Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Искандер кролики и удавы анализ произведения. Фрагмент работы для ознакомления

Искандер кролики и удавы анализ произведения. Фрагмент работы для ознакомления

Учитель ГОУ ЦО №556

Еремина Людмила Вадимовна

Фантастика и реальность в произведениях русской литературы.

Фазиль Искандер. Философская сказка «Кролики и удавы».

Из множества произведений аллегорического характера, появившихся в последние десятилетия, наиболее значительной следует признать философскую сказку Ф.Искандера «Кролики и удавы». Актуальность темы, глубина анализа социальных процессов, происходивших с нашим обществом с конца 80-х годов ХХ века, и широта обобщений нравственного характера, безусловно, делают произведение значимым. Продолжая сатирическую традицию философских сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.Искандер изображает аллегорическую картину тоталитарного общества, использующего для поддержания своей состоятельности аппарат подавления и демагогию. Однако сказка «Кролики и удавы» не только о прошлом. Она о нашем настоящем и о будущем. Как всегда, русская литература предостерегает нас от мягкотелости, инертности, погони за материальными благами в ущерб нравственным ценностям, призывает к созданию зрелых общественных институтов, которые на допустят манипуляций общественным мнением в интересах власти.

Творчество Ф.Искандера знакомо нам по ряду произведений, где автор повествуется о быте абхазской деревни, где старейшины рода изрекают мысли, ценность которых простирается далеко за пределы солнечной Абхазии, где комическое и грустное живут бок о бок, где в ярких бытовых сценах отражаются глубокие нравственные проблемы.

Самостоятельное место в творчестве Ф.Искандера занимают философские сказки. Читателю уже знакомы опубликованные ранее «Созвездие Козлотура» и «Джамхух – сын Оленя». В этих произведениях освещаются проблемы, над решением которых бьется все человечество.

И вот перед нами еще одна философская сказка «Кролики и удавы». Действие происходит в далекой от нас южной-преюжной стране, действующими лицами являются животные, однако каждый из нас может найти знакомые для себя параллели, увидеть критический разбор ситуаций, в которых в той или иной форме пришлось участвовать каждому из нас, а также рассмотреть перспективы развития общества, в котором мы живем. В сказке нет конца, ни счастливого, ни трагического, счастье, как и страдание, неизбежные спутники жизни каждого, однако произведение в целом является оптимистическим, поскольку, как показывает писатель, солидарность даже таких слабых животных, как кролики, может серьезно повлиять на судьбу общества.

Итак, о чем же повествует философская сказка?

В южной-преюжной стране существует Государство Кроликов. В этом Государстве поддерживается Авторитарная форма правления, во главе государства стоит Король, однако общество Кроликов достигло такой стадии развития, когда Авторитарную Власть необходимо искусственно поддерживать. Очень умело Ф.Искандер исследует все атрибуты Авторитарной Власти, к которым в первую очередь относятся:

Мечта о Цветной Капусте, т.е. благах, которые ожидают всех членов Общества Кроликов в отдаленном будущем

Органы принуждения, которые подавляют и уничтожают тех, кто не согласен с официальными мифами и версиями.

Каждый из атрибутов выписан весьма ярко и насыщен деталями. Мечту о Цветной Капусте Король и Правящая Верхушка стремятся сделать перманентной. Светлые горизонты будущего должны непрерывно отодвигаться от Кроликов по мере развития их общества. Даже изображение Цветной Капусты медленно, но непрерывно меняется для того, чтобы мечта о ней лучше соответствовала структуре момента.

Еще подробнее изображены Органы Принуждения. В их состав входят и органы прямого подавления инакомыслия (контингент Удавов, задачей которых является отглот неугодных кроликов), и Королевская Охрана, которая должна быть достаточно могущественной, чтобы защитить Короля от возможных выступлений рядовых кроликов. Но именно вследствие своей могущественности эта Охрана стала опасной и для самого Короля, поэтому понадобилась Вторая Охрана, для того чтобы защищать Короля от Первой Охраны, и т.д. Ф.Искандер убедительно показывает, что грубого принуждения недостаточно для того, чтобы поддерживать Авторитарную Власть, не вызывая при этом возмущения членов Общества Кроликов, необходима поддержка интеллигенции. Если какой-нибудь кролик ОТГЛАТЫВАЛСЯ, то с помощью слухов, которые в Государстве Кроликов заменяли средства массовой информации, разъяснялось, что этого кролика ЗАСЕКРЕТИЛИ и перевели на работу по созданию Цветной Капусты, а если семья Репрессированного кролика проявляла интерес к его судьбе, то ликвидировалась и семья, а слухи вещали о том, что Репрессированный кролик настолько важен, что ему разрешили взять к себе семью. Король кроликов, хорошо понимая, что для сохранения власти ему необходима поддержка творческих слоев общества, удерживает около себя выжившего из ума Поэта-Буревестника, который к месту и не к месту провозглашает «…пусть сильнее грянет Буря!» и участвует в гнусных предательствах своих собратьев.

Все тот же Поэт-Буревестник открыл алкогольное действие чернил, предназначенных для обеспечения всеобщего образования в государстве Кроликов. Кролики чернилами не пишут, а посасывают их, что способствует легкости души и приятным сновидениям. Так Буревестник стал Горевестником для многих Порядочных Кроликов, а борьба за всеобщую грамотность привела к значительному росту потребления чернил внутри страны. Главный же Ученый Государства Кроликов, разделив количество истраченных чернил на общую численность населения, сделал вывод о всеобщей грамотности населения.

