Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Илья синявской отец тамары синявской биография. Биографии, истории, факты, фотографии

Илья синявской отец тамары синявской биография. Биографии, истории, факты, фотографии

Тамара Ильинична Синявская (род. 6 июля 1943, Москва, СССР) - советская и российская оперная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982). Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева.

Биография

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.

В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.

С 1964 по 2003 год - солистка Большого театра. Впервые на сцену вышла в роли Пажа в опере «Риголетто» Д.Верди.

В 1973-1974 гг. стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

С 2005 года - заведующая вокальной кафедры в ГИТИСе, профессор.

Депутат ВС СССР 11 созыва с 1984 года.

Личная жизнь

Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева, с которым познакомилась 2 октября 1972 года в Баку, поженились 23 ноября 1974 года в Москве.

Творчество

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).

Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Признание

  • Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.

Репертуар

В её репертуар в Большом театре вошли следующие партии:

  • Паж («Риголетто» Дж. Верди)
  • Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
  • Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
  • Флора («Травиата» Дж. Верди)
  • Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
  • Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
  • Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
  • Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
  • Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
  • Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
  • Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
  • Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
  • Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
  • Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
  • Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
  • Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
  • Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
  • Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
  • Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
  • Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
  • Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
  • Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
  • Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
  • Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
  • Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)

Народные артисты СССР Муслим Магомаев и Тамара Синявская - не просто популярные исполнители, не просто муж и жена: для миллионов советских людей они стали олицетворением целой эпохи. Уникальнейший голос Тамары Синявской завораживал любителей оперной музыки многих стран мира, много лет её звезда ярко сияла на сцене Большого театра. Невероятной славе Муслима Магомаева может позавидовать любая звезда: такой популярности ни до, ни после него не имел в Советском Союзе никто. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, - всё это Магомаев вкусил сполна. Сегодня в это трудно поверить: сотни женщин поднимали авто с любимым певцом на руки и несли несколько километров.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его дед - Муслим Магомаев, знаменитый азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония. Мать - драматическая актриса, отец - художник, погиб на фронте за два дня до Победы, так и не увидев сына.

Всесоюзная известность пришла к Муслиму после выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Его восхитительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покорили слушателей.

1969 год принёс ему победу в Сопоте и первый «Золотой диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, - этой награды Муслим Магомаев был удостоен за то, что записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Певцу едва перевалило за тридцать, когда он стал народным артистом Советского Союза…

Магомаев в первый раз женился в 19 лет. Единственная дочь Марина давно живёт в Штатах и подарила певцу внука. Второй брак Муслима был гражданским.

В октябре 1972 года на декаде русского искусства и литературы в Баку Магомаев познакомился с певицей Тамарой Синявской.

Муслим Магомаев пишет в своей книге «Любовь моя - мелодия»: «На очередном концерте в филармонии меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: „Муслим…“ Она улыбнулась: „И вы ещё представляетесь? Вас ведь знает весь Союз“.

Казалось бы, обычное светское знакомство, но у меня сразу возникло приятное ощущение уюта и симпатии - никакой натянутости, как обычно бывает на такого рода мероприятиях с их дежурными полупоклонами, полуулыбками… Тамара мне понравилась сразу. Мне показалось, что и я ей…

Честно говоря, при той встрече я Тамару не узнал. До этого только раз видел её по телевизору в 1970 году, когда шла трансляция прослушиваний Международного конкурса имени Чайковского. Тогда Тамара Синявская разделила первую премию с Еленой Образцовой. Помню, как, услышав голос Тамары, я воскликнул: „Что за меццо-сопрано! Глубокое, красивое!..“»

Тамара Синявская - коренная москвичка. Родилась 6 июля 1943 года. Она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене. В шестилетнем возрасте девочку приняли в танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Позже Тамара Синявская перешла в хор этого ансамбля, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем ГИТИС по классу пения. Ещё будучи студенткой она обратила на себя внимание и была приглашена в Большой театр, стала солисткой, с успехом гастролировала за рубежом.

После бакинской встречи знакомство продолжалось в Москве, хотя Тамара была замужем. Муслим стал бывать у них дома. Магомаев - порядочный человек, и для него брак был серьёзным препятствием.

У неё с мужем были прекрасные отношения. Любовный треугольник всегда мучителен.

