Коняев Николай Михайлович - прозаик, историк, публицист.
Родился в поселке Вознесенье, недалеко от бывшего Вознесенского монастыря, основанного учеником Александра Свирского преподобным Ферапонтом на месте, где река Свирь вытекает из Онежского озера. Отец - директор школы, мать - домохозяйка.
В 1966 окончил среднюю школу. Уже в 6-7-м классах приобрел первый литературный опыт, писал небольшие рассказы «для себя», позднее редактировал школьный литературный журнал. После окончания школы поступил учиться в Ленинградский политехнический институт, но в связи с болезнью, а затем и смертью матери (1970) институт не окончил. Уход из жизни близкого человека и тяжелые переживания, с этим связанные, породили волну раздумий над жизнью и привели к окончательному осознанию своего писательского призвания. По материалам дневника болезни и смерти матери он пишет свой первый по-настоящему «взрослый» рассказ «Первые уроки». В течение года он еще раз пробует учиться в Лесотехнической академии, но интерес к литературной работе оказался сильнее. Оставив академию, он идет работать простым рабочим, а в свободное время полностью посвящает себя литературе. Первый рассказ «Пятьдесят пятая весна» был опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974. В этом же году он поступает учиться в Литературный институт им. А.М.Горького (1974-80). Продолжая учебу в Литинституте, Коняев переезжает в Минск (1975-81), где работает сначала на заводе разнорабочим, а затем корреспондентом многотиражной газете «Трактор» и редактором на киностудии «Беларусь-фильм» (1980-82).
В 1970-е Коняев сотрудничает и с самиздатовскими журналом «Часы», «37» и др.
Уже первые книги рассказов Коняева, вышедшие в начале 1980-х,- «Такой ветер» (1980), «Земля, которая помнит все» (1982), «Первые уроки» (1982) привлекли внимание читателей и критики. В.Кожинов, рецензируя первый сборник рассказов Коняева, писал: «У меня нет сомнений, что Николай Коняев вскоре займет весомое место в литературе. Лучшие страницы его прозы органичны, значительны, своеобразны...» (Литературная Россия. 1979. 30 нояб.). «Художественная речь Коняева,- отмечал критик А.Арьев,- берет начало в пластах народной языковой культуры. Его проза - явление самостоятельное и в земле укорененное. А потому - живое» (Звезда. 1982. №7. С.199).
Последующие сборники рассказов писателя «Ненайденные клады» (1987), «У тихой воды» (1989), романы «Пригород» (1990) и «Заводское поле» (1990) открывали перед читателем малознакомый в литературе мир северных поселков и окраин больших городов, где в каждом герое писатель стремится найти лучшие человеческие черты - честность, доброту, чувство порядочности и справедливости. Жизнь в советской стране конца 1970-80-х не отличалась разнообразием, она уже не озарялась ни живительным светом большой гражданской идеи, ни даже космическими успехами, к которым люди также постепенно начали привыкать. Общественный застой отразился и на литературе. Стал ощущаться недостаток подлинного сюжета, что и предопределило интерес Коняева к жанру фантасмагории и гротеска (см. повести и рассказы в сборнкие «Марсиане», 1991).
