Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Герои на дне о смысле жизни. На дне основная мысль

Герои на дне о смысле жизни. На дне основная мысль

Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне» (Вариант: Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»)

В своем творчестве М. Горький уделял большое внимание человеческой личности и тому кругу философских вопросов, которые с ней связаны. Философски осмысляя действительность, писатель не раз ставил проблему правды (или истины) и лжи, сталкивая носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзий. Так, например, в рассказе «Коновалов» герой заявляет, что «иной раз вранье-то лучше правды объясняет человека». Эта тема получила дальнейшую разработку в пьесе «На дне» (1902).

Герои пьесы живут в противоречии между правдой и жизнью. Они вынуждены существовать в ночлежке, похожей на темный подвал или пещеру, но многие из них одновременно живут в параллельном мире - мире своей мечты. И от этого в героях возникает некая двойственность. Например, Настя рассказывает истории о своей любви к выдуманному ею студенту-французу Раулю. Она верит в то, что говорит, и страстно желает такой любви. Но над ее рассказами смеются Бубнов и Барон, понимая, что все это ложь. Смутные надежды на лучшее не покидают и Актера. Он помнит о том времени, когда играл на сцене, у него даже было театральное имя - Сверчков-Заволжский. Он надеется вернуться в ту прежнюю жизнь. Но и в имени своего героя - в сочетании значительного и ничтожного - Горький указывает на несоответствие его правды и того, что есть на самом деле. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». И здесь автор подчеркивает двойственное начало в имени героя: Пепел означает «испепелен», но живые искры еще остались.

Миссия утешителя этих героев, человека, считающего, что сказка и ложь помогают выжить людям, выпадает на долю Луки. Он является в ночлежку, чтобы утешать людей, и это утешение он доводит до лжи в высоком (но не в бытовом) смысле этого слова. Полагая, что людям страшна правда жизни (а их жизнь и нельзя назвать жизнью), ибо она слишком сурова и тяжела, как «обух», он хочет приукрасить условия их существования, привнести в них сказку, «золотой сон». В этом смысл тех стихов французского поэта Беранже, которые неожиданно вспоминает Актер. Строки о безумце, навевающем «золотой сон», адресуются, безусловно, Луке. То, что Лука рассказывает умирающей Анне о райской загробной жизни, Пеплу - о золотой стороне Сибири, а пьянице Актеру о бесплатной лечебнице, - это разновидности «золотого сна».

Утешающая ложь во спасение - одна из форм христианского гуманизма. Она сопряжена с идеей терпения. «Всяк по-своему жизнь терпит», - говорит Лука.

Русский актер Иван Москвин - первый исполнитель роли Луки в Московском художественном театре - считал, что Лука получился у Горького не совсем тем человеком, которым писатель его задумывал. Он лучше, добрее, а главное - у него есть своя правда, и она тоже нужна людям. Сам М. Горький в своих высказываниях решительно отказывал Луке в правоте, но если посмотреть внимательнее, то можно предположить, что, несмотря на все заявления писателя, он в чем-то разделяет позицию этого героя. Так, например, Горький писал Чехову о встречаемых им жалких и нудных людях, но при этом добавлял: «И, тем не менее, все-таки жалко людей».

Кроме того, писатель явно не принимает и голой правды, которую исповедует Бубнов. Он не придумывает сказок, а живет настоящим. Этот человек показан в пьесе равнодушным циником, который ни во что не верит. Для него понятны лишь факты. «Вали всю правду, как она есть!» - говорит он. Все мечтания он считает излишними. Конечно, в его словах есть своя правда, но уж больно она жестокая, злая, бескрылая.

