Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Древнерусская культура (X-XVII вв.). Культура России XVII века

Древнерусская культура (X-XVII вв.). Культура России XVII века

Просвещение и литература. Культура и быт в XVII веке.

Цель - охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре ХVII в.,

Задачи занятия:

    познакомить учащихся с основными направлениями и особенностями развития культуры в XVII в., расширить знания обучающихся об архитектурном стиле России в XVII в. – московское (нарышкинское) барокко и о появлении парсуной живописи – прообразе русского портретного искусства ХVIII в., воспитание чувства гордости за свою родину, развитие художественного и эстетического вкуса.

Универсальные Учебные Действия:

Регулятивные действия: Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные действия:

Общеучебные: 1) Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 2) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические: Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.

Коммуникативные действия: Владение монологической и диалогической формами речи;

Учебно-методическое обеспечение:

    Данилов Государства и народов России XVI-XVIII века: Учебник для 7 класса – М.: Дрофа, 2004г.; Сахаров России с древнейших времен до конца XVIII века – М.: Просвещение, 1999г.; Симонова государства и народов России: Метод. пособие для учителей – М.: Дрофа, 2004г. Авторский медиапродукт - презентация 18 слайдов (среда Power Point, Word)

Тема урока:

«Просвещение и литература. Культура и быт в ХVIIв..»

План урока:

Отличается ли культура XVII в. от средневековой культуры? Грамотность и просвещение. Литература. Архитектура. Живопись. Быт. Закрепление изученного материала Домашнее задание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

Изучение нового материала:

Новое и старое в культуре ХVII в. Грамотность и просвещение. Литература. Архитектура. Живопись. Быт.

1 вопрос: Актуализация целепологания. Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроках мы рассматривали эпоху XVII в. О чём сегодня нам предстоит говорить на уроке? (об особенностях развития культуры этого периода времени, познакомиться с различными направлениями (сферами) культурной жизни). Давайте подумаем, в чем важность изучения этой темы? (Обучающиеся высказывают свои точки зрения).

Отличается ли культура XVII в. от средневековой культуры? В конце урока мы сможем ответить на этот вопрос.

Основная особенность средневековой культуры – её ориентированность на религиозные ценности. Вековая духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры – образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развивать достаточно рано, в России ещё и в ХVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в ХVII в. появляются элементы обмирщения в русской культуре, при контакте с западноевропейской культурой. Обмирщение появляется прежде всего в элитарной культуре – при дворе (театральные постановки при дворе Алексея Михайловича), в среде московского боярства.

Давайте разберёмся какие же изменения произошли в культуре ХVII в.?

2 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Грамотность и просвещение». Давайте с вами подумаем, с чем было связан рост потребности в образованных людях? Какое образование существовало в средневековье на Руси? (Экономическое развитие страны требовало немалого числа образованных людей, следовательно активизируется процесс развития образования. В средневековье школы при монастырях и домашнее образование). В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов - 96%, среди помещиков - 65%.В России 17 века впервые были внесены элементы университетского образования. В 1687 году создана Славяно-греко-латинская академия-первое высшее учебное заведение в стране, во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение "от грамматики, риторики, диалектики, философии... до богословия " людей "всякого чина, сана и возраста". Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Букварь ("Азбука") Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г.,
впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. - печатная таблица умножения. Для "учебных целей" выпускались также "Псалтыри" и "Часословы". Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и
мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты.

Русская культура XVII в.».

3 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Литература». Главную роль в литературе 17 века , занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых года 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киево – Печёрского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд Гизеля рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории. Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века . Свою нишу в литературе 17 века заняли и книги нравственного содержания . Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума». В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы . Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе . С 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета "Куранты", состоящая в основном из переводных
иностранных известий.

Спасибо за доклад. Давайте попытаемся заполнить таблицу «Русская культура XVII в.».

Новые элементы

Представители

1) Грамотность и просвещение

Развитие книгопечатания.

Появление университетского образования.

В. Бурцов «Букварь»,1634г.

М. Смотрицкий «Грамматика», 1618г.

Софроний и Иоанникий Лихуды «Славяно-греко-латинское училище»,1687г.

2) Литература

Появляются исторические сочинения обобщающего характера, книги нравственного содержания.

Зарождаются новые жанры: сатирические повести и книжная поэзия.

Появляется первая печатная газета.

«Повесть об Азовском осадном сидении»

«Житие протопопа Аввакума»

«Повесть о Шемякином суде»

Газета «Куранты», 1621г.

4 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Архитектура» . В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым
чудом света". В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянное зодчество испытывало обратное влияние каменной архитектуры. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым
значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов. Барокко (итал. причудливый, странный). Один из главенствующих стилей в искусстве конца XVI – середине XVIII вв. Были свойственны: контрастность, динамичность, напряженность образов, стремление к величию и пышности, соединение реальности и иллюзии. Раннее барокко (Нарышкинский стиль) – Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан Леблон. Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные
гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде),
создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид:
оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю. В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в
Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри
его размещалось более двухсот торговых помещений.

Русская культура XVII в.».

Направление (сферы культурной жизни)

Новые элементы

Представители

4) Архитектура

Широко стали применяться новые виды
строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный
кирпич, белокаменные детали.

В храмовой архитектуре возникает новый
стиль - нарышкинское (московское) барокко-сочетание красной кирпичной кладки с белыми элементами отделки.

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые
здания.

Строятся значительные
гражданские сооружения и развивается торгово-промышленное
строительство.