Годы последующего лихолетья, связанные с начавшейся в 1985 «перестройкой», а затем и коренным реформированием уклада всей общественной жизни, по признанию самого писателя, породили такие сюжеты, за которыми ни литературе, ни людям было не угнаться и с которыми жить по-прежнему было уже невозможно. В этих условиях художественная литература, несущая в себе гуманистические истоки человечности и доброты, помогала людям пережить страшное, защитить души от агрессии и вируса бездуховности, что и нашло отражение в рассказах «Механик Баранов, искавший свою матерь» (1986), «Охота в старых кварталах» (1991) и других произведениях Коняева. Вместе с тем годы общественного застоя и литературной стагнации, отраженные в романе «Долгие дни лета» (1986) и связанные с поиском новой духовной «тверди», характеризовали, начиная со второй половины 1980-х, второй этап творческой эволюции писателя. Стремясь преодолеть недостаточность чисто худож. осмысления действительности и опасаясь ложных маяков современности, писатель обращается к документалистике. Художественная проза первых книг рассказов Коняева начинает уступать место исторической и документально-художественной литературе, которая в качестве постоянной составляющей становится неотъемлемой частью жанрового репертуара его новых произведений. В этом ключе он пишет книгу «О себе Ермак известие дал...» (1984), путевые заметки «В зоне рискованного земледелия» (1985), выпускает «Рассказы о землепроходцах» (1987). Несомненной удачей Коняева стали его новые повести «Путник на краю поля» (1993), «Ангел родины» (1997), «Вологодская трагедия» (1997), посвященные судьбе выдающегося русского поэта Н.М.Рубцова (все три повести отдельными главами вошли в книгу Коняева «Николай Рубцов», изданную в 2001 в серии «ЖЗЛ»). В книгу, исполненную «любви и горечи», вошли документальные свидетельства и редкие фотографии, связанные с Н.Рубцовым, из личных архивов А.Пантелеева, Н.Коняева, С.Куняева, А.Антуфьева. Пробираясь сквозь наслоения противоречивых свидетельств и документов, Коняев пытается подвести читателя к образу живого поэта, к подлинным истокам его души и поэтического творчества. «Стихи Рубцова,- справедливо замечает Коняев,- всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его» (Николай Рубцов. М., 2001. С.157).
Трагической судьбе еще одного лирика, поэта-обэриута Н.М.Олейникова, посвящена документальная повесть Коняев «Дни забытых глухарей» (1994). Это попытка писателя также восстановить то, что происходило в действительности. Повесть открывает в Н.Олейникове несломленного человека, показывает непростые повороты судьбы этого талантливого художника. О детских годах русских великих князей и царей, о их воспитании и играх говорится в любопытной книге Коняева «Игрушки русских императоров» (1992-94). В повести «Власов до Власова» (1994-95), используя новые архивные документы, Коняев рассказывает о довоенном периоде жизни генерала А.А.Власова, позднее будет написана книга «Два лица генерала Власова» (2001; 2003). Первому крестьянскому восстанию при советской власти в 1918 посвящена «Новоладожская Вандея» (1995). О малоизученной секретной деятельности Петрочека в 1918 повествуется в книге-исследовании «Гибель красных Моисеев» (1995-96; 2004). Документальная повесть «Марш мертвых команд» (1998) рассказывает о жизни писателя В.С.Пикуля. «Великая северная ревизия» (1999) - исторический роман о выдающемся русском мореплавателе XVIII в., сподвижнике Петра I Витусе Беринге. Исторический очерк Коняева «Исполнить последний долг христианина» (1999) возвращает нас к последним дням жизни А.С.Пушкина.
С начала 1990-х явственно обозначается новый, наиболее зрелый период творчества Коняева, связанный с окончательным осознанием духовной традиции православия не только личной, но и общественной культурно-исторической ценностью. Православная тема становится доминирующей не только в последующих книгах, романах, повестях писателя, но и в его статьях, очерках, публицистике. Из-под его пера выходят такие работы как «Святитель Стефан Великопермский» (1993), «Оптинская трагедия» (1993), «Последние часы жизни митрополита Иоанна» (1997), «Преподобный Александр Свирский и его ученики Свирские чудотворцы» (в соавторстве с М.Коняевой; 1998), «Дальний приход» (1998), «Закопанные и сожженные» (книжное название «Аввакумов костер»; 1998), «Валаамские рассказы» (1999), «Заступник российский: Святой благоверный князь Александр Невский» (2001), «Обитель Святой Троицы: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь» (2002) и др. Характеризуя последнюю из вышеназванных книг, снабженную уникальным по своему художественному достоинству фотоиллюстративным материалом, Ю.Чуканов отметил: «Повествуя об одной из заповедных русских обителей - Свято-Троицком Александра Свирского монастыре,- новая книга Николая Коняева посвящена вопросам духовности, осмысления человеческой жизни, извечному стремлению русской души к чистоте и истине» (Новый Петербург. 2002. 25 апр. С.4). О книге Коняева «Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский» (1997) священник Алексей Мороз написал: «Книга Н.М.Коняева является одной из первых, если не первой работой, позволяющей нам приблизиться к пониманию путей современной святости, ощутить реального, живого, вполне досягаемого человека, священномученика Вениамина» (Священник Алексей Мороз. Сила веры и правды // Лит. Петербург. 1997. №2). Высокую оценку книге Коняева «Апостольский колокол» (2001; 2003), повествующей о Валаамском Преображенском мужском монастыре, дал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За эту книгу в 2003 писатель удостоен Большой литературной премии России.
