Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура здоровья как одна из составляющих образованности. Доклад на тему: «культура здоровья

Культура здоровья как одна из составляющих образованности. Доклад на тему: «культура здоровья

мечников ортобиоз культура здоровье

Понятие «культура» в словаре С. Ожегова трактуется в трех значениях: 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) разведение и выращивание растений и животных; 3) высокий уровень развития чего-либо, высокое развитие, умение. Быть культурным - означает находиться на высоком уровне чего-либо, соответствовать ему. Применительно к значению сочетания «культура здоровья» можно говорить о присутствии всех трех составляющих: культурой здоровья владеет тот, кто использует совокупность достижений цивилизации в области средств, методов, знаний о здоровье; тот, кто владеет навыками развития собственного здоровья, и, наконец, тот, кто уже сам находится на высоком уровне развития своего индивидуального здоровья.

Культуру можно рассматривать в качестве важнейшего фактора здоровья. Согласно В. С. Семенову, культура выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Если наши предки были в значительной степени беззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, то современный человек знает несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших условиях. Но несмотря на это, уровень заболеваемости продолжает оставаться высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики которых достаточно вести определенный образ жизни.

Сегодня наряду с ростом числа объективных факторов, негативно влияющих на состояние здоровья россиян и многократно перечисляемых как в популярной, так и в научной литературе, наблюдается снижение общего уровня «культуры здоровья». Многие люди, сознательно или неосознанно, наносят дополнительный ущерб своему здоровью вследствие незнания основ здорового образа жизни, укорененности вредных привычек, отсутствия навыков саморегуляции и умений справляться с ежедневными стрессорами. Р азличные экспертные заключения и статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья российских граждан можно расценивать как глобальную национальную катастрофу. Средняя продолжительность жизни, индекс развития человеческого потенциала страны, детская смертность и смертность в трудоспособном возрасте, соотношение смертности-рождаемости граждан России и ряд других показателей, несмотря на наметившиеся в 2008 году позитивные тенденции, заставляют обращать внимание правительства на разработку федеральных законов и проектов, связанных с улучшением состояния здоровья россиян. Не случайно в национальном проекте «здоровье россиян» одной из важнейших целей названо развитие культуры здоровья россиян. Несмотря на то, что люди сознательно называют здоровье в числе первых позиций в рейтинге индивидуальных ценностей, реальные усилия по ведению здорового образа жизни - удел немногих энтузиастов, над которыми еще подчас и насмешничают окружающие. Для прочих характерны следующие феномены, характеризующие их отношение к здоровью и здоровому образу жизни:

  • - атрибуция ответственности за свое здоровье медицине, государству, родительской семье;
  • - дефицитарность представлений о механизмах оздоровления и критериях здорового образа жизни;
  • - привычка находиться в «третьем» состоянии (не здоров и не болен), отсутствие опыта ощущения себя в оптимальном состоянии полного здоровья;
  • - низкая мотивация к ведению здорового образа жизни и восприятие его как некоего «лечебного комплекса мер», применять который следует только при ухудшении здоровья;
  • - сложившиеся стереотипы использования фармакологических средств восстановления даже при незначительных заболеваниях;
  • - некритичное отношение к рекламируемым медицинскими организациями лекарствам и средствам, ситуативное увлечение модными диетами и случайными «оздоровительными» программами;
  • - отсутствие установок на долгую здоровую жизнь;
  • - неверие в свою способность сделать себя более здоровым.

Все эти качества, безусловно, взаимосвязаны и в целом характеризуют низкую культуру здоровья у большинства населения России. Такую ситуацию И.И. Брехман объясняет тем, что «очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни... Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием». Известно, что при недостаточном уровне культуры здоровья личность прекращает активную деятельность по поддержанию и развития собственного здоровья. Практическое созидание здоровья зависит от выработки конкретных умений и навыков, способности реализовать долговременные программы в ежедневных усилиях, которые направлены не только на совершенствование тела и психики, но и на развитие духовно-нравственной сферы.

В действительности же, укрепление и творение здоровья может стать потребностью и гражданской обязанностью каждого человека, как это демонстрируют долгожители или те люди, которые целенаправленно пошли по пути совершенствования своего образа жизни для сохранения и приумножения личного потенциала здоровья. Но такое отношение к здоровью возможно только тогда, когда будет изменена вся система представлений людей о здоровье и механизмах его созидания.

Люди должны понимать, что:

  • - здоровье сегодня рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;
  • - здоровье не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека;
  • - базовым механизмом развития здоровья на всех его уровнях является механизм адаптации к предъявляемым нагрузкам;
  • - здоровый образ жизни - это не просто отдельные формы медико-социальной активности (искоренение вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарное просвещение, обращение за лечением, соблюдение режима труда, отдыха, питания); ЗОЖ - это прежде всего деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека;
  • - чтобы проявлять активность в деле ведения ЗОЖ необходимо целенаправленно формировать свою мотивацию и прежде всего создавать представление о феномен здоровья, о механизмах, лежащих в основе самооздоровления человека, о конкретных ориентирах и методиках Здорового образа жизни для того, чтобы органично встроить их в свой ежедневный распорядок.

