Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как играть под метроном на гитаре. Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам? Метроном для гитариста — нужная вещь в арсенале музыканта

Как играть под метроном на гитаре. Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам? Метроном для гитариста — нужная вещь в арсенале музыканта

Незаслуженно забытое, но очень интересное и полезное устройство для поддержания определенного (заданного) ритма. Если на заре своего появления использовался исключительно музыкантами, то в современных условиях будет в определенной мере полезен и для людей, занимающихся различными физическими, ритмическими упражнениями и даже медитацией.

Метроном упакован в коробку, затем в мягкую обертку.



Внутри была инструкция по эксплуатации на английском и китайском языках.



Статья из Википедии

Метроно́м (греч. μέτρον - мера, νόμος - закон) - прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.

Обычно метроном состоит из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.
Кроме механических, существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами.

Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента («Симфоническая поэма для 100 метрономов» Дьёрдя Лигети, Сюита из музыки к фильму «Мёртвые души» Альфреда Шнитке).
В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп - отбой.

Корпус данного конкретного экземпляра изготовлен не из традиционного дерева, а из гладкого пластика нежно-розового цвета, приятного на ощупь.

Шкала с обозначениями темпов, после выставления требуемого, закрывается прозрачной крышкой.

Ниже градации шкалы указано название компании-производителя DEDO.

Так как метроном предназначался для подарка маме (преподавателя музыки в музыкальной школе), то важен был функционал, а не цвет корпуса. Кстати, этот цвет ее вполне даже устроил.

Замеры:





Дно выглядит так:

В отличие от электронного метронома-тюнера, подаренного маме пару лет назад, этот понравился больше и вот почему:

1. Наглядность. Раскачивание маятника из стороны в сторону, которое можно видеть даже боковым зрением, идеально подходит для начинающих музыкантов. Кроме того, это воспитывает у начинающих музыкантов навыки как собственно игры на музыкальном инструменте, так и одновременного слежения за руками дирижера.

2. Звучание. Щелчки метронома абсолютно не напрягают и не мешают. Более того, в данной модели предусмотрен механический звоночек (отключаемый) для акцентирования сильных долей разучиваемого произведения.

3. Простота. Несмотря на свои габариты, метроном можно (в случае такой необходимости) спокойно носить с собой на уроки музыки и репетиции. Пружинный механизм заводится так же, как и в старых добрых будильниках. Про батарейки, аккумуляторы, всякие там мелкие кнопочки и подслеповатые монохромные экранчики можно не вспоминать.

4. Эстетическое удовольствие. Создает неповторимый колорит и творческую атмосферу. Один только вид работающего метронома заставляет музыканта (от начинающего до профессионального) максимально собраться с мыслями и настроиться на безошибочное исполнение всего произведения или его части.

Устроен метроном достаточно просто. Основные детали это: стальная пружина, передача, анкерный спуск. В отличие от механических часов, маятник здесь не круглый, а длинный с перемещаемым грузом, где ось анкерного спуска соприкасается с корпусом и по нему щелкает. Теоретически зная это, разбирать его на запчасти не стал, подарок все-таки.

Перед использованием механического метронома его нужно завести. Несъемный заводной ключ находится на правой стороне корпуса. Заводить нужно по часовой стрелке пока Вы не почувствуете легкое сопротивление. Не следует оставлять метроном на длительное время полностью заведенным, т.к. это может ослабить пружину и Ваш метроном быстро выйдет из строя.

При использовании метроном должен стоять на ровной поверхности. Это обязательное условие. Для установки необходимого темпа Вам нужно перемещать вверх или вниз ползунок на маятнике метронома таким образом, чтобы его верхний край был точно напротив требуемой отметки. После этого легким нажатием снимите верхнюю часть маятника из застопоренного положения и приведите маятник в движение.

Короткое демонстрационное видео:

В данной модели есть функция сильной доли. Специально для этого барабан насажен на ось спуска, который состоит из нескольких колес со штифтами, а вдоль него двигается колокольчик с рычажком. Звоночком выдается нужная доля в зависимости от того, напротив какого колеса барабана он будет установлен. Возможные установки: 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8. Для установки отбивания долей нужно выдвинуть вправо ползунок, который находится над заводным ключом и установить его на нужную отметку, которая без труда фиксируется.

Наверное, это нужно не всем, но под стук метронома можно выполнять определенные физические и ритмические упражнения. Например, приседания, подтягивания на турнике или отжимания от пола. В зависимости от сложности упражнений и физической подготовки можно придумать еще массу различных вариантов. Возможно, он найдет применение и в современном фитнесс (йога) зале.

Отличный классический метроном как для начинающих, так и для продвинутых пользователей. Цена тоже вполне устроила, в нашем городе цена на подобный в районе 50$.

Планирую купить +5 Добавить в избранное Обзор понравился +13 +25

Тот, кто не занимается музыкой, может считать метроном бесполезным девайсом, а многие даже не знают о том, что это такое и каково его предназначение. Слово «метроном» имеет греческое происхождение, а образовалось оно после слияния двух слов «закон» и «мера». Изобретение метронома связывают с именем великого композитора Бетховена, который страдал глухотой. Музыкант ориентировался на движения маятника, чтобы почувствовать темп произведения. «Родителем» метронома является австрийский изобретатель Мельцель И.Н. Гениальный создатель сумел сконструировать метроном так, что стало возможным устанавливать нужный темп игры.