Магомаев стал завсегдатаем Большого театра: прослушал все спектакли с её участием, дарил самые большие, самые красивые букеты…

«Я была тогда замужем, но когда с ним встретилась - всё перевернулось… - вспоминает Тамара Ильинична. - 17 января 1973-го я отправилась в Италию, на стажировку в „Ла Скала“ - просто сбежала со страху… Он мне и туда названивал. Там по телефону я первый раз услышала „Мелодию“ Александры Пахмутовой. Он мне крутил…»

Так они «разговаривали» минут по 30–40. Он ставил пластинку с песней, слова которой соответствовали моменту их отношений. Тамара слушала, потом находила какую-то пластинку у себя, срочно набирала его номер и включала: «Ему было легче - у него пластинок любовных больше, чем у меня».

Стажировка закончилась, Тамара вернулась в Москву, домой. В честь её возвращения Магомаев дал концерт во Дворце съездов, на который она не смогла прийти…

Романтика ухаживания продолжалась. Первой решительный шаг сделала Тамара - она развелась с мужем. Второй шаг помог сделать общий друг.

Магомаев и Синявская сидели в номере гостиницы «Россия». Зашёл «на огонёк» художник Таир Салахов. Накрыли стол, начался обычный в таких случаях разговор… И вдруг Таир сказал решительно: «Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего ещё испытывать?.. Давайте-ка ваши паспорта. У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он всё устроит».

23 ноября 1974 года весь свадебный ритуал совершился тихо и скромно. А на улице их уже поджидала толпа поклонников. Видимо, работники загса оповестили своих знакомых, что женится Магомаев.

Свадьбу праздновали в ресторане «Баку». Сто человек сидело в зале, за столом, и более трёхсот - толпилось за окнами. В округе стало известно, что Магомаев играет свадьбу, и опять повторилась та же история, что была перед загсом. Люди стояли на морозе и ждали, когда Магомаев начнёт петь. Тогда Муслим попросил открыть большие окна и пел собравшимся слушателям… А потом два месяца болел бронхитом…

Звёздную чету часто спрашивают: как уживаются двое вокалистов под одной крышей? «А почему бы им не ужиться? - удивляется Магомаев. - Разве мало на свете артистических пар? Мы солисты, у каждого своя партия. Если занимается Тамара, то ей есть где заниматься, чтобы не мешать мне. Скажем, когда я неважно себя чувствую, тогда для меня чей бы то ни было голос звучит в два раза громче и резче. Тамара, зная об этом, уходит в мой кабинет, где есть электропианино, и спокойно себе занимается. Начинаю петь я - Тамара уединяется на кухне, как ока говорит, в „своём кабинете“».

С тех пор - на концертной сцене и в жизни - они вместе. Их дом невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин. Жаль только, что обзавестись детьми этой певческой паре так и не удалось. «Когда мы поженились, ни у Тамары, ни у меня никого из родственников рядом не было, - поясняет Муслим Магометович. - Родив ребёнка, Тамара должна была бы оставить сцену, и мы решили обойтись без детей… Наше чадо - наш пуделёк Чарли, общий любимец, который очень скучает, когда мы уезжаем на гастроли».

Помимо пения, музыки и преподавательской работы, Муслим Магометович умеет… абсолютно всё: он и электрик, и слесарь, и плотник. Магомаев рисует, лепит, настоящая его страсть - компьютеры. И делает всё с какой-то истовостью, с любовью, очень профессионально, до конца. Максималист.

Вот и свою роскошную, царственную квартиру после ремонта переделывал за мастерами самостоятельно. Реконструированную квартиру, расположенную в самом центре Москвы рядом со зданием ТАСС, иначе как дворцом не назовёшь. Работы шли почти год, и всё это время знаменитое семейство жило на подмосковной даче. Гости не могут поверить, что автором проекта является сама хозяйка дома. Дело в том, что Тамара Ильинична давно хотела воплотить архитектурные идеи, которые вынашивала несколько лет. У певицы открылись незаурядные дизайнерские способности.