Фактически, в России сегодня сложилась ситуация, когда огромный пласт населения, воспитанного в доперестроечную эпоху и являющегося носителем социалистических, инфантильных представлений о воспроизводстве индивидуального здоровья, нуждается в перестройке системы представлений. Именно эта задача должна быть поставлена как одна из важнейших при развитии системы образования, потому что только образование может сформировать современный здоровый стиль жизни. Исправлять ситуацию со здоровьем населения нужно не только на уровне лечения органов и систем, но и на уровне смены представлений. И если, в соответствии с новой парадигмой здравоохранения, одной из важнейших целей системы образования станет развитие представлений о том, как надо жить, чтобы не болеть, современных представлений о ЗОЖ как единственном механизме, обеспечивающим полноценный потенциал здоровья, - это принесет более эффективные результаты, чем традиционная эскалация вложений в медицину.

В.Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим образом: культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры. Сегодня знания о здоровье и здоровом образе жизни есть, культуры нет.

Культура здоровья как дисциплина в системе высшего образования. Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогических воздействий. Поэтому в рамках образования и воспитания на всех этапах детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования здоровья и культуры здоровья человека. Данный принцип имеет общепедагогическое значение, т.к. его соблюдение должно обеспечить формирование основных компонентов здоровья на протяжении всей жизни.

В ряду социальных институтов, призванных реализовывать инновационную концепцию здоровья, высшее образование занимает одну из центральных, доминирующих позиций. Именно средствами высшего образования возможно обеспечить будущего специалиста необходимыми базовыми знаниями в сфере культуры здоровья - знаниями, которые в совокупности образуют неспецифический компонент подготовки профессионала и необходимы для его всесторонней и эффективной адаптации к физическим и социальным условиям будущей профессиональной среды. Наконец, в свете современной гуманитарной парадигмы, здоровье выступает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вершинных» или предельных) возможностей человеческой природы.

При этом в ряду социальных институтов, призванных реализовывать такую направленность, образование занимает одну из ведущих позиций. Человек развивается, находясь в сфере формирующего влияния различных социальных институтов, так или иначе связанных со здоровьем, - таких как медицина, физическая культура, спорт, военная подготовка и т.д. В качестве одного из лидирующих социальных институтов в данном ряду следует выделить образование, поскольку именно в рамках этой системы, параллельно с получением знаний, профессиональных умений, навыков, человек постепенно формирует свое мировоззрение, отношение к себе и к жизни в целом и, не в последнюю очередь, к собственному здоровью.

Именно через институт высшего образования можно вооружить будущего специалиста компетенциями в сфере здоровья - тем неспецифическим компонентом подготовки профессионала, который заключается в развитии его культуры здоровья, культуры адаптации к физическим и социальным компонентам будущей профессиональной среды. Формирование культуры здоровья - одно из приоритетных направлений действующего национального проекта здоровья. Дисциплина «Культура здоровья» является действенным механизмом реализации данного направления национального проекта «Здоровье».

Курс «Культура здоровья» представляет собой компонент общегуманитарного цикла дисциплин, необходимый для формирования неспецефических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 курсе обучения. Фактически, введение курса «Культура здоровья» в систему высшего образования РФ является попыткой государства следовать концепции человеческого капитала. Концепция человеческого капитала (сформулированная Теодором Шульцем в 1979 г.) говорит о том, что это - сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя в основном расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное), здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий) и формирование у работника необходимых ценностных и этических норм (например, лояльности своей компании). Поскольку эти расходы в будущем будут многократно компенсированы доходами, их следует признать производительными, а не потребительскими. Таким образом, государственные инвестиции в здоровье граждан окупятся сторицей высокой работоспособностью этих граждан и отсутствием необходимости тратить деньги на их лечение, т.к. они сами смогут заботиться о своем здоровье, не доводя его состояние до угрожающих болезнью уровней.

Важнейшей целью курса «Культура здоровья» является формирование у студенчества осмысленного и ответственного отношения к ресурсам своего организма и психики посредством трансляции знаний, технологий и моделей оздоровления, сложившихся в ходе культурно-исторического развития различных сообществ. Эти знания и модели в совокупности составляют тот культурный опыт, усвоение которого будет способствовать формированию у студента специфического новообразования - индивидуальной культуры здоровья.

