Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Известные произведения л н толстого. Литературный ликбез

Известные произведения л н толстого. Литературный ликбез

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, создавший более 279 литературных произведений. В нашей статье вы познакомитесь со списком самых лучших и популярных книг данного автора.

Романы

Война и мир

«Война и мир» - эпический роман-четырехтомник, написанный во время военных действий 1805-1812 года. Толстой был вдохновлен происходящими событиями, из-за чего и решился на создание этого шедеврального произведения. Действие книги разворачивается в период войны с Наполеоном (Россия была союзником Австрии, также участвующей в данном конфликте). В каждом томе описывается отдельная история. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.

В первом томе рассказывается о жизни русского общества в 19 веке, о том, как жилось людям в те тяжелые годы, причем затрагиваются истории бедные и богатых социальных слоев.

Во втором томе книги «Война и мир» в деталях описывается приезд Михаила Илларионовича Кутузова в Австрию в местечко Браунау, который был совершен для осмотра и оценки мощи и силы русского войска.

Третий том считается самым «спокойным и мирным», так как он посвящен любовным историям главных героев, в частности молодого графского сына Пьера Безухова.

Четвертая часть романа начинается с вторжения войск Наполеона Бонапарта на русскую землю.

книги Толстого читает весь мир

Анна Каренина

«Анна Каренина» - роман о несчастной любви молодой замужней женщины по имени Анна Каренина, которая был страстно влюблена в бравого и мужественного офицера Алексея Вронского. Также в данном произведении можно найти много интересных исторических фактов о жизни буржуазного и крестьянского общества 19 века. Автор подробно описывает Санкт-Петербург того времени, причем происходит это одновременно с любовными событиями романа.

Семейное счастие

«Семейное счастие» - роман, который впервые был напечатан в известном на то время журнале «Русский вестник» в 1859 году. В книге повествуется история о молодой деревенской девушке, которая влюбилась в лучшего друга своего не так давно умершего отца - 38-летнего Сергея Михайловича. Спустя какое-то время мужчина женился на юной красавице, поэтому далее описываются первые годы их супружеской жизни, в том числе ссоры и расставания.

Воскресение

«Воскресение» - произведение, написанное в 1899 году, которое считается последним романом Льва Николаевича Толстого. В книге повествуется история судебного слушания, на котором рассматривается дело о краже денег и отравлении купца Смелькова, которого не удалось спасти, в результате чего он умирает. Полиции удалось установить личности трех подозреваемых в данном преступлении. Что же будет дальше? Кого сделают виновным? Об этом вы сможете узнать, прочитав книгу.

образованный человек должен быть знаком хотя бы с несколькими произведениями Толстого

Рассказы

Святочная ночь

«Святочная ночь» - рассказ, написанный в 1853 году. В книге повествуется о маленькой девочке, вспоминающей старинную рождественскую историю, которую рассказала ей бабушка. Однажды ночью мужчина отправился на поиски огня для того, чтобы обогреть свою жену и только что родившегося ребенка. По пути он встречает пастухов, греющихся у костра. Пастухи разрешили незнакомцу взять угли из их костра. Их очень удивили, что он не обжёгся, когда взял раскалённые камни в руки. Кто же этот таинственный путник? Если вы заинтригованы, то вам нужно как можно скорее прочитать данный рассказ.

Севастополь в августе 1855 года

«Севастополь в августе 1855 года» - книга, входящая в цикл трех произведений про оборону города Севастополя, которая происходила в 1855 году во время Крымской войны. Рассказ «Севастополь в августе 1855 года» описывает судьбу юного солдата Володи, который добровольно пошел на фронт. В этом произведении описываются военные действия, переживания главного героя, его личное представление и впечатление о войне.

Метель

«Метель» - рассказ, написанный Львом Толстым в 1856 году. Книга ведется от лица автора и начинается с повествования о том, как он запрыгивает в сани к проезжающему мимо ямщику и просит отвезти его со станции домой. По дороге начинается сильнейшая метель, каких давно не видел город Новочеркасск за последнее время. Лошади стало трудно идти, она практически ничего не видела из-за пурги, поэтому извозчик принял решение вернуться назад. Главный герой пытался помощь ямщику и решает вылезти из повозки, чтобы найти след от саней, но ничего не выходит. Как же им удастся справиться с этой ситуацией?

