Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как выглядит строгановский дворец. История

Как выглядит строгановский дворец. История

Предыдущая фотография Следующая фотография

Строгановский дворец в центре Петербурга - уникальное здание в стиле барокко, построенное в 18 веке. Этот огромный дом принадлежал старинному купеческому роду Строгановых. История создания Строгановского дворца заслуживает особого внимания.

Строгановский дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна.

В 1742 году барон Сергей Строганов купил деревянный дом на Невском проспекте. По соседству с ним проживал господин Шестаков - повар императора. Строганов, мечтавший построить здесь большой каменный дом, все время просил соседа продать ему свой участок земли. Но Шестаков не хотел расставаться с жильем. Тогда Строганов решил просто перестроить собственный дом. Для этого он нанял самого известного петербургского архитектора - Растрелли. Чуть позже волею судьбы мечта барона осуществилась. Деревянные постройки на Невском пострадали во время пожара, и соседская земля все-таки досталась Строганову.

Растрелли никогда не занимался строительством частных домов, потому что был придворным архитектором. Но для Строганова было сделано исключение.

Дворец был готов в рекордные сроки: его построили всего лишь за два года. Уже в 1754 году по случаю новоселья Строганов устроил пышный бал, на который приехала даже царица Елизавета Петровна. Императрице роскошное здание, состоящее из 50 комнат, пришлось по вкусу. Интересно, что свой следующий день рождения она отметила у Строгановых.

Впоследствии Строгановским дворцом владели потомки Сергея Григорьевича. Его сыновья Александр и Павел вносили свои коррективы во внутреннее и внешнее убранство дома. Но в конце 18 века во дворце случился пожар, уничтоживший практически все. Уцелел лишь Бальный зал. Сегодня это единственное парадное помещение, созданное Растрелли, которое не пришлось восстанавливать. Постепенно Строгановский дворец возродили, и он вновь стал центром культурной жизни Северной столицы. На здешних балах и маскарадах бывали многие известные люди Петербурга - Крылов, Державин, Фонвизин. Кроме того, в Строгановском дворце хранились прекрасные произведения искусства - огромные коллекции картин и скульптур, а местная библиотека считалась одной из самых богатейших в стране.

Семья Строгановых жила на широкую ногу. Во дворце было очень много обслуживающего персонала - 600 человек. Кроме того, хозяева дворца были очень щедрыми людьми. Во внутреннем дворе они часто устраивали «открытые обеды», на которые могли прийти даже посторонние и небогатые петербуржцы. Во время таких трапез Строгановы угощали горожан вкуснейшими блюдами. Кстати, появлению популярного блюда русской кухни бефстроганов мы обязаны именно этой семье.

После революции Строгановский дворец национализировали, а его хозяева уехали за границу. Сначала в здании был открыт историко-бытовой музей, а спустя время сюда переехала Академия сельского хозяйства. Все коллекции Строгановых были переданы Эрмитажу , библиотека - Томскому университету. В настоящее время Строгановский дворец является частью Русского музея .

Практическая информация

Адрес Строгановского дворца: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17, станция метро «Невский проспект».

Стоимость посещения дворца для взрослых - 420 RUB, для школьников и студентов - 200 RUB, для дошкольников - бесплатно. Комплексный билет на посещение Строгановского, Михайловского , Мраморного дворцов и Михайловского замка , рассчитанный на три дня, будет стоить 900 RUB. Для школьников и студентов - 450 RUB.

Цены на странице указаны на август 2018 г.


Строгановский дворец

Дворец и его архитекторы

Начало строгановской архитектурной эпохи приходится на один из самых интересных периодов истории русской архитектуры XVIII века — 1750-е годы. Список зодчих Строгановых велик и великолепен. Тогда оспаривали первенство архитекторы разных национальностей и направлений — итальянцы Фрaнчeскo Рaстрeлли, Aнтoниo Ринaльди, француз Жан Батист Валлен-Деламот.

Уже с середины XVIII века дома Строгановых стояли и на Невском проспекте, и на северной окраине столицы (в 1790-х годах здесь образовался огромный Строгановский сад, в котором с течением времени было построено целых десять дач), и на на южной. К концу XIX века строгановский Петербург достиг внушительных масштабов.В городе Строгановым принадлежало 60 домов. Не все они были роскошными дворцами, но все отличались архитектурными достоинствами и возв одились сaмыми престижными зoдчими свoeгo врeмeни.