Казалось бы, выразителем подлинной правды является в пьесе антагонист Луки Сатин. Он говорит о том, что человека нужно не жалеть, а уважать. Однако его позиция тоже отличается противоречивостью. Во-первых, слова, которые произносит этот герой, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близок Луке. Он соглашается, например, с ним в том, что люди «для лучшего живут», что нельзя принижать человека. Кроме того, именно ему принадлежит фраза: «Не обижай человека!». Сначала он защищает Луку, а затем переходит к спору с ним. Сатин выступает против жалости к человеку, если она унижает его. Он не принимает пассивного гуманизма. Он верит во внутренние возможности человека, верит в людей, сильных и гордых. Сатин решительно отвергает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев», но он не приемлет и слишком приземленную правду Бубнова.

Конечно, правда Сатина ближе Горькому, чем ложь Луки. Не случайно и монологи Сатина ярки, афористичны. Но как бы ни казался далеким Сатин от героя «Старухи Изергиль», индивидуалиста и эгоиста Ларры, порой это сравнение все же приходит на ум. Презрение к людям, например, проявляется в те моменты, когда Сатин пересказывает притчу о хламе-народе или сравнивает обитателей ночлежки с тупыми кирпичами.

Несмотря на это, в целом ряде моментов Сатин, конечно же, является выразителем позиции самого автора. Горький, например, замечал в письмах: «Существует только человек, все прочее есть мнение… все в человеке и все для человека - основа веры моей». Но в иных случаях Сатин противоречит своему автору. Горький утверждал: «Смысл жизни вижу в творчестве». А его герой возражает: «Ничего не делай, просто обременяй землю!» Эти расхождения также говорят о неоднозначности позиции Сатина и о сложности в определении отношения к нему писателя. Но другого героя в пьесе, который мог бы спорить с Лукой, у Горького не было.

Итак, Сатин и Лука являются в пьесе выразителями двух противоположных точек зрения на правду, а если смотреть еще шире - то на гуманизм. Что же нужно человеку: утешить, примирить его с окружающей несправедливой жизнью или восстать против этой несправедливости во имя неоспоримых прав быть Человеком? Формулируя идею пьесы, сам Горький сказал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Обнажая фальшь того «гуманизма сострадания», который в пьесе проповедует Лука, Горький отстаивал гуманизм действия, борьбу против неправды, которая, по мнению писателя, и есть разновидность зла. Беспочвенное утешительство, по мнению автора, превращается в социальную ложь.

Когда пьеса была поставлена на сцене, то вокруг нее разгорелись споры. Часть критиков утверждала, что автор встал на сторону Луки, часть говорила - на сторону Сатина. В ответ на это Горький написал поэму «Человек», в которой, повторив слова Сатина: «Все - в человеке, все для человека!», он раскрыл свое понимание смысла жизни. Эта поэма представляет собой гимн мятежному, идущему вперед Человеку с большой буквы, Человеку, который призван построить новое будущее, основанное на свободе и уважении к людям. Здесь позиция Горького ясна, а в самой пьесе писатель все же не дал четкого ответа на вопрос, что лучше: горькая правда или утешительная ложь, истина или сострадание. Наверное, для писателя важнее не то, как его герой отвечает на этот вопрос, а то, стремится ли он ответить на него вообще, ищет ли он чего-то в жизни или уже ко всему равнодушен. И автор на стороне тех, кто ищет. Только тот, кто думает, только тот, кто стремится подняться со дна жизни, есть человек. Именно здесь заложен стрежневой мотив пьесы - противоречие между правдой раба и свободой Человека.

Читая «На дне», невольно проникаешься мыслью о том, что правда должна и может сочетаться с милосердием. Горький был настоящим писателем, именно поэтому он сказал в своей пьесе больше, чем, может быть, сам хотел, а иначе его пьеса была бы не художественным произведением, а лишь иллюстрацией к философско-политическим воззрениям писателя.

