Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое душа человеческая. Душа человека: что это такое? Зачем человеку душа

Что такое душа человеческая. Душа человека: что это такое? Зачем человеку душа

В данной публикации рассматривается вопрос, который в той или иной форме задает себе практически любой мыслящий человек. Даже маленькие дети нередко интересуются тайнами мироздания, спрашивают у своих родителей, откуда и как появился окружающий мир. Задаются и такие вопросы: "Что такое Душа?", и "Если она живет внутри меня, то куда идет после моей смерти?". Проходят годы и многие люди переключают свое внимание на решение определенных проблем, а иные идут по Пути Духовного Поиска.

Для того чтобы понять, что такое Душа, необходимо поинтересоваться, что об этом говорят источники духовных знаний. Например, это может быть Библия, Коран, Бхагават-гита. В одном из посланий говорится о том, что Дух, Душа и тело не должны иметь никакого порока. Есть несколько библейских значений интересующего нас термина:

  • Живое существо: человек или животное.
  • Личность.
  • Жизнь.

Размышляя о ранее упомянутом послании Апостола Павла и о других отрывках Священного Писания, можно сделать соответствующий вывод: Душа - это личность человека. Можно сказать и иначе: "Человек - это Дух, у которого есть Душа и Он живет в теле". Существуют и другие мнения, поскольку сама тема поднимается уже на протяжении многих веков. Можно вспомнить греческого философа Демокрита, который придавал Душе свойства материального вещества. Ее составляющими он считал легкие, подвижные атомы огня.

У Платона было понимание, более приближенное к той трактовке, которую мы предложили на основании текстов Священного Писания - Библии. Этот и ученик Сократа признавал Душу самостоятельной субстанцией, живущей в теле. Платон, рассматривая данный вопрос, предполагал, что эта сущность божественна и вечна, возвышенна и незрима. Ученик Платона, Аристотель создал известный трактат, который так и называется "О Душе". В нем отрицается, что она может быть веществом.

Однако Аристотель, в отличие от философов-идеалистов, не приемлет рассмотрение термина отдельно от живого тела (материи). Главной функцией Души он называет реализацию биологических функций организма. Если же вернуться к Сократу, то этот ученый муж, немало посвятил изучению тайн мироздания и рассмотрению человеческой сущности. Если бы мы могли спросить у него, что такое Душа, то ответ также мог бы показаться сходным с библейским значением слова.

Сократ утверждал, что во время своей жизни на Земле человек подготавливает свою Душу к ее дальнейшему существованию. Он считал, что настоящая ее жизнь начинается только после смерти физического тела. Примерно так этот термин рассматривает религия, подразумевая под ним некую сущность, связывающую Бога с человеком. Еще в написано, что после того, как Господь вдохнул в венец Своего творенья стал Душой живой.

Более того, если внимательно изучать то можно обратить внимание и на тот факт, что Бог также имеет Душу. Там же написано, что Она может проявлять определенные эмоции. Например: любить, наслаждаться, ненавидеть, радоваться, печалиться, унывать, смущаться. Примечательно, что дух, согласно Библии, есть и у животных. В книге Екклесиаста сказано, что никто не знает, куда он идет после их смерти. А в 17 главе книги "Левит" (в 10 - 14 стихах), содержится запрет на принятие в пищу крови животных.

Предписывается давать вытечь крови на землю, а только потом готовить пойманную птицу или зверя. Причина как раз в том, что в этой субстанции находится душа животного.

Получается, что на вопрос о том, что такое Душа человеческая или животного, можно дать следующий ответ: "Это бессмертная, нематериальная сущность, которая продолжает жить после смерти физического тела". Нельзя оставить без внимания и психологию, которая своему названию обязана такому словосочетанию, как "наука о душе". Фактически, однозначного ответа на поставленный в данном исследовании вопрос она не дает.

Современной психологии присущ такой термин, как "психика", который, в свою очередь, состоит из Подсознания, Сознания и Сверхсознания. Действительно, каким-то образом изучить Душу в лабораторных условиях невозможно. Соответственно, каждый человек имеет право личного понимания данного вопроса.