Разжалованный

«Разжалованный» - рассказ, который был написан в 1856 году, входящий в кавказский цикл произведений Толстого. Сюжет книги разворачивается во время Кавказской войны в 1850 году. Рассказ начинает молодой князь, служащий в артиллерийском батальоне российской армии. На небольшой лесной полянке возле костра собираются офицеры для того, чтобы пообщаться и поиграть в популярную на то время игру - городки. Внезапно появляется странный незнакомец - маленький мужичок в заячьем тулупе, который подсаживается к офицерам и начинает рассказывать свою историю. Кто же этот странный человек? Об этом вы узнаете только из книги.

Кавказский пленник

«Кавказский пленник» - рассказ, который впервые был опубликован в журнале «Заря» в 1873 году. Здесь повествуется о русском офицере Жилине, который по несчастному стечению обстоятельств оказался в плену у горцев во время Кавказской войны. Мать Жилина присылает ему письмо с просьбой о том, чтобы сын приехал повидаться с ней. Молодой человек незамедлительно принимает решения отправиться на встречу с мамой. По пути на него нападают и забирают в плен.

Филипок

«Филипок» - рассказ, написанный Львом Николаевичем в 1875 году. В сюжете описывается жизнь маленького любопытного мальчишки по имени Филипп, но мама ласково называет его «Филипок». Мальчику интересно все, что попадается ему на глаза. Филипп мечтает попасть в школу. Каждое утро он с завистью смотрит на старших ребят, собирающихся на учебу. Однажды он решается тайком попасть на урок. Что же у него получится? Вы сможете узнать, прочитав книгу.

Суратская кофейная

«Суратская кофейня» - рассказ, созданный в 1906 году. Здесь повествуется об одной небольшой кофейне, находящейся в индийском городке Сурат. В это место очень любили заходить путники, путешественники и высокопоставленные чины, ведь в Суратской кофейной варили отменный кофе. Однажды зашел сюда странный мужчина, представившийся ученым-богословом. В чем же смысл его появления? Об этом можно узнать из рассказа.

Сон молодого царя

«Сон молодого царя» - произведение, написанное в 1958 году. Здесь рассказывается о жизни молодого царя, недавно вступившего на трон. Почти 5 недель он трудился не покладая рук, практически без отдыха: подписывал указы, присутствовал на собраниях, принимал иностранных послов и гостей. Однажды приснился ему необыкновенный сон. О чем же он был? Об этом можно узнать только после прочтения данной книги.

Повести

Детство

«Детство» - одна из книг, входящих в трилогию автобиографии Льва Николаевича Толстого, которая была написана в 1852 году. В повести рассказывается множество фактов и историй из жизни писателя, описываются его переживания, радости, обиды, первая любовь, взлеты и падения.

Казаки

«Казаки» - повесть Льва Николаевича, написанная в 1864 году. В ней рассказывается про юнкера-казака Оленина Дмитрия Андреевича, который отправился из Москвы на Кавказ на новое место службы. Оленин расположился в небольшой станице Новомлинская, находящейся на берегу реки Терек. Чуть позже парень влюбляется в дочь хозяев дома, у которых снимает жилье. Родители девушки против такого союза, ведь на примете у них уже есть жених для дочери. Кто же это? Об этом вы сможете узнать только из книги.

Утро помещика

«Утро помещика» - повесть, созданная в 1856 году, имеющая автобиографический стиль написания. Здесь рассказывается о 19-ти летнем князе Нехлюдове, который приезжает на каникулы в свою деревню. После жизни в столице молодого человека сильно удивила бедная жизнь местных крестьян, поэтому он решается помогать несчастным людям. Парень решается бросить университет, вернуться в родные края и заняться сельским хозяйством.

Два гусара

«Два гусара» - повесть, впервые напечатанная в журнале «Современник» в 1857 году. Лев Николаевич посвятил это произведение своей любимой сестре. Здесь рассказывается про гусара Федора Турбина (графа и известного на то время светского человека), прибывшего в небольшой провинциальный городок, в гостинице которого он встречает корнета Ильина, не так давно проигравшего в карты большую денежную сумму. Турбин решает помочь несчастному и придумывает план игры для того, чтобы обыграть шулера. Удастся ли им это?

Идиллия

«Идиллия» - одна из последних повестей Льва Толстого, написанная в 1862 году. В этом произведении автор описывает жизнь своей семьи в селе Ясная Поляна, расположенного в Тульской губернии. Деревенская «идиллия» семейства Толстых подробно рассказана в этой книге.