Цель программы «Культура здоровья» состоит в просвещении студентов в области основных современных представлений о здоровье, теории формирования и укрепления интегративного здоровья, в обеспечении условий, необходимых для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, для развития (культивирования) целостного конструктивного отношения к себе, к ресурсам своего здоровья на глубинном мировоззренческом уровне; а также в изучении отдельных технологий оздоровления организма и психики. В круг приоритетных задач данной программы входят следующие:

  • 1) Формирование современных представлений о системном феномене здоровья на всех его уровнях; развитие представлений о механизмах и технологиях оздоровления.
  • 2) Коррекция неадекватных установок и дефицитарных представлений о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использованием собственных внутриличностных ресурсов.
  • 3) Просвещение студентов в области эффективных технологий самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремальных и кризисных ситуаций, творческого самораскрытия.
  • 4) Психологическая помощь студентам в процессах социальной адаптации и самоопределения (в форме психологического консультирования).
  • 5) Организация среди студентов групп взаимопомощи, клубов и объединений на основе идеологии здорового образа жизни.
  • 6) Проведение тренингов, семинаров, групп самопознания и личностного роста.
  • 7) Трансляция студентам основных принципов здорового и целостного мировоззрения и самоотношения, выработка у них устойчивых навыков саногенного мышления.

В основание курса «Культура здоровье» положено интегративное понимание здоровья как основной детерминанты полноценного и конструктивного развития не только отдельных индивидуумов, но и целых сообществ. Согласно такому пониманию, здоровье выступает как одно из необходимых условий полноценного социального развития индивида, как «структурообразующий фактор социальности» и, в более широком контексте, как фундаментальная проблема человечества, актуальная на любом этапе его биосоциальной и духовной эволюции. Здоровье - это многомерный феномен, представляющий сложную взаимосвязь биологических, социальных, культурных, психологических и духовных факторов и отражающий наиболее значимые аспекты бытия человека в мире. Здоровье рассматривается как единство трёх составляющих: внутренней гармонии и согласованности личности; её адаптированности к биосоциальному окружению и социальной зрелости; всесторонней реализации творческого и духовного потенциала человека в условиях конкретной жизнедеятельности.

В свете современной гуманитарной парадигмы здоровье выступает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вершинных» или предельных) возможностей человеческой природы. Программа курса «Культура здоровья» разработана с учетом базовых принципов комплексного подхода, который, в свою очередь, основан на философии холизма. Применительно к здоровью это означает раскрытие всех его биологических, психологических, социальных и духовных составляющих и рассмотрение их в нерасторжимом единстве.

Методы культуры здоровья аналогичны валеологическим методам, их можно разделить на диагностические методы и развивающие методы. Диагностические позволяют объективно фиксировать состояние здоровья на том или ином его уровне, развивающие - развивать ресурсы тех или иных уровней здоровья. Примеры различных методов культуры здоровья и валеологии приведены в нижеследующей таблице:

Таблица 3. Методы культуры здоровья и валеологии

Уровень здоровья

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Социальное здоровье

Духовное здоровье

Диагностические методы

  • -Функциональные пробы,
  • - Измерение индекса здоровья,
  • - Изучение анамнеза и т.д.

Тестирование:

  • - Самоотношения,
  • - Личностных черт, - стрессоустойчивости;
  • - уровня развития познавательных процессов;
  • - Оценка социального статуса и социальных ролей
  • - Оценка ком-муникативных способностей
  • - Оценка стиля поведения в конфл. ситуациях

Тестирование:

  • - Ценностных и смысло-жизненных ориентаций,
  • - уровня суб-ъективного контроля, - самоактуализации;
  • - Экспертная оценка по критериям духовного здоровья;

Развивающие методы

Закаливание, физическая культура, оптимизация режима труда и отдыха, рационгальное питнаие и т.д.

Развитие памяти, внимания, мышления;

Коррекция личностных черт;

Коррекция поведения и т.д.;

Соверенствование способностей саморегуляции

Социально психологический тренинг: общения, лидерства, переговоров, команды и т.д.

Духовные практики,

  • - практика добрых дел;
  • - творчество,
  • - служение;
  • - личностный рост,
  • - испытания;
  • - успокоение ума

Принципы Культуры здоровья: системности; холизма; позитивности, личной ответственности, индивидуальной динамики.

Программа изучения данного курса предусматривает, что студент в результате его освоения должен: знать современные представления о здоровье, механизмах его сохранения и развития, биопсихосоциальную модель здоровья, иметь представления о специфике физического, психологического, социального и духовного уровней здоровья, о критериях их диагностики и факторах развития; иметь представления о работоспособности и надежности специалиста как качествах, непосредственно связанных с его здоровьем. Студент должен уметь: анализировать состояние индивидуального здоровья, опираясь на биопсихосоциальную модель, составлять простейшие оздоровительные программы здорового образа жизни, уметь рассчитывать калорийность суточного рациона, уровень нагрузок при выполнении индивидуальных физкультурных программ, составлять простейшие двигательные комплексы, направленные на профессиональную реабилитацию; выполнять простейшие методики саморегуляции. Студент должен осознавать личную ответственность за собственное здоровье, как текущее, а также его непосредственную связь с образом жизни и помнить, что здоровье, как утверждал И.И. Брехман - главная визитная карточка социально-экономической зрелости,культуры и преуспевания государства.

