Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Майкопская археологическая культура. Майкопская культура, дольменная культура, «северокавказская» культура эпохи бронзы, кобанская культура Некоторые памятники майкопской культуры

Майкопская археологическая культура. Майкопская культура, дольменная культура, «северокавказская» культура эпохи бронзы, кобанская культура Некоторые памятники майкопской культуры

Майкопская культура. Эпоха бронзы на Северном Кавказе охватывает вторую половину IV – начало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век подразделяется на три периода: ранний (последние века IV – III тысячелетие до н.э.); средний (последние века III – II тысячелетие до н.э.); поздний (последние века II – первые века I тысячелетия до н.э.).

В период ранней бронзы – в конце IV-III тысячелетии до н.э. на Северо-Западном и Центральном Кавказе существовала высокоразвитая скотоводческо-земледельческая Майкопская культура. Название Майкопская она получила от большого кургана, раскопанного в 1897 г. в Майкопе. Под курганом был погребен племенной вождь. При раскопках было обнаружено значительное количество орудий труда, предметов вооружения, быта и украшений: медные топоры, кинжал, золотые, серебряные, медные и глиняные сосуды, золотые кольца, бляшки, золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы и др. (свыше 1523 предметов).

По мнению археологов (Р.М. Мунчаев, Я.А. Федоров, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозов, Б.М. Керефов), создателями Майкопской культуры были местные протоадыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Значительное влияние на ее развитие оказали переднеазиатские цивилизации и, прежде всего, родственные малоазийские племена-хатты и каски, язык которых относят к адыго-абхазской языковой группе. Хатты и каски проживали в северной и северо-восточной части Малой Азии. В III тысячелетии до н.э. у хаттов наблюдался подъем культуры. Во II тысячелетии до н.э. у хаттов шел процесс формирования ранней государственности. Они возводили укрепленные города. Хатты сыграли значительную роль в создании Хеттского государства.

В развитии Майкопской культуры археологи выделяют два этапа: ранний (последние века IV – первая половина III тысячелетия до н.э.) и поздний (вторая половина III тысячелетия до н.э.). На позднем этапе развития Майкопская культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова (на западе) до Дагестана (на востоке).

В хозяйстве племен Майкопской культуры преобладало скотоводство – разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота. Также разводили лошадей, которых использовали для верховой езды. Земледелие имело второстепенное значение. Важным достижением Майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Развивалось и производство изделий из драгоценных металлов, в основном из золота. Налажено также было производство шерстяных и холщовых тканей, а также гончарное дело.

Майкопские племена жили в долговременных поселениях, расположенных на труднодоступных местах – плато, высоких речных террасах. Их жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки прямоугольной формы. Майкопские племена также возводили укрепления. Майкопские племена жили развитым патриархально-общинным строем. У них шел процесс распада родового строя и имущественного расслоения общества. У майкопских племен уже существовало домашнее рабство. Племена Майкопской культуры приблизились к созданию классового общества. У майкопских племен были сложные религиозные представления: культы небесных светил (культ луны), земледельческие культы плодородия, поклонение предкам, вера в загробную жизнь.

Дольменная культура. К юго-западу от Майкопской культуры сложилась Дольменная культура. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде домов с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесаных каменных плит. Их длина – до 4 м., высота – до 2,5 м. В передней стенке дольменов расположено круглое или прямоугольное входное отверстие размером до 40 см. Дольменная культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова до г. Очамчира в Абхазии. На этой территории обнаружено свыше 2300 дольменов. Большие группы дольменов образовывали родовые кладбища. Дольменная культура сложилась на Западном Кавказе в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовала приблизительно до 1300 г. до н.э.

В дольменах было обнаружено значительное количество орудий труда, предметы вооружения, быта и украшения: бронзовые и каменные топоры, ножи, кинжалы, булавы, кольца, бусы, подвески, глиняная посуда и др. Носители Дольменной культуры занимались главным образом скотоводством и земледелием. Разводили в основном крупный рогатый скот и свиней. По мнению ученых (Л.Н. Соловьев, Л.И. Лавров, Ш.Д. Инал-Ипа, В.И. Марковин, Я.А. Федоров, Б.М. Керефов, Р.Ж. Бетрозов, Н.Г. Ловпаче), племена Дольменной культуры были древнейшими предками абхазов и адыгов.

