Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. "Испытание смертью"

Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. "Испытание смертью"

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, - самые важные.

По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие».

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

1. Почему Тургенев так завершает жизнь Базарова? («Фигура... обреченная на погибель». Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.)

2. Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», - писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.)

3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?

Работа на уроке проходит в основном на материале XXVII главы, но с обращением к предыдущим главам.

Вопросы и задания для беседы

1. Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?

2. Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?

3. Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношения дворовых в Марьине и отношения мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?

4. Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.

5. Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

6. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?

7. В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

8. Почему Тургенев на последней странице романа называет природу «равнодушной», а жизнь «бесконечной»?

Итог урока. Перед лицом смерти в Базарове исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Однако в смерти героя отразилось неверие Тургенева в молодое революционное поколение. Среди друзей писателя было много революционных демократов. Совсем не случайно и роман посвящен В. Белинскому. Но будучи либералом по убеждениям, Тургенев не приветствовал насильственного решения проблем времени. Поэтому как ни силен Базаров, он все же обречен на гибель.

Уроки 107-108*. «Кто ж вам милей: отцы иль дети?»

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению.

Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки современников. Бранили и Базарова.

Заключительный урок можно провести в форме диспута.

Группа 1 представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону. Группа анализирует высказывания самого Тургенева и делает вывод о его отношении к Базарову:

- «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

- «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

- «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом... Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“»

- «...Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку - за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину».

- «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву».

Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

Группа 2 рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник» (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)»).

- «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином» (из рассказа П. В. Анненкова о реакции Каткова).

- «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (из письма Каткова Тургеневу).

Вывод. Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Группа 3 изучает взгляды Ф. М. Достоевского на роман Тургенева. (Письмо Достоевского 1862 года.) По мнению Достоевского, Базаров - «теоретик», находящийся в разладе с жизнью, жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Десятиклассники могут познакомиться и с фрагментами монографии К. И. Тюнькина «Базаров глазами Достоевского (1971).

Группа 4 освещает позицию М. А. Антоновича (статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»). Это очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. Критик пишет, что в романе «нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению, «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, - «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман - клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова».

Группа 5 рассказывает о взгляде на роман поэта и сотрудника «Русского слова» Д. Д. Минаева, анализирует его стихотворение «Отцы иль дети? Параллель...», подчеркивает иронию Минаева по противостоянию «отцов» и «детей».

Группа 6 рассматривает роман в оценке Д. И. Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип»), который дает наиболее подробный анализ романа. Он пишет: «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует его связи с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве. Споры о романе продолжаются, потому что автор следовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу».

Для подготовки рефератов можно порекомендовать учащимся познакомиться с оценками критиков, как современных Тургеневу (Н. Н. Страхов, А. И. Герцен), так и литературоведов XX века (С. М. Петров, В. М. Маркович, А. И. Батюто, Г. А. Бялый, М. Еремин, П. Г. Пустовойт, Ю. Манн).

Итог уроков. Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа - лучшее доказательство этих слов. Споры вызваны тем, что Базарова рассматривали как некую типичную фигуру, как схему, оторванную от жизни, а не как человека со своими проблемами и переживаниями. Его пытались подогнать под время и ругали, если не помещался в отведенные ему рамки.

После изучения романа возможно домашнее сочинение или контрольная работа.

У идей нигилизма нет будущего;

Пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

Упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

Судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

Судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

Описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма . Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.

Испытание Базарова любовью к Одинцовой. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову

В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

Дуэль Базарова и Павла Петровича. За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

Аркадий Кирсанов . В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

Псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».

Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).

Мировоззренческий кризис Базарова. Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.

Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя , как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России... нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.

Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт , переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.

Смерть Базарова . Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.

Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом...». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей"», где Базаров назван трагическим лицом.

Евгений Базаров предпочёл отстаивать идеи нигилизма. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. В ходе чтения, мы узнаём идеи данного течения.

