Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие комедии написал грибоедов.  А.С.Грибоедов

Какие комедии написал грибоедов.  А.С.Грибоедов

Грибоедов Александр Сергеевич один из самых образованных, талантливых и благородных мужей 19-го столетия. Опытный политик, потомок древнего дворянского рода. Сфера его творческой деятельности обширна. Он был не только прекрасным драматургом и поэтом, автором знаменитого «Горя от ума», но и талантливым композитором, полиглотом, владевшим десятью языками.

Родился Александр Сергеевич 15.01.1795 г. в Москве. Родители дали ему прекрасное домашнее образование. С 1803 г. воспитанник пансиона при Московском университете. В 11 лет студент того же университета. Образованнейший человек своей эпохи, ещё будучи студентом, освоил девять языков, шесть европейских и три восточных. Как истинный патриот своей Родины, пошел добровольцем на войну с Наполеоном. С 1815 г. в звании корнета служил в резервном кавалерийском полку. Это время, когда он начинает писать статьи, свою первую пьесу «Молодые супруги». После выхода в отставку зимой 1816 г. живет в Санкт-Петербурге, где работает в министерстве иностранных дел. Здесь входит круг театралов и литераторов, знакомится с Пушкиным и другими поэтами.

Творчество

К 1817 г. относятся его первые пробы пера в литературном творчестве. Это соавторские пьесы «Студент» (соавтор П.А. Катенин) и «Своя семья» (написал начало второго действия), совместная работа с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким. Созданная в соавторстве с А.А.Жандром комедия «Притворная неверность» ставилась на театральных подмостках Москвы, Петербурга на протяжении 1818 г. Тогда же назначен секретарём царского поверенного русской миссии вТегеране. Это событие многое изменило в его жизни. Друзья считали назначение наказанием за участие в качестве секунданта на дуэли офицера В.Н.Шереметева и графа А.П. Завадовского из-за балерины А.И. Истоминой. Зима 1822 г. ознаменовалась назначением на новое место службы и должностью секретаря по дипломатической части под начало генерала А.П.Ермолова. Здесь, в Грузии, родились два первых акта «Горя от ума».

Весной 1823 г. Александр Сергеевич получил отпуск и выехал в Россию, где он пробыл до конца 1825 г. Время пребывания в России для Грибоедова было временем активного участия в литературной жизни. Благодаря сотрудничеству с П.А.Вяземским был создан водевиль «Кто брат, кто сестра или обман за обманом». В 1824 г. в Санкт-Петербурге работа над комедией «Горе от ума» завершена. Однако путь её оказался тяжёлым. Цензура не пропустила пьесу и она разошлась в рукописи. Изданы были некоторые части комедии. Но уже была получена высокая оценка произведения А.С. Пушкиным. Планируемое в 1825 г. поездка по Европе была отложено из-за вызова в Тифлис. А в начале зимы 1826 г. он задержан по делу о восстании на Сенатской площади. Поводом послужила дружба с К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Однако, вина его не была доказана, он освобождён иосенью1826 г. приступил к службе.

Последнее назначение и любовь

В 1828 году принимал участие в подписании выгодного Туркманчайского договора о мире. Заслуги талантливого дипломата были отмечены назначением его послом России в Персии. Однако, сам он был склонен рассматривать данное назначение, как ссылку. К тому же, с этим назначением множеств отворческих планов попросту рушилось. Тем не менее, в июне 1828 года ему пришлось покинуть Петербург. По дороге в Персию несколько месяцев прожил в Тифлисе, где женился на 16-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе. Их отношения, полные романтизма и любви, на века запечатлелись в её словах, выбитых на надгробии Александра Сергеевича: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя?». Всего несколько месяцев прожили они в браке, но верность своему мужу эта женщина пронесла через всю свою оставшуюся жизнь.

Гибель

В Персии английская дипломатия, которая была против укрепления позиций России на Востоке, всячески провоцировало неприязнь к России. 30 января 1829 г. русское посольство в Тегеране подверглось нападению озверевшей толпы религиозных фанатиков. Десяток казаков во главе с Грибоедовым, оборонявших посольство, были зверски убиты. Но эта смерть ещё раз показала благородство и смелость этого человека. Формальным поводом к нападению толпы на посольство послужил следующее событие. Накануне из султанского гарема сбежали две пленные армянские девушки христианки, в русском посольстве они искали спасения и были приняты. Толпа мусульман требовала выдать их на расправу. Грибоедов, как глава миссии, отказался их выдать и с десятком казаков принял неравный бой, защищая сестёр по вере. Все защитники миссии погибли, в том числе и Грибоедов. Гроб с телом доставлен в Тифлис, где его похоронили в гроте при церкви св. Давида.