Душа — ее природа и предназначение

Люди так устроены биологически, что их мозг воспринимает окружающую действительность при помощи имеющихся у них чувств, не подвергают сомнениям и считают реальным только видимую, осязаемую и воспринимаемую другими чувствами ее часть. А может ли существовать иная, нематериальная часть Вселенной, другие измерения, где есть разумная жизнь и не действуют привычные для нас физические законы? И существует ли в окружаемом нас физически мире некая связующая оба мира субстанция, способная существовать по обе стороны бытия?


Ценности верующих в Бога находятся не в этой жизни, а в . Справедливости ради заметим, что большинство из них далеко не ангелы, воспылавшие чистой, бескорыстной любовью к Богу и ничего не ожидающие получить взамен своей любви. Они простые люди, которые стремятся получить свое главное благо, но только по окончании земной жизни и в бесконечном эквиваленте. Логика их действий продиктована выбором в пользу обещанного Господом вечного блаженства и нормальной боязнью потерять это «райский бонус».

Как мы видим, у каждого человека имеется своя жизненная стратегия, но вот каким «местом» прежде всего он ее выбирает? Ответ очевиден - умом. И это нормально. Разум в опасном материальном мире должен играть решающую роль, иначе человек попросту может не выжить. А любое разумное существо стремится к благу и хочет обезопасить свое существование. Все сводится к тому, что одни выбирают кратковременную жизнь с очевидным исходом, другие сделали ставку на Абсолют — бессмертие души.

Хотя по большому счету, если люди верят в Бога и не совершают зла, лишь только из за страха наказания в ином мире, то это по сути корысть, и выбор, основанный на страхе, далек от выбора который делается с душой. На первый взгляд, выбор то вроде одинаков, а вот причины побудившие к такому выбору, кардинально отличаются.

Подводя итог вступительной части, можно сказать, что нет смысла кого-то переубеждать в вопросах веры. Но, порассуждать на вечные темы, оперируя не только домыслами исходящими из религиозных воззрений, но и предположениями которые опираются на реальные технологии, можно и нужно.

Суть человеческой души – информация

Итак, скорей всего никто не будет отрицать очевидного факта, что человек - это биологический носитель неопределенного объема информации, неизвестный процент которой приходится на его сознание и личность. Говоря по другому, личностное «Я» можно выразить как информацию, которая является ядром нашей сущности. Зарождение, формирование и эволюция данного «Я», происходит в синтезе с некой иной, происходящей не из нашего бытия субстанцией, которая имеет предположительно энерго-информационную природу.

«Все замещает мозг» - можете сказать вы. Нет, не все! Человеческий мозг - это только биокомпьютер находящийся в черепной коробке, «логическая машина», которая исключает все, что нельзя чувственно зафиксировать или имеет иррациональную природу. Мозг человека, вне всякого сомнения мощный инструмент, но не следует забывать, что он наделяет нас только рассудком, дает возможность мыслить рационально-логически, но вот некоторые чувства… сомнительно, что мозг способен автономно продуцировать безрассудное состояние любви, ненависти или желание спасти чужую жизнь, ценою своей, и т. д.

Человека делает человеком не его физическое тело, но и нечто еще. Возможно это нечто вроде программного кода, вносящего какую-то подсознательную коррекцию, и как результат, мы осознаем себя и становимся разумными, в полном смысле этого слова, живыми существами которые наделены эмоциями, свободой, желанием творить? Возможно по-разному называть этот код, в религии эта таинственная субстанция называется просто - душа.

Так что такое душа человека? Какова ее сущность? Из различных источников, в том числе и из Библии, следует, что душа суть есть человек. Под определением человека понимается не биологическая, а его нравственная, информационная (духовная) сущность. Тело это смертная оболочка, вместилище души. Душа в свою очередь, - это информационный канал, который связывает этот мир и высший, тот, откуда мы черпаем любовь, творческую энергию и куда переходит наше сознание.

Или, душа - это инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не биороботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии, Слова и Света Божьего, всего, что возможно отнести к понятиям божественной категории. Душа - это навигатор который указывает высший путь развития. Может быть, душа одновременно и навигатор и хранилище и мостик между реальностями.

Напрашивается грубая аналогия с компьютерной операционной системой и набором других системных подпрограмм, а также необходимой для работы компьютера электроэнергии. Без души и божественного духа человек, как «мертвый» компьютер без каких-то цифровых данных и электропитания.