Отрочество

«Отрочество» - вторая повесть из автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого, созданная в 1855 году. В книге рассказывается о подростковом периоде жизни мальчика Коли, который переживает много трудностей: первые чувства, предательство друзей, школьные экзамены и поступление в кадетскую школу.

Юность

«Юность» - последняя повесть из автобиографической трилогии, написанная в 1857 году. Здесь описывается жизнь молодого парня Николая Иртеньева в университетские годы, о его друзьях, их переживаниях и трудностях, с которыми они еще не раз столкнутся.

Хаджи-Мурат

«Хаджи-Мурат» - повесть, опубликованная в 1890 году. В книге рассказывается о жизни известного храброго аварца Хаджи-Мурата, сражавшегося в Кавказской войне против русского войска. Хаджи-Мурат переходит на сторону врага, бросает своих соотечественников и сбегает от них в горы. Далее он пытается наладить отношения с русскими солдатами, начиная воевать вместе с ними.

Вместе с этим также читают

Вышеперечисленные произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, считаются одними из самых лучших и известных среди читателей всего мира. Но, существуют книги, которые являются не менее популярными и интересными. К ним относятся:

  • «Поликушка»;
  • «Мать»;
  • «Записки сумасшедшего»;
  • «Хозяин и работник»;
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»;
  • «Отец Сергий»;
  • «История вчерашнего дня»;
  • «Две лошади»;
  • «Холстомер»;
  • «Люцерн»;
  • «Дорого стоит»;
  • «Фальшивый купон»;
  • «Алеша Горшок»;
  • «За что?»;
  • «Сила детства»;
  • «Отец Василий»;
  • «Три дня в деревне»;
  • «Ходынка»;
  • «Зараженное семейство»;
  • «Нигилист»;
  • «Плоды просвещения»;
  • «Благодарная почва»;
  • «Рассказ Аэронавта»;
  • «Прыжок»;
  • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть»;
  • «Петр Хлебник»;
  • «От ней все качества»;
  • «Драматическая обработка легенды об Агее»;
  • «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г».

В этой статье вы узнали о самых лучших и интересных произведениях Льва Николаевича Толстого. Здесь были описаны наиболее популярные романы, повести и рассказы. Каждый из которых мы рекомендуем к прочтению.

Биография.

Лев Николаевич Толстой — Сборник из 279 произведений

Для любителей творчества Л.Н.Толстого 2010 год — год знаковый. Мы отмечали 9 сентября 100-летие со дня его смерти.

Лев Николаевич Толстой. Биография с фотографиями

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии — сподвижник Петра I — П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.

Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852—1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции.

Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.

Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".

В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Писатель работает над романом "Война и мир" (1863—1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла.

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — "Анна Каренина".

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882—1886).

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг.

Все произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,— писал Толстой в 1892 г.,— но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,— я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого — роман "Воскресение" (1889—1899).

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896— 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" — европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем.. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

источник: Федеральное агентство по культуре и кинематографии — http://www.rosculture.ru/

Название: Cборник произведений Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой
Жанр: Драматургия, трагедия, комедия, публицистика, проза
Язык: русский
Формат: FB2
Качество: отличное
Количество произведений: 279
Размер: 20.08 Mb

Список произведений:

1. Война и мир. Том 1
2. Война и мир. Том 2
3. Война и мир. Том 3
4. Война и мир. Том 4

Детство. Отрочество. Юность
1. Детство
2. Отрочество
3. Юность

Исповедь
1. Исповедь
2. Царю и его помощникам
3. Не могу молчать

Повести
Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)
Поликушка
Утро помещика
Фальшивый купон
Холстомер

Пьесы
Власть тьмы, или «Коготок увяз, всей птичке пропасть»
И свет во тьме светит
От ней все качества
Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил
Плоды просвещения