Всего 34 года прожил А.С. Грибоедов. Успел создать всего одно литературное произведение и два вальса. Но они прославили его имя на весь цивилизованный мир.

  1. Писатель-дипломат

А лександр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия!! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» - писал в дневнике Александр Грибоедов.

«Один из самых умных людей в России»

Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года , 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу - в Белоруссии.

Путевые записки секретаря русского посольства

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги» , по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.

Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах - так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

«Не комедия», запрещенная цензурой

На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» - он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.

В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову . Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила» .

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того - комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом - литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.

Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие - жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.

«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки... Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала... В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества... Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал».

Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа

Петр Каратыгин. Александр Грибоедов. 1858

Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе - генерала Ивана Паскевича; в Чацком - декабриста Ивана Якушкина.

Писатель-дипломат

В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.

В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений».

Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»

Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I . Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году - тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Сочинение


Написанные Грибоедов в 1814-1817 гг. пьесы «Молодые супруги» и «Притворная неверность» (в содружестве с А. А. Жандром) - типичный образчик традиционной светской комедии. «Притворная неверность» (вольный перевод одноактной комедии французского драматурга XVIII в. Барта) рассказывает о том, как две сестры решили проучить своих возлюбленных: одного за холодность, другого за ревность. Они пишут любовные письма третьему герою - светскому фату, любящему хвастаться своими победами. Оба возлюбленные узнают об этих письмах и негодуют. Но в дальнейшем истина восстанавливается, и обе пары сочетаются счастливым браком. Хотя герои носят русские имена, здесь не было и намека на реальную русскую действительность. Условность и традиционность - характерные черты этой пьесы. Любовная интрига - главное содержание обеих комедий, примечательных лишь своей стройной композицией, легким и изящным слогом, гибкостью и гармоничностью стиха.

В комедии «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), написанной А. Шаховским, Грибоедову принадлежит отрывок, в котором заметны реалистические элементы, бытовой колорит, связанные с изображением в пьесе провинциальной дворянской жизни. В 1817 г. Грибоедов вместе с Катениным написал комедию «Студент», в которой уже чувствуется будущий реалист-сатирик. Здесь изображены чванная барская среда и эгоистические нравы (образ Звёздова). В этом отношении «Студент» уже примыкает к третьему направлению в драматургии: сатирико-бытовым комедиям И. А. Крылова. В пьесе есть ряд выпадов против литературных противников авторов. Обращаясь к помещице Звёздовой, герой комедии, недалекий студент Беневольский, говорит в стиле карамзинской лирики: «…я сам имею сердце; законы вас осуждают, но какой закон святее любви?» Стихотворением самого Беневольского «Дружись, о друг, с мечтой» Грибоедов и Катенин пародировали сентиментально-романтические образы и стиль ранней поэзии Жуковского. При жизни драматургов пьеса не была поставлена на сцене.

Все эти ранние драматургические опыты, как, впрочем, и общий уровень тогдашнего комедийного репертуара, мало удовлетворяли Грибоедова. Сообщая Катенину в октябре 1817 г. о том, что Шаховской написал новое творение - «Пустодомы», Александр Сергеевич осмеивает традиционное решение комедийного конфликта, условность и пустоту содержания этой пьесы: «Развязка преаккуратная,- пишет он,- граф женится на княжне, князь с княжной уезжают в деревню, дядя и тетка изъясняют моральную цель всего происшедшего. Машу и Ваньку устыжают, они хотят - стыдятся, хотят - нет, Цаплин в полиции, Инквартус и многие другие в дураках, в числе их будут и зрители, я думаю…». Обращался Грибоедов и к жанру водевиля, входившему тогда в моду, что Грибоедов отметит в монологе Репетилова в «Горе от ума». В конце 1823 г. Грибоедов вместе с Вяземским написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Поставленный в 1824 г. на сцене водевиль большого успеха не имел, но в «Горе от ума» есть и водевильные мотивы и ситуации.