Значительное место в сказке отведено исследованию Пайковой Системы Распределения Благ, которая также служит для укрепления Авторитарной Власти. Любопытно отметить, что основным занятием членов Общества Кроликов является воровство. Общественно полезный труд хотя и провозглашается, но не вызывает у Членов Общества энтузиазма, поскольку не может прокормить ни трудящегося, ни его семью. Государственные богатства создаются за счет налога на уворованное, именующегося Огородным Налогом. В Обществе Кроликов за счет Государства содержится Привилегированная Прослойка, так называемые Допущенные к Столу. В эту Прослойку входит верхушка Охраны, сотрудничающие с Королем деятели искусства и даже, для поддержания версии о демократизме, вдовы некоторых Репрессированных кроликов. Король заботится о расслоении даже этой Привилегированной Прослойки, для чего распущен слух о том, что часть Допущенных к Столу имеет еще более высокие привилегии и является Допущенной к Столику. И хотя в действительности никакого Столика нет, как и не ведется работа по созданию Цветной Капусты, миф о Столике действует безотказно: допущенные к Столу буквально рвутся из кожи, создавая культ личности Короля и надеясь, что их усилия приведут к дальнейшему продвижению по линии приобретения Пайковых Благ. Ф.Искандер убедительно доказывает, что Система Пайковых Благ и закрытых распределителей является основой общества, построенного по типу Кроличьего. Без такой системы власть Короля невозможна, всякого, кто замахнется на эту иерархическую систему, необходимо немедленно отправить в ОТГЛОТ.

Что же позволяет Удавам отглатывать членов Общества Кроликов, если последние быстро бегают, высоко прыгают и, значит, могут легко спастись? Существует версия о том, что удавы будто бы обладают гипнозом, который заставляет Кролика идти прямо в пасть Удава. Эту версию усиленно распространяет Король и его ближайшее окружение. Однако оказалось достаточным одному из Кроликов задуматься над природой гипноза (автор так и именует этого кролика: ЗАДУМАВШИЙСЯ), как тот легко установил экспериментально, что гипноз Удавов – это страх Кроликов: «Их гипноз – это наш страх, Наш страх их гипноз!» - говорит Задумавшийся. Страх, страх, только страх! – вот что стремится внушить своим согражданам Королевская Верхушка. А Задумавшийся Кролик? В соответствии с традициями, он должен быть немедленно передан в ОТГЛОТ, и Король совместно с Поэтом-Буревестником немедленно совершают предательство. Тщательно и скрупулезно Ф.Искандер исследует психологию Предателя как личности и Предательство в целом. Думается, что выводы этого исследования имеют смысл и за пределами Государства Кроликов. Оказывается, за предательство можно платить ничтожно мало потому, что плата выдается вперед. Предательство еще не совершено, лишь слегка просматривается в туманном будущем и как будто не таит в себе неприятных последствий, а плата за него вполне осязаема.

Важен и вопрос о личности предателя, который отвратительно компрометирует своих товарищей и даже саму чистую кроличью натуру, которой противна даже сама мысль о предательстве.

Не все ладно и в Обществе Удавов. Эти понуждающие Органы также раздираются внутренними противоречиями. Удавы, проявившие нерешительность и мягкость при исполнении карательной функции, изгоняются. Чистку рядов Удавы проводят под лозунгом: «Удав, из которого говорит кролик, - это не тот удав, который нам нужен». Эта фраза проходит рефреном через страницы, посвященные жизни Удавов.

Падение страха перед Удавами и престижа так называемого Гипноза поставило перед Удавами ряд сложных проблем. Для своего сохранения как биологического вида им приходится совершенствовать карательные методы. Удав-Пустынник, изгнанный из организации за нечеткое исполнение порученной ему операции по ОТГЛОТУ преданного Кролика, изобретает новый способ подавления – УДУШЕНИЕ. Именно Удушение, он считает, должно обеспечить поднятие престижа Удавов. Любопытно, что сон об Удушении приснился и Королю Кроликов, и в том, как хищные птицы поднимают труп Удава, он увидел доброе предзнаменование: «Падающий Удав снова поднят на должную высоту».

В сообществе Удавов борьба за власть, лицемерие и интриги распространены очень широко. Ф.Искандер использовал разнообразные художественные приемы, создавая с их помощью у читателей чувство неприязни к этим тварям. Убедительно показано, что Удавы сами по себе вряд ли могли бы существовать как биологический вид, если бы не поддержка со стороны Короля Кроликов.

Сказка уже почти кончается, а для оптимизма нет никаких оснований. Задумавшийся кролик предан и проглочен Удавом, его последователь – Возжаждавший Кролик – не нашел поддержки в массах, Поэт-Буревестник сочиняет льстивые стихи, Падающий Удав вновь поднят на должную высоту, а Удушение, видимо, еще способно поддержать страх Кроликов перед Авторитарной Властью. Но тут появляется новое действующее лицо – Молодой Крольчонок. Молодое поколение не обладает заштампованным сознанием, которое подвержено влиянию мифов об Авторитарной Власти, оно хочет видеть результаты, к которым пришло Государство Кроликов в результате самоотверженного труда предшествующих поколений. К глубокому разочарованию, результатов нет, только пустота и высокопарные фразы. На простой вопрос Крольчонка: «Дяденька, Цветной Капустки хотца!» - ни Король, ни его Свита не могут дать вразумительного ответа. Протест молодого поколения поставил Правящую Верхушку в затруднительное положение: ведь против молодежи нельзя применять жестокие репрессивные меры (вроде отглота и удушения), а нужно проводить воспитательную работу.

