Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главная мысль сказки пропала совесть салтыков щедрин. Урок по литературе «М.Е

Главная мысль сказки пропала совесть салтыков щедрин. Урок по литературе «М.Е

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче-тается с трагическим. Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб-нее льстить.

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер-венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении. «Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе-тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть. Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь...» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет... Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут... все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо-ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала... — это трагедия и для человека, и для общества!

Сказка, не более как сказка,

а между тем высокая трагедия...

И. Крамской

М. Е. Салтыков-Щедрин был писателем разносторонне талантливым. Он писал романы, рассказы, очерки, хроники, статьи. Особенно популярным среди народа сделали Щедрина его сказки.

Сказки имеют подзаголовок «Для детей изрядного возраста», и это говорит о том, что сказочная иносказательная форма выбрана для того, чтобы иметь воз-можность высказывать мысли, которые в другой форме высказывать опасно. При-кидываясь простачком, сатирик говорит о делах совсем не сказочных.

Сказки писались Щедриным в конце жизни и как будто подводили итоги его Многолетнего литературного труда. В них соединялись фантастическое и реальное, комическое и трагическое, гипербола и эзоповский язык.

В сказках писателя есть и свирепые, невежественные правители («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик»), и трудолюбивый народ, покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и народ, пробуждающийся и ищущий правду («Ворон-челобитчик»).

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Ее выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Писатель широко пользуется приемом иносказания: под видом животных и птиц изображает представителей различных общественных классов и групп. Опираясь на;народную традицию, используя образы и народную речь, наполненную народным юмором, Щедрин создал произведения, цель которых — пробудить народ. Великий сатирик стремился сделать так, чтобы «дети изрядного возраста» перестали быть деть-ми. Необычность сказок писателя в том, что он не предлагает читателям понятные сопоставления, а сталкивает такие стороны жизни человека и животных, которые до него никто не замечал. Иногда просто невозможно понять, о ком идет речь: «Карась — рыба смирная и к идеализму склонная».

Сказка превращалась у Щедрина в политическую сатиру. Каждый образ был направлен против царствующих орлов, прекраснодушных карасей, умеренно-либеральных пискарей.

С грустью и сочувствием говорит писатель о долготерпении народа, о его наивных политических иллюзиях. Он хочет показать, что невозможно мужику ужиться с прожорливыми щуками и медведями на воеводстве, и объяснить угнетенному народу, что тот сам является могучей и грозной силой для отпора царствующим хищникам и борьбы с ними.

К сожалению, в жизни часто побеждает зло, а не добро, и в этом истинная тра-гичность сказки «Карась-идеалист», прочитав которую художник И. Крамской сказал: «Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия». Материал с сайта

Трагическое положение закабаленного, ограбленного и бесправного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются «пустоплясам», показаны в сказке «Коняга». Образ Коняги — символ угнетенного, измученного народа, к которому автор относится с величайшим сочувствием. Именно на него возлагает он надежды на новую жизнь: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коня-ге», — уверенно пишет автор.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина вот уже более ста лет несут неумирающие идеи сатиры. Они и сегодня читаются с большим интересом, потому что и сегодня их персонажи живут среди нас.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ сказки пропала совесть салтыков-щедрин
  • особенности сказки пропала совесть
  • пропала совесть анализ
  • сочинение юмор салтыкова щедрина

В этой статье подробно рассмотрено произведение Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Краткое содержание и анализ затронут те особенные нравственные струны души человека и общества в целом. Вопрос, интересующий людей не одно столетие, который следует в первую очередь понять: «Что же это такое – совесть?» Цензор, контролер, внутренний голос? Зачем она нужна, если без нее становится так спокойно? Об этом и многом другом рассказано в статье, посвященной такой непростой теме, затронутой в произведении выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация – из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой. А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».

Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести – пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора – владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка – подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» – своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но скорее всего это было мытарство, которое несет за собой страдания, скитания. Совесть попадает к Ловцу. Автор не дает имя своему персонажу, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивает сущность этого человека. В чем же его вина? В отличие от двух первых персонажей, один из которых губил себя, а другой – других, то в этом случае грех Ловца велик и тяжел, он – взяточник.

Следующий владелец совести уже совсем другой человек, автор рисует картину благополучного семейства банкира, но крайняя расчетливость – и есть порок героя, который даже совесть продает исподтишка. Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализ которой заставляет невольно задуматься о глобальности и глубины вопроса, о том, есть ли вообще в нашем мире место совести? Как одновременно просто и сложно поступать по совести, но как же легко становится на душе, когда она чиста. Как дышится, как живется по-новому!

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть – это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители – это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Возложенные надежды

В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню – совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» – спросите вы. Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды.

Заключение

В заключении, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации. Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, проанализированное в нашей статье, мы надеемся, даст пищу для ума и затронет струны вашей души, поможет сделать правильный выбор, подарит покой.