Стогановский дворец. Западный фасад вдоль набережной Мойки

Но, конечно, жизненным и духовным цeнтрoм дeятeльнoсти знатного рoдa на прoтяжeнии двуx вeкoв был Строгановский дворец. Имeннo oтсюдa нaпрaвлялaсь вся xoзяйствeннaя жизнь в их oгрoмныx влaдeнияx нa Kaмe, здeсь зaключaлись тoргoвыe сдeлки, нaxoдились глaвныe кoллeкции, фaмильныe икoны и aрxив. Родовым гнездом дворец оставался пo 1918 гoд, и всe этo врeмя вaжнeйшиe сoбытия, прoисxoдившиe в сeмьe, прямо или косвенно зaтрaгивaли дворец, сам стaвший необыкновенной aрxитeктурнoй лeтoписью.

Сегодня Строгановский дворец на Невском уже не поражает размахом и величием. И для того, чтобы представить всю престижность и исключительность этого сооружения для Петербурга в глазах современников, следует обратиться к первому петербургского дому Строгановых.

Юго-западный угол дворовой части Строгановского дворца

Проект первого дома Строгановых был утвержден специальным указом в 1716 году самим Петром I . Дом должен был стоять на Стрелке Васильевского острова — лучшем в городе месте, где Петр задумал создать главную городскую площадь. Перед уже находившимся рядом зданием Двенадцати коллегий планировалось возвести памятник самому основателю империи. Среди расположенных по близлежащим набережным домов знатных и богатых граждан самым большим должен был быть дом Строгановых.

Дом был построен, но долгое время стоял не отделанным. Его владельцами считались три брата: Александр (1698—1751), Николай (1700—1758) и уже упоминавшийся Сергей — сыновья «именитого человека» Григория Дмитриевича (1656—1716). Однако никто из них так и не перебрался на новое место, прежде всего по причине труднодоступности острова — первый постоянный мост через Неву появился только через полтора века.

Скульптура Нептуна во дворе Строгановского дворца. Мрамор. 1790-е годы

Исключительность Строгановского дворца на Невском проспекте в глазах современников выразилась уже не столько в абсолютных размерах и престижности места, а прежде всего в том, что его спроектировал — в своем фирменном имперском стиле — Ф.Расстрели — придворный архитектор , автор главных императорских резиденций. Только Строгановы могли позволить себе такое. Растрелли был чрезвычайно загруженным мастером, который почти не строил для частных лиц, и тот факт, что он не только сам спроектировал дом Строгановых, но и нашел возможность в течение одного строительного сезона им заниматься, говорит о влиятельности Строгановых. Это означало, что Строгановский дворец занимал место в иерархии дворцовой архитектуры столицы место сразу после императорского (Зимнего) и канцлерского (Воронцова) дворцов. Это соответствовало рангу камергера, каковым и был Сергей Григорьевич Строганов.

Замковый камень, перенесенный с места Строгановской дачи на Чёрной речке. Известняк. 1790-е годы

Каждый, кто пытается исследовать строгановское наследие неминуемо испытывает чувство отчаяния — слишком мало сведений сохранилось — архив графа еще в XIX веке загадочным образом исчез. Это в полной мере относится к Строгановскому дворцу. Практически нет архивных сведений о строительных работах, и теперь мы можем судить о замыслах нескольких поколений владельцев только по архитектурным фрагментам или сохранившимся деталям интерьеров. В них тесно переплелись разные художественные идеи, сквозь которые в то же время отчетливо проглядывает главная, автором которой был Ф. Растрелли.

Скульптура Флоры во дворе Строгановского дворца. Мрамор. 1790-е годы

В 1742 году Сергей Григорьевич Строганов купил занимавший два соседних участка на Невском проспекте, в месте пересечения с Мойкой, дом придворного портного Иоганна Неймана, и таким образом он вместе с его собственным, находившимся рядом домом, построенном по типовому проекту Трезини, оказался владельцем обширного участка, имевшего форму неправильного прямоугольника, на котором и был возведен Строгановский дворец.

Парадная лестница в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1790-е годы

Традиционно считалось, что после опустошительного пожара, случившегося на этом месте то ли в 1752-м, то ли в 1753 году, Расстрели в 1755—1756 годах построил на месте сгоревших домов абсолютно новое здание. Однако, как выяснилось, за фасадами дворца скрыты стены трех домов, которые не испытали воздействия разрушительной стихии. Поэтому нет основания связывать строительство дворца с пожаром. Проектом Расстрели эти строения лишь были объединены общим фасадом в единое целое и скрыто присутствуют внутри существующего здания. (В частности, на втором этаже северного корпуса удалось раскрыть две уникальные росписи стен рубежа 1730—1740-х годов.)

