Неизвестная
Художник Иван Николаевич Крамской — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве.
Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя. Всё это политиканство. И не более того. Истина, как всегда, находится где-то посередине.
Художник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью.
Желание рисовать было так великого, что Иван постоянно просил у старшего брата помощи – брат мог устроить его учеником к какому-нибудь местному живописцу. Этими просьбами он досаждал старшему брату целых два года и, в результате, был определен на учебу к одному из воронежских живописцев. В иконописной мастерской Иван Николаевич трудился не долго – сбежал. Впоследствии он вспоминал, что в иконописной мастерской к живописи его не допускали, а использовали как помощника по хозяйству – принести, отнести, помыть.
После побега молодой Крамской познакомился с М.Б. Тулиновым, который был страстным любителем живописи и зарождающейся фотографии. Некоторое время Иван Николаевич жил у Тулинова, а потом перебрался в Харьков и устроился ретушером в фотомастерскую Я.П. Данилевского. В этот период будущий художник увлекся чтением, начал изучать теорию живописи и теорию искусства.
Крамской проработал в Харькове три года и решил поступить в Академию живописи.
Жизнь в Петербурге оказалась совсем не дешевой и заработанные в Харькове деньги быстро закончились. Крамской решил совмещать учебу в Академии и работу ретушером в фотомастерской. Совмещение оказалось успешным – молодой художник смог снять небольшую (по меркам девятнадцатого века) квартиру из трех комнат на Васильевском острове. Именно эта квартира стала местом практически ежедневного сбора студентов-однокурсников, местом жарких дискуссий и амбициозных мечтаний о будущем.
Лунная ночьОбучение Крамского в Академии проходило достаточно успешно. За работу «Смертельно раненный Ленский» в 1860 году студент Крамской получил вторую серебряную медаль, в 1861-1862 годах за картину «Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море», семь портретов, картину «Поход Олега на Царьград» и две большие копии с картин Я. Капкова и П. Петрова (картины на религиозные темы) был представлен ко второй золотой медали.
ПолесовщикВ 1862 году Крамской был принят на должность преподавателя в школу Императорского общества поощрения художеств.
Для завершения обучения в Академии следовало исполнить программу на получение Первой золотой медали. Первая золотая медаль позволяла художнику получить классный чин и государственную пенсию для командировки за границу с целью развития и изучения живописи.
ПасечникОднако, в 1863 году совет Академии выработал новые правила для студентов, желающих получить Первую золотую медаль. Условия были настолько тяжелыми (просто невыполнимыми), что 14 человек из числа выпускников под предводительством Ивана Крамского обратились в Совет с просьбой освободить их от участия в конкурсе. Именно с просьбой. Не с требованием или революционным воззванием.
Оскорбленный еврейский мальчикТак возникла легенда о «Бунте четырнадцати». Впрочем, нежелание участвовать в конкурсе стало вызовом и возмутило руководство Академии. Но было ли это бунтом?
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное мореСтуденты были выпущены из Академии без звания классного художника, что существенно осложняло будущую жизнь молодых живописцев. И Крамской предложил создать «Петербургскую артель художников» - такое сообщество молодых живописцев с кассой взаимопомощи и обязательными отчислениями в кассу с каждой проданной работы установленного товарищами процента.
Крестьянин с уздечкой Мина МоисеевИван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Некрасивая получилась история. Нужно сказать, что Крамской был не только идейным вдохновителем артели, но и основным её меценатом – известно, что только в 1869 году он внес в кассу артели более 3 000 рублей. Получалось, что он содержал художников, которых считал единомышленниками, а товарищи находились в артели исключительно из-за материальной выгоды и при получении большей выгоды с легкостью из артели уходили.
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художникаКрамской сам вышел из артели и вскоре это сообщество художников распалось.
Женский портретВ 1870 году было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». И одним из организаторов этого общества, как вы уже догадались, стал Иван Николаевич Крамской, который был не только создателем – он просто душу вложил в Товарищество.