Введение «Культуры здоровья» в образовательный процесс связано с современной концепцией здоровья и комплексной стратегией оздоровления, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. Курс «Культура здоровья» представляет собой компонент общегуманитарного цикла дисциплин, необходимый для формирования неспецифических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности, сохранять и приумножать биологические и духовные ресурсы личности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 году обучения.

Совершенствование здоровья - актуальная проблема современного человека и общества. Уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал. Поэтому здоровье - это, прежде всего проблема социальная, в решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующих законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе возможностей его здоровья. Решение социальной проблемы здоровья, также как и проблемы просвещения, проблемы культуры здорового поведения, безусловно, является прерогативой множества социальных институтов и в первую очередь - образования. Третий Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России», прошедший в г. Москве 9 - 13 апреля 2007 года с целью объединение сил общества для решения задач по физическому и духовно-нравственному оздоровлению нации, официально опирался на следующие основные идеи и постулаты:

  • - Здоровье нации является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности России, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации.
  • - «Здоровье» - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического, экологического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше.
  • - «Здоровье нации» - сфера взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение.

При этом здоровье нации является объектом национальных интересов России, сочетающим в себе интересы личности, общества и государства. Интересы государства заключаются в сохранении здоровья народа Российской Федерации, базового трудового ресурса экономического развития страны. Интересы общества заключаются в том. что оно само заинтересовано в здоровье своих членов. Общество не заинтересовано в содержании за свой счёт больных. Общество не заинтересовано в распространении социально-значимых болезней. Общество заинтересовано в социальной стабильности и процветании. Интересы личности заключаются прежде всего в выживании, в продлении активного периода жизни, в успехе благополучии и счастье, что немыслимо без здоровья.

Ответственность государства заключается в том, что государственные институты гарантируют гражданину соблюдение его законных прав и интересов в различных сферах связанных со здоровьем (здравоохранение, защита окружающей среды, образование, информационная среда, социальная защита и т.д.). Ответственность общества заключается в том, что общество через общественные институты формирует определённые социо-культурные ценности, приоритеты, стиль жизни, модель социально-одобряемого поведения. Ответственность человека заключается в его образе жизни, который он формирует сам и который на 55% определяет состояние его здоровья. Обеспечение межотраслевого многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, отдыха и быта населения, формирования здорового образа жизни является необходимым условием решения задачи по всестороннему оздоровлению граждан России.

Итак, культура здоровья - наука о том, как жить сегодня, чтобы увидеть завтра. Валеология - единственная наука, которую должен знать каждый (Г.А. Кураев).


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.Сократ
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»Артур Шопенгауэр
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.
В нравственном плане – честен, самокритичен.
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если он):
В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Группы здоровья учащихся
1
2
3
4
5
1-4 кл.
17
149
58
1
4
5-9 кл.
29
146
44
2
3
10-11 кл.
5
17
25
-
1
Всего
51 10%
312 62%
127 26%
3 0,5%
8 1,5%
Заболевания учащихся
Недостаток массы тела
Анемия
Ожирение
Органы пищеваре-ния
1-4 кл.
0
0
6
18
5-9 кл.
4
2
15
83
10-11 кл.
2
1
1
8
Всего
6
3
22
109 (22%)
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); низкий уровень организации питания обучающихся; отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьеформирующего образования.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов:
Познавательный - познавательная деятельность личности (насколько сам человек понимает «культуру здоровья») Эмоциональный отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Коммуникативный отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Волевой компонент, мотивация для формирования высокой культуры здоровья.
1).ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА С УЧЁТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ

4).БЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
3).ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
2).СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Элементы, определяющие культуру здоровья:
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»Сократ
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы можно разделить на три взаимосвязанные группы.
1.Для учащихся
2.Для учителей и сотрудников школы
3.Для родителей
Профилактика и оздоровление
Образовательный процесс
Информационно-консультативная работа
Профилактические мероприятия
Информационно-консультативная работа
Участие в создании внутришкольной среды
Профилактика и оздоровление: Регулярное прохождение диспансеризации. Использование материально-технической базы. Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения. Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Сбалансированное питание. Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс: Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции. Рациональное расписание.
Для учащихся
Строгое соблюдение режима школьных занятий(урок – перемена, каникулы, нагрузка).
Условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка:
Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и т.п.).
Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособнос-ти, использование ТСО, средств наглядности.
Здоровье – основное и истинное достояние человека