Критически относясь к тогдашнему репертуару, Грибоедов разделял взгляды литературных кругов, связанных с декабристами, которые стремились к созданию высокой, гражданско-обличительной и в то же время национально-самобытной комедий, бичующей крепостническое общество. Не случайно один из членов литературного общества «Зеленая лампа» А. Улыбышев в своей политической утопии «Сон» (1819), резко выступая против подражательности иностранной литературе, рисует такую картину близкого будущего русской литературы, в частности комедии. «Великие события, разбив наши оковы, вознесли нас на первое место среди народов Европы и оживили также почти угасшую искру нашего народного гения. Стали вскрывать плодоносную и почти не тронутую, жилу нашей древней народной словесности, и вскоре из нее вспыхнул поэтический огонь, который и теперь с таким блеском горит в наших эпопеях и трагедиях. Нравы, принимая черты все более и более характерные, отличающие свободные народы, породили у нас хорошую комедию, комедию самобытную. Наша печать не занимается более повторением и увеличением бесполезного количества этих переводов французских пьес, устаревших даже у того народа, для которого они были сочинены. Итак, только удаляясь от иностранцев, по примеру писателей всех стран, создавших у себя национальную литературу, мы смогли поравняться с ними…»

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, и между прочим, жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую… и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены». Очевидно, подробности содержания комедии и форма пьесь определились у Грибоедова не сразу. Его собственное сообщени о раннем замысле существенно отличается от свидетельства Бегичева. «Первое начертание этой сценической поэмы, как он родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его» ,- писал он.

Этот возвышенный замысел и самое определение его как «сценической поэмы» сопоставляли с «Фаустом» Гете, в котором сочетались элементы и драмы и поэмы. Нам думается, что Грибоедов замышлял создать произведение, по жанровому своему своеобразию подобное его замыслам стихотворных трагедий о Ломоносове и о 1812 годе. Последняя тема несомненно будоражила поэтическое воображение Грибоедова значительно раньше тех лет, когда он, закончив «Горе от ума», стал разрабатывать план трагедии. Возможно, что сценическая поэма и должна была охватить и тему.1812 года, и судьбу Москвы, и тему Чацкого. Ведь и в «Горе от ума» они сливаются, но уже в лирико-драматическом плане, а 1812 год становится как бы и историческим фоном и историческим истоком всего совершающегося в комедии.

В последующие три года Грибоедов вынашивал свой замысел и временами принимался писать комедию. В феврале 1819 г., обращаясь к Бегичеву, он отмечает: «Музам я уже не ленивый служитель. Пишу, мой друг, пишу, пишу, жаль только, что некому прочесть» . Надо полагать, речь шла о «Горе от ума». Известно также, что осенью того же года Грибоедов во время путешествия из Моздока в Тифлис читал отрывки своему дорожному спутнику молодому офицеру князю Д. О. Бебутову. «В продолжение этих дней,- пишет Бебутов,- приехал из Грозной Александр Сергеевич Грибоедов. Он был у Алексея Петровича Ермолова, в то время находившегося в экспедиции в Чечне, и возвращался в Тифлис; я с ним познакомился. Грибоедов доставил мне сведения о брате моем Василии, находившемся в той же экспедиции. Итак, от Моздока до Тифлиса мы ехали вместе и коротко познакомились. Он мне читал много своих стихов, в том числе, между прочим, и из «Горя от ума», которое тогда у него еще было в проекте».

В марте 1823 г. Грибоедов едет в Москву. Как вспоминает племянница Бегичева Е. П. Соковнина, в Москве писатель «продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете»5.

Конец лета 1823 г., Грибоедов провел в тульском поместье Бегичева, где и закончил, в основном, свою комедию. «Последние акты «Горя от ума» написаны в моем саду, в беседке,- рассказывает Бегичев о творческой работе драматурга.- Вставал он в это время почти с солнцем; являлся к нам к обеду и редко оставался с нами долго после обеда, но почти всегда скоро уходил и приходил к чаю. Проводил с нами вечер и читал написанные им сцены. Мы всегда с нетерпением ожидали этого времени».

Годы жизни: с 15.01.1795 по 11.02.1829

Русский драматург, поэт и дипломат, композитор, пианист. Грибоедов известен, как homo unius libri, - писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума».

Грибоедов родился в Москве в родовитой семье. Первые Грибоедовы известны с 1614-го года: Михаил Ефимович Грибоедов именно в этом году получил от Михаила Романова земли в Вяземском воеводстве. Примечательно, что и мать писателя происходила из этого же рода Грибоедовых, из другой его ветви. Основатель этой ветви, Лукьян Грибоедов, владел небольшой деревней во Владимирской земле. Дед писателя по материнской линии, человек хотя и военный, но обладающий удивительным вкусом и способностями, превратил родовое имение Хмелиты в настоящую русскую усадьбу, островок культуры. Здесь читали, помимо французских, русских писателей, выписывали русские журналы, был создан театр, дети получали прекрасное по тем временам образование. Вторая, отцовская ветвь Грибоедовых, не была столь удачливой. Отец Грибоедова, Сергей Иванович, картежник и мот, отчаянный драгун Ярославского пехотного полка.