Две комнаты объединили в гостиную, главное место в которой занимает рояль. В свой кабинет Муслим Магометович посторонних не пускает. Говорит, что сочинять музыку можно только в интимной обстановке. Владения Тамары Ильиничны - уютная спальня и небольшая кухня, хозяйничать на которой ей помогает домработница. Почти без изменений остался лишь холл, превращённый в галерею памятных подарков, преподнесённых хозяевам восторженными поклонниками.

Когда у Магомаева поинтересовались, вкусно ли готовит Тамара Ильинична, певец ответил дипломатично: «Она не готовит, хотя умеет это делать прекрасно. У нас есть кому кухней заниматься. Я стараюсь освобождать жену от этого труда».

В 1999 году супруги отпраздновали серебряную свадьбу. Магомаев с теплотой вспоминает времена Советского Союза. Они с Тамарой Ильиничной получили хорошее образование, причём бесплатно, были хорошо воспитаны. Да и люди были добрее тогда, какие-то более раскованные, более дружелюбные.

Брак Муслима Магомаева с Тамарой Синявской многие называют идеальным, эталонным…

Время от времени звёздная пара всё же радует поклонников своим появлением на сцене. Семейный дуэт Синявская - Магомаев собирает полные залы. На концертах Муслим, вспоминая своё консерваторское образование как пианиста, садится за рояль и аккомпанирует супруге.

Синявская признаёт, что сегодняшняя ситуация на российской оперной сцене не очень её устраивает - нет артистов, которые «могли бы по-настоящему захватить». Сама она продолжает работать, хотя репертуар, к сожалению, существенно сократился. Однако каждое концертное выступление певицы (особенно совместные выступления с Магомаевым) проходит с громким успехом.

Публикации раздела Музыка

Тамара Синявская. Благородная примадонна

Т амару Синявскую приняли на стажировку в Большой театр против всех правил: в очень юном возрасте, в 20 лет, и без консерваторского образования. Уже через год певица вошла в основной состав труппы и исполняла ведущие партии, а через пять лет - выступала в лучших оперных театрах мира.

Не танцовщица. Певица

Тамара Синявская родилась в Москве в 1943 году. Первыми концертными площадками юной артистки стали подъезды старых домов. Гулкое эхо разносило по этажам популярные песни из кинофильмов в ее исполнении. В конце концов соседи посоветовали матери маленькой певицы пристроить дочь в какой-нибудь кружок.

«Там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе», - вспоминает Тамара Синявская.

Когда Тамаре Синявской исполнилось шесть лет, мама записала ее в танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Но у девочки желания танцевать не было, и вскоре она бросила занятия. Будущая певица вернулась в ансамбль лишь спустя три года - теперь уже в его хоровой состав. Она получила богатый сценический опыт: коллектив часто участвовал в концертах и гастролировал.

По совету Владимира Локтева, руководителя ансамбля, в 1961 году Синявская поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории имени Петра Чайковского . Параллельно пела в хоре Малого театра , изучая драматическое искусство. Чтобы сберечь голос, она бросила свои увлечения - лыжи и коньки, а мороженое ела только летом, когда в театре закрывался сезон. На выпускном экзамене в училище она получила пять с плюсом.

«Лучшая из Ольг» Большого театра

После выпускного 20-летняя Тамара Синявская втайне от матери пошла на конкурсное прослушивание в Большой театр . Это стало своего рода авантюрой, потому что она была слишком юна и не имела консерваторского образования. Однако молодую певицу пригласили в стажерскую группу.

«Наступила очередь выступать Синявской. Когда она подошла к роялю, все переглянулись и заулыбались. Начались перешептывания: «Скоро из детского сада начнем брать артистов!» - так молодо выглядела 20-летняя дебютантка. Тамара спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин»: «Бедный конь в поле пал». Голос - контральто или низкое меццо-сопрано - прозвучал нежно, лирично, даже, я сказал бы, с какой-то взволнованностью. Певица явно входила в роль того далекого паренька, предупредившего русское войско о подходе врага».

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы

Первой ролью Тамары Синявской стал Паж из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. Дебют прошел не совсем так, как хотелось бы артистке: от волнения она пропела свою единственную реплику в два раза медленнее, чем нужно. Когда труппа Большого театра уехала на гастроли в Милан, Синявской предложили исполнить первую большую партию - Ольги из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского . Это выступление стало важным событием в карьере начинающей певицы: критики и коллеги Тамары Синявской признали ее «лучшей из Ольг». Сергей Лемешев (Владимир Ленский) позже говорил, что его герою много лет не хватало «именно такой прелестной Ольги», которая своим выступлением соединила замысел Пушкина и Чайковского.