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребёнка. Именно поэтому в обучении должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах: учёт особенностей данной возрастной группы учащихся; учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных
психофизиологических особенностей (информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Правила лечебной педагогики:
Не навреди здоровью ребёнка.Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора. Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.Добивайся доверия учащихся и береги его.Умей беречь здоровье учащихся и своё.Твоё личное здоровье -пример для учащихся.Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.Не жалуйся родителям учащихся.
Охват питанием
1-4 кл. - завтрак – 91%, обед – 59%5-9 кл. – 50%10-11 кл. – 8%
Закаливающие, здоровьеукрепляющие мероприятия
Спортивные мероприятия
Уроки физкультуры в спортзале
Комплекс упражнений для глаз
Поливитамини-зация
Кислород-ныйкоктейль
Оптимальный температурный режим в помещениях
Прогулкина свежем воздухе
Проведение уроков физкультуры на свежем воздухе
Регулярные проветривания
Ежедневные гигиенические процедуры
Мероприятия по укреплению здоровья
Кислородный коктейль
Санаторий «Лесная сказка»
Комплекс мероприятий для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе
Прогулки на свежем воздухе(ГПД, лагерь)
Динамические перемены
Занятия спортивных и оздоровительных секций
Проведение Дней здоровья и других физкультурных праздников
Физкультурные паузы во время уроков
Дополнительные часы физкультуры
Мероприятия по увеличениюдвигательной активности.
.
Учебно-воспитательный процесс по формированию культуры здоровья обучающихся должен быть напрвлен:
- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; - развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.); - воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; - формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; - воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; - воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; - формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; - развитие умений оказать первую медицинскую помощь; - формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.
Профилактические мероприятия: Лечебная физическая культура Тренажерный зал Аэротерапия
Психотерапевтическая программа: Психологические тренинги Индивидуальные консультацииРазвитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями
Для учителей и сотрудников школы
Информационно-консультативная работа: Тематические семинары и педагогические советы Курсы повышения квалификации
Информационно-консультативная работа: Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований. Беседы для родителей по вопросам здорового образа жизни. Консультации врачей-специалистов. Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Для родителей
Здоровьесберегающее пространство в школе включает:
медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);внеклассную физкультурно–оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;отслеживание экологического состояния территории школы;организацию питания детей;выполнение СанПиНов;работу с родителями;контроль за перегрузками.
Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.М. Монтень

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_0.jpg" alt=">. Введение в дисциплину "> . Введение в дисциплину "Культура здоровья". Здоровье как человеческая ценность

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_1.jpg" alt=">План: 1. Культура здоровья как важнейшая составляющая общей системы культуры человека. 2. Предмет, задачи"> План: 1. Культура здоровья как важнейшая составляющая общей системы культуры человека. 2. Предмет, задачи и методология курса «Культура здоровья». 3. Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. 4. Концепции здоровья. 5. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья. 6. Основные факторы, определяющие здоровье.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_2.jpg" alt=">Человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки"> Человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности. Под культурой более конкретно понимается особого рода отношение – отношение к самому себе, свойственное только человеку.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_3.jpg" alt=">Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития"> Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_4.jpg" alt=">Любая человеческая деятельность, представленная артефактами, т.е. (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся"> Любая человеческая деятельность, представленная артефактами, т.е. (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_5.jpg" alt=">Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др.,"> Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения жизни. .

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_6.jpg" alt=">Духовная культура (ценности) - идеологические представления, взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и"> Духовная культура (ценности) - идеологические представления, взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности всего многообразия мира.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_7.jpg" alt=">Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных"> Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна лишь только в здоровом обществе.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_8.jpg" alt=">Л.H. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что «в мире есть лишь две абсолютные ценности:"> Л.H. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что «в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье...».

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_9.jpg" alt=">2. Предмет, задачи и методология курса «Культура здоровья». С позиции современных научных представлений, по"> 2. Предмет, задачи и методология курса «Культура здоровья». С позиции современных научных представлений, по мнению Г.И. Иванова (2003), под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_10.jpg" alt=">Культура здоровья – это совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о"> Культура здоровья – это совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья (И.М.Быховская).