В ранних рассказах Максима Горького, таких как «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш" а также в пьесе «На дне», автор поднимает сложнейший и глубочайший по своей значимости вопрос о смысле жизни. Ранние рассказы более идеализированы, похожи на сказку, здесь и Данко в порыве великой любая к народу вырывает свое сердце - жертвует своей жизнью ради людей, и гордый Ларра, жестоко поплатившийся за стремление подчинить себе всех людей, возомнивший себя выше всего земного, обреченный своей свободой. Ларра не любил людей, и его гордость и жажда свободы превратились в порок, приведший его к страшному одиночеству и поиску смерти. Радда и Лойко Зобар из рассказа «Макар Чудра» ставят личную свободу выше любви и выше собственной жизни. Эти рассказы Горького подтверждают мысль о том, что воля и свобода - неотъемлемая часть жизни, это бесценный дар, но, как этим распоряжаться, что делать, во имя чего и зачем это дано тебе, люди понимают по-разному,! Например, Данко дарит свою жизнь людям. Он совершает великий подвиг и именно в этом видит смысл Я своей жизни и своей свободы. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Его поступок бескорыстен, и даже память о нем не Я может оправдать, окупить его смерть, потому что он и не нуждается в том, чтобы его жалели. Он сама выбрал свой путь. Радда и Лойко Зобар любят и ценят свою свободу, ставят ее выше всего и ни на шаг не отступают от нее. Их судьба трагична, но они также сами совершили свой выбор. Такие люди всегда нужны миру, без них нет солнца, они воодушевляют. И по сей день фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», является неоспоримой истиной. Более реалистичными выглядят герои рассказа «Челкаш» и пьесы «На дне». Являясь логическими продолжением романтических произведений, они переносят нас в реальный, окружающий нас мир, в мир без украшения. Здесь истинное понимание свободы Горький показал, создав образ Челкаша. Ему чужды богатство и собственность, которые обременяют человека, делая его.рабом всего того, что он сам создал. Челкаш отказался от своей семьи в пользу свободы. В отличие от Гаврилы, понимание Челкашом свободы, по-моему, является более правильным. Настоящая свобода подразумевает не только права, но и обязанности, нельзя надеяться на кого-то, перекладывать свои проблемы на других и в то же время говорить о своей свободе, это ложное понимание свободы, это эгоизм, позиция хозяина, права которого вам никто не давал. Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это время активных преобразований. В нашей стране бурными темпами развивается капитализм и предпринимательство. Все эти перемены находят свое отражение и в литературных произведениях. Именно о такой жизни и обо всех преобразованиях в обществе и написал Максим Горький свою пьесу.

Максим Горький - легендарный писатель, чьи произведения пополнили коллекцию классики русской литературы. Писатель отходит от неких литературных канонов и переворачивает своими сочинениями с ног на голову общество того времени. Самым ярким из «новаторских» произведений Горького, пожалуй, можно назвать его нашумевшую пьесу «На дне».

Действительно, перо Горького населяет театральную сцену - алтарь храма Мельпомены - «бывшими людьми»: шулерами, падшими женщинами, ворами, убийцами… Им ли здесь место? Но Горький говорит людям, выброшенным за борт жизни, «быть».

«На дне» - социальная, философская и психологическая пьеса, отражающая актуальные проблемы современности как самого писателя, так и его потомков, проблемы, которые до сих пор не были решены. Конечно, все поднятые автором вопросы не перечислить: их слишком много, в особенности если рассматривать пьесу с разных точек зрения. Но самой «яркой», «бросающейся в глаза» можно назвать проблему правды и смысла жизни.

Обитатели ночлежки - жители дна. Когда-то они были обычными людьми, кроме, разве что, Васьки Пепла, который с самого детства привык смотреть на воровство и, повзрослев, сам приспособился к тому же делу. У каждого из обитателей есть своя мечта, которую они хотят осуществить, но не прикладывают никаких усилий для этого. Жизнь, точно бурное море, швыряет их о камни проблем, захлестывает ими с головой, застилает темной водой глаза, лишая возможности понять, кто ты и что делать дальше. Эти люди потеряны, бессильны, лишены надежды на лучшее. И вдруг в их «темном царстве» появляется такой необходимый им «луч света» - Лука.