Рассказы
Альберт
Ассирийский царь Асархадон
Бедные люди
Благодарная почва
Божеское и человеческое
Волк
Вражье лепко, а Божье крепко
Где любовь, там и Бог
Два брата и золото
Два старика
Девчонки умнее стариков
Дорого стоит
За что?
Записки маркёра
Записки сумасшедшего
Зерно с куриное яйцо
Из кавказских воспоминаний. Разжалованный
Ильяс
Как чертенок краюшку выкупал
Карма
Кающийся грешник
Корней Васильев
Крестник
Метель
Много ли человеку земли нужно
Незаконченное. Наброски
Песни на деревне
После бала
Проезжий и крестьянин
Работник Емельян и пустой барабан
Разговор с прохожим
Разрушение ада и восстановление его
Рубка леса. Рассказ юнкера
Свечка
Сила детства
Сон молодого царя
Суратская кофейная
Три дня в деревне
Три притчи
Три старца
Три сына
Упустишь огонь - не потушишь
Франсуаза
Ходынка
Хозяин и работник
Чем люди живы
Что я видел во сне...
Ягоды

Собрание сочинений в двадцати двух томах
1. Том 1. Детство, Отрочество, Юность
2. Том 2. Произведения 1852-1856 гг
3. Том 3. Произведения 1857-1863 гг
4. Том 4. Война и мир
5. Том 5. Война и мир
6. Том 6. Война и мир
7. Том 7. Война и мир
8. Том 8. Анна Каренина
9. Том 9. Анна Каренина
10. Том 10. Произведения 1872-1886 гг
11. Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг
12. Том 12. Произведения 1885-1902 гг
13. Том 13. Воскресение
14. Том 14. Произведения 1903-1910 гг
15. Том 15. Статьи о литературе и искусстве
16. Том 16. Избранные публицистические статьи
17. Том 17. Избранные публицистические статьи
18. Том 18. Избранные письма 1842-1881
19. Том 19. Избранные письма 1882-1899
20. Том 20. Избранные письма 1900-1910
21. Том 21. Избранные дневники 1847-1894
22. Том 22. Избранные дневники 1895-1910

Вне серий:

Русская классическая проза
Carthago Delenda Est (Карфаген должен быть разрушен)
Акула
Алеша Горшок
Апостол Иоанн и разбойник
Архангел Гавриил
Белка и волк
Бессмысленные мечтания
Благо Любви
Богу или мамоне
Большая Медведица (Ковш)
Большая печка
Булька (Рассказы офицера)
В чем моя вера
Вариант конца повести "Дьявол"
Верьте себе
Воззвание
Война и мир. Книга 1
Война и мир. Книга 2
Волга и Вазуза
Волк и кобыла
Воробей
Воров сын
Воскресение
Воспитание и образование
Воспоминания о суде над солдатом
Время пришло
Вторая русская книга для чтения
Главный закон
Глупый мужик
Голод или не голод
Греческий учитель Сократ
Два гусара
Два письма к М Ганди
Две различные версии истории улья с лубочной крышкой
Девочка и разбойники
Декабристы
Дневники и записные книжки (1909)
Дурак и нож
Дьявол
Дяденька Жданов и кавалер Чернов
Ёж и заяц
Житие и страдание мученика Юстина Философа
Журавль и аист
Зайцы и лягушки
Закон насилия и закон любви
Записки христианина
Из завещания мексиканского царя
Избушка и дворец
Исследование догматического богослова
К Духовенству
Кавказский пленник
Казаки
Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было
Как умирают русские солдаты
Как читать евангелие и в чем его сущность
Камни
Китайскому народу от христианина
Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят
Конь и кобыла
Корова
Крейцерова соната
Крейцерова соната (Сборник)
Кто прав
Летучая мышь
Лисица и журавль
Любите друг друга
Мать
Молитва
Мудрая девица
Мыши
Мышь полевая и мышь городская
Набег (рассказ волонтера)
Награда
Не играй с огнем — обожжешься (Идиллия)
Не могу молчать (1-я редакция)
Не убий
Не убий никого
Неверующий
Неделание
Нечаянно
Николай Палкин
О безумии
О веротерпимости
О Гоголе
О голоде
О жизни
О людях больших и маленьких
О методах обучения грамоте
О народном образовании
О науке (Ответ крестьянину)
О переписи в Москве
О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии
О самарском голоде
О Шекспире и о драме
Об искусстве
Окончание малороссийской легенды "Сорок лет", изданной Костомаровым в 1881 году
Оно заработки хорошо, да и грех бывает от того (Идиллия)
Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года
Ответ на определение Синода от 20 — 22 февраля и на полученные мной по этому случаю письма
Отец и сыновья
Отец Сергий
Отец Сергий (варианты)
Отрывки из статьи "Неизбежный переворот"
Отрывки из статьи "Царство божие внутри Вас"
Отрывки рассказов из деревенской жизни
Охота пуще неволи (Рассказ охотника)
Первая русская книга для чтения
Первая ступень
Переписка
Песня про сражение на реке Черной
Письмо революционеру
По поводу заключения В А Молочникова
По поводу конгресса о мире
Пора опомниться!
Послесловие к книге Е И Попова "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина, 1866-1894"
Послесловие к рассказу Чехова "Душечка"
Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении
Предисловие к "Крестьянским рассказам" С Т Семенова
Предисловие к сочинениям Гюи Де Мопассана
Предисловье к статье Эдуарда Карпентера "Современная наука"
Приближение конца
Прогресс и определение образования
Прыжок
Путь жизни
Пчёлы и трутни
Рабство нашего времени
Разговор о науке
Рассказы из «Новой азбуки»
Религия и нравственность
Речь в обществе любителей российской словесности
Ровное наследство
Севастополь в августе 1855 года (Севастопольские рассказы — 2)
Севастополь в декабре месяце (Севастопольские рассказы — 1)
Севастополь в мае (Севастопольские рассказы — 3)
Севастопольские рассказы
Семейное счастие
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях…
Сказки
Смерть Ивана Ильича
Собака и её тень
Студенческое движение 1899 года
Стыдно
Так что же нам делать
Телёнок на льду
Тетерев и лиса
Течение воды
Тихон и Маланья
Третья русская книга для чтения
Три вопроса
Три вора
Три медведя
Три смерти
Труд, смерть и болезнь
Удивительные существа
Упрямая лошадь
Учение Христа, изложенное для детей
Федотка
Филипок
Хаджи-Мурат
Ходите в свете, пока есть свет
Холстмер (История лошади)
Христианское учение
Христианство и патриотизм
Часовщик
Четвертая русская книга для чтения
Что такое искусство
Что такое религия и в чем сущность ее
Шакалы и слон
Шат и Дон
Это ты
Ястреб и голуби