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_11.jpg" alt=">. Целью дисциплины является формирование индивидуальной и популяционной (общей и государственной) культуры здоровья через"> . Целью дисциплины является формирование индивидуальной и популяционной (общей и государственной) культуры здоровья через реализацию системы эколого-валеологического (valeo – здравствовать) образования в вузе

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_12.jpg" alt=">Задачи дисциплины: - дать фундаментальные знания о здоровье человека и факторах, влияющих на"> Задачи дисциплины: - дать фундаментальные знания о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья; - сформировать установку на здоровье как главную человеческую ценность; - помочь студентам овладеть приемами самодиагностики здоровья и его формирования и укрепления;

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_13.jpg" alt=">- изучить биологические основы жизнедеятельности организма и здорового образа жизни; - обосновать необходимость"> - изучить биологические основы жизнедеятельности организма и здорового образа жизни; - обосновать необходимость ведения здорового образа и стиля жизни; - изучить физиологические основы традиционных и современных оздоровительных систем; - ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_14.jpg" alt=">Предметом дисциплины "> Предметом дисциплины "Культура здоровья" является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_15.jpg" alt=">Предметом изучения дисциплины "> Предметом изучения дисциплины "Культура здоровья" является: 1) здоровье как медицинская и социальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы оценки индивидуального развития здоровья; 4) способы сохранения и укрепления здоровья; 5) теория и методика здорового образа жизни.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_16.jpg" alt=">3. Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья.">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_17.jpg" alt=">Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести"> Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_18.jpg" alt=">В обобщенном виде "> В обобщенном виде "здоровье" можно определить как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать полноценную жизнедеятельность, то есть обеспечивать свое благополучие

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_19.jpg" alt=">«Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных"> «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей» (Виктор Порфирьевича Петленко).

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_20.jpg" alt=">Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья"> Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_21.jpg" alt=">Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами"> Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_22.jpg" alt=">Организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность"> Организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_23.jpg" alt=">Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды"> Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_24.jpg" alt=">К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2)"> К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_25.jpg" alt=">Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного"> Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Обусловлена как биологическими, так и социальными потребностями.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_26.jpg" alt=">Духовный аспект здоровья – опосредован нравственностью. Основа – системы ценностей, установок и мотивов поведения."> Духовный аспект здоровья – опосредован нравственностью. Основа – системы ценностей, установок и мотивов поведения. Я могу Я хочу Я должен

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_27.jpg" alt=">Практическая медицина выделяет три основных состояния человека: 1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма"> Практическая медицина выделяет три основных состояния человека: 1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная); 2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации; 3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_28.jpg" alt=">4. Концепции здоровья. Потенциал здоровья – это способность взаимодействия с окружением для поддержания"> 4. Концепции здоровья. Потенциал здоровья – это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_29.jpg" alt=">Баланс здоровья – выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом. Кроме того,"> Баланс здоровья – выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом. Кроме того, вводится ресурс здоровья – сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья – это силы, направленные на улучшение системы баланса. Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма. Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_30.jpg" alt=">Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При"> Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среды

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_31.jpg" alt=">5. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья. С точки зрения социальной медицины выделяют три"> 5. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья. С точки зрения социальной медицины выделяют три уровня для оценки здоровья: здоровье отдельного человека; здоровье малых социальных или этнических групп; здоровье всего населения.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_32.jpg" alt=">Индивидуальное здоровье – сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций отдельного человека, его"> Индивидуальное здоровье – сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций отдельного человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности в течение максимально продолжительного времени

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_33.jpg" alt=">Групповое здоровье - здоровье малых или этнических групп">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_34.jpg" alt=">Общественное здоровье – это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей"> Общественное здоровье – это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды. Общественное здоровье – совокупное здоровье групп людей, или всего населения определенного региона, страны в целом

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_35.jpg" alt=">Оценивается общественное здоровье: 1) по демографическим показателям естественного воспроизводства населения; 2) характеристиками физического развития"> Оценивается общественное здоровье: 1) по демографическим показателям естественного воспроизводства населения; 2) характеристиками физического развития населения; 3) характеристиками заболеваемости населения в целом и каждой социальной группы в отдельности; 4) характеристиками инвалидности населения.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_36.jpg" alt=">Здоровье ребенка. Достижение оптимального уровня физического, нервно-психического и интеллектуального развития; достаточная функциональная и"> Здоровье ребенка. Достижение оптимального уровня физического, нервно-психического и интеллектуального развития; достаточная функциональная и социальная адаптация; высокая степень сопротивляемости

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_37.jpg" alt=">Библиографический список 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М.Амосов. 2-е изд., доп. и перераб."> Библиографический список 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М.Амосов. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 191 с. 2.Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры. 2002, №9. С.5-7. 3.БыховскаяИ.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г.Москва, 28-29 октября 2005г. М.: 2005. С.28-32. 4. Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-егг. XXв.): Монография: В 2-хт. // Под ред. З.И.Равкина. М., 2000. С.139 - 172. 5. ТрещеваО.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. С.176-177. 6. Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 264 с.

Каждый человек живет как бы в двух мирах: один мир - это мир материальных вещей, мир вне человека и независимо от него; но есть и другой мир - мир человеческой мысли, мир мой, мир моей души, моих чувств, эмоций, настроений, мир идей и идеалов, мир идолов и стереотипов, которые мешают ви-

деть новое, прогрессивное, передовое. В жизни каждого человека мир идеалов и мир идолов причудливо переплетаются, создавая удивительную мозаику его духовного мира.