Библейское имя трактовалось в разное время по-разному: кто-то утверждал, что Лука несет с собой свет; другие же считали, что старец своей ложью лишь сильнее ввергает обитателей дна во тьму. И тогда встает вопрос: нужна ли такая ложь? во благо ли она или во вред?

Лука выступает в пьесе в роли утешителя. Он рисует умирающей Анне Смерть-избавительницу, Смерть-подругу, которая заберет вместе с душой всю боль несчастной женщины. Пьянице-Актёру дарит надежду на исцеление: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…». Дает совет Пеплу забирать Наташу и уезжать в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. Он, пожалуй, единственный верит Настеньке, рассказывающей небылицы про влюбленного в нее студента: «Я - знаю… Я - верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она! Была!». На какой-то момент действительно кажется, что из-за туч выглянуло солнце и осветило лица и души заблудившихся во тьме людей. У каждого из утешенных появляется смысл жизни. Они сами начинают верить в то, о чем раньше могли лишь мечтать! И это ли не счастье?

Но Лука исчезает так же, как и появляется. Вновь сгущаются тучи. Уходя, он «забыл» назвать Актёру название города, в котором «бесплатно лечат от пьянства». И тот кончает жизнь самоубийством. Пепел убивает Костылева, и от него отворачивается Наташа. Его сажают в тюрьму. Жизнь Насти не меняется. Она все так же читает бульварные романы, стремясь хотя бы оттуда почерпнуть те крупицы истинного чувства, которое так и не снизошло на нее. Лишь Анна погибает в мечтах о блаженстве после смерти. Но дано ли нам узнать, получила ли она его?..

Лука жалеет обитателей ночлежки. Но его жалость не приносит никому счастья, хотя жители дна благодарны ему за нее. Кроме, пожалуй, бездельника Сатина, который не согласен с Лукой и даже в чем-то противостоит ему. Когда старик пропадает, Сатин, на которого появление Луки подействовало «как кислота на грязную монету», единственный понимает смысл всех сказанных им слов и рассказывает об этом своим сожителям:

«Он врал вам… но - это из жалости к вам, черт вас возьми! <…> Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие -прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!».

Сатин проповедует свободу человека как высшую ценность. И жалость Луки скорее коробит его, нежели заставляет надеяться на лучшее будущее:

« Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».
Так кто же все-таки прав?..

В пьесе Горький задает читателю и зрителю множество вопросов, но не дает однозначного ответа ни на один из них. Он словно распахивает перед нами несколько дверей, ставит на перепутье и подталкивает в спину: «Выбирай». Если бы я стояла на таком перепутье, где дорога налево - это жалость Луки, а направо - уважение Сатина, то, на мой взгляд, стоило бы пойти прямо, ведь жалость как сочувствие должна быть в нашей жизни, но и без уважения человек не может называться человеком. По моему мнению, должен существовать некий симбиоз того и другого. А куда отправились бы вы?..

Конспект урока по литературе на тему:

«Спор героев пьесы М. Горького

«На дне» о смысле жизни»

Цель урока : Выяснть, в чем же заключается смысл жизни по Горькому?

1 ЭТАП «Мотивация» (4-5 мин.)

Просмотр ролика «Интервью с богом»

- О чем этот ролик?

Этот ролик о смысле жизни, о назначении человека, о духовных ценностях…

- Когда человек задумывается о смысле жизни? С каким вопросом вы бы обратились к Богу?

Да, каждый должен понимать, зачем он живет на свете. Без этого жизнь его будет пустой, неправильной, бесцельной.

Зачем я живу? Как нужно жить, чтобы остаться духовным, нравственным человеком?

- Сегодня мы поговорим о смысле жизни. (Слайд 1) Что вкладываете вы в это понятие?

Дети отвечают, на доске появляются стикеры с понятиями.

Смысл жизни: семья, родители, здоровье, карьера, Родина, духовные ценности, материальные ценности

- В чем по-вашему состоит смысл жизни? Запишите в своих рефлексивных листах.