Наука пока не может понять структуру души и выделить ее в отдельную от тела матрицу. Неясно даже где в нас находится душа. Но несмотря на отсутствие научных знаний, глупо в теории отрицать ее наличие, а также потенциальную возможность в будущем научиться «упаковывать» человеческое «Я» в некий «файл».

Конечно, может найтись немало скептиков, которые посчитают аналогию человека и компьютера некорректной или категорично определят все вышесказанное как бред. На всякий случай «воинствующим атеистам» хочется сказать, что все излагаемое можно принимать как фантазию, имеющую право на существование. Она не более бредовая, чем любая научная гипотеза о случайном происхождении Вселенной, не приближающая к пониманию истины. В науке вообще версии по этому вопросу нередко меняются.

Приняв за истину мысль о том, что душа - суть информация, а тело человека - ее носитель, зададимся вопросом: «А возможно ли перемещение души вне тела и существование скрытого в нас механизма обеспечивающего эту транзакцию, активация которого запрограммирована и происходит, к примеру, при полном отключении или разрушении мозга»? Вопрос по сути риторический. Ответ на него очевиден - конечно да! Наличие подобной биотехнологии вполне вероятно.

Есть множество подтверждений сознательного « » в Астрал, людей которые побывали в критическом состоянии. Люди о сохранении своего сознания и путешествии через темный тоннель, в конце которого был свет. Объяснение такого явления галлюцинациями, возникающими якобы по причине интоксикации организма медикаментами и так называемым трубчатым зрением, не выдерживает критики.

Сомнительно, что в результате интоксикации «умершие» будут испытывать один и тот же «визуальный эффект» (видеть себя со стороны), рассказывать как проходила операция или что делали другие люди находящиеся на значительном удалении, к примеру, от операционной где проходила операция, просматривать свою жизнь как некий фильм, встречаться с умершими родственниками, а случаи когда от рождения слепые люди описывали то что они по сути не способны описать (например попробуйте слепому от рождения объяснить что такое красный цвет!)…

Так почему тогда атеисты так категоричны в отрицании души и ее перемещения после смерти в иной мир или измерение? Неужели разумная жизнь возможна только в одной привычной нам форме? А может быть мы - создания высшей бессмертной расы, которая существует вне времени и материи, а на Землю нас отправляют для прохождения обучения, созревания душ в школе жизни и те, кто достойно прошел «обучение» получит шанс на вечную жизнь? Ответы на эти вопросы вы можете дать только сами себе…

Путь души после смерти

Попробуем представить, ведь у нас есть воображение, тот посмертный мир, куда по утверждению верующих, попадает после земной жизни душа. Говорится не о поиске доказательств реальности загробного мира - при жизни этого сделать нельзя в принципе, как говорится: «Пока не умер, не проверишь есть ли «. Все соображения относительно «загробной темы» людьми не религиозными воспринимаются как чистая абстракция. Но, любая мысль, какой бы она не казалась фантастической, может оказаться объективной реальностью. Больше того, не исключено, что наша реальность в действительности только жалкая, искаженная копия настоящего Идеального Бытия. Каким же может быть , который после смерти физической становится вечным пристанищем души?

Начнем с главного. У всего есть первопричина. Без нее ничего не может возникнуть само по себе. Какие бы операции с нулями не совершали, без единицы результат всегда будет нулевым. То есть, в абсолютном изначальном Небытие не могло само по себе появиться из ниоткуда «число», должна была быть первопричина выступающая единицей, некая сила, которая заставила двигаться частицы. Исходя из этого, допустим существование Автора, Сверхразума или Творца всего сущего, имен у Него много, но есть одно обобщающее емкое понятие - Бог. Примем Его как данность. С какой целью Им был создан Мир?

Наверно с той же самой, с какой творческий человек создает свое творение, посредством которого он выражает внутреннюю созидательную энергию, любовь или некие другие переживания, вытекающие из души. Может быть Творец пожелал создать подобие того идеала, бесконечного счастья, каким Он сам является и малая копия этого Оригинала вовсе не тело материальное, а какие-то другие субстанции находящиеся внутри нас и составляющие нашу сущность - дух, душа, разум. Ведь если человек-творец захочет создать свое подобие, под ним будет подразумеваться прежде всего разумная основа, наиболее близкая к оригиналу (искусственный интеллект) и заключенная в рамки человеческой логики. Оболочка в которую создаваемая сущность будет помещена вторична.