Идолы и идеалы - удивительные образования... Они живут какой-то особой жизнью, они зовут и тянут нас то вверх, то вниз, они оценивают наши поступки и наши мысли, они выносят окончательный приговор нашей жизни. Какова же нравственная красота и духовная сила заключена в идеалах, и почему идолы так часто наряжаются в одежды идеалов?

Здоровья нет без социальной защищенности личности. Если без биологического иммунитета организм погибает, то он не может быть здоровым и без "социального иммунитета" (прежде всего - "юридического иммунитета"). Мы только мечтаем о правовом государстве и правовой защищенности личности. Деонтологической стороной этой проблемы являются следующие требования:

Не создавать никаких врачебных актов, уродующих физический статус человека;

Сохранять уникальность нормальной психосоматической конституции человека;

Способствовать тому, чтобы человек был в состоянии удовлетворять свои материальные и душевные потребности;

Бороться за социально-медицинскую защиту человека. Следовательно, работа по укреплению здоровья должна включать в себя:

Разработку проблемы здоровья как физической культуры человека, установку на красоту и максимальное развитие телесных качеств личности;

Разработку проблемы здоровья как духовной культуры человека, выработку доминанты на милосердие к человеку, среде его обитания, на высокую нравственность человеческих отношений, эстетический вкус, верность общечеловеческим идеалам;

Разработку проблемы здоровья как социально-юридической защищенности человека, исторического оптимизма личности, культуры межличностных и межнациональных отношений;

Разработку проблемы здоровья как экологической культуры.

Помимо чисто медицинских аспектов, проблема здоровья и здорового образа жизни имеет и гуманитарный аспект. Курение, переедание, ожирение, алкоголь, наркомания, проституция - явления не простые, причины их многообразны и всегда с индивидуальным- подстрочником. Но есть в каждом из них и общий знаменатель - низкая культура человека, его невоспитанность, отсутствие такта, слабая сила воли. И как много мы теряем в жизни, какой дорогой ценой платим мы за это человеческое бескультурье. Иногда создается впечатление, что люди нашли табак, вино и неумеренное потребление пищи, чтобы затем искать пути, как их "героически" преодолеть.

Больными могут быть люди различного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры.

Валеология образа жизни

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. "Культура, - пишет Д.С. Семенов, - есть особый деятельнос-тный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир - природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития". Очень важно понимать, что человек - субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру, с этой точки зрения, можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах его общественно-преобразовательной (материальной и духовной) деятельности. Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение - отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура - не только сумма знаний, это поведение и сумма нравственных начал: культура - это всегда "культ " (Д.С. Семенов, 1973).

Наши предки очень многого не знали как об опасностях, грозивших здоровью, например о болезнетворных микроорганизмах и вирусах, так и о гигиенических правилах. Естественно, во многих отношениях они были беззащитны. Кое в чем спасали запреты, табу. Но даже возведенные до высоты религиозных догм Библии, Корана и других так называемых священных книг, они далеко не всегда выполнялись, так же, как призыв "не убий!" не препятствовал убийствам и войнам. Современный человек знает несоизмеримо больше своих предков о природе, о своем организме и, конечно, о болезнях, что полезно и что вредно для здоровья. О болезнях он читал и слышал больше всего. Почему же, живя в несоизмеримо лучших социально-бытовых условиях и пользуясь услугами столь научно умудренной и щедрой медицинской помощи, люди так много болеют? Болеют такими болезнями, для профилактики которых не нужны вакцины, сыворотки и специальные лекарства, а достаточно только вести правильный образ жизни: соблюдать двигательный режим, не переедать, не курить и не злоупотреблять алкоголем. Почему люди не избегают этих факторов риска, почему и во имя чего они рискуют?!

Повторим, что современный человек знает намного больше своих малокультурных предков, и подвергнем этот тезис испытанию. Речь пойдет о проблеме "пьяного зачатия" как причине рождения детей с фатальным отставанием в психическом развитии.

Вопрос о связи культуры и здоровья заострил Вл. Солоухин в статье "Болеют ли гриппом культурные люди?", где на поставленный вопрос отвечает четко: "Нет, не болеют". Он пишет, что в последней четверти XX века болеть гриппом аморально, и культурный человек не может позволить себе никакие аморальные поступки, а к ним относится все то, что подрывает здоровье. Следовательно, в общем, если высока заболеваемость, в особенности такими хроническими болезнями, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, болезни печени и почек, если увеличивается число лиц с избыточной массой тела, пьющих и курящих, это означает, что низка еще их культура жизни и мысли.