2 ЭТАП «Формулировка ключевых понятий, темы урока» (5 мин.)

А теперь вернемся в мир литературы. И попробуем спросить у Горького, в чем же смысл жизни. Он отвечал не раз на этот вопрос в своих произведениях. Самый правдивый ответ – это его произведения («Данко», «Челкаш»). (Слайд 2)

-Итак, тема нашего урока «Спор героев пьесы М. Горького

«На дне» о смысле жизни». (Слай 3)

Поиски смысла жизни героев пьесы М. Горького «На дне», спор героев пьесы М. Горького «На дне» о смысле жизни.

- Каким будет наилучший результат для вас к концу урока? Можете записать это в рефлексивный лист, можете озвучить прямо сейчас.

- Обратимся к самому произведению, к пьесе «На дне». Итак, мы размышляем вместе с героями пьесы. (Слайд 2)

Скажите, где мы находимся? Опишите это место. Какие цвета преобладают? Какой запах? Какие предметы вас окружают? Какие чувства у вас при этом возникают?

- Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова. В левом углу – большая русская печь , в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам – нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого.

3 ЭТАП «Работа с текстом» (25 мин.)

Вы познакомились с пьесой. Послушаем героев пьесы, спросим у них, в чем смысл жизни? Каким героям пьесы вы бы хотели задать этот вопрос?

У Луки, Барона, Актера, Бубнова, Клеща, Анны, Василисы, Алешки…

Все ответы фиксируются на доске. Составляется кластер.

- Кому первому зададим вопрос?

- Зададим этот вопрос Михаилу Ивановичу Костылеву , 54 года, содержателю ночлежки.

«…- Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю

Стало быть, он – бродяга… бесполезный человек… Нужно, чтоб от человека польза была… чтобы он работал…»

Смысл его жизни в зарабатывании денег.

Попрощались с первым гостем

- Кто следующий?

- Василиса Карповна , его жена, 26 лет.

-Задаем вопрос.

«…- Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…

Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на все пошел!.. Лишь бы она – вся моя была… Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может… А ты – как молодая елочка – и колешься, а сдержишь…»

- В чем смысл жизни этой героини?

Нахапать как можно больше денег. Человеческая жизнь для нее не ценна .

Попрощались со вторым гостем

- Кого бы вы хотели спросить сейчас?

Спрашивайте.

Спрашивают… Отвечают.

Наташа , ее сестра, 20 лет.

«-Ведь вот… хорошо, что она умерла … а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?

Так… Вот, думаю, завтра… приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или – случится что-нибудь… тоже – небывалое… Подолгу жду… всегда – жду… А так… на самом деле – чего можно ждать?»

Смысл жизни этой героини в надежде, жалости к ближнему своему

Попрощались с последнем гостем

Васька Пепел , 28 лет.

А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее… И это – верно…

Поверят, потому – правда! И тебя еще запутаю… ха! Погублю всех вас, черти, – увидишь!

Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…

Погоди, не каркай! Пусть он мне скажет… Слушай, старик: бог есть?

Вовсе не вдруг… я давно… души в тебе нет баба … В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..

Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…

По его мнению, у каждого человека должна быть душа.

Клещ, Андрей Митрич , слесарь, 40 лет.

Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена… Я здесь полгода прожил… а все равно как шесть лет…. Не хуже! Живут без чести, без совести…

Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем… Вон князь… руку-то раздавил на работе… отпилить напрочь руку-то придется, слышь… вот те и правда!

Ладно… говори… Я – стыд имею пред людьми…

-(безучастно сидит на дровнях, крепко потирает руки. Потом начинает что-то бормотать, сначала – невнятно, далее:) Как же?.. Надо жить… (Громко .) Пристанище надо… ну? Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…

Человек должен иметь дом. Жить по-совести

Анна , его жена, 30 лет.

Все думаю я: господи! Неужто и на том свете мука мне назначена? Неужто и там?

Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! - Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!

Смысл ее жизни в терпении. «Бог терпел и нам велел». В смирении.