Оптимизм сказки заключается именно в том, что ни Королю, ни руководящим работникам его Охраны не удалось добиться никаких успехов в деле воспитания молодого поколения в виде приверженности его Авторитарной Власти. Крольчонок неведомым образом ускользает от Королевской охраны, раздваивается. Не ясно даже, действует ли он в одиночку или мы имеем дело с множеством похожих крольчат. Нам кажется, что именно с молодым поколением автор связывает свои надежды на перемены в Государстве Кроликов.

Приведем несколько замечаний по поводу жанровой специфики данного произведения. Автор именует свое произведение философской сказкой, однако такое определение жанра несколько уже, чем круг поднятых проблем. Хотя в произведении затрагиваются вопросы, жизненно важные для Кроликов и Удавов, а также автор блистательно объясняет такие понятия, как мерзость, несправедливость, предательство, ликование и патриотизм, думается, главная задача Ф.Искандера заключается не только в выяснении смысла данных понятий для южной-преюжной страны.

По нашему мнению, предметом размышления автора является возможность существования государства с Авторитарной Формой правления при трудовой и политической пассивности его граждан. Автор анализирует процессы внутреннего развития государства и его перспективы начиная с малозначительного разговора Удавов о сущности гипноза, поэтому вступление действительно напоминает сказку о животных какой-нибудь тропической страны. Конец произведения – тоже Удавьи разговоры о старых и добрых временах, когда можно было гипнотизировать кроликов впрок, и о трудностях добычи пищи новым методом, на который тратится много сил. Все приведенные разговоры далеки от основной темы исследования, само же рассуждение имеет аллегорический смысл и касается общекроличьей морали и законов бытия Общества Кроликов. Т.о, перед нами повесть-притча, параболическая композиция, содержание, отражающее общефилософские вопросы бытия, заключено не в характерах и жизненных обстоятельствах, а в исключительной заостренности мысли самого автора. Сюжет же использован только для иллюстрации авторской идеи.

Повесть интересна также со стилистической точки зрения. Обилие каламбуров, афористических выражений, рефренов, оксюморонов, логически выверенных рассуждений приковывает внимание читателя. Приведем несколько примеров. У Кроликов состоялось «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ собрание на Королевской Лужайке», на котором члены Общества пришли к выводу, что жизнь в этом государстве «сплошной праздник ПЛОДОРОДИЯ и ЧРЕВОУГОДИЯ». Когда же зашла речь о необходимости сократить набеги на огороды туземцев, то Король провозгласил, что в его государстве возможен «РЕЖИМ экономии только не за счет интересов РЕЖИМА». Кролики же ужаснулись перспективе неполного удовлетворения их пищеварения и попросили своего Короля не поднимать подобных вопросов, т.к. ими он «сыплет СЛАДКУЮ СОЛЬ на их раны». Интересна также фраза, являющаяся своеобразным «кодексом чести» Удавов: «Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен».

Наиболее интересна как в содержательном, так и в стилистическом отношении первая часть повести, во второй же автор увлекается побочными проблемами и несколько нарушает единство произведения.

Повесть заканчивается прямым обращением к читателю, в котором автор предостерегает от излишнего оптимизма.

История взаимоотношений Удавов и Кроликов, по мнению автора, является грустной. Он предпочитает читателя несколько помрачневшего, полагая, что именно помрачневший, а не возрадовавшийся читатель еще может чем-то помочь Обществу Кроликов.

Читатель! Хочется, чтобы прочитав эту статью, ты тоже несколько помрачнел… и вступил в общество Защиты Животных. Особенно призываю быть милосердным к Крольчатам. Верь, что свои, даже спорные мысли, они высказывают из лучших побуждений, стремясь искоренить то зло, которое, к сожалению, было создано активными действиями пособников Авторитарной Власти и пассивностью последующих поколений. Если ты, читатель, вступишь в общество защиты животных, то отглот и удушение Крольчат станут невозможными.

События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики поддаются гипнозу и не было ли попыток бунта. Тогда другой удав, по прозвищу Косой, хотя на самом деле он одноглазый, решается поведать своему юному другу «удивительный рассказ» о том, как проглоченный им кролик внезапно взбунтовался прямо у него в животе, не желал там «утрамбовываться» и «не переставая вопил» из его живота всякие дерзости. Тогда глава удавов, Великий Питон, приказал выволочь Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны «утрамбовали» дерзкого кролика, пусть ценой здоровья и даже жизни «жалкого» удава Косого, ибо «удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Очнулся несчастный удав лишь через две недели и уже одноглазым, не помня, в какой момент из него выпрыгнул дерзкий кролик.

Рассказ Косого подслушивает кролик, которого зовут Задумавшийся, так как он много думает; в результате длительных размышлений этот кролик приходит к смелому выводу и сообщает о нем потрясенным удавам: «Ваш гипноз — это наш страх. Наш страх — это ваш гипноз». С этой сенсационной новостью Задумавшийся спешит к другим кроликам. Рядовые кролики в восторге от идеи Задумавшегося, однако Королю кроликов такое свободомыслие не по вкусу, и он напоминает кроликам, что хотя «то, что удавы глотают кроликов, — это ужасная несправедливость», но за эту несправедливость кролики пользуются «маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами»: горох, капусту, фасоль, и если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую. Опасаясь разрушительной силы всего нового, а также утраты собственного авторитета в глазах рядовых кроликов, Король призывает кроликов довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты. Кролики чувствуют, что «в словах Задумавшегося есть какая-то соблазнительная, но чересчур тревожащая истина, а в словах Короля какая-то скучная, но зато успокаивающая правда».