Еще одной известной ролью певицы стала партия Ратмира в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки . Исполнив ее, Тамара Синявская стала солисткой основной труппы Большого театра.

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы, вспоминал, что уже в этом юном возрасте Тамара Синявская выделялась среди своих сверстников «чувством высокого профессионализма»: «Дважды в одном сезоне Тамаре пришлось рисковать, выступая в тех партиях, которые хотя и были у нее «на слуху», но как следует она их не знала. Так, экспромтом, она исполнила две роли в опере Вано Мурадели «Октябрь» - Наташи и Графини».

Тамара Синявская в партии Ратмира («Руслан и Людмила»). Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в партии Любаши в опере «Царская невеста». Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в заглавной партии в опере «Кармен». Фотография: Георгия Соловьев / музей Большого театра / bolshoi.ru

В конце 60-х годов Тамара Синявская начала гастролировать с Большим театром. В Париже состоялся ее европейский дебют. Певица говорила, что столица Франции дала ей путевку в оперу. Также Синявская побывала в Канаде, Болгарии, Турции, Италии. Вскоре она начала побеждать в вокальных конкурсах. В 1969 году Синявская получила Гран-при и золотую медаль на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Газета «Лё жур» писала: «Ни одного упрека нельзя предъявить Тамаре Синявской, обладающей одним из прекраснейших голосов, которые нам доводилось когда-либо слышать. С редкой музыкальностью и большим чувством она исполняет «Сегидилью» из «Кармен». Также безупречно ее французское произношение. Это поистине великое искусство!»

Спустя год Тамара Синявская победила на IV Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Мнения жюри разделились: советские судьи отдали свои голоса певице Елене Образцовой, а иностранцы - Тамаре Синявской. В результате первое место пришлось делить на двоих. Параллельно с выступлением Тамара Синявская сдала выпускные экзамены в ГИТИСе.

«Ты моя мелодия»

Будущие супруги Тамара Синявская и Муслим Магомаев познакомились в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. Они впервые встретились в филармонии, носящей имя деда Магомаева.

«На очередном концерте меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: «Муслим». Она улыбнулась: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Муслим Магомаев

В 1973–1974 годах Тамара Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала». Муслим Магомаев звонил ей каждый день, влюбленные общались, Синявская слушала его новые записи. Именно в Италии, по телефону, она одной из первых услышала песню «Ты моя мелодия». Эту композицию написали для Муслима Магомаева Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

«Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования».

Тамара Синявская

В 2003 году Тамара Синявская оставила Большой театр. Ее последней партией стала любимая роль Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова . По словам артистки, лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Певица и сегодня ежедневно работает над своим голосом - поет любимые арии и романсы.

«Из благородной примадонны перешла в другое качество - педагога. Это совершенно другая профессия. Я себе не очень нравлюсь, так как я чувствую себя воспитательницей».

Тамара Синявская

С 2005 года Тамара Синявская заведует вокальной кафедрой ГИТИСа, где преподает классический вокал. Она руководит Фондом Муслима Магомаева, проводит конкурсы певцов и стипендиальные программы его имени.

Синявская Тамара Ильинична является народной артисткой РСФСР, народной артисткой СССР. Кроме этих высоких званий, у нее немало правительственных наград. Она неоднократно была лауреатом многих премий на международных конкурсах и фестивалях.

Детские годы

Тамара Синявская, биография которой неразрывно связана со столицей нашей Родины, появилась на свет в Москве 06.07.1943 года.

Она вспоминает, что любила заходить в парадные, обладающие превосходной акустикой с высокими мраморными потолками, мраморным полом, старыми резными лестницами. Девочка пела в них, пока кто-либо не выходил и не интересовался: "Кто тут поет?" После этого она переходила в другое место. С подобными "парадными концертами" маленькая Тамара обходила все подъезды в своем доме, расположенном по улице Мархлевского.