Настя , девица, 24 года.

Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек… говоришь – лежа кофей пил…

Пропащая душа! Пустой человек! Где у тебя – душа?

Смысл ее жизни в любви.

Квашня , торговка пельменями, под 40 лет

- … Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно…

Доброта, сочувствие.

Бубнов , картузник, 45 лет. .

Шум – смерти не помеха..

-…на что совесть? я не богатый

Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…

Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние…

Валяй… чего же? У него деньги есть, и кавалер он еще крепкий…

Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?

Злющий запой! Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю!..

Мм-да!.. А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

Смысл жизни этого человека – в правде.

Барон , 33 года.

У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…

Да… и я думаю, что глупо … А… ведь зачем-нибудь я родился… а?

Смысл жизни видит в прошлом.

Сатин ,

Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем…

Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..

Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи… Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю!

Правда – бог свободного человека!

Брось их! И забудь о каретах дедушки… в карете прошлого – никуда не уедешь…

Брось! Не тронь… не обижай человека! У меня из головы вон не идет… этот старик! (Хохочет.) Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…

-Вероятно… Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так… хорошо!

Актер – приблизительно одного возраста: лет под 40.

Наташа… по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички… Без имени – нет человека…

Да! Ничего! «Яма эта… будет мне могилой… умираю, немощный и хилый !» Зачем вы живете? Зачем?

Смысл жизни в творчестве.

- Почему множество вопросов задаются именно Луке?

Самый старый, знающий.

Лука , странник, 60 лет.

Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то. Где тут, милая, приспособиться мне? . Середь но-очи… пу-уть-дорогу не-е видать… Все, значит, равны… А ты, милый, бароном был?

А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше… упрямые!

Обидно, значит, стало. Охо-хо! Сколько это разного народа на земле распоряжается… и всякими страхами друг дружку стращает, а все порядка нет в жизни… и чистоты нет…

Бабочка совсем слабого состава… Идет по сеням, цепляется за стенки и – стонает… Пошто вы ее одну пущаете?

- Мяли много, оттого и мягок… (Смеется дребезжащим смехом.)

Эх, бабочка! Не тоскуй!

Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит… (Встает и уходит в кухню быстрыми шагами.)

- Да уж чего хорошего, коли любимое забыл ? В любимом – вся душа…

А чего? Человек – все может… лишь бы захотел…

Это ничего! Это – перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты – надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь – отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому – где здесь отдохнуть человеку?

А ты мне – поверь, да поди сам погляди… Спасибо скажешь… Чего ты тут трешься? И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

Коли веришь, – есть; не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть…

Ты – не говори! Лучше моего не скажешь! Ты слушай: которая тут тебе нравится, бери ее под руку, да отсюда – шагом марш! – уходи! Прочь уходи…

Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой… А коли девка эта за душу тебя задела всурьез… уйди с ней отсюда, и кончено… А то – один иди… Ты – молодой, успеешь бабой обзавестись…

Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам – мертвых жалеть? Э, милая! Живых – не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!

Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была! А на него – не сердись, на сожителя-то… Он… может, и впрямь из зависти смеется… у него, может, вовсе не было настоящего-то… ничего не было! Пойдем-ка!..

Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…

Однажды я спросил его: « Дед! зачем живут люди?..» (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё – хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, – всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!»

Всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!» (Смеется тихо.)

Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!..

Смысл жизни – в милосердии, сострадании.

Алешка , сапожник, 20 лет. На, ешь меня! А я – ничего не хочу! Я – отчаянный человек! Объясните мне – кого я хуже? Почему я хуже прочих? Вот! Медякин говорит: на улицу не ходи – морду побью! А я – пойду… пойду лягу середь улицы – дави меня! Я – ничего не желаю!..

Не может найти смысла в жизни.

Кривой Зоб , Татарин – крючники.

А мне какое дело! Надо честно жить!

Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял – пропал!..

Такой… Разный… Знаешь какой…

Не обижай человека – вот закон!

