструмент, который веками изготавливается из данного вида древесины - скрипка. Наиболее подходящие материалы для получения резонансной древесины – сосна, ель, кедр сибирский, пихта кавказская и клен. Если древесина имеет превосходные акустические свойства, ее могут использовать даже при наличии в ней дефектов.

На сегодняшний день резонансные породы древесины являются уникальным натуральным сырьем, которое очень дорого стоит.

Российские производители музыкальных инструментов начали поиски резонансной древесины в русских лесах еще в начале 20 века. В результате исследований было выяснено, что отечественное сырье по своим акустическим характеристикам и качеству ничем не уступает заграничным деревьям. Самые лучшие физико-механические свойства показала ель из северных районов, обладающая малыми годовыми слоями, которые и обеспечивают ей высокий модуль резонансной упругости.

Признаки хорошей резонансной древесины

Самая качественная резонансная древесина формируется в суровых (например, горных) климатических , а также в густых насаждениях. Согласно утверждениям мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты, хорошая резонансная ель должна быть полностью вертикальной, обладать узкой, симметричной и островерхой кроной, 5-6-метровой зоной без сучков и стволом с цилиндрической поверхностью.

Некоторые французские мастера считают, что кора резонансной ели должна быть серой и состоять из гладких маленьких чешуек.

Кроме этого, в число внешних признаков резонансной ели входит отсутствие смоляных карманов, сучков и других пороков. Обычно резонансная древесина имеет белый цвет с легкой желтизной, которая с течением времени усиливается на открытом воздухе. Также она должна хорошо строгаться и циклеваться по слою, а ее срез получается глянцевым и чистым. Отшлифованная резонансная древесина обладает бархатистой поверхностью с легким матовым отблеском.

Существует всего три ее сорта: струистая, пламенистая и краснослойная резонансная древесина. Струистая выражается слегка волнообразным сдвигом древесных волокон, пламенистая имеет красивый узорчатый вид и похожа на язычки огня, а краснослойная отличается красным цветом.