«Северокавказская» культура. В период средней бронзы (конец III – II тысячелетия до н.э.) на территории, где прежде проживали носители Майкопской культуры, стала развиваться «Северокавказская» культура. Для обозначения памятников эпохи средней бронзы археологи также употребляют наименование «Северокавказская культурно-историческая общность», отмечая внутри нее ряд родственных культур. Происхождение «Северокавказской культурно-исторической общности» археологи (В.И. Марковин, А.А. Формозов, А.Л. Нечитайло и др.) связывают с Майкопской культурой. «Северокавказская» культура распространилась на значительной территории – от районов Прикубанья на западе, до предгорий Дагестана на востоке.

Основными занятиями племен «Северокавказской» культуры были скотоводство и земледелие. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Скотоводство носило отгонный характер. Земледелие было мотыжным. Выращивали ячмень и пшеницу. Важное значение в хозяйстве племен «Северокавказской» культуры имела добыча и обработка цветных металлов. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и украшения.

В эпоху средней бронзы происходило упрочение патриархальных отношений, но по сравнению с эпохой ранней бронзы процесс социально-экономического развития замедлился. У племен «Северокавказской» культуры имущественное и социальное расслоение было менее выраженным, чем у племен культур эпохи ранней бронзы.

Кобанская культура. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе начался процесс освоения железной руды и изготовления более совершенных орудий из железа. Этот период считается переходным от бронзового века к раннежелезному. В конце эпохи бронзы в горной и предгорной части Центрального Кавказа на территории от современной Чечни до верховьев Кубани стала развиваться Кобанская культура. Свое название она получила от села Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г. был открыт первый могильник этой культуры. Кобанская культура возникла на основе прежних культур в XII в. до н.э. и просуществовала до IV в. до н.э., а в горных районах с некоторыми изменениями – до III в. н.э. К настоящему времени известно около 400 памятников Кобанской культуры.

По мнению одних ученых, кобанские племена, проживавшие от верховьев р. Кубани до р. Баксана, говорили на одном из наречий протоадыгского языка. Племена, жившие восточнее этой территории вплоть до Чечни, говорили на протовайнахских наречиях. Другие ученые считают, что все кобанские племена говорили на наречии адыго-абхазской языковой группы.

Племена Кобанской культуры вели оседлый образ жизни. Их поселения основывались по долинам рек на высоких плато. В хозяйстве кобанских племен преобладало скотоводство. В горных районах разводили в основном овец, на равнине – крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер. Развитие получило и коневодство. Земледелие развивалось преимущественно в горных районах. Выращивали просо, ячмень и пшеницу.

Значительных успехов достигли кобанские племена в металлургии и обработке металлов, чему способствовало наличие рудных месторождений. При раскопках могильников Кобанской культуры археологи обнаружили тысячи бронзовых предметов: посуду, топоры, кинжалы, наконечники копий, принадлежности конской сбруи и украшения.

Прикубанская культура. В XII – VII вв. до н.э. на территории от бассейна р. Кубани до Черноморского побережья существовала культура, получившая название Прикубанской. У носителей Прикубанской культуры особое развитие получила металлургия и металлообработка (цветных металлов). Археологи обнаружили много схожих черт в технике изготовления бронзовых предметов Прикубанской и Кобанской культур. Племена Прикубанской культуры занимались скотоводством и земледелием. Племена Прикубанской культуры явились основой формирования древнеадыгских племен.

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племён до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения.
Название ямной культуры связано с особенностями погребального обряда. Умерших хоронили в простых ямах с закруглёнными углами, перекрытых сверху мощными брёвнами. Иногда роль перекрытия выполняла разобранная деревянная повозка. Рядом с погребёнными находят вылепленные вручную сосуды (иногда они украшены орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры.
В богатых погребениях встречаются украшения: височные кольца из бронзы, серебряной и золотой проволоки, костяные булавки. Рядом с ямой ставили целую или разобранную повозку с деревянными колесами, основным занятием племен ямной культуры было кочевое скотоводство. Но им были известны также ткачество, плетение, изготовление глиняной посуды.
Орудия труда они изготавливали из бронзы и, возможно, уже начали осваивать земледелие.
Между племенами ямной культуры и их соседями - племенами майкопской культуры - существовал обмен. Предметами обмена были каменные и бронзовые орудия труда, украшения, продукты земледелия и скотоводства.