Для чего нужен метроном?

Метроном - это устройство, которое воспроизводит регулярные звуки в определенном темпе Кстати, количество ударов в минуту можно устанавливать самостоятельно. Кто использует эту ритм-машину? Новичкам, пытающихся овладеть игрой на гитаре, фортепиано или другом инструменте, метроном просто необходим. Ведь разучивая сольную партию, можно запустить метроном, чтобы придерживаться определенного ритма. Любители музыки, учащиеся музыкальных школ и училищ, профессионалы не обходятся без метронома. Несмотря на то, что звуки метронома напоминают громкое «тиканье» часов, этот звук прекрасно слышен при игре на любом инструменте. Механизм отсчитывает доли такта и играть становится очень удобно.

Механика или электроника?

Раньше всех появились механические метрономы , изготовленные из пластика или дерева. Маятник отбивает такт, а с помощью ползунка устанавливают определенный темп. Движение маятника хорошо уловимо боковым зрением. Стоит отметить, что главные «монстры» музыкального искусства предпочитают механические метрономы.

Иногда встречаются метрономы со звоночком (на рисунке слева), который акцентирует сильную долю в такте. Акцент можно выставить в соответствии с размером музыкального произведения. Щелчки механического маятника особо не напрягают, и прекрасно сочетаются со звучанием любого инструмента, а настроить метроном может каждый.

Неоспоримый плюс механических устройств - независимости от батареек. Часто метрономы сравнивают с часовым механизмом: для того, чтобы прибор заработал, его необходимо завести.

Устройство с теми же функциями, но с кнопками и дисплеем - это электронный метроном . Такой прибор можно брать с собой в дорогу, благодаря компактному размеру. Можно найти модели с входом для наушников. Такой мини-метроном можно закрепить на инструменте или одежде.

Деятели искусств, играющие на электронных инструментах, выбирают электрометрономы. Устройство обладает массой полезных функций: смещение акцента, камертон и другие. В отличие от механического «собрата» электронный метроном можно настроить на «писк» или «щелканье», если вам не по душе «стук».

Переоценить значение темпа в музыке невозможно, именно он придает определенный характер и настроение музыкальному произведению. Умение чувствовать темп и строго следовать ему очень важно для музыканта, и если это умение пока не сформировано или требуется ювелирная точность скорости исполнения, на помощь приходит метроном. Какие метрономы бывают и зачем их приобретать? Давайте разбираться.

В настоящее время существует огромное количество различных моделей метрономов, но все их можно разделить на два типа: механические и электронные.

Механические метрономы

Механический метроном Мельцеля в классическом исполнении представляет собой пирамидальный деревянный корпус с маятником. На самом деле, вариантов корпуса можно найти великое множество – от пластика до металла, если говорить о материале, и от овала до фигурок животных, если смотреть на форму.

В основе работы метронома лежит пружинный механизм, приводимый в действие вращением заводной головки. Такой метроном практически вечен и не требует дополнительных вложений в виде батареек. На лицевой стороне метронома расположены маятник и шкала. На маятник устанавливается передвижной грузик в соответствие с определенным делением шкалы. Чем выше расположен грузик, тем ниже частота колебания маятника, а значит ниже темп, и наоборот.


Почти все механические метрономы воспроизводят все классические виды темпа, начиная от grave (очень медленно - 40 ударов в минуту) и заканчивая prestissimo (очень быстро - 208 ударов в минуту). Иногда можно встретить у метрономов специальный колокольчик, который звенит на сильную долю.

Механические метрономы наглядны в работе, просты в обращении, и могут украсить любое помещение. Особой популярностью механический метроном пользуется у музыкантов, исполняющих классическую музыку.

При покупке механического метронома проверьте его работу, поставив на ровную поверхность. На сегодняшний день лидером по производству механических метрономов является немецкая компания WITTNER, но и среди китайских моделей можно найти хороший качественный метроном.

Электронные метрономы

Как бы стильно не выглядели механические метрономы, всё большую популярность приобретают их электронные собратья, ибо имеют ряд преимуществ. Преимущества электронных метрономов:

  • Размер . Обычно электронный метроном представляет собой небольшую пластиковую коробочку с дисплеем и множеством кнопок. Такой метроном не займет много места, его удобно брать с собой в дорогу и на репетицию.

    Диапазон темпов . У электронных метрономов он более широкий: от 30 до 280 ударов в минуту.

    Мультифункциональность . Набор функций у электронных метрономов гораздо больший. Например, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов (стук, писк, щелчок).

    Разнообразные ритмические рисунки , которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Некоторые метрономы позволяют создавать собственные ритмические рисунки, сохранять их, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени.

    Дополнительные функции , например, тюнер, камертон, рекордер, секундомер или таймер.