Не будем углубляться в осмыслении Божьего Замысла, которого человеку понять наверно не дано. Эта тема - попытка представить Путь и суть души.

Практически во всех религиозных источниках сказано, что на Том свете жизнь вечная. Почему бы и нет. Человек в земной жизни тоже стремится к бессмертию и одна из гипотетических концепций в этом направлении заключена в переносе сознания из умирающего тела, во что-то новое, в идеале - в вечное. А что не способно разрушить время? Только нематериальное не боится времени.

Если загробный мир нематериален, тогда там царит другая логика, которая не подчиняется физическим законам нашего бытия. Возможно там отсутствует привычное для нас течение времени, все вечное исключает необходимость этой категории.

Земную жизнь следует воспринимать как некую школу, где личность проходит испытания. И лишь достойно прошедший этот путь человек, попадает в царство Божие называемое раем. Чем больше душа на «выходе-входе» сохранит в себе от Бога, тем выше и ближе к Господу она вознесется. И напротив - индивидуум, накопивший на протяжении жизни критическую массу грехов (зла), тот, в ком искажение абсолютного эталона (Бога) будет очень большим, отправится в ад. Говоря по другому, все мы проходим через фильтр, предназначение которого - не допустить проникновение зла в рай. Устройство этой модели бытия с рациональных позиций вполне понятно и объяснимо.

Подведя черту под вышесказанным, можно просто сказать, человек наделен свободой выбора и каждый сам волен решать, что такое душа, и есть ли она у него или нет. Так что выбор за Вами…

Вопрос о том, существует ли душа у человека или же нет, стал возникать после появления и распространения атеизма, то есть - с конца позапрошлого столетия. Именно тогда начали проводиться различные опыты со взвешиванием тела при жизни и после смерти, с искусственным введением в коматозное состояние и ряд иных, подобных экспериментов.

Некоторые философы связывают появление подобного вопроса с массовой потерей веры или же ее ослаблением, с кризисом церковных конфессий. Другие полагают, что интерес к тому, где у человека душа и существует ли она, возник естественно, вследствие развития цивилизации, вместе с научно-технической революцией. То есть вовсе не говорит о кризисе в вере или ее потере.

Что такое душа?

Понимание души может быть разным. Часто значение этого термина сводится к наличию некоего астрального тела или же сгустка энергии, заключенного в физическую оболочку.

Верующие христиане полагают, что тело и душа человека неразрывны при жизни. В буддистских и индуистских конфессиях допускается отделение души от тела и ее путешествие по иным мирам.

Древние египтяне считали душу сочетанием многих человеческих качеств, таких как сознание, образ мыслей, черты, присущие характеру, тип поведения и так далее. Греческие философы были убеждены, что душа - копия человека, сам человек, но лишенный тела.

Поэтому единого определения, объясняющего, что же такое душа, не существует. Понимание этого слова свое в каждой культуре и исторической эпохе.

Зачем нужна душа?

В Средневековье среди алхимиков, согласно городским пражским легендам, которые пересказывают туристам гиды во время тематических путешествий по ночному городу, была распространена шутка о том, для чего требуется душа. Суть шутки в том, что на вопрос - зачем человеку душа, следовал ответ - чтобы было что продать дьяволу.

Понимание того, для чего требуется душа, как и само определение этого термина, в разные времена отличалось. Так же неоднозначно ее необходимость понимали и разные народы.

Однако у всех религиозных конфессий и древних верований есть одно общее представление того, для чего требуется людям наличие души. Заключается этот общий момент в том, что именно душа продолжает жить после смерти тела, она бессмертна, в отличие от бренной оболочки.

То есть можно утверждать, что душа требуется для вечной жизни. Именно так объясняли необходимость ее наличия во все времена, от древнейших дней поклонения идолам до сегодняшнего, наполненного культурой потребления, времени.

Где находится душа?

Во многих религиях душа является тем, что отличает человека от животного. Но вот где она расположена - на этот вопрос религиозные учения не отвечают.

Древние греки, к примеру, были убеждены в том, что душа человека находится в его крови. Демокрит, Анаксагор и Эмпедокл в своих трудах весьма убедительно доказывают, что смерть человека от потери крови наступает именно из-за того, что тело покидает душа.