Разнообразное по своему характеру творчество Коняева представлено в широчайшем жанрово-тематическом диапазоне: от романа, повести, фантастики и злободневной публицистики до пьес («Кража со взломом», «И весна и осень», «Зал ожидания» и др.), психологического детектива («Письма с того света»), рассказов для детей («Люся Лампочкина», «Игрушки русских императоров», «Гуси-лебеди» - в соавторстве со священником Алексеем Морозом) и даже стихов. Сборник стихов Коняева «Террористы» (1997) посвящен теме исторической ответственности тех, кто берет на себя смелость по своей духовной слепоте ввергать людей в социальные потрясения и катастрофы.
Особое место в творчестве писателя занимает продолжающийся исторический труд «Русский хронограф» (1990-98; 2005), охватывающий события и лица от Крещения Руси до нашего времени. Хронограф позволяет «объемно» взглянуть на далекие исторические события православной Руси - России, отметить неожиданные и одновременно закономерные параллелизмы отечественной истории.
Общественная работа Коняев также весьма содержательна и заметна.
В 1984-86 он работает редактором в издательстве «Советский писатель», заведует отделом прозы в журнале «Нева» (1986-88).
Был делегатом VI съезда СП РФ, VIII и IX съездов писателей России, II и III съездов Международного Сообщества писательских союзов. Коняев является секретарем СП России, бессменным председателем Православного общества писателей Санкт-Петербурга, членом-корреспондентом Международной Славянской академии, членом-корреспондентом Петровской академии, членом редсоветов ряда журналов и газет. Произведения Коняева переведены на многие европейские языки. Романы и повести писателя отмечены многочисленными премиями: им. Василия Шукшина, Андрея Платонова, премией ВЦСПС, Правительства Санкт-Петербурга, премиями журнала «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Студенческий меридиан» и др. Творчество Коняева удостоено «Золотой Пушкинской медали к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина».
Чтение произведений Коняев всегда и серьезное, и одновременно увлекательное занятие, но за острой фабулой и неожиданно обнаруженным фактом истории все время слышится голос художника, пронизанный щемящей тоской по надмирному Свету и глубокой православной духовностью. Характеризуя художественное своеобразие автора, один из рецензентов писал: «Неяркие краски родного края, тусклый свет северных небес придают рассказам писателя ощутимо мрачный, „северный" колорит, чем-то напоминающий темно-коричневый фон Рембрандта» (Лопусов Ю.А. Кризис веры: Литературно-критические заметки. М., 1991. С.266).
Высокую оценку творчество Коняева получило как у его многочисленных читателей, так и у литературоведов и критиков. Т.Батурина, говоря о значении писателя, констатировала: «Он поистине летописец духовной жизни русского человека, самой широкой его массы в последние десятилетия двадцатого века» (Батурина Т.П. Анахронизм...: Литературно-критические статьи, рецензии, зарисовки. СПб., 2004. С.55). В.Кречетов, подтверждая вышесказанное, справедливо отметил: «Николай Коняев давно стал необходимой частью русской литературы. Его присутствие в ней подобно присутствию погоды. Она всегда есть, даже когда мы говорим "непогода"» (День. 1999. №10. 28 окт. С.5).
В.С.Фёдоров
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 248-252.