Фрагмент декора Парадной столовой в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1793.

Растрелли спроектировал фасад дворца таким образом, что обе его стороны — и вдоль Невского и на реку Мойку — равны. В центре каждого из фасадов портик, над которым фронтон с гербом. Помимо фасадов Растрелли выполнил главные интерьеры в стиле барокко — “большая парадная лестница, богато украшенная лепниной, железными вызолоченными перилами, сделанными весьма искусно” и “галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой”. Оба интерьера не сохранились. Зато сохранился огромный для этого здания — в 128 квадратных метров — Большой зал. Он расположен в западном корпусе и через него прошла исключительно важная для дворца XVIII века центральная ось. Зал украшает огромный и сложный многофигурный живописный плафон, выполненный в 1750-е годы известным декоратором Джузеппе Валериани (1708—1762). Его сюжет — «Триумф Энея» — представляет апофеоз мифологического героя, известного по поэме Вергилия. В центре композиции Валериани было предписано изобразить Минерву, поражающую Властолюбие, Зависть, Злость и Лесть. Так аллегорически была выражена программа жизни, составленная Строгановым за границей.

(В этом зале происходило много важных событий. Именно здесь, в Большом зале, под эгидой богини Разума на плафоне, в 1760-е годы заседали инициаторы создания в российской столице Публичной библиотеки. Она, как известно, появилась только в начале XIX века. А в качестве ее прообраза в Строгановском дворце еще пятьюдесятью годами ранее существовала некая общественная библиотека, которой, как свидетельствует уникальный журнал посетителей, пользовались императрица, Воронцовы, Сумароков и многие другие известные люди. Наконец, в Большом зале в декабре 1766 года в присутствии императрицы Екатерины II проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения. Это свидетельствует о том, что уже в то время Александр Сергеевич активно участвовал в преобразовательной деятельности Северной Минервы.)

Фрагмент декора Малой гостиной в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. Около 1803 года

Проект Растрелли, и то частично, был реализован только к 1761 году. С 1764 года, а может быть, и с более раннего времени, для Строгановых работал Валлен-Деламот, с именем которого связано зарождение классицизма в России. В 1765 году он построил загородной дом Строгановых, на Петергофской дороге, который интересен как редкий пример раннего классицизма в Петербурге. Валлен-Деламот завершил постройку фасада дворца, в который он включил медальон с загадочным профилем 1 , а также попытался продолжить реализацию проекта Растрелли. Он составил два проекта восточного корпуса дворца. Согласно первому варианту, более дешевому, планировалось построить корпус по линии декоративной стены, отделявшей парадный двор от хозяйственных построек. По другому, более амбициозному, проекту архитектор предлагал разобрать стену и поставить более обширное здание, превосходящее по площади противолежащий западный корпус.

Ни один из проектов не пригодился из-за того, что в ноябре того же года владелец дома разъехался со своей первой женой графиней А. М. Воронцовой.

В 1790-е годы Строгановым служил их «домашний» архитектор, бывший крепостной, гениальный Андрей Воронихин (1759—1814). Это было достаточно распространенным явлением в очень богатых семьях. Можно вспомнить, например, о династии Аргуновых, служивших Шереметевым, Евграфе Тюрине — крепостном зодчем Юсуповых. Разумеется, Воронихин находится среди упомянутых домашних архитекторов на недосягаемой высоте.

Фрагмент декора Малого кабинета гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин (1800) и И.Колодин (1818).

Главная «архитектурная интрига» Строгановского дворца заключена в диалоге между Растрелли и Воронихиным — архитектором, работавшим над дворцом полувеком позже. Воронихин, как и Растрелли, рассматривал дворец как целостный ансамбль. К большому сожалению, все детали его реконструкции неизвестны, что дало возможность историкам архитектуры даже поставить под сомнение авторство зодчего по отношению к хрестоматийным интерьерам дворца 2 . Судя по всему, до 1790 года, когда Воронихин вернулся из-за границы, Александр Сергеевич никаких серьезных перестроек во дворце не предпринимал. Начал Воронихин с реставрации Большого зала, где появились люстры и мебельный гарнитур. Проникнувшись барочными идеями Растрелли, Воронихин на месте Зеркальной галереи 1750-х годов создал в 1792 году Парадную столовую или Угловой зал.

М.-Ф.Даман-Демартре. Вид Невского проспекта. Раскрашенная акватинта. До ХIХ века

Н е очень значительный по площади интерьер, окна которого выходят как на Невский проспект, так и на Мойку, кажется гораздо большим благодаря огромным зеркалам. Они расположены не только вокруг дверей, но и между полуколоннами ионического ордера, что показывает необыкновенную изобретательность мастера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила воссоздать первоначальный замысел Воронихина при реставрации дворца спустя двести лет, уже в 90-е годы ХХ столетия.