Время существования: середина - вторая половина III тыс. до н.э.

Ареал распространения: Северо-западный Кавказ, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия. Район реки Белая. От Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке.

Описание: Известно несколько десятков майкопских поселений: Мешоко, Хаджох у г.Кисловодска, Скала, Ясенова Поляна, Нальчинское, Долинское. Пещерные поселения: Воронцовская пещера и другие. Многи поселения укреплены. Жилища представляют собой карскасные постройки, обмазанные глиной и расположенные по кругу на площади поселения. Открыты очажные ямы и остатки хранилищ для запасов. Орудия труда представлены каменными топорами зернотерками, терочниками, клиновидными топорами, долотами, отбойниками, отжимниками, вкладышевыми пластинами проколками, костяными рыболовными крючками, глиняными пряслицами, сделанными из черепков от сосудов. Из предметов вооружения известны кремневые наконечники дротиков и стрел, круглые шары для пращи, а из украшений - каменные браслеты и подвески. Изделий из металла в майкопских поселениях много. Это бронзовые шильца, браслеты, долота, пронизки, пластинки. Предметы майкопской культуры известны из курганов около Новосвободской, в Нагорном Карабахе, у хутора Рассвет, у Ульского аула. К майкопской культуре принадлежат предметы Старомышатского клада, состоящего из серебряного сосуда, серебряных фигурок быка и антилопы, золотой головки льва, золотых височных колец и других предметов.

Захоронения: Майкопский курган: огромная погребальная камера под десятиметровой насыпью была разделена деревянной перегородкой на три части. Главное погребение находилось в южном отсеке, где обнаружен скелет мужчины, голову которого украшала золотая диадема, и множество дорогих украшений, свидетельствующих о том, что над покойником висел матерчатый балдахин на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. На балдахин были нашиты золотые бляшки, изображающие львов. В камере обнаружены медные кинжалы, плоские топоры, золотые и серебряные сосуды. Среди серебряных сосудов особенно интересны два, украшенные чеканкой: на поверхности одного из них изображены идущие друг за другом звери на фоне поросших лесом Кавказских гор и стоящего на горе медведя. В двух других отсеках были погребены женщины с хозяйственным инвентарем. В Майкопском кургане, очевидно, был погребен родоплеменной вождь.

Для западной части Кавказа были характерны каменные погребальные сооружения типа дольменов. Уникальными являются каменная многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане. В подавляющем большинстве курганов умершие погребены в скорченном положении на боку, головами преимущественно в южном направлении.

Майкопская культура.

Майкопская культура (кон.IV – ¾ III тысячелœетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в ᴦ.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.

Народы майкопской культуры чаще всœего селились в горных ущельях. Οʜᴎ выбирали для своих селœений труднодоступные и удобные для обороны места. Их посœелœения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта͵ посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населœением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в данный период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь.

С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединœений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.

Майкопская культура предоставляет ряд загадок. Одна из них - знаки на днищах майкопских сосудов, вполне аналогичные знакам на сосудах из цитадели ᴦ. Эребуни. По мнению ученых, такой клинописью обозначали емкость, а иероглифами - количество помещенных в него продуктов. Изображение двух таких колец - знаков - имеется и на дне сосуда из кургана около сел. Чегем II.

Разумеется, всœе сказанное сделало майкопскую культуру объектом пристального внимания ученых нескольких поколений. Исследователям приходилось решать вопросы, касающиеся этнической принадлежности культуры в целом, экономики и социального строя, идеологии, генезиса, хронологии и внешних ее связей.

Перейдем к самому трудному вопросу, к вопросу об этнической принадлежности племен - создателœей и носителœей рассматриваемой культуры. Известнейшие исследователи высказывали мысль о древнеадыгской базе майкопской культуры. ʼʼНа основании тщательного анализа археологических памятников, - писал Е. И. Крупнов, - данных этнографии и языкознания можно высказать мнение о том, что древние культуры края являлись материальным отражением того сложного состава местного этнического субстрата͵ который и являлся глубокой основой для будущего формирования адыго-черкесо-кабардинского массива Кавказаʼʼ. В одной из работ В. И. Марковин отмечал, что ʼʼсо II тыс. до н. э., несмотря на довольно ощутимое влияние скифской культуры, сарматское и даже греческое воздействие, и до самого последнего времени на территории Западного Кавказа (по археологическим материалам) не ощущается значительной смены населœенияʼʼ.