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Пламя в руках: очерк. Минск, 1977;
Такой ветер: рассказы. М., 1980;
Первые уроки: Повесть и рассказы. Минск, 1982;
Земля, которая помнит все: рассказы. Л., 1982;
Ненайденные клады: рассказы. Л., 1987;
Рассказы о землепроходцах. Л., 1987;
Долгие дни лета: Роман и рассказы. Л., 1988;
У тихой воды: Рассказы, повесть, путевые заметки. М., 1989;
Пригород: Два романа и рассказ. Л., 1990;
Русский хронограф // Встреча. М., 1990-2000;
Марсиане: Рассказы и повести. М., 1991;
Гавдарея: повесть-хроника // Наш современник. 1991. №6-8;
Путник на краю поля: Книга о жизни, смерти и бессмертии Николая Рубцова // Север. 1992. №1-2;
Полет на Юпитер. Повесть // Кубань. 1993. №3-4;
Святитель Стефан Великопермский. СПб., 1993;
Неудавшийся побег: роман // Подъем. 1993. №8-9;
Оптинская трагедия // Встреча (КПР). 1993. №9-10;
Молодая гвардия. 1993. № 9;
Новый журнал. 1995. №3(20);
Письма с того света: роман // Подъем. 1997. №8-11;
Закопанные и сожженные: исторический роман // Нижний Новгород. 1997. №7,8,10;
Террористы: стихи. СПб., 1997;
Аввакумов костер: роман. М., 1998;
Остречинская Атлантида: повесть // Гиреев Р., Фаликова Г., Коняев Н. Вознесенье. Подпорожье, 1998;
Люди против нелюди: исторические и историко-литературные повести. М., 1999;
Дальний приход: сборник рассказов. СПб.: Русская духовная проза, 2000;
Заступник российский: Святой благоверный князь Александр Невский // Новая книга России. 2001. №9-11;
Любовь и смерть, смерть и любовь. Женщины Петра Великого: пьеса. СПб., 2001;
Ревизия командора Беринга: историческая повесть. М., 2001;
Охота в старых кварталах: Повести и рассказы. СПб., 2002;
Облеченный в оружие света. М., 2002;
Обитель Святой Троицы: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. СПб.: Изд-во Зимина, 2002;
Романовы: Расцвет и гибель династии. М., 2003;
Два лица генерала Власова. Жизнь, судьба, легенды. М., 2003;
Апостольский колокол: Повествование о Валаамском монастыре, его древностях и святынях. СПб., 2003:
Гибель красных Моисеев: Начало террора 1918 г. М., 2004;
Тихвинская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. СПб., 2004;
Дом на кладбище: рассказы. М. 2005;
Русский хронограф / совм. с Коняевой М.В. Т.1: Рюриковичи. 809-1598. Т.2: Романовы. 1598-1917. М., 2005;
Рубцовский вальс: Апология русской судьбы. М., 2005.
Бондаренко В. Сюжет молодой прозы: О книге «Земля, которая помнит все» // Литературная учеба. 1983. №1;
Кундышева Э. Что я знал о России // Нева. 1983. №9;
Арьев А. Между судьбой и поветрием // Звезда. 1983. №9;
Акимов В. Дело и долг поколения: О молодых ленинградских писателях // Ленинградская панорама. Литературно-критический сб. Л., 1984;
Горышин Г. [О Н.М.Коняеве] // Литературное обозрение. 1984. №1;
Пикач А. В союзе с поэзией: О прозе Николая Коняева // Литературная учеба. 1984. №1;
Муриков Г. Угол зрения: Заметки о современной прозе // Звезда. №5;
Жуховицкий Л. [Рец.:«Рассказы о землепроходцах»] // Детская литература. №11;
Священник Алексей Мороз. Сила веры и правды // Литературный Петербург. 1997. №2;
Священник Алексей Мороз. Аввакумов костер // Литературный Петербург. 1998. №5;
Пересов Ю. Анатомия предательства // Санкт-Петербургский курьер. 2001. №38;
Батурина Т. Трилогия о Николае Рубцове // Роман-журнал. 2002. №3;
Алексютина Н. О марсианах ижителях земли // Российский писатель. 2003. №11(62);
Священник Алексей Мороз. Облеченный в оружиесвета // Парламентская газета. 2003. №350(1179).