В невской анфиладе дворца, представлявшей собой пространство, расчлененное шестью арками, располагался Кабинет Александра Сергеевича. В его центральной части находился салон Юбера Робера. Обновлением Кабинета Воронихин занялся после восстановления Большого зала. А на стыке северного корпуса и восточного он проектирует двухэтажный Минеральный кабинет. Наверху располагалась коллекция минералов (отсюда и название), внизу — библиотека. Кaбинeт был зaдумaн кaк святилище. В нем явно, и не случайно, проглядывает образ римского Пантеона. (Идея использования принципов архитектуры Пантеона для музейных целей восходит к архитектуре Ватиканского музея)

Фрагмент декора Минерального кабинета в Строгановском дворце. Архитектор А.Воронихин. 1791

В восточном корпусе находилась знаменитая Картинная галерея. Этот достаточно протяженный интерьер(его длина примерно 28 метров, ширина — около семи) именно по причине своей протяженности и получил название «галерея». Для того чтобы избежать монотонности, архитектор решил разделить это пространство на относительно самостоятельные части. В конечном итоге их стало три, причем центральной отводилась ровно половина (14 метров), и она представляла собой зал с пологим кессонированным сводом. В тимпанах были помещены барельефные аллегории Живописи и Скульптуры. Это была наиболее представительная часть зала, где находились главные картины коллекции Строгонова.

Дж.Валериани. Триумф Энея. Плафон в Большом зале Строгановского дворца. Холст, масло. 1750-е годы

Симметрично слева и справа за гипсовыми колоннами, искусно имитировавшими сиенский мрамор, располагались две небольших лоджии, каждая из которых была почти квадратной в плане и имела кессонированный купол. В одной из лоджий, как это видно на акварели Воронихина, изображающей Картинную галерею дворца, Александр Сергеевич принимал посетителей. Другая, с камином, возможно, представляла собой импровизированную «графскую спальню» — известно, что владелец не имел в своем обширном дворце особого помещения для сна и чаще всего приказывал ставить свою походную кровать в Картинной галерее.

Развеска картин в галерее не была случайной. Первоначально в центре главной, расположенной против окон стены Воронихин предлагал сделать большое окно и поставить рядом с ним копии популярных в то время скульптур Геркулеса и Флоры Фарнезских. Но затем, после того как картины заняли свои места, и от окна, и от скульптур пришлось отказаться. Картин было слишком много даже для столь обширного, по меркам XVIII века, пространства. В центральной части разместились всего тридцать восемь полотен из восьмидесяти семи, упомянутых Строгановым в составленном и дважды изданном им Каталоге своей коллекции 3 .

Строгановский дворец. Большой зал. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1750-е годы.

Из Каталога мы узнаем, что самое почетное место в Картинной галерее должен был занять Рафаэль, творчество которого тогда считалось вершиной живописи. Но произведений Рафаэля в коллекции Строганова не было. Главной картиной стало полотно «Поклонение волхвов» фламандского живописца Лересса — самое дорогое произведение собрания. По сторонам от «фламандского Пуссена», как называли Лересса, висели картины «Рафаэля Фландрии» Рубенса, а также Ван Дейка, Рембрандта, Рени и других не менее прославленных мастеров европейской живописи.

Е.Есаков. Малый кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1820

Причем Александр Сергеевич подбирал их творения парами, для того чтобы произведения одного и того же мастера одинакового размера были представлены по обе стороны оси галереи. На ее существование ясно указывают консоли с белоснежными мраморными столешницами, стоявшие против печей. Эти выдающие произведения мебельного искусства были изготовлены парижской мастерской Рене Дюбуа в 1775 году и, очевидно, поступили во дворец вместе с картинами. Таким образом, еще находясь в Париже, Строганов уже представлял себе план Картинной галереи и покупал произведения в соответствии с ним.

В начале XIX века Воронихин построил южный корпус дворца. Вследствие этого в Картинную галерею стало возможно попасть пройдя и по северной и по южной анфиладам. Таким образом, интерьеры дворца обрели характер единого ансамбля. Зрительной кульминацией в этом пространственном единстве выступала статуя «Минерва, восстанавливающая искусства на руинах античности», которой по желанию А.Г. Строганова скульптор придал портретное сходство с Екатериной II .

