что такое развязка в литературе
Р. часто не является концом произведения за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес (Ромео и Джульета) или обращение к зрителям (Мой друг Погодина) . По аналогии с драматическим конфликтом термин Р. применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.
Р. , убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р. , вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р. , к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях страх и сострадание и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.
Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности
идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия случая и удачи, которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.
Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р. , к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании П. Кальдероном (см.) . Особенно типична для него Р. Чистилища святого Патрика.
Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром распалась связь времен. В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.
Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальн
Что такое развязка? Ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. Ведь у этого слова множество толкований. Эти толкования связаны с употреблением термина в различных областях человеческой деятельности. Например, таких далеких друг от друга, как дорожное движение и литературное творчество. Подробнее о том, что такое развязка, будет рассказано в этом очерке.
Об одном из значений слова «развязка» в словаре сказано следующее. Оно обозначает действие, вытекающее из значения глагола «развязывать, развязать». Выясним, что обозначает глагол «развязывать». В словаре есть три варианта:
Какие еще есть значения «развязки»?
Кроме указанного выше, в словаре имеется еще ряд вариантов, среди них можно выделить следующие:
Еще что означает «развязка»? Для более полного понятия слова рассмотрим еще несколько вариантов.
Кроме упомянутых выше, существуют следующие виды развязок:
Чтобы больше узнать о том, что такое «развязка», рассмотрим подробнее варианты толкований, предложенных во вступлении.
Транспортная развязка представляет собой комплекс из дорожных сооружений, в которые входят дороги, мосты, туннели. Этот комплекс предназначен для того, чтобы минимизировать пересечение транспортных потоков. Вследствие чего должна увеличиться пропускная способность дорог.
Под транспортными развязками преимущественно подразумеваются транспортные пересечения, находящиеся на разных уровнях. Однако данный термин может использоваться и в специальных случаях, когда речь идет о пересечениях на одном уровне.
Чаще всего его применяют относительно комплексов, предназначенных для одного конкретного вида транспорта. В нашей стране наиболее известными являются автодорожные развязки, находящиеся в Москве. Это МКАД, 3-е транспортное кольцо, Садовое кольцо. Растет сегодня количество железнодорожных развязок.
Чтобы понять, что такое развязка сюжета, поговорим о нем самом и о его структуре. Под сюжетом подразумевается система событий, а также отношений между персонажами, которая развивается во времени и пространстве. Являясь сложным целым, он состоит из элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Среди элементов сюжета различают такие, как:
Теперь более подробно.
В качестве примера развязки в литературном произведении можно привести всем известную комедию Гоголя «Ревизор». В ней развязка - это известие о прибытии настоящего ревизора и разоблачение ложного - Александра Хлестакова.
РАЗВЯ́ЗКА, -и, ж.
2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких-н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая, неожиданная, трагическая р.
3. Дорожное сооружение разветвление для распределения потоков транспорта (спец. ). Транспортная р.
Парадигма, формы слова РАЗВЯЗКА - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
развя́зка,
развя́зки,
развя́зки,
развя́зок,
развя́зке,
развя́зкам,
развя́зку,
развя́зки,
развя́зкой,
развя́зкою,
развя́зками,
развя́зке,
развя́зках
+ РАЗВЯЗКА - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный
развя ́зка
1. ж.1) Действие по знач. глаг.: развязать , развязаться.
2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства.
2. ж.1) Конец драматического действия в драме.
2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.
+ РАЗВЯЗКА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале - «Гадюка» А. Н. Толстого, или отсутствует вовсе - «Дама с собачкой» А. П. Чехова).
Синонимы к РАЗВЯЗКА - Словарь русских синонимов
конец, заключение, окончание, результат, следствие, завершение, финал; эпилог, концовка, расчленение, финиш, заключительный аккорд, исход, развязывание. Ant. начало
+ РАЗВЯЗКА - Малый академический словарь русского языка
И, род. мн. -зок, дат. -зкам, ж.
Действие по глаг. развязать -развязывать (в 1 знач. ).
Развязка мешков. Развязка узлов.
Завершение чего-л., конец, разрешающие, распутывающие что-л.; противоп. завязка.
Неожиданная развязка. Трагическая развязка.
{Дефорж} выстрелил. Медведь повалился. Все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Пушкин, Дубровский.
Нам все надоело и скорее хотелось той или иной развязки. Новиков-Прибой, Цусима.
|| Лит.
Эпизод, заключающий, завершающий развитие сюжета художественного произведения.
Развязка романа.
{Четвертый любитель искусств:} Вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни завязки, ни развязки. Гоголь, Театральный разъезд.
3. Прост. устар.
Непринужденное, свободное поведение, обращение.
{Гаврило:} Об чем, милый друг, разговаривать? {Вася:} Об чем хочешь, только чтоб вольность в тебе была, развязка. А. Островский, Горячее сердце.
- Вы и командуйте всем. Чтобы было весело, чтобы ходуном ходило все… Выпьем еще по одной для развязки! М. Горький, Тоска.
4. Спец.
Беспрепятственное движение транспорта на магистрали, а также сооружение на дорогах для такого движения.
Обеспечить транспортную развязку.
Немцы усиленно бомбили железнодорожные перегоны ---. Особенно доставалось железнодорожной развязке в районе Кириши. А. Л. Новиков, В небе Ленинграда.
Развязка
РАЗВЯЗКА - одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.
Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.
Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.
Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.
Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика».
Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.
Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей литературы буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте.
Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения - впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р.
Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны.
Библиография:
Драма.
Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.
Определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий. Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите - она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании - П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика». Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели. Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей лит-ры буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте . Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения - впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р. Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны. Библиография: См. «Драма». Гр. Бояджиев