Египтяне, жившие в глубокой древности, полагали, что душа человека обитает в конкретных органах. Именно по этой причине при мумификации органы извлекались и размещались в специальные священные сосуды.

Многие современные ученые считают, что научная проблема души человека, как ее наличия, так и месторасположения, давно решена. К примеру, Стюарт Хамерофф, профессор Университета штата Аризона, анестезиолог и психолог, в своих исследованиях пришел к выводу, что душа является ничем иным, как энергетическим накоплением жизненного опыта и деятельности мозга. Профессор Хамерофф полагает, что душа - это некий сгусток энергии, схожей с квантовой. А ее местонахождение при жизни - мозг. Интересна выведенная из этого теория, не подтвержденная практическими наблюдениями и описывающая общее информационное поле Вселенной, возможно, и являющееся той высшей силой, которая помогает верующим после молений.

Есть ли у нее вес?

В то, что душа человека имеет ощущаемые физические характеристики, которые поддаются измерению, верили еще в Древнем Египте. После смерти человека на суде в загробном мире перед престолом Осириса взвешивалось его сердце, которое, согласно верованиям, было последним физическим пристанищем души.

Ученых, склонных к тому, чтобы практически исследовать что-либо, вопрос веса тоже интересовал. Вероятно, по причине того, что иные физические характеристики души измерять не представляется никакой возможности.

Опытов по взвешиванию людей до их смерти и после нее проводилось достаточно много. В результате в 1960 году прошлого столетия Дункан Мак-Дугал поставил в этом вопросе «жирную точку». Проведя ряд публичных открытых экспериментов в «полевых условиях» одного из хосписов, он доказал, что разница в весе человека до смерти и после нее - неизменна. Она варьируется в промежутке от 20,6 до 22,1 граммов. То есть средний вес, которым обладает душа человека равен значению в 21 грамм.

Разница в весе живых и мертвых действительно относится к душе?

Долгое время вопрос считался закрытым. Открыл его вновь Эугениус Кугис, профессор, преподаватель в литовской Академии наук. В 2001 году этот ученый озадачился вопросом о том, почему разница в весе живых и мертвых является массой души. Вполне вероятно, что это значение веса чего-то иного, к душе отношения не имеющего. Профессор не оспаривал данные экспериментов Мак-Дугала и его предшественников, он лишь усомнился в их выводах.

Проведя ряд исследований, профессор сумел полностью опровергнуть выводы ученых. Потерю веса в двадцать с небольшим грамм обуславливает не исход души, а биохимический процесс, заключающийся в потере жидкостей в момент смерти.

Сколько она может весить?

Однако этот же профессор не успокоился на достигнутом и провел большое исследование с участием 23 добровольцев.

Суть работы заключалась в практическом подтверждении теории о том, что душа покидает тело в момент сна. И содержание сновидений человека не что иное, как отображение мест, в которых блуждает его душа. В этой же теории присутствует сложная гипотеза о бесконечности измерений и миров, а основана она на религиозных представлениях, принятых в буддизме и индуизме.

Участники эксперимента спали на кроватях со встроенными сверхчувствительными приборами, фиксирующими даже мельчайшие изменения в организме человека. Разумеется, фиксировался и вес. Разница в этом показателе в момент фазы глубокого сна, то есть в то время, когда человеку и грезятся видения, с обычной массой составила 3-7 грамм. Профессор сделал вывод, что именно эти цифры и являются уровнем веса души.

Однако, как и в случае своих предшественников, чьи выводы Кугис опроверг, его собственное заключение бездоказательно. Эксперименты показывают только то, что спящий весит на определенное количество грамм меньше, и все. Говоря словами самого литовского ученого, можно озадачиться вопросом о том, что же именно весит от 3 до 7 грамм, точно ли это душа или же нечто иное?

А есть ли у нее физические параметры?

Мировые религии представляют душу лишенной физических показателей, которые можно взвесить, измерить, потрогать. Вместо них у нее есть иные, не измеряемые характеристики, такие как глубина души человека, ее чистота, здоровье, состояние и прочие подобные параметры.

У такого представления есть косвенные подтверждения. К примеру, сложившиеся во всех мировых языках устойчивые выражения наподобие «душа болит». На пустом месте однотипные фразы не рождаются и тем более не присутствуют столетиями в разговорной речи, не употребляются при описании эмоционального состояния.