После тяжёлой и длительной болезни скончался замечательный православный писатель Николай Михайлович Коняев, член-корреспондент Международной Славянской академии, секретарь Правления Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга. Он родился в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера, окончил Литературный институт им. А.М. Горького, работал редактором на киностудии «Беларусьфильм», в издательстве «Советский писатель», в 1986–1988 годах заведовал отделом прозы в журнале «Нева».
Романы и повести Коняева были удостоены многих литературных премий.
Он часто печатал свои рассказы и публицистические высказывания в нашей газете. Но путь его в литературу не был лёгким. Первые книги стали появляться только в начале 80-х годов прошлого века, когда Николай Коняев был уже сложившимся писателем, мастером литературного слова. А всё его разностороннее творчество представлено теперь в широчайшем жанрово-тематическом диапазоне: от романа, повести, исторических биографий, фантастики и злободневной публицистики до пьес, психологического детектива, краеведения, рассказов для детей и стихов.
Отечественная литература потеряла талантливого, самобытного, неповторимого писателя. Русская Православная церковь лишилась несгибаемого в вере раба Божиего и грозного для врагов Христа и нашего Отечества воина, владевшего Словом, как разящим копьём. Родные и близкие – любящего их всей душой человека. Прими Господь его преданную Тебе душу!
Исторический роман известного петербургского писателя Николая Коняева воскрешает события трёхсотлетней давности - время церковного раскола. Автор исследует истинные причины этой национальной трагедии, разрушает стереотипы, навязанные идеологией прошлых лет.Прозаик
День рождения: 25.08.1949
Место рождения: пос. Вознесенье, Ленинградской обл.
Окончил Литературный институт им. А.М. Горького при Союзе писателей СССР (1980). Работал сварщиком, грузчиком, корреспондентом в многотиражной газете, редактором на киностудии «Беларусьфильм» и в издательстве «Советский писатель» (1984-1986), заведовал отделом прозы в журнале «Нева» (1986 – 1988). Первый рассказ опубликовал в 1974 году.
Был участником VII Всесоюзного совещания молодых писателей в 1979 году, делегатом VI (1985), VIII (1994), IХ (1995), Х (1998), ХI (1999), ХII (2004) съездов писателей России, II, III и IVсъездов МСПС.
Член-корреспондент Международной Славянской, Петровской и Русской академий.
Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга.
Член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России.
Секретарь Союза писателей России. Член Ревизионной комиссии МСПС.
Член Совета Всемирного Русского Собора.
Член редсоветов журналов «Роман-журнал XXI век», «Молодая гвардия», «Встреча» (Культурно-просветительная работа), «Немига литературная», сервера «Русское воскресение».
Рассказы и книги переводились на английский, немецкий, французский, китайский и иранский языки.
Романы и повести отмечались Гос. премией имени Василия Шукшина, премией имени Андрея Платонова, премией ВЦСПС, годовыми премиями журналов «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Студенческий меридиан», премией «Русская повесть», Премией правительства Санкт-Петербурга, Большой литературной премии Союза писателей России и компании Алмазы России (1-й степени), премией имени Александра Невского.
Земля, которая помнит все: Рассказы. Л, 1982;
Ненайденные клады: Рассказы, Л, 1987;
Рассказы о землепроходцах. Л, 1987;
Долгие дни лета: Роман, рассказы. Л, 1988;
У тихой воды: Рассказы, повести. М,1989;
Пригород: Два романа и рассказ. Л, 1990;
Марсиане: Рассказы и повести. М, 1991;
Роковая ошибка Сталина: Сатирические рассказы. М, 1992;
Свирские святые. (в соавт. с М. Коняевой). СПб, 1997;
Закопанные и сожженные. М, 1998;
Великая северная ревизия: Исторический роман. М, 2001;
Люди против нелюди. М, 1999;
Два лица генерала Власова. Жизнь, судьба, легенды. М, 2001, 2003;
Николай Рубцов. – М, 2001.