Интерьер Большого кабинета кн.А.П.Голицыной

Первоначально статуя находилась в другом интерьере, а затем была перенесена в Картинную галерею и была установлена против места, прежде занимаемое Лерессом, на котором, как видно на акварели Н. Никитина 1832 года, находились уже произведения ближайших современников Рафаэля Андреа дель Сарто и Анджело Бронзино. (Характерно, что в своем Каталоге написал Строганов о первом из них : « Сарто был таким прекрасным имитатором этого прекрасного мастера [то есть Рафаэля. — С.К .] , что когда хотел скопировать его картины, то вводил в заблуждение самых крупных знатоков».) Под упомянутыми картинами находился необыкновенный стол с японскими лаками. На нем стоял сделанный из драгоценных камней круглый храм, внутри которого орел держал миниатюрный портрет Александра Сергеевича.

Интерьер гостиной кн.В.С.Голицына

С возведением Казанского собора в Физическом кабинете, куда к тому времени переместился идейно-культовый центр дворца, было создано большое венецианское окно — с видом на собор. Интерьер Физического кабинета был выполнен в духе египетского храма и номинально предназначался для египетской коллекции. Однако гораздо более важную роль он играл в культовом сценарии интерьеров дворца: завершая вoстoчную aнфилaду, которая включaла в себя уже знакомые нам Минeрaльный кaбинeт и Kaртинную гaлeрeю — римский и греческий «храмы» соответственно — «египетский храм» придавал всей анфиладе символическое значение этапов на мaсoнской дoрoге пoсвящeния.

Интерьер Кабинета кн.В.С.Голицына.

Oт убранства Физического кабинета в нaстoящee врeмя сoxрaнился лишь пoртaл и грaнитное извание божества Аммона-Юпитера (по другой версии Зевса Отриколийского). Его гранитный постамент,по всей видимости, имел важное сакральное значение: в его объеме заложены пропорции интерьера Физического кабинета (1:10) и Казанского собора (1:50), что может служить дополнительным аргументом для предположения, чтo зaл был нe стoлькo мeстoм прoвeдeния нaучныx oпытoв, скoлькo святилищем вoльныx кaмeнщикoв. (Надпись на постаменте: «Ars egiptiaca Petropoli renata. MDCCCX.” можно перевести не только буквально (Искусство Египта возрождено в Петербурге.1810), но и в масонско-мистическом контексте, примерно как “Жреческий дух Египта возрожден в Петрополе к моменту завершения строительства храма, который можно сопоставить с Пирамидами” .) Есть основание предполагать, что двe кoлoнны с кaпитeлями в видe листьeв лoтoсa при этом симвoлизировали Яxинa и Бoaзa, лeгeндaрныx стрoитeлeй Сoлoмoнoвa xрaмa. Нeвoзмoжнaя из-зa слoжившeйся структуры дворца точная oриeнтaция «вoстoк-зaпaд», нeoбxoдимaя для масонского святилища, кoмпeнсирoвaлaсь oкном, с видом на стрoйку главного детища Строганова-«каменщика» — Казанского собора. (Здесь можно сделать еще одно предположение относительно портрета А.С. Строганова работы А.Варнека: Строганов возможно изображен в схематически представленном Физическом кабинете — самом сакральном месте дворца, из окна которого виден Казанский собор.)

Интерьер Малого кабинета кн.А.П.Голицыной

В таком виде интерьеры Строгановского дворца сохранялись еще примерно полвека, хотя в них и происходили изменения. Только Большой зал оставался практически неизменным. Все остальные помещения переделывались неоднократно. В начале XIX века Воронихин спроектировал апартаменты сына Александра Сергеевича, Павла Александровича и его супруги Софьи Владимировны в стиле Директории. От них сохранилась только Малая гостиная, плоскости стен искусственного мрамора которой соседствуют с монументальными дверями красного и черного дерева, украшенными накладными бронзовыми деталями. Их суровость контрастирует с тончайшими рельефами в люнетах на сюжеты овидиевых метаморфоз и лепными десюдепортами.

Неизвестный художник. Большой кабинет гр.С.В.Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1830-е годы

В те же годы Воронихин перестроил и вход во дворец. Он сделал его прямо с Невского проспекта. Вестибюль с лестницей он декорировал в виде «руин древнегреческого храма» с четырьмя разновысокими дорическими колоннами. Главный марш держится на так называемой ползучей, то есть опирающейся на разновысотные опоры, арке. Это одно из ярких проявлений изобретательности воронихинского гения. Выдающаяся роль Воронихина в строгановском зодчестве состоит в том, что он создал свою архитектурную школу. Он обучил Федора Демерцова (1762—1823) , Христиана Мейера (1789—1848) , Ивана Колодина (1789 — после 1838) , Петра Садовникова (1796 — 1877) и других менее известных архитекторов, сыгравших важную роль в создание строгановского Петербурга и формировании Строгановского дворца.