Хотя для рядовых кроликов Задумавшийся все же герой, Король решает тайком устранить его и подговаривает бывшего друга Задумавшегося, а ныне — приближенного ко двору и фаворита Королевы по имени Находчивый предать опального кролика, для чего необходимо громко прочитать в джунглях сочиненный придворным Поэтом стих с «намеками» на местонахождение Задумавшегося. Находчивый соглашается, и однажды, когда Задумавшийся и его ученик по имени Возжаждавший размышляют, как устранить несправедливость из жизни кроликов, к ним подползает юный удав.

Задумавшийся решает поставить эксперимент, чтобы доказать свою теорию об отсутствии гипноза, и действительно не поддается гипнозу удава. Раздосадованный удав рассказывает кроликам о предательстве Находчивого, и Задумавшийся, искренне любящий родных кроликов и глубоко потрясенный подлостью Короля и самим фактом предательства, решает принести себя в жертву удаву, чей инстинкт
оказывается сильнее доводов рассудка, и юный удав, к ужасу Возжаждавшего, помимо собственной воли съедает «Великого кролика». Задумавшийся перед смертью завещает верному ученику свое дело, как бы передавая ему «весь свой опыт изучения удавов».

Тем временем юный удав, осмелев после поедания Задумавшегося, приходит к выводу, что удавами должен править удав, а не какой-то там инородный Питон. За такую дерзкую мысль удава ссылают в пустыню. Туда же за предательство ссылают и Находчивого (Король открестился от него). Изголодавшийся удав вскоре придумывает новый метод поедания кроликов — через удушение — и глотает изумленного Находчивого. Удав логично решает, что с «таким гениальным открытием» Великий Питон его «примет с распростертыми объятиями», и возвращается из пустыни.


А между тем в джунглях Возжаждавший ведет огромную воспитательную работу среди кроликов — он даже готов в качестве эксперимента пробежать по телу удава в обе стороны. В эпоху умирания гипноза царит полный хаос: «открытие Задумавшегося относительно гипноза да еще обещания Возжаждавшего пробежать по удаву туда и обратно во многом расшатали сложившиеся веками отношения между кроликами и удавами». В результате появляется «огромное количество анархически настроенных кроликов, слабо или совсем не поддающихся гипнозу». Но королевство кроликов не разваливается именно благодаря возвращению Удава-Пустынника. Он предлагает метод удушения кроликов и демонстрирует его на Косом, так что тот испускает дух. После этого Великий Питон прощает Пустынника и назначает его своим заместителем. Вскоре Пустынник сообщает удавам о смерти Великого Питона и о том, что, согласно воле покойного, он, Великий Пустынник, будет управлять ими. Пока удавы совершенствуются в технике удушения, прославляя нового правителя, Король кроликов догадывается и оповещает кроликов о надвигающейся опасности, предлагая старый, но единственный метод борьбы с удавами — «размножаться с опережением».

Интересно, что и кролики, и удавы сожалеют о старых добрых временах. Деятельность Возжаждавшего теперь, когда удавы душат всех подряд, имеет «все меньше и меньше успеха». Кролики идеализируют эпоху гипноза, потому что тогда умирающий не чувствовал боли и не сопротивлялся, удавы — потому что было легче ловить кроликов, но и те и другие сходятся на том, что раньше был порядок.

Р. S. Позднее автору суждено было убедиться в научной правоте наблюдений Задумавшегося: один знакомый змеевед «с презрительной уверенностью» сообщил ему, «что никакого гипноза нет, что все это легенды, дошедшие до нас от первобытных дикарей».

Фантастичный мир сказки Искандера представлен далекой африканской страной, где удавы традицион-но поедают кроликов, кролики принимают это как данность, считая, однако, несправедливостью, а обезьяны, слоны и туземцы придерживаются сторон-ней позиции. Изображая два таких, на первый взгляд, разных общества, писатель показывает не-ожиданный их симбиоз: «...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе го-воря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы», — разъясняет правитель удавов Великий Питон своим подопечным. Их сходство этим не ограничива-ется, и те и другие представляют собой модель тотали-тарного идеологизированного общества со всеми со-путствующими атрибутами: гимнами, флагами, мая-чащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует лживое раболепие, основывающееся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого сво-бодомыслия. «Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов». Жизнь кро-ликов и удавов наполнена бесконечными предатель-ствами и доносами на себе подобных, часто оказыва-ясь на их месте, причем, «...любой преданный преда-тель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он пре-дан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко». А насколько философична фраза о том, что «тот, кто раздумывает над вопросом, донести или не донести, в конце концов обязательно донесет, потому что всякая мысль стремится к завер-шению заложенных в ней возможностей».

Удавы, поглощающие кроликов, гордятся своей гуманностью, которая, по их мнению, проявляется в том, что они, гипнотизируя кроликов, избавляют их от мучительной смерти. Кролик, объявивший, что «...их гипноз — это наш страх. А наш страх — это их гипноз», создал, по сути, революционную ситуацию, опасную как для удавов, так и для кроликов. Одним это грозит голодом, другим - анархией. Предложенный удавом Пустынником новый метод убиения кроли-ков — удушение, заставляет и тех, и других сожалеть о старых добрых временах, забыв о прежних возму-щениях: «Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его».