Ошибки незнания могут накапливаться из поколения в поколение. Наконец, еще об одном, самом распространенном и обезоруживающем виде незнания. Очень часто люди не знают, что они способны сделать с собой, какими ог-

Валеология и валеометрия образа жизни: креативная нормология

ромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием: образ жизни - это способ бытия, образ мыслей, стиль жизни, поведение.

В нынешнем обществе существует и применяется в жизни большое число различных эталонов общественного здоровья.

Назовем некоторые из наиболее влиятельных. Согласно представлениям, пришедшим из глубины веков, общество здорово, если:

Каждый человек участвует своим трудом в общем жизненном процессе;

Повсеместному усердному труду сопутствует доброжелательность в отношениях между людьми - соседями, народами, поколениями;

Упорный труд, незлобивость души и прочные семейные, общинные связи имеют свою высшую небесную и земную основу, свой родовой источник;

Люди готовы защищать достояния своего общества, не щадя собственной жизни.

Культура делает общество принципиально открытым для любого влияния со стороны нового субъекта, но вместе с тем она через формирование способностей этого субъекта (его социальной сущности, мировоззрения) удерживает процесс воспроизводства идеологии, духовной жизни в общих пределах гуманизма, социальности.

Культура как показатель здоровья общества, разумеется, сама имеет свои, "внутренние" эталоны здоровья, которые тесно связаны с особенностями исторической судьбы того или иного народа, его места в истории и современном мировом сообществе и, соответственно, местом самой культуры в жизни общества. Культура, как верно заметил Швейцер, - это всегда полемика с хаосом и деградацией бытия, это благоговение перед жизнью, выливающееся в культуротворческую активность. Поскольку процесс развития культуры исключительно многообразен (современное мировое сообщество насчитывает свыше двухсот стран, двух тысяч наций и народностей, трех тысяч языков), постольку правильно суждение: сколько культур - столько и эталонов культуры. Эти конкретные эталоны несут в себе частицу общей, всемирной человеческой культуры, которая и делает человечество специфической культурной общностью, быть может, единственной во Вселенной. Общее не отрицает особенное и тем более отдельное, а существует через них и посредством каждого из них.

В рамках социального качества жизни экономика дает субстратное, политика - структурное, а культура - нормативно-функциональные слагаемые общественного здоровья. Они определяют это качество как в позитивном, так и в негативном плане - порождая как общественное здоровье людей, так и социальные недуги. В том числе и за счет принципа взаимодействия между собой (интеграции, иерархии, конкуренции, соревнования).

Валеология образа жизни

Социальное качество жизни, представляя собой объективные условия жизни человека, взаимодействует с личностными смыслами или субъективными условиями бытия человека, и только в таком взаимодействии обнаруживается феномен общественного здоровья.

Здоровье – это культура и традиции. Не слова в книжках, а ваши реальные действия, культура, которая создает ваш образ жизни. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни, когда ребенок бессознательно копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей. Поэтому обучение здоровью полезно не только для вас – это культурная инвестиция, которая является культурной ценностью вашей семьи и может передаваться в поколениях.


Мы привыкли считать, что культура – это статуи и древние произведения. Живая культура – это культура наших ежедневных действий, традиций, установок окружения и общества. Культура здоровья - это тысячелетний опыт, накопленный человечеством в области здоровья. Правда к механическому переносу чужого опыта надо подходить весьма осторожно. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только умеренный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя).

Культура здоровья - это социальная наследственность, оан аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества в сфере здорвоья, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Как и другие виды культуры, культура здоровья жива, когда она живет в семьях. К сожалению, за последнюю сотню лет мы с вами видим значительное уничтожение традиций, локальных культур в рамках этноцида. Но не все потеряно, можно научиться культуре здоровья самим. Даже если вы выросли в неблагоприятном окружении. С точки зрения Песталоцци, человек является «произведением природы», «произведением общества», и «произведением самого себя». Согласно этому, человек в своей жизни переживает до известной степени три состояния, которые вовсе не обязательно сменяют друг друга во временной последовательности – естественное состоя­ние, общественное состояние и идеальное состояние, в котором человек полностью становиться самим собой.

Культура здоровья приобретается.

Культура – это ежедневные действия, а не пассивное знание. Знать о культуре здоровья не достаточ­но, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется, прежде всего, способностью применить эти знания на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности. Культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Культура здоровья приобретается трудом и состоит в привычке и постоянной потребности человека вообще чем-либо заниматься. Практиче­ская культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельно­сти и общезначимым умениям.Примером развитой культуры здоровья является Греция, где был культ здоровья. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум»- пишет Геродот.


Культура здоровья – это часть вашей общей культуры.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. В настоящее время иметь излечимые хронические болезни – это признак низкой культуры здоровья, а болеть нужно стыдиться (хоть немного) и уж точно не гордится этим.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея. К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой.

Основой воспитания культуры здоровья является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.