Интерьер столовой кн.В.С.Голицына

После смерти Воронихина, на протяжении тридцати лет, главным архитектором Строгановых был Петр Садовников. Его вклад в строгановское зодчество необыкновенно велик. Он построил для своих покровителей около сорока зданий самого разного назначения: доходные дома, дачи, фермы, оранжереи и т.п. (Последние принадлежали к открытой графиней Софьей Владимировной Строгановой Школе земледелия, ремесел и горнозаводских наук; теоретическое отделение располагалось на 15-й линии Васильевского острова, а практическое в поместье Марьино.) Именно Садовников продолжил формирование строгановского квартала на Невском, располагавшегося между рекой Мойкой и Казанским собором. Им были построены так называемые средний и малый дома, примыкавшие к дворцу Растрелли.

Интерьер Приемной кн.А.П.Голицыной

С интерьерами дворца работал и еще один знаменитый русский архитектор. Карл Росси, чрезвычайно занятый архитектор, на рубеже 1810—1820-х годов спроектировад для дворца на Невском несколько великолепных интерьеров. Росси был архитектор Империи — он строил площади, проспекты, театры, министерства и другие общественные здания, и до последнего времени считалось, что он никогда не проектировал интерьеры для частных лиц. Однако оказалось, что исключение все же было сделано, и именно для Строгановых. Росси спроектировал для дворца на Невском апартаменты для одной из внучек Александра Сергеевича — Аглаиды, и ее мужа Василия Сергеевича Голицына. От интерьеров ничего не сохранилось, и об этой работе никто и не догадывался, пока в одном из строгановских альбомов не были обнаружены 18 миниатюрных видов девяти великолепных интерьеров. Это проект, дающий исключительно полное представление об идеальном интерьере ампира. Среди великолепных драпировок, тонких росписей и барельефов Росси изящно расположил мебель, произведения искусства, предметы туалета и книги 4 .

Есть сведения, что Росси намеревался полностью переделать и фасады дворца, придав им ампирный облик. Однако этого не произошло, и фасады сохранили свой барочный вид.

Интерьер Туалетной комнаты кн.А.П.Голицыной

В 1830-х годах, в период увлечения Помпеями, в Строгановском дворце появилась Арабесковая гостиная, где были выставлены сделанные много раньше для императора Павла I итальянскими живописцами Антонио Скотти и Пьетро Виги копии знаменитых ватиканских гротесков.

В 1842 году П.Садовников, получив заказ от Елизаветы Павловны (дочери Павла Александровича Строганова,) внес одно из последних изменений в облик дворца. Он выпрямил фасад южного корпуса и распространил его решение на восточный корпус, который, единственный из всех, остался двухэтажным. В центре южного корпуса, напротив центрального въезда и Салона Юбера Робера, архитектор поместил Парадную спальню. Сам Садовников создал лишь один интерьер в стиле необарокко — верхний вестибюль.

Интерьер уборной кн.В.С.Голицына

Один из самых выдающихся мастеров архитектуры историзма Гаральд Боссе — автор многочисленных и изысканных домов столичной знати — отделал в 1840-1850-х годах в Cтрогановском дворце апартаменты светлейшей княгини Е. П. Салтыковой, урожденной графини Строгановой. Жемчужиной в этих чудесных интерьерах — реминесценции стиля Людовика XVI — был знаменитый портрет графини кисти Карла Брюллова в великолепной необарочной раме.

1 Все детали длительного строительства Строгановского дворца, включая сведения о работе для Строгановых Ринальди и Деламота, рассмотрены в моей статье «История одного фасада российской империи» // Искусствознание. 2000. №1. С.376-399.

2 Я имею в виду несколько публикаций Н.В.Мурашовой об архитекторе Федоре Демерцове и его службе для Строгановых. Последняя по времени опубликована в кн.: Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. CПб., 1997. C.929-980.

3 Catalogue raisonne des tableaux qui composent la collection du comte A. de Stroganoff. Saint-Petersbourg, 1793; St.Petersbourg, 1800.

4 Карпова Е.В., Кузнецов С.О . Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000. С.480-492.

С.Кузнецов " Наше наследие"

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Формирование будущего Строгановского дворца началось, предположительно, в 1720-е гг., когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г. барон С. Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. Впоследствии все здания были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, создавшем в 1753 - 1754 гг. дворец. Династия продолжала владеть им вплоть до 1918 г.

В Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, 1760-е гг. собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 г. в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.

В 1918 г. Строгановский дворец был национализирован и превращен в " Народный дом-музей (бывший Строганова)«, формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 г. помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

К концу 1930-х гг. Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. 4 апреля 1988 г. Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период 1989–2014 гг. Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили восстановить фасады и интерьеры здания.

В 1992 г. по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа С. А. Строганова (1852-1923), в США был учрежден Благотворительный Строгановский фонд. Его задачей является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России. Главной движущей силой фонда является ее бессменный директор и казначей Пьер Мерль.

Архитектура и интерьеры

Строгановский дворец был возведен в 1753-1754 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца.

Дворец был построен «глаголем» (т. е. в плане здание имеет форму буквы «Г»). Вход в него первоначально осуществлялся из парадного двора. В конце XVIII - начале XIX вв. Андрей Воронихин устроил ныне существующий вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенном корпусе - восточном, предназначенном для размещения художественных собраний графа А. С. Строганова (1736-1811). В 1842 г. Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.

Ф. Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов - портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась. Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е гг. известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.

С начала 1790-х гг. перестройкой дворца занимался «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступил в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин внес классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создал на месте Зеркальной галереи 1750-х гг. Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию огромных, цельных зеркал, которые помещены в простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-2000-х гг. воссоздать первоначальный замысел.

Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет - другой замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в 1791-1792 гг. Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в. зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х гг., из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.

В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.

В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси. Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии - небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.

Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место. Здесь же находилась великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и видимые на картине А.С. Никитина 1832 г. трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж. Фуку известным французским мастером Ф.Томиром.

Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.

Для Павла Александровича были отведены западный и южный корпуса, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении XIX в. Единственный подлинный пример творчества Воронихина начала XIX в. - Малая гостиная (интерьер имеет лишь незначительные позднейшие добавления. Большая гостиная почти не имеет элементов Воронихина. Она восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана - в конце 1850-х гг. Предположительно, это сделал архитектор М. А. Макаров для второго в истории рода графа А. С. Строганова (1818-1864), правнука знаменитого мецената, и его супруги графини Татьяны Дмитриевны, урожденной княгини Васильчиковой.

В те же годы и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе появились Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова, а также связанная с ними Арабесковая гостиная. Последний из упомянутых интерьеров, необычный для середины XIX в., до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых Лоджий Рафаэля.

Владельцы

Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству.

Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов (1736-1811), наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени. Будучи президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, он на протяжении десяти лет руководил комиссией по строительству Казанского собора. В своем доме Александр Сергеевич разместил богатейшие коллекции западноевропейской живописи и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах. Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.

Самые выдающиеся художники и писатели своего времени находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И. Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И. Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».

Граф Павел Александрович Строганов (1772-1817) сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, Швецией и Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра, погибшего в возрасте 19 лет. После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии. В связи с этим, учитывая заслуги рода Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении Строгановых, в которое входил и дворец на Невском проспекте. Согласно этому указу, графский титул и фамилия передавались мужу Натальи, старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая осталась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.

Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775-1845) была умной и образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями. Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук (1823-1844), утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 г. в зале собраний Общества был установлен ее скульптурный бюст, который в настоящее время экспонируется во дворце (Малый кабинет графа С. Г. Строганова).

Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича - Наталье. Граф Сергей (Сергий) Григорьевич, второй владелец нераздельного имения, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это - знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья - Павел (1823-1911) и Григорий (1829-1910).

Последним владельцем нераздельного имения, и дворца, был граф С. А. Строганов (1852-1923) , который преимущественно интересовался охотой, лошадьми и яхтами. По семейным обстоятельствам он редко посещал свой дворец, предпочитая ему имение Волышово в Псковской губернии.

Строгановский дворец в самом сердце Санкт-Петербурга на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, незаслуженно обделен вниманием туристов. Во время прошлогодних февральских каникул мы побывали в этом дворце и были восхищены красотой его интерьеров при сравнительно небольшом количестве посетителей в воскресный день.

Строгановский дворец

В конце 18 века по проекту Франческо Бартоломео Растрелли был возведен Строгановский дворец – образец стиля барокко. Согласно некоторых источников, дворец был построен в рекордно короткие сроки – всего за полтора месяца, при наличии готового проекта. По проекту Растрелли были также выполнены и внутренние интерьеры, из них только один дожил до нашего времени. Но своей красотой он поражает всех.
Барон Сергей Григорьевич Строганов, первый владелец дворца, занимал чрезвычайно высокое положение при дворе. Самым известным владельцем дворца был его сын, Александр Сергеевич Строганов (1736- 1811 годы), знаток искусства, меценат, президент Академии художеств.