Сказка
Три медведя

Детская проза
Два брата
Косточка
Пожарные собаки
— Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей

Драматургия
Живой труп
Зараженное семейство

Биографии и Мемуары
Воспоминания
Дневники

Публицистика
Декабристы (Из неоконченного)
Дневники и дневниковые записи (1881-1887)
Доклад, приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме
Интервью и беседы с Львом Толстым
Неужели это так надо?
Публицистика
Суеверие государства

Религия
Соединение и перевод четырех Евангелий
— Царство божие внутри вас…

Лев Николаевич Толстой, рассказы, сказки и басни в прозе для детей. В сборник вошли не только всем известные рассказы Льва Толстого "Косточка", "Котёнок", "Булька", но и такие редкие произведения, как "Обходиться добром со всяким", "Не мучить животных", "Не лениться", "Мальчик и отец" и многие другие.

Галка и кувшин

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Крысы и яйцо

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? - не схватить; катить? - разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

Жучка

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Волк и коза

Волк видит - коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».

Мышка, кот и петух

Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
- Это петух, - сказала старая мышь. - Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
- Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

Котёнок

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Мальчик и отец (Правда всего дороже)

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
Никто не видал.
Отец пришел и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.

Не мучить животных (Варя и чиж)

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. - «Пора тебе, чиж, петь».
- «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Не лениться

Были два мужика – Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено.
А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собирался грести.
К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.

Не отнимать силой

Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?
Стали они коня друг у друга рвать.
- « Дай мне, мой конь!» - « Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой!»
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Не объедаться

Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь пошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

Обходиться добром со всяким

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там, вверху всё играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Старых людей уважать

У бабки была внучка; прежде внучка была мила и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» - я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Булька (Рассказ офицера)

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами, Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок. Когда он, бывало, уцедится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так верст двадцать в самый жар.