Наш герой пошёл по стопам отца - уездного доктора. Но проживая в середине девятнадцатого века, был сторонником, как и вся молодёжь, идей нигилизма. Он придерживается убеждения, что человеку надо знать только науки, приносящие толк. Например, точные науки: математика, химия. Он отстаивает свою точку зрения, что порядочный математик или химик приносит пользы больше, чем какой - то поэт! А стихи - развлечение и фантазия богатых бездельников. В нём четко проявляется отрицание любви к живым объектам природы. И он всё больше отдаляется от семьи и хороших друзей.

Он считает, что есть физиологические процессы, движимые поведением всех людей. В его мыслях процветают идеи о том, что

В работе он настойчив, постоянно работает, всего себя отдаёт больным. Выполняя свои рабочие обязанности, он испытывает чувство радость. Среди людей, сталкивающихся с ним в больнице, он пользовался авторитетом и уважением. Он нравился окружающим, больным детям.

И вот наступает трагичный момент – смерть Базарова. Здесь заложен огромный смысл происходящего события. Причиной смертельного исхода является инфицирование крови. И вот, оставаясь в полном одиночестве, он начинает испытывать тревогу. Его мучают внутренние противоречивые чувства по отношению к отрицающим идеям. И он стал понимать значимость родительской поддержки и участия. Что они стареют и им нужна помощь и любовь сына.

Он смело смотрел смерти в лицо. У него проявилась стойкая уверенность в себе. Он ощутил и страх, и нехватку человеческого внимания. Научные открытия, его знания по медицине не помогли ему. Природные вирусы и неизлечимое их прогрессирование взяли над его жизнь верх.

Хороший человек, помогающий людям принял на себя болезнь. В нём терзаются сомнения, что он не всё выполнил на земле. В данном произведении он героически борется за жизнь. Отличный врач и добрый человек.

Мне нравиться этот персонаж. Перед смертью он пересматривает своё отношение к природе, семье, любимому человеку. Он понимает, что до сих пор не женат. Одинцова приходит к нему, и он признаётся ей в любви. Просит прощения у своих родителей, начинает думать о боге. Не хочет умирать, считает, что ещё мог послужить России. Но, увы его идеал – медицина бессильна.

Сочинение Смерть Базарова анализ эпизода

Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства. Базаров изучал естественные науки, он считал, что люди должны уделять больше времени таким наукам как физика, химия и математика, а в поэтах он видел только ленивых и не интересных людей.

Евгений Васильевич Базаров родился в семье, где отец всю жизнь проработал уездным лекарем. Базаров верит, что человек обладает безграничной силой, поэтому он считал, что ему подвластно отвергать весь предыдущий опыт человечества и жить по своему разумению. Базаров считал главным предназначением нигилистов, разрушать все заблуждения предков. Безо всяких сомнений понятно, что Базаров достаточно умен, и имеет огромный потенциал, по мнению самого автора, убеждения героя неверны и даже опасны, они противоречат жизненным законам.

Со временем, Базаров начинает убеждаться в том, что долгое время ошибался в своих убеждениях. Первым ударом для него были внезапно вспыхнувшие чувства к молодой и красивой Анне Сергеевне, сначала парень просто любовался красотой девушки, а потом поймал себя на мысли, что испытывает к ней какие-то чувства. Герой испугался необъяснимого, он не понимал, что с ним происходит, ведь убежденный нигилист отвергал существование любви. Любовь заставила его переосмыслить свою веру, он разочаровался в самом себе, понял что, он простой человек, которым могут управлять чувства. Это открытие подкосило Базарова, он не знал, как дальше жить, парень уезжает домой, чтобы постараться забыть девушку.

В родительском доме, с ним происходит судьбоносное событие. Базаров делал вскрытие больного, который скончался от страшной болезни под названием тиф, впоследствии он заражается сам. Лежа в кровати, Базаров понимал, что ему осталось несколько дней. Перед смертью парень полностью убеждает себя в том, что все-таки он ошибался во всем, что именно любовь вносит в жизнь человека огромный смысл. Он понимает, что за всю свою жизнь не сделал для России ни чего полезного, а обычный трудяга, мясник, сапожник или пекарь принесли больше пользы стране. Евгений просит приехать Анну, чтобы попрощаться. Несмотря на опасную болезнь, девушка тут же отправляется к любимому.