Занятия племен Майкопской культуры. Приоритетное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи, затем - мелкий рогатый скот. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, но оно стояло на втором месте после скотоводства. Земледелие было мотыжным.

Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Большинство бронзовых предметов - из позднемайкопских памятников местного производства: топоры, тесла, долота͵ наконечники копий, кинжалы, бронзовая посуда, что указывает на интенсивное развитие металлургии. Часть предметов были привозными. Так, большинство из найденных в Майкопском кургане золотых и серебряных предметов, так же как и часть бронзовых, попали сюда из Передней Азии, как считают исследователи из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита͵ морской пенки. Сердолик поступал из Ирана или Индии, бирюза - из Ирана, лазурит из Средней Азии (Бадахшан), морская пенка - из Анатолии (Малая Азия), что свидетельствует о торговых связях с далекими странами.

Наравне с металлургией и металлообработкой у племен майкопской культуры гончарное дело являлось важной и самостоятельной отраслью производства. На посœелœениях находят фрагменты груболепной посуды, преимущественно серых тонов с различными примесями в тесте. В погребальных памятниках майкопской культуры и в ряде посœелœений представлена иная керамика, которая и известна как майкопская. Ее характерной особенностью является красно-оранжевый или красно-охристый цвет. Недавно учеными установлено, что значительная часть этой керамики изготовлялась с помощью примитивного гончарного круга, что говорит о высоком уровне гончарного искусства. До сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, как отмечает Р. М. Мунчаев, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в данном сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Кура-Аракская культура - археологическая культура, представленная в IV - начале III тысячелœетия до н. э. на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Армения и северный Иран). Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Продвигаясь на север, они частично вытеснили, частично ассимилировали широколицый орлиноносый кроманьонский тип, породив кавкасионскую расу.

Носители культуры обитали в укрепленных посœелках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами. В центре посœелœений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Керамика лепная, чернолощеная с розовой подкладкой и краснолощеная, орнаментрельефный. В инвентаре выделяютсякремневые вкладыши серпов, каменные топоры и зернотерки, бронзовые орудия и украшения. Захоронения (в т.ч. под курганами) совершались в ямах и каменных ящиках (костяки скорчены на боку). К.-а. к. датируется 3-м тысячелœетием до н.э.

Важное место в общем ряду памятников куро-аракской культуры занимают раннебронзовые посœелœения и погребальные сооружения Дагестана и Чечено-Ингушетии. Исследования их свидетельствуют о распространении куро-аракской культуры далеко на север и северо-восток. В случае если памятники Дагестана представляют из себялокальный вариант куро-аракской культуры, то памятники Чечено-Ингушетии, в частности посœелœение Луговое, имеют синкретический характер.
Размещено на реф.рф
С одной стороны, им присущи черты куро-аракской культуры, с другой-признаки, характерные для майкопской культуры.

Погребальные сооружения на территории Лугового посœелœения в планировке и устройстве во многом напоминают захоронения, характерные для куро-аракской культуры (грунтовые конструкции, способ захоронения на спинœе, в вытянутом положении); сам факт захоронения на территории посœелœения восходит к традициям неолитических и энеолитических племен Передней Азии и Закавказья. В то же время обычай посыпания покойника охрой сближает захоронения на Луговом посœелœении с погребениями майкопской культуры.

Считается, что культура была уничтожена нашествием хурритов. В то же время многие ученые пытаются отождествить куро-аракскую культуру с хуррито-урартской общностью

Из базовых признаков куро-араксской культуры – спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населœению – пеласгам и родственным им племенам.

К общим признакам ʼʼкуро-араксскойʼʼ культуры относятся:

1) заселœение городища скученными круглыми жилищами;

2) определœенные формы кубка;

3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике);

4) так называемые ʼʼрапирыʼʼ; археологи утверждают, что они заимствованы из крито-микенской культуры и сохранились, чуть ли не тысячелœетие;

5) типичный орнамент – выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах;

6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками;

7) кремация.

Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям сосœедней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителœей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.

Майкопская культура. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Майкопская культура." 2017, 2018.