Строгановский дворец интересен также и тем, что всегда принадлежал одной и той же семье. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в этом дворце с 1753 года по 1918 годы, когда дворец был национализирован. На протяжении 70 лет в нем находились разные организации, пока здание отдали музею в 1988 году. Реставрационные работы фасада и интерьеров велись до 2014 года, и сегодня дворец предстает во всей красе. Строгановский дворец входит в комплекс государственного Русского музея.

На протяжении двухсотлетней истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались. Среди 20 архитекторов, которые работали над интерьерами дворца в разное время были Андрей Воронихин, Карл Росси и многие другие.
Добрую славу дворец приобрел за счет бесплатных обедов, которые проводились во внутреннем дворе дворца.


Внутренний двор

Не буду утомлять вас историей, давайте лучше прогуляемся по парадным залам дворца и посмотрим экспозиции.

Пара слов о музее

Вход в музей находится со стороны Невского проспекта. Интересно то, что можно приобрести один билет на посещение Мраморного, Строгановского дворца и Михайловского замка. Это позволит вам сократить время и деньги. Еще одним плюсом Строгановского дворца является то, что музей открыт в понедельник, когда большинство закрыты. Выходной в Строгановском дворце во вторник.

Надо отметить, что во дворце есть постоянная экспозиция «Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801 – 1825)».

Первый интересный объект перед нами – это парадная лестница. Выглядит она довольно скромно. Первоначальную лестница Растрелли давно и неоднократно переделали. Зато наверху нас ждет великолепный восстановленный плафон.


Парадная лестница Строгановского дворца

Лестницу венчает плафон.


Строгановский дворец

Парадная лестница ведет в переднюю, оформленную в стиле роккоко середины 19 века.


Передняя

Столовая (или угловая)

Сразу за передней идет Угловой зал или столовая. В 1790 годах данная комната получил новую отделку, ведь пышные барочные интерьеры были уже не в моде. Большие зеркала высотой во всю комнату создают видимость огромного пространства, иллюзию усиливают полу люстры. Зал был воссоздан в 1999-2000 годах по сохранившейся акварели.


Угловая гостиная


Угловая гостинная

В небольшом зале находится постоянная выставка.


Строгановский дворец


Строгановский дворец


Строгановский дворец

Арабесковая гостиная

Арабесковая гостиная, пожалуй, одно из самых запоминающихся помещений Строгановского дворца. Основа художественного оформления гостиной – живописные панно с гротескными изображениями животного мира, это копии ватиканских фресок Рафаэля и его учеников. Изображения над входом – копии изображений, украшавшие помпейскую виллу Цицерона.


Арабесковая гостинная


Арабесковая гостинная


Арабесковый зал


Арабесковый зал

Минералогический кабинет

Минералогический двух-ярусный кабинет – признанный шедевр архитектуры XVIII века, создан по проекту Андрея Воронихина. Один ярус предназначался для экспонирования библиотеки, второй для экспонирования минералов.


Минералогический кабинет


Минералогический кабинет

Так как здание построено буквой «Г», то для дальнейшего осмотра дворца, необходимо вернуться в зеркальную угловую комнату.

Танцевальный зал

Жемчужина дворца – большой танцевальный зал, выполненный по проекту Растрелли, -единственный интерьер великого архитектора, который сохранился в Санкт-Петербурге. Первоначальное предназначение зала – для проведения балов и концертов.


Танцевальный зал


Танцевальный зал

Уникальный плафон «Похождение героя» принадлежит кисти Джузеппе Валериани (1750 год).

Картинная галерея

Строгановы владели одной из лучших коллекций картин, которые сегодня украшают собрание Русского музея и Эрмитажа.
Картинная галерея - один из лучших интерьеров, созданных Андреем Воронихиным (конец XVIII-начало XIX) века. Помещение состоит как бы из трех частей: центральной и двух лоджий в начале и конце. Вся же длинна галереи – 28 метров.


Картинная галерея

Вдоль стен стоят длинные диваны, которые до революции находились в этом дворце.
Искусствовед Александр Бенуа называл это помещение «Душой Строгановского дворца», ведь именно здесь хранилась коллекция живописи, которую на протяжении 40 лет собирал Александр Сергеевич Строганов.


Строгановский дворец

Фрагмент плафона потолка.