«Удивительно, что и старые удавы, делясь воспо-минаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, как водится, многое пре-увеличивали». Итак, благие намерения Задумавше-гося закончились всеобщим разочарованием, что опять позволяет провести параллель с историей на-шей страны, пережившей революцию, последствия которой оказались непредсказуемы. Ассоциации с прошлым нашей страны вызывает и обилие бессмыс-ленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами: «Удав, из которого говорит кролик, — это не тот удав, который нам нужен». «Шипите шепо-том, не забывайте, что враг внутри нас», «чем лучше запасной выход, тем меньше шансов, что он потребу-ется» , «на образование кроликов чернил не жалеть» и тому подобное.

Но «Кроликов и удавов» нельзя назвать только са-тирическим произведением, ведь темы, затрагивае-мые писателем, относятся к категории вечных и переосмысливаются не одним поколением: предательство, трусость, измена своим идеалам за право быть «допу-щенным» , судьба личности, восставшей против обще-ства, психология власти — все это повторяется из века в век, порождая новых героев и тиранов.


Искандер Ф., Кролики и удавы.
События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики поддаются гипнозу и не было ли попыток бунта. Тогда другой удав, по прозвищу Косой, хотя на самом деле он одноглазый, решается поведать своему юному другу "удивительный рассказ" о том, как проглоченный им кролик внезапно взбунтовался прямо у него в животе, не желал там "утрамбовываться" и "не переставая вопил" из его живота всякие дерзости. Тогда глава удавов, Великий Питон, приказал выволочь Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны "утрамбовали" дерзкого кролика, пусть ценой здоровья и даже жизни "жалкого" удава Косого, ибо "удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен". Очнулся несчастный удав лишь через две недели и уже одноглазым, не помня, в какой момент из него выпрыгнул дерзкий кролик.
Рассказ Косого подслушивает кролик, которого зовут Задумавшийся, так как он много думает; в результате длительных размышлений этот кролик приходит к смелому выводу и сообщает о нем потрясенным удавам: "Ваш гипноз - это наш страх. Наш страх - это ваш гипноз". С этой сенсационной новостью Задумавшийся спешит к другим кроликам. Рядовые кролики в восторге от идеи Задумавшегося, однако Королю кроликов такое свободомыслие не по вкусу, и он напоминает кроликам, что хотя "то, что удавы глотают кроликов, - это ужасная несправедливость", но за эту несправедливость кролики пользуются "маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами": горох, капусту, фасоль, и если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую. Опасаясь разрушительной силы всего нового, а также утраты собственного авторитета в глазах рядовых кроликов, Король призывает кроликов довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты. Кролики чувствуют, что "в словах Задумавшегося есть какая-то соблазнительная, но чересчур тревожащая истина, а в словах Короля какая-то скучная, но зато успокаивающая правда".
Хотя для рядовых кроликов Задумавшийся все же герой, Король решает тайком устранить его и подговаривает бывшего друга Задумавшегося, а ныне - приближенного ко двору и фаворита Королевы по имени Находчивый предать опального кролика, для чего необходимо громко прочитать в джунглях сочиненный придворным Поэтом стих с "намеками" на местонахождение Задумавшегося. Находчивый соглашается, и однажды, когда Задумавшийся и его ученик по имени Возжаждавший размышляют, как устранить несправедливость из жизни кроликов, к ним подползает юный удав. Задумавшийся решает поставить эксперимент, чтобы доказать свою теорию об отсутствии гипноза, и действительно не поддается гипнозу удава. Раздосадованный удав рассказывает кроликам о предательстве Находчивого, и Задумавшийся, искренне любящий родных кроликов и глубоко потрясенный подлостью Короля и самим фактом предательства, решает принести себя в жертву удаву, чей инстинкт оказывается сильнее доводов рассудка, и юный удав, к ужасу Возжаждавшего, помимо собственной воли съедает "Великого кролика". Задумавшийся перед смертью завещает верному ученику свое дело, как бы передавая ему "весь свой опыт изучения удавов".
Тем временем юный удав, осмелев после поедания Задумавшегося, приходит к выводу, что удавами должен править удав, а не какой-то там инородный Питон. За такую дерзкую мысль удава ссылают в пустыню. Туда же за предательство ссылают и Находчивого (Король открестился от него). Изголодавшийся удав вскоре придумывает новый метод поедания кроликов - через удушение - и глотает изумленного Находчивого. Удав логично решает, что с "таким гениальным открытием" Великий Питон его "примет с распростертыми объятиями", и возвращается из пустыни.
А между тем в джунглях Возжаждавший ведет огромную воспитательную работу среди кроликов - он даже готов в качестве эксперимента пробежать по телу удава в обе стороны. В эпоху умирания гипноза царит полный хаос: "открытие Задумавшегося относительно гипноза да еще обещания Возжаждавшего пробежать по удаву туда и обратно во многом расшатали сложившиеся веками отношения между кроликами и удавами". В результате появляется "огромное количество анархически настроенных кроликов, слабо или совсем не поддающихся гипнозу". Но королевство кроликов не разваливается именно благодаря возвращению Удава-Пустынника. Он предлагает метод удушения кроликов и демонстрирует его на Косом, так что тот испускает дух. После этого Великий Питон прощает Пустынника и назначает его своим заместителем. Вскоре Пустынник сообщает удавам о смерти Великого Питона и о том, что, согласно воле покойного, он, Великий Пустынник, будет управлять ими. Пока удавы совершенствуются в технике удушения, прославляя нового правителя, Король кроликов догадывается и оповещает кроликов о надвигающейся опасности, предлагая старый, но единственный метод борьбы с удавами - "размножаться с опережением".
Интересно, что и кролики, и удавы сожалеют о старых добрых временах. Деятельность Возжаждавшего теперь, когда удавы душат всех подряд, имеет "все меньше и меньше успеха". Кролики идеализируют эпоху гипноза, потому что тогда умирающий не чувствовал боли и не сопротивлялся, удавы - потому что было легче ловить кроликов, но и те и другие сходятся на том, что раньше был порядок.
Р. S. Позднее автору суждено было убедиться в научной правоте наблюдений Задумавшегося: один знакомый змеевед "с презрительной уверенностью" сообщил ему, "что никакого гипноза нет, что все это легенды, дошедшие до нас от первобытных дикарей".