Девушка с распущенной косой Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художникаУмер художник 25 марта 1887 года. Писал портрет доктора Раухфуса, вдруг замер, и упал. Прибывший врач констатировал смерть великого художника.
О работах художника я рассказывать не буду – некоторые из них я вам покажу.
Автопортрет. 1867
Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников. Крамской - один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искус-ства, когда критический реализм в живописи, литературе до-стигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художни-ка в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направ-ления, всей своей общественной деятельностью Крамской ока-зал огромное влияние на умы своих современников.
Девушка с распущенной косой. 1873
Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гу-бернии. Рано возникший интерес будущего художника к ис-кусству с течением времени превратился в настойчивое влече-ние к творчеству. Молодой Крамской некоторое время рабо-тает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве по-мощника бесконечно странствует по провмнциальным горо-дам России. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако ра-дужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отве-чавшие новому времени. Передовые общественные круги ста-вили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искус-ства.
Осенью 1863 года четырнадцати академистам была пред-ложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту те-му и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и матери-альной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Воз-главив это движение, Крамской принял на себя ответствен-ность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях вза-имопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества пе-редвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации. Одной из основных целей Товари-щества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В рус-ском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвиж-ная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Ака-демии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Мо-скву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвиж-ные выставки «передвигались» из города в город, всюду воз-буждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десяти-летий объединяла всех передовых художников России.
Русалки. 1871
На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сю-жетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал лу-ны, все же нечто фантастическое вышло».
К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангель-ские сюжеты. Художник писал о том, что его задачей было по-казать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в пу-стыне» была воспринята современниками как символ чело-века высокого гражданского долга
Христос в пустыне. 1972
Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Туль-ской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Восполь-зовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толсто-го. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репи-ным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из луч-ших. В свою очередь сам художник послужил прообразом ху-дожника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Не-красова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело бо-лен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умира-ющего поэта.
В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических жен-ских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она про-образ Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал це-лую серию крестьянских типов, самый сильный по характе-ру среди них — «Полесовщик» (1874).
В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны ли-цо и сам образ матери, потерявшей ребенка.
Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне вре-мени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье ху-дожника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и рабо-та над заказами не позволяют ему закончить работу над кар-тиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жерт-венной судьбы человека.
25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.
Иван Крамской написал множество портретов; из них особенного упоминания заслуживают портреты С. П. Боткина, И. И. Шишкина, Григоровича, госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов, мальчика еврея, А. С. Суворина, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, графа Литке, Д. А. Толстого, Гончарова и... Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался.
Крамской занимался также гравированием на меди крепкою водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие - портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко.
Крамской не имел большого образования, всегда жалел о том и восполнял этот недостаток постоянным серьезным чтением и сообществом интеллигентных людей, вследствие чего он сам был полезным для художников собеседником (Крамской известен своей педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 года в рисовальной школе общества поощрения художников).
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины ХIХ века. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Трудно переоценить значение художественного и литера-турного наследия Крамского для русской культуры. Основная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо-бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе-ния русских художников.
Text="" width="420" height="315" frameborder="0" allowfullscreen="" scroling="no" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="">
Автопортрет. 1874.
Созерцатель, 1876
Некрасов в период Последних песен. 1877-1878
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
Иродиада. 1884-1886
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866-1869
Женский портрет. 1884
Женский портрет. 1867
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874
Голова крестьянина. 1874
Выздоравливающая. 1885
Букет цветов. Флоксы. 1884
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова. 1874
Портрет художника Михаила Клодта . 1872
Портрет художника К.А.Савицкого.