- Коран называет… ваш Коран должна быть закон… Душа – должен быть Коран… да!

- Магомет дал Коран, сказал: «Вот – закон! Делай, как написано тут!» Потом придет время – Коран будет мало… время даст свой закон, новый… Всякое время дает свой закон…

Жить по –совести, по законам бога – вот истинный смысл в жизни.

- Составлен кластер. Смысл жизни у каждого героя свой.

- Сразу ли герои приходят к своим решениям?

Что им помогает сделать выбор? Почему мнения героев разные?

В споре рождается истина.

Все герои пьесы размышляют над смыслом жизни. У каждого он свой.

- Как по вашему мнению не оказаться на дне?

4 ЭТАП «Рефлексия» (7мин.)

-Это горьковские герои отвечали на этот вопрос. С чьим мнением вы бы согласились? Почему?

Отвечают.

Что вам дал этот урок?

В начале работы вы ответили на вопрос: каким будет наилучший результат для вас к концу урока? Оправдались ли ваши ожидания? На сколько по шкале вы бы оценили свой результат? А что вам необходимо, чтобы оказаться на 10? Ответили ли вы на свой вопрос?

5 ЭТАП «Домашнее задание»

Творческое задание:

Какие бы три вопроса вы бы задали человеку, который все знает?

В ранних рассказах Максима Горького, таких как «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш" а также в пьесе «На дне», автор поднимает сложнейший и глубочайший по своей значимости вопрос о смысле жизни. Ранние рассказы более идеализированы, похожи на сказку, здесь и Данко в порыве великой любая к народу вырывает свое сердце - жертвует своей жизнью ради людей, и гордый Ларра, жестоко поплатившийся за стремление подчинить себе всех людей, возомнивший себя выше всего земного, обреченный своей свободой. Ларра не любил людей, и его гордость и жажда свободы превратились в порок, приведший его к страшному одиночеству и поиску смерти. Радда и Лойко Зобар из рассказа «Макар Чудра» ставят личную свободу выше любви и выше собственной жизни. Эти рассказы Горького подтверждают мысль о том, что воля и свобода - неотъемлемая часть жизни, это бесценный дар, но, как этим распоряжаться, что делать, во имя чего и зачем это дано тебе, люди понимают по-разному,! Например, Данко дарит свою жизнь людям. Он совершает великий подвиг и именно в этом видит смысл Я своей жизни и своей свободы. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Его поступок бескорыстен, и даже память о нем не Я может оправдать, окупить его смерть, потому что он и не нуждается в том, чтобы его жалели. Он сама выбрал свой путь. Радда и Лойко Зобар любят и ценят свою свободу, ставят ее выше всего и ни на шаг не отступают от нее. Их судьба трагична, но они также сами совершили свой выбор. Такие люди всегда нужны миру, без них нет солнца, они воодушевляют. И по сей день фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», является неоспоримой истиной. Более реалистичными выглядят герои рассказа «Челкаш» и пьесы «На дне». Являясь логическими продолжением романтических произведений, они переносят нас в реальный, окружающий нас мир, в мир без украшения. Здесь истинное понимание свободы Горький показал, создав образ Челкаша. Ему чужды богатство и собственность, которые обременяют человека, делая его.рабом всего того, что он сам создал. Челкаш отказался от своей семьи в пользу свободы. В отличие от Гаврилы, понимание Челкашом свободы, по-моему, является более правильным. Настоящая свобода подразумевает не только права, но и обязанности, нельзя надеяться на кого-то, перекладывать свои проблемы на других и в то же время говорить о своей свободе, это ложное понимание свободы, это эгоизм, позиция хозяина, права которого вам никто не давал. Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это время активных преобразований. В нашей стране бурными темпами развивается капитализм и предпринимательство. Все эти перемены находят свое отражение и в литературных произведениях. Именно о такой жизни и обо всех преобразованиях в обществе и написал Максим Горький свою пьесу.