Мильтон и Булька (Рассказ)

Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная. С Булькой они не грызлись. Ни одна собака никогда не огрызалась на Бульку. Он, бывало, только покажет свои зубы, и собаки поджимают хвосты и отходят прочь. Один раз я пошел с Мильтоном за фазанами. Вдруг Булька прибежал за мной в лес. Я хотел прогнать его, но никак не мог. А идти домой, чтобы отвести его, было далеко. Я думал, что он не будет мешать мне, и пошел дальше; но только что Мильтон почуял в траве фазана и стал искать, Булька бросился вперед и стал соваться во все стороны. Он старался прежде Мильтона поднять фазана. Он что-то такое слышал в траве, прыгал, вертелся: но чутье у него плохое, и он не мог найти следа один, а смотрел на Мильтона и бежал туда, куда шел Мильтон. Только что Мильтон тронется по следу, Булька забежит вперед. Я отзывал Бульку, бил, но ничего не мог сделать с ним. Как только Мильтон начинал искать, он бросался вперед и мешал ему. Я хотел уже идти домой, потому что думал, что охота моя испорчена, во Мильтон лучше меня придумал, как обмануть Бульку. Он вот что сделал: как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон оглянется на меня, махнет хвостом и пойдет опять по настоящему следу. Булька опять прибегает к Мильтону, забегает вперед, и опять Мильтон нарочно сделает шагов десять в сторону, обманет Бульку и опять поведет меня прямо. Так что всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело.

Акула (Рассказ)

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»- и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

Назад! назад! вернитесь! акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Лев и собачка (Быль)

Иллюстрация Насти Аксеновой

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Прыжок (Быль)

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Так не уйдешь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Пожарные собаки (Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Косточка (Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Обезьяна и горох (Басня)

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Лев и мышь (Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

Старый дед и внучек (Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Лгун (Басня, другое название - Не лгать)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Отец и сыновья (Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

«Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Муравей и голубка (Басня)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Курица и ласточка (Басня)

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Лисица и виноград (Басня)

Лисица увидала - висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Два товарища (Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Царь и рубашка (Сказка)

Один царь был болен и сказал: «Половину царства отдам тому, кто меня вылечит». Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека снять с него рубашку и надеть на царя - царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему - кто-то говорит: «Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?» Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.

Два брата (Сказка)

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:

"Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Тогда старший сказал:

Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана,- пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку,- разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат,- мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе на нужно.

А младший сказал:

По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".

А меньшой сказал:

А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху,- выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

Липунюшка (Сказка)

Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:

«Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?»

Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..»

А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?»

А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».

Старуха и говорит: «Ты донесешь ли, Липунюшка?»

Донесу, матушка...

Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле.

В поле попалась ему на дороге кочка; он и кричит: «Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес».

Старик услыхал с поля, кто-то его зовет, пошел к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит: «Откуда ты, сынок?» А мальчик говорит: «Я, батюшка, в хлопочке вывелся», и подал отцу блинов. Старик сел завтракать, а мальчик говорит: «Дай, батюшка, я буду пахать».

А старик говорит: «У тебя силы недостанет пахать».

А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поет.

Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику: «Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?»

А старик говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.

Барин и говорит: «Старик! продай мне мальчика». А старик говорит: «Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть».

А Липунюшка говорит старику: «Продай, батюшка, я убегу от него».

Мужик и продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене: «Я тебе радость привез». А жена говорит: «Покажи, что такое?» Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.

Три медведя (Сказка)

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михайлы Иваныча; другой поменьше - Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева; другая средняя - Настасьи Петровнина; третья маленькая - Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Какая бывает роса на траве (Описание)

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Осязание и зрение (Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, - увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, - увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

Куда девается вода из моря? (Рассуждение)

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Возможно, такой заголовок смутит некоторых родителей, мол не сошла ли она с ума, пичкать маленького ребенка такими сложными произведениями, аж Льва Николаевича Толстого. Но нет, не сошла:) Более века назад известный русский писатель Лев Толстой написал рассказы для крестьянских детей, которых обучал грамоте в своей усадьбе Ясная Поляна. В те времена детских книг практически не было, потому Толстой сам написал множество простых и понятных детям рассказов, которые до сегодняшних дней не потеряли своей актуальности и значимости. Они с младых лет развивают чувство добра и справедливости, учат с любовью и уважением относиться к окружающему миру. Потому я просто не могла не приобрести хотя бы парочку книг этого замечательнейшего писателя для своего трехлетнего сына.

Я обожаю Льва Николаевича Толстого, не только его произведения, но и всю его философию и взгляды на жизнь. Он был невероятно мудрым и высоконравственным. Его взгляды и отношение к жизни очень резонируют с тем, как я понимаю наше бытие. Конечно, мне далеко до такой осознанности, но Лев Николаевич вдохновляет меня! А его произведения дышат невероятной живой атмосферой, они просто великолепны!