Со стороны соседей в период послевоенного подмосковного детства нередки были просьбы петь потише. Мать не раз слышала совет записать ее на занятия в Дом пионеров. Таким образом она и поступила.

Ансамбль песни и пляски

Сначала девочка занималась в танцевальной группе, которая входила в знаменитый детский ансамбль песни и пляски Локтева В. С.

Тамаре очень нравилось заниматься балетом, но с 1953 года она стала заниматься в хоровом коллективе ансамбля. Это продолжалось восемь лет.

На каждом правительственном концерте в те времена обязательно выступал детский коллектив под управлением Локтева. Он превратился в превосходную музыкально-сценическую школу, где будущая народная артистка привыкла к публике, приобрела "чувство сцены". Ей даже удалось побывать в зарубежной гастрольной поездке в Чехословакии.

Большое влияние оказало кино, которое очень любила Тамара Синявская. Песни из фильмов она хорошо знала и с удовольствием напевала. Одним из ее кумиров была Лолита Торрес.

Музыкальное училище

В годы юности Синявская Тамара мечтала о карьере драматической актрисы, но жизнь распорядилась по-другому. В.С. Локтев посоветовал ей поступать в музучилище.

Московская государственная консерватория им. Чайковского имела такое училище, куда и пошла учиться будущая певица. Учителями ее были сначала Маркова Л. М., затем Померанцева О. П.

На драматическую сцену Синявской выйти все-таки удалось. Будучи студенткой, она участвовала в постановке спектакля "Живой труп" на сцене Государственного академического Малого театра. Выходила она в составе цыганского хора.

Этот период послужил для нее хорошей актерской школой, ведь рядом с ней находились настоящие корифеи сцены. Артисты театра очень тепло относились к молодой певице. Каждый вечер отдавался работе в театре, а весь основной день Синявская Тамара посвящала музыкальным занятиям.

Студенткой училища она исполняла сольную партию в кантате Чайковского "Москва", а также в прокопьевском "Александре Невском". Померанцева отмечала ее старательность и трудолюбие: "На глазах ощущался рост интересной, яркой певицы, обладающей большим потенциалом".

Выпускной экзамен 1964 года у нее прошел на пятерку с плюсом, что было очень необычным для училища. Сразу после этого укрепилась идея о возможности попробоваться в труппу Большого театра.

Большой театр

Синявская вспоминает, как во время какого-то исполнения музыкальной партии она получила записку о том, что один из педагогов советует ей прослушаться в стажерской группе Большого театра. После получения этой записочки она направилась в Большой театр.

В приемную комиссию входила наиболее выдающаяся советская музыкальная элита, где можно было встретить Светланова Е., Рождественского Г., Покровского Б., Архипову И., Вишневскую Г.

Члены комиссии были поражены великолепными вокальными данными юной певицы. Ее сразу взяли стажером, хотя возраст ее не превышал двадцати лет, а консерваторское образование отсутствовало.

В основную труппу Большого театра в качестве солистки она вошла уже в следующем году, связав себя с этим творческим коллективом более чем на сорокалетний срок.

Первые роли

Одной из первых оперных ролей Синявской стала роль Пажа в "Риголетто" Верди. Певица доказала этой работой, что прекрасно может исполнять мужские роли.

Руководством театра для этой певицы планировались только подобные партии, но случилось так, что в тот период основная часть артистов театра находилась на гастролях в Милане, а для московского спектакля понадобилось найти исполнительницу партии Ольги в "Евгении Онегине" Чайковского.

Решено было остановить выбор на Синявской. Дебютировала она с замечательным тенором Виргилиусом Норейкой. Спектакль прошел блестяще. Ее сразу утвердили в основной состав, а вскоре многие признали ее самой лучшей Ольгой из всех исполнителей.

Великим Сергеем Лемешевым было сделано признание, что во время своего участия в этом спектакле ему удалось встретиться с настоящей Ольгой. Он отметил редкую красоту тембра, звучность голоса, музыкальность, благодатную сценическую внешность певицы, быстро снискавшую ей зрительскую симпатию.

Лемешевым была дана высокая оценка обаянию как неотъемлемому качеству образов, создаваемых Синявской, что считается главным непременным достоинством артиста.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Свыше 35 лет Синявская выступала вокальным дуэтом с супругом Муслимом Магомаевым. Близкое знакомство их состоялось в столице Азербайджана в 1972 году, где проходила декада, посвященная русскому искусству.