Церковь Покрова в Филях

Царский дворец в подмосковном селе Коломенское

Московский Кремль

Архангельский
гостиный двор

5 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Живопись». В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона "Спас нерукотворный".Кисти Ушакова принадлежит также икона "Троица", на которой появляются реалистические детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи. Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала школа ярославских мастеров. Традиционные церковно-библейские сюжеты на их фресках начинают изображаться в образах привычной русской жизни . Чудеса святых отходят на второй план перед обыденными явлениями. Особенно характерна композиция "Жатва" в церкви Ильи Пророка, а также фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из "пионеров" в разработке пейзажа. Другим примером светского жанра , отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение "парсунного" письма - портретных изображений. Если в первой половине века "парсуны" выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер ("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Спасибо за доклад. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним следующую сферу культуры. Заполняем таблицу «Русская культура XVII в.».

6 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Быт». В 17 в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием . Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.

Спасибо за доклад. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним следующую сферу культуры. Заполняем таблицу «Русская культура XVII в.».

Направление (сферы культурной жизни)

Новые элементы

Представители

5) Живопись

Интерес
к изображению человеческого лица.

Распространение "парсунного"
письма - портретных изображений.

"Спас нерукотворный" Симон Ушаков

иконописные
традиции – (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского),

реалистический характер - ("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Проникают элементы западноевропейской культуры: одежда, посуда, забавы.

Изменился царский быт (появляются постоянные летние резиденции)

Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре.

Быт крестьянства оставался неизменным.

Коломенское и Измайловское.

II Закрепление:

Какие новые элементы в русской культуре по сравнению с предыдущими веками вы заметили? Чем объясняется их появление? Какие особенности быта людей в XVII в. вас удивляют, а какие кажутся естественными? Какой архитектурный стиль появился в конце XVII в.? Вывод по уроку: Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Культурные достижения XVII в. вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа. В XVII в строительство велось по определенному плану и город был построен в единый архитектурный ансамбль. В настоящее время единого архитектурного стиля нет на всей территории России. И города не выглядят так красиво и торжественно как прежде. Выставление оценок и их обоснование. Домашнее задание: Параграф 14-15

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т. е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.

«Век перелома» - так часто называют данный период. Меняется не только светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского общества. Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и, как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах, начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Светские элементы в культуре XVII века становятся более заметными, они проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных отраслей народного хозяйства.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же земледельческого хозяйства остались прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.

Русские мастера-крестьяне в 20-х годах XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея) . Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях. Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

С 1621 года для царя и его окружения выпускали рукописную газету «Куранты», где описывались последние события, произошедшие в других странах. Книги, в которых сообщались светские знания, были доступны далеко не всем.

Знания в медицине основывались на опыте лечения. Хотя распространялись «травники» (описание лекарственных свойств растений) и переведенные учебники.

В 1678 году напечатана история Русского государства, повествование в «Синопсисе» начинается с древнего времени и вплоть до 70-х годов 17 века.

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии. Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Зодчество

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Живопись

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является

Оружейная палата стала центром изобразительного искусства, она находилась в Московском Кремле. В ней трудились как русские, так и иностранные художники. В своей работе они старались добиться большого сходства с натурой. В 70-х годах был создан «Титулярник» - это собрание портретов правителей, начиная от Рюрика и заканчивая Петром Алексеевичем, содержались там и портреты иностранных патриархов, царей, изобразили в нем также гербы разных стран.

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы - это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры. Частые войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор. Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 века появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 века появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 века намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.


17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.
Религия.

В середине столетия разгорелись серьёзные споры. Проблемным стал вопрос о том, каким путём реформировать церковь. Никонианцы считали, что образцом для исправления должны быть греческие тексты. Старообрядцы настаивали на превосходстве древнерусских писаний. В конце концов, патриарх Никон начал преобразования по первому пути (от имени и сложилось общее название его последователей, упомянутое выше). Так произошёл церковный раскол, и даже до нашего времени дожили люди, не принявшие этой реформы и следующие старым обрядам (отсюда и название).

Образование.
В 1687 году открывается первое в России учебное заведение, предлагающее получение высшего образования - Славяно-греко-латинская академия. Её основателями стали братья Лихуды.

Литература.
Особенно ярко обмирщение проявилось в литературе. Выходят в свет произведения, герои которых приобретает индивидуальные характеры. Кроме того, расширяется спектр жанров. Это и сатира (например, «Повесть о Шемякином суде»), и драма, и поэзия. Последние два появились благодаря творчеству Симеона Полоцкого. Изменения постигли и житийный жанр. Яркий пример - «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано от первого лица при жизни героя. Более того, автор подчёркивал своё духовное превосходство и использовал просторечные слова в письменной речи.

Архитектура.
В 17 веке камень и кирпич стали использоваться в строительстве не только церковных зданий, но и гражданских сооружений, таких, к примеру, как Сухаревская башня и Теремной дворец.
После церковной реформы по настоянию патриарха Никона было запрещено возводить шатровые храмы. Прежняя крестово-купольная схема постройки считалась образцом. Однако зодчие догадались увенчивать шатрами колокольни.
В конце столетия появились живописные, усложнённые в плане красно-белые храмы. Так проявлял себя новый стиль в архитектуре - московское (нарышкинское) барокко, в полной мере отразившийся в таком творении, как Церковь Покрова в Филях.
Несмотря ни на что также продолжало развиваться деревянное зодчество. Стоит вспомнить, к примеру, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском или архитектурный комплекс Кижи в Карелии, который, кстати, в настоящее время замыкает десятку чудес России.

Иконопись.
Иконопись в отличие от литературы сохраняла традиции, хотя элементы новизны всё-таки имели место. Так, выдающийся художник Симон Ушаков в своём творчестве стремился добиться сходства с реальной жизнью и отказался от схематически плоского изображения. Его самое известное произведение - «Спас Нерукотворный». Кроме того, в 17 веке возникла портретная живопись. Она была представлена парсунами (сочетали в себе черты иконы и портрета).
В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.