В 1802 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. Причем, по французскому, немецкому и музыке его зачислили сразу в средние классы. В музыке и языках он останется силен на протяжении всей своей жизни. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий и многие другие языки. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. До сих пор известно два его вальса («Грибоедовский вальс»).

Через год пансион пришлось оставить из-за болезни, перейдя на домашнее образование. В1806-м году А.С.Грибоедов (в возрасте 11-ти лет) уже слушатель Московского университета, который успешно закончит в 1808-м году, получив звание кандидата словесности, а в 1812-м году Александр Сергеевич поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель приблизился к границе России, Грибоедов вступил (вопреки желанию матери) в Московский гусарский полк графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Молодых людей прельщали не только идеи патриотизма, но и красивая черная форма, украшенная шнурами и золотым шитьем (даже Чаадаев перешел из Семеновского полка в Ахтырский гусарский, увлекшись красотой формы). Однако из-за болезни он долгое время отсутствовал в полку. Лишь в конце июня 1814-го года он догнал свой полк, переименованный в Иркутский гусарский полк, в городе Кобрине, в Царстве Польском. В июле 1813-го года он будет прикомандирован к штабу командира кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова, где и прослужит до 1816 г. в звании корнета. Именно на этой службе Грибоедов начал проявлять свои недюжинные способности в области дипломатии: он обеспечивал дружественные связи с польским дворянством, улаживал возникавшие конфликты между армией и местным населением, проявляя дипломатический такт. Здесь же появились и его первые литературные опыты: «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

В 1815-м году, после смерти своего отца, мать, Настасья Федоровна, чтобы уладить пошатнувшиеся и запутанные дела покойного мужа, предлагает А.С.Грибоедову отказаться от наследства в пользу его сестры Марии, которую будущий писатель нежно любил. Подписав отказ, Грибоедов остается без средств к существованию. Отныне он должен будет зарабатывать чины и состояние своим трудом. Новые литературные знакомства в Петербурге, приобретенные во время отпуска, литературный успех (от его первой пьесы был в восторге сам Шаховской, она с успехом была поставлена в Москве), отсутствие перспектив на военной службе – все это послужили поводом к тому, что Грибоедов начинает хлопоты об отставке. Однако при переводе его в статскую службу не были учтены никакие его заслуги (он не участвовал в боевых действиях), и вместо чина коллежского асессора (8 в Табели о рангах), о котором он хлопотал, он получает чин губернского секретаря, один из низших чинов (12) в Табели о рангах (для сравнения: А.С.Пушкин поступит на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря (10), что считалось очень скромным достижением).

С 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге, знакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером.

В 1818 Грибоедов принял назначение секретарем русской дипломатической миссии при персидском шахе (1818 – 1821, Тифлис, Тавриз, Тегеран) и многое сделал для возвращения домой русских пленных. Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова в четверной дуэли из-за артистки Истоминой. А.П.Завадовский убивает В.В Шереметева. Дуэль Грибоедова и А.И.Якубовича отложена. Позже, в 1818-м году, на Кавказе, эта дуэль состоится. На ней Грибоедов будет ранен в руку. Именно по мизинцу левой руки впоследствии будет опознан изуродованный персами труп писателя.

По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А.П. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.

В январе 1826 года, после восстания декабристов, Грибоедова арестовали по подозрению в причастности к заговору. Через несколько месяцев он был не только освобожден, но и получил очередной чин, а также пособие в размере годового жалованья. Серьезных улик против него действительно не имелось, да и сейчас нет документальных подтверждений, что писатель как-то участвовал в деятельности тайных обществ. Наоборот, ему приписывают пренебрежительную характеристику заговора: «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию!» Но, возможно, столь полным оправданием Грибоедов обязан заступничеству родственника – генералу И.Ф. Паскевичу, любимцу Николая I, который был назначен вместо Ермолова главнокомандующим Кавказским корпусом и главноуправляющим Грузии.

За этот период А.С.Грибоедов успевает сделать очень многое. Он получает в свое ведение дипломатические сношения с Грузией и Персией, реорганизует русскую политику в Закавказье, разрабатывает «Положение об управлении Азербайджаном», при его участии были основаны в 1828 году «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. А.С. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность региона. Он ведет переговоры с Аббас-мирзой об условиях русско-персидского мира, участвует в мирных переговорах в селении Туркманчай. Именно он составляет окончательный вариант мирного договора, чрезвычайно выгодного для России. Весной 1828 г. Александр Сергеевич был послан в Петербург с текстом договора. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения провёл несколько месяцев в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в числе которых был алмаз «Шах». Некогда этот алмаз, обрамленный множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он находится в коллекции Алмазного фонда московского Кремля. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.