Первый муж Тамары Синявской (известно, что зовут его Сергей, и поженились они, когда Тамаре было 28 лет) дал ей развод, после чего в 1974 году состоялась ее свадьба с Магомаевым.

Новобрачные хотели тихо отметить свадьбу в одном из московских ресторанов с символичным названием "Баку", но это не удалось. Зал был заполнен народом, туда пришло более ста человек. За стенами ресторана находилось еще более трех сотен поклонников артистов, которые не смогли проникнуть в зал.

Магомаев попросил открыть окна и более получаса пел для окруживших ресторан почитателей, хотя на дворе стоял морозный ноябрь. После этого он в течение двух месяцев мучился с бронхитом.

Чуть позже молодые уехали в Баку, где отдыхали в десятидневном свадебном путешествии. Там же они были приняты Гейдаром Алиевым на своей даче, где узкий круг друзей и родственников вновь отпраздновал свадьбу.

После этого они были неразлучны. Дебютировали они дуэтом на записи новогоднего "Огонька" 1975 года. Затем они вместе дали немало концертов, без их участия не обходились авторские вечера многих известных композиторов.

Годы счастливой жизни

Синявская вспоминает, что с ее стороны никогда не отмечалось вмешательство в творческую деятельность мужа. Репетировала она только в театральных стенах.

Домашние репетиции у них были лишь в случае предстоящих совместных выступлений. При этом супруг выступал в качестве педагога.

Как говорит Тамара Синявская, "дети у них не случились", но брак был очень счастливым. Длительный период в семье в качестве домашнего любимца содержали серебристого пуделя Чарли. Певица относилась к нему как к малышу. Если он болел, она сама ставила ему уколы, ухаживала за ним, недосыпала из-за этого по ночам.

Очень часто Синявская любила выезжать с супругом на подмосковную дачу. Муж занимался не только музыкой, он очень хорошо рисовал, работал со скульптурой и графикой.

Синявская оставила сцену Большого театра в 2002 году. В 2007 году они прекратили совместные выступления с супругом.

После смерти мужа

Скончался Магомаев в 2008 году. Перед кончиной у него начались проблемы с сосудами, даже пришлось лечь на операцию. Негативно сказалась его страсть к курению.

Трагедия тяжело отразилась на Синявской, более трех лет ее нельзя было нигде увидеть в публичных местах, она избегала корреспондентов.

Оставшись одна, Тамара Ильинична старается заполнить жизнь ежедневными делами. Много времени она занимается вокальными занятиями с учениками. К этим студентам она, по ее словам, относится как к собственным детям.

Она стала одним из организаторов конкурса, который получил имя Муслима Магомаева, где состязались молодые исполнители. Она также руководит на кафедре по вокальному искусству в Российской академии театрального искусства.

Хотя она находится в довольно преклонном возрасте, тщательно следит за своим внешним видом, выглядит всегда бодро, деятельно.

Очень часто ее можно встретить на могиле М. Магомаева. Для этого она ежемесячно посещает столицу Азербайджана.

Имя: Тамара Синявская (Tamara Sinyavskaya)

Возраст: 75 лет

Деятельность: оперная певица, педагог, народной артистки СССР

Семейное положение: вдова

Тамара Синявская: биография

Именем певицы назвали малую планету Солнечной системы. Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась оперная звезда , а признался, что за 70 лет впервые встретил на подмостках «настоящую пушкинскую Ольгу». Звезда Тамары Синявской взошла стремительно. Не прошло и двадцати лет после дебюта на сцене Большого театра, как вокалистке присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство и юность

Тамара Синявская – коренная москвичка, по национальности русская. Она родилась за год до окончания войны. Сведений об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей была мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, но в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Запела дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.


Тамара Синявская ощутила себя певицей в три года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых московских домов с хорошей акустикой. Выводя божественно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, как в храме.

За день юная вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской длилась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные преподаватели.


Теперь Тамара Синявская пела в два раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. Вскоре юная артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В 10 лет юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за 8 лет приобрела музыкально-сценический опыт. Знаменитый детский коллектив участвовал в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Впервые в биографии она побывала за границей – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.