  • Дисплей и подсветка . Для репетиций в затемненном помещении или даже на концерте подсветка может здорово выручить, не говоря уже о дисплее, на котором отображается вся необходимая информация.

Электронные метрономы пользуются популярностью у гитаристов, барабанщиков и других музыкантов, исполняющих музыку различных стилей, хотя и исполнители классической музыки по достоинству смогут оценить компактность и многофункциональность этих устройств. Музыкантам, играющим на духовых инструментах, наверняка придется по душе выносной микрофон в виде прищепки, которая крепится на раструб инструмента.

Метрономы для барабанщиков

Особое внимание стоит уделить электронным метрономам для барабанщиков, которые приобретают особое значение, если учитывать, что в группе именно барабанщик задает темп. Механические метрономы совсем не подойдут барабанщикам, так как степень их точности напрямую зависит от ровности поверхности, на которой он стоит и отсутствия вибраций. Да и функционал требуется посерьезней.

Основные требования для таких метрономов:

    возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков (для рук и для ног),

    наличие выхода для подключения наушников,

    выходы для подключения гитары, электронного пэда или футсвича.

Обычно такие метрономы имеют много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и так далее.

Как же ударнику не растеряться при взгляде на широчайший ассортимент метрономов и выбрать правильное устройство? Для начала следует определиться нужен ли вам простой метроном, который хорошо слышен в наушниках и не может похвастать богатством функций, или вам нужно сложное устройство, в котором необходимо программировать смену темпа во времени, работать с различными ритмическими паттернами, соединять метроном с пэдом, подключить футсвич для включения метронома ногой и так далее.

Кстати говоря, барабанщику не обязательно покупать метроном, ибо существует множество электронных приложений, который превратят ваш гаджет в метроном с теми же функциями.

    Такие электронные приложения имеют ряд недостатков:

    Такой метроном нельзя запустить с помощью фудсвича

    Нельзя подключить триггер

    Может сесть батарея на гаджете в самый неподходящий момент

    Не всегда удобно пользоваться таким метрономом.

Таким образом, если вы ударник, то для домашнего использования метрономы в виде приложений вполне подходят, а вот для концертов и репетиций стоит всё же выбрать отдельное устройство.

Начинающим барабанщикам для выработки чувства ритма могут пригодиться пэды с уже встроенным метрономом или ритм-машины с дополнительными функциональными возможностями.

Итак, метроном - это именно то устройство, которое может помочь не только определить темп, но и наиболее точно организовать музыку во времени.

Метроном – это прибор, который отсчитывает темп музыкального произведения с помощью ударов, щелчков и т.д. Для любого музыканта очень важным является навык ровно играть любое произведение в чётко заданном темпе. Поэтому метроном помогает на репетициях при различных упражнениях. Любую композицию мы можем сыграть как в медленном темпе, так и в быстром. Строго говоря, при разучивании музыкального произведения нужно всегда начинать исполнять его в медленном темпе, чтобы чётко играть каждую ноту. И постепенно приближаться к оригинальному темпу. И вот тут нам будет прекрасно помогать метроном. Хочу ещё отметить, что очень важен метроном для барабанщика в группе, так как именно барабанщик задает темп песен коллектива.

Долгое время для упражнений музыкантов использовался механический метроном.

Механический метроном

Он представляет собой пирамиду с маятником, на котором расположен грузик. Специальной ручкой заводится пружина и, перемещая грузик вверх-вниз, выставляется нужный темп. И маятник начинает отсчёт с помощью щелчков. Посмотреть на работу этого устройства вы можете на видео.

Звук метронома

Портативный электронный метроном

С течением времени появились портативные электронные метрономы. Часто в одном корпусе они совмещаются с . Они имеют компактные размеры и их очень удобно брать на занятия или репетиции. У таких девайсов имеются различные настройки, включающие в себя широкий диапазон изменения темпа и различные виды ритмических рисунков.

На таких метрономах присутствует динамик, с помощью которого издаются звуки в виде щелчков или каких либо других звуков, а также к ним можно подключить наушники. На репетициях и концертах такие метрономы часто используют барабанщики различных рок групп, а остальные музыканты группы уже подстраиваются под темп барабанщика.

Программа метроном

Ещё существуют программы метрономы. Они также выполняют основную функцию с помощью генерации звуковых сигналов в определённо заданном темпе либо используют визуальные эффекты (изображение цифр или мигающих лампочек). Их существует достаточно много. Уверен, что каждый найдёт себе программу по душе.

Хотелось бы, чтобы в комментариях Вы написали, используете Вы метроном или нет.

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном - потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном - это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Давайте разберемся.

Метроном - друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка - марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки - вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика .

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή - увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве - небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов - вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм - музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться - прекрасно умеют! Играть ритмично - гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа - это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант - это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру - к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий... Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре - песне.

Помните: метроном может быть другом, а может - врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого - это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно - себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в "прокрустовом ложе" механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения - продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов "доброхотов" от музыки!

Вячеслав Шувалов

Конечно, чувтво ритма - одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны и хорошая гитара - не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное - знать, .