Существует достаточно любопытная закономерность. Человек может бесконечно при помощи эпитетов описывать свое состояние, однако те, кто его станет слушать, поймут монолог по-разному, каждый по-своему. Но если вместо всех эпитетов сказать фразу «душа требует» - все абсолютно слушатели поймут, о чем говорится, одинаково. Причем поймут именно то, что и хочет донести до них рассказчик.

Другим косвенным подтверждением являются исследования ученых, представляющие душу в виде сгустка квантовой или же иной энергии. У энергии нет измеряемых характеристик, которые можно взвесить или иначе практически исследовать.

Сколько у нее жизней?

Многие парапсихологи состояние души человека объясняют тем, какую по счету земную жизнь она ведет. У скептиков, да и просто у здравомыслящих людей, в связи с этим возникает множество вопросов. Если характеристики физические нет никакой возможности измерять или как-то иначе обозначить, как и сам факт существования души, то тогда каким же образом удастся подсчитать количество ее жизней? Чем можно подтвердить их наличие?

Как правило, если речь заходит о жизнях и их порядковом значении пребывания в этом мире, вспоминается поговорка о кошках. Однако у хвостатых все просто, согласно поговорке. Жизней у них девять, причем находящихся в рамках одного мирского срока. С душой все гораздо более сложно.

Однозначного ответа на вопрос, сколько у нее жизней, не существует. В разных культурах и религиях приняты собственные представления об этом.

У пытающихся разобраться в вопросах, касающихся души, часто возникает вопрос о том, как вообще может идти речь о количестве жизней бессмертной субстанции? Однако именно на этот вопрос есть ответ в любом веровании, от древнейших до современных, в каждой культуре и во всех времена он идентичен. Речь о мирских сроках пребывания души в пределах этой реальности, а не ее фактических жизнях. Душа бессмертна, и жизнь у нее одна, бесконечная.

Как полагают буддисты?

В буддизме и индуизме в целом и общем ограничения количества мирских жизней конкретной души не существует. Но есть ее ограничение на пребывание за пределами физической оболочки.

То есть в этих религиях существование души представляется цепью бесконечных перерождений, которые называются реинкарнациями.

Что думают мистики?

Большинство практикующих парапсихологов не предполагают наличие ограничений на количество земных жизней. Однако единого мнения у занимающихся магией, ворожбой, гаданиями и прочими оккультными вещами в этом вопросе нет. Кто-то ограничивает количество мирских сроков двенадцатью, другие полагают, что их девять. Есть и иные версии.

Однако все парапсихологи сходятся в том, что для определения проживаемого в миру срока следует ориентироваться на то, что хочет душа человека. Молодые души суетливы, стремятся к познанию и обретению опыта. Души, живущие не первый и даже, возможно, не сотый раз, склонны к поведению наставников, учителей. Люди с такими душами все обо всем знают и стремятся наставлять других. Но никогда не могут объяснить, откуда они знают то, о чем говорят.

Как считают христиане?

Христианские конфессии утверждают, что мирская жизнь душе дана только одна. Ее саму вдыхает в младенца Господь, а после того, как земной путь человека завершается, его душа предстает пред Богом. После Господнего суда она отправляется в Ад или же на просторы Рая. Где и будет пребывать в ожидании конца этого мира, когда Бог спустится с небес.

Путь души подробно описан в Библии. Именно тем, что земной срок у нее один, и объясняется необходимость постоянной заботы человека о чистоте души, благочестии помыслов и отсутствии грехов. Другого шанса избежать нахождения в аду у бессмертной души христианина не будет.

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.



О том, что такое Душа, написано очень много, постоянно ведутся споры и дебаты, проводятся даже научные конференции. Но сейчас, на много более важно то, что большинство людей и прогрессивных учёных уже признают существование Души. Ведь без существования души абсолютно всё, сама жизнь и само существование человека, было бы бессмысленным. О некоторых доказательствах и обоснованиях в пользу существования души – читайте тут.

Рассмотрим духовные и эзотерические Знания о Душе.

Что же такое Душа Человека? Только самое главное.

Душа – это Сознание, бессмертная часть человека, которая развивается, приобретает свой опыт, воплощаясь на Земле в теле человека и обучаясь в Тонком мире.