Портрет художника И.К. Айвазовского
Портрет художника И. Е. Репина
Портрет художника Григория Мясоедова
Портрет художника Алексея Боголюбова . 1869
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881
Портрет И.И.Шишкина. 1880
Портрет художника Ивана Шишкина . 1873
Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883
Портрет художника Ф. А. Васильева. 1871
Ива́н Никола́евич Крамско́й (27 мая 1837, Острогожск - 24 марта 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Автопортрет. 1874
Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.
После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. С 1853 года был ретушёром фотографий; сначала будущего художника в несколько приёмов обучил «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты» его земляк М. Б. Тулинов, затем работал у харьковского фотографа Я. П. Данилевского. В 1856 году он приехал в Петербург, где занимался ретушёрством в известной тогда фотографии Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.
В 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863-1868 годах он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика.
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет Боткина[уточнить] (1880) - частная коллекция, Москва).
Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.
Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
За чтением Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869
Женский портрет. 1867
Портрет художника К. А. Савицкого. 1871
Русалки. 1871
Портрет художника М. К. Клодта. 1872
Христос в пустыне. 180 x 210 см. 1872
Портрет А И Куинджи. 1872
Пасечник. 1872
Девушка с распущенной косой. 1873
Портрет И. И. Шишкина. 1873
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
Оскорбленный еврейский мальчик. 1874
Полесовщик. 1874
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874
Голова крестьянина 1874
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника. 1875
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича 1876
Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
Н. А. Некрасов в период. Последних песен. 1877–1878
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879
Лунная ночь 1880
Портрет доктора Сергея Петровича Боткина 1880
Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
Девушка с кошкой. 1882
Неизвестная. 1883
Крестьянин с уздечкой Мина Моисеев. 1883
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира "Укрощение строптивой". 1883
Букет цветов флоксы. 1884
Неутешное горе. 1884
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
Портрет Александра III. 1886
Дети в лесу. 1887
Полностью
Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.
С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.
В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.
В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.
Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.
В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.
«Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой»
Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
«Портрет старого крестьянина»
Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
«Портрет Софьи Ивановны Крамской»
На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно Ге и Поленову , в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.
«Портрет императрицы Марии Федоровны»
К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.
«Букет цветов. Флоксы»
«Портрет Сони Крамской, дочери художника»
«Лесная тропинка»
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883.
«Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании»
«Портрет художника Н.А.Кошелева»
«Портрет художника Федора Александровича Васильева»
«Семья художника»
«Русский монах в созерцании»
«Хохот. «Радуйся, царю иудейский»»
«Созерцатель»
Христос в пустыне.1872
«Сомнамбула»
Русалки. (Майская ночь) 1871
«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской»
«Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»
«Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III»
«Мельник»
«Лунная ночь»
«Девушка с распущенной косой»
«Женский портрет»
«Женский портрет»
«Женский портрет»
«Женский портрет»
«Девочка в глубой шали»
«Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море»
«Портрет Николая Крамского, сына художника»
«Портрет Александра III»
Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884
Неутешное горе. 1884
Оскорбленный еврейский мальчик. 1874
Неизвестная. 1883
Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве. 1882
«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»
«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»
«Портрет актера Василия Васильевича Самойлова»
«Портрет П.А.Валуева»
«Женский портрет»
«Автопортрет»
«Портрет художника Шишкина»
«Портрет дамы»
«Портрет астронома О.В.Струве, директора Пулковской обсерватории»
«Портрет П.И.Мельникова»
«Пасечник»
«Н.А.Кошелев. Урок музыки»
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
Женский портрет. 1884
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883
Оригинал записи и комментарии на
русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик
Иван Крамской
Ива́н Никола́евич Крамско́й (8 июня 1837, Острогожск - 5 апреля 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.
Портрет художника Шишкина . (1880, Русский музей)
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.
Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой , 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.
Почтовый конверт СССР, 1987 год:
150 лет со дня рождения Крамского
Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.
В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля) 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
В Царском селе установлена скульптурная композиция Крамской и Неизвестная скульптора Александра Таратынова.
Русалки, 1871
Христос в пустыне, 1872