Невероятно, но в детстве Синявская мечтала стать врачом. В доме, где жила семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением наблюдала за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей райским. Будущая артистка играла «в больницу», вела картотеку с историями болезней родных и друзей, выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская обожала коньки и лыжи. Зимой, когда в столице открывались катки, девочка была в числе первых посетителей. Желание выйти на сцену появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками бегала в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их постоянно. А увидев на экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала лишь о карьере артистки.


В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара нацелилась на театральный вуз. Но Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, посоветовал поступать в музыкальное училище при консерватории имени . Синявская прислушалась и ни разу не пожалела. В училище она встретилась с талантливыми педагогами, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище Тамара Синявская подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористы получали 5 рублей – деньги, которых хватало на килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в Советском Союзе знали все.

Музыка

Днем Тамара Синявская училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в кантатах « » и «Москва». В 1964-м Синявская получила диплом музыкального училища, сдав выпускной на «пятерку с плюсом», что в учебном заведении было редкостью. Педагоги рекомендовали выпускнице стать стажеркой в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.


Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла 20-летнюю артистку, хотя у девушки не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии – светила в мире музыкального искусства – Борис Покровский, и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с исключительным талантом.

Мэтры Большого театра не видели соперницы в молоденькой доброжелательной девушке, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она выходила на сцену с , Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.


Через год Тамару Синявскую приняли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила знаменитого педагога по вокалу Дору Белявскую. Впервые Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре Тамара Синявская внимательно наблюдала за работой корифеев и робела. Преодолеть неуверенность помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере «Риголетто». Мужская партия Пажа девушке удалась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.


Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы отправился на гастроли в Милан. В Италию поехала единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль доверили Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв 70-летнего мэтра Сергея Лемешева.

За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию поклонников таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и зарубежные ценители оперного искусства.

В репертуаре Тамары Синявской была французская и итальянская оперная музыка, но исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя комфортно. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере «Царская невеста». Эту партию ценители и музыкальные критики называют лучшей в репертуаре Синявской.


В 1970 году в России прошел конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри стали , Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду – золотую медаль. Зарубежные члены жюри отдали предпочтение Синявской. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную популярность и предложения выступать на мировых сценах, но Тамара Ильинична не гналась за сценой и не представляла, что покинет Большой театр.

В 2003 году певица ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она объяснила, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».

Личная жизнь

У Тамары Синявской было два замужества. В первом браке ее супругом стал артист балета, которому певица благодарна за то, что помог пережить уход мамы. И все бы хорошо, если бы на гастролях в Баку в 1972 году красавицу-певицу не приметил , всесоюзный «Орфей», в которого были влюблены миллионы женщин. Оба были связаны брачными узами, но они не выдержали восточной страсти Магомаева.


Артисты поженились в ноябре 1974 года и прожили вместе 34 года. Две звезды ссорились и расставались, но их магнитом тянуло друг к другу, поэтому за расставаниями следовали примирения. Детей в браке не было, Тамара Ильинична всю любовь и тепло отдавала мужу. Когда его не стало, Синявская на три года закрылась и не выходила на публику.

Тамара Синявская сейчас

Тамара Синявская, уйдя со сцены, не отказалась от искусства. Сегодня профессор Тамара Ильинична Синявская преподает в ГИТИСе, где заведует вокальной кафедрой. Ранее будни артистки заполняла работа, а выходные женщина посвящала любимому мужу. Сегодня у Тамары Синявской есть только работа, а рана от утраты родного человека не зажила. От тоски спасают занятия со студентами, которых Тамара Ильинична называет детьми.

Синявскую зовут на сцену, предлагая оперные партии в спектаклях, но она отвечает неизменным отказом, потому что не желает опускаться хотя бы на ступеньку вниз, а сил на прежнюю высоту не чувствует. Тамара Синявская учредила и возглавила Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Дискография

  • 1973 – «Царская невеста»
  • 1970 – «Евгений Онегин»
  • 1979 – «Иван Сусанин»
  • 1986 – «Князь Игорь»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой
  • 1993 – «Иван Грозный»
  • 1999 – «Еврейский цикл»