Базаров – умный, сильный и одаренный человек, который стремился жить и трудиться на благо страны. Однако своими неверными убеждениями, верой в нигилизм, он отрекся от всех главных ценностей человечества, тем самым погубив себя.

Вариант 3

«Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.

Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.

Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью. Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти. Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах. Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.

Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.

Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный.

Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.

Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс

Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.

Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.

Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).

Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови. Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима. Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.

Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.

В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо, а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история…

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)

    Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать? В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует?

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека

  • Сочинение Роль музыки в жизни человека

    Нет сомнений, музыка – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души

  • Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

    Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.

  • Человек царь природы? сочинение

    Человек - это единственное разумное существо в природном мире. Он является совершенным творением природы. Действительно ли человек - это царь природы?

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
И.С. Тургенев

  • Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
  • Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
  • Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
  • Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
  • Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.

Оформление. На доске записать тему урока: "Социальная обреченность Базарова".

  • Базаров и Кирсановы (борьба идей).
  • Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).
  • Базаров и родители (разное воспитание, мировоззрение).
  • Базаров и Кукшина (пошлость).
  • Базаров и народ (непонимание).

Ход урока

1. Сообщение темы урока

.

2. Работа с текстом

.

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.

Первая группа.

Базаров и братья Кирсановы (разрыв по идеологическим соображениям).

Глава 10, 6 : – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.

– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

– Я не понимаю, как можно не признавать принципов!

– В теперешнее время полезнее всего отрицание.

Вторая группа.

Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;

Третья группа.

Кукшина и Ситников – Базаров (пошлость и ничтожество).

Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”

Четвертая группа.

Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).

Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”

Пятая группа.

Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).

Глава 21:

“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”
“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”

– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).

– Так ли это на самом деле?

3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.

(Индивидуальное домашнее задание)

Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.

Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.

– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)

– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.

4. Выразительное чтение эпизода.

5. Беседа. Анализ эпизода.

6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Глава 27:

  • Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  • Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  • Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  • Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  • Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
  • Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова?
    Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.
    Афористичность.
    Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.
    Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
    А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
  • Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание)
    “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.
    “Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
    Д.И. Писарёв

Вывод:

Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.

Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Домашнее задание.

Написать творческую работу.

I вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”

II вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”

Анализ эпизода.

Алгоритм работы на уроке.

Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.

Тургенева “Отцы и дети”.

Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
  1. Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
  2. Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
  4. Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.

Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.

Испытание смертью. Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, - многозначительно оговаривается автор, - но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям». В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик - «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача - отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?» Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» - Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли. Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

«У каждого человека есть своя судьба! - размышлял писатель. - Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>. Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора. Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

В «Рудине» проницательный Лежнев заметил, какой кумир всего вернее «действует на молодежь»: «Ей выводы подавай, итоги, хоть неверные, да итоги! <…> Попытайтесь сказать молодежи, что вы не можете дать ей полной истины, потому что сами не владеете ею <…>, молодежь вас и слушать не станет…>. Надобно, чтобы вы сами <…> верили, что обладаете истиной…» А Базаров уже - не верит. Он попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь». И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

Остается - работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную - забывает прижечь порез на пальце. Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг», - заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», - заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься - пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, - рассказывает Тургенев, - когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее. Стоит напомнить, что подобное сравнение приходит на уста Рудину на пороге гибели: «…Уже все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль...» У Тургенева трагически оборванная жизнь уподобляется лампаде, как в старинном стихотворении:

Пылал полуночной лампадой Перед святынею добра.

Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Уподобляя его Рудину, Тургенев вспоминает общего их литературного «предка», такого же самоотверженного скитальца Дон-Кихота. В своей речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) автор перечисляет «родовые черты» Дон-Кихотов: «Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи, и потому обвеян ее сиянием», «Он весь живет вне себя, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам». Легко заметить, что эти качества составляют основу базаровского характера. По самому крупному, «донкихотовскому» счету его жизнь прожита недаром. Пусть Дон-Кихоты кажутся смешными. Именно такого склада люди, по мысли писателя, двигают человечество вперед: «Если их не станет, пусть закроется навсегда книга истории: в ней нечего будет читать».