Облеченный в оружие света: Документальная повесть. М, 2002;
Житомир, 2004,. М, 2005;
Первые Романовы: Загадки и мифы династии. – М, 2002;
Охота в старых кварталах: Повести и рассказы. СПб, 2002;
Романовы. Расцвет и гибель династии. М, 2003;
Апостольский колокол. СПб, 2003;
Гибель красных Моисеев: Начало террора. 1918 г. М, 2004;
Русский хронограф (в соавт. с М. Коняевой). М, 2004;
Рубцовский вальс: Апология русской судьбы. М, 2005.
Дом на кладбище: Рассказы. М, 2005;
Игрушки русских императоров. СПб, 2005;
Индеец Кутехин: Рассказы и повести, СПб, 2009;
«Никола хлебный»: Рассказы. – М., 2011;
Тайны Шлиссельбургской крепости: Историческое повествование, М, 2011.
Известный российский писатель Николай Коняев скончался на 70-м году жизни 15 сентября. Директор Дома писателей Петербурга Евгений Лукин сообщил, что у Коняева обострилось старое заболевание. Писателю сделали необходимую операцию, но она не спасла его жизнь.
Николай Михайлович Коняев родился в 25 августа 1949 года в поселке Вознесенье Ленинградской области. Отец Николая был директором школы, мать - домохозяйка. Уже в седьмом классе маленький Конаев писал небольшие рассказы «для себя», редактировал школьный литературный журнал. После окончания школы он поступил в Ленинградский политехнический институт, но в связи с болезнью и смертью матери учёбу не окончил.
По материалам дневника болезни и смерти матери он написал «взрослый» рассказ «Первые уроки». Ещё раз неудачно пробует учиться в Лесотехнической академии. Простой рабочий, он своё свободное время полностью посвящает литературе. Впервые в альманахе «Молодой Ленинград» был опубликован его рассказ «Пятьдесят пятая весна». Наконец, в 1974 году он поступает в Литературный институт имени Горького.
Не прерывая учебу, Коняев переезжает в Минск и идёт работать на завод разнорабочим. Затем трудится корреспондентом многотиражной газеты «Трактор», редактором на киностудии «Беларусь-фильм» и в издательстве «Советский писатель».
В 1986-1988 годах Николай уже заведовал отделом прозы в журнале «Нева». В годы «перестройки» писатель обращается к исторической и документально-художественной литературе. Он пишет книгу о Ермаке, Дежнёве и Беринге, биографические исследования о поэтах русском Николае Рубцове и якутском Алексее Кулаковском (вышли в серии «ЖЗЛ»), о поэте-обэриуте Н. М. Олейникове («Дни забытых глухарей») и о жизни писателя В.С. Пикуля.
Ряд книг посвящен истории, порой нелицеприятной, царского дома Романовых. В книге «Новоладожская Вандея» повествуется о первом крестьянском восстании при советской власти в 1918 году. Малоизученная тема секретной деятельности Петроградской ЧК откровенно раскрыта в книге-исследовании «Гибель красных Моисеев» - известных революционеров Володарского и Урицкого.
Две книги посвящены изучению жизни и деятельности генерала-изменника Власова. В юбилейном 1999 г. опубликован исторический очерк «Исполнить последний долг христианина»о последних днях жизни А. С. Пушкина.
С начала 1990-х обозначается новый, наиболее зрелый период творчества Коняева, связанный с окончательным осознанием традиции православия не только личной, но и общественной культурно-исторической ценностью. Православная тема становится доминирующей в последующих книгах, романах, повестях писателя и в его публицистике.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выразил соболезнования в связи с кончиной известного писателя.
«Ушёл из жизни наш земляк - уроженец посёлка Вознесенье Подпорожского района Ленинградской области - замечательный русский писатель Николай Михайлович Коняев», — сказал глава 47 региона.
От лица всех жителей Ленобласти Александр Дрозденко передал слова сочувствия и поддержки родным и близким Николая Михайловича Коняева, всем, кому довелось знать его лично, а также многочисленным верным читателям.
«Кончина Николая Михайловича Коняева стала большой утратой для всей отечественной культуры», — заключил глава региона.