Майкопская культура . Археологическая культура раннего бронзового века (вторая и третья четверти IV тысячелетия до н. э.) в предгорьях Кавказа с севера от него. Раньше ее относили ко II тыс. до н. э. и считали энеолитической. Название получила от Большого Майкопского кургана, называемого адыгами Ошад и раскопанного Н. И. Веселовским в 1897 г. Майкопской ее назвал археолог Е. И. Крупнов. Простирается от Таманского полуострова до Чечни, в основном занимает Прикубанье. Следы миграции майкопцев обнаружены в низовьях Дона, в степных районах Ростовской области и в степи Калмыкии.

Царский курган. Внимание к этой культуре привлекло прежде всего обилие золотых и серебряных сосудов и украшений в майкопском кургане, предположительно царском: 14 серебряных, два золотых и каменный сосудик с золотыми горлом и крышкой (сейчас его трактуют как булаву). Два небольших серебряных сосудика украшены чеканными изображениями. На одном изображён горный пейзаж с медведем и шествие животных вокруг озера, на втором - шествие животных вокруг схематичного изображения водоёма. Там же находилось 8 полых стержней из серебра и золота, на четыре из них были нанизаны две золотые и две серебряные фигурки быков с большими рогами. По предположению Б. В. Фармаковского, на этих стержнях был укреплен царский балдахин. М. П. Чернопицкий реконструировал, однако, аналог зороастрийсокго баресмана – набора священных стрел. Тут были также разнообразные золотые бусы, кольца, штампованные пластинки в виде львов, быков и розеток, золотые и серебряные ленты. Царь или вождь был захоронен в центральной могиле, а в двух боковых лежали женщины.

Конечно, в столь многоэтничном регионе с напряженными отношениями археологи стали задумываться об истоках этого великолепия, о происхождении майкопской культуры и ее этническом характере – чьи это предки, чье наследие.

Погребения . К майкопскому царскому кургану добавились рядовые в других местах. Погребения скорченные на правом боку, с руками у лица, посыпанные красной краской – суриком. Это первые скорченные и окрашенные костяки в Причерноморье. Есть и совместные погребения нескольких покойников. Могила – это прямоугольная или подквадратная яма в материке, или площадка на земле или в насыпи. Она перекрыта плахами или корой. Иногда сооружался сруб или могила с каменной обкладкой, перекрытая каменной плитой. Очень редко, но есть погребения (или жертвенники) в катакомбах или подбоях. Они важны тем, что намного раньше, чем в катакомбных культурах – на добрую тысячу лет. Есть одно детское погребение в сосуде. Над могилой насыпался курган из камней или земли высотой от метра до 6 – 12. Часто насыпь имела кромлех, иногда на вершину вел винтовой подъем – пандус.

Стратиграфия и две культуры. В 1950-е годы к погребальным памятникам добавилось поселение Мешоко в Адыгее, раскопанное А. Д. Столяром и А. А. Формозовым, и по стратиграфии Столяр предложил разделить эту культуру на две: собственно майкопскую и более позднюю, названную по другому кургану – раскопанному тем же Веселовским у станицы Царской, в советское время переименованной в Новосвободненскую. Эту вторую культуру назвали новосвободненской . Некоторые археологи продолжают считать ее второй стадией майкопской (здесь в словаре рассмотрим ее отдельно).

Жилища представляли собой овальные или круглые простые конструкции из прутьев и досок, некоторые были турлучными (частично или полностью обмазаны глиной), с земляным полом, посыпанным галькой. По площади - от небольших (в несколько квадратных метров) до весьма просторных (примерно в 70 кв. м). В центре или около стен в яме-тандыре располагался очаг, открытый, с глиняными бортиками.

Хозяйство майкопского населения основано на придомном скотоводстве и мотыжном земледелии. Разведение свиньи свидетельствует об оседлости, но поселения не были долговременными. В скотоводстве преобладала свинья, затем шел крупный рогатый скот, потом уже мелкий (овца), употребляли в пищу и лошадь. О земледелии свидетельствуют зернотёрки и мотыги, бронзовые (их немного) и из камня и оленьего рога. Из кремня делались ромбовидные наконечники стрел с ретушью только по краям, также сегментовидные микролиты - вкладыши.