Именно поэтому я решила начинать вводить книги Толстого с самого детства. Тем более, что Лев Николаевич написал не мало детских рассказов, басней и сказок, адаптированные тексты которых помогут к тому же с успехом приобщиться ребенку к волшебному миру русской классической литературы.

«Маленькие рассказы»

Первым делом я прикупила такую вот чудесную книжку.

Называется она «Маленькие рассказы». Название говорит само за себя. Основую часть книги составляют именно маленькие рассказы. О добре, о справедливости, о честности, о труде, о дружбе, о любви, и других качествах, которые характеризуют высокую личность человека. Читая подобные рассказы маленькому ребенку, вы даете ему понять правильные вещи. Какие качества в жизни уважаются и ценятся, а какие только уродуют человека. Вот, например, один такой коротенький рассказ.


Большинство рассказов даже еще короче, буквально пару предложений, но в них заложена огромная мудрость! Талант Льва Толстого вкладывать глубокий смысл в простые слова бесценен и уникален. И с его книгами несомненно можно знакомить детей с самых маленьких лет. В нашем случае это три года.

Но и для более взрослых детишек эта книга подойдет. В ней 183 страницы и 65 произведений. Есть и более длинные, как «Филипок», например, которого можно читать лет с пяти.

Так что, книга «Маленькие рассказы» будет совсем не лишней в детской библиотеке. Конечно, читать подобные рассказы лучше с мамой, чтобы она комментировала и обсуждала с ребенком то, что хотел сказать автор. Более того, у этой книги удобный формат, хорошее качество плотных листов и твердой обложки, и ооочень душевные картинки, настоящие, передающие атмосферу того времени. Я прямо очень рада, что приобрела эту книгу:)

«Лев и Собачка»

Я вполне осознаю, что это простое, но безумно драматическое произведение, рановато для трех лет. Но просто очень захотела, чтобы оно было в нашей домашней библиотеке. Сама я прочитала «Льва и собачку» еще до школы, просто была эта книга в доме, а я взяла ее в руки и прочла. Словами не передать какую боль и сострадание вызвал этот рассказ в моем маленьком сердце. Я переживала очень. Считаю, что эта книга никого не оставит равнодушным. Она будит сострадание, учит сопереживать и сочувствовать чужой боли.

Есть более дешевые варианты этой книги, но я выбрала именно этот — от издательства «Речь». Иллюстрации в таком стиле мне очень импонируют. Словно художник прямо в книге делал мазки своею кистью.

Рисунки очень лаконичны, на них только основные зарисовки, но от этого они становятся более ясными ребенку, а главное, удивительным образом позволяют прочувствовать глубже буквально каждую страницу.

Привезенная курьером книга меня просто сразила! Она оказалась большего размера, чем я себе представляла: формат больше, чем А4; качество просто отличнейшее, в общем, настоящее украшение детской библиотеки! Ну а сам рассказ, думаю, в 4,5 года мы попробуем почитать. Посмотрю, готов ли сын к восприятию сего произведения, если нет, то будем ждать, но рано или поздно час этой книги у нас несомненно настанет =)

Лев Толстой был не только великим писателем, известным всему миру, но еще и выдающимся педагогом и философом. Его книги позволят нам ознакомиться с его художественными произведениями, написанными для просвещения, образования и воспитания детей. В них собраны произведения для начального чтения, в основном, из двух больших циклов Толстого — «Русские книги для чтения» и «Народные рассказы».

Книги идеально подойдут для семейного чтения, поскольку великий русский писатель и мыслитель адресовал свои сказки, басни и притчи не только детям, но и самому широкому кругу читателей разного возраста, преподавая нравственные уроки добра, трудолюбия и духовности.

Скачать книги Льва Толстого для детей

Ниже по ссылкам вы можете скачать несколько детских сборников, автором которых является Лев Николаевич Толстой. Среди них есть и сказки и басни и былины, в общем несколько десятков самых известных и лучших произведений Льва Толстого для детей.

Подборка других детских книг Льва Николаевича Толстого


4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Галка и кувшин

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Крысы и яйцо

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватить; катить? — разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

Жучка

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Волк и коза

Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».

Обезьяна и горох

(Басня)
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Мышка, кот и петух

Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

Лев и мышь

(Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

Варя и чиж

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Старый дед и внучек

(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.