Дата рождения Грибоедова - особый вопрос. Сам драматург указывал годом рождения 1790-й. Если судить по сведениям исповедных книг церкви Девяти мучеников, в приходе которого много лет состояли Грибредовы, то год его рождения 1795. Есть так же версия, что он родился в 1794-м году.

Сын А.С.Грибоедова и Н.А Чавчавадзе родился после смерти отца недоношенным, был окрещен Александром, но умер через час после рождения.

Жена А.С.Грибоедова оставила на его надгробии следующие слова:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской,
Но для чего пережила тебя любовь моя!»

Библиография

Драматургия Грибоедова:
Дмитрий Дрянской (шуточная трагедия) (1812)
Молодые супруги (комедия в одном действии, в стихах) (1814)
Своя семья, или Замужняя невеста (5 сцен для комедии Шаховского) (1817)
Студент (комедия в трех действиях, написана сообща с П. А. Катениным) (1817)
Притворная неверность (комедия в одном действии в стихах) (1817)
Проба интермедии (интермедия в одном действии) (1818)
Кто брат, кто сестра, или обман за обманом (новая опера-водевиль в 1 действии совместно с П.А.Вяземским) (1823)
Горе от ума (комедия в четырех действиях в стихах) (1824)
Грузинская ночь (отрывки из трагедии) (1828)

Публицистика Грибоедова:
Письмо из Брест-Литовска к издателю» (1814)
О кавалерийских резервах (1814)
О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» (1816)
Частные случаи петербургского наводнения (1824)
Загородная поездка (1826)

Творчество Грибоедова кратко вряд ли удастся описать, ведь этот человек написал не одно увлекательное и интересное произведение. А. С. Грибоедова даже в какое-то время называли самым умным человеком.

Но больше всего он запомнился людям, после написания своей юмористической комедии «Горе от ума».

Его жизнь была наполнена приятными и положительными эмоциями. За все, за что бы не брался Грибоедов , у него хорошо получалось.

Особенности творчества Грибоедова

Писать он еще начал, обучаясь в Московском университете, но публике го произведения не были представлены. В то время он регулярно выпускал корреспонденции. Больше всего произведений Грибоедов написал в жанре комедия.

Одним из отличительных моментов творчества можно назвать то, что Александр Сергеевич полностью отказался от романтизма, по которому фанатели его предшественники. Ему по душе был реализм. После своей главной комедии Грибоедову не удалось закончить ни одного произведения, хотя у него было много планов на свое будущее.

Вообще его личность и писательская судьба уникальная, в памяти народа он остался как автор одного масштабного произведения. Все те произведения, которые были написаны Грибоедовым, нельзя было сравнивать с комедией.

Другими комедиями Грибоедова можно назвать следующие:

  • Притворная неверность
  • Молодые супруги
  • Студент
  • Замужняя невеста
  • Своя семья.

Обобщение творчества Грибоедова

«Горе от ума» - это уникальное произведение, где писатель смог себя проявить как индивидуальность. Если все его произведения ничуть не отличались от произведений других писателей, то этого не сказать о главной комедии Грибоедова. Именно поэтому это произведение можно назвать одним из последних. Тут он рушил представлении я о классической комедии и писал, так как считал нужным, никого не слушая.

Не смотря на то, что после выхода комедии она собрала много критики, это произведение одно из удачных среди тех, которые создавались в девятнадцатом веке. В «Горе от ума» сталкиваются два поколения, и Грибоедов правдиво описывает то, как жили люди разных времен. Он подбирает слова, которые могут правильно описать состояние героев и самого автора. На этой комедии можно проследить, как мир переходит от классицизма к реализму.

Фразы, которые произносили Грибоедовские герои, нашли применение и в современном мире. Об этом еще говорил Пушкин после прочтения комедии, и вправду они давно стали крылатыми выражениями. Все комедии, за исключением «Горе от ума» были написаны по правилам, и может быть, поэтому получились не такими увлекательными и захватывающими.

В произведениях он описывал такие моменты:

  • Любовные интриги
  • Бедность народа
  • Жизнь дворян девятнадцатого века.

Такова характеристика великого поэта, которому принадлежат многие захватывающие труды.