С юга к майкопцам шли бирюза и лазурит из Афганистана (бирюза также из Ирана), морская пенка из Анатолии.

Металл. Бронзовые изделия поступали в торгово-обменные отношения со степью, где они вытеснили медные, раньше поступавшие в степи с Балкан и Карпат. Металл был свой, из собственных месторождений, хотя технология металлообработки и стиль изделий были выработаны на Ближнем Востоке. Большей частью изделия произведены из мышьяковых и мышьяково-никелевых сплавов (мышьяковистой бронзы).

Применялось литье по восковой модели, ковка с размягчением высокотемпературными отжигами, инкрустация бронз серебром и золотом, серебрение и т.п. Типы орудий труда — двусторонний топор-тесло, проушные тёсла и плоские топоры или тёсла. Боевые топорики насаживались на тонкие рукояти, то есть вероятно это вещи, изготовленные специально для погребения, а не для военной функции.

Керамика. Судя по меткам гончаров, керамику делали профессионалы-ремесленники. Сосуды были круглодонными, остродонными и плоскодонными. Глина отмученная и с добавлением минеральных отощителей и навоза. Часть сосудов лепилась ручным способом, а часть на медленном гончарном кругу. Сосуды были без орнамента и большей частью без ручек. Цвет охристо-жёлтый, красно-оранжевый, серый. Изредка с ангобом или лощением, в этих случаях цвет красный и чёрный. Ввиду слабого обжига керамика часто с пачкающейся поверхностью.

Имеются находки небольших алебастровых сосудов, повторяющих формой керамические.

Ещё один вид керамических предметов — конусы, цилиндры, плоско-вогнутые призматические кирпичи и прямоугольные плитки. Полагают, что это приставки к очагам, имевшие помимо утилитарной функции также культовую.

Повозки. Подобно другим народам ранне-бронзового века, майкопцы использовали повозки с массивными деревянными колёсами, есть и находки глиняных моделей таких колёс. Тягловой силой видимо были волы. Боевых колесниц не было.

Происхождение . Культура эта на Кавказе явно пришлая, с юга. По керамическим аналогиям М. В. Андреева исходной территорией майкопцев сочла поселения типа Амук F- Гавра XI A севера Сирии и Месопотамии. В. А. Сафронов и Н. А. Николаева на основе аналогий в металлических изделиях и изображениях вывели майкопскую культуру из поселений Раннединастического III периода (2500-2300 гг. до н. э.) на границе Сирии и Турции. Никто из археологов этой гипотезы не принял. Наиболее признанной является точка зрения, близкая к выводам Андреевой: майкопцы пришли на Кавказ с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии убейдо-урукского времени (Телль Хазна I). На Южном Кавказе (в Грузии и Азербайджане) обнаружена лейлатепинская культура (4350-4000 гг. до н. э.), имеющая керамику, схожую с майкопской. Похожая на майкопскую керамика есть и на поселениях куро-аракской культуры.

Этногенез . По антропологическому типу майкопцы относятся к средиземноморской формации (южным европеоидам).

Сафронов и Николаева считали, что майкопская культура оставлена семитами, но это предположение никто не воспринял всерьез. Многие элементы майкопского обряда находят аналогии в индоиранском ритуале: баресман, священная перевязь (через плечо) упавита, круговые обходы (прадакшина и апасавья) почитаемых объектов (тут животными на изображениях) и др. Можно поставить вопрос о влиянии майкопской культуры на ямную и катакомбную. Но трудно представить индоиранские языки выводимыми с Ближнего Востока, где для них нет исходной среды. Скорее речь должны идти о неких культовых традициях, первоначально не индоиранских, а ближневосточных, но полученных ямной культурой (как праариями) в Северном Причерноморье через Кавказ и вошедших в индоиранский культурный фонд.

Л. С. Клейн связывает появление майкопцев на Кавказе с появлением там западно-кавказских языков (адыгейского и черкесского), которое трактует как продвижение на север исторических касков-апешла, родственных хаттам, местному субстрату хеттов. Отзвук их имени звучит в названии адыге-черкесов у соседних народов на Кавказе – косоги, кашак, гашк. Другой западно-кавказский народ, абхазов, их соседи зовут апшилами, а самоназвание их – апшуа. Это несомненно отзвук имени касков-апешла, разгромивших Хеттскую империю.