В «Кроликах и удавах» Ф. Искандер показал тоталитарную общественную систему, продемонстрировал механизм ее дейст-вия. Сказка представляет собой развернутую метафору социаль-ного строя, в котором три уровня иерархии: удавы во главе с Великим Питоном, заглатывающие кроликов; кролики; тузем-цы, которые выращивают овощи.

Мир кроликов и удавов — это привычный, устоявшийся мир, основанный на безотчетном страхе одних перед другими, на негласном договоре, по которому верхушка кроличьего коро-левства попустительствует «заглоту» кроликов удавами. Загип-нотизированные страхом кролики даже не пытаются сопротив-ляться, когда их проглатывают удавы. Мир кроликов — мир кон-формизма, лжи, цепи доносов и предательств и — всеобщего парализующего страха.

В этом кроличьем королевстве существует своя иерархия. Во главе государства стоит Король, управляющий с помощью двух средств — страха и обещания Цветной Капусты (какая замеча-тельная метафора «светлого будущего коммунизма»!). Вокруг него группируются Допущенные к Столу, чье место стремятся лю-быми способами занять Стремящиеся быть допущенными. Для достижения мечты хороши все средства: наушничество, оговор, предательство, соучастие в убийстве.

В народных сказках о животных кролики и удавы представ-ляют две противоположные силы. Но в сказке Искандера это не такая простая противоположность. Здесь не аллегория силы и трусости заключена в животных: каждое из них при наличии родовых качеств еще и индивидуально.

Среди кроликов есть свои индивидуальности. Появился За-думавшийся Кролик, который обнаружил, что кроличий страх — это и есть гипноз, делающий кроликов бессильными перед уда-вами. «Наш страх — это их гипноз. Их гипноз — это наш страх». Если превозмочь страх, то не так-то просто проглотить кролика. Но это открытие ломало систему, по которой разумно управлять кроли-ками можно при помощи надежды — Цветной Капусты и страха. Если кролики не будут бояться, разрушат гипноз страха, будут бдительны перед врагом, то на одной Цветной Капусте долго не продержишься. Поэтому нарушителя гармоничной системы необходимо было устранить. Для этой цели как нельзя лучше подходит Находчивый, который умеет вовремя шепнуть и где надо подпрыгнуть. Он жаждет быть Допущенным к Столу, а для этого готов сделать все, что необходимо Королю. Открыто вы-ступить он не хочет, так как это нарушит его реноме либерала, но выслужиться за счет предательства он готов. Поэтому он рас-певает песенку, в которой завуалированно доносит удавам, где находится Задумавшийся. Но и сам Находчивый оказывается скомпрометированным, и Король отправляет его в ссылку в пус-тыню на съедение удавам. Свидетель и участник убийства Заду-мавшегося уничтожен. В этом эпизоде нашла отражение систе-ма, характерная для репрессивной машины тоталитарного госу-дарства.

Ф. Искандер показывает, что в королевстве кроликов царит кроличья психология и массовый гипноз. Когда после гибели Задумавшегося кролики вздумали бунтовать. Король назначает демократические выборы, но перед этим устраивает сеанс госу-дарственной гимнастики, вызывающей «рефлекс подчинения». «Кролики, встать! Кролики, сесть! Кролики, встать! Кролики, сесть! — десять раз подряд говорил Король, постепенно вместе с музыкой наращивая напряжение и быстроту команды… — Кро-лики, кто за меня? — закричал Король, и кролики не успели очнуться, как очутились с поднятыми лапами». «Государствен-ная гимнастика» — глубокая метафора идеологической пропа-гандистской обработки в тоталитарном обществе, приводящей к единомыслию. Недаром «Король снова пришел в веселое расположение духа. Он считал, что некогда придуманная им гим-настика при внешней простоте на самом деле — великий прием, призванный освежать ослабевающий время от времени рефлекс подчинения». Материал с сайта

Когда Задумавшийся открыл, что гипноз — это страх кроликов, и кролики перестали бояться удавов, это было угрозой не только благоденствию королевства кроликов с его мечтой о Цветной Ка-пусте. Это расшатывало и царство удавов. И вот здесь-то появился удав Пустынник, нашедший новый способ обработки кроликов без гипноза. Этот новый способ — удушение. «А каков верхний и нижний предел удушения?» — спросил один из удавов. Это физи-ческое, экономическое, моральное удушение. Ф. Искандер строит свою сказку так, что возникают аллюзии. Период авторитарной власти сменился более «гуманным», когда инакомыслие не унич-тожалось физически, но удушалось морально. После смерти Вели-кого Питона общество «демократизировалось»: «После воцарения Пустынника жизнь удавов и кроликов вошла в новую, но уже бо-лее глубокую и ровную колею, кролики воровали для своего удо-вольствия, удавы душили для своего». Здесь очевидна аллюзия: время Великого Питона — тоталитарное государство сталинского типа, время Пустынника — более мягкий авторитаризм брежневского типа. Несмотря на явные параллели, социальное пространство сказ-ки значительно шире — это всякое тоталитарное общественное устройство, а не только конкретное советское общество.