Душа (Сознание) – состоит и 12 основных чакр, двойников (центральных и дополнительных), информационных каналов, энергетических потоков, тонких тел, духовного существа и божьей искры (в сердце духовного существа).

Душа создаётся Абсолютом при помощи (Иерархии Света) из высоких самых сильных и быстрых божественных энергий в течение, примерно, 50000 лет, и создаётся она по образу и подобию Творца.

По образу и подобию – означает, что в душе человека заложен практически неограниченный потенциал, и возможность в будущем, пройдя эволюцию на Земле, потом в Космосе - стать Творцом Вселенных (создавать вселенные, их миры и существа).

Из-за своего высокого предназначения душа имеет возможность обрести бессмертие, которое изначально заложено в её природе. Но нужно сказать, что далеко не каждая душа, проходя эволюцию, получает такое право. Если душа, на определённом этапе пути не выбирает Путь Света (вход в Иерархию Света и Служение Богу), а выбирает тёмный путь (служение Злу), и после множественных попыток Высших Сил вернуть человека на путь истинный, душа всё равно выбирает путь Зла - она лишается бессмертия и полностью разрушается (когда в сознании накапливается критический объём зла и шансы вернуть, и исцелить Душу становятся равны нулю).

Жизнь в теле необходима Душе для ускоренного развития, за счёт возможности накапливать большие объёмы энергии (благодаря физическому телу). Развитие, таким образом, может ускоряться в сотни раз.

Кто ещё сомневается по поводу духовного начала Человека и существования души?

1. Души - нет!

Это не правда! 95% людей земли, включая передовых учёных верят в существование души. Зафиксированы десятки тысяч явлений, подтверждающих существование Души, которые не в состоянии объяснить материалистичная наука. Сотни духовных качеств, которыми обладает Человек и которым нет места в физическом теле - прямое подтверждение того, что душа существует. Подробнее об этом - читайте здесь.

2. Душа – это бесформенное энергетическое облако, которое невозможно как-то измерить или определить, так как она не имеет структуры!

Это бред! Абсолютно любая энергия имеет свою структуру. Душа человека тем более. Душа – имеет очень чёткую и сложнейшую структуру (энергетическое строение), механизмы формирования и развития. Душу можно воспринимать, видеть во всех подробностях и изучить так же подробно, как анатомию физического тела человека (только душа по структуре на несколько порядков сложнее, чем тело). Её изучение – это следующий этап развития общества в познании Человека.

3. Что душа воплощается один раз, а потом куда-то уходит безвозвратно, становится безличностной (она полностью растворяется в энергии вселенной или Бога), т.д.

Это не так! О воплощениях души подробнее читайте тут. Душа не теряет свою индивидуальность никогда (личностную форму и суть), даже когда соединяется с Творцом (достигая духовного, абсолютного уровня развития и выше). У каждой души есть своя особая индивидуальность (предназначение) по рождению (с момента её создания), и есть своё заранее предначертанное место в космосе, где она должна будет выполнять своё предназначение после эволюции на Земле.

Основные характеристики Души Человека.

Душа - создаётся Богом (Абсолютом) по образу и подобию (потенциально имеет такую же структуру, как душа Бога).
Душа - бессмертна, неразрушима и неуничтожима (если только не разрушается Богом за Служение Злу, читайте выше).
Душа - чистая и светлая изначально по своей природе (создана из светлых божественных энергий).
Душа Человека имеет чёткую структуру, которую можно познать.
Душа имеет почти бесконечный потенциал для развития и возможность когда-то стать Творцом Вселенных.
Душа - тонко материально, то есть невидима для физических глаз, но хорошо видима с помощью астрального видения.
Каждая Душа имеет свою индивидуальность, которая определяется особым предназначением, заложенным при создании Души.
Душа развивается на Земле через физическое тело ускоренно, но может развиваться и без него в Тонком мире (намного медленнее).
Каждая душа обладает всеми способностями и сверх способностями, которые были проявлены хотя-бы в одном человеке (что есть в одном, то есть в каждом).
Душа - может стать тёмной и быть разрушенной (потерять бессмертие), через очень продолжительное накопление зла человеком (много воплощений подряд.

Душу человека можно описывать бесконечно, мы сказали лишь суть, без подробностей. Верьте же в свою бессмертную Душу и сделайте всё, чтобы научиться её слышать! Делайте всё в интересах своей Души, и никогда не поступайте против неё!