Добрый день, уважаемые коллеги!
А у вас так бывало? Произведение нравится, ждешь уроков по его изучению, книгу прочитали, обсудили, а расставаться жаль. Остается что-то недосказанное, недодуманное. А ведь на уроке русского языка можно к нему вернуться вновь, предложив словарный диктант, карточки для пунктуационного разбора. Но, по-моему, более эффективный метод – это предварить изучение произведения уроком русского языка, на котором ребята, еще не читавшие книгу, будут работать с текстом произведения.
Еще один путь – интегрированный урок русского языка и литературы, который решает на практике несколько задач: помогает понять язык, стиль писателя; готовит к комплексному анализу текста; развивает творческие способности учащихся и, наконец, повышает интерес как к литературе, так и к русскому языку.
Предлагаю вашему вниманию такой урок по книге Ф.Искандера.

О.С. Баранова,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл,
гимназия № 1

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(русский язык и литература)

по повести Фазиля Искандера "Кролики удавы"

10 класс

Тема по литературе: «Сатирические приемы в повести Ф.Искандера “Кролики и удавы”».

Тема по русскому языку: «Повторительно-обобщающие упражнения по орфографии и пунктуации на основе указанного текста».

Сатира – это оскорбленная любовь: к людям ли,
к родине, может быть, к человечеству в целом.

Ф.Искандер

Вы не задумывались, зачем писатель прибегает к эзопову языку, сатирическим приемам, фантастике? Главная причина – прибегая к фантастике, объяснить реальный мир. Преувеличивая, фантастика показывает, к чему можем мы прийти, если... Но не будем торопиться.
«Это случилось в далекие-предалекие времена в одной южной-преюжной стране, короче говоря, в Африке...» – так с традиционного сказочного зачина начинается книга Ф.Искандера «Кролики и удавы».
Попадая в Королевство Кроликов и во владения Великого Питона, мы вскоре забываем, что речь идет о представителях фауны. Людские взлеты и падения, муки, страхи, тревоги описаны так узнаваемо, что создается эффект личного присутствия.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

Карточка № 1
Словарный диктант

(Не)смотря (на)молодость, ра(с, сс)тилались тр_пические леса, пр_увеличе(н, нн)ые опасения, усвоили (в)последстви_, таинстве(н, нн)ая работа, засекре-
че(н, нн)ая плантац_я, допуще(н, нн)ые к столу, пр_глядываться, пр_слушиваться, сотр_сение мозга, вышеизложе(н, нн)ые причины, приходит(?)ся вертет(?)ся, пр_дворная жизнь, горес_ный с_рказм, исти(н, нн)ая правда, р_флекс подчинения, га(л, лл)ерея дворца, изгна(н, нн)ый из племени, (не)совершив предательства, мысленно владееш_, п_родия, пр_увеличение це(н, нн)ости жизни, крольч_нок, вынужден пр_рвать гимн, эспонаты кол_екции, пр_зрительная
увере(н, нн)ость.

Задание

Спишите, расставьте знаки препинания (см. карточки № 2–5).

Карточка № 2

Примерно с месяц Находчивый жил в числе Допущенных к Столу припеваючи попиваючи лучшие королевские напитки не говоря о самых свежих овощах доставляемых с огородов туземцев.
Все здесь Находчивому нравилось и только одно удивляло что когда собираются Допущенные к Столу почему-то ни Король ни остальные не говорят о Цветной Капусте. Это было очень странно потому что Король при каждой встрече с рядовыми кроликами так или иначе касался вопроса о Цветной Капусте.
А здесь почему-то не принято было о ней говорить.

Карточка № 3

Раздумывая об этом он решил что вероятно среди Допущенных к Столу есть еще более узкий круг посвященных то есть Сверхдопущенных к Столику и они вероятно не только говорят о Цветной Капусте но хотя бы раз в неделю пробуют ее. Так думал Находчивый а спросить ни у кого не решался потому что не знал кто именно среди Допущенных к Столу допущен к Столику. Спросить думал Находчивый значит признаться что ты сам к этому Столику не допущен. Он решил дождаться случая и спросить обо всем самого Короля.

Карточка № 4

Находчивый сразу же понял что пропеть этот куплет значит выдать удавам своего брата Задумавшегося. И он сразу же решил отказаться от королевского Стола и уйти в рядовые кролики. Ведь все-таки он был от природы не злой хотя и очень честолюбивый. Но тут был один щекотливый момент. По принятому придворному этикету кролик, разжалованный в рядовые обязан был возвратить Королю все полученные награды.
Значит он должен был возвратить и тот капустный лист который ему когда-то подарила Королева и с которого началось его возвышение. Но дело в том что на обратном пути домой он на радостях съел пол капустного листа хотя никак не должен был его есть ибо сам же обещал засушить его на память.

Карточка № 5

Как и всякий преданный предатель он был потрясен грубостью того как его предали. Он не мог понять что грубость всякого предательства ощущает только сам преданный а предатель его не может ощутить во всяком случае с такой силой. Поэтому любой преданный предатель вспоминая свои ощущения когда он предавал и сравнивая их а он предан с полной искренностью думает все-таки у меня это было не так низко.

Карточка № 6

Исследуйте синтаксис повести, сделайте выводы (в качестве материала для исследования можно использовать карточки № 2–5).
(Преобладают сложноподчиненные предложения над сложносочиненными и бессоюзными сложными, используются вводные слова, обособленные определения и обстоятельства.)

Карточка № 7

Понаблюдайте над текстом и докажите, что в разных эпизодах автор использует разные языковые средства и в его повести есть образцы и официально-делового стиля, и публицистического, и разговорного, и художественного, и научного. Приведите примеры таких эпизодов.

Вопросы и задания

1. Выделите основные проблемы, затронутые писателем в книге. Какие из них кажутся вам главными?
2. Расскажите, как было устроено Королевство Кроликов. Постройте иерархическую лестницу.
3. Некоторые герои повести имеют имена (клички). Расскажите, почему их так назвали.
4. Сравните Короля Кроликов и Великого Питона. Что между ними общего? Что помогает им удерживать власть в своих руках?
5. Какой мечтой жил Поэт? Почему она не осуществилась? Что хотел сказать автор его судьбой?
6. Как вы поняли последние страницы повести? (Рассуждения о читателе.)
7. Какие приемы сатиры взял на вооружение Ф.Искандер?
Проиллюстрируйте примерами из текста. Какие человеческие пороки автору особенно неприятны? А вам?

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ

Фазиль Искандер – наш современник, известный писатель. Как-то А.П. Чехов сравнил прозу И.А. Бунина с двойным бульоном: так насыщенна была она, богата и совершенна. Читая Искандера, хочется остановиться, подумать, подивиться мудрости, смелости, точности слога. Поражает также афористичность изложения.
(Интересный материал о писателе учитель найдет в журнале «Литература в школе» № 1, 1992. В нем напечатан автобиографический рассказ Ф.Искандера «Начало». С неподражаемым юмором вспоминает он о юности, встрече с Москвой, поступлении в вуз, учебе, начале писательского пути.)

Беседа по вопросам

1. В своей книге Ф.Искандер говорит о многих очень важных вещах, в которых вам пора учиться разбираться. Назовите проблемы, о которых рассуждает он со страниц книги. (Проблема власти, смысла жизни, судьбы художника в тоталитарном государстве, социального неравенства, личности и общества и др. Но главная проблема, о которой говорит автор, – это, конечно, проблема нравственного выбора.

2. Строгая иерархия, существовавшая в Королевстве Кроликов, позволяет нам представить ее схематично (рисуется на доске):

Король и Королева

придворные кролики (Допущенные к Столу)

Стремящиеся быть Допущенными к Столу

рядовые кролики

Как живут Кролики, стоящие на разных ступеньках этой лестницы? Вспомните и расскажите о тех, кто допущен к Королевскому Столу.

Анализ ключевых сцен

а) Размышления о предательстве и о предателях (судьба кролика Находчивого). Ф.Искандер выводит формулу: «Предавать – это убивать чужими руками». Предателя презирают все: собратья кролики, мартышки, сами удавы. Читая, как Находчивый кончил свою жизнь, видишь слишком дорогую цену Королевского Стола.

б) Выступление Короля Кроликов перед подданными – пример актерского мастерства вождя, который мастерски манипулирует толпой и опять остается во главе государства.

в) История жизни королевского Поэта – история художника, который продал и предал свой талант за блага придворной жизни.

Итак, кто же допущен к Столу Короля? (Поэт, который пишет по указке Короля, предатель Находчивый, который стал таким по просьбе Короля. Значит, те, которые стремятся быть Допущенными, стремятся к Столу Короля, зная, какую плату с них спросят, и они заранее готовы к ней. Только рядовые кролики никуда не стремятся и живут хуже всех: их обманывают, влекут ложной мечтой. И каждый должен сделать свой выбор: где ему быть, куда стремиться.)
Следующая очень важная проблема – проблема власти. И Королю Кроликов, и Великому Питону удается в течение продолжительного времени держать власть в своих руках. Каким образом? (Это мечта о Цветной Капусте у кроликов и теория о гипнозе, которая якобы парализует кроликов, помогая удавам.)
Что же происходит с разуверившимися кроликами и удавами? (Смеются над королями, погрязли в пьянстве, потеряли веру.)
Кролики – жертвы удавов, но у них, хищников, есть свои изгои. Расскажите о них. (Это Коротышка, про которого автор говорит так: «Среди удавов он был известен своей неутомимой любознательностью», ел бананы вместо кроликов, и Великому Питону он «был неприятен, как моральный урод». Значит, плох тот, кто не такой, как все?
Это и Косой, который когда-то проглотил кролика, а тот не умер, а вещал из нутра Косого. Он тоже неугоден Великому Питону: «Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Кролик выскочил, но судьба Косого была предрешена: «Его не трогали, но и почти не говорили с ним. Косой от этого страдал, потому что у каждого живого существа есть неистребимая потребность общаться с подобными себе».) Грустные строки...
Трагична и судьба кролика Задумавшегося. Если большинство его собратьев свято верит в мечту о Цветной Капусте, то Задумавшийся размышляет и задает непростые вопросы. Он неудобен Королю, и тот убирает его чужими руками, при этом назначая пенсию детям своей жертвы.
История кроликов и удавов подошла к концу. Какие человеческие качества особенно отвратительны автору? Какие сатирические приемы особенно удались Искандеру? (Это пародия, ирония, гипербола, сарказм. Приведите примеры.)
И, наконец, последний вопрос. Как вы определите жанр произведения? Мы называли его и философской сказкой, и фантастической повестью. А еще эту книгу можно назвать антиутопией .
Закончите мысль: «Антиутопия – это произведение – предупреждение о том, во что может превратиться человек, если... (перестанет задумываться об окружающем мире; запятнает себя предательством; продаст свой